ООО «ИЦ Консультант»
г.Краснодар, ул. Гимназическая, дом 49/1, этаж 4
телефон / факс: (861) 2-555-111

Аналитические обзоры

Бухгалтеру бюджетной организации от 27 января 2017 г.

27.01.2017
Минфин указал, когда по налоговой декларации признаются налоговые обязательства бюджетополучателя
Бюджетополучатель *может закрепить в учетной политике, что налоговая декларация считается первичным учетным документом для признания налогового обязательства по итогам года. Минфин *разъяснил также, как определить момент признания в бюджетном учете налоговых обязательств.
Ведомство напомнило, что согласно Инструкции N 157н и Закону о бухучете основание для отражения в бухгалтерском учете информации об активах и обязательствах, а также операций с ними - первичные учетные документы. Инструкция N 157н позволяет бюджетополучателю предусмотреть в учетной политике, что первичным учетным документом для признания налогового обязательства по итогам года является налоговая декларация.
Минфин *отмечает: в Инструкции N 157н прямо не определено, в какой момент в бюджетном учете признается налоговое обязательство завершенного финансового года, если его стоимостное значение возникает в следующем году.
Получатели бюджетных средств отражают расходы по налоговым обязательствам с учетом особенностей доведения лимитов бюджетных обязательств. *Ведомство считает, что, если налоговое обязательство принимается за счет лимитов бюджетных обязательств очередного года, оно может быть отражено в бухгалтерском учете одним из следующих способов:
- в периоде, в котором оно рассчитано, т.е. в году, следующем за отчетным;
- в периоде, по которому оно рассчитано, т.е. в отчетном периоде.
Это, *по мнению Минфина, не противоречит ни актам самого ведомства, которые регулируют порядок ведения учета получателями бюджетных средств, ни законодательству о бухучете. Расходы по принятому налоговому обязательству могут отражаться в Балансе (ф. 0503130) как кредиторская задолженность в объеме обязательства, принятого за счет лимитов бюджетных обязательств очередного года, *подчеркиваетМинфин.
Документ: *Письмо Минфина России от 26.12.2016 N 02-07-10/77857

Юрлицо вправе не подавать сведения о доходах физлиц за год, если такие доходы НДФЛ не облагаются
ФНС *пояснила: если физлицу выплачен доход в размере не более 4000 руб. за год, который освобождается от обложения НДФЛ, то организация не должна подавать в инспекцию справку 2-НДФЛ. Ведомство уже выпускало *подобное разъяснение.
Делая общий вывод, ФНС *рассмотрело ситуацию: физлицо получило от организации подарки, стоимость которых за год не превысила 4000 руб. По мнению ведомства, в этом случае юрлицо вправе не представлять в инспекцию справку 2-НДФЛ.
Аналогичного подхода придерживается *Минфин.
К не облагаемым НДФЛ доходам, которые *упоминает ФНС в новом письме, кроме подарков относится, например, матпомощь бывшим работникам, вышедшим на пенсию. *ФАС Центрального округа подтвердил, что при выплате им матпомощи, которая не превысила 4000 руб. за год, справку 2-НДФЛ подавать не нужно.
Таким образом, юрлицо вправе не представлять в инспекцию справку 2-НДФЛ, например, на бывшего работника, который уволился в связи с выходом на пенсию и получил подарок или матпомощь в сумме не более 4000 руб. за год. Учитывая позицию ведомств, споров с проверяющими возникнуть не должно.
Документ: *Письмо ФНС России от 19.01.2017 N БС-4-11/787@

* Полный текст документа Вы найдете в коммерческой версии КонсультантПлюс, установленной на Вашем компьютере.
Заказать бесплатную демонстрацию или обратиться в региональный центр КонсультантПлюс.

Бухгалтеру от 27 января 2017 г.

27.01.2017
Юрлицо вправе не подавать сведения о доходах физлиц за год, если такие доходы НДФЛ не облагаются
ФНС *пояснила: если физлицу выплачен доход в размере не более 4000 руб. за год, который освобождается от обложения НДФЛ, то организация не должна подавать в инспекцию справку 2-НДФЛ. Ведомство уже выпускало *подобное разъяснение.
Делая общий вывод, ФНС *рассмотрело ситуацию: физлицо получило от организации подарки, стоимость которых за год не превысила 4000 руб. По мнению ведомства, в этом случае юрлицо вправе не представлять в инспекцию справку 2-НДФЛ.
Аналогичного подхода придерживается *Минфин.
К не облагаемым НДФЛ доходам, которые *упоминает ФНС в новом письме, кроме подарков относится, например, матпомощь бывшим работникам, вышедшим на пенсию. *ФАС Центрального округа подтвердил, что при выплате им матпомощи, которая не превысила 4000 руб. за год, справку 2-НДФЛ подавать не нужно.
Таким образом, юрлицо вправе не представлять в инспекцию справку 2-НДФЛ, например, на бывшего работника, который уволился в связи с выходом на пенсию и получил подарок или матпомощь в сумме не более 4000 руб. за год. Учитывая позицию ведомств, споров с проверяющими возникнуть не должно.
Документ: *Письмо ФНС России от 19.01.2017 N БС-4-11/787@

Момент перехода права собственности на экспортируемый товар не влияет на применение ставки НДС 0%
По *мнению Минфина, неважно, что право собственности на вывозимый товар переходит в РФ к иностранному покупателю до момента помещения данного товара под таможенную процедуру экспорта. В такой ситуации российская организация - поставщик определяет базу по НДС по правилам для экспортных операций.
Другими словами, юрлицо вправе применить нулевую ставку НДС. При этом в инспекцию нужно подать документы, подтверждающие экспорт.
Документ: *Письмо Минфина России от 12.01.2017 N 03-07-08/630

* Полный текст документа Вы найдете в коммерческой версии КонсультантПлюс, установленной на Вашем компьютере.
Заказать бесплатную демонстрацию или обратиться в региональный центр КонсультантПлюс.

Специалисту по Госзакупкам от 26 января 2017 г.

26.01.2017
Госзаказчик должен отклонить котировочную заявку, если участник закупки указал свой ИНН не полностью
Такое новое разъяснение дало Минэкономразвития в *письме. Кроме того, ведомство напомнило: заказчик отклоняет котировочную заявку, если у участника отсутствует полученный в налоговой ИНН или участник не указал ИНН в заявке. Аналогичную *позицию министерство обозначило еще летом прошлого года.
Минэкономразвития свое мнение обосновало так. Заказчик должен отклонить котировочную заявку из-за того, что не представлена предусмотренная Законом N 44-ФЗ информация. В ее числе - банковские реквизиты участника закупки. А по Правилам перевода денежных средств к банковским реквизитам плательщика или получателя относится среди прочего ИНН.
Нужно отметить, что позиция госоргана по вопросу наличия в котировочной заявке ИНН участника непостоянна. Так, в *июне 2016 года Минэкономразвития указало: котировочная заявка должна содержать ИНН участника. При отсутствии у участника ИНН, полученного в налоговой, или неуказании его в заявке ее нужно отклонить. А уже в *сентябре прошлого года ведомство разъяснило, что Закон N 44-ФЗ не обязывает участников запроса котировок приводить ИНН.
Полагаем, заказчику следует придерживаться *нового, ноябрьского мнения министерства и отклонять котировочную заявку в следующих случаях:
- участник не указал в ней ИНН;
- привел этот номер не полностью;
- у участника отсутствует ИНН, полученный в налоговой.
Документ: *Письмо Минэкономразвития России от 09.11.2016 N Д28и-2962
Как провести запрос котировок? (*Путеводитель по контрактной системе в сфере закупок)

* Полный текст документа Вы найдете в коммерческой версии КонсультантПлюс, установленной на Вашем компьютере.
Заказать бесплатную демонстрацию или обратиться в региональный центр КонсультантПлюс.

Юристу, кадровику от 26 января 2017 г.

26.01.2017
ВС РФ: с компании нельзя одновременно взыскать потребительскую неустойку и проценты по ст. 395 ГК РФ
Важно, что такой подход Верховного суда актуален для отношений, возникших до 24 марта 2016 года. Пункт 6 совместного Постановления Пленумов ВАС РФ и ВС РФ N 13/14 не применяется с этой даты. Именно на нем *была основана позиция ВС РФ, поскольку во время спорных правоотношений он еще применялся.
Рассматривая дело Верховный суд *посчитал: нижестоящие инстанции неправомерно взыскали со страховой компании и неустойку за просрочку оказания услуги потребителю, и проценты по ст. 395 ГК РФ.
Полагаем, для отношений, возникших с 24 марта 2016 года, ВС РФ может изменить свой подход к разрешению этого вопроса.
Так, наряду с п. 6 совместного Постановления Пленумов ВАС РФ и ВС РФ N 13/14 действовало и продолжает действовать разъяснение Пленума ВС РФ, данное в июне 2012 года. Согласно этому разъяснению одновременно взыскивать проценты по ст. 395 ГК РФ и штрафную неустойку допустимо.
Практика последних двух лет *показывает, что ВС РФ руководствовался п. 6 совместного Постановления Пленумов ВАС РФ и ВС РФ N 13/14. Так как это положение с 24 марта прошлого года не применяется, можно предположить, что ВС РФ начнет руководствоваться разъяснением Пленума ВС РФ 2012 года.
Однако до появления конкретных решений или новых разъяснений ВС РФ по рассмотренному вопросу пока рано делать однозначный вывод о смене подхода Верховного суда.
Документ: *Определение ВС РФ от 22.11.2016 N 24-КГ16-12

* Полный текст документа Вы найдете в коммерческой версии КонсультантПлюс, установленной на Вашем компьютере.
Заказать бесплатную демонстрацию или обратиться в региональный центр КонсультантПлюс.

Бухгалтеру бюджетной организации от 26 января 2017 г.

26.01.2017
Минфин пояснил, как отражать бюджетные ассигнования в отчете об исполнении бюджета
Разъяснение поможет правильно указать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств в графах 4 и 5 раздела 2 "Расходы бюджета" Отчета (ф. 0503127) в случаях, когда главный распорядитель (распорядитель) бюджетных средств утвердил их с детализацией либо без детализации по элементам видов расходов.
В новом письме Минфин напомнил, что детализация утверждаемых лимитов бюджетных обязательств по подгруппам, подгруппам и элементам видов расходов может быть как обязанностью, так и правом главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств. Согласно БК РФ это определяется порядком составления и ведения бюджетных росписей, подчеркивает ведомство.
По Инструкции N 191н, заполняя графу 4 и графу 5 раздела 2 "Расходы бюджета" Отчета (ф. 0503127), необходимо отражать по группировочным кодам классификации расходов бюджета суммы бюджетных ассигнований и лимиты бюджетных обязательств, не детализированные по соответствующим кодам составных частей бюджетной классификации.
В разъяснении ведомство обращает внимание на особенности заполнения графы 4 раздела 2 "Расходы бюджета" Отчета (ф. 0503127) в зависимости от того, каким образом главный распорядитель (распорядитель) бюджетных средств в бюджетной росписи утвердил бюджетные ассигнования по соответствующим группам, подгруппам:
- с детализацией по элементам видов расходов. В этом случае в графе 4 раздела 2 "Расходы бюджета" Отчета (ф. 0503127) годовые объемы утвержденных бюджетных назначений на текущий финансовый год отражаются с детализацией по элементам видов расходов. При этом необходимо сформировать промежуточные итоги по группе, подгруппе вида расходов;
- без детализации по элементам видов расходов. Тогда в графе 4 раздела 2 "Расходы бюджета" Отчета (ф. 0503127) годовые объемы утвержденных бюджетных назначений на текущий финансовый год отражаются по группировочным кодам классификации расходов бюджета. Если есть бюджетные ассигнования, детализированные по элементам кодов видов расходов, то они также отражаются в отчете.
В графе 4 получатель бюджетных средств отражает показатели в части бюджетных ассигнований по публичным нормативным обязательствам.
Лимиты бюджетных обязательств в графе 5 раздела 2 "Расходы бюджета" Отчета (ф. 0503127) указываются аналогично.
Главный распорядитель бюджетных средств распределяет лимиты бюджетных обязательств между подведомственными ему распорядителями и/или получателями бюджетных средств.
Получатель бюджетных средств отражает лимиты бюджетных обязательств в графе 5 по кодам видов расходов, как детализированных до элемента вида расходов, так и не детализированных на отчетную дату.
Документ: *Письмо Минфина России от 23.12.2016 N 02-06-10/77803

Если срок сдачи СЗВ-М истекает в выходной, отчитаться можно на следующий за ним рабочий день
ПФР разъяснил, как переносится срок представления юрлицом формы СЗВ-М, если последний день ее сдачи приходится на выходной или нерабочий праздничный день. Дело в том, что такого порядка нет в Законе о персонифицированном учете.
По мнению ПФР, при подаче СЗВ-М применяются правила о переносе срока, установленные ГК РФ.
Значит, отчитаться по форме СЗВ-М за март и июнь этого года следует не позднее 17 апреля и 17 июля соответственно. Последним днем сдачи отчетности за сентябрь считается 16 октября.
Отметим, что в прошлом году ПФР уже разъяснял вопрос об исчислении срока представления формы СЗВ-М, но ссылался на положения Закона о страховых взносах. Этот закон с 1 января 2017 года утратил силу, поэтому ПФР изменил обоснование.
Напомним, сведения о застрахованном лице по форме СЗВ-М юрлица должны подавать не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным. Кстати, срок изменился с 1 января этого года. Ранее юрлица представляли такие сведения не позднее 10-го числа.
Документ: *Письмо ПФ РФ от 28.12.2016 N 08-19/19045

Минфин напомнил нюансы, при которых стоимость питания работников можно учесть в расходах по прибыли
Чтобы включить в расходы на оплату труда стоимость питания работников, недостаточно предусмотреть его в трудовых или коллективном договорах. По *мнению ведомства, необходимо также, чтобы данные затраты были частью системы оплаты труда. Эту позицию министерство *уже занимало.
Минфин *указал, что организация может при расчете налога на прибыль учесть расходы на питание работников, предусмотренное трудовыми или коллективным договорами. При этом такие затраты должны быть включены в систему оплаты труда. Это необходимо, чтобы можно было выявить конкретную величину доходов каждого работника. В таком случае юрлицу нужно не забыть рассчитать НДФЛ.
Если питание организовано так, что возможности определить доход каждого работника у юрлица нет, то включить затраты на оплату питания в расходы на оплату труда нельзя. Ведомство *подчеркивает, что иного порядка учета такого рода выплат в пользу работников не предусмотрено.
На эти особенности Минфин и *раньше обращал внимание.
Полагаем, организациям следует прислушаться к мнению министерства. Тогда споры с контролирующими органами маловероятны.
Документ: *Письмо Минфина России от 09.01.2017 N 03-03-06/1/80065
Можно ли включить в расходы бесплатное питание в форме шведского стола? (*Путеводитель по налогам)

* Полный текст документа Вы найдете в коммерческой версии КонсультантПлюс, установленной на Вашем компьютере.
Заказать бесплатную демонстрацию или обратиться в региональный центр КонсультантПлюс.

Бухгалтеру от 26 января 2017 г.

26.01.2017
Если срок сдачи СЗВ-М истекает в выходной, отчитаться можно на следующий за ним рабочий день
ПФР разъяснил, как переносится срок представления юрлицом формы СЗВ-М, если последний день ее сдачи приходится на выходной или нерабочий праздничный день. Дело в том, что такого порядка нет в Законе о персонифицированном учете.
По мнению ПФР, при подаче СЗВ-М применяются правила о переносе срока, установленные ГК РФ.
Значит, отчитаться по форме СЗВ-М за март и июнь этого года следует не позднее 17 апреля и 17 июля соответственно. Последним днем сдачи отчетности за сентябрь считается 16 октября.
Отметим, что в прошлом году ПФР уже разъяснял вопрос об исчислении срока представления формы СЗВ-М, но ссылался на положения Закона о страховых взносах. Этот закон с 1 января 2017 года утратил силу, поэтому ПФР изменил обоснование.
Напомним, сведения о застрахованном лице по форме СЗВ-М юрлица должны подавать не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным. Кстати, срок изменился с 1 января этого года. Ранее юрлица представляли такие сведения не позднее 10-го числа.
Документ: *Письмо ПФ РФ от 28.12.2016 N 08-19/19045

Минфин напомнил нюансы, при которых стоимость питания работников можно учесть в расходах по прибыли
Чтобы включить в расходы на оплату труда стоимость питания работников, недостаточно предусмотреть его в трудовых или коллективном договорах. По *мнению ведомства, необходимо также, чтобы данные затраты были частью системы оплаты труда. Эту позицию министерство *уже занимало.
Минфин *указал, что организация может при расчете налога на прибыль учесть расходы на питание работников, предусмотренное трудовыми или коллективным договорами. При этом такие затраты должны быть включены в систему оплаты труда. Это необходимо, чтобы можно было выявить конкретную величину доходов каждого работника. В таком случае юрлицу нужно не забыть рассчитать НДФЛ.
Если питание организовано так, что возможности определить доход каждого работника у юрлица нет, то включить затраты на оплату питания в расходы на оплату труда нельзя. Ведомство *подчеркивает, что иного порядка учета такого рода выплат в пользу работников не предусмотрено.
На эти особенности Минфин и *раньше обращал внимание.
Полагаем, организациям следует прислушаться к мнению министерства. Тогда споры с контролирующими органами маловероятны.
Документ: *Письмо Минфина России от 09.01.2017 N 03-03-06/1/80065
Можно ли включить в расходы бесплатное питание в форме шведского стола? (*Путеводитель по налогам)

* Полный текст документа Вы найдете в коммерческой версии КонсультантПлюс, установленной на Вашем компьютере.
Заказать бесплатную демонстрацию или обратиться в региональный центр КонсультантПлюс.

Специалисту по Госзакупкам от 25 января 2017 г.

25.01.2017
Минэкономразвития: госзаказчик не вправе требовать от исполнителя контракта отчет о расходах
Заказчик не вправе включать в контракт условие о том, что исполнитель должен представить финансовый отчет о понесенных расходах и копии первичных бухгалтерских документов, подтверждающих эти расходы. Такое мнение высказало в *письме Минэкономразвития.
Ведомство также подчеркнуло: если после того, как заказчик оплатил результаты исполнения контракта, у исполнителя возникла экономия, эти деньги заказчику не возвращаются.
Свой вывод министерство обосновало положениями Закона N 44-ФЗ. Так, под исполнением контракта понимается комплекс мер, реализуемых после его заключения и направленных на достижение целей закупки. К этим мерам закон относит в том числе приемку и оплату заказчиком результатов исполнения по цене, указанной в контракте.
Чтобы исключить возможные споры с участниками закупки, полагаем, заказчикам при составлении проекта контракта следует учитывать разъяснения министерства.
Документ: *Письмо Минэкономразвития России от 14.11.2016 N Д28и-3142
Какие условия заказчик должен включить в контракт? (*Путеводитель по договорной работе)

* Полный текст документа Вы найдете в коммерческой версии КонсультантПлюс, установленной на Вашем компьютере.
Заказать бесплатную демонстрацию или обратиться в региональный центр КонсультантПлюс.

Юристу, кадровику от 25 января 2017 г.

25.01.2017
С 29 января снизится верхний порог штрафа за непредставление статформы по торговле со странами ЕАЭС
По новому закону максимальный размер штрафа для российских импортеров и экспортеров, которые не представили в таможню статформу по торговле со странами ЕАЭС, уменьшится с 70 тыс. до 50 тыс. руб. Нижний предел штрафа не изменится.
Нововведения коснутся и тех участников ВЭД, которые подадут статформу не вовремя или с неправильными данными.
Все перечисленные нарушения с 29 января будут выделены в отдельную статью КоАП РФ. Сейчас наказывают по общей статье: для юрлиц штраф составляет от 20 тыс. до 70 тыс. руб.
Интересно, что новый закон позволяет избежать наказания, если участник ВЭД вовремя заметит ошибку. Нужно будет подать в таможню заявление об аннулировании статформы и приложить новую с корректными данными. Необходимо успеть это сделать до того, как таможенники выявят нарушение.
В настоящее время такой возможности у участников ВЭД нет.
Напомним, статформа заполняется на сайте ФТС (https://edata.customs.ru/FtsPersonalCabinetWeb/Services/About/Stat). Подать ее в электронном виде можно через личный кабинет (https://edata.customs.ru/FtsPersonalCabinetWeb/Auth/Login) участника ВЭД на этом же сайте. На бумажном носителе статформа подается лично или направляется по почте в таможенный орган, в регионе деятельности которого заявитель состоит на учете в налоговой.
Документ: Федеральный закон от 28.12.2016 N 510-ФЗ (вступает в силу 29 января 2017 года)

С 29 января коллекторы для включения в реестр должны подавать сведения о себе по специальной форме
Минюст утвердил административный регламент по включению сведений о коллекторах в госреестр юрлиц, чья основная деятельность - возврат просроченной задолженности. Важно, что в приложении к этому документу определена форма заявления о включении данных в госреестр.
Помимо формы заявления и правил обращения за госуслугой коллекторы могут узнать из документа всю необходимую информацию о территориальных органах ФССП. Именно к ним нужно обращаться с заявлением о включении в госреестр.
Интересно, что и без официальной формы заявления сведения о некоторых юрлицах уже включены в госреестр. Сейчас, по данным сайта ФССП (http://fssprus.ru/gosreestr_jurlic/), в нем числится 33 коллекторские компании. С 29 января подавать заявление нужно по форме, утвержденной Минюстом.
Напомним, с нового года юрлицо не вправе в полной мере вести коллекторскую деятельность, если в госреестре нет сведений о нем.
Документ: Приказ Минюста России от 30.12.2016 N 331 (вступает в силу 29 января 2017 года)

* Полный текст документа Вы найдете в коммерческой версии КонсультантПлюс, установленной на Вашем компьютере.
Заказать бесплатную демонстрацию или обратиться в региональный центр КонсультантПлюс.

Бухгалтеру бюджетной организации от 25 января 2017 г.

25.01.2017
Минфин разместил на своем сайте 5 федеральных стандартов бухучета для организаций госсектора
Планируется, что с 1 января 2018 года организации госсектора будут применять 11 федеральных стандартов. Пока Минфин утвердил пять из них, и они находятся на регистрации в Минюсте.
Сейчас на сайте Минфина размещены следующие федеральные стандарты:
- Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора;
- Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности;
- Основные средства;
- Обесценение активов;
- Аренда.
Бухгалтеры учреждений, органов государственной власти и местного самоуправления уже могут заняться изучением нововведений до вступления их в силу в 2018 году.
Напомним, что в соответствии с Программой разработки федеральных стандартов бухучета для организаций госсектора предполагается поэтапный ввод в действие новых документов. Всего запланировано утверждение 29 федеральных стандартов.
Документы: Приказ Минфина России от 31.12.2016 N 260н (http://minfin.ru/ru/perfomance/budget/bu_gs/sfo/?id_65=117175&page_id=1180&popup=Y&area_id=65); Приказ Минфина России от 31.12.2016 N 259н (http://minfin.ru/ru/perfomance/budget/bu_gs/sfo/?id_65=117113&page_id=1180&popup=Y&area_id=65); Приказ Минфина России от 31.12.2016 N 257н (http://minfin.ru/ru/perfomance/budget/bu_gs/sfo/?id_65=117173&page_id=1180&popup=Y&area_id=65); Приказ Минфина России от 31.12.2016 N 258н (http://minfin.ru/ru/perfomance/budget/bu_gs/sfo/?id_65=117171&page_id=1180&popup=Y&area_id=65); Приказ Минфина России от 31.12.2016 N 256н (http://minfin.ru/ru/perfomance/budget/bu_gs/sfo/?id_65=117111&page_id=1180&popup=Y&area_id=65)

Минфин: при оплате питания для работников организация должна исчислить НДФЛ
В 2016 году *ведомство поясняло: если при оплате питания нельзя персонифицировать экономическую выгоду каждого работника, то исчислять НДФЛ не нужно, поскольку не возникает облагаемого дохода. Похожее мнение в 2015 году высказывал ВС РФ. В *новом письме Минфин подобных уточнений не делает.
Ведомство *указывает, что стоимость питания, оплаченного юрлицом за работников, облагается НДФЛ. Оно руководствуется тем, что согласно НК РФ оплата организацией за сотрудника питания относится к доходам, полученным физлицом в натуральной форме.
Однако в 2015 году Президиум ВС РФ сформулировал свое мнение по вопросу определения экономической выгоды физлица, получающего доход в натуральной форме. Такая выгода облагается НДФЛ, если она не носит обезличенного характера и может быть определена в отношении каждого физлица.
Отметим, что вывод ВС РФ касался оплаты юрлицом физкультурно-оздоровительных услуг в интересах работников. Однако данный подход является общим и может быть распространен на рассматриваемую ситуацию.
Разъяснения ВС РФ в 2015 году ФНС направила нижестоящим налоговым органам для использования в работе.
В 2016 году Минфин *соглашался с этим подходом.
Отметим, что до появления мнения ВС РФ у Минфина также не было однозначной позиции по вопросу исчисления НДФЛ организацией, которая оплачивает питание за своих работников. В одних письмах ведомство указывало, что в этой ситуации у физлиц возникает доход, облагаемый НДФЛ. В других разъяснениях оно отмечало, что такой доход не образуется, если у налогового агента нет возможности персонифицировать и оценить экономическую выгоду, полученную каждым сотрудником.
Полагаем, что *новое письмо Минфина не повлияет на мнение инспекций. Дело в том, что, если разъяснения Минфина не согласуются с подходом ВАС РФ и ВС РФ, налоговые органы *должны руководствоваться актами этих судов.
Таким образом, юрлица могут исчислять НДФЛ со стоимости питания работников только в том случае, если возможно рассчитать экономическую выгоду каждого из них.
Документ: *Письмо Минфина России от 16.01.2017 N 03-04-06/1220
Как организовать питание работников, чтобы можно было определить доход, полученный каждым из них?(*Путеводитель по налогам)

* Полный текст документа Вы найдете в коммерческой версии КонсультантПлюс, установленной на Вашем компьютере.
Заказать бесплатную демонстрацию или обратиться в региональный центр КонсультантПлюс.

Бухгалтеру от 25 января 2017 г.

25.01.2017
Если работники не могут доехать до работы общественным транспортом, расходы на перевозку учитываются
Среди условий учета для целей налога на прибыль затрат на оплату услуг транспортной организации Минфин *назвал следующее: у сотрудников нет возможности добраться до работы общественным транспортом. Ранее ведомство для разных ситуаций приводило другие условия признания таких расходов.
В ситуации, рассмотренной *Минфином, организация заключила договор с транспортной компанией. Она перевозила сотрудников до места работы и обратно по согласованному маршруту. Затраты на доставку, по мнению ведомства, можно учесть, если:
- на общественном транспорте до места работы не добраться;
- расходы соответствуют требованиям ст. 252 НК РФ. Другими словами, затраты должны быть обоснованы, документально подтверждены и направлены на получение дохода.
Интересно отметить, что ранее при рассмотрении различных случаев по оплате доставки работников Минфин приводил разные условия признания таких затрат. Они зависели от конкретных обстоятельств доставки, ее организации и оформления перевозки.
Так, в декабре прошлого года *ведомство признало, что затраты на оплату стоимости проезда работников к месту промысла и стоянки судна можно включить в расходы на оплату труда. При этом Минфин посчитал, что необходимо выполнение таких условий:
- оплата проезда является формой оплаты труда и условием трудового договора;
- соблюдены критерии ст. 252 НК РФ.
Суды также подтверждают возможность учета расходов на доставку сотрудников, например, в случае, когда она предусмотрена трудовым или коллективным договорами.
Как видно, возможность учета организацией для целей налога на прибыль затрат на перевозку работников до места работы и обратно зависит от особенностей конкретной ситуации. Чтобы избежать споров, юрлицу стоит поинтересоваться мнением его инспекции по данному вопросу.
Документ: *Письмо Минфина России от 10.01.2017 N 03-03-06/1/80079
Можно ли учесть в расходах оплату работникам проезда до места работы и обратно на такси? (*Путеводитель по налогам)

Минфин: при оплате питания для работников организация должна исчислить НДФЛ
В 2016 году *ведомство поясняло: если при оплате питания нельзя персонифицировать экономическую выгоду каждого работника, то исчислять НДФЛ не нужно, поскольку не возникает облагаемого дохода. Похожее мнение в 2015 году высказывал ВС РФ. В *новом письме Минфин подобных уточнений не делает.
Ведомство *указывает, что стоимость питания, оплаченного юрлицом за работников, облагается НДФЛ. Оно руководствуется тем, что согласно НК РФ оплата организацией за сотрудника питания относится к доходам, полученным физлицом в натуральной форме.
Однако в 2015 году Президиум ВС РФ сформулировал свое мнение по вопросу определения экономической выгоды физлица, получающего доход в натуральной форме. Такая выгода облагается НДФЛ, если она не носит обезличенного характера и может быть определена в отношении каждого физлица.
Отметим, что вывод ВС РФ касался оплаты юрлицом физкультурно-оздоровительных услуг в интересах работников. Однако данный подход является общим и может быть распространен на рассматриваемую ситуацию.
Разъяснения ВС РФ в 2015 году ФНС направила нижестоящим налоговым органам для использования в работе.
В 2016 году Минфин *соглашался с этим подходом.
Отметим, что до появления мнения ВС РФ у Минфина также не было однозначной позиции по вопросу исчисления НДФЛ организацией, которая оплачивает питание за своих работников. В одних письмах ведомство указывало, что в этой ситуации у физлиц возникает доход, облагаемый НДФЛ. В других разъяснениях оно отмечало, что такой доход не образуется, если у налогового агента нет возможности персонифицировать и оценить экономическую выгоду, полученную каждым сотрудником.
Полагаем, что *новое письмо Минфина не повлияет на мнение инспекций. Дело в том, что, если разъяснения Минфина не согласуются с подходом ВАС РФ и ВС РФ, налоговые органы *должны руководствоваться актами этих судов.
Таким образом, юрлица могут исчислять НДФЛ со стоимости питания работников только в том случае, если возможно рассчитать экономическую выгоду каждого из них.
Документ: *Письмо Минфина России от 16.01.2017 N 03-04-06/1220
Как организовать питание работников, чтобы можно было определить доход, полученный каждым из них? (*Путеводитель по налогам)

* Полный текст документа Вы найдете в коммерческой версии КонсультантПлюс, установленной на Вашем компьютере.
Заказать бесплатную демонстрацию или обратиться в региональный центр КонсультантПлюс.