Изменения НК РФ: Госдума приняла поправки во втором чтении
- Категория: Бухгалтер
Перечисление НДФЛ
С 1 января 2024 года предлагают изменить порядок и сроки перечисления НДФЛ налоговыми агентами (п. 7 ст. 2, ч. 2 ст. 6 проекта).
Налог, исчисленный и удержанный с 1-го по 22-е число текущего месяца, планируют вносить в бюджет не позднее 28-го числа текущего месяца. Суммы, исчисленные и удержанные с 23-го по последнее число текущего месяца, – не позднее 5-го числа следующего месяца. Напомним, сейчас налог перечисляют один раз – за период с 23-го числа предыдущего месяца по 22-е число текущего месяца не позднее 28-го числа текущего месяца.
Для НДФЛ, исчисленного и удержанного с 23 по 31 декабря, изменений нет. Эти суммы нужно перечислить не позднее последнего рабочего дня текущего года.
До корректировки 6-НДФЛ с учетом данных поправок расчет предлагают сдавать по форме, которую рекомендует ФНС (ч. 11 ст. 6 проекта).
Уведомления по НДФЛ
С 1 января 2024 года налоговых агентов планируют обязать представлять уведомления 2 раза в месяц (п. 1 ст. 1, ч. 2 ст. 6 проекта):
- по НДФЛ, исчисленному и удержанному с 1-го по 22-е число текущего месяца, – не позднее 25-го числа этого же месяца;
- по налогу, который исчислили и удержали с 23-го числа по последнее число текущего месяца включительно, – не позднее 3-го числа следующего месяца.
Напомним, сейчас организации вправе представлять промежуточное уведомление по НДФЛ. Его сдают не позднее 12-го числа с отражением налога, удержанного с 23-го числа предыдущего месяца до 9-го числа текущего.
Взаимозависимые лица
Планируют расширить перечень взаимозависимых лиц (п. 2 ст. 1 проекта). Так, в него хотят добавить контролируемые иностранные компании, которые контролирует одно и то же лицо.
Данную поправку планируют применять к сделкам, доходы и (или) расходы по которым будут признавать с 1 января 2024 года. Дата заключения договора не важна (ч. 7 ст. 6 проекта).
Корректировка налоговой базы при нерыночных ценах
Доход, возникший у нерезидента РФ при корректировке налоговой базы из-за применения нерыночных цен, планируют приравнивать к дивидендам (пп. "б" п. 3 ст. 1 проекта). Датой получения такого дохода предлагают считать последний день календарного года, в котором совершили сделку между взаимозависимыми лицами.
Эту поправку также планируют применять к сделкам, доходы и (или) расходы по которым будут признавать с 1 января 2024 года. Дата заключения договора также не важна (ч. 7 ст. 6 проекта).
Повышение штрафов
Предлагают повысить ряд штрафов, которые связаны с контролируемыми сделками и международными группами компаний. Так, за непредставление уведомления о контролируемых сделках или его подачу с недостоверными сведениями планируют взимать 100 тыс. руб. (п. 20 ст. 1 проекта). Сейчас штраф 5 тыс руб.
Указанную поправку хотят применять к сделкам, доходы и (или) расходы по которым будут признавать с 1 января 2024 года. Дата заключения договора не важна (ч. 7 ст. 6 проекта).
Работы и услуги иностранцев без постоянного представительства в России
К доходам от источников в РФ планируют отнести доходы, полученные иностранной организацией от выполнения работ и оказания услуг взаимозависимому лицу в России (пп. "а" п. 14 ст. 2 проекта). Такой доход предлагают облагать налогом на прибыль по ставке 15% (пп. "а" п. 13 ст. 2 проекта). Планируют, что поправки вступят в силу 1 января 2024 года (ч. 2 ст. 6 проекта).
Смягчение последствий приостановки СИДН
Планируют установить ряд доходов, с которых не нужно будет удерживать налог при выплате иностранцам (пп. "б" п. 15 ст. 2 проекта). Это будет возможно, если ранее по данным доходам у источника не платили налог по договорам, действие которых приостановили. Также потребуется подтвердить фактическое право на доход у иностранной компании и то, что она не взаимозависима с российской организацией, выплачивающей доход.
Например, к таким доходам предлагают отнести доходы от международных перевозок. При этом договоры международной перевозки должны быть заключены с иностранными организациями до дня принятия указа о приостановке международных договоров.
Данная поправка должна вступить в силу со дня опубликования закона (ч. 1 ст. 6 проекта). Ее планируют применять по 31 декабря 2025 года включительно к доходам, которые налоговые агенты выплатили начиная с 8 августа 2023 года (ч. 6 ст. 6 проекта).
Иные изменения
В проекте есть и другие изменения. Перечислим некоторые из них:
- планируют возложить обязанности исчислять и платить НДС при ввозе товаров из стран ЕАЭС на организации и ИП посредников (п. 2 ст. 2 проекта). Уплатить налог нужно будет не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет импортированных товаров поверенным, комиссионером, агентом. Эту поправку хотят применять к товарам, которые указанные лица примут на учет начиная с 1 января 2025 года (ч. 9 ст. 6 проекта);
- предлагают проиндексировать ставки акцизов. Так, ставки на игристые вина, включая российское шампанское, с 1 мая по 31 декабря 2024 года включительно хотят поднять до 141 руб. за литр (пп. "а" п. 5 ст. 2, ч. 3 ст. 6 проекта). В этом году ставка 45 руб. за литр;
- с 1 января 2024 года хотят установить новые значения интервалов предельных процентных ставок по долговым обязательствам (п. 11 ст. 2, ч. 2 ст. 6 проекта). Например, по обязательствам, оформленным в рублях, предлагают закрепить интервал от 10 до 150% ключевой ставки. При этом минимальное значение интервала предельных значений процентных ставок не может быть менее 2%.