Отмена конкурентной закупки возможна только по основаниям, которые есть в Законе N 223-ФЗ
- Категория: Специалисту по госзакупкам
Заказчик устранил нарушения в закупке по требованию контролеров и перенес процедуру подведения итогов на другое число. Однако потом отказался от ее проведения, поскольку требовалась корректировка техзадания. Он решил провести повторную процедуру.
Участник закупки с этим не согласился. Контролеры его не поддержали.
В суде участник требовал:
- признать его победителем;
- признать недействительным отказ заказчика от дальнейшего проведения закупочной процедуры и решение о повторной закупке;
- отменить протокол подведения итогов повторной закупки.
Заказчик пояснил, что действовал законно: в положении и документации о закупке есть возможность отказаться от процедуры на любом из этапов без материальной ответственности перед участниками. Кроме того, закупка является неконкурентной неторговой процедурой. Об этом тоже сказано в положении о закупке. Правила отмены закупки урегулированы в Законе N 223-ФЗ только для конкурентных процедур.
Первая инстанция поддержала заказчика: участие в закупке не гарантирует заключения договора, поскольку в положении о закупке есть право отказа от нее на любом этапе.
Апелляция частично изменила такое решение и признала отказ незаконным. Кассация с этим согласилась:
- способы закупки надо определять не произвольно, а с учетом принципов информационной открытости, равноправия, справедливости, отсутствия необоснованных ограничений конкуренции среди участников;
- объявленная закупка отвечает всем критериям конкурентной процедуры. По Закону N 223-ФЗ ее можно отменить в двух случаях: до момента окончания срока подачи заявок или по истечении срока отмены закупки и до заключения договора при обстоятельствах непреодолимой силы;
- заказчик незаконно установил в положении возможность отказа от конкурентной закупки на любом этапе. Кроме того, он предусмотрел право прекратить процедуру, если лучшее предложение не устроит заказчика;
- необходимость корректировки техзадания не является обстоятельством непреодолимой силы;
- последующая закупка идентична начальной, поскольку внесенные в нее изменения незначительны;
- отказ от проведения изначальной процедуры указывает на намерение заказчика заключить договор с конкретным победителем (что и произошло впоследствии).
Отметим, в практике есть примеры как с аналогичным, так и с противоположным подходом.
Источник: КонсультантПлюс
Документ: Постановление АС Дальневосточного округа от 30.06.2021 по делу N А51-6038/2020
Нет КонсультантПлюс?
Оформите заявку на доставку полной версии документаили самостоятельно подберите комплект, с учетом особенностей именно Вашей организации