ООО «ИЦ Консультант»
г.Краснодар, ул. Гимназическая, дом 49/1, этаж 4
телефон / факс: (861) 2-555-111

Аналитические обзоры

Юристу, кадровику от 7 февраля 2017 г.

07.02.2017
КС РФ: выплачивать дивиденды АО не обязано, даже если в уставе закреплено право акционеров на них
Такую позицию Конституционный суд обозначил в отказном *определении. Подобный подход ВАС РФ и другие суды озвучивали уже не раз. А вот КС РФ по этому вопросу высказался впервые.
Акционер обратился в КС РФ с жалобой, в которой он оспаривал конституционность ст. 32 и ст. 42 Закона об АО. По мнению заявителя, эти нормы неконституционны, так как разрешают не выплачивать дивиденды на привилегированные акции по решению общего собрания АО. Причем по уставу общества владельцы этих акций вправе ежегодно получать дивиденды и не было иных законных оснований для невыплаты дивидендов.
КС РФ не поддержал такое мнение и *указал: право акционера получать дивиденды и обязанность АО их выплачивать возникают на основании самостоятельного юридического факта. Речь идет о принятии в установленном порядке общим собранием акционеров решения о выплате (объявлении) дивидендов.
Также Конституционный суд *напомнил свою старую позицию: общее собрание акционеров вправе самостоятельно принимать стратегические экономические решения. Поэтому компания сама может решить, что не будет выплачивать (объявлять) дивиденды. Принятию такого решения не мешает даже то, что в уставе АО предусмотрено право владельцев привилегированных акций ежегодно получать фиксированный дивиденд.
Применительно к конкретному делу КС РФ *отметил следующее. Приобретая привилегированные акции общества, акционер в силу специфики своей деятельности мог предвидеть, что в определенный период может не получить прибыли.
Кроме того, не было представлено сведений, подтверждающих, что решение общего собрания акционеров не выплачивать дивиденды являлось злоупотреблением правом и не имело никаких экономических оснований.
С учетом всех перечисленных обстоятельств Конституционный суд *отказался принимать жалобу акционера к рассмотрению.
Документ: *Определение КС РФ от 17.01.2017 N 1-О
Какие вопросы относятся к компетенции общего собрания акционеров? (* Путеводитель по корпоративным спорам)
Какие споры возникают по поводу выплаты дивидендов? (* Путеводитель по корпоративным спорам)

* Полный текст документа Вы найдете в коммерческой версии КонсультантПлюс, установленной на Вашем компьютере.
Заказать бесплатную демонстрацию или обратиться в региональный центр КонсультантПлюс.

Специалисту по Госзакупкам от 7 февраля 2017 г.

07.02.2017
Минэкономразвития: госзаказчик должен заключать договор лизинга по Закону N 44-ФЗ
Такая позиция ведомства, которую оно обозначило в январском письме, не является новой. *Похожее мнение министерство высказывало и в мае прошлого года.
Договор лизинга не включен в перечень случаев, когда Закон N 44-ФЗ не применяется. Следовательно, заказчик должен заключать договор лизинга в соответствии с положениями этого закона. Так обосновало свой подход Минэкономразвития.
Кроме того, в новом письме госорган отметил: заключать договор лизинга заказчик вправе путем проведения открытого конкурса. Провести электронный аукцион нельзя, так как услуги лизинга не входят в перечень товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются в форме такого аукциона.
Напомним, по договору лизинга одна сторона - лизингодатель обязуется:
- приобрести в собственность указанное другой стороной - лизингополучателем имущество у определенного им продавца;
- сдать это имущество лизингополучателю за плату во временное владение и пользование.
Если лизингополучатель - государственное или муниципальное учреждение, у такого договора есть особенности. Например, одним из существенных условий является условие о праве сторон договора по их соглашению изменять размер лизинговых платежей в соответствии с бюджетной сметой казенного учреждения или планом финансово-хозяйственной деятельности бюджетного или автономного учреждения.
Документ: Письмо Минэкономразвития России от 10.01.2017 N Д28и-88
 

* Полный текст документа Вы найдете в коммерческой версии КонсультантПлюс, установленной на Вашем компьютере.
Заказать бесплатную демонстрацию или обратиться в региональный центр КонсультантПлюс.

Бухгалтеру бюджетной организации от 7 февраля 2017 г.

07.02.2017
Форму 4-ФСС предлагается дополнить полем "Бюджетная организация"
Проектом приказа ФСС запланировано внести изменения в новую форму 4-ФСС по взносам на травматизм. Страхователям необходимо применять ее при подаче отчетности начиная с I квартала 2017 года.
Предполагается, что на титульном листе формы 4-ФСС в новом поле "Бюджетная организация" страхователи должны будут выбрать одно из значений:
1 - федеральный бюджет;
2 - бюджет субъекта РФ;
3 - бюджет муниципального образования;
4 - смешанное финансирование.
Соответствующие дополнения будут отражены и в порядке заполнения формы 4-ФСС.
Заметим, что понятия "бюджетная организация" в законодательстве нет, поэтому пока нельзя точно сказать, каким страхователям придется заполнять новое поле. Полагаем, что это коснется, в частности, учреждений.
Возможно, в проект еще внесут уточнения. В противном случае ФСС, скорее всего, направит страхователям разъяснения о том, как заполнять новое поле.
Документ: Проект Приказа ФСС РФ (http://regulation.gov.ru/projects/List/AdvancedSearch#npa=61790)
Независимая антикоррупционная экспертиза завершается 16 февраля 2017 года

В платежке на перечисление страховых взносов юрлицо должно указать статус плательщика "14"
Именно такой код, как сообщили ФНС, ПФР и ФСС, с 1 января 2017 года организациям нужно вносить в поле 101 платежного поручения при уплате страховых взносов.
Напомним, в этом поле отражается статус плательщика. Показатель "14" обозначает статус "налогоплательщик, производящий выплаты физлицам".
В совместном письме ФНС, ПФР и ФСС разъяснили и другие вопросы, например о сроках уплаты взносов и порядке представления отчетности по взносам.
Документ: Письмо ФНС России N БС-4-11/1304@, ПФ РФ N НП-30-26/947, ФСС РФ N 02-11-10/06-308-П от 26.01.2017

Затраты на уничтожение товара с истекшим сроком годности юрлицо вправе включить в расходы по прибыли
Для этого необходимо, чтобы уничтожение или утилизация такого товара были предусмотрены законодательством, а затраты соответствовали критериям признания расходов.
В *новом письме ведомство ссылалось на Закон о качестве и безопасности пищевых продуктов. Оно рассматривало вопрос об утилизации пищевых товаров с истекшим сроком годности.
Минфин *уже высказывал аналогичное мнение.
Документ: *Письмо Минфина России от 13.01.2017 N 03-03-06/1/853

Двойной вычет на ребенка: юрлицу нужно запросить у работника документ о доходе его супруга
К этому выводу можно прийти, анализируя *Постановление АС Западно-Сибирского округа. Суд поддержал позицию инспекции: для предоставления двойного детского вычета работнику из-за отказа от этого вычета его супруга нужны в том числе документы, подтверждающие его доход.
Налоговый орган признал неправомерным предоставление работникам стандартных вычетов по НДФЛ на детей в двойном размере. Дело в том, что работодатель не представил инспекции документы, которые подтверждали бы факт получения вторым родителем налогооблагаемого дохода.
Организация посчитала, что достаточно заявления об отказе одного из родителей от вычета. Но суд указал, что это не так. Вывод суда основывается на том, что физлицо может отказаться от детского вычета, только если имеет на него право и это подтверждено документами.
Отметим, что физлицо вправе получить вычет на ребенка, если имеет, в частности, доход, облагаемый НДФЛ по ставке 13%. Причем это относится к ставке, которая предусмотрена п. 1 ст. 224 НК РФ. Кроме того, величина дохода физлица не должна превышать 350 тыс. руб. На эти условия предоставления вычета на ребенка указывал *Минфин.
Таким образом, налоговому агенту, который предоставляет вычет на ребенка в двойном размере, необходимо запросить у работника, например, справку о доходах его супруга. По мнению Минфина, такую справку нужно требовать ежемесячно.
Документ: *Постановление АС Западно-Сибирского округа от 09.12.2016 N по делу N А27-24958/2015
Как правильно предоставить двойной детский вычет, если другой родитель от вычета отказался? (*Путеводитель по налогам)

* Полный текст документа Вы найдете в коммерческой версии КонсультантПлюс, установленной на Вашем компьютере. https://gordonua.com/news/politics/eks-chinovnik-i-byvshiy-glava-alfa-banka-andrey-volkov-za-dve-nedeli-zahvatil-bolshe-35-obektov-stolichnoy-nedvizhi
Заказать бесплатную демонстрацию или обратиться в региональный центр КонсультантПлюс.

Бухгалтеру от 7 февраля 2017 г.

07.02.2017
В платежке на перечисление страховых взносов юрлицо должно указать статус плательщика "14"
Именно такой код, как сообщили ФНС, ПФР и ФСС, с 1 января 2017 года организациям нужно вносить в поле 101 платежного поручения при уплате страховых взносов.
Напомним, в этом поле отражается статус плательщика. Показатель "14" обозначает статус "налогоплательщик, производящий выплаты физлицам".
В совместном письме ФНС, ПФР и ФСС разъяснили и другие вопросы, например о сроках уплаты взносов и порядке представления отчетности по взносам.
Документ: Письмо ФНС России N БС-4-11/1304@, ПФ РФ N НП-30-26/947, ФСС РФ N 02-11-10/06-308-П от 26.01.2017

07.02.2017
В платежке на перечисление страховых взносов юрлицо должно указать статус плательщика "14"
Именно такой код, как сообщили ФНС, ПФР и ФСС, с 1 января 2017 года организациям нужно вносить в поле 101 платежного поручения при уплате страховых взносов.
Напомним, в этом поле отражается статус плательщика. Показатель "14" обозначает статус "налогоплательщик, производящий выплаты физлицам".
В совместном письме ФНС, ПФР и ФСС разъяснили и другие вопросы, например о сроках уплаты взносов и порядке представления отчетности по взносам.
Документ: Письмо ФНС России N БС-4-11/1304@, ПФ РФ N НП-30-26/947, ФСС РФ N 02-11-10/06-308-П от 26.01.2017

Двойной вычет на ребенка: юрлицу нужно запросить у работника документ о доходе его супруга
К этому выводу можно прийти, анализируя *Постановление АС Западно-Сибирского округа. Суд поддержал позицию инспекции: для предоставления двойного детского вычета работнику из-за отказа от этого вычета его супруга нужны в том числе документы, подтверждающие его доход.
Налоговый орган признал неправомерным предоставление работникам стандартных вычетов по НДФЛ на детей в двойном размере. Дело в том, что работодатель не представил инспекции документы, которые подтверждали бы факт получения вторым родителем налогооблагаемого дохода.
Организация посчитала, что достаточно заявления об отказе одного из родителей от вычета. Но суд указал, что это не так. Вывод суда основывается на том, что физлицо может отказаться от детского вычета, только если имеет на него право и это подтверждено документами.
Отметим, что физлицо вправе получить вычет на ребенка, если имеет, в частности, доход, облагаемый НДФЛ по ставке 13%. Причем это относится к ставке, которая предусмотрена п. 1 ст. 224 НК РФ. Кроме того, величина дохода физлица не должна превышать 350 тыс. руб. На эти условия предоставления вычета на ребенка указывал *Минфин.
Таким образом, налоговому агенту, который предоставляет вычет на ребенка в двойном размере, необходимо запросить у работника, например, справку о доходах его супруга. По мнению Минфина, такую справку нужно требовать ежемесячно.
Документ: *Постановление АС Западно-Сибирского округа от 09.12.2016 N по делу N А27-24958/2015
Как правильно предоставить двойной детский вычет, если другой родитель от вычета отказался? (*Путеводитель по налогам)

* Полный текст документа Вы найдете в коммерческой версии КонсультантПлюс, установленной на Вашем компьютере.
Заказать бесплатную демонстрацию или обратиться в региональный центр КонсультантПлюс.

Специалисту по Госзакупкам от 6 февраля 2017 г.

06.02.2017
Госзакупки юруслуг по защите РФ в иностранном суде предлагается проводить у единственного поставщика
Правительство внесло в Думу проект с такими поправками к Закону N 44-ФЗ, подготовленными Минэкономразвития.
По проекту перечень случаев закупки у единственного поставщика планируется дополнить закупкой:
- юридических услуг по защите интересов РФ в иностранных и международных судах и арбитражах;
- иных юридических услуг в органах иностранных государств.
Полагаем, в последнем случае имелись в виду закупки у единственного поставщика иных юридических услуг, которые нужно оказать в органах иностранных государств.
Сейчас описанных выше оснований для закупки у единственного поставщика в Законе N 44-ФЗ нет.
По мнению авторов проекта, новшества позволят повысить эффективность и оперативность указанных видов закупок юруслуг.
Документ: Проект Федерального закона N 90277-7 (http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/(Spravka)?OpenAgent&RN=90277-7>&RN=90277-7)
Внесен в Госдуму 31 января 2017 года
В каких случаях проводятся закупки у единственного поставщика? (*Путеводитель по контрактной системе в сфере закупок)

* Полный текст документа Вы найдете в коммерческой версии КонсультантПлюс, установленной на Вашем компьютере.
Заказать бесплатную демонстрацию или обратиться в региональный центр КонсультантПлюс.

Юристу, кадровику от 6 февраля 2017 г.

06.02.2017
В Госдуму внесен проект о госпошлине за обжалование по АПК РФ определений об отказе в принятии иска
По проекту Верховного суда при подаче апелляционных, кассационных жалоб на определения арбитражного суда об отказе в принятии иска или заявления госпошлина составит 3 тыс. руб. Это 50% от размера госпошлины, которая уплачивается при подаче иска неимущественного характера.
Планируется, что такая же госпошлина будет взиматься и за апелляционное, кассационное обжалование определений об отказе в принятии заявления о выдаче судебного приказа.
За подачу надзорных жалоб на перечисленные выше определения придется заплатить вдвое больше. Согласно проекту размер госпошлины в этом случае составит 6 тыс. руб. Это величина госпошлины, уплачиваемая при подаче иска неимущественного характера.
Рассмотренные поправки необходимы, так как 20 декабря прошлого года в АПК РФ были внесены изменения. Арбитражные суды теперь вправе отказывать в принятии иска или заявления, если для этого есть основания. Определения о таком отказе можно обжаловать. При этом четко не установлено, в каком размере уплачивать госпошлину за подачу жалобы. Аналогичная ситуация сложилась с обжалованием определений об отказе в принятии заявления о выдаче судебного приказа. Проект ВС РФ призван решить возникшие вопросы.
Документ: Проект Федерального закона N 91704-7 (http://asozd.duma.gov.ru/main.nsf/(Spravka)?OpenAgent&RN=91704-7)
Внесен в Госдуму 1 февраля 2017 года

* Полный текст документа Вы найдете в коммерческой версии КонсультантПлюс, установленной на Вашем компьютере.
Заказать бесплатную демонстрацию или обратиться в региональный центр КонсультантПлюс.

Бухгалтеру бюджетной организации от 6 февраля 2017 г.

06.02.2017
Нельзя взыскать пени и штраф с местного органа, если он не уплатил НДС с продажи имущества физлицу
Такой вывод *сделал АС Уральского округа. Отметим, что *подобное мнение высказывал ВАС РФ в 2012 году. После этого кассации не заостряли внимания на правомерности взыскания пеней и штрафа с местного органа, который не уплатил НДС при реализации имущества казны физлицу, не зарегистрированному как ИП.
Суд *указал, что по НК РФ муниципальное образование при реализации полномочий, предусмотренных законодательством, не относится к плательщикам НДС. Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют и распоряжаются муниципальным имуществом и вправе в том числе отчуждать такие объекты. Значит, при продаже имущества казны орган местного самоуправления не считается плательщиком НДС.
Налоговым агентом он также не может признаваться. В силу прямого указания НК РФ в сделках по реализации имущества казны налоговыми агентами признаются покупатели имущества, за исключением физлиц, которые не являются индивидуальными предпринимателями.
Исходя из этого, суд решил, что муниципалитет должен перечислить НДС в порядке, предусмотренном для лиц, которые не являются плательщиками этого налога, но выставили счет-фактуру с выделением НДС. Однако привлечь орган местного самоуправления к ответственности за неуплату налога и начислить пени инспекция не может, поскольку он ни налогоплательщик, ни налоговый агент.
Отметим, что вопрос о том, кто должен уплачивать НДС при реализации составляющего муниципальную казну имущества, не закрепленного за учреждениями и предприятиями, физлицам, которые не являются ИП, уже сложно назвать спорным. Минфин и суды единодушны: налог в этом случае перечисляет в бюджет продавец - орган местного самоуправления. Этого *подхода придерживается и КС РФ.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации орган местного самоуправления должен перечислить НДС. А если инспекция доначислит пени и штраф за несвоевременную уплату, то такое решение можно попытаться оспорить в суде.
Документ: *Постановление АС Уральского округа от 23.01.2017 по делу N А76-11922/2016
 

ФНС пояснила, как определять дату фактического получения дохода в виде премии при заполнении 6-НДФЛ
Новое *письмо ведомства дано в отношении премии, которую организация выплачивает работнику за выполнение трудовых обязанностей. Отметим, что в прошлом году ФНС выпускала *другое разъяснение, и в нем не уточнялось, какой именно премии оно касается. Теперь ведомство учло *подход ВС РФ 2015 года.
ФНС *считает, что датой фактического получения дохода работника в виде премии за выполнение трудовых обязанностей по итогам работы за месяц признается последний день месяца, за который был начислен этот доход.
Если же организация выплачивает сотруднику премию за выполнение трудовых обязанностей по итогам работы за квартал или год, то следует ориентироваться на дату приказа о премировании. Последний день месяца, в котором он издан, признается датой фактического получения дохода.
Такие выводы ведомство делает с учетом *Определения ВС РФ, которое вышло в апреле 2015 года.
Интересно, что в 2016 году ФНС придерживалась иной позиции: дата фактического получения дохода в виде премии определяется как день ее выплаты работнику, в том числе день перечисления на счета налогоплательщика в банке. Правда, одно из писем ведомства касалось премии к юбилею работника. А в другом *разъяснении не уточнялось, относится ли оно в том числе к премии за выполнение трудовых обязанностей. Полагаем, что данный вывод общий, поэтому мог применяться к любым премиям работников.
Теперь налоговому агенту при отражении в форме 6-НДФЛ премии работнику за выполнение трудовых обязанностей нужно руководствоваться *новыми разъяснениями ФНС. Как правильно заполнить форму при выплате другой премии, например к празднику, лучше выяснить в своей налоговой инспекции.
Документ: *Письмо ФНС России от 24.01.2017 N БС-4-11/1139@

* Полный текст документа Вы найдете в коммерческой версии КонсультантПлюс, установленной на Вашем компьютере.
Заказать бесплатную демонстрацию или обратиться в региональный центр КонсультантПлюс.

Бухгалтеру от 6 февраля 2017 г.

06.02.2017
Налогоплательщикам нужно готовить убедительное обоснование цен по контролируемым сделкам
Такой вывод можно сделать из первого судебного акта, который касается правил проверки соответствия цен сделки их рыночному уровню. Дело рассматривал арбитражный суд г. Москвы.
Суд признал законным решение ФНС о доначислении недоимки по налогу на прибыль и пеней из-за того, что организация занизила цены по отношению к уровню рыночных цен.
Интересно отметить, что юрлицо полностью погасило задолженность после того, как налоговый орган обратился в суд с заявлением о взыскании недоимки и пеней. Однако суд все равно рассмотрел дело. Это потребовалось, в частности, чтобы решить вопрос о распределении судебных расходов по уплате госпошлины.
Юрлицо поставило по ряду сделок нефть иностранной офшорной компании. Поскольку эта группа сделок оказалась контролируемой, организация представила в инспекцию уведомление о контролируемых сделках. При этом юрлицо в уведомлении не указало метод ценообразования. Кроме того, оно не представило документацию по контролируемой сделке, в том числе о методике определения цены каждой партии товара.
ФНС провела проверку цен и установила, что примененные в сделке цены не соответствуют рыночному уровню. Она доначислила недоимку и пени по налогу на прибыль. За взысканием этих сумм в суд обратился уже территориальный налоговый орган.
Налогоплательщик представил свои доводы по поводу ценообразования в сделке. В частности, он ссылался на то, что он является "малой нефтяной организацией" и не мог влиять на цены, по которым была продана нефть.
Суд установил, что все доводы юрлица противоречат фактическим обстоятельствам, документально не подтверждены и не соответствуют анализу и толкованию налогового законодательства в части трансфертного ценообразования.
Таким образом, налогоплательщик не представил убедительных для суда доводов, которые опровергли бы претензии ФНС.
С учетом первого судебного акта по спору о проверке правильности применения цен налогоплательщикам необходимо обратить особое внимание на обоснование ценообразования. При подготовке документации по контролируемым сделкам можно воспользоваться рекомендациями ФНС либо обратиться к налоговым юристам, которые специализируются в области трансфертного ценообразования.
Документ: Решение Арбитражного суда г. Москвы от 27.01.2017 по делу N А40-123426/16-140-1066 (https://kad.arbitr.ru/Card/23957e4c-102e-438e-a467-7c8002a24508)

ФНС пояснила, как определять дату фактического получения дохода в виде премии при заполнении 6-НДФЛ
Новое *письмо ведомства дано в отношении премии, которую организация выплачивает работнику за выполнение трудовых обязанностей. Отметим, что в прошлом году ФНС выпускала *другое разъяснение, и в нем не уточнялось, какой именно премии оно касается. Теперь ведомство учло *подход ВС РФ 2015 года.
ФНС *считает, что датой фактического получения дохода работника в виде премии за выполнение трудовых обязанностей по итогам работы за месяц признается последний день месяца, за который был начислен этот доход.
Если же организация выплачивает сотруднику премию за выполнение трудовых обязанностей по итогам работы за квартал или год, то следует ориентироваться на дату приказа о премировании. Последний день месяца, в котором он издан, признается датой фактического получения дохода.
Такие выводы ведомство делает с учетом *Определения ВС РФ, которое вышло в апреле 2015 года.
Интересно, что в 2016 году ФНС придерживалась иной позиции: дата фактического получения дохода в виде премии определяется как день ее выплаты работнику, в том числе день перечисления на счета налогоплательщика в банке. Правда, одно из писем ведомства касалось премии к юбилею работника. А в другом *разъяснении не уточнялось, относится ли оно в том числе к премии за выполнение трудовых обязанностей. Полагаем, что данный вывод общий, поэтому мог применяться к любым премиям работников.
Теперь налоговому агенту при отражении в форме 6-НДФЛ премии работнику за выполнение трудовых обязанностей нужно руководствоваться *новыми разъяснениями ФНС. Как правильно заполнить форму при выплате другой премии, например к празднику, лучше выяснить в своей налоговой инспекции.
Документ: *Письмо ФНС России от 24.01.2017 N БС-4-11/1139@

* Полный текст документа Вы найдете в коммерческой версии КонсультантПлюс, установленной на Вашем компьютере.
Заказать бесплатную демонстрацию или обратиться в региональный центр КонсультантПлюс.

Специалисту по Госзакупкам от 3 февраля 2017 г.

03.02.2017
Правительство внесло изменения в правила планирования госзакупок
Новшества коснулись как планов закупок, составляемых на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, так и планов-графиков на этих же уровнях. Большинство положений постановления правительства, которым были внесены поправки, начали действовать 31 января.
Среди наиболее заметных нововведений, уже вступивших в силу, можно выделить следующие.
Расширен перечень закупок, которые указываются в упрощенном порядке в *плане закупок и *плане-графике. К ним отнесены, например, закупки у единственного поставщика услуг по водо-, тепло-, газо- и энергоснабжению, если они оказываются другому лицу, пользующемуся нежилыми помещениями, которые находятся в одном здании с помещениями заказчика. Ранее планирование этих закупок проводилось в общем порядке.
Появилось новое правило. Если проводится закупка товаров, работ, услуг, единицы измерения которых различны, сведения о количестве, объеме и единицах измерения в план-график включать не нужно.
Согласно изменениям установлены отдельные формы планов закупок и планов-графиков для закупок, связанных с гостайной. Формы предусмотрены для закупок как на федеральном уровне, так и на региональном и муниципальном уровне. До внесения поправок таких отдельных форм не было.
Напомним, с 1 января вступили в силу положения Закона N 44-ФЗ о том, что заказчик не может провести закупки, не предусмотренные планом-графиком. За несоблюдение этого запрета должностное лицо заказчика могут оштрафовать на 30 тыс. руб.
Документ: Постановление Правительства РФ от 25.01.2017 N 73 (вступил в силу 31 января 2017 года, за исключением отдельных положений)

Если госзаказчик применяет сметные нормы, с 1 февраля он должен руководствоваться методикой Минстроя
Министерство утвердило Методику применения сметных норм, которая введена в действие с 1 февраля. Из документа можно узнать, как применять сметные нормы при определении сметной стоимости строительства, реконструкции объектов капстроительства и их капремонта.
Методика пригодится при выполнении соответствующих работ как по Закону N 44-ФЗ, так и по Закону N 223-ФЗ. Этот документ нужно применять при определении сметной стоимости строительства, реконструкции, капремонта объектов капстроительства, если для финансирования таких работ привлекаются, в частности:
- бюджетные средства;
- средства юрлиц, в уставных (складочных) капиталах которых доля РФ, субъекта РФ, муниципального образования превышает 50%.
Напомним, в сметных нормах установлены затраты на выполнение определенных видов работ. До утверждения методики не было единого порядка применения сметных норм, хотя их использование предусмотрено Законом N 44-ФЗ при определении начальной (максимальной) цены контракта проектно-сметным методом.
Документ: Приказ Минстроя России от 29.12.2016 N 1028/пр (вступил в силу 1 февраля 2017 года)
Когда используется проектно-сметный метод расчета НМЦК? (* Путеводитель по контрактной системе в сфере закупок)

* Полный текст документа Вы найдете в коммерческой версии КонсультантПлюс, установленной на Вашем компьютере.
Заказать бесплатную демонстрацию или обратиться в региональный центр КонсультантПлюс.

Юристу, кадровику от 3 февраля 2017 г.

03.02.2017
Росфинмониторинг разъяснил, какие документы подтвердят, что юрлицо разыскивало своих бенефициаров
Такие важные рекомендации ведомство дало в своем информационном сообщении. До выхода разъяснений не было понятно, какие документы помогут юрлицам подтвердить, что все меры по установлению сведений о бенефициарных владельцах принимались.
Согласно сообщению Росфинмониторинга, если юрлицо не может найти своих бенефициаров и приняло все доступные меры для установления сведений о них, то при получении запроса уполномоченных госорганов нужно представить информацию о принятых мерах.
Документально подтвердить принятие мер могут запросы, которые направлялись учредителям, участникам или иным контролирующим лицам, и ответы на них.
Разъяснения ведомства пригодятся большинству организаций. Список исключений приведен в абз. 2 - 6 пп. 2 п. 1 ст. 7 Закона о противодействии легализации преступных доходов. В него включены, например, международные организации, иностранные государства, обладающие самостоятельной правоспособностью.
Такие рекомендации потребовались в связи с тем, что с 21 декабря 2016 года юрлица обязаны располагать информацией о своих бенефициарах и принимать меры по установлению данных о них. По запросу Росфинмониторинга или налоговой юрлицо должно представить имеющуюся документально подтвержденную информацию о бенефициарах либо о принятых мерах.
Напомним, если юрлицо не будет исполнять перечисленные обязанности, ему грозит штраф от 100 тыс. до 500 тыс. руб.
Документ: Информационное сообщение Росфинмониторинга

С 1 февраля можно заключать арбитражные соглашения о передаче в третейский суд корпоративных споров
Такое положение есть в Законе от 29.12.2015 N 409-ФЗ. Важно, что речь идет об отдельных категориях корпоративных споров. Среди них - споры, связанные с созданием, реорганизацией и ликвидацией юрлиц; споры по искам участников, учредителей, членов юрлица о возмещении убытков, причиненных организации.
В указанном законе также есть положение: арбитражные соглашения по отдельным категориям корпоративных споров, заключенные до 1 февраля 2017 года, считаются неисполнимыми. Закон ничего не говорит о том, становятся ли такие соглашения исполнимыми после указанной даты. Полагаем, во избежание рисков эти соглашения нужно привести в соответствие с новыми требованиями.
Напомним, чтобы передать в третейский суд отдельные корпоративные споры по АПК РФ, нужно соблюсти еще ряд условий. Они определены в ч. 3 и ч. 4 ст. 225.1 АПК РФ. Например, спор можно передать на рассмотрение третейского суда только в рамках третейского разбирательства, которое администрируется постоянно действующим арбитражным учреждением. При этом сторонам нужно убедиться, что оно утвердило, депонировало и разместило на своем сайте правила разбирательства корпоративных споров в порядке, установленном федеральным законом. Арбитраж должен проводиться в РФ.
Документ: Федеральный закон от 29.12.2015 N 409-ФЗ (вступил в силу 1 сентября 2016 года)

Роспотребнадзор предлагает штрафовать за продажу санкционных товаров
Планируется ввести ответственность по КоАП РФ за реализацию, хранение, транспортирование товаров, запрещенных к ввозу в Россию. Для юрлиц штраф может составить от 70 тыс. до 100 тыс. руб. с конфискацией предмета нарушения или без нее. Публичное обсуждение проекта завершается 2 марта.
Как известно, эмбарго на ввоз определенных товаров действует по 31 декабря 2017 года. Президент ввел его 6 августа 2014 года. После этого срок уже дважды продлевался.
Перечень санкционных товаров установило правительство. В основном это мясо, рыба, молочная продукция, овощи, фрукты из определенных стран, среди которых США, страны ЕС, Украина.
Сейчас ввезенные в Россию санкционные товары уничтожаются. В КоАП РФ нет нормы, по которой можно было привлечь к ответственности за их реализацию, хранение и перевозку. В связи с этим и подготовлен рассматриваемый проект.
На данный момент установлена административная ответственность за ввоз запрещенных товаров. К примеру, организациям грозит штраф от 50 тыс. до 300 тыс. руб. с конфискацией товаров - предметов нарушения или без нее либо конфискация предметов нарушения.
Интересно отметить, что в прошлом году депутаты ЛДПР внесли в Госдуму похожий проект об ответственности по КоАП РФ за продажу санкционных товаров (http://asozd.duma.gov.ru/main.nsf/%28Spravka%29?OpenAgent&RN=1016240-6), но он был отклонен.
По сравнению с проектом депутатов Роспотребнадзор сформулировал свою инициативу более универсально - применительно к товарам, запрещенным к ввозу в Россию. Ведомство не стало ограничивать норму исключительно санкционными товарами. Положение КоАП РФ в предложенной редакции сможет работать и в случае отмены санкций.
Документ: Проект Федерального закона (http://regulation.gov.ru/projects/List/AdvancedSearch#npa=61715)
Публичное обсуждение завершается 2 марта 2017 года

ВС РФ указал, как потерпевшему взыскать с неосновательно обогатившегося лица неполученные доходы
Экономическая коллегия ВС РФ истолковала порядок взыскания неполученных доходов с того лица, которое получило их, пользуясь неосновательно сбереженным имуществом. Речь идет о двух видах доходов, указанных в п. 1 и п. 2 ст. 1107 ГК РФ. Вопрос о том, как соотносятся эти нормы, и *рассмотрел суд.
Напомним, по п. 1 ст. 1107 ГК РФ неосновательно обогатившееся лицо обязано возвратить или возместить потерпевшему все доходы, которые оно извлекло либо должно было извлечь из полученного или сбереженного имущества. Пункт 2 этой же статьи предусматривает: на сумму неосновательного денежного обогащения начисляются проценты по ст. 395 ГК РФ.
По *мнению Верховного суда, доход по п. 1 и доход по п. 2 имеют тождественную правовую природу. Право потерпевшего на возврат дохода основывается на одинаковых фактических обстоятельствах. Взыскание неполученного дохода - это реализация одного и того же инструмента защиты нарушенного права.
Следовательно, нельзя одновременно применять указанные пункты. Это противоречит компенсационной направленности ст. 1107 ГК РФ.
Также Верховный суд пояснил, что п. 2 устанавливает упрощенный порядок доказывания минимального размера дохода при денежном обогащении. Вместе с тем это не ограничивает право истца взыскать доход в большем размере по правилам п. 1. При этом нужно доказать, что как реальный, так и подлежащий извлечению доход ответчика от недобросовестного пользования неосновательным обогащением превысил размер процентов по ст. 395 ГК РФ. В таком случае доход по п. 2 по отношению к доходу по п. 1 имеет зачетный характер.
В рассмотренной Экономической коллегией ситуации истец превышение *не доказал. Ответчик должен выплатить только начисленные на сумму неосновательного денежного обогащения проценты по ст. 395 ГК РФ.
Документ: *Определение ВС РФ от 19.01.2017 N 305-ЭС15-15704(2)
Каковы общие позиции высших судов о неосновательном обогащении? (*Перечень позиций высших судов)
Как на суммы неосновательного обогащения начисляются проценты по ст. 395 ГК РФ? (*Перечень позиций высших судов)

* Полный текст документа Вы найдете в коммерческой версии КонсультантПлюс, установленной на Вашем компьютере.
Заказать бесплатную демонстрацию или обратиться в региональный центр КонсультантПлюс.