ООО «ИЦ Консультант»
г.Краснодар, ул. Гимназическая, дом 49/1, этаж 4
телефон / факс: (861) 2-555-111

Аналитические обзоры

Юристу от 18 февраля 2025 года

18.02.2025

Проект о регистрации в ЕГРН порядка владения и пользования долевой недвижимостью внесен в Госдуму

Согласно поправкам к ГК РФ, если участники долевой собственности установили, изменили или прекратили порядок владения и пользования недвижимостью, то они должны внести сведения об этом в ЕГРН. То же касается случаев, когда порядок определил суд (абз. 2 п. 1 ст. 1 проекта).

Информацию будут включать в реестр по правилам регистрации ограничений прав на недвижимость. Для этого нужно представить нотариальное соглашение между собственниками либо решение суда. Если есть последнее, то заявителем может быть любой владелец доли (абз. 3 п. 1 ст. 1 проекта).

Порядок заработает для третьих лиц с момента внесения сведений в ЕГРН. Если доля кому-то перейдет, договоренности о владении и пользовании объектом сохранятся (абз. 4 и 5 п. 1 ст. 1 проекта).

Есть и другие изменения. Планируется, что поправки заработают с 1 января 2026 года и будут действовать для отношений, которые возникнут после этой даты (ч. 1 и 2 ст. 4 проекта).

Те, кто до вступления новшеств в силу заключат соглашение (в т.ч. без нотариуса) или получат решение суда, будут вправе зарегистрировать порядок. Он затронет приобретателя доли, только если нужная запись есть в ЕГРН (ч. 3 ст. 4 проекта).

Сейчас таких требований в ГК РФ нет. По мнению правительства, поправки сделают использование долевого имущества прозрачнее и снизят риски на рынке недвижимости.

Документ:

Проект Федерального закона N 841857-8

Рекомендуем:

Как организации зарегистрировать права на недвижимость

 

18.02.2025

Признание выбывшим члена совета директоров АО или ООО: перечни оснований прошли первое чтение

Планируют перечислить обстоятельства, с момента наступления любого из которых члена совета директоров АО сочтут выбывшим и прекратят его полномочия. В открытый список войдут такие случаи:

  • член совета директоров умер;
  • начал действовать судебный акт, по которому его признали, в частности, ограниченно дееспособным или безвестно отсутствующим;
  • завершили, например, внесудебное банкротство члена совета директоров;
  • общество получило от него письменное уведомление об отказе от полномочий;
  • вступило в силу решение суда о дисквалификации члена совета директоров либо приговор, по которому его лишили права занимать ряд должностей или вести определенную деятельность.

Аналогичные правила хотят ввести и для ООО.

Сейчас в Законе об АО и Законе об ООО нет подобных перечней. Однако Пленум ВС РФ приводил примеры ситуаций, когда члена совета директоров АО признают выбывшим. В проекте учли эти разъяснения.

Есть и другие изменения. Поправки могут заработать через 10 календарных дней после опубликования закона.

Документ:

Проект Федерального закона N 724347-8

Полезные ссылки:

Справочная информация: "Условия и порядок вступления в силу федеральных нормативных правовых актов" (Материал ...

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 N 27 "Об оспаривании крупных сделок и сделок ...

Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 26.12.2024) "О несостоятельности (банкротстве)"

Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ (ред. от 08.08.2024) "Об обществах с ограниченной ответственностью" (с ...

"Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 28.12.2024) (с изм. и доп., вступ ...

"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 03.02.2025)

 

 

Нет КонсультантПлюс?

Оформите заявку на доставку полной версии документа
или самостоятельно подберите комплект, с учетом особенностей именно Вашей организации

Бухгалтеру от 18 февраля 2025 года

18.02.2025

Страховые взносы на травматизм: суд посчитал, что премии к праздникам ими не облагаются

Организация выплатила сотрудникам премии к 23 Февраля и 8 Марта. СФР посчитал, что нужно начислить на эти выплаты взносы и уплатить их. Суды двух инстанций поддержали компанию.

Суды установили, что выплаты не зависели от квалификации работника, сложности, качества, количества и условий работы. Они отметили, что не все деньги, которые работодатель перечисляет работнику, - оплата труда.

Суды часто приходят к похожим выводам.

Документ:

Постановление 17-го ААС от 30.01.2025 по делу N А60-44337/2024

 

18.02.2025

Пособия на детей в 2025 году: кто и как получает, в каком размере

Детские пособия обычно назначает и выплачивает СФР. Их размер и порядок выплаты зависят в том числе от возраста ребенка и дохода семьи. Выплачивать пособия могут единовременно или раз в месяц, автоматически или только по заявлению. Подробнее об этом и не только читайте в обзоре.

Кто может получить пособие на детей

В зависимости от вида пособия при определенных условиях его могут получить мать, отец, опекун, усыновитель или родственник, который ухаживает за ребенком. Если это несколько человек, выплату может получить кто-то один. К примеру, ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка (единое пособие на детей до 17 лет и беременных женщин) вправе получить:

  • беременная женщина, которая встала на учет до 12 недель беременности;
  • один из родителей, усыновителей, опекунов или попечителей ребенка в возрасте до 17 лет.

Для получения такого пособия нужно соответствовать в том числе требованиям к доходам.

Подробности:

Какие есть пособия на детей

Основные виды пособий на детей (по периодичности выплаты):

  • единовременные: по беременности и родам, при рождении ребенка, беременной жене военнослужащего по призыву, при передаче ребенка на воспитание в семью;
  • ежемесячные: на детей до 17 лет и беременных женщин, по уходу за ребенком до 1,5 лет, по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, на ребенка военнослужащего по призыву.

Регионы могут предусмотреть допвыплаты на детей, например: пособие для малообеспеченных семей, ежемесячная выплата при рождении третьего ребенка и последующих детей.

Подробности:

Размер пособий на детей в 2025 году

Приведем размер основных детских пособий.

Вид пособия

Размер

Единовременные

Пособие по беременности и родам

В общем случае минимальный размер в 2025 году - 103 285 руб., максимальный - 794 355,80 руб.

При рождении или усыновлении ребенка

26 941,71 руб.

При усыновлении ребенка-инвалида, ребенка старше 7 лет

205 856,61 руб.

Беременной жене военнослужащего по призыву

42 665 руб.

Ежемесячные

Единое пособие на детей до 17 лет и беременных женщин

Устанавливают в % от величины регионального прожиточного минимума (50, 75 или 100%). Размер зависит от дохода семьи.

По уходу за ребенком до 1,5 лет

В общем случае минимальный размер в 2025 году - 10 103,83 руб., максимальный - 68 995,48 руб.

На ребенка военнослужащего по призыву

18 285 руб.

Подробности:

Порядок получения пособий на детей

Обычно детские пособия назначает и выплачивает СФР. В зависимости от вида пособий их можно получить по заявлению или автоматически. В таблице - порядок получения некоторых детских пособий.

Вид пособия

Порядок получения

Срок выплаты

Пособие по беременности и родам

СФР направит сообщение о больничном работодателю, тот должен передать сведения в фонд в течение 3 рабочих дней.

Не позднее 10 рабочих дней со дня получения данных.

Единовременное пособие при рождении ребенка

СФР, как правило, перечисляет пособие автоматически после получения данных из ЗАГСа. Также за пособием можно обратиться к работодателю.

Пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет

Пособие выплачивают по заявлению. Его обычно передают через работодателя, а он уже направляет документы в фонд.

Первая выплата -

в течение 10 рабочих дней со дня получения сведений.

Единое пособие на детей до 17 лет и беременных женщин

СФР выплачивает пособие по заявлению. Его можно подать напрямую в отделение СФР либо МФЦ, а также на Госуслугах.

Первая выплата -

в течение 5 рабочих дней после назначения.

Подробности:

 

18.02.2025

На период испытательного срока нельзя снижать зарплату, напомнил Минтруд

Работодатель не вправе уменьшать зарплату сотруднику на испытании. Ее начисляют в полном объеме по договору, условия которого соответствуют системе оплаты труда в организации.

Кроме того, ведомство указало, что на специалистов во время испытательного срока распространяются те же права и обязанности, что и на остальной коллектив. Среди прочего это касается локальных актов об оплате труда.

Отметим, позицию разделяет ВС РФ.

Документ:

Информация Минтруда России от 17.02.2025

Рекомендуем:

Как установить испытательный срок при приеме на работу

Как бюджетной организации установить испытательный срок при приеме на работу

Полезная ссылка:

"Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 26.12.2024)

 

 

Нет КонсультантПлюс?

Оформите заявку на доставку полной версии документа
или самостоятельно подберите комплект, с учетом особенностей именно Вашей организации

Кадровику от 17 февраля 2025 года

17.02.2025

ВС РФ: суд может обязать организацию принять на работу соискателя, которому отказали незаконно

Работодатель отказал кандидату в приеме на должность. Апелляция и кассация признали его действия неправомерными. Однако они не обязали организацию заключить трудовой договор, поскольку сочли, что это не входит в их компетенцию.

ВС РФ с ними не согласился. Если соискателю отказали незаконно, то по его требованию суд должен обязать работодателя заключить с ним договор. Без этого не будут восстановлены права работника. К тому же ТК РФ допускает возникновение трудовых отношений на основании судебного решения.

Дело в этой части направили на новое рассмотрение.

Отметим, подобный вывод ВС РФ отражал в обзоре практики.

Документ:

Определение ВС РФ от 27.01.2025 N 2-КГ24-8-К3

Рекомендуем:

В каких случаях отказ в приеме на работу правомерен

В каких случаях бюджетная организация может отказать в приеме на работу

Полезные ссылки:

"Обзор практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с заключением трудового договора" (утв ...

"Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 26.12.2024)

 

 

Нет КонсультантПлюс?

Оформите заявку на доставку полной версии документа
или самостоятельно подберите комплект, с учетом особенностей именно Вашей организации

Специалисту по Госзакупкам от 17 февраля 2025 года

17.02.2025

Описание предмета закупки по Закону N 223-ФЗ: интересные примеры из практики за 2023 - 2025 годы

При каких способах применяют правила описания предмета закупки? Можно ли в описании указать характеристики товара конкретного производителя? Допустимо ли включить в один лот услуги или работы на объектах, которые значительно удалены друг от друга? Подробнее в обзоре.

Правила описания предмета закупки нужно применять, если закупка отвечает признакам конкурентности

Приморское УФАС не одобрило покупку погрузчиков особой марки и модели через запрос оферт. В положении о закупке такой способ назвали неконкурентным, что позволяло приобретать товар конкретных производителей.

Контролеры решили, что спорный способ закупки отвечал признакам конкурентности. Кроме того, сведения о запросе оферт разместили в ЕИС. Это соответствовало принципу информационной открытости. Значит, заказчику следовало соблюсти правила описания предмета закупки. Указывать особую марку и модель товара оснований не было.

11-й ААС в сходной ситуации нарушений не нашел. Заказчик сам определяет формы и способы закупок. Использование отдельных элементов конкурентной процедуры не делает ее таковой.

Можно предъявить особые требования к товару с учетом специфики его применения и нужд заказчика

Заказчик приобретал тренажер с ПО для обучения сотрудников навыкам оказания первой медпомощи. Контролеры нашли ограничение конкуренции: предмет закупки описан под конкретного производителя.

ВС РФ поддержал суды, которые решили, что параметры товара установили с учетом специфики использования, они отвечают потребностям заказчика:

  • он уже приобретал аналогичный товар. Новая закупка той же продукции нужна, чтобы доукомплектовать тренажерами персонал, который обучается только на них. Если закупить другие, то придется их осваивать, что приведет к дополнительным финансовым и временным затратам;
  • в документации закрепили, что любые ссылки на конкретный товар необязательные. Участник мог предложить эквивалент;
  • для обоснования НМЦД заказчик использовал 3 коммерческих предложения разных поставщиков - потенциальных участников закупки, которые могли бы поставить товар.

АС Восточно-Сибирского округа увидел ограничение конкуренции при сходных обстоятельствах.

Нельзя закупить одним лотом услуги или работы на объектах, которые значительно удалены друг от друга

ВС РФ не стал пересматривать дело, в котором суды не поддержали объединение в один лот услуг по уборке помещений на объектах в разных районах города:

  • уборку следовало выполнять одновременно на объектах, которые находятся на значительном расстоянии друг от друга и не имеют взаимосвязи. Это могло мешать подаче заявок;
  • ранее заказчик по аналогичным объектам проводил отдельные закупки;
  • укрупнение лота увеличило объем услуг, ресурсов, размеры обеспечения заявки и договора. Также это ограничило число участников за счет тех из них, которые могут вести уборку лишь на одном объекте.

АС Московского округа тоже не поддержал заказчика, который объединил в одну строительную закупку работы на двух электросетевых объектах. Они располагались в 630 км друг от друга. Суд учел, что по каждому из объектов были отдельные проектные документации. Это подтверждало обособленность выполнения работ на каждом объекте. Заказчик не доказал техническую и функциональную взаимосвязь между объектами.

Полезная ссылка:

Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ (ред. от 08.08.2024) "О закупках товаров, работ, услуг отдельными ...

 

 

Нет КонсультантПлюс?

Оформите заявку на доставку полной версии документа
или самостоятельно подберите комплект, с учетом особенностей именно Вашей организации

Бухгалтеру бюджетной организации от 17 февраля 2025 года

17.02.2025

Суд: нельзя проводить камеральную проверку уточненной декларации, которую учли при выездной проверке

Налоговый орган установил при выездной проверке нереальность сделок с контрагентом. Нарушение зафиксировали в акте проверки. Организация подала уточненную декларацию по НДС за период, который входил в выездную проверку. В рамках камеральной проверки доначислили налог. Инспекция полагала, что НК РФ не запрещает проводить сразу 2 проверки по тем же налогам и за тот же период.

Организация оспорила решение камеральной проверки. Уточненную декларацию проверили при выездной проверке и решение по ней вынесли с учетом скорректированных сумм. Нереальность сделок с контрагентом после возражений налогоплательщика на акт выездной проверки не подтвердилась.

Суды сочли, что у инспекции нет оснований проводить камеральную проверку. Они указали:

  • НК РФ не запрещает подавать уточненные декларации за период, за который назначили выездную проверку;
  • нет запрета и на подачу уточненной декларации после решения по такой проверке;
  • налоговый орган после выездной проверки должен обладать всей информацией о деятельности налогоплательщика в проверяемом периоде;
  • уточненная декларация, которую подали после завершения выездной проверки и до вынесения решения по ней, представляет собой информирование о возражениях налогоплательщика по выводам инспекции;
  • по такой декларации налоговики вправе провести допмероприятия налогового контроля. Также они могут вынести решение без учета данных декларации и назначить повторную выездную проверку в части уточненных сумм;
  • в данном случае в рамках допмероприятий уточненную декларацию проверили, что отразили в решении по итогам выездной проверки. Значит, у инспекции нет оснований проверять декларацию ни при повторной выездной проверке, ни при камеральной.

Документ:

Постановление АС Поволжского округа от 16.01.2025 по делу N А55-38483/2023

 

17.02.2025

ФНС обобщила позиции Конституционного и Верховного судов за IV квартал 2024 года

Служба подготовила обзор позиций КС РФ и ВС РФ. Часть из них мы уже освещали в новостях, например такие:

  • инспекция вправе истребовать документы (информацию) у лиц, которые не являются контрагентами проверяемого налогоплательщика. НК РФ не запрещает истребование по цепочке сделок;
  • если имущество не стоит на кадастровом учете, по нему не получали разрешение на строительство и ввод в эксплуатацию, признаков недвижимости у него нет. Имущество, которое правомерно учли как самостоятельные объекты движимого имущества (в т.ч. те, которые не являются частями зданий и сооружений, но учитываются в комплексе конструктивно сочлененных предметов), не облагают. Речь идет о налоге на имущество;
  • поскольку при передаче денег по договору займа не происходит реализации товаров, работ, услуг, то и полученные проценты не доход от реализации. Их нельзя облагать НПД.

Документ:

Обзор правовых позиций КС РФ и ВС РФ за IV квартал 2024 года по вопросам налогообложения (утвержден ФНС России)

 

17.02.2025

Штрафы за нецелевой расход субсидий и средств ОМС: интересные споры 2023 - 2024 годов

Может ли штраф в несколько раз превышать нецелевые расходы? Правомерна ли санкция, если учреждение устранило нарушение? Как нужно рассчитать штраф, если большую часть субсидии уже потратили на достижение результата? Ответы на эти и другие вопросы - в обзоре.

Штраф законный, даже если он больше нецелевых расходов почти в 10 раз

При проверке выяснилось, что учреждение допустило нецелевой расход в размере чуть более 2 тыс. руб. За это директора оштрафовали на 20 тыс. руб. Он настаивал на малозначительности нарушения и отмене наказания, однако 4-й КСОЮ с этим не согласился.

Суд отметил: малозначительность нарушения - это оценочная категория. Она требует установить фактические обстоятельства, которые значимы для рассмотрения спора по существу. Личность и имущественное положение нарушителя, добровольное устранение последствий нарушения, возмещение ущерба не говорят о малозначительности. При этом освобождение от ответственности по такому критерию - право, а не обязанность суда.

Если учреждение устранило нарушения, штраф за нецелевой расход все равно правомерен

При проверке среди прочего выяснилось, что директору по приказу министерства назначили премию за счет небюджетных средств. Учреждение же выплатило ее из средств субсидии на госзадание. Позже ошибку исправили, уточнив платеж и кассовые расходы. Однако проверяющие все равно сочли расходы нецелевыми.

АС Северо-Кавказского округа поддержал контролеров. То, что учреждение устранило нарушения, не доказывает его невиновность и не освобождает от ответственности.

За не оконченный вовремя капремонт штраф нужно рассчитывать с неоприходованного остатка субсидии

Учреждение получило субсидию на капремонт здания. Работу следовало завершить до конца года. Ремонт не успели закончить, но большую часть средств израсходовали. Поскольку результат не был достигнут, проверяющие оштрафовали учреждение. При этом размер санкции рассчитали исходя из изначально выделенных средств.

АС Северо-Кавказского округа согласился с тем, что учреждение не выполнило условия соглашения о субсидии: не достигло цели в полном объеме. Однако суд указал, что часть денег учреждение использовало по назначению и в основном ремонт выполнило. Результаты не достигнуты только в части, значит, исчислять штраф из всего объема средств нельзя. Поэтому сумму рассчитали исходя из неоприходованного остатка.

Организация следовала разъяснениям фонда - штраф за нецелевой расход средств ОМС суд может отменить

Медорганизация за счет ОМС возместила гражданину вред по потере кормильца из-за ДТП, которое произошло по вине ее водителя во время работы. Фонд посчитал выплаты нецелевым расходом, потребовал вернуть деньги и уплатить штраф.

АС Восточно-Сибирского округа согласился с тем, что расходы нецелевые: они не связаны с бесплатной медпомощью. Однако взыскание штрафа он признал незаконным:

  • организация обращалась в ТФОМС за разъяснениями по этому вопросу. Фонд ответил, что расходы по возмещению вреда по потере кормильца отражают по статье 290 КОСГУ и они включены в тариф на оплату медпомощи по ОМС;
  • ни в БК РФ, ни в Законе об ОМС нет принципов ответственности за нарушения. Поэтому суд, ссылаясь на подход КС РФ, применил аналогию права - нормы НК РФ. По ним налогоплательщика не наказывают, если он следовал разъяснениям уполномоченного госоргана.

Суд может снизить штраф за нецелевой расход средств ОМС, если есть смягчающие обстоятельства

ВС РФ не стал пересматривать вывод судов, которые в 10 раз уменьшили штраф медучреждению. Хотя норма о размере санкции за нецелевой расход средств ОМС императивная, они посчитали, что были смягчающие обстоятельства. Среди них такие:

  • учреждение ведет деятельность социального характера;
  • оно принимало меры по возврату денег, потраченных не по целевому назначению;
  • фонд не доказал особые обстоятельства и убытки;
  • у учреждения не было нужного финансирования;
  • оно не могло приостановить деятельность до поступления денег.

ВС РФ уже отказывал в пересмотре подобных выводов, например в 2021 году.

Снизить штраф за нецелевой расход средств ОМС суд может без заявления или ходатайства учреждения

При проверке фонд выявил нецелевой расход и оштрафовал больницу. Первая инстанция и апелляция уменьшили штраф в 5 раз и взыскали с фонда пошлину. Проверяющие посчитали, что без заявления учреждения суд не мог снижать размер санкции.

АС Западно-Сибирского округа отметил: суды следовали принципам справедливости и соразмерности публично-правовой ответственности. Они не применяли правила уменьшения неустойки в гражданско-правовых обязательствах.

ВС РФ этот вывод пересматривать отказался.

В другом похожем споре суды снизили штраф в 10 раз, а фонд среди прочего ссылался на то, что медучреждение не подавало ходатайство, значит, оснований снизить штраф не было. Однако 14-й ААС этот довод не принял и указал, что суд обязан оценить соразмерность штрафа и без ходатайства. АС Северо-Западного округа такой подход поддержал.

Полезные ссылки:

"Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 26.12.2024) (с изм. и доп., вступ ...

"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 08.08.2024, с ...

"Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 29.11.2024, с ...

"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 03.02.2025)

Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ (ред. от 29.10.2024) "Об обязательном медицинском страховании ...

 

17.02.2025

ВС РФ: суд может обязать организацию принять на работу соискателя, которому отказали незаконно

Работодатель отказал кандидату в приеме на должность. Апелляция и кассация признали его действия неправомерными. Однако они не обязали организацию заключить трудовой договор, поскольку сочли, что это не входит в их компетенцию.

ВС РФ с ними не согласился. Если соискателю отказали незаконно, то по его требованию суд должен обязать работодателя заключить с ним договор. Без этого не будут восстановлены права работника. К тому же ТК РФ допускает возникновение трудовых отношений на основании судебного решения.

Дело в этой части направили на новое рассмотрение.

Отметим, подобный вывод ВС РФ отражал в обзоре практики.

Документ:

Определение ВС РФ от 27.01.2025 N 2-КГ24-8-К3

Рекомендуем:

В каких случаях отказ в приеме на работу правомерен

В каких случаях бюджетная организация может отказать в приеме на работу

Полезные ссылки:

"Обзор практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с заключением трудового договора" (утв ...

"Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 26.12.2024)

 

 

Нет КонсультантПлюс?

Оформите заявку на доставку полной версии документа
или самостоятельно подберите комплект, с учетом особенностей именно Вашей организации

Юристу от 17 февраля 2025 года

17.02.2025

Борьба с телефонными и интернет-мошенниками: в Госдуму поступили масштабные поправки

Могут появиться новые условия, при которых компании вправе обзванивать клиентов и других лиц, а банки и операторы связи - общаться с потребителями через мессенджеры. Запланирован запуск системы противодействия телеком-нарушениям. Предложено еще много мер. Подробнее о некоторых из них читайте далее.

Звонки юридических лиц и массовые вызовы

В сети связи общего пользования компаниям разрешат телефонные вызовы, в т.ч. массовые, если их адресатам будут сообщать, кто звонит. Юрлицо предоставит все сведения о вызовах своему оператору связи или тому, кто обсуживает адресатов обзвона. Состав информации и порядок ее предоставления установит правительство (с. 28 и 29 проекта).

Массовые рекламные вызовы запретят. Если оператор узнает, что в его сети происходят такие обзвоны, то перестанет оказывать их инициатору услуги либо пропускать его трафик (с. 30 и 49 проекта).

Любой абонент мобильного оператора сможет отказаться от массовых и, например, международных вызовов. Порядок отказа определят в правилах оказания услуг связи (с. 31 и 45 проекта).

Общение с потребителями через мессенджеры

Работники кредитных организаций смогут общаться с клиентами-физлицами через мессенджеры только после того, как эти сотрудники пройдут, например, идентификацию в ЕСИА. Речь идет о российских сервисах обмена мгновенными сообщениями. Использовать для такого взаимодействия иностранное ПО из перечня Роскомнадзора запретят (с. 11 и 12 проекта).

Аналогичные требования распространят на работников, в частности, операторов связи (с. 37 проекта).

Сейчас банкам и ряду иных юрлиц при реализации услуг нельзя применять иностранные мессенджеры из перечня Роскомнадзора, чтобы передавать:

  • платежные документы;
  • персональные данные граждан РФ;
  • сведения о безналичных денежных переводах;
  • информацию для проведения платежей;
  • данные о банковских счетах и вкладах россиян.

Этот запрет планируют сохранить.

Информсистема противодействия нарушениям

Создадут ГИС по борьбе с незаконными действиями (в т.ч. преступлениями), которые совершают с помощью телеком-технологий. Исключение - компьютерные атаки и инциденты. Оператором ГИС станет Минцифры (с. 5 и 6 проекта).

В системе будут хранить, в частности, телефонные номера мошенников и их жертв (с. 7 проекта).

Компании, граждане и ведомства будут направлять в эту ГИС сведения о возможных нарушениях, если закон не предусматривает иного (с. 8 проекта).

Дополнительная аутентификация пользователей

У интернет-пользователей из РФ должна быть возможность проходить аутентификацию через единую биометрическую систему при авторизации на ресурсах кредитных организаций, операторов связи, владельцев соцсетей и маркетплейсов. Условие - в течение суток их ресурсы посещают более 300 тыс. человек из РФ (с. 50 проекта).

Если пользователь не захочет проходить процедуру, ему по общему правилу нельзя отказать в обслуживании и пр. (с. 51 проекта).

Хранение сведений о пользователях

Организаторы распространения информации в интернете будут 3 года хранить в РФ данные о приеме, передаче, доставке или обработке голоса (текста, изображений, звуков и электронных сообщений пользователей). То же касается сведений о пользователях. Срок продолжат исчислять с момента окончания этих действий (с. 54 проекта).

Пока информацию хранят 1 год.

Запрет на заключение договора с мобильным оператором

Физлицо сможет запретить оформление договоров об оказании услуг мобильной связи. Сделать это разрешат одним из способов (с. 35 и 36 проекта):

  • через Госуслуги (при условии регистрации);
  • лично в МФЦ при предъявлении паспорта гражданина РФ, паспорта иностранца или удостоверения личности апатрида.

Чтобы снять запрет, физлицу придется посетить МФЦ с тем же документом.

Выдача микрозаймов онлайн по биометрии

Чтобы заключить с заемщиком электронный договор, микрофинансовая компания будет проводить идентификацию или аутентификацию клиента по его биометрическим персональным данным (с. 64 проекта).

Документ:

Проект Федерального закона N 842276-8

Полезные ссылки:

"Перечень информационных систем и (или) программы для электронных вычислительных машин, указанных в ч ...

Федеральный закон от 29.12.2022 N 572-ФЗ (ред. от 26.12.2024) "Об осуществлении идентификации и (или) ...

Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 23.11.2024) "Об информации, информационных технологиях ...

 

17.02.2025

Важные новости для юриста за неделю с 10 по 14 февраля

Опубликован закон о периоде "охлаждения" при выдаче потребкредитов. Оснований для приостановления регистрации прав на недвижимость станет больше с 1 марта 2025 года. Об этих и других новшествах читайте в нашем обзоре.

См. материалы о налоговой реформечастичной мобилизации и антикризисных мерах.

Кредитование

С 1 сентября 2025 года банки и МФО во многих случаях не смогут выдавать потребителям деньги сразу после согласования индивидуальных условий договора. Кредиторы будут проверять получателей средств с помощью спецсистемы. Подробнее в нашем обзоре.

Недвижимость

С 1 марта 2025 года будет больше возможностей приостановить регистрацию прав на недвижимость. Подробнее в нашей новости.

Проект об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной внесен в Госдуму. Подробнее в нашей новости.

Защита прав потребителей

Планируют ввести общее правило о запрете иностранных слов в коммерческих обозначениях. В Законе о защите прав потребителей предлагают закрепить приоритетное применение русского языка как государственного для информирования граждан о скидках, распродажах и т.п. Подробнее в нашем обзоре.

Ответственность

Штрафы за нарушение ряда правил защиты информации могут повысить. Поправки внесены в Госдуму. Подробнее в нашей новости.

 

17.02.2025

Минтранс разрешит перевозить прямым смешанным сообщением больше грузов с 1 сентября 2025 года

Вступит в силу перечень продовольственных и скоропортящихся отправлений, которые можно доставлять прямым смешанным сообщением, кроме воздушной перевозки. В списке 18 позиций. Среди них молоко и продукция из него, яйца, чай и кофе, плодоовощная продукция и грибы, алкоголь, детское питание.

Сейчас действует перечень скоропортящихся грузов из 11 позиций. В их числе:

  • сыры и брынза;
  • овощи и грибы соленые, маринованные, моченые, квашеные, томат-паста и томат-пюре;
  • вина фруктовые, ягодные, виноградные и шампанское;
  • картофель, свекла, морковь, репа и другие клубневые овощи в таре.

Минтранс также назвал классы опасных грузов, которые можно будет перевозить указанным способом. Из-за этого, полагаем, перестанут применять список конкретных легкогорючих и огнеопасных грузов. Среди них вата в кипах и ящиках, лаки и краски в таре, спички.

Есть и другое новшество.

Документ:

Приказ Минтранса России от 13.01.2025 N 4

Полезные ссылки:

"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 13.12.2024)

"Правила перевозок грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении" (утв. МПС СССР, Минморфлотом ...

 

 

Нет КонсультантПлюс?

Оформите заявку на доставку полной версии документа
или самостоятельно подберите комплект, с учетом особенностей именно Вашей организации

Бухгалтеру от 17 февраля 2025 года

17.02.2025

Суд: нельзя проводить камеральную проверку уточненной декларации, которую учли при выездной проверке

Налоговый орган установил при выездной проверке нереальность сделок с контрагентом. Нарушение зафиксировали в акте проверки. Организация подала уточненную декларацию по НДС за период, который входил в выездную проверку. В рамках камеральной проверки доначислили налог. Инспекция полагала, что НК РФ не запрещает проводить сразу 2 проверки по тем же налогам и за тот же период.

Организация оспорила решение камеральной проверки. Уточненную декларацию проверили при выездной проверке и решение по ней вынесли с учетом скорректированных сумм. Нереальность сделок с контрагентом после возражений налогоплательщика на акт выездной проверки не подтвердилась.

Суды сочли, что у инспекции нет оснований проводить камеральную проверку. Они указали:

  • НК РФ не запрещает подавать уточненные декларации за период, за который назначили выездную проверку;
  • нет запрета и на подачу уточненной декларации после решения по такой проверке;
  • налоговый орган после выездной проверки должен обладать всей информацией о деятельности налогоплательщика в проверяемом периоде;
  • уточненная декларация, которую подали после завершения выездной проверки и до вынесения решения по ней, представляет собой информирование о возражениях налогоплательщика по выводам инспекции;
  • по такой декларации налоговики вправе провести допмероприятия налогового контроля. Также они могут вынести решение без учета данных декларации и назначить повторную выездную проверку в части уточненных сумм;
  • в данном случае в рамках допмероприятий уточненную декларацию проверили, что отразили в решении по итогам выездной проверки. Значит, у инспекции нет оснований проверять декларацию ни при повторной выездной проверке, ни при камеральной.

Документ:

Постановление АС Поволжского округа от 16.01.2025 по делу N А55-38483/2023

 

17.02.2025

ФНС обобщила позиции Конституционного и Верховного судов за IV квартал 2024 года

Служба подготовила обзор позиций КС РФ и ВС РФ. Часть из них мы уже освещали в новостях, например такие:

  • инспекция вправе истребовать документы (информацию) у лиц, которые не являются контрагентами проверяемого налогоплательщика. НК РФ не запрещает истребование по цепочке сделок;
  • если имущество не стоит на кадастровом учете, по нему не получали разрешение на строительство и ввод в эксплуатацию, признаков недвижимости у него нет. Имущество, которое правомерно учли как самостоятельные объекты движимого имущества (в т.ч. те, которые не являются частями зданий и сооружений, но учитываются в комплексе конструктивно сочлененных предметов), не облагают. Речь идет о налоге на имущество;
  • поскольку при передаче денег по договору займа не происходит реализации товаров, работ, услуг, то и полученные проценты не доход от реализации. Их нельзя облагать НПД.

Документ:

Обзор правовых позиций КС РФ и ВС РФ за IV квартал 2024 года по вопросам налогообложения (утвержден ФНС России)

 

17.02.2025

ВС РФ: суд может обязать организацию принять на работу соискателя, которому отказали незаконно

Работодатель отказал кандидату в приеме на должность. Апелляция и кассация признали его действия неправомерными. Однако они не обязали организацию заключить трудовой договор, поскольку сочли, что это не входит в их компетенцию.

ВС РФ с ними не согласился. Если соискателю отказали незаконно, то по его требованию суд должен обязать работодателя заключить с ним договор. Без этого не будут восстановлены права работника. К тому же ТК РФ допускает возникновение трудовых отношений на основании судебного решения.

Дело в этой части направили на новое рассмотрение.

Отметим, подобный вывод ВС РФ отражал в обзоре практики.

Документ:

Определение ВС РФ от 27.01.2025 N 2-КГ24-8-К3

Рекомендуем:

В каких случаях отказ в приеме на работу правомерен

В каких случаях бюджетная организация может отказать в приеме на работу

Полезные ссылки:

"Обзор практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с заключением трудового договора" (утв ...

"Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 26.12.2024)

 

 

Нет КонсультантПлюс?

Оформите заявку на доставку полной версии документа
или самостоятельно подберите комплект, с учетом особенностей именно Вашей организации

Бухгалтеру бюджетной организации от 15 февраля 2025 года

15.02.2025

РСВ: налоговая служба направила контрольные соотношения для новой формы

Начиная с отчетности за I квартал 2025 года расчет по страховым взносам подают по новой форме. ФНС выпустила для нее контрольные соотношения. Среди изменений:

  • для проверки нового приложения 3.1 раздела 1 РСВ ввели контрольные соотношения - п. п. 1.243 - 1.249. К примеру, если "подр.1 р.1 СВ по значению поля 001 подр.1 р.1 СВ = 30", заполнять приложение 3.1 раздела 1 обязательно. Если этого не сделали, налоговая потребует в течение 5 рабочих дней представить пояснения или внести исправления (п. 1.243 соотношений);
  • учли повышенный (с 1 до 1,5 МРОТ) лимит по выплатам физлицам при применении пониженных тарифов субъектами МСП и др., а также размер МРОТ на 2025 год (п. п. 1.150 - 1.152).

Документ:

Письмо ФНС России от 12.02.2025 N БС-4-11/1275@

Полезная ссылка:

Приказ ФНС России от 29.09.2022 N ЕД-7-11/878@ (ред. от 13.09.2024) "Об утверждении форм расчета по страховым ...

 

 

Нет КонсультантПлюс?

Оформите заявку на доставку полной версии документа
или самостоятельно подберите комплект, с учетом особенностей именно Вашей организации

Юристу от 15 февраля 2025 года

15.02.2025

Дополнительные требования к сайтам российских ИТ-компаний: Минцифры подготовило проект

Какая информация должна быть на сайте ИТ-компании, установлено в положении об аккредитации таких организаций. В нем же закреплено, что уполномоченный орган может определить доптребования к сайтам.

По проекту сайт должен содержать:

  • наименование организации;
  • ее адрес и место нахождения;
  • ИНН;
  • основной код ОКВЭД;
  • адрес электронной почты и телефон;
  • сведения о реализуемых (разрабатываемых) товарах, работах, услугах;
  • данные о языках программирования, наименованиях фреймворков, которые использует компания;
  • информация, которая позволяет идентифицировать программу для ЭВМ и баз данных в реестре, если организация - правообладатель такого софта.

Есть и другие требования.

Общественное обсуждение проекта завершится 28 февраля 2025 года.

Документ:

Проект приказа Минцифры России

Полезные ссылки:

Постановление Правительства РФ от 30.09.2022 N 1729 (ред. от 26.08.2024) "Об утверждении Положения о ...

Постановление Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236 (ред. от 23.12.2024) "Об утверждении Правил формирования ...

 

 

Нет КонсультантПлюс?

Оформите заявку на доставку полной версии документа
или самостоятельно подберите комплект, с учетом особенностей именно Вашей организации

Бухгалтеру от 15 февраля 2025 года

15.02.2025

Пониженный тариф взносов для ряда субъектов МСП с 2025 года: ФНС разъяснила, кто может его применять

С 1 января для организаций и ИП с основным видом деятельности "Обрабатывающие производства" пониженный тариф взносов снизили до 7,6%. Это касается только части выплат физлицу. Перечень видов деятельности, которые подпадают под льготу, утвердилоправительство.

Налоговая служба уточнила: в перечне виды льготной деятельности перечислили на уровне подклассов кодов по ОКВЭД2. Поэтому льготу можно применить к группам, подгруппам и видам деятельности по ОКВЭД2, которые входят в определенный подкласс.

Документ:

Письмо ФНС России от 12.02.2025 N БС-4-11/1279@

Рекомендуем:

Как рассчитать страховые взносы субъектам МСП, использующим единый пониженный тариф 7,6%

Полезные ссылки:

Распоряжение Правительства РФ от 11.12.2024 N 3689-р <Об утверждении Перечня видов экономической деятельности ...

"Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 28.12.2024, с ...

 

15.02.2025

РСВ: налоговая служба направила контрольные соотношения для новой формы

Начиная с отчетности за I квартал 2025 года расчет по страховым взносам подают по новой форме. ФНС выпустила для нее контрольные соотношения. Среди изменений:

  • для проверки нового приложения 3.1 раздела 1 РСВ ввели контрольные соотношения - п. п. 1.243 - 1.249. К примеру, если "подр.1 р.1 СВ по значению поля 001 подр.1 р.1 СВ = 30", заполнять приложение 3.1 раздела 1 обязательно. Если этого не сделали, налоговая потребует в течение 5 рабочих дней представить пояснения или внести исправления (п. 1.243 соотношений);
  • учли повышенный (с 1 до 1,5 МРОТ) лимит по выплатам физлицам при применении пониженных тарифов субъектами МСП и др., а также размер МРОТ на 2025 год (п. п. 1.150 - 1.152).

Документ:

Письмо ФНС России от 12.02.2025 N БС-4-11/1275@

Полезная ссылка:

Приказ ФНС России от 29.09.2022 N ЕД-7-11/878@ (ред. от 13.09.2024) "Об утверждении форм расчета по страховым ...

 

 

Нет КонсультантПлюс?

Оформите заявку на доставку полной версии документа
или самостоятельно подберите комплект, с учетом особенностей именно Вашей организации