Повышение ставки НДС до 22%, пересмотр порога доходов по УСН и другое: обзор поправок
- Категория: Бухгалтер

НДС
Предлагают среди прочего:
- повысить ставку НДС с 20% до 22% (пп. "б" п. 7 ст. 2 проекта);
- сократить с 60 млн до 10 млн руб. предельный размер дохода для УСН, при превышении которого надо платить НДС (п. 1 ст. 2 проекта);
- сократить перечень необлагаемых операций (п. 4 ст. 2 проекта).
О важных моментах повышения ставки НДС в 2019 году см. обзор.
Страховые взносы
Планируют предусмотреть среди прочего такие изменения:
- увеличить с 2026 года для ИТ-организаций единый пониженный тариф взносов до 15% с сумм в рамках единой предельной величины базы и сохранить его на уровне 7,6% сверх единой предельной величины базы (пп. "в" п. 115 ст. 2 проекта);
- оптимизировать льготные тарифы страховых взносов для МСП. Пониженный тариф сохранят для приоритетных отраслей по перечню правительства, остальных переведут на общие тарифы (пп. "и" п. 115 ст. 2 проекта);
- ввести обязанность для коммерческих организаций исчислять взносы с выплат и иных вознаграждений в пользу руководителей с доначислением базы исходя из МРОТ в случаях, когда таким работникам выплачивают зарплату ниже МРОТ (п. 113 ст. 2 проекта);
- снизить до 0% единый пониженный тариф взносов с выплат работникам сверх единой предельной величины базы для организаций радиоэлектронной промышленности (пп. "а" п. 115 ст. 2 проекта);
- освободить от обложения цену полиса ДМС для служебной командировки за границу (пп. "б" п. 114 ст. 2 проекта).
Имущественные налоги
Предлагают, например, такие новшества:
- передать налоговикам обязанность организаций исчислять транспортный и земельный налоги, налог на имущество по кадастровой стоимости (пп. "а" п. 89, пп. "а" п. 103, п. п. 93, 96 проекта);
- перенести крайний срок уплаты таких налогов и авансов по ним на месяц позже (пп. "а" п. 90, пп. "а" п. 105, пп. "а" п. 98 ст. 2 проекта).
Налог на прибыль
Хотят, в частности:
- продлить действие нормы, ограничивающей уменьшение базы текущего периода на убытки прошлых лет, до 2030 года (п. 48 ст. 2 проекта);
- уточнить правила применения повышающего коэффициента для исключения его многократного использования при исчислении налога. Речь идет о расходах на покупку права на использование ЭВМ и баз данных, программно-аппаратных комплексов по лицензионным и сублицензионным соглашениям в рамках одной цепочки лицензиатов (пп. "а" п. 42 ст. 2 проекта);
- признавать сомнительным долгом задолженность по уплате штрафов, пеней и санкций, начисленных решением суда по договорам с сомнительным долгом по реализации товаров, работ, услуг (пп. "а" п. 44 ст. 2 проекта);
- установить порядок уплаты налога российскими участниками МГК для достижения минимального уровня обложения в 15% (пп. "в" п. 49, п. 55 ст. 2 проекта).
НДФЛ
Планируют ввести, например, такие новшества:
- установить единые условия для льготы в виде освобождения от налога доходов от реализации акций и долей участия в УК российских организаций. При этом они должны принадлежать налогоплательщику более 5 лет (пп. "в" п. 30 ст. 2 проекта);
- уточнить, что для стандартного вычета на детей учитываются только доходы основной базы, исчисленные нарастающим итогом с начала налогового периода (п. 32 ст. 2 проекта);
- включить расходы на полис ДМС для служебной командировки за границу в перечень компенсируемых расходов, освобождаемых от обложения (пп. "а" п. 30 ст. 2 проекта);
- не облагать доходы в виде возмещения виновным стоимости утраченного имущества по законодательству РФ, актам субъектов РФ и решениям местных органов (пп. "а" п. 30 ст. 2 проекта);
- обязать налогоплательщиков декларировать доход и платить налог не только при его полном неудержании налоговым агентом, но и при частичном неудержании (пп. "а" п. 38 ст. 2 проекта).
Налоговое администрирование
Планируют, в частности:
- установить, что, если последний день уплаты налога выпадает на нерабочий день, срок переносится на предыдущий рабочий день (пп. "б" п. 2 ст. 1 проекта);
- перенести крайний срок подачи сообщения о наличии транспорта и недвижимости с 31 декабря на 31 мая (п. 9 ст. 1 проекта);
- улучшить институт ЕНС. Например, уточнить порядок учета на ЕНС решений о досрочном прекращении отсрочки или рассрочки, а также о полной или частичной отмене вычетов (пп. "б" п. 6 ст. 1 проекта);
- оптимизировать число уведомлений о налогах и взносах. Хотят отменить их подачу по имущественным налогам. То же правило собираются ввести для НДФЛ и взносов в части периодов, по которым плательщик уже представлял уведомление с планируемыми суммами за эти периоды (п. 18 ст. 1 проекта);
- увеличить предельный срок инвестиционного кредита с 5 до 10 лет (п. 23 ст. 1 проекта);
- расширить перечень случаев, когда контролеры могут отказать в зачете сумм или зачесть их частично (пп. "а" п. 30 ст. 1 проекта);
- предусмотреть возможность подачи электронных возражений на акт проверки, а также рассмотрения материалов проверки с помощью видео-конференц-связи (п. 40, пп. "а" п. 41, п. 42 ст. 1 проекта);
- расширить периметр налогового мониторинга. Кандидату нужно будет соответствовать одному из критериев (объем выручки, величина активов, размер уплаченных налогов), а не всем трем, как сейчас (пп. "а" п. 43 ст. 1 проекта);
- разрешить налоговикам осматривать территории и помещения, а также проводить выемку документов и предметов у лица, у которого проводится мониторинг, если выявлены нарушения (п. п. 38, 39 ст. 1 проекта).
В проекте есть изменения и по другим налогам: туристическому, акцизам и др.
Источник: КонсультантПлюс