Госдума приняла закон о продлении спецрежима госзакупок в Крыму и Севастополе до 2027 года
- Категория: Специалисту по госзакупкам
Госдума РФ приняла в III чтении закон о продлении срока действия спецрежима госзакупок в Крыму и Севастополе до 31 декабря 2026 года.
Положения о расширении спецрежима на новые "предметы" закупок в финальную версию документа не вошли.
"Механизм выбора единственного поставщика, установленный в республике Крым и городе федерального значения Севастополе, позволил привлечь подрядчиков, способных выполнить условия контрактов без нарушения установленных сроков выполнения работ, - говорилось в пояснительной записке к этому законопроекту (N745459-8). - С начала своего действия региональное законодательство в сфере закупок показало свою экономическую эффективность. За период реализации госпрограммы "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя" введено в эксплуатацию 480 инфраструктурных объектов, в городе федерального значения Севастополе - 101 инфраструктурный объект".
Изначально авторы законопроекта предлагали продлить действие спецрежима до 2030 года, а также распространить его действие на закупку быстровозводимых модульных зданий и услуг по охране.
"У заказчика возникает целый спектр проблем по благоустройству территории, прилегающей к зданию (быстровозводимые модульные здания - ИФ), связанных с поиском исполнителя данных работ, поскольку и детский сад, и школа, и любой иной объект сдаётся в эксплуатацию комплексно, со всей обустроенной территорией, - пояснялось в записке. - Таким образом, заказчик осуществляет не одну, а две процедуры закупки с целью сдачи в эксплуатацию одного объекта закупки".
Также крымские госзаказчики сталкиваются с проблемой демпинга при закупках услуг по охране.
В свою очередь правительство РФ в середине ноября предложило скорректировать документ. В частности, предлагалось установить другой срок действия спецрежима - до 1 января 2027 года. Также правительство РФ не поддержало предложение о распространении спецрежима на закупки модульных зданий и услуг по охране, "поскольку это приведет к увеличению закупок у единственного поставщика на конкурентных рынках, что не соотносится с принципом обеспечения конкуренции при осуществлении закупок". При этом в отзыве правительства РФ отмечалось, в частности, что проблемы, которые предлагается решить с помощью законопроекта в части закупок модульных зданий, могут быть урегулированы в рамках действующего закупочного законодательства. Речь идет о положениях, регламентирующих порядок осуществления закупок в сфере строительства "под ключ".
Сам спецрежим был установлен в 2020 году. Он предусматривал, что госзаказчики в Крыму и Севастополе смогут до конца 2022 года (в дальнейшем действие спецрежима было продлено на 2023-2024 годы - ИФ) проводить закупки либо в соответствии с 44-ФЗ (закон "О контрактной системе"), либо способами, согласованными с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и утвержденными, соответственно, властями Крыма и Севастополя.
При этом спецрежим распространялся не на все госзакупки, а на ряд направлений. В их числе - закупки работ по инженерным изысканиям, архитектурно-строительному проектированию, строительству, реконструкции, капитальному и текущему ремонту, сносу объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, работ по благоустройству территорий. Также в 2020 году в этот перечень были добавлены все работы по содержанию автомобильных дорог.
Применять 44-ФЗ в Крыму начали с 1 января 2017 года. До этого в регионе, который вошел в состав РФ в марте 2014 года, действовал особый порядок проведения закупок и торгов.
Многие объекты в Крыму строятся на средства федеральной целевой программы (ФЦП) развития республики и Севастополя.
Правительство России утвердило крымскую ФЦП в августе 2014 года. Изначально она была рассчитана до 2020 года, затем ее несколько раз продлевали - до 2025 года включительно. Последней правкой в очередной раз существенно увеличен объем финансирования: на 9,3%, или на 117 млрд рублей, до 1,374 трлн рублей (в ценах соответствующих лет).
Источник: "Интерфакс"
Фото: unsplash.com
Нет КонсультантПлюс?
Оформите заявку на доставку полной версии документаили самостоятельно подберите комплект, с учетом особенностей именно Вашей организации