Запрос котировок в электронной форме: новые правила
- Категория: Специалисту по госзакупкам
С 1 апреля 2021 года вступила в силу новая редакция ст. 82.1 Закона N 44-ФЗ, которая заменила довольно большое количество статей, которые раньше регламентировали проведение запроса котировок. Теперь это одна очень длинная статья, и в ней собраны все материальные и процессуальные особенности проведения запроса котировок.
Запрос котировок в электронной форме: общие положения
Итак, если мы вернемся к определению или начнем с определения запроса котировок, то это конкурентный способ определения поставщика, информация о котором размещается в единой информационной системе для неограниченного круга лиц, и победителем запроса котировок является участник, который предложил наиболее низкую цену контракта и который соответствует требованиям, указанным в извещении (ч. 1 ст. 82.1 Закона N 44-ФЗ). Запрос котировок отличается от остальных способов определения поставщика тем, что при его проведении заказчик не формирует документацию о запросе котировок. Вся информация, которую он хочет сообщить потенциальному поставщику, публикуется в составе извещения (ч. 3 ст. 82.1 Закона N 44-ФЗ).
Итак, новые условия проведения запроса котировок следующие. Теперь цена одного контракта, заключаемого по итогам запроса котировок, может быть до 3 миллионов рублей. При этом годовой объем закупок, который заказчик осуществляет способом запроса котировок, не должен превышать 10% его совокупного годового объема закупок (ч. 2 ст. 82.1 Закона N 44-ФЗ). Обратите внимание, что теперь нет ограничения по проведению запроса котировок в рублях. Раньше, вы помните (опытные заказчики знают), что был порог и в рублях, теперь его нет. Осталось до 3 миллионов по одному контракту и не более чем 10% совокупного годового объема закупок заказчика.
Эта ст. 82.1 Закона N 44-ФЗ содержит, в том числе, перечень сведений, которые указывает заказчик при формировании извещения. Извещение размещается в единой информационной системе, подписывается электронной подписью заказчика и, повторюсь, содержит всю ту информацию, которую заказчики при иных конкурентных процедурах размещают и в составе извещения, и в документации. В извещении указывается адрес электронной площадки, на которую потом провалится закупка. Сведения о заказчике или специализированной организации, которая проводит этот запрос котировок, краткое изложение условий контракта, который содержит сведения о наименовании, содержит описание объекта закупки, информацию о количестве, месте, сроках доставки товара, выполнении работ или оказании услуг, начальную максимальную цену контракта, источник финансирования (ч. 3 ст. 82.1 Закона N 44-ФЗ). В случаях, которые установлены правительством, в соответствии с ч. 2 ст. 34 Закона N 44-ФЗ, указывается ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта. В случае, предусмотренном ч. 24 ст. 22 Закона N 44-ФЗ, указывается начальная цена единицы, а также начальная сумма цен единиц и максимальное значение цены контракта. Здесь речь идет о так называемых контрактах с неопределенным объемом, когда на момент заключения контракта невозможно определить, какой объем товаров, работ или услуг заказчик выберет по этому контракту. Поэтому у нас есть цена за единицу и максимальный объем, на который заказчик сможет этот товар, работу или услугу выбрать.
Естественно, указывается идентификационный код закупки; такой используемый способ определения поставщика, как запрос котировок. Размер обеспечения и исполнения контракта, требования к порядку предоставления такого обеспечения. Далее указываются преимущества, которые заказчик предоставляет субъектам, предприятиям системы исполнения наказаний и общественным организациям инвалидов (если предоставляет). Далее ограничения в участии в закупке, которые установлены в соответствии с законом, если существуют такие ограничения. Далее заказчик указывает информацию о запретах и ограничениях, которые законодательством предусмотрены в рамках национального режима, предусмотренного ст. 14 Закона N 44-ФЗ, информацию об осуществлении закупки, если она в рамках гособоронзаказа проводится. Указывают дату и время окончания срока подачи заявок на участие в запросе котировок, информацию о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта, который будет заключен по итогам проведения запроса котировок, требования, которые предъявляются к участникам в соответствии со ст. 31 Закона N 44-ФЗ (это ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ – общие требования), и требование об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков, если в силу ч. 1.1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ заказчик такое требование устанавливает. Заказчик не обязан это делать, но вправе такое требование установить.
Извещение о закупке в форме запроса котировок должно содержать проект контракта, который будет заключен, и обоснование цены контракта (ч. 4 ст. 82.1 Закона N 44-ФЗ). Обратите внимание, что внесение изменений в извещение о проведении запроса котировок не допускается законом. При этом существенно сокращен срок отмены закупки в форме запроса котировок. Заказчик вправе отменить закупку не позднее чем за один час до окончания срока подачи заявок на участие в таком запросе котировок (ч. 1 ст. 36 Закона N 44-ФЗ).
Что касается заявок на участие в запросе котировок. Срок на подачу таких заявок заказчик должен установить не менее четырех рабочих дней со дня, следующего за днем размещения в единой информационной системе извещения о запросе котировок (п. 3 ч. 3 ст. 82.1 Закона N 44-ФЗ). Подает заявку любой участник, который зарегистрирован в единой информационной системе и на электронной площадке. Подача заявки означает согласие участника запроса котировок на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на тех условиях, которые заказчиком установлены в извещении (ч. 5 ст. 82.1 Закона N 44-ФЗ).
Алгоритм проведения запроса котировок в электронной форме
Разберем алгоритм запроса котировок и начнем с подачи заявок и полномочий оператора электронной площадки на отклонение заявок.
Итак, в течение одного часа с момента получения заявки оператор электронной площадки либо возвращает заявку подавшему участнику в случае, если заявка не подписана электронной подписью участника, если участником поданы две или более заявок (технически это невозможно, но Закон N 44-ФЗ содержит такую оговорку), либо заявка получена по окончании срока подачи заявок, или заявка подана менее чем за три месяца до даты окончания срока регистрации участника в единой информационной системе, или если участником предложена цена, которая превышает начальную максимальную цену контракта или начальную максимальную цену единицы товара, работы или услуги, или заявка содержит предложение о цене, равное нулю (ч. 11 ст. 54.4 Закона N 44-ФЗ).
В таких случаях оператор электронной площадки возвращает заявку. Не отклоняет (отклонить может только заказчик), а возвращает заявку подавшему участнику. Участник, соответственно, может устранить недостатки, если успеет подать новую заявку. Если оснований для возвращения заявки нет, то оператор присваивает заявке идентификационный номер и уведомляет участника, который заявку подал, об этом присвоенном номере.
Что должна содержать заявка участника запроса котировок (ч. 5 ст. 82.1 Закона N 44-ФЗ)? Наименование места нахождения юридического лица, контактные данные, идентификационный номер налогоплательщика, учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, которое выполняет функции единоличного исполнительного органа, если участником закупки является юридическое лицо, фамилия, имя, отчество, адрес места жительства, контактные данные для физического лица, решение о совершении крупной сделки или последующем одобрении, если предусмотрено требование о наличии такого решения законодательством Российской Федерации или учредительными документами юридического лица в случае, если для участника заключения контракта предоставление обеспечения будет являться крупной сделкой. Предоставляются лицензии или разрешения, если, наоборот, на товары, работы или услуги, которые являются предметом запроса котировок, требуются разрешение или лицензия, это необходимо в силу п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ.
Далее участник предоставляет сведения о себе в форме деклараций. Это довольно большой объем сведений, они предусмотрены п.п. 3-5, 7-9, 11 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ. Вот в отношении этих требований участник предоставляет декларацию.
Далее. Второй блок информации, которую участник в своей заявке на запрос котировок указывает, относится к тому предложению о товаре, работе, услуге, которое он заказчику делает. Это сведения, которые содержат характеристики предлагаемого товара, соответствующие показателям, которые в извещении заказчика содержатся (п. 2 ч. 5 ст. 82.1 Закона N 44-ФЗ). Такая информация может не включаться в заявку, если участник предлагает тот товар с тем товарным знаком, который был указан в извещении. И указывает товарный знак при наличии. Далее указывает наименование страны происхождения товара в соответствии с классификатором, документы или копии документов, подтверждающие соответствие товара, работы или услуги требованиям законодательства Российской Федерации, если такие требования к товару, работе, услуге предусмотрены и предусмотрено предоставление этих сведений извещением. Не допускается требовать предоставления таких документов, если в силу закона они должны быть предоставлены уже вместе с товаром по итогам исполнения контракта.
Далее. Следующий блок – это предложение участника о цене контракта или цене единицы товара, работы, услуги в случаях, предусмотренных ч. 24 ст. 22 Закона N 44-ФЗ как раз в случае проведения закупки с неопределенным объемом (п. 3 ч. 5 ст. 82.1 Закона N 44-ФЗ). Далее участник в составе заявки предоставляет документы и информацию в рамках выполнения требований, предусмотренных ст. 14 Закона N 44-ФЗ, требований о соблюдении национального режима, если в отношении этого товара, работы или услуги установлены ограничения или запреты на допуск товаров и условия допуска товаров к закупкам (п. 4 ч. 5 ст. 82.1 Закона N 44-ФЗ).
Обратите внимание, что в случае отсутствия таких документов или копий в заявке участника такая заявка будет приравниваться к заявке, которая содержит предложение о поставке товаров иностранного производства, или работ и услуг, выполняемых или оказываемых иностранными подрядчиками или исполнителями. То есть такая заявка не будет отклонена, но при рассмотрении заявок она будет рассматриваться как заявка, содержащая предложение об иностранном товаре, работах или услугах.
Собственно алгоритм проведения запроса котировок привычен. Участники подают заявки на участие, оператор электронной площадки в течение одного часа с даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в запросе котировок направляет заказчику заявки, всю информацию, которая содержится в заявках, а также информацию и документы участника закупки, которые предусмотрены ч. 11 ст. 24.1 Закона N 44-ФЗ, это сведения и документы, которые при аккредитации на электронной площадке участникам предоставляются (ч. 9 ст. 82.1 Закона N 44-ФЗ).
Итак, заявки и вот эти сведения и документы, которые подтягиваются посредством интеграции оператора электронной площадки с иными ресурсами, поступают заказчику, и начинает работу комиссия заказчика. Довольно сжатые сроки для работы комиссии – не позднее одного рабочего дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок, члены комиссии рассматривают поступившие заявки, ту информацию и документы, которые были направлены заказчику оператором электронной площадки, и принимают решение о соответствии заявки на участие требованиям, которые установлены в извещении, или принимают решение об отклонении заявки (ч. 10 ст. 82.1 Закона N 44-ФЗ).
Далее члены комиссии присваивают каждой неотклоненной заявке порядковый номер в порядке возрастания цены или суммы цен единиц товаров, работ, услуг с учетом национального режима. Я уже упоминала, что различный порядок оценки заявок для заявок, содержащих предложение о российских товарах, работах, услугах, и иностранных.
Далее, обратите внимание, очень важно, что члены комиссии подписывают своими электронными подписями сформированный заказчиком с помощью функционала электронной площадки протокол подведения итогов запроса котировок. Таким образом, заказчик должен обеспечить наличие электронной подписи у каждого члена комиссии.
Далее. Заказчик формирует с использованием функционала электронной площадки итоговый протокол или протокол подведения итогов запроса котировок и размещает его на электронной площадке, подписав его электронной подписью. В течение часа оператор электронной площадки обеспечивает размещение протокола, в том числе в единой информационной системе.
В каких случаях заказчик может отклонить заявки, поступившие на участие в запросе котировок? Это, естественно, непредоставление документов, которые предусмотрены ч. 5 ст. 82.1 и ч. 11 ст. 24.1 Закона N 44-ФЗ. Мы с вами их все уже назвали. Далее несоответствие предоставленной информации и документов требованиям, которые были установлены заказчиком в извещении, несоответствие участника тем требованиям, которые были установлены заказчиком также в извещении и предусмотрены ч. 1 и ч. 1.1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ. Далее в случае нарушения требований о национальном режиме. Допустим, предлагаются товары, которые не могут поставляться в рамках национального режима, в отношении которых установлены запреты. И выявление недостоверной информации, которая содержится в заявке, также может быть основанием для ее отклонения заказчиком (ч. 11 ст. 82.1 Закона N 44-ФЗ).
И по итогам, как мы с вами уже упоминали, заказчик формирует протокол подведения итогов запроса котировок, где указывает дату, идентификационные номера заявок на участие, которые поступили, информацию о допуске заявок и отклонении заявок. Эта информация в отношении каждой заявки указывается. В случае если заказчик отклоняет заявку, он в протоколе указывает сведения о заявке и те положения извещения и закона, которым эти положения заявки не соответствуют.
Далее указывает присвоенные неотклоненным заявкам порядковые номера в порядке возрастания цены. Информацию о предоставлении преимуществ по ст. 28 и 29 Закона N 44-ФЗ организациям инвалидов и предприятиям учреждениям системы исполнения наказаний, цена для них увеличивается. Далее указывается решение каждого члена комиссии, принимавшего участие в рассмотрении заявок в отношении каждой заявки. И указывается информация о том, что запрос котировок признан несостоявшимся; соответственно, основания, по которым процедура признана несостоявшейся, если такая ситуация приключилась (ч. 12 ст. 82.1 Закона N 44-ФЗ).
Порядок заключения контракта по итогам запроса котировок в электронной форме таков, как и для иных процедур определения поставщика. Он предусмотрен ст. 83.2 Закона N 44-ФЗ. И особенности, существенно укорачивающие этот срок заключения контракта, предусмотрены ч. 13 ст. 82.1 Закона N 44-ФЗ о запросе котировок.
Сроки, как я уже сказала, более короткие. Заказчик размещает не подписанный со своей стороны проект контракта в единой информационной системе и на электронной площадке не позднее трех часов с момента публикации итогового протокола в единой информационной системе. Победитель запроса котировок подписывает проект контракта со своей стороны не позднее одного рабочего дня после размещения заказчиком проекта контракта. И обратите внимание, что формирование протокола разногласий по итогам запроса котировок при заключении контракта не предусмотрено, законом не допускается. И далее заказчик подписывает уже со своей стороны контракт не позднее одного рабочего дня, следующего за днем подписания контракта поставщиком (ч. 13 ст. 82.1 Закона N 44-ФЗ). Но в любом случае не ранее чем через два дня после итогового протокола.
Как вы знаете, контракт, заключаемый по итогам запроса котировок, должен быть размещен в реестре контрактов в обязательном порядке (ч. 1 ст. 103 Закона N 44-ФЗ).
В каком случае запрос котировок может быть признан несостоявшимся? Что это за основания? Во-первых, в случае, если была подана только одна заявка или только одна заявка была признана соответствующей требованиям, которые были установлены в извещении о проведении запроса котировок. То есть это случай, когда запрос котировок признается несостоявшимся, но может быть результативным. То есть в случае, если такая единственная поступившая заявка или единственная оставшаяся соответствует требованиям, которые указаны в извещении, с таким участником, подавшим эту заявку, может быть заключен контракт. То есть запрос котировок несостоявшийся, но результативный. Контракт будет заключен.
А вот в случае если вовсе не было подано заявок, или все поданные заявки были отклонены, соответственно, контракт заключить не с кем, то заказчик осуществляет новую закупку по правилам, предусмотренным Законом N 44-ФЗ (ч. 14 ст. 82.1 Закона N 44-ФЗ).
Итоги запроса котировок, действия заказчика, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, уполномоченного органа или специализированной организации могут быть обжалованы участниками не позднее чем через пять дней с даты размещения в ЕИС итогового протокола, но не позднее даты заключения контракта (ч. 4 ст. 105 Закона N 44-ФЗ). В случае, если контракт заключен, обжаловать в федеральный антимонопольный орган закупку нельзя, обжалование допускается только в судебном порядке. Правила обжалования предусмотрены ст. 105 и 106 Закона N 44-ФЗ. Жалобы рассматриваются в органах Федеральной антимонопольной службы.
Источник: КонсультантПлюс, лекция руководителя учебно-методического центра ЗАО "Сбербанк-АСТ" Надежды Рыжовой
Нет КонсультантПлюс?
Оформите заявку на доставку полной версии документаили самостоятельно подберите комплект, с учетом особенностей именно Вашей организации