ООО «ИЦ Консультант»
г.Краснодар, ул. Гимназическая, дом 49/1, этаж 4
телефон / факс: (861) 2-555-111

Аналитические обзоры

Специалисту по Госзакупкам от 6 декабря 2016 г.

06.12.2016
При перемене госзаказчика подрядчик может не обращаться в банк для изменения банковской гарантии
К такому выводу пришло Минэкономразвития в отношении гарантий, обеспечивающих исполнение контракта. Обязанность сообщить банку о перемене бенефициара по гарантии лежит на самом госзаказчике.
В банковской гарантии, выдаваемой в обеспечение исполнения контракта, обязательно закрепляется: при перемене госзаказчика он может передать право требования по гарантии. Перед передачей права госзаказчик должен известить об этом банк.
Полагаем, вывод ведомства можно применить не только к подрядчику, но и к поставщику, исполнителю госконтракта. Эти лица также могут не обращаться в банк для внесения изменений в гарантию, если госзаказчик надлежащим образом передаст право требования по ней.
Документ: Письмо Минэкономразвития России от 27.10.2016 N Д28и-2951
Как оформить банковскую гарантию? (*Путеводитель по контрактной системе в сфере закупок)

* Полный текст документа Вы найдете в коммерческой версии КонсультантПлюс, установленной на Вашем компьютере.
Заказать бесплатную демонстрацию или обратиться в региональный центр КонсультантПлюс.

Юристу, кадровику от 6 декабря 2016 г.

06.12.2016
Печатные СМИ с 2017 года должны направлять в ИТАР-ТАСС и РГБ электронный экземпляр издания
Новая обязанность появится у издателей, редакций газет и журналов и других производителей документов. Перечень таких лиц приведен в Законе об экземпляре документов.
Согласно поправкам обязательный экземпляр печатного издания в электронном виде нужно отправить в течение семи дней с даты, когда вышел первый тираж. Экземпляр необходимо заверить квалифицированной электронной подписью.
Рекомендуем внимательно отнестись к новой обязанности. За ее неисполнение юрлицу грозит штраф от 10 тыс. до 20 тыс. руб.
Документ: Федеральный закон от 03.07.2016 N 278-ФЗ (вступает в силу 1 января 2017 года)

* Полный текст документа Вы найдете в коммерческой версии КонсультантПлюс, установленной на Вашем компьютере.
Заказать бесплатную демонстрацию или обратиться в региональный центр КонсультантПлюс.

Бухгалтеру бюджетной организации от 6 декабря 2016 г.

06.12.2016
Новые правила о сроках подачи бухотчетности федеральными учреждениями ждут регистрации в Минюсте
Минфин планирует уточнить Инструкцию N 33н. Если поправки пройдут регистрацию в Минюсте, то будут применяться при подаче отчетности за 2016 год. Новшество касается федеральных бюджетных и автономных учреждений, которые представляют бухотчетность с использованием системы "Электронный бюджет".
Сроки, в которые учреждения должны будут представлять бухотчетность, согласно поправкам зависят от того, когда бюджетную отчетность подают в Казначейство главные распорядители средств федерального бюджета с функциями и полномочиями учредителя. Предполагается, что бухотчетность необходимо будет подавать:
- не позднее 15 рабочих дней до срока представления годовой бюджетной отчетности;
- не позднее 7 рабочих дней до срока представления квартальной бюджетной отчетности;
- не позднее 6 рабочих дней до срока представления месячной бюджетной отчетности.
Напомним, сроки подачи бюджетной отчетности главными распорядителями средств федерального бюджета утверждает Казначейство. На 2017 год эти сроки установлены Приказом от 22.11.2016 N 28н (http://www.roskazna.ru/dokumenty/).
Документ: Приказ Минфина России от 16.11.2016 N 209н

С 30 ноября налоги за организацию может перечислять любое лицо со своего счета
Закон, предусматривающий такие изменения НК РФ, опубликован на прошлой неделе.
Уплатить налоги за другое лицо можно было и прежде, но только в исключительных случаях. Например, за реорганизованное юрлицо перечислял налог правопреемник, за участников консолидированной группы налогоплательщиков - ее ответственный участник. Такой порядок сохранился и сейчас.
Новшество позволит:
- юрлицам перечислять налоги со своего счета за другие организации;
- директорам погашать налоговые обязательства организации за счет своих средств. Это может быть актуально при блокировке всех счетов юрлиц.
Важно, что лицо, которое платит налог за организацию, не вправе потребовать возврата из бюджета налога, уплаченного за налогоплательщика.
С 2017 года аналогичное новшество начнет действовать и для страховых взносов. Сейчас в Законе о страховых взносах такого положения нет.
Документ: Федеральный закон от 30.11.2016 N 401-ФЗ (рассмотренные положения вступили в силу 30 ноября 2016 года)
Как заполнить платежное поручение на уплату налога? (*Путеводитель по налогам)

С 2017 года юрлица смогут создавать больший резерв по сомнительным долгам, чем сейчас
Изменения затронут порядок создания резерва по итогам отчетных периодов по налогу на прибыль. Закон с такими поправками недавно опубликован.
По новым правилам сумма создаваемого резерва не должна будет превышать большую из величин:
- 10% от выручки за предыдущий налоговый период;
- 10% от выручки за текущий отчетный период.
Сейчас сумма создаваемого по итогам отчетного периода резерва не должна превышать 10% от выручки за текущий отчетный период.
Нередко выручка за предыдущий налоговый период выше, чем за текущий отчетный период. Значит, и резерв станет больше. Это позволит учесть в расходах по налогу на прибыль большую сумму по сравнению с той, которую можно учесть сейчас.
Новшество особенно актуально при создании резерва за первый отчетный период года. В первом квартале компании не всегда удается заработать больше, чем за весь предыдущий год.
Документ: Федеральный закон от 30.11.2016 N 405-ФЗ (вступает в силу 1 января 2017 года)
Как создать резерв по сомнительным долгам по налогу на прибыль по действующим правилам? (*Путеводитель по налогам)

При длительной просрочке по недоимке, возникшей с октября 2017 года, пени будут повышенными
Организации будут платить повышенные пени при длительной просрочке перечисления налога. Новые правила их расчета будут применяться к недоимке, образовавшейся с 1 октября 2017 года.
Если просрочка превысит 30 календарных дней, пени для организаций будут рассчитываться следующим образом:
- исходя из 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей в период до 30 календарных дней (включительно) такой просрочки;
- исходя из 1/150 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей в период начиная с 31-го календарного дня просрочки.
При просрочке в 30 календарных дней или меньше юрлицо будет платить пени исходя из 1/300 ставки рефинансирования, как и сейчас.
На данный момент процентная ставка пеней принимается равной 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей во время просрочки. Срок просрочки роли не играет.
С 2016 года ЦБ РФ не устанавливает самостоятельного значения ставки рефинансирования. Она равна ключевой ставке.
Документ: Федеральный закон от 30.11.2016 N 401-ФЗ (рассмотренные положения вступают в силу 1 октября 2017 года)
Как сейчас рассчитываются пени по налогам? (*Путеводитель по налогам)

Каждый регион сам решит, будет ли у юрлиц льгота по движимому имуществу
С 1 января вступают в силу положения НК РФ, которые наделяют субъекты РФ таким правом. Новшество касается движимых объектов, принятых с 2013 года на учет в качестве основных средств.
Сейчас льгота по налогу на имущество распространяется на движимое имущество, принятое с 1 января 2013 года на учет в качестве основных средств, и применяется по умолчанию. По таким объектам юрлица не платят налог. Есть исключения: имущество принято на учет в результате реорганизации, ликвидации юрлица или передачи имущества между взаимозависимыми лицами.
С 2018 года льгота будет действовать на территории тех регионов, которые разрешат это своими законами.
Полномочия для принятия законов, разрешающих льготу, у властей регионов появятся с 1 января 2017 года. В условиях дефицитов региональных бюджетов, полагаем, найдутся субъекты, которые не примут закон о льготе.
Документ: Федеральный закон от 30.11.2016 N 401-ФЗ (рассмотренные положения вступают в силу 1 января 2017 года)
Какие есть льготы по налогу на имущество организаций? (*Путеводитель по налогам)

Работодатели с 2017 года смогут направлять сотрудников на независимую оценку квалификации
Процедура независимой оценки квалификации вводится с 1 января. Оценка поможет определить, соответствует ли квалификация работника профстандарту или иным требованиям, установленным в НПА.
Если работодатель решит направить сотрудников на такую оценку, ему потребуется при определении перечня необходимых специальностей и профессий учесть мнение представительного органа работников. Полагаем, правило применимо лишь при наличии такого органа.
Кроме того, работодателю нужно будет получить письменное согласие сотрудников, чтобы направить их на независимую оценку. Порядок и условия направления на оценку будут определяться коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.
Работодателям, которые собираются применять процедуру независимой оценки в 2017 году, уже сейчас стоит заняться разработкой необходимых документов. Например, допсоглашений к трудовым договорам.
Независимую оценку в форме профессионального экзамена будут проводить специальные центры. Правительство уже утвердило для этого правила. Они начнут применяться также с 2017 года.
Если на независимую оценку сотрудника будет направлять работодатель, то именно он заключит с центром оценки квалификаций договор о возмездном оказании услуг. Вместе с тем допускается, что физлицо может пройти эту процедуру и по своей инициативе. Тогда заключать договор с центром и оплачивать экзамен будет сам соискатель либо иное физлицо или юрлицо.
Документы: Федеральный закон от 03.07.2016 N 238-ФЗ (вступает в силу 1 января 2017 года); Федеральный закон от 03.07.2016 N 239-ФЗ (вступает в силу 1 января 2017 года)
Как работодателю применять профстандарты? (*Путеводитель по кадровым вопросам)

* Полный текст документа Вы найдете в коммерческой версии КонсультантПлюс, установленной на Вашем компьютере.
Заказать бесплатную демонстрацию или обратиться в региональный центр КонсультантПлюс.

Бухгалтеру от 6 декабря 2016 г.

06.12.2016
С 2017 года юрлица смогут создавать больший резерв по сомнительным долгам, чем сейчас
Изменения затронут порядок создания резерва по итогам отчетных периодов по налогу на прибыль. Закон с такими поправками недавно опубликован.
По новым правилам сумма создаваемого резерва не должна будет превышать большую из величин:
- 10% от выручки за предыдущий налоговый период;
- 10% от выручки за текущий отчетный период.
Сейчас сумма создаваемого по итогам отчетного периода резерва не должна превышать 10% от выручки за текущий отчетный период.
Нередко выручка за предыдущий налоговый период выше, чем за текущий отчетный период. Значит, и резерв станет больше. Это позволит учесть в расходах по налогу на прибыль большую сумму по сравнению с той, которую можно учесть сейчас.
Новшество особенно актуально при создании резерва за первый отчетный период года. В первом квартале компании не всегда удается заработать больше, чем за весь предыдущий год.
Документ: Федеральный закон от 30.11.2016 N 405-ФЗ (вступает в силу 1 января 2017 года)
Как создать резерв по сомнительным долгам по налогу на прибыль по действующим правилам? (*Путеводитель по налогам)

При длительной просрочке по недоимке, возникшей с октября 2017 года, пени будут повышенными
Организации будут платить повышенные пени при длительной просрочке перечисления налога. Новые правила их расчета будут применяться к недоимке, образовавшейся с 1 октября 2017 года.
Если просрочка превысит 30 календарных дней, пени для организаций будут рассчитываться следующим образом:
- исходя из 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей в период до 30 календарных дней (включительно) такой просрочки;
- исходя из 1/150 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей в период начиная с 31-го календарного дня просрочки.
При просрочке в 30 календарных дней или меньше юрлицо будет платить пени исходя из 1/300 ставки рефинансирования, как и сейчас.
На данный момент процентная ставка пеней принимается равной 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей во время просрочки. Срок просрочки роли не играет.
С 2016 года ЦБ РФ не устанавливает самостоятельного значения ставки рефинансирования. Она равна ключевой ставке.
Документ: Федеральный закон от 30.11.2016 N 401-ФЗ (рассмотренные положения вступают в силу 1 октября 2017 года)
Как сейчас рассчитываются пени по налогам? (*Путеводитель по налогам)

С 30 ноября налоги за организацию может перечислять любое лицо со своего счета
Закон, предусматривающий такие изменения НК РФ, опубликован на прошлой неделе.
Уплатить налоги за другое лицо можно было и прежде, но только в исключительных случаях. Например, за реорганизованное юрлицо перечислял налог правопреемник, за участников консолидированной группы налогоплательщиков - ее ответственный участник. Такой порядок сохранился и сейчас.
Новшество позволит:
- юрлицам перечислять налоги со своего счета за другие организации;
- директорам погашать налоговые обязательства организации за счет своих средств. Это может быть актуально при блокировке всех счетов юрлиц.
Важно, что лицо, которое платит налог за организацию, не вправе потребовать возврата из бюджета налога, уплаченного за налогоплательщика.
С 2017 года аналогичное новшество начнет действовать и для страховых взносов. Сейчас в Законе о страховых взносах такого положения нет.
Документ: Федеральный закон от 30.11.2016 N 401-ФЗ (рассмотренные положения вступили в силу 30 ноября 2016 года)
Как заполнить платежное поручение на уплату налога? (*Путеводитель по налогам)

Каждый регион сам решит, будет ли у юрлиц льгота по движимому имуществу
С 1 января вступают в силу положения НК РФ, которые наделяют субъекты РФ таким правом. Новшество касается движимых объектов, принятых с 2013 года на учет в качестве основных средств.
Сейчас льгота по налогу на имущество распространяется на движимое имущество, принятое с 1 января 2013 года на учет в качестве основных средств, и применяется по умолчанию. По таким объектам юрлица не платят налог. Есть исключения: имущество принято на учет в результате реорганизации, ликвидации юрлица или передачи имущества между взаимозависимыми лицами.
С 2018 года льгота будет действовать на территории тех регионов, которые разрешат это своими законами.
Полномочия для принятия законов, разрешающих льготу, у властей регионов появятся с 1 января 2017 года. В условиях дефицитов региональных бюджетов, полагаем, найдутся субъекты, которые не примут закон о льготе.
Документ: Федеральный закон от 30.11.2016 N 401-ФЗ (рассмотренные положения вступают в силу 1 января 2017 года)
Какие есть льготы по налогу на имущество организаций? (*Путеводитель по налогам)

Работодатели с 2017 года смогут направлять сотрудников на независимую оценку квалификации
Процедура независимой оценки квалификации вводится с 1 января. Оценка поможет определить, соответствует ли квалификация работника профстандарту или иным требованиям, установленным в НПА.
Если работодатель решит направить сотрудников на такую оценку, ему потребуется при определении перечня необходимых специальностей и профессий учесть мнение представительного органа работников. Полагаем, правило применимо лишь при наличии такого органа.
Кроме того, работодателю нужно будет получить письменное согласие сотрудников, чтобы направить их на независимую оценку. Порядок и условия направления на оценку будут определяться коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.
Работодателям, которые собираются применять процедуру независимой оценки в 2017 году, уже сейчас стоит заняться разработкой необходимых документов. Например, допсоглашений к трудовым договорам.
Независимую оценку в форме профессионального экзамена будут проводить специальные центры. Правительство уже утвердило для этого правила. Они начнут применяться также с 2017 года.
Если на независимую оценку сотрудника будет направлять работодатель, то именно он заключит с центром оценки квалификаций договор о возмездном оказании услуг. Вместе с тем допускается, что физлицо может пройти эту процедуру и по своей инициативе. Тогда заключать договор с центром и оплачивать экзамен будет сам соискатель либо иное физлицо или юрлицо.
Документы: Федеральный закон от 03.07.2016 N 238-ФЗ (вступает в силу 1 января 2017 года); Федеральный закон от 03.07.2016 N 239-ФЗ (вступает в силу 1 января 2017 года)
Как работодателю применять профстандарты? (*Путеводитель по кадровым вопросам)

* Полный текст документа Вы найдете в коммерческой версии КонсультантПлюс, установленной на Вашем компьютере.
Заказать бесплатную демонстрацию или обратиться в региональный центр КонсультантПлюс.

Специалисту по Госзакупкам от 5 декабря 2016 г.

05.12.2016
Минэкономразвития пояснило, когда нельзя требовать обеспечить госконтракт с единственным поставщиком
Разъяснение ведомства касается случая, когда госзаказчик заключает контракт с единственным поставщиком по итогам несостоявшегося запроса котировок. Министерство считает, что в этой ситуации госзаказчик не может требовать обеспечение контракта, если не требовал его при запросе котировок.
Развивая позицию ведомства, можно прийти к выводу: должен ли госзаказчик требовать обеспечение в рассматриваемом случае, зависит от условий проведенного запроса котировок.
При запросе котировок заказчик может и не потребовать обеспечение контракта.
Однако, когда контракт заключается с единственным поставщиком по результатам несостоявшегося запроса котировок, заказчик по Закону N 44-ФЗ обязан потребовать обеспечение контракта.
Несмотря на указание Закона N 44-ФЗ, министерство считает: в этой ситуации требовать обеспечение контракта все-таки нельзя. Ведь по объявленным условиям запроса котировок участник не обязан был его предоставлять.
Полагаем, что заказчику при проведении запроса котировок лучше устанавливать требование обеспечить контракт. Это поможет избежать споров.
Документы: Письмо Минэкономразвития России от 27.10.2016 N Д28и-2951
Как установить требование об обеспечении контракта? (*Путеводитель по договорной работе)

* Полный текст документа Вы найдете в коммерческой версии КонсультантПлюс, установленной на Вашем компьютере.
Заказать бесплатную демонстрацию или обратиться в региональный центр КонсультантПлюс.

Юристу, кадровику от 5 декабря 2016 г.

05.12.2016
С 1 января юрлица смогут не представлять документы госоргану, если они запрошены до начала проверки
То же ограничение будет касаться и случаев, когда госорганы до проверки запрашивают у организации информацию. Поправки к Закону о защите прав юрлиц и ИП были приняты еще в июле.
Сейчас таких ограничений в этом Законе нет.
Поправки касаются и муниципальных проверок. Есть неопределенность с датой применения к ним новых правил. Ранее рассматриваемая норма менялась другим законом. Было установлено, что в отношении муниципальных проверок она действует с июля 2017 года. Рассматриваемым законом эта дата не изменена. Поэтому вопрос, с какой даты применять новые ограничения к муниципальному контролю, остается открытым.
Когда новшества вступят в силу, рекомендуем более активно пользоваться специальным онлайн-реестром (proverki.gov.ru), который ведет Генпрокуратура. В нем можно заранее узнать дату проверки. Это поможет впоследствии понять, законно ли требование проверяющего о представлении документов и информации.
В зависимости от сферы бизнеса можно постараться найти план проверок на сайте конкретного ведомства. Например, на сайте Ространснадзора (rostransnadzor.ru) есть график проверок транспортных компаний (rostransnadzor.ru/deyatel-nost/otchety/plan-provedeniya-planovy-h-proverok-yur).
Документ: Федеральный закон от 03.07.2016 N 277-ФЗ (рассмотренные положения вступают в силу 1 января 2017 года)

Пленум ВС РФ: суд может снизить плату за односторонний отказ от договора
В исключительных случаях суд вправе частично или даже полностью отказать во взыскании платы за односторонний отказ от договора либо одностороннее изменение его условий.
Верховный суд считает, что это возможно, если стороне удастся доказать следующее:
- размер компенсации очевидно не соответствует неблагоприятным последствиям, которые вызваны отказом от договора или изменением его условий;
- требование об уплате суммы в этом размере заведомо недобросовестно.
ВС РФ не перечисляет конкретные признаки недобросовестности для такого случая, а лишь ссылается на п. 2 ст. 10 ГК РФ.
Ранее ВАС РФ допускал, что суд может отказать во взыскании со слабой стороны договора платы за односторонний отказ от него. Вывод касался ситуации, когда компенсация за отказ явно несоразмерна потерям другой стороны договора от его досрочного прекращения.
Пленум ВС РФ, в отличие от ВАС РФ, не говорит о взыскании платы именно со слабой стороны. Верховный суд сформулировал более общий подход.
Из текста постановления Пленума неясно, вправе ли суд по своей инициативе снизить размер платы или отказать в ее взыскании, либо для этого требуется заявление от стороны, которая отказалась от обязательства или в одностороннем порядке изменила его условия.
Например, чтобы суд снизил неустойку по ст. 333 ГК РФ, от должника, который ведет предпринимательскую деятельность, требуется заявление. Пока нельзя сказать, будут ли суды применять аналогичный подход при снижении размера платы за односторонний отказ или одностороннее изменение договора.
Полагаем, если сторона хочет добиться снижения платы за односторонний отказ от договора, ей лучше самой заявить об этом суду. В таком случае полезно сослаться на новую позицию Пленума ВС РФ.
Документ: Постановление Пленума ВС РФ от 22.11.2016 N 54 (размещен на сайте ВС РФ 23 ноября 2016 года)
Как суды разрешают споры при одностороннем отказе от исполнения договора? (*Перечень позиций высших судов)

ВС РФ: если условие договора об оплате в иностранной валюте недействительно, нужно платить в рублях
Пленум ВС РФ развивает давнюю позицию ВАС РФ. Вывод Верховного суда касается случая, когда суд признает недействительным условие договора об иностранной валюте как средстве платежа.
Если можно предположить, что договор был бы заключен и без этого условия, то в остальной части он остается действительным. ВС РФ делает такой вывод, ссылаясь на положения ГК РФ. В случае когда сторона-плательщик пока не исполнила денежное обязательство по такому договору, его следует исполнить. При этом валютой платежа, по мнению Верховного суда, будет рубль.
Договоры с условием об оплате в иностранной валюте чаще заключают с зарубежными партнерами. Но если обе стороны - российские юрлица, т.е. резиденты РФ, то производить оплату в валюте нельзя. По общему правилу валютные операции между ними запрещены. Суд может, исходя из позиции ВС РФ, признать такое условие об оплате недействительным, а платить по факту нужно будет в рублях.
Подход ВС РФ развивает *позицию ВАС РФ, сформулированную еще в 2002 году. Она касалась случая, когда согласно договору денежное обязательство выражается и оплачивается в иностранной валюте, однако такая оплата противоречит валютному законодательству. ВАС РФ посчитал, что исполнять это обязательство нужно в рублях, применяя п. 2 ст. 317 ГК РФ, только если суд при толковании договора не придет к иному выводу. Пленум ВС РФ не упоминает такую альтернативу.
Документ: Постановление Пленума ВС РФ от 22.11.2016 N 54 (размещен на сайте ВС РФ 23 ноября 2016 года)
Как суды разрешают споры, связанные с валютными оговорками в договорах? (*Перечень позиций высших судов)

* Полный текст документа Вы найдете в коммерческой версии КонсультантПлюс, установленной на Вашем компьютере.
Заказать бесплатную демонстрацию или обратиться в региональный центр КонсультантПлюс.

Бухгалтеру бюджетной организации от 5 декабря 2016 г.

05.12.2016
Получателям региональных и местных субсидий нужно восстанавливать НДС с 1 июля 2017 года
Закон об изменениях НК РФ опубликован 30 ноября.
Новшество касается субсидий на возмещение затрат по оплате товаров, работ или услуг, если в размер полученной субсидии включается НДС.
Сейчас ранее принятый к вычету НДС нужно восстанавливать, только если субсидия получена из федерального бюджета. Этот вывод подтверждали *ВС РФ, ФНС и *Минфин.
Документ: Федеральный закон от 30.11.2016 N 401-ФЗ (рассмотренное положение вступает в силу с 1 июля 2017 года)

Бухгалтеру учреждения придется чаще оформлять бухсправку, если предложения Минфина одобрит Минюст
Минфин планирует внести изменения в Методические указания по применению форм первичных учетных документов. Если приказ ведомства пройдет регистрацию в Минюсте, учреждениям нужно будет учесть новшества при формировании показателей бухучета и составлении отчетности за 2016 год.
Согласно поправкам если первичный документ оформлен в электронном виде с использованием электронной подписи, то бухгалтер учреждения не ставит отметку о принятии объекта к учету или его выбытии. В этом случае оформляется бухгалтерская справка (ф. 0504833). В ней надо указать название первичного документа, основание, номер, дату и наименование хозяйственной операции.
Аналогичный порядок нужно использовать, если полномочия по ведению бухучета учреждения переданы централизованной бухгалтерии.
Документ: Приказ Минфина России от 16.11.2016 N 209н

С 1 января для юрлиц будет ограничен размер переносимого убытка по налогу на прибыль
Величину убытка, которую можно перенести на текущий отчетный или налоговый период, ограничат с 1 января. Изменения касаются убытков, которые получены за налоговые периоды, начинающиеся с 1 января 2007 года. Сейчас таких ограничений нет.
В 2017 - 2020 годах налоговую базу за текущий период нельзя будет уменьшить на сумму убытков, полученных в предыдущих периодах, более чем на 50%.
Это ограничение не будет распространяться на базу, к которой применяются некоторые специальные ставки по налогу на прибыль. Например, ставки для организаций - участников региональных инвестиционных проектов.
Среди важных новшеств - отмена 10-летнего ограничения переноса убытков. Сумму убытка можно будет переносить на все последующие годы, а не только в течение 10 лет, как сейчас.
Документ: Федеральный закон от 30.11.2016 N 401-ФЗ (рассмотренные положения вступают в силу 1 января 2017 года)

С 2017 года налоговая получит право истребовать при камералке данные о не облагаемых взносами суммах
Закон об этом уже опубликован, но изменения начнут действовать с 1 января. Сейчас подобными полномочиями *обладают ПФР и ФСС, которые проводят камеральные проверки расчета по страховым взносам.
Согласно поправкам при камеральной проверке расчета по страховым взносам инспекция сможет истребовать у юрлица сведения и документы, которые подтверждают:
- обоснованность отражения сумм, не подлежащих обложению взносами;
- обоснованность применения пониженных тарифов взносов.
Пока истребование инспекцией документов и сведений в рамках камеральной проверки допускается НК РФ только в некоторых случаях. Например, когда по проверяемому налогу юрлицо применило льготу.
Напомним, что сейчас камеральные проверки расчета по страховым взносам проводят не инспекции, а ПФР и ФСС. Они *вправе истребоватьу проверяемого лица необходимые для проверки документы. После 2017 года по общему правилу камеральные проверки станет проводитьналоговая, а фонды будут проверять лишь периоды, истекшие до 1 января 2017 года.
Документ: Федеральный закон от 30.11.2016 N 401-ФЗ (рассмотренные положения вступают в силу 1 января 2017 года)
Какие основные изменения по страховым взносам произойдут с 1 января? (*Путеводитель по налогам)

С 1 января уплачивать налог на прибыль нужно по-новому - не 2% и 18%, а 3% и 17%
Закон об этих новшествах опубликован 30 ноября. Новые правила бухгалтеры будут применять в 2017 - 2020 годах.
Общая ставка 20% по налогу на прибыль останется прежней. Цель изменений - временно перераспределить поступления между бюджетами.
В 2017 - 2020 годах бухгалтер согласно изменениям будет заполнять платежки по налогу на прибыль так: в федеральный бюджет - на 3% налоговой базы вместо 2%, в бюджет субъекта - на 17% базы вместо 18%.
Для отдельных категорий налогоплательщиков региональные власти могут уменьшать ставку, по которой налог зачисляется в бюджет субъекта. Сейчас она не должна быть менее 13,5%. С 1 января этот лимит снизится до 12,5%.
Документ: Федеральный закон от 30.11.2016 N 401-ФЗ (рассмотренные положения вступают в силу 1 января 2017 года)
Какие есть специальные налоговые ставки по налогу на прибыль? (*Путеводитель по налогам)

* Полный текст документа Вы найдете в коммерческой версии КонсультантПлюс, установленной на Вашем компьютере.
Заказать бесплатную демонстрацию или обратиться в региональный центр КонсультантПлюс.

Бухгалтеру от 5 декабря 2016 г.

05.12.2016
С 2017 года налоговая получит право истребовать при камералке данные о не облагаемых взносами суммах
Закон об этом уже опубликован, но изменения начнут действовать с 1 января. Сейчас подобными полномочиями *обладают ПФР и ФСС, которые проводят камеральные проверки расчета по страховым взносам.
Согласно поправкам при камеральной проверке расчета по страховым взносам инспекция сможет истребовать у юрлица сведения и документы, которые подтверждают:
- обоснованность отражения сумм, не подлежащих обложению взносами;
- обоснованность применения пониженных тарифов взносов.
Пока истребование инспекцией документов и сведений в рамках камеральной проверки допускается НК РФ только в некоторых случаях. Например, когда по проверяемому налогу юрлицо применило льготу.
Напомним, что сейчас камеральные проверки расчета по страховым взносам проводят не инспекции, а ПФР и ФСС. Они *вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы. После 2017 года по общему правилу камеральные проверки станет проводить налоговая, а фонды будут проверять лишь периоды, истекшие до 1 января 2017 года.
Документ: Федеральный закон от 30.11.2016 N 401-ФЗ (рассмотренные положения вступают в силу 1 января 2017 года)
Какие основные изменения по страховым взносам произойдут с 1 января? (*Путеводитель по налогам)

С 1 января для юрлиц будет ограничен размер переносимого убытка по налогу на прибыль
Величину убытка, которую можно перенести на текущий отчетный или налоговый период, ограничат с 1 января. Изменения касаются убытков, которые получены за налоговые периоды, начинающиеся с 1 января 2007 года. Сейчас таких ограничений нет.
В 2017 - 2020 годах налоговую базу за текущий период нельзя будет уменьшить на сумму убытков, полученных в предыдущих периодах, более чем на 50%.
Это ограничение не будет распространяться на базу, к которой применяются некоторые специальные ставки по налогу на прибыль. Например, ставки для организаций - участников региональных инвестиционных проектов.
Среди важных новшеств - отмена 10-летнего ограничения переноса убытков. Сумму убытка можно будет переносить на все последующие годы, а не только в течение 10 лет, как сейчас.
Документ: Федеральный закон от 30.11.2016 N 401-ФЗ (рассмотренные положения вступают в силу 1 января 2017 года)

ВС РФ: если условие договора об оплате в иностранной валюте недействительно, нужно платить в рублях
Пленум ВС РФ развивает давнюю позицию ВАС РФ. Вывод Верховного суда касается случая, когда суд признает недействительным условие договора об иностранной валюте как средстве платежа.
Если можно предположить, что договор был бы заключен и без этого условия, то в остальной части он остается действительным. ВС РФ делает такой вывод, ссылаясь на положения ГК РФ. В случае когда сторона-плательщик пока не исполнила денежное обязательство по такому договору, его следует исполнить. При этом валютой платежа, по мнению Верховного суда, будет рубль.
Договоры с условием об оплате в иностранной валюте чаще заключают с зарубежными партнерами. Но если обе стороны - российские юрлица, т.е. резиденты РФ, то производить оплату в валюте нельзя. По общему правилу валютные операции между ними запрещены. Суд может, исходя из позиции ВС РФ, признать такое условие об оплате недействительным, а платить по факту нужно будет в рублях.
Подход ВС РФ развивает *позицию ВАС РФ, сформулированную еще в 2002 году. Она касалась случая, когда согласно договору денежное обязательство выражается и оплачивается в иностранной валюте, однако такая оплата противоречит валютному законодательству. ВАС РФ посчитал, что исполнять это обязательство нужно в рублях, применяя п. 2 ст. 317 ГК РФ, только если суд при толковании договора не придет к иному выводу. Пленум ВС РФ не упоминает такую альтернативу.
Документ: Постановление Пленума ВС РФ от 22.11.2016 N 54 (размещен на сайте ВС РФ 23 ноября 2016 года)
Как суды разрешают споры, связанные с валютными оговорками в договорах? (*Перечень позиций высших судов)

* Полный текст документа Вы найдете в коммерческой версии КонсультантПлюс, установленной на Вашем компьютере.
Заказать бесплатную демонстрацию или обратиться в региональный центр КонсультантПлюс.

Бухгалтеру бюджетной организации от 2 декабря 2016 г.

02.12.2016
Новые правила Минфина об исправлении ошибок в бухотчетности учреждений ожидают регистрации в Минюсте
Учреждение будет пояснять изменения бухотчетности, если до ее утверждения учредитель выявит ошибку. Применять нововведение нужно будет при составлении отчетности за 2016 год, когда приказ Минфина с поправкой к Инструкции 157н пройдет регистрацию в Минюсте.
Новшество касается следующей ситуации. Орган с функциями и полномочиями учредителя до утверждения бухотчетности учреждения обнаружил в ней ошибку, которую необходимо исправить в регистрах бухучета. Такой орган в зависимости от характера ошибки решит, как отразить корректировку. Это может быть дополнительная бухгалтерская запись либо бухзапись способом "красное сторно".
Такие записи в общем порядке должны подтверждаться бухгалтерской справкой. Новое правило предполагает, что информацию о бухзаписях и об изменении показателей отчетности нужно будет еще раскрыть в пояснительной записке. Ее бухгалтер учреждения должен будет подать в составе уточненной бухотчетности.
Документ: Приказ Минфина России от 16.11.2016 N 209н

Обязанность местных и региональных финорганов вести реестры источников доходов отложена на год
Опубликован закон, по которому реестры источников доходов бюджетов надо будет вести при составлении бюджетов на 2018 год. Вести реестры при составлении бюджетов на 2017 год не нужно.
По Бюджетному кодексу РФ реестры источников доходов исполнительные органы субъектов и местные администрации должны подавать в соответствующий законодательный или представительный орган одновременно с проектом закона либо решения о бюджете. Чтобы исполнить эту обязанность, Минфин советует финорганам регионов и муниципалитетов формировать и вести реестры уже с января 2017 года.
Документ: Федеральный закон от 30.11.2016 N 409-ФЗ (рассмотренные положения применяются при составлении региональных и местных бюджетов начиная с бюджетов на 2018 год)

Правительство увеличило предельные базы по страховым взносам на 2017 год
С января размер предельной базы по взносам на обязательное пенсионное страхование повысится с 796 тыс. до 876 тыс. руб., а по взносам на обязательное социальное страхование на случай болезни и в связи с материнством - с 718 тыс. до 755 тыс. руб.
В 2017 году не изменятся следующие правила:
- работодатель определяет предельную базу по каждому физлицу нарастающим итогом с начала года;
- взносы на случай болезни и в связи с материнством, как и сейчас, не будут начисляться на суммы выплат и других вознаграждений, превышающие предельную величину базы;
- пенсионные взносы на суммы выплат и других вознаграждений, превышающие предельную величину базы, будут взиматься по тарифу 10%.
Напомним, что для медицинских взносов предельная база не устанавливается с 2015 года. Этими взносами облагаются выплаты независимо от их величины нарастающим итогом с начала года.
Документ: Постановление Правительства РФ от 29.11.2016 N 1255 (вступает в силу 1 января 2017 года)
Какие основные изменения по страховым взносам произойдут с 1 января?

* Полный текст документа Вы найдете в коммерческой версии КонсультантПлюс, установленной на Вашем компьютере.
Заказать бесплатную демонстрацию или обратиться в региональный центр КонсультантПлюс.

Специалисту по Госзакупкам от 2 декабря 2016 г.

02.12.2016
Экспертов смогут привлекать к ответственности за дачу заведомо ложного заключения в сфере госзакупок
Минюст вынес на общественное обсуждение поправки к УК РФ и КоАП РФ. По мнению министерства, изменения позволят предотвращать хищения при закупках.
К уголовной ответственности предлагается привлекать эксперта за заведомо ложное заключение, если это повлекло крупный ущерб. Им будет считаться ущерб свыше 2 млн 250 тыс. руб. Уже сейчас такой размер крупного ущерба закреплен для ряда преступлений в УК РФ.
По проекту одним из уголовных наказаний для эксперта может стать лишение свободы на год.
Если признаков преступления нет, Минюст предлагает за заведомо ложное заключение в сфере госзакупок привлекать к административной ответственности. За это правонарушение эксперта, являющегося должностным лицом, могут дисквалифицировать на год или оштрафовать на сумму до 50 тыс. руб.
Отметим, сейчас ни УК РФ, ни КоАП РФ не устанавливает ответственности экспертов за дачу заведомо ложного заключения в сфере госзакупок.
Закон N 44-ФЗ обязывает госзаказчиков получать заключение экспертов о результатах исполнения контракта при закупке у единственного поставщика. Исключение составляют, например, закупки услуг экспертов или закупки у единственного поставщика с предельной ценой 100 тыс. руб. В таких случаях госзаказчик не обязан привлекать эксперта.
Документы: Проект Федерального закона (http://regulation.gov.ru/projects#npa=58993); Проект Федерального закона (http://regulation.gov.ru/projects#npa=58994)
Общественное обсуждение завершается 13 января 2017 года

* Полный текст документа Вы найдете в коммерческой версии КонсультантПлюс, установленной на Вашем компьютере.
Заказать бесплатную демонстрацию или обратиться в региональный центр КонсультантПлюс.