Какие последствия для компании, если та скроет факт, что сотрудник в течение рабочего времени получил травму?
- Категория: Кадровик
Работник в случае получения травмы на производстве и сокрытия работодателем указанного несчастного случая вправе обратиться в органы Роструда. Соответствующее обстоятельство является основанием для проведения внеплановой проверки работодателя.
За сокрытие наступления страхового случая работодатель может быть привлечен к ответственности по ст. 15.34 КоАП РФ.
Помимо этого, если при проверке будут выявлены нарушения, влияющие на получение застрахованным лицом выплат, территориальный орган ФСС РФ примет решение о возмещении страхователем излишних расходов страховщика и направит требование об их возмещении.
Расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний являются одними из основных направлений государственной политики в области охраны труда (ст. 210 ТК РФ).
Работодатель обязан обеспечить обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, расследование и учет в установленном ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (ст. 212 ТК РФ).
Расследованию и учету подлежат несчастные случаи, произошедшие с работниками и другими лицами, участвующими в производственной деятельности работодателя (в том числе с лицами, подлежащими обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний), при исполнении ими трудовых обязанностей или выполнении какой-либо работы по поручению работодателя (его представителя), а также при осуществлении иных правомерных действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем либо совершаемых в его интересах.
Расследованию в установленном порядке как несчастные случаи в том числе подлежат события, в результате которых пострадавшими были получены телесные повреждения (травмы) в течение рабочего времени на территории работодателя (ст. 227 ТК РФ).
При несчастных случаях, указанных в ст. 227 ТК РФ, работодатель (его представитель) обязан (ст. 228 ТК РФ):
• немедленно организовать первую помощь пострадавшему и при необходимости доставку его в медицинскую организацию;
• принять неотложные меры по предотвращению развития аварийной или иной чрезвычайной ситуации и воздействия травмирующих факторов на других лиц;
• сохранить до начала расследования несчастного случая обстановку, какой она была на момент происшествия, если это не угрожает жизни и здоровью других лиц и не ведет к катастрофе, аварии или возникновению иных чрезвычайных обстоятельств, а в случае невозможности ее сохранения - зафиксировать сложившуюся обстановку (составить схемы, провести фотографирование или видеосъемку, другие мероприятия);
• немедленно проинформировать о несчастном случае органы и организации, указанные в ТК РФ, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а о тяжелом несчастном случае или несчастном случае со смертельным исходом - также родственников пострадавшего;
• принять иные необходимые меры по организации и обеспечению надлежащего и своевременного расследования несчастного случая и оформлению материалов расследования в соответствии с гл. 36 ТК РФ.
Страхователь обязан в течение суток со дня наступления страхового случая сообщить о нем страховщику. Форма сообщения о страховом случае утверждена Приказом ФСС РФ от 24.08.2000 N 157 (пп. 6 п. 2 ст. 17 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний").
Также в период с 1 января по 31 декабря 2021 г. страхователь не позднее 5 календарных дней со дня представления застрахованным лицом (его уполномоченным представителем) документов (сведений), необходимых для назначения и выплаты пособия, представляет в территориальный орган Фонда по месту регистрации акт о несчастном случае на производстве (копии материалов расследования - в случае продолжения расследования), поступившие к нему документы (сведения), необходимые для назначения и выплаты застрахованному лицу пособия, а также сведения о застрахованном лице (ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 29.12.2020 N 478-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 478-ФЗ), п. 3 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.12.2020 N 2375 (далее - Положение N 2375)).
В целях осуществления контроля за соблюдением законодательства РФ об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в части полноты и достоверности сведений и документов, представляемых страхователем для назначения и выплаты обеспечения по страхованию, территориальные органы страховщика в период с 1 января по 31 декабря 2021 г. включительно проводят камеральные и выездные проверки полноты и достоверности представляемых страхователем сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты обеспечения по страхованию, в порядке, аналогичном порядку проведения камеральных и выездных проверок, установленному Федеральным законом N 125-ФЗ (ч. 2 ст. 7 Закона N 478-ФЗ).
За непредставление (несвоевременное представление) документов, необходимых для назначения и выплаты пособия, недостоверность либо сокрытие сведений, влияющих на право получения застрахованным лицом пособия или исчисление его размера, а также размера оплаты отпуска застрахованного лица, страхователь несет ответственность в соответствии с законодательством РФ. При этом расходы, излишне понесенные страховщиком в связи с сокрытием или недостоверностью представленных страхователем указанных сведений, подлежат возмещению страхователем в соответствии с законодательством РФ (ч. 1 - 3 ст. 7 Закона N 478-ФЗ, п. 15 Положения N 2375).
Основанием для проведения внеплановой проверки является мотивированное представление должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля по результатам анализа результатов мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, рассмотрения или предварительной проверки поступивших в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о возникновении угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан (п. 2 ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ, Административный регламент, утв. Приказом Роструда от 23.08.2019 N 235 (далее - Регламент)).
Следует учитывать, что основанием для проведения внеплановой проверки является поступление в Роструд или его территориальный орган заявлений, обращений и иных документов, содержащих сведения в том числе о фактах (п. 97 Регламента) нарушений работодателями требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников, а также приведших к невыплате или неполной выплате в установленный срок заработной платы, других выплат, причитающихся работникам, либо установлению заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством РФ.
К фактам возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан могут относиться следующие случаи (п. 98 Регламента):
• нарушение порядка расследования, оформления и учета несчастных случаев на производстве, предусмотренных ст. ст. 229.2, 230, 230.1 ТК РФ и Постановлением Минтруда России от 24.10.2002 N 73;
• нарушение порядка проведения мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни и здоровью работников по результатам расследования несчастных случаев.
Срок проведения проверки не может превышать 20 рабочих дней (ч. 1 ст. 13 Федерального закона N 294-ФЗ, п. 24 Регламента).
Если в ходе проверки выявлены нарушения установленного ТК РФ и Постановлением Минтруда России N 73 порядка расследования, оформления, регистрации и учета несчастных случаев на производстве, в том числе факты сокрытия работодателем несчастного случая на производстве, устранение которых не представляется возможным без проведения дополнительного расследования, то по результатам проверки уполномоченным должностным лицом Роструда или его территориального органа, проводившим проверку, проводится дополнительное расследование несчастного случая на производстве в порядке, установленном ст. 229.3 ТК РФ (п. 123 Регламента).
К нарушениям установленного порядка расследования, оформления, регистрации и учета несчастных случаев на производстве, устранение которых невозможно без проведения дополнительного расследования, в частности, относится тот случай, когда несчастный случай фактически не расследован в установленном порядке либо работодателем неправомерно принято решение об отказе в проведении расследования несчастного случая.
Государственный инспектор труда при выявлении сокрытого несчастного случая, поступлении жалобы, заявления, иного обращения пострадавшего (его законного представителя или иного доверенного лица), лица, состоявшего на иждивении погибшего в результате несчастного случая, либо лица, состоявшего с ним в близком родстве или свойстве (их законного представителя или иного доверенного лица), о несогласии их с выводами комиссии по расследованию несчастного случая, а также при получении сведений, объективно свидетельствующих о нарушении порядка расследования, проводит дополнительное расследование несчастного случая в соответствии с требованиями гл. 36 ТК РФ независимо от срока давности несчастного случая. Дополнительное расследование проводится, как правило, с привлечением профсоюзного инспектора труда, а при необходимости - представителей соответствующего федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, и исполнительного органа страховщика (по месту регистрации работодателя в качестве страхователя). По результатам дополнительного расследования государственный инспектор труда составляет заключение о несчастном случае на производстве и выдает предписание, обязательное для выполнения работодателем (его представителем) (ст. 229.3 ТК РФ, п. 25 Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, утв. Постановлением Минтруда России N 73).
Сокрытие страхователем наступления страхового случая при обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 300 до 500 руб., на должностных лиц - в размере от 500 до 1 000 руб., на юридических лиц - в размере от 5 000 до 10 000 руб. (ст. 15.34 КоАП).
Нет КонсультантПлюс?
Оформите заявку на доставку полной версии документаили самостоятельно подберите комплект, с учетом особенностей именно Вашей организации