ООО «ИЦ Консультант»
г.Краснодар, ул. Гимназическая, дом 49/1, этаж 4
телефон / факс: (861) 2-555-111

Правительство может усилить контроль за исполнением госкомпаниями норм по импортозамещению

Правительство РФ может усилить контроль за исполнением госкомпаниями норм закупочного законодательства по импортозамещению, ввести штрафы за их неисполнение. Соответствующее поручение президент РФ Владимир Путин дал Минэкономразвития и Минфину в ходе встречи с представителями деловых кругов.

"Нужно это сделать (вводить контроль для госкомпаний - ИФ), - сказал Путин. - Надо, чтобы жизнь соответствовала нормативной базе, которая создана на этот счет (регулирование закупок госкомпаний - закон "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", 223-ФЗ)".

О необходимости такого контроля на встрече заявил председатель совета директоров АО "Курский электроаппаратный завод" Андрей Канунников. По его словам, ряд заказчиков не исполняет требования закупочного законодательства, в том числе правительственного постановления № 719. Последнее определяет порядок и критерии подтверждения производства промышленной продукции на территории РФ.

Впрочем, Канунников отметил и некоторые недостатки в действующей нормативной правовой базы. Так, по его словам, в сфере строительства отсутствуют нормы, которые требовали от проектных организаций предусматривать при проектировании объектов строительства использование оборудование, которое признано произведенным на территории РФ в соответствии с положениями 719 постановления.

Путин поручил ведомствам не только усилить контроль за исполнением норм об импортозамещении, но и предусмотреть наказание за их неисполнение.

"Если практика показывает, что нужно какое-то ужесточение, нужен не только контроль, но и санкции какие-то за нарушения, - сказал президент. - Финансовые вводите, экономические. Штрафы, конечно, чтобы демотивировать нарушение этих норм. Прошу коллег это отработать".

Как сообщалось, в августе 2024 года был принят закон об оптимизации положений закупочного законодательства, регламентирующих вопросы импортозамещения (318-ФЗ). Он направлен на регулирование вопросов предоставления национального режима и унификацию правил осуществления закупок при предоставлении национального режима (понятие "нацрежим" предусматривает распространение на зарубежные товары тех же правил и требований, которые действуют в отношении аналогичной российской продукции) при госзакупках и закупках госкомпаний.

"Законопроект направлен на упрощение и повышение эффективности импортозамещения при госзакупках (регулируются законом "О контрактной системе", 44-ФЗ) и закупках госкомпаний (закон "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", 223-ФЗ), - объяснял необходимость предлагаемых изменений заместитель министра финансов Алексей Лавров на стадии обсуждения документа в Госдуме. - Он предусматривает четыре основных новации, три из которых касаются 44-ФЗ, а одна - 223-ФЗ".

Сам документ наделил правительство РФ полномочиями на установление изъятий из национального режима в определенных случаях и дает кабинету министров право предоставлять преференции при закупках российских товаров или товаров из стран ЕАЭС, если на торгах они конкурируют с иностранными.

Также этим законом введено единое правило "второй лишний" (запрет на участие в закупках поставщиков иностранной продукции при наличии хотя бы одного предложения товаров российского производства - ИФ) вместо действующего ранее менее жесткого правила "третий лишний".

Помимо этого, документ распространяет положение о предоставлении 15%-ной ценовой преференции на все российские товары. Ранее эта норма действовала лишь в отношении соответствующего перечня продукции.

Также правительство РФ получило право устанавливать особенности определения начальной (максимальной) цены контракта в отношении российских товаров, работ, услуг, при закупках которых будут действовать запрет, ограничение (в отношении продукции иностранного производства - ИФ) или преимущество (для российской продукции - ИФ), предусмотренное закупочным законодательством. Эта норма распространяется также на контракты с единственным поставщиком.

Помимо этого, принятый закон позволяет не применять нормы о нацрежиме при проведении закупок органами СВР и ФСБ России (если закупаемые товары, работы, услуги необходимы для обеспечения безопасности государства), а также ФСО России (для госохраны) и Росгвардией (для борьбы с терроризмом и экстремизмом, обеспечения безопасности высших должностных лиц субъектов РФ).

С 1 января текущего года вступило в силу правительственное постановление №1875, которым теперь регламентируется применение нацрежима и изъятий из него при закупках госзаказчиками и госкомпаниями отдельных видов товаров иностранного производства.

Базовые положения нового правпостановления устанавливают запрет на закупку госзаказчиками и госкомпаниями 151 вида импортных товаров (в том числе поставляемых при выполнении закупаемых работ или при оказании закупаемых услуг), вводят ограничения на закупку 465 видов продукции и устанавливают 15%-ное ценовое преимущество в отношении товаров российского происхождения.

Кроме того, этим постановлением для госкомпаний установлена минимальная обязательная доля закупок товаров российского происхождения. Эта норма действует в отношении 277 видов товаров.

По данным Минфина, объем закупок госзаказчиками и госкомпаниями товаров российского производства составил в 2023 году 9,9 трлн рублей (общий объем всех закупок госзаказчиками и госкомпаниями Федеральное казначейство оценивало в 32 трлн рублей). При этом госзаказчики закупили товары на 3,4 трлн рублей, на долю товаров российского производства пришлось 2,3 трлн. Госкомпании, в свою очередь, в 2023 году заплатили за товары 8,9 трлн рублей. При этом объем закупок товаров именно российского производства составил 7,6 трлн рублей (85% от общего объема закупок товаров) против 4 трлн в 2022 году (87%).

Источник: "Интерфакс"

Фото: freepik.com

Нет КонсультантПлюс?

Оформите заявку на доставку полной версии документа
или самостоятельно подберите комплект, с учетом особенностей именно Вашей организации