#бухгалтеру бюджетной организации
Посмотреть ответ специалиста
Ознакомьтесь с мнением: плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения - это компенсация расходов организации, осуществляющей водоотведение. Такую плату учреждение уплачивает, если сточные воды этого учреждения, принимаемые централизованной системой водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы (ч. 10 ст. 7 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ, п. 118 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644, Письмо ФАС России от 07.04.2021 N МШ/27138/21).Расходы на внесение платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения относите на подстатью 223 "Коммунальные услуги" КОСГУ (п. 10.2.3 Порядка N 209н, Письмо Минфина России от 16.01.2020 N 02-08-10/1630). Затраты отражайте по КВР 247 "Закупка энергетических ресурсов" (п. 53.2.4.7 Порядка N 82н). Обращаем внимание, что изложенное мнение не является официальным разъяснением или НПА. За официальными разъяснениями организация вправе обратиться в соответствующие уполномоченные органы (Минфин России и др.).
Обоснование
По какому коду КОСГУ и КВР отражаются расходы на внесение платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения
Плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения - это компенсация расходов организации, осуществляющей водоотведение. Такую плату учреждение уплачивает, если сточные воды этого учреждения, принимаемые централизованной системой водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы (ч. 10 ст. 7 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ, п. 118 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644, Письмо ФАС России от 07.04.2021 N МШ/27138/21).
Расходы на внесение платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения относите на подстатью 223 "Коммунальные услуги" КОСГУ (п. 10.2.3 Порядка N 209н, Письмо Минфина России от 16.01.2020 N 02-08-10/1630).
Затраты отражайте по КВР 247 "Закупка энергетических ресурсов" (п. 53.2.4.7 Порядка N 82н).
Важно правильно определить, по каким КВР и кодам КОСГУ отразить расходы, чтобы не допустить нарушений, за которые вас могут привлечь к ответственности.
Принимая во внимание вышеизложенное и руководствуясь пунктом 10.2.3 Порядка применения классификации операций сектора государственного управления, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29.11.2017 N 209н, расходы на приобретение коммунальных услуг, в частности по оплате услуг по договору водоотведения или единому договору холодного водоснабжения и водоотведения, включая плату за сброс загрязняющих веществ сверх установленных нормативов состава сточных вод, а также плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, следует отражать по подстатье 223 "Коммунальные услуги" КОСГУ.
Заместитель директора Департамента
бюджетной методологии
и финансовой отчетности
в государственном секторе
С.В.СИВЕЦ
16.01.2020
Правомерно ли одновременное взимание с организации платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также сбора за сброс сточных вод с превышением нормативов по составу вод в систему канализации?
|
|
|
Взимание одновременно платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и сбора за сброс сточных вод с превышением нормативов по составу вод в систему канализации правомерно. |
|
Водоотведение с использованием централизованных систем водоотведения осуществляется на основании договора водоотведения (ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ)).
По договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать нормативы состава сточных вод и требования к составу и свойствам сточных вод, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения, вносить плату за нарушение указанных нормативов и требований (ч. 1 ст. 14 Закона N 416-ФЗ).
Обязанность абонента по внесению платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод
Нормативы состава сточных вод - это устанавливаемые в целях охраны водных объектов от загрязнения показатели концентрации загрязняющих веществ в составе сточных вод абонента, сбрасываемых в централизованную систему водоотведения (канализации). При этом правилами холодного водоснабжения и водоотведения определяется в том числе порядок исчисления платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод и взимания указанной платы с абонентов (п. 13.1 ст. 2, п. 8.2 ч. 11 ст. 7 Закона N 416-ФЗ).
Обеспечение требований к составу сточных вод, сбрасываемых абонентами в централизованные системы водоотведения (канализации), исчисление платы за сброс загрязняющих веществ сверх установленных нормативов состава сточных вод и взимание указанной платы с абонентов, а также контроль состава и свойств сточных вод абонента регулируются ст. ст. 30.1 - 30.3 Закона N 416-ФЗ. Так, в случае если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения (канализации), содержат загрязняющие вещества, концентрация которых превышает установленные нормативы состава сточных вод, абонент обязан внести организации, осуществляющей водоотведение, плату за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод в порядке, установленном правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством РФ (ч. 1 ст. 30.2 Закона N 416-ФЗ).
Если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием, в размере и порядке, которые установлены правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством РФ (ч. 10 ст. 7 Закона N 416-ФЗ).
Абонент в том числе обязан вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, плату за нарушение нормативов по объему сточных вод и нормативов состава сточных вод. Организация водопроводно-канализационного хозяйства, в свою очередь, вправе взимать с абонентов плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему сточных вод, плату за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод и плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения (пп. "ж" п. 35, пп. "г" п. 36 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644)).
Запрещается сбрасывать в централизованные системы водоотведения вещества, материалы, отходы и сточные воды, запрещенные к сбросу по перечню, приведенному в Приложении N 4 к Правилам N 644, в том числе с превышением значений показателей, при превышении которых концентрация загрязняющего вещества в сточных водах является запрещенной, согласно Приложению N 4(1) к Правилам N 644. Кроме того, значения показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах не должны превышать максимальные допустимые значения показателей и концентраций по перечню, приведенному в Приложении N 5 к Правилам (п. 113 Правил N 644).
Пункт 114 Правил N 644 предусматривает возможность заключения договора между организацией, осуществляющей водоотведение или очистку сточных вод, и абонентом о приеме сточных вод с превышением максимальных допустимых значений показателей и концентраций, при условии в том числе неухудшения качества очистки сточных вод. В этом случае плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения уплачивается абонентом в размере, определяемом соглашением сторон.
Если сточные воды, принимаемые в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, не отвечающие установленным требованиям, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения, в порядке и размере, определяемых Правилами (п. 118 Правил N 644).
Если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, концентрация которых превышает установленные нормативы, абонент вносит плату за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод (п. 194 Правил N 644).
Таким образом, правомерно одновременное взимание и платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод, и сбора за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения. Данный вывод подтверждается в Постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 29.01.2021 N Ф06-69311/2020 по делу N А49-1573/2020
Источники:
{Готовое решение: По какому коду КОСГУ и КВР отражаются расходы на внесение платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения (КонсультантПлюс, 2025) {КонсультантПлюс}}
<Письмо> Минфина России от 11.12.2020 N 02-08-10/109210 <О направлении Руководства по применению классификации операций сектора государственного управления> (вместе с "Руководством по применению классификации операций сектора государственного управления") {КонсультантПлюс}
{Вопрос: О применении КОСГУ в отношении расходов на оплату услуг по договорам холодного водоснабжения и водоотведения. (Письмо Минфина России от 16.01.2020 N 02-08-10/1630) {КонсультантПлюс}}
Вопрос: Правомерно ли одновременное взимание с организации платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также сбора за сброс сточных вод с превышением нормативов по составу вод в систему канализации? (Консультация эксперта, 2025) {КонсультантПлюс}
#бухгалтеру
Посмотреть ответ специалиста
По нашему мнению, безопаснее установленный п. 3 ст. 346.16 НК РФ трехлетний срок отсчитывать с момента полного признания в налоговом учете расходов на приобретение основного средства, то есть по окончании 4 кв. 2026 г.
Дело в том, что, как следует из буквального толкования приведенной нормы, установленный ею трехлетний срок должен исчисляться с момента учета расходов на приобретение реализованного основного средства при расчете налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, а не с момента покупки данного актива. При этом закон не разъясняет, о каком именно моменте учета расходов идет речь: о моменте первоначального или полного признания расходов на приобретение основного средства (п. 3 ст. 346.16, подп. 4 п. 2 ст. 346.17 НК РФ).
На наш взгляд, в анализируемой норме речь идет о моменте полного признания в налоговом учете расходов на приобретение основного средства.
Вместе с тем принимая во внимание п. 7 ст. 3 НК РФ, мы не исключаем возможности применения иного подхода к определению начала течения трехлетнего срока с момента учета расходов на приобретение реализованного основного средства при расчете налоговой базы. Однако считаем, что он сопряжен с высокими налоговыми рисками.
Официальных разъяснений и материалов судебной практики по данному вопросу нами не обнаружено. Выраженная позиция является нашим экспертным мнением.
Обоснование
В настоящее время в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики при определении объекта налогообложения по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, уменьшают полученные доходы на расходы на приобретение основных средств (с учетом положений пунктов 3 и 4 статьи 346.16 Кодекса).
При этом пунктом 3 статьи 346.16 Кодекса предусмотрено, что в случае реализации (передачи) приобретенных основных средств до истечения трех лет с момента учета расходов на их приобретение в составе расходов в соответствии с главой 26.2 Кодекса (в отношении основных средств со сроком полезного использования свыше 15 лет - до истечения 10 лет с момента их приобретения) налогоплательщик обязан пересчитать налоговую базу за весь период пользования такими основными средствами с момента их учета в составе расходов на приобретение до даты реализации (передачи) с учетом положений главы 25 Кодекса и уплатить дополнительную сумму налога и пени.
Таким образом, если налогоплательщик реализовал основные средства до истечения вышеуказанных сроков, то в этих случаях осуществляется перерасчет налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, за все отчетные (налоговые) периоды ее применения, в которых были учтены расходы на приобретение основных средств по правилам главы 26.2 Кодекса, для чего из состава расходов исключаются расходы на приобретение основных средств.
С какого момента считать три года, после которых не нужно пересчитывать базу по УСН при продаже ОС
В НК РФ четко не говорится о том, как считать этот срок. Сказано лишь, что с момента учета затрат на ОС в составе расходов (п. 3 ст. 346.16 НК РФ).
На наш взгляд, моментом учета безопаснее считать дату, когда вы последний раз списали расходы по ОС при расчете налога на УСН.
Например, вы купили ОС в феврале 2024 г., оплатили его и ввели в эксплуатацию. Стоимость ОС включали в расчет налога равными частями на конец каждого отчетного периода и на конец года - то есть на 31 марта, 30 июня, 30 сентября и последнюю часть - на 31 декабря 2024 г. Значит, трехлетний срок начнет течь с 1 января 2025 г. и истечет 31 декабря 2027 г. Начиная с 1 января 2028 г. при продаже ОС вам не нужно будет пересчитывать базу по УСН, но если продадите раньше - то придется (п. п. 2, 3 ст. 6.1, пп. 1 п. 1, пп. 1 п. 3 ст. 346.16, пп. 4 п. 2 ст. 346.17 НК РФ).
Есть другое мнение - отсчитывать три года надо с даты, когда вы в первый раз учли стоимость ОС в расходах. В нашем примере это 31 марта 2024 г.
Однако такой вариант рискованный, так как невыгоден для налоговой инспекции. Если не хотите спорить с проверяющими, выбирайте безопасный вариант.
Источники:
абз. 14 п. 3 ст. 346.16 НК РФ {КонсультантПлюс}
п. 3 ст. 6.1 НК РФ {КонсультантПлюс}
п. 7 ст. 3 НК РФ {КонсультантПлюс}
Ответственность за дальнейшее использование подготовленного ответа Линия консультаций не несет. Данный ответ является объектом авторского права и не подлежит публикации.
#кадровику
Посмотреть ответ специалиста
Перечень документов, которые лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю, определен ч. 1 ст. 65 ТК РФ. В частности, документом для приема на работу является документ, удостоверяющий личность. Документы, удостоверяющие в РФ личность иностранного гражданина, - это его паспорт либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором РФ в качестве документа, удостоверяющего личность иностранца
Документами, удостоверяющими личность лица без гражданства в РФ, являются:
1) документ, выданный иностранным государством и признаваемый в соответствии с международным договором РФ в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства;
2) временное удостоверение личности лица без гражданства в РФ;
3) вид на жительство;
4) иные документы, предусмотренные федеральным законом или признаваемые в соответствии с международным договором РФ в качестве документов, удостоверяющих личность лица без гражданства.
Соответственно, наряду с документами, предусмотренными ст. 65 ТК РФ, при заключении трудового договора поступающее на работу лицо без гражданства в общем случае предъявляет работодателю ВНЖ.
Дополнительный материал по вопросу см. Готовом решении: Какие документы при приеме на работу представляет соискатель-иностранец (КонсультантПлюс, 2025) {КонсультантПлюс}
в приложении к ответу .
Обоснование
Какие документы удостоверяют личность иностранного гражданина
Документы, удостоверяющие в РФ личность иностранного гражданина, - это его паспорт либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором РФ в качестве документа, удостоверяющего личность иностранца (п. 1 ст. 10 Закона N 115-ФЗ).
Документами, удостоверяющими личность лица без гражданства в РФ, являются (п. 2 ст. 10 Закона N 115-ФЗ):
5) документ, выданный иностранным государством и признаваемый в соответствии с международным договором РФ в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства;
6) разрешение на временное проживание;
7) временное удостоверение личности лица без гражданства в РФ;
8) вид на жительство;
9) иные документы, предусмотренные федеральным законом или признаваемые в соответствии с международным договором РФ в качестве документов, удостоверяющих личность лица без гражданства.
Если в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина, его имя, фамилия, отчество (при его наличии) приведены на иностранном языке, то для точного написания их в трудовом договоре целесообразно попросить работника представить построчный перевод этих данных.
Неверное указание фамилии, имени, отчества работника в трудовом договоре может быть расценено как его ненадлежащее оформление. За такое нарушение предусмотрена административная ответственность по ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ, в случае повторного совершения аналогичного нарушения - по ч. 5 ст. 5.27 КоАП РФ.
Готовое решение: Какие документы при приеме на работу представляет соискатель-иностранец (КонсультантПлюс, 2025) {КонсультантПлюс}
Документы, предъявляемые лицом без гражданства при приеме на работу
Перечень документов, которые лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю, определен ч. 1 ст. 65 ТК РФ.
Наряду с документами, предусмотренными ст. 65 ТК РФ, при заключении трудового договора поступающее на работу лицо без гражданства в общем случае предъявляет работодателю (ч. 2 ст. 65, ч. 1 ст. 327.3 ТК РФ, пп. 13 п. 4 ст. 13 Закона N 115-ФЗ):
- договор (полис) ДМС, действующий на территории РФ, за исключением случаев, в частности, если работодатель заключает с медицинской организацией договор о предоставлении платных медицинских услуг работнику, являющемуся ВКС (при заключении трудового договора с временно пребывающим в РФ ВКС).
Договор (полис) ДМС либо заключенный работодателем с медицинской организацией договор о предоставлении платных медицинских услуг работнику, являющемуся ВКС, должен обеспечивать оказание такому работнику первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи в неотложной форме;
- разрешение на работу или патент (при заключении трудового договора с временно пребывающим в РФ лицом без гражданства);
- РВП, РВП в целях получения образования (при заключении трудового договора с временно проживающим в РФ лицом без гражданства);
- ВНЖ (при заключении трудового договора с постоянно проживающим в РФ иностранным гражданином или лицом без гражданства).
Разрешение на работу может быть предъявлено лицом без гражданства работодателю после заключения ими трудового договора, если заключенный и оформленный в соответствии с ТК РФ трудовой договор необходим для получения разрешения на работу. В этом случае трудовой договор вступает в силу не ранее дня получения лицом без гражданства разрешения на работу, а сведения о разрешении на работу вносятся в трудовой договор в порядке, установленном ч. 3 ст. 57 ТК РФ (ч. 2 ст. 327.3 ТК РФ).
При заключении трудового договора поступающее на работу лицо без гражданства не предъявляет работодателю документы воинского учета, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами РФ, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ (ч. 3 ст. 327.3 ТК РФ).
Дополнительно отметим, что запрещается требовать от лица, поступающего на работу, документы помимо предусмотренных ТК РФ, иными федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ (ч. 3 ст. 65 ТК РФ).
Вопрос: Каковы особенности приема на работу лиц без гражданства? (Консультация эксперта, 2025) {КонсультантПлюс}
Наряду со сведениями, предусмотренными ч. 1 ст. 57 ТК РФ, в трудовом договоре с работником, являющимся лицом без гражданства, в общем случае указываются сведения (ч. 1 ст. 327.2 ТК РФ):
- о разрешении на работу или патенте (при заключении трудового договора с временно пребывающим в РФ лицом без гражданства);
- разрешении на временное проживание (далее - РВП), РВП в целях получения образования (при заключении трудового договора с временно проживающим в РФ лицом без гражданства);
- виде на жительство (далее - ВНЖ) (при заключении трудового договора с постоянно проживающим в РФ лицом без гражданства).
Наряду с условиями, предусмотренными ч. 2 ст. 57 ТК РФ, обязательным для включения в трудовой договор с работником, являющимся высококвалифицированным специалистом, временно пребывающим на территории РФ (далее - ВКС), в общем случае является условие об указании оснований оказания такому работнику медицинской помощи в течение срока действия трудового договора, в том числе реквизитов договора (полиса) ДМС либо заключенного работодателем с медицинской организацией договора о предоставлении такому работнику платных медицинских услуг. Договор (полис) ДМС либо заключенный работодателем с медицинской организацией договор о предоставлении платных медицинских услуг работнику, являющемуся ВКС, должен обеспечивать оказание такому работнику первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи в неотложной форме (ч. 2 ст. 327.2 ТК РФ, п. 2 ст. 2, п. 14 ст. 13.2 Закона N 115-ФЗ).
Вопрос: Каковы особенности приема на работу лиц без гражданства? (Консультация эксперта, 2025) {КонсультантПлюс}
Вопрос: Осталось ли требование, что при приеме на работу иностранного гражданина необходим полис ДМС? В каких случаях он необходим?
Ответ: С 1 января 2023 г. большинству иностранцев можно не оформлять полис ДМС для работы. Полис ДМС нужен только ВКС (высококвалифицированным специалистом) без РВП или вида на жительство (ст. 327.3 ТК РФ).
Большинство иностранцев и лиц без гражданства, которые временно пребывают в РФ, получат право на медпомощь в рамках ОМС. Для этого работодатели должны платить за них страховые взносы не менее 3 лет. Таким лицам не нужен для трудоустройства полис ДМС либо договор о предоставлении платных медуслуг.
{Вопрос: Осталось ли требование, что при приеме на работу иностранного гражданина необходим полис ДМС? В каких случаях он необходим? (Подборки и консультации Горячей линии, 2023) {КонсультантПлюс}}
Готовое решение: Какие документы при приеме на работу представляет соискатель-иностранец (КонсультантПлюс, 2025) {КонсультантПлюс}
Вопрос: Каковы особенности приема на работу лиц без гражданства? (Консультация эксперта, 2025) {КонсультантПлюс}
{Вопрос: Осталось ли требование, что при приеме на работу иностранного гражданина необходим полис ДМС? В каких случаях он необходим? (Подборки и консультации Горячей линии, 2023) {КонсультантПлюс}}
#юристу
Посмотреть ответ специалиста
Расторжение договора прекращает обязательства сторон на будущее время, но не лишает кредитора права требовать с должника суммы основного долга и неустойки, начисленные до момента расторжения договора. Такое право требования, существующее на момент уступки, может быть передано новому кредитору по договору цессии.
Должник вправе зачесть против требования нового кредитора свое встречное требование к первоначальному кредитору. Это право возникает независимо от того, имеет ли новый кредитор долг перед должником. Однако, для осуществления зачета, срок встречного требования должника к первоначальному кредитору должен наступить до получения должником уведомления об уступке, либо срок не должен быть указан или должен быть определен моментом востребования.
Обоснование
1. Право (требование), принадлежащее на основании обязательства кредитору, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования) или может перейти к другому лицу на основании закона.
п. 1 ст. 382 ГК РФ {КонсультантПлюс}
2. При уступке цедентом должны быть соблюдены следующие условия:
уступаемое требование существует в момент уступки, если только это требование не является будущим требованием;
цедент правомочен совершать уступку;
уступаемое требование ранее не было уступлено цедентом другому лицу;
цедент не совершал и не будет совершать никакие действия, которые могут служить основанием для возражений должника против уступленного требования.
Законом или договором могут быть предусмотрены и иные требования, предъявляемые к уступке.
п. 2 ст. 390 ГК РФ {КонсультантПлюс}
Что можно и нельзя уступать по договору цессии
По договору цессии вы можете уступить право (требование), принадлежащее вам на основании обязательства (п. 1 ст. 382 ГК РФ).
Нельзя уступать требования, уступка которых запрещена законом (п. 1 ст. 388 ГК РФ). В частности, не допускается уступка прав по договору об ипотеке или обеспеченному ипотекой обязательству, права по которым удостоверены закладной (п. 5 ст. 47 Закона об ипотеке).
Кроме того, нельзя уступать требования, связанные с личностью кредитора. Например, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью (ст. 383 ГК РФ).
При каких условиях можно уступить часть требования
Если иное не предусмотрено законом, в силу п. 2 ст. 384 ГК РФ можно свободно уступать по частям денежное требование. Какие-либо условия для этого указанная норма не предусматривает. Поэтому полагаем, что достаточно определить в договоре цессии, в каком размере переходит требование новому кредитору, например, указать сумму за одну из партий товара, которые не были оплачены покупателем.
Если иное не предусмотрено законом или договором, можно уступить часть неденежного требования. В таком случае необходимо, чтобы соответствующее обязательство было делимым и частичная уступка не делала для должника его исполнение значительно более обременительным (п. 3 ст. 384 ГК РФ).
Когда вы уступаете часть требования (денежного или неденежного) из длящегося обязательства, укажите в договоре цессии основание возникновения этого требования и конкретный период, за который оно уступается. Иначе договор об уступке могут признать незаключенным (п. 13 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 30.10.2007 N 120).
Можно ли уступить ранее полученное требование (вторичная цессия)
Да, цедент вправе уступить требование, которое приобрел у другого лица по договору цессии. Закон не запрещает подобные сделки.
Такую уступку не стоит путать с уступкой одного и того же требования разным лицам (двойная уступка). Двойная уступка не допускается, цедент может уступить требование, только если не уступал его ранее другому лицу (п. 2 ст. 390 ГК РФ). Если он нарушит это условие, то по общему правилу новым кредитором будет тот цессионарий, в пользу которого передача состоялась раньше. И если должник исполнит не ему, риск последствий этого несут цедент или цессионарий, которые знали или должны были знать о более ранней уступке (п. 4 ст. 390 ГК РФ).
Цессионарий, который не получил права, может потребовать от цедента возврата всего переданного по соглашению об уступке (обычно это плата, внесенная за уступку) и возмещения убытков (п. 3 ст. 390 ГК РФ, п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.12.2017 N 54).
|
|
|
Образец договора вторичной цессии |
|
Можно ли уступить право требовать убытки
Вы можете уступить требование о возмещении убытков, вызванных нарушением обязательства. При этом должник сможет выдвигать цессионарию те же возражения, которые он имел против цедента, в частности о размере убытков.
Требование об убытках можно уступить и в том случае, если нарушения еще не было, но оно может случиться в будущем (п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.12.2017 N 54). Например, покупатель вправе уступить требование об убытках к поставщику, которое может возникнуть при заключении замещающего договора поставки с более высокой ценой (п. 1 ст. 524 ГК РФ).
Можно ли уступить право требовать неустойку
Да, по общему правилу можно уступить требование об уплате неустойки за нарушение обязательства - как вместе с уступкой основного требования, так и отдельно от него.
Вы вправе уступить также требование о неустойке, подлежащей выплате в будущем (п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.12.2017 N 54).
Можно ли уступить право требования аванса
Ответ на данный вопрос представляется неоднозначным.
Дело в том, что, если ваш контрагент не выплатил аванс вовремя, по умолчанию вы вправе приостановить исполнение своего встречного обязательства (например, поставить товар) или отказаться от исполнения этого обязательства и потребовать возмещения убытков (п. п. 2, 4 ст. 328 ГК РФ). Закон не предусматривает права требовать внесения аванса. Соответственно, и возможность уступки подобного требования также вызывает сомнение.
Однако представляется, что требование о внесении аванса все же можно уступить в следующих случаях:
- цедент предоставил должнику (плательщику аванса) встречное исполнение, соразмерное сумме аванса - например, передал товар или выполнил работы. В таком случае, как следует из анализа п. 3 ст. 328 ГК РФ, цедент вправе требовать денежного исполнения от своего контрагента через суд. Следовательно, он вправе и уступить это требование с соблюдением общих правил об уступке;
- цедент и должник согласовали право цедента требовать выплаты аванса до предоставления встречного исполнения. Такая возможность следует из п. 4 ст. 328 ГК РФ и п. 58 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.11.2016 N 54.
Что касается требования о возврате уплаченного вами аванса в случае, когда контрагент еще не произвел соразмерное исполнение (например, неотработанного подрядчиком аванса), то такая уступка представляется правомерной. В этой ситуации аванс представляет собой неосновательное обогащение, а требование о возврате неосновательного обогащения можно уступить. Эти выводы следуют из анализа п. 1 ст. 388, п. 4 ст. 453, пп. 3 ст. 1103 ГК РФ, п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.12.2017 N 54.
Как оформить взаимозачет в одностороннем порядке
Убедитесь, что по условиям договора не запрещено совершать зачет посредством одностороннего волеизъявления (п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.06.2020 N 6).
Чтобы оформить односторонний зачет, составьте уведомление или заявление о зачете и направьте его другой стороне. Ее участие в оформлении в данном случае не требуется. Достаточно того, что она получит ваше заявление или оно будет считаться доставленным по правилам ст. 165.1 ГК РФ (п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.06.2020 N 6).
Наличие условий для зачета без заявления о нем не прекращает и не изменяет обязательства сторон. Пока такое заявление не сделано, стороны не вправе (п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.06.2020 N 6):
- отказаться от принятия надлежащего исполнения по встречным требованиям;
- требовать возврата предоставленного исполнения.
В уведомлении или заявлении о зачете укажите:
- ваше решение осуществить зачет и прекратить обязательства полностью или частично. Предложение заключить соглашение о зачете не прекратит обязательства;
- какие обязательства прекращаются. Например, для зачета денежных обязательств в первую очередь приведите суммы задолженностей и периоды, за которые они образовались. Сошлитесь на документы, в которых эти обязательства описаны. В частности, это могут быть договоры, первичные учетные документы, счета-фактуры. Если вы опишете обязательства недостаточно подробно, суд может признать зачет несостоявшимся. Зачет также не повлечет юридических последствий, в частности, если он противоречит условиям договора либо по вашему активному требованию истек срок исковой давности. При его истечении должник, получив ваше заявление о зачете, не обязан в ответ сообщать о пропуске этого срока. В то же время истечение срока исковой давности по пассивному требованию не препятствует зачету (п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.06.2020 N 6, п. 25 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ N 3 (2025) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 08.10.2025)).
|
|
|
Образец заявления (уведомления) о зачете встречных требований |
|
Готовое решение: Как оформить взаимозачет (КонсультантПлюс, 2025) {КонсультантПлюс}
При каких условиях можно провести взаимозачет в одностороннем порядке
Вы можете зачесть требования в одностороннем порядке, если:
- требования встречные (ст. 410 ГК РФ). Это означает, что по одному обязательству вы являетесь должником контрагента, а по другому - его кредитором. Однако это необязательно, например, когда ваш кредитор уступил требование другому кредитору. В этом случае вы все равно можете зачесть ваше требование к первоначальному кредитору против требования нового кредитора при соблюдении правил ст. 412 ГК РФ (п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.12.2017 N 54). Также третье лицо может зачесть свои требования к вам в счет исполнения обязанности вашего должника перед вами (п. 4 ст. 313 ГК РФ, п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.06.2020 N 6);
- требования однородные, то есть стороны после осуществления зачета должны оказаться в том же положении, как если бы оба обязательства были прекращены исполнением. Допускается в том числе зачет активного и пассивного требований, которые возникли из разных оснований. Критерий однородности считается соблюденным, если происходит зачет требования по уплате основного долга (например, покупной цены по договору купли-продажи) на требование об уплате неустойки, процентов или о возмещении убытков (например, в связи с просрочкой выполнения работ по договору подряда) (ст. 410 ГК РФ, п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.06.2020 N 6);
|
Можно ли провести взаимозачет встречных неоднородных требований Исходя из ст. 410 ГК РФ для прекращения обязательств зачетом предметы требований сторон должны быть, в частности, однородными. Это условие (наряду с другими) должно выполняться на момент совершения заявления о зачете. Например, встречные требования сторон могут в момент своего возникновения быть неоднородными (требование о передаче вещи и требование о возврате суммы займа), но к моменту заявления о зачете стали однородными (требование о возмещении убытков за нарушение обязанности по передаче вещи и требование о возврате суммы займа) (п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.06.2020 N 6). |
- срок требований наступил, не указан или определен моментом востребования. Однако закон может предусматривать случаи, когда допускается зачет требования, срок которого не наступил (ст. 410 ГК РФ). Если вы получили заявление о зачете до наступления сроков исполнения обязательств и при этом пассивное требование не может быть исполнено досрочно, то зачет требований считается состоявшимся в момент, когда наступили установленные законом условия для зачета (п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.06.2020 N 6);
- закон не запрещает зачет требований (ст. 411 ГК РФ);
- договор не запрещает зачет (ст. 411 ГК РФ). При этом помните, что вы также вправе согласовать порядок прекращения обязательств, отличный от зачета (п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.06.2020 N 6).
Если вы нарушите любое из этих условий, зачет не состоится - он не повлечет правовых последствий. Ваш контрагент сможет просто не учитывать его и требовать с вас задолженность. Он может также признать зачет недействительным как одностороннюю сделку (п. 13 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 29.12.2001 N 65, п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.06.2020 N 6).
В любом случае для прекращения обязательств заявление о зачете должно быть доставлено его получателю или считаться доставленным по правилам, установленным Гражданским кодексом РФ для юридически значимых сообщений (п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.06.2020 N 6).
Взаимозачет авансов возможен, если соблюдаются перечисленные условия. Его производят, например, когда расторгнут договор (договоры) и аванс зачитывается в счет нового договора или сторонам нужно вернуть авансы.
Готовое решение: Когда можно провести взаимозачет (КонсультантПлюс, 2025) {КонсультантПлюс}
Чтобы осуществить зачет на основании одностороннего уведомления (заявления):
1) убедитесь, что в вашей ситуации можно провести зачет в одностороннем порядке;
2) оформите взаимозачет, составив уведомление или заявление о нем;
3) направьте уведомление (заявление) контрагенту по правилам направления юридически значимых сообщений.
Если по вашим с контрагентом требованиям ведется исполнительное производство, направьте уведомление о зачете также судебному приставу-исполнителю, чтобы он прекратил его;
4) проверьте документы о доставке уведомления (заявления) контрагенту. Для прекращения обязательств заявление о зачете должно быть доставлено ему или считаться доставленным (п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.06.2020 N 6).
День получения заявления о зачете не имеет значения для определения момента, с которого обязательства считаются прекращенными. Данный момент зависит от того, когда обязательства стали способными к зачету (п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.06.2020 N 6).
В определенных ситуациях для зачета нужно соблюдать дополнительные условия. Например, если вам предъявлен иск, заявить о зачете можно во встречном иске или в возражении на иск. В частности, вы можете направить истцу заявление о зачете и указать в возражении на иск на прекращение зачетом требования, по которому предъявлен иск (п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.06.2020 N 6).
Источники:
1. п. 1 ст. 382 ГК РФ {КонсультантПлюс}
2. п. 2 ст. 390 ГК РФ {КонсультантПлюс}
4. Готовое решение: Как оформить взаимозачет (КонсультантПлюс, 2025) {КонсультантПлюс}
5. Готовое решение: Когда можно провести взаимозачет (КонсультантПлюс, 2025) {КонсультантПлюс}
#специалисту по госзакупкам
Посмотреть ответ специалиста
Провести такую закупку можно исключительно в случаях, предусмотренных вашим положением о закупке. Закрепите в нем возможность осуществления закупки у единственного поставщика, порядок и исчерпывающий перечень случаев ее проведения (ст. 3.6 Закона N 223-ФЗ).
Законом N 223-ФЗ не ограничена предельная стоимость закупки у единственного поставщика. Заказчик самостоятельно определяет ее в положении о закупке в зависимости от масштаба хозяйственной деятельности, объема закупок и иных показателей.
Применение этого основания позволит совершать мелкие сделки без дополнительных затрат на проведение конкурентных процедур.
Таким образом, если в положении о закупке не установлена предельная стоимость закупки у единственного поставщика, заказчик такую закупку у единственного поставщика провести не может.
Обоснование
Крупной сделкой считается сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения унитарным предприятием прямо либо косвенно имущества, цена или балансовая стоимость которого составляет более десяти процентов уставного фонда государственного или муниципального предприятия либо балансовой стоимости активов казенного предприятия, определенной по данным его бухгалтерской (финансовой) отчетности на последнюю отчетную дату, если иное не установлено федеральными законами или принятыми в соответствии с ними правовыми актами.
(в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 N 188-ФЗ, от 23.11.2020 N 378-ФЗ)
Порядок подготовки и осуществления закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и исчерпывающий перечень случаев проведения такой закупки устанавливаются положением о закупке. В случае принятия Правительством Российской Федерации решений о введении специальных мер в сфере экономики, предусмотренных пунктом 1 статьи 26.1 Федерального закона от 31 мая 1996 года N 61-ФЗ "Об обороне", заказчик вправе осуществлять у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) закупку товаров, работ, услуг, необходимых для выполнения государственного оборонного заказа, а также для формирования запаса продукции, сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, предусмотренного пунктами 3 - 3.2 статьи 7.1 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе".
(в ред. Федерального закона от 14.07.2022 N 272-ФЗ)
В каких случаях провести закупку у единственного поставщика и заключить договор без проведения торгов по Закону N 223-ФЗ
Провести такую закупку можно исключительно в случаях, предусмотренных вашим положением о закупке. Закрепите в нем возможность осуществления закупки у единственного поставщика, порядок и исчерпывающий перечень случаев ее проведения (ст. 3.6 Закона N 223-ФЗ).
Заключение договора без проведения торгов будет нарушением, если вы его заключили на основаниях, не предусмотренных положением о закупке. Такой договор может быть признан судом недействительным (п. 1 ст. 168 ГК РФ).
В Законе N 223-ФЗ не определены случаи, когда заказчик может осуществлять закупку у единственного поставщика. Следовательно, вам нужно самостоятельно определить в положении о закупке основания (в том числе критерии и случаи) для проведения этой закупки. Если вы не установите такие основания, ваши действия могут признать неправомерными, поскольку это приводит к ограничению конкуренции. Для закупки у единственного поставщика должны быть разумные и объективные причины, обосновывающие, например, неэффективность применения конкурентных процедур. В частности, они неэффективны, когда товарный рынок ограничен. В ином случае выбор неконкурентного способа закупки будет злоупотреблением правом (Определение Верховного Суда РФ от 16.09.2021 N 306-ЭС21-13429 по делу N А57-6544/2020, п. 9 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Закона N 223-ФЗ (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018)). Минфин России указал, что цели Закона N 223-ФЗ не выполняются, если большая часть закупок проводится у единственного поставщика (Письмо от 19.04.2019 N 24-04-07/28730).
Ограничением конкуренции может быть признано осуществление закупки у единственного поставщика, если оно не обусловлено, например, экономическо-производственной необходимостью, а также отсутствует потребность в ее срочном проведении. На это, в частности, указано в п. 7 Обзора практики применения антимонопольного законодательства коллегиальными органами ФАС России (за период с 01.07.2018 по 01.07.2019), утвержденного протоколом Президиума ФАС России.
Рекомендуем большую часть закупок осуществлять конкурентными способами и не злоупотреблять своим правом проводить закупки у единственного поставщика. Это может привести к нарушению положений Закона N 135-ФЗ и (или) Закона N 223-ФЗ.
Вы можете предусмотреть в положении, например, следующие случаи закупки у единственного поставщика:
- закупка, цена которой не превышает установленного значения.
Применение этого основания позволит совершать мелкие сделки без дополнительных затрат на проведение конкурентных процедур.
Законом N 223-ФЗ не ограничена предельная стоимость закупки у единственного поставщика. Самостоятельно определите ее в положении о закупке в зависимости от масштаба хозяйственной деятельности, объема закупок и иных показателей;
- закупка совместимого товара (работы, услуги).
Такое основание позволит докупить товары, совместимые с закупленными ранее, в случаях, когда это необходимо сделать только у того же поставщика. Определение нового поставщика в подобном случае может повлечь для заказчика дополнительные организационные и финансовые затраты (например, необходимость переоснащения оборудования в связи с использованием товара иного контрагента);
- закупка уникального товара (работы услуги).
Такое основание позволит осуществить закупку у единственного поставщика, когда закупаемые товары могут быть поставлены только конкретным поставщиком и отсутствует равноценная замена. Применение этого основания может быть связано не только с уникальностью товара, но и с особенностями товарного рынка или конкретными характеристиками исполнителя. Например, товар в наличии только у одного поставщика, или он обладает исключительными правами в отношении предмета закупки, или необходимо оплатить организатору услуги, связанные с вашим участием в выставке или ином мероприятии;
- закупка для удовлетворения срочной потребности в товаре (работе, услуге).
Закупка по этому основанию позволит вам удовлетворить непредвиденные нужды без дополнительных временных и материальных затрат на проведение конкурентной процедуры. Предусмотрите, например, следующие случаи, когда возможна такая закупка:
1) возникла угроза или наступила чрезвычайная ситуация, авария, иное не зависящее от вашей воли обстоятельство или нужно срочно ликвидировать последствия таких обстоятельств;
2) антимонопольный орган отменил результаты конкурентной закупки, а осуществить ее повторно не позволяет производственный график;
3) необходимо завершить исполнение расторгнутого договора, если провести конкурентную закупку невозможно;
- закупка по итогам несостоявшейся процедуры.
Данное основание важно предусмотреть для случаев, когда, например, на объявленную процедуру не подано заявок или всех участников отклонили за несоответствие требованиям, а на повторную конкурентную процедуру нет времени;
- закупка для исполнения обязательств перед третьими лицами.
Это основание актуально в случаях, когда вы сами выступаете в качестве исполнителя по договору с третьим лицом (в особенности по госконтракту, заключенному в соответствии с Законом N 44-ФЗ) и проведение конкурентной закупки может привести к несвоевременному исполнению вами обязательств. Также по этому основанию вы сможете соблюсти специальные условия договора, например о привлечении малого бизнеса в качестве субподрядчиков;
- закупка в рамках текущей хозяйственной деятельности.
Рекомендуем предусмотреть в положении закупку у единственного поставщика следующих видов услуг, которые могут понадобиться в текущей деятельности. Например, коммунальные услуги, услуги водоснабжения, водоотведения, канализации, теплоснабжения, подключения (присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, услуги по техническому и санитарному содержанию помещений, услуги стационарной и мобильной связи;
- закупка у ограниченного круга лиц.
В ходе вашей деятельности может возникнуть потребность в услугах, оказание которых относится к исключительным полномочиям конкретных лиц. По этому основанию вы сможете закупить продукцию, которая входит в сферу деятельности субъектов естественных монополий, услуги у государственных организаций, корпораций, компаний, учреждений и фондов, а также у подведомственных им организаций.
- закупка российского ПО у его разработчика.
Такое основание можно предусмотреть для заключения договора с единственным поставщиком - разработчиком российского ПО (в том числе реализующим особо значимые проекты), а также установить условия, при которых применяется данный способ закупки (Письмо Минфина России N 24-00-07/22259, Минцифры России N СК-П11-22106, ФАС России N ПИ/20386/24 от 13.03.2024).
Рекомендуем составлять перечень оснований так, чтобы закупка у единственного поставщика могла применяться только в случаях, когда использовать другие способы невозможно или нецелесообразно. Не злоупотребляйте своим правом самостоятельно определять условия и порядок такой закупки, контрольные органы могут выдать предписание об изменении положения. Суд может признать такие условия незаконными, а договор недействительным.
Например, одним из оснований этой закупки может быть заключение с федеральным оператором договора на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности (п. 1 ст. 14.4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ).
Ограничений по объему закупок у единственного поставщика или сумме таких договоров законом не установлено. При условии, что основания не проводить конкурентную процедуру соответствуют нормам положения, вы вправе провести такую процедуру в любое время. Однако учитывайте, что злоупотребление неконкурентными закупками может быть расценено контролирующими органами как ограничение конкуренции (Письмо Минэкономразвития России от 13.03.2017 N Д28и-1224).
Если способ закупки или основание его выбора не предусмотрены положением, рекомендуем выбрать один из следующих вариантов действий:
- внести в положение изменения, позволяющие провести закупку у единственного поставщика;
- выбрать другой способ закупки, соответствующий положению.
Если заказчик осуществит закупку не в соответствии с положением, это может быть признано нарушением ч. 1 ст. 2, ст. 3.6 Закона N 223-ФЗ, а заключенный договор может быть признан судом недействительным.
Источники:
