ООО «ИЦ Консультант»
г.Краснодар, ул. Гимназическая, дом 49/1, этаж 4
телефон / факс: (861) 2-555-111

Аналитические обзоры

Специалисту по Госзакупкам от 20 февраля 2017 г.

20.02.2017
Заключать госконтракты с субъектами естественных монополий, которых нет в реестре этих лиц, можно
Такой вывод содержится в январском *письме Минэкономразвития. Аналогичной позиции госорган *придерживался и ранее, в июле 2015 года.
В новом письме ведомства, как и в прежнем, речь идет о закупке у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя товаров, работ или услуг, относящихся к сфере деятельности субъектов естественных монополий. По мнению министерства, госзаказчики вправе проводить закупку по этому основанию независимо от того, включен ли поставщик, подрядчик или исполнитель в реестр субъектов естественных монополий.
Полагаем, госзаказчикам с учетом мнения Минэкономразвития для проведения таких закупок достаточно установить, что товар, работа или услуга относится к сфере деятельности субъекта естественной монополии. Перечень услуг, относящихся к этим сферам, приведен в Законе о естественных монополиях.
Документ: *Письмо Минэкономразвития России от 31.01.2017 N Д28и-387

Госзаказчик вправе компенсировать балансодержателю расходы на оплату коммунальных услуг по 44-ФЗ
По *мнению Минэкономразвития, это возможно, если заключен контракт с единственным поставщиком по п. 23 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. Позиция ведомства *неновая.
Данное положение Закона N 44-ФЗ касается ситуации, когда заказчик пользуется нежилым помещением или помещениями, переданными ему в безвозмездное пользование либо оперативное управление. При этом нежилыми помещениями в одном здании с заказчиком пользуются и другое лицо или лица, которым оказываются услуги по содержанию и ремонту нежилого помещения, услуги по водо-, тепло-, газо- и энергоснабжению, по охране, по вывозу бытовых отходов.
В описанной ситуации заказчик вправе заключать контракт на оказание названных услуг с единственным поставщиком по п. 23 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. Министерство *считает, что по этой же норме заказчик на основании выставленного счета может компенсировать балансодержателю его расходы на оплату данных услуг.
Напомним, контракт по п. 23 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ может быть заключен в любой форме, предусмотренной ГК РФ для совершения сделок. Вносить сведения о нем в реестр контрактов не требуется.
Документ: *Письмо Минэкономразвития России от 06.12.2016 N Д28и-3339

* Полный текст документа Вы найдете в коммерческой версии КонсультантПлюс, установленной на Вашем компьютере.
Заказать бесплатную демонстрацию или обратиться в региональный центр КонсультантПлюс.

Юристу, кадровику от 20 февраля 2017 г.

20.02.2017
Юрлицо - розничный продавец алкоголя вправе перемещать его между обособленными подразделениями
К такому выводу пришло в письме Росалкогольрегулирование. Для перемещения алкогольной продукции между обособленными подразделениями нужно соблюсти ряд условий.
Ведомство подчеркнуло: места нахождения подразделений, между которыми компания планирует перемещать алкогольную продукцию, должны быть указаны в лицензии на ее розничную продажу.
Кроме того, юрлицо обязано оформить документы, которые должны сопровождать оборот алкоголя. Это может быть, например, справка к товарно-транспортной накладной.
Росалкогольрегулирование также отметило: информацию о "внутренних" перемещениях алкогольной продукции надо отражать в ЕГАИС.
Перемещать алкоголь, по мнению службы, можно между обособленными подразделениями компании, которые находятся как в одном субъекте РФ, так и в разных.
Из разъяснений Росалкогольрегулирования можно сделать вывод, что под оборотом алкогольной продукции оно понимает и ее перемещение между обособленными подразделениями компании. Оборот алкоголя без сопроводительных документов грозит компаниям штрафом от 200 тыс. до 300 тыс. руб. с конфискацией продукции.
Вместе с тем в практике встречались случаи, когда суды не соглашались с подобной трактовкой. Например, АС Волго-Вятского округа *отмечает: внутреннее перемещение алкогольной продукции между обособленными подразделениями организации не является ее оборотом. Справку к товарно-транспортной накладной нужно заполнять в том случае, если такие подразделения имеют разные места нахождения, адреса осуществления деятельности.
Полагаем, компаниям, занимающимся розничной продажей алкоголя, лучше следовать рекомендациям Росалкогольрегулирования. Иначе это может обернуться штрафом, который придется оспаривать в суде.
Обращаем внимание, что в письме ведомство рассмотрело и другие вопросы: например, необходимо ли применять ККТ при розничной продаже алкоголя.
Документ: Письмо Росалкогольрегулирования от 31.01.2017 N 2148/03-04

Принят во 2-м чтении проект о сроках, в которые нужно представлять сведения по требованию прокурора
Планируется определить среди прочего сроки, в которые юрлица должны представлять документы, информацию, справки и другие материалы по требованию прокурора.
По проекту, если материалы нужны прокурору для выполнения своих функций, представить данные по общему правилу необходимо в течение пяти рабочих дней с момента поступления требования. Если же прокурор запросит информацию в ходе проверки исполнения законов, организации надо уложиться в два рабочих дня с момента предъявления требования.
Предполагается, что в требовании могут быть установлены и более длительные сроки.
В случае когда проверяемое юрлицо не сможет вовремя исполнить требование, ему нужно будет уведомить прокурора, изложив объективные причины предполагаемой просрочки. Сделать это потребуется письменно в сроки, отведенные компании на представление информации, документов, материалов или их копий. В такой ситуации прокурор будет принимать решение об установлении нового срока.
Проект также предусматривает максимальный срок проведения прокурорской проверки - по общему правилу 30 календарных дней со дня ее начала.
Отметим, что рассмотренные поправки разработаны во исполнение Постановления КС РФ от 17.02.2015 N 2-П. В нем суд указал, что законодатель должен, в частности, определить:
- предельные сроки проведения проверочных прокурорских мероприятий;
- сроки исполнения проверяемыми организациями требований прокурора представить документы, материалы, статистические и иные сведения.
Сейчас, пока изменения не приняты, прокуроры должны устанавливать разумные сроки представления необходимых сведений. Предельный срок прокурорской проверки составляет по общему правилу 20 рабочих дней.
Напомним, за умышленное невыполнение требований прокурора юрлицам грозит штраф от 50 тыс. до 100 тыс. руб. либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Документ: Проект Федерального закона N 865550-6 (http://asozd.duma.gov.ru/main.nsf/(Spravka)?OpenAgent&RN=865550-6)
Принят во втором чтении 15 февраля 2017 года

* Полный текст документа Вы найдете в коммерческой версии КонсультантПлюс, установленной на Вашем компьютере.
Заказать бесплатную демонстрацию или обратиться в региональный центр КонсультантПлюс.

Бухгалтеру бюджетной организации от 20 февраля 2017 г.

20.02.2017
Минфин пояснил, какие средства учреждение может направить на капвложения
Ведомство *рассмотрело вопрос о финансовом обеспечении расходов бюджетного учреждения на капитальное строительство, в том числе реконструкцию.
Бюджетным учреждениям из соответствующего бюджета предоставляются субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания, а также субсидии на иные цели.
Минфин *разъяснил, что неиспользованные остатки субсидии на госзадание можно направить, например, на капитальное строительство, в том числе реконструкцию, если это соответствует целям создания бюджетного учреждения и направлениям расходов в плане финансово-хозяйственной деятельности. Решение об использовании остатков таких субсидий вправе принять руководитель учреждения.
Средства целевой субсидии должны использоваться бюджетным учреждением для достижения конкретной цели, указанной в соглашении о предоставлении субсидии. Такие средства, *по мнению ведомства, нельзя направить на капитальное строительство, в том числе на реконструкцию.
Кроме того, Минфин *отметил, что бюджетное учреждение вправе направить на капитальные вложения средства, полученные от приносящей доход деятельности.
Отметим, что *разъяснение ведомства могут учитывать и автономные учреждения. Они, как и бюджетные учреждения, помимо субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания, могут получать субсидии на иные цели. Подобно бюджетным, автономные учреждения могут использовать остатки субсидий на госзадание
Документ: *Письмо Минфина России от 24.01.2017 N 02-05-10/3143

Минтранс скорректировал порядок заполнения путевого листа
Приказ ведомства, изменяющий порядок заполнения путевого листа, вступит в силу 26 февраля.
Одно из изменений - добавление нового пункта. В путевом листе нужно отражать дату и время проведения предрейсового контроля технического состояния транспортного средства. Эти сведения вносит, в частности, контролер технического состояния автотранспортных средств и заверяет подписью, указывая фамилию и инициалы.
Напомним, что по Закону о безопасности дорожного движения организовывать и проводить предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств в порядке, установленном Минтрансом, должны юрлица и предприниматели, которые осуществляют перевозки, например, автомобильным транспортом.
Документ: Приказ Минтранса России от 18.01.2017 N 17 (вступает в силу 26 февраля 2017 года)
Может ли юрлицо самостоятельно разработать форму путевого листа? (*Путеводитель по налогам)

Юрлицо учитывает в расходах по налогу на прибыль годовую премию работнику в периоде ее начисления
Минфин *напомнил порядок признания юрлицом для целей налога на прибыль премий за прошлый год, если они начислены в текущем. Этот вопрос ведомство уже *поясняло.
Премии работникам по результатам работы за предыдущий год организация включает в расходы на оплату труда в периоде начисления этих премий, если соблюдены требования ст. 252 НК РФ, считает *Минфин. Он и ранее *давал аналогичное разъяснение.
В новом письме ведомство *уточняет, что признание указанных премий в расходах на оплату труда в периоде начисления возможно, если организация не формировала резерв на выплату ежегодного вознаграждения по итогам работы за год.
Напомним, что для равномерного учета расходов на выплату вознаграждений по результатам работы за год организация вправе создать соответствующий резерв. Он формируется в том же порядке, что и резерв на оплату отпусков.
Документ: *Письмо Минфина России от 06.02.2017 N 03-03-06/2/5954
Каким требованиям должны отвечать произведенные организацией расходы для целей налога на прибыль? (*Путеводитель по налогам)

* Полный текст документа Вы найдете в коммерческой версии КонсультантПлюс, установленной на Вашем компьютере.
Заказать бесплатную демонстрацию или обратиться в региональный центр КонсультантПлюс.

Бухгалтеру от 20 февраля 2017 г.

20.02.2017
Минтранс скорректировал порядок заполнения путевого листа
Приказ ведомства, изменяющий порядок заполнения путевого листа, вступит в силу 26 февраля.
Одно из изменений - добавление нового пункта. В путевом листе нужно отражать дату и время проведения предрейсового контроля технического состояния транспортного средства. Эти сведения вносит, в частности, контролер технического состояния автотранспортных средств и заверяет подписью, указывая фамилию и инициалы.
Напомним, что по Закону о безопасности дорожного движения организовывать и проводить предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств в порядке, установленном Минтрансом, должны юрлица и предприниматели, которые осуществляют перевозки, например, автомобильным транспортом.
Документ: Приказ Минтранса России от 18.01.2017 N 17 (вступает в силу 26 февраля 2017 года)
Может ли юрлицо самостоятельно разработать форму путевого листа? (*Путеводитель по налогам)

Юрлицо учитывает в расходах по налогу на прибыль годовую премию работнику в периоде ее начисления
Минфин *напомнил порядок признания юрлицом для целей налога на прибыль премий за прошлый год, если они начислены в текущем. Этот вопрос ведомство уже *поясняло.
Премии работникам по результатам работы за предыдущий год организация включает в расходы на оплату труда в периоде начисления этих премий, если соблюдены требования ст. 252 НК РФ, считает *Минфин. Он и ранее *давал аналогичное разъяснение.
В новом письме ведомство *уточняет, что признание указанных премий в расходах на оплату труда в периоде начисления возможно, если организация не формировала резерв на выплату ежегодного вознаграждения по итогам работы за год.
Напомним, что для равномерного учета расходов на выплату вознаграждений по результатам работы за год организация вправе создать соответствующий резерв. Он формируется в том же порядке, что и резерв на оплату отпусков.
Документ: *Письмо Минфина России от 06.02.2017 N 03-03-06/2/5954
Каким требованиям должны отвечать произведенные организацией расходы для целей налога на прибыль? (*Путеводитель по налогам)

* Полный текст документа Вы найдете в коммерческой версии КонсультантПлюс, установленной на Вашем компьютере.
Заказать бесплатную демонстрацию или обратиться в региональный центр КонсультантПлюс.

Юристу, кадровику от 17 февраля 2017 г.

17.02.2017
Правительство определило, как компаниям отвечать на предостережения контролирующих органов
С 22 февраля начинают действовать правила, по которым юрлица и ИП будут уведомлять контролирующие, надзорные органы об исполнении предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.
Правилами нужно будет руководствоваться также, направляя в названные органы возражения на указанное предостережение.
Понадобятся правила и органам госконтроля (надзора), и органам муниципального контроля, поскольку они будут составлять и направлять юрлицам и ИП предостережения.
В предостережении контролирующий или надзорный орган среди прочего предложит в течение определенного срока, который составит не менее 60 дней, уведомить об исполнении предостережения. Если оно направлено организации и у нее нет возражений, то ей потребуется указать в уведомлении следующие данные:
- наименование юрлица;
- ИНН;
- дата и номер предостережения, направленного в адрес компании;
- меры, которые она приняла, чтобы обеспечить соблюдение обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.
Компания сможет направить уведомление в органы госконтроля (надзора), муниципального контроля не только по почте, но и в электронном виде. В последнем случае лицо, уполномоченное действовать от имени компании, должно заверить его квалифицированной электронной подписью. Направить такой документ можно будет, например, на указанный в предостережении адрес электронной почты контролирующего органа.
Компания может и не согласиться с выводами контролирующего или надзорного органа о том, что ее действия или бездействие приводят либо могут привести к нарушению требований. В таком случае организация должна свою позицию обосновать в возражении. Его можно будет направить контролирующему органу так же, как и уведомление. Эти органы должны будут дать ответ в течение 20 рабочих дней с даты получения возражения.
Напомним, с 2017 года контролирующие, надзорные органы в ряде случаев обязаны объявлять юрлицам и ИП предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.
Документ: Постановление Правительства РФ от 10.02.2017 N 166 (вступает в силу 22 февраля 2017 года)

* Полный текст документа Вы найдете в коммерческой версии КонсультантПлюс, установленной на Вашем компьютере.
Заказать бесплатную демонстрацию или обратиться в региональный центр КонсультантПлюс.

Специалисту по Госзакупкам от 17 февраля 2017 г.

17.02.2017
Срок подачи запроса о разъяснении аукционной документации продлевается, если оканчивается в выходной
Такой вывод можно сделать из *разъяснений Минэкономразвития. Ведомство *отметило: если последний день срока поступления заказчику запросов о разъяснении аукционной документации - выходной, то днем окончания этого срока будет следующий за ним рабочий день.
Госорган и ранее придерживался *сходной точки зрения. При этом он подчеркивал, что заказчик обязан предоставить разъяснения документации об аукционе.
В новом письме, как и в прежнем, министерство *обосновало вывод положениями ГК РФ. В частности, если последний день срока приходится на нерабочий день, то моментом его окончания считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Полагаем, заказчикам следует руководствоваться позицией Минэкономразвития при составлении аукционной документации. В ней заказчик должен установить срок предоставления участникам закупки разъяснений. Определяя его, нужно учитывать срок поступления запросов о разъяснении аукционной документации.
Если заказчик проигнорирует разъяснения ведомства, его должностное лицо могут оштрафовать на 3 тыс. руб.
Документ: *Письмо Минэкономразвития России от 16.12.2016 N Д28и-3518

* Полный текст документа Вы найдете в коммерческой версии КонсультантПлюс, установленной на Вашем компьютере.
Заказать бесплатную демонстрацию или обратиться в региональный центр КонсультантПлюс.

Бухгалтеру бюджетной организации от 17 февраля 2017 г.

17.02.2017
Минтруд предлагает приостановить применение профстандарта для воспитателей и учителей
Проектом приказа Минтруда планируется приостановить с 30 марта 2017 года по 1 сентября 2019 года применение профстандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)".
Как отмечено в пояснительной записке к проекту, решение Минтруда вызвано многочисленными обращениями педагогических работников и профсоюзов в Минобрнауки, в которых сообщается о неготовности применять профстандарт.
Напомним, данный профстандарт может использоваться образовательными учреждениями, в частности, при формировании кадровой политики, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций с 1 января 2017 года.
Минобрнауки поясняло, что из Закона об образовании следует, что работодатели не обязаны применять профстандарты для определения должностных обязанностей работников, наименований их должностей. В этих целях можно использовать как профстандарты, так и квалификационные справочники. Должностные обязанности и требования, предъявляемые к уровню знаний и квалификации педагогических работников, установлены в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих.
Документ: Проект Приказа Минтруда (http://regulation.gov.ru/projects/List/AdvancedSearch#npa=61812)
Общественное обсуждение завершается 16 февраля 2017 года
Как применяются ЕКС и профстандарты при приеме педагога на работу? (* Путеводитель по кадровым вопросам)

* Полный текст документа Вы найдете в коммерческой версии КонсультантПлюс, установленной на Вашем компьютере.
Заказать бесплатную демонстрацию или обратиться в региональный центр КонсультантПлюс.

Бухгалтеру от 17 февраля 2017 г.

17.02.2017
Унифицированные формы первички по учету торговых операций с применением ККТ не обязательны
*Разъяснение Минфина касается унифицированных форм, утвержденных Постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132.
*Вывод ведомства обоснован следующим. Постановление Госкомстата России от 25.12.1998 N 132 (далее - постановление N 132) не относится к законодательству РФ о применении ККТ, поскольку Законом о ККТ не предусмотрено принятие данного постановления.
Напомним, что постановлением N 132 утверждены, в частности, унифицированные формы первички по учету денежных расчетов с населением при осуществлении торговых операций с применением контрольно-кассовых машин. В их числе журнал кассира-операциониста.
Минфин в 2016 году давал аналогичное разъяснение. ФНС направляла его нижестоящим налоговым органам.
Отметим, что в новом письме Минфин *упомянул об Информации N ПЗ-10/2012. В ней ведомство сообщало, что обязательными к применению остаются формы первичных учетных документов, которые установлены уполномоченными органами на основании федеральных законов (например, кассовые документы). Унифицированные формы первички по учету кассовых операций утверждены Постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 N 88.
Таким образом, организации, использующие ККТ, могут не применять, например, унифицированную форму журнала кассира-операциониста. Однако формы кассовых документов по-прежнему обязательны.
Документ: *Письмо Минфина России от 25.01.2017 N 03-01-15/3482

ФНС поддержала Минфин: компенсация иностранному работнику расходов на аренду жилья облагается НДФЛ
Работодатель исчисляет НДФЛ с суммы компенсации аренды жилья иностранцу - следует из *письма ФНС. Такие же разъяснения давал Минфин. Но у судов другое мнение.
В *письме ФНС ссылается на Закон о правовом положении иностранных граждан в РФ. В нем указано, что приглашающая сторона предоставляет гарантии, в частности по обеспечению иностранного гражданина жильем на период пребывания в РФ. Отметим, такая обязанность возникает, как правило, у работодателя, привлекающего работника из страны, для которой установлен визовый режим въезда в РФ.
ФНС *отмечает, что принятие организацией - приглашающей стороной обязательств по обеспечению работника-иностранца жильем предусмотрено положением, утвержденным Правительством РФ. В этом документе, как *разъяснило ведомство, не установлено, что юрлицо должно возмещать расходы иностранца по найму жилья. На суммы компенсации таких расходов не распространяются положения НК РФ об освобождении от обложения НДФЛ.
Минфин неоднократно приходил к выводу: у иностранных граждан в случае компенсации работодателем затрат на аренду жилья возникает доход, облагаемый НДФЛ.
Однако суды считают иначе: когда организация обязана гарантировать обеспечение жильем работников-иностранцев на период их пребывания в РФ, у них не образуется облагаемого НДФЛ дохода в виде компенсации сумм арендной платы.
Работодателю, который не желает спорить с инспекцией, следует удерживать НДФЛ из суммы возмещения иностранному работнику стоимости аренды жилья. Другой подход, скорее всего, придется отстаивать в суде.
Документ: *Письмо ФНС России от 10.01.2017 N БС-4-11/123@

* Полный текст документа Вы найдете в коммерческой версии КонсультантПлюс, установленной на Вашем компьютере.
Заказать бесплатную демонстрацию или обратиться в региональный центр КонсультантПлюс.

Специалисту по Госзакупкам от 16 февраля 2017 г.

16.02.2017
Если при госзакупке нельзя заранее определить объем работ и услуг, антидемпинговые меры не применяют
К такому выводу *пришло Минэкономразвития. *Ранее в других письмах министерство уже это отмечало.
Разъяснения касаются закупок, проводимых в случаях, когда при заключении контракта невозможно определить объем работ или услуг. Среди них - ремонт и обслуживание техники, медицинские и юридические услуги, услуги по перевозке грузов и пассажиров.
Ведомство *пояснило, что при проведении таких закупок не применяются следующие антидемпинговые меры:
предоставление повышенного обеспечения исполнения контракта;
представление информации о добросовестности участника закупки.
Напомним, данные меры предусмотрены, если участник предлагает цену контракта на 25 и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта. Условия применения этих мер перечислены в ч. 1 и ч. 2 ст. 37 Закона N 44-ФЗ.
Полагаем, если проигнорировать мнение Минэкономразвития и отказаться в описанных случаях заключать контракт из-за несоблюдения участником антидемпинговых мер, должностному лицу госзаказчика грозит штраф 50 тыс. руб.
Документ: *Письмо Минэкономразвития России от 13.12.2016 N Д28и-3262

* Полный текст документа Вы найдете в коммерческой версии КонсультантПлюс, установленной на Вашем компьютере.
Заказать бесплатную демонстрацию или обратиться в региональный центр КонсультантПлюс.

Юристу, кадровику от 16 февраля 2017 г.

16.02.2017
ФНС: когда одна компания присоединяется к другой, представлять в инспекцию передаточный акт не нужно
Такую информацию разместило ведомство на своем сайте. Юрлицу отказали в регистрации реорганизации в форме присоединения из-за того, что отсутствовал передаточный акт. ФНС признала такой отказ неправомерным.
Подход налоговой службы соответствует положениям ГК РФ и разъяснениям Пленума ВС РФ. Вместе с тем Закон о госрегистрации юрлиц и ИП требует представлять передаточный акт в составе документов на регистрацию реорганизации в форме присоединения.
ФНС отметила: положения закона не должны противоречить ГК РФ, который не предусматривает составления передаточного акта при присоединении одного юрлица к другому.
Напомним, до 1 сентября 2014 года ГК РФ устанавливал, что в случае присоединения правопреемство происходит согласно передаточному акту. После этой даты о данном документе в соответствующей норме больше не говорится. А вот в Законе о госрегистрации юрлиц и ИП, как было указано выше, его упоминание осталось. Полагаем, из-за этого несоответствия и возникают споры с регистрирующими органами.
Документ: Информация ФНС России
Как провести реорганизацию ООО в форме присоединения? (*Путеводитель по корпоративным процедурам)
Как провести реорганизацию АО в форме присоединения? (*Путеводитель по корпоративным процедурам)
Когда реорганизацию ООО в форме присоединения можно признать недействительной? (*Путеводитель по корпоративным спорам)

* Полный текст документа Вы найдете в коммерческой версии КонсультантПлюс, установленной на Вашем компьютере.
Заказать бесплатную демонстрацию или обратиться в региональный центр КонсультантПлюс.