Что волнует работодателя: обновленные проверки, нюансы сокращений
- Категория: Руководитель
Пандемия заставила многих пойти на сокращение численности или штата. А пристальное внимание трудинспекторов к соблюдению «сократительной» процедуры вызвало необходимость вникать в ее тончайшие детали, не урегулированные законом. Обсуждаем такие моменты с заместителем руководителя Роструда Шкловцом Иваном Ивановичем, а также получаем разъяснения по обновленным правилам проведения трудовых проверок.
— Иван Иванович, правительством установлено, что в 2021 г. и плановые, и внеплановые трудовые проверки можно проводить с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе по аудио- или видеосвязи.
Разъясните, пожалуйста, когда трудовой инспектор может принять решение о дистанционной проверке, в отношении какой проверки это возможно и как она будет проходить?
— Дистанционная проверка не является каким-то отдельным видом проверок. Это именно способ оценки соблюдения работодателем обязательных требований без непосредственного взаимодействия с ним инспектора. Кстати, это может быть не только аудио- или видеосвязь, но и обмен документами и информацией с помощью интерактивных электронных сервисов. К ним, в частности, относятся сервисы на портале «Онлайнинспекция». С помощью одного из них — «Электронная проверка» — можно запросить у работодателя необходимые информацию и документы. А работодатель вправе предоставить их в личном кабинете на портале. Все последующее общение также будет происходить дистанционно.
Решение об использовании дистанционных форм при проведении проверки принимается при планировании проверки и может быть отражено в распоряжении (приказе) на ее проведение.
Конкретные случаи, порядок и основания использования фотосъемки, аудио- и видеозаписи, иных способов фиксации доказательств нарушений требований трудового законодательства будут устанавливаться положением о надзоре в сфере труда. Пока эти нормы в разработке.
— С 1 июля нынешнего года проведение некоторых видов проверок, в том числе и трудовых, будет регулироваться новым Законом. В отношении субъектов малого бизнеса сроки выездной проверки остались прежними — не более 50 часов для малого предприятия и не более 15 часов для микропредприятия. Но сейчас такое количество часов проверки возможно в год. А вот в новом Законе указание «в год» отсутствует.
Означает ли это, что каждое ведомство сможет проверять, например, малое предприятие по 50 часов в год?
— Статьей 73 Закона № 248-ФЗ регулируется порядок проведения выездных проверок, которые могут быть как плановыми, так и внеплановыми. В частности, установлена предельная продолжительность каждой выездной проверки в отношении одного субъекта малого предпринимательства.
При неоднократном нарушении в течение года субъектом малого предпринимательства обязательных требований, в частности, трудового законодательства в отношении такого субъекта может проводиться несколько выездных внеплановых проверок.
— В Законе № 248-ФЗ появляется несколько новых видов мероприятий. Это профилактический визит, мониторинг безопасности, выездное обследование. Какие из них сможет применять трудинспекция и в чем будет заключаться контроль?
— Новый Закон существенно расширил перечень мероприятий, проводимых как с взаимодействием, так и без взаимодействия с контролируемым лицом. Из перечисленных мероприятий все отнесены к контрольным, за исключением профилактического визита, который является профилактической мерой.
Профилактический визит может проводиться в отношении контролируемых лиц, начинающих деятельность в определенной сфере, а также в отношении объектов контроля, отнесенных к категориям высокого и значительного риска. При профилактическом визите
предписания не выдаются, а разъяснения носят рекомендательный характер. Кстати, профилактический визит инспектор тоже может проводить с использованием видео-конференц-связи.
Выездное обследование нужно для визуальной оценки соблюдения обязательных требований путем осмотра общедоступных производственных объектов.
Мониторинг безопасности — это наблюдение за тем, как работодатели соблюдают обязательные требования, оно основано на сравнении и анализе предоставляемых ими сведений и данных, содержащихся в государственных информационных системах.