#бухгалтеру бюджетной организации

Посмотреть ответ специалиста

Для отражения расчетов с бюджетом по земельному налогу, исчисленному в порядке, установленном гл. 31 НК РФ, применяйте счет 0 303 13 000 (п. п. 259, 263 Инструкции N 157н, п. 103 Инструкции N 162н, п. 130 Инструкции N 174н, п. 158 Инструкции N 183н).
Земельный налог, начисленный за текущий финансовый год, отражается в регистрах бухгалтерского учета в текущем году. Он уплачивается по окончании налогового периода (календарного года) (ст. 397 НК РФ). Соответственно, если в текущем году принято обязательство по уплате этого налога по итогам текущего года, оно отражается в учете как обязательство очередного финансового года (Письмо Минфина России от 25.07.2018 N 02-06-10/52331).
Счет 0 303 14 000 - активный, он предназначен для перечисления в доход бюджета сумм налогов, сборов, страховых взносов и иных обязательных платежей, входящих в состав ЕНП (п. 104 Инструкции N 162н, п. 133 Инструкции N 174н, п. 161 Инструкции N 183н, Письмо Минфина России от 14.09.2023 N 02-07-10/88219).
Дебетовое сальдо по счету 0 303 14 000 показывает величину перечисленных денежных средств в бюджет, в счет уплаты налогов, сборов, страховых взносов и иных обязательных платежей, входящих в состав ЕНП, но при этом не распределенных по принадлежности начисленной уплаты (Письма Минфина России от 22.09.2023 N 02-06-10/90743, от 14.09.2023 N 02-07-10/88219).
Как начислить на 1 января переплату по счету 0 303 14 000
Если по счету 0 303 14 000 "Расчеты по единому налоговому платежу" числится переплата на 1 января года, следующего за текущим, дополнительно начислять ее не нужно. Переплата по счету будет учитываться как дебетовое сальдо.
Вы вправе распорядиться суммой ЕНП, сформировавшей положительное сальдо на вашем ЕНС, путем ее возврата или зачета, подав заявление в налоговый орган.
Исправление выявленной ошибки производится в бухгалтерском учете дополнительной бухгалтерской записью либо бухгалтерской записью способом "Красное сторно" и дополнительной бухгалтерской записью.
Если начисление земельного налога отражалось в текущем году, то отразите в учете исправление бухгалтерской записью способом "Красное сторно" Дт 109.00.291, 401.20.291 Кт 303.13.731 - Красное сторно начисление земельного налога
В том случае, если переплата не отражалась в учете, то считаем, восстановление дебиторской задолженности по земельному налогу за прошлый год необходимо отразить в порядке исправления ошибок прошлых лет: Дт 401.28.291 Кт 303.13.731 - красное сторно начисление земельного налога. Пример представлен в обосновании.
Бухгалтерские записи по обособленному отражению переплаты, зачету разных видов налогов, а также зачету переплаты по налогу или сбору в счет пени, штрафа инструкциями по учету не предусмотрены.
Данный порядок учреждению следует разработать самостоятельно и закрепить в учетной политике, согласовав с учредителем (для бюджетных и автономных учреждений) или с финансовым органом соответствующего бюджета (для казенных учреждений).
При зачете налогов и сборов в счет предстоящих платежей по тому же налогу, сбору производится такая же запись.
При зачете разных видов налогов, сборов, пени и штрафов на основании принятого решения налогового органа, органа контроля за уплатой страховых взносов может быть сделана запись:
Дебет счета 0 30300 831 "Уменьшение кредиторской задолженности по платежам в бюджет"
Кредит счета 0 30300 731 "Увеличение кредиторской задолженности по платежам в бюджет"
- отражен зачет налога, сбора.
По дебету в данном случае отражается тот налог, сбор, пени или штраф, в счет которого производится зачет, а по кредиту - тот, по которому была обнаружена переплата, подлежащая зачету.
Зачет по уплате НДФЛ за счет переплаты земельного налога отразится следующим образом: Дт 303.01.831 Кт 303.13.731
Рекомендуем корреспонденцию счетов согласовать с органом-учредителем или финансовым органом.
Обоснование
Как отражать в бухгалтерском (бюджетном) учете операции по расчетам по единому налоговому платежу (счет 0 303 14 000)
Счет 0 303 14 000 - активный, он предназначен для перечисления в доход бюджета сумм налогов, сборов, страховых взносов и иных обязательных платежей, входящих в состав ЕНП (п. 104 Инструкции N 162н, п. 133 Инструкции N 174н, п. 161 Инструкции N 183н, Письмо Минфина России от 14.09.2023 N 02-07-10/88219).
Дебетовое сальдо по счету 0 303 14 000 показывает величину перечисленных денежных средств в бюджет, в счет уплаты налогов, сборов, страховых взносов и иных обязательных платежей, входящих в состав ЕНП, но при этом не распределенных по принадлежности начисленной уплаты (Письма Минфина России от 22.09.2023 N 02-06-10/90743, от 14.09.2023 N 02-07-10/88219).
|
|
Как начислить на 1 января переплату по счету 0 303 14 000 Если по счету 0 303 14 000 "Расчеты по единому налоговому платежу" числится переплата на 1 января года, следующего за текущим, дополнительно начислять ее не нужно. Переплата по счету будет учитываться как дебетовое сальдо. Вы вправе распорядиться суммой ЕНП, сформировавшей положительное сальдо на вашем ЕНС, путем ее возврата или зачета, подав заявление в налоговый орган. |
|
Остаток по счету 0 303 14 000 рекомендуем сверять с сальдо ЕНС. Сумма остатка по счету должна соответствовать сальдо ЕНС (п. 3 ст. 11.3 НК РФ).
По кредиту счета 0 303 14 000 отражается зачет ЕНП в счет исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов и иных обязательных платежей. Эта операция проводится на основании документа налогового органа, определяющего принадлежность сумм, перечисленных и (или) признаваемых в качестве ЕНП (Письмо Минфина России от 22.09.2023 N 02-06-10/90743, п. 104 Инструкции N 162н, п. 133 Инструкции N 174н, п. 161 Инструкции N 183н).
Кредитового остатка по счету 0 303 14 000 быть не должно. Это предусмотрено контрольными соотношениями к показателям бухгалтерской и бюджетной отчетности, представляемой в Федеральное казначейство.
Если уплатить ЕНП в меньшем объеме для исполнения (погашения) налоговых обязательств, то очередность зачета сумм ЕНП может привести к разбалансированности расчетов по источникам финансового обеспечения (по КФО, КБК) и возникновению кредитового остатка по счету 0 303 14 000. Такой остаток отражает величину заимствования средств ЕНП, и у вас появляется обязанность по дополнительному перечислению денежных средств (Письма Минфина России от 22.09.2023 N 02-06-10/90743, от 14.09.2023 N 02-07-10/88219).
Бухгалтерские записи по отражению казенными, бюджетными и автономными учреждениями операций, связанных с уплатой ЕНП, приведены ниже:
в бухгалтерском учете бюджетного (автономного) учреждения
1 Одновременно производится запись по забалансовому счету 18 (п. 367 Инструкции N 157н). 2 Счет 0 201 21 000 применяют автономные учреждения. 3 Одновременно производится запись со знаком "минус" по забалансовому счету 17 (п. 365 Инструкции N 157н). 4 Применяются соответствующие код группы и код вида синтетического счета. |
По данным налогового органа, в бюджетном учреждении по состоянию на 31.12.2022 обнаружилась переплата по земельному налогу в сумме 100 000 руб., на балансе переплата не числилась. В апреле 2023 года налоговая инспекция перевела переплату на единый налоговый счет. Как поставить на баланс переплату? На каких счетах отразить данную операцию? Приведем ответы на поставленные вопросы, опираясь на нормы законодательства РФ.
Исправление ошибки 2021 - 2022 годов, связанной с излишним начислением земельного налога
Ошибка 2022 года
Для исправления ошибок прошлых лет по расходам бюджетного учреждения в части года, предшествующего году их исправления, применяются счета 0 401 26 000 "Расходы финансового года, предшествующего отчетному, выявленные по контрольным мероприятиям" и 0 401 28 000 "Расходы финансового года, предшествующего отчетному, выявленные в отчетном году". Операции по исправлению таких ошибок отражаются в текущем финансовом году (п. 298.1 Инструкции N 157н, п. 155.1 Инструкции N 174н, п. 33 СГС "Учетная политика, оценочные значения и ошибки").
Ошибка 2022 года, выявленная учреждением самостоятельно в 2023 году и связанная с излишним начислением земельного налога, отражается в бухгалтерском учете бюджетного учреждения следующей бухгалтерской записью, сформированной методом "красное сторно":
Содержание операции |
Дебет |
Кредит |
Обоснование |
Исправлена ошибка 2022 года, самостоятельно выявленная учреждением в 2023 году и связанная с излишним начислением земельного налога (методом "красное сторно") |
4 401 28 291 |
4 303 13 731 |
Пункты 131, 155.1 Инструкции N 174н, п. 17 разд. V Методических рекомендаций по применению СГС "Учетная политика, оценочные значения и ошибки" |
Бухгалтерские записи по обособленному отражению переплаты, зачету разных видов налогов, а также зачету переплаты по налогу или сбору в счет пени, штрафа инструкциями по учету не предусмотрены.
Данный порядок учреждению следует разработать самостоятельно и закрепить в учетной политике, согласовав с учредителем (для бюджетных и автономных учреждений) или с финансовым органом соответствующего бюджета (для казенных учреждений).
По мнению автора, факт обнаружения переплаты по налогу, сбору, пени или штрафу должны отражаться проводкой по дебету и кредиту счета 0 30300 000 "Расчеты по платежам в бюджеты" с изменением аналитики на основании подтверждающего документа (акта сверки, решения суда и т.д.).
При зачете налогов и сборов в счет предстоящих платежей по тому же налогу, сбору производится такая же запись.
При зачете разных видов налогов, сборов, пени и штрафов на основании принятого решения налогового органа, органа контроля за уплатой страховых взносов может быть сделана запись:
Дебет счета 0 30300 831 "Уменьшение кредиторской задолженности по платежам в бюджет"
Кредит счета 0 30300 731 "Увеличение кредиторской задолженности по платежам в бюджет"
- отражен зачет налога, сбора.
По дебету в данном случае отражается тот налог, сбор, пени или штраф, в счет которого производится зачет, а по кредиту - тот, по которому была обнаружена переплата, подлежащая зачету.
#бухгалтеру

Посмотреть ответ специалиста

Право налоговых органов вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений предусмотрено подп. 4 п. 1 ст. 31 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). Согласно указанной норме, налогоплательщики могут быть вызваны в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах. Другими словами, вызов налогоплательщика для дачи пояснений по вопросам уплаты налогов и сборов можно признать правомерным, даже если в отношении налогоплательщика не проводится камеральная либо выездная налоговая проверка.
В целях налогового контроля налоговый орган вправе вне рамок налоговой проверки вызвать налогоплательщика для дачи пояснений и требовать устранения нарушений налогового законодательства. Налогоплательщик должен исполнять законные требования налогового органа. Уведомление, согласно утвержденной форме, должно содержать вопросы, пояснения по которым интересуют налоговый орган. ФНС России разработан справочник оснований и причин вызова для дачи пояснений (Письмо ФНС России от 09.08.2022 N ЕА-4-15/10350). При этом приведенный в Письме перечень оснований и вопросов, требующих пояснений, не является исчерпывающим. При этом представление пояснений в процедуре исполнения уведомления о вызове - это право налогоплательщика. Иными словами, явиться в налоговый орган налогоплательщик обязан, а представлять пояснения - не обязан, а вправе (пп. 7 п. 1 ст. 21 НК РФ). Игнорировать вызов не стоит, так как за это предусмотрена ответственность.
Обоснование
Инспекция может вызвать вас по любым вопросам, которые связаны с уплатой налогов, сборов, взносов, например (пп. 4 п. 1, п. 2.1 ст. 31 НК РФ, п. п. 2.1, 2.2 Письма ФНС России от 17.07.2013 N АС-4-2/12837):
- чтобы получить пояснения вне налоговых проверок;
- чтобы получить пояснения в рамках камеральных и выездных проверок. Это может быть связано как с ошибками и противоречиями в ваших отчетах, так и с любыми другими вопросами, которые возникли у инспектора.
С основаниями и причинами вызова ознакомьтесь в данных для формирования справочника оснований для вызова налогоплательщика в налоговый орган в соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ, направленных Письмом ФНС России от 09.08.2022 N ЕА-4-15/10350.
Право вызывать налогоплательщика закреплено в пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ. Причем сформулировано оно довольно широко. Это дает налоговым органам практически неограниченные возможности приглашать вас к себе, даже когда нарушений не выявлено, но у инспектора есть какие-то сомнения.
Рекомендуем не игнорировать такие уведомления, даже если основания для вызова вам кажутся недостаточными. За неявку грозит административная ответственность.
Право налоговых органов вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений предусмотрено подп. 4 п. 1 ст. 31 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Согласно указанной норме налогоплательщики могут быть вызваны в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах.
В соответствии с давней позицией ФНС России, изложенной в п. 2.2 Письма от 17.07.2013 N АС-4-2/12837 (с изм. от 15.01.2019) "О рекомендациях по проведению мероприятий налогового контроля, связанных с налоговыми проверками" вызов налогоплательщиков может осуществляться в следующих случаях (но ими не ограничивается):
1) если требуется получить непосредственно от налогоплательщика пояснения по вопросам, связанным с исполнением им законодательства о налогах и сборах, в том числе в рамках заседания комиссии налогового органа по легализации налоговой базы. Сведения, включаемые в Уведомление о вызове налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), в этом случае приведены в методических рекомендациях ФНС России по данному вопросу;
2) если для дачи пояснений требуется непосредственная явка налогоплательщика при выявлении в ходе проведения камеральной налоговой проверки ошибок в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо несоответствий сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля (пункт 3 статьи 88 НК РФ)
3) в случае необходимости вручения либо ознакомления руководителя организации, индивидуального предпринимателя, физического лица или их представителя с документами, составляемыми при проведении выездной налоговой проверки (решение о проведении выездной налоговой проверки, решение о продлении срока проведения выездной налоговой проверки; решение о приостановлении проведения выездной налоговой проверки, решение о возобновлении проведения выездной налоговой проверки; постановление о производстве выемки документов и предметов; постановление о назначении экспертизы; требование о представлении документов (информации); справка о проведенной выездной налоговой проверке; акт налоговой проверки; извещение о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки; иные документы).
4) в иных случаях.
То есть НК РФ не ограничивает случаи вызова налогоплательщиков для дачи пояснений по вопросам ведения финансово-хозяйственной деятельности, связанных с исчислением и уплатой налогов.
При этом в п. 2.3 этого же Письма отмечено, что неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей влечет ответственность граждан и должностных лиц, предусмотренную частью 1 статьи 19.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). Налоговым органам необходимо учитывать, что указанная административная ответственность применяется за неявку в налоговый орган, а не за отказ от дачи пояснений. Ссылку на применение указанной административной ответственности рекомендуется приводить в тексте уведомления о вызове налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента).
Так, ФАС Восточно-Сибирского округа в Постановлении от 23.01.2014 по делу N А78-6657/2013 указал:
"Суд кассационной инстанции находит основанным на анализе содержания оспариваемого уведомления и правильным вывод судов о том, что налоговая инспекция, предлагая явиться предпринимателю и представить перечисленные документы в 5-дневный срок с даты получения уведомления, не действует в рамках проводимой в отношении предпринимателя камеральной налоговой проверки его декларации по налогу на доходы физических лиц за 2012 год, а буквально руководствуется подпунктом 4 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации".
"Как правильно отмечено судами, из содержания оспариваемого уведомления следует, что цель вызова налогоплательщика определена и налоговая инспекция, произведя вызов налогоплательщика для дачи пояснений по поводу превышения удельного веса налоговых вычетов по отношению к общей сумме доходов заявителя, действовала в пределах предоставленных законом полномочий".
Между тем, учитывая провозглашаемую несколько последних лет цель снижения давления на бизнес, ФНС России выпустила Письмо от 02.12.2021 N ЕА-4-15/16838 о недопущении неправомерного направления налогоплательщику (плательщику сбора, плательщику страховых взносов, налоговому агенту) уведомления о вызове в налоговый орган.
Так, согласно данному Письму, ФНС России объявила о выявлении следующих нарушений у территориальных налоговых органов:
1) направление Уведомлений с целью истребования у налогоплательщиков документов;
2) в Уведомлениях содержится требование налоговых органов представить уточненные налоговые декларации (расчеты) в связи с выявленными налоговыми органами ошибками (противоречиями, несоответствиями) в представленных налогоплательщиками налоговых декларациях (расчетах);
3) отсутствие в Уведомлениях подробного описания оснований вызова;
4) вызов в налоговые органы на заседание комиссии по легализации налоговой базы.
Также ведомство указало, что:
"...отсутствие в Уведомлении конкретного вопроса для дачи пояснений, по которому налогоплательщик вызывается в налоговый орган, а также отсутствие ссылки на конкретную налоговую проверку или мероприятия налогового контроля, в рамках которых направляется Уведомление, не только лишает возможности и права налогоплательщиков подготовиться к представлению конкретных пояснений и подтверждающих документов, но и ведет к необоснованным трудозатратам и неэффективности проведения должностными лицами налоговых органов мероприятий налогового контроля, а также к формированию у налогоплательщиков отрицательного отношения к налоговым органам в целом".
В связи с этим в целях исключения неправомерного направления уведомлений о вызове в налоговый орган и недопущения при направлении уведомлений в рамках подп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ подмены мероприятий налогового контроля, предусмотренных ст. 93, 93.1 НК РФ, а также п. 3 ст. 88 НК РФ, ФНС России поручила территориальным налоговым органам обеспечить соблюдение:
- положений подп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ и соответствие направляемого уведомления утвержденной форме, в том числе с указанием подробного описания оснований вызова;
- положений ст. 93, 93.1 НК РФ при истребовании документов (информации);
- положений п. 3 ст. 88 НК РФ при направлении требований о представлении пояснений в случае выявления в ходе камеральных налоговых проверок ошибок (противоречий, несоответствий) в представленных налогоплательщиками налоговых декларациях (расчетах).
Если Уведомление содержит вызов на комиссию по легализации налоговой базы, требование о представлении пояснений в случае выявления (противоречий, несоответствий) в отчетности, требование об истребовании документов (информации), то можно констатировать, что в этой части налоговый орган явно превысил свои полномочия.
В ином случае вызов налогоплательщика для дачи пояснений по вопросам уплаты налогов и сборов можно признать правомерным, даже если в отношении налогоплательщика не проводится камеральная либо выездная налоговая проверка.
Тогда полагаем, что директору общества не следует игнорировать Уведомление и в назначенные в нем дату и время представителю общества необходимо явиться в налоговый орган.
#кадровику

Посмотреть ответ специалиста

Если работник ранее увольнялся по собственному желанию в связи с выходом на пенсию (о чем есть запись в трудовой книжке и (или) информация в сведениях о трудовой деятельности), он должен отработать, как правило, не менее двух недель (ч. 1 ст. 80 ТК РФ).
При этом по соглашению между работником и работодателем трудовой договор может быть расторгнут и до истечения срока предупреждения об увольнении.
Если же работник ни разу не увольнялся по указанному основанию, то работодатель обязан оформить увольнение без отработки 14 дней.
Обоснование
Должен ли пенсионер отрабатывать при увольнении по собственному желанию
Да, кроме случаев, когда у работника есть уважительные причины уволиться без отработки.
Если работник ранее увольнялся по собственному желанию в связи с выходом на пенсию (о чем есть запись в трудовой книжке и (или) информация в сведениях о трудовой деятельности), он должен отработать, как правило, не менее двух недель (ч. 1 ст. 80 ТК РФ).
Если же пенсионер впервые просит уволить его по этому основанию в связи с выходом на пенсию, то он имеет право уволиться по собственному желанию без отработки. Данное право предоставляется независимо от того, увольняется работник сразу после достижения пенсионного возраста или увольняется работающий пенсионер (сайт "Онлайнинспекция.рф", 2022).
Кроме того, у пенсионера могут быть и иные уважительные причины увольнения по собственному желанию без отработки, как и у других работников. Например, направление мужа (жены) на работу за границу (ч. 3 ст. 80 ТК РФ, пп. "б" п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2).
Обратите внимание: приведенный в ч. 3 ст. 80 ТК РФ перечень случаев не является исчерпывающим. Согласно позиции Минтруда России, относится ли причина увольнения к случаям невозможности продолжения работы, работодатель должен решать исходя из каждой конкретной ситуации.
Расторжение трудового договора по инициативе работника (по собственному желанию)
Работник имеет право расторгнуть трудовой договор, предупредив об этом работодателя в письменной форме не позднее чем за две недели, если иной срок не установлен настоящим Кодексом или иным федеральным законом. Течение указанного срока начинается на следующий день после получения работодателем заявления работника об увольнении.
По соглашению между работником и работодателем трудовой договор может быть расторгнут и до истечения срока предупреждения об увольнении.
ст. 80 ТК РФ {КонсультантПлюс}
Вопрос: Работник устроился на работу, будучи пенсионером по возрасту. Принял решение и написал заявление об увольнении по собственному желанию в связи с выходом на пенсию. Обязан ли работодатель оформить увольнение без отработки 14 дней, притом что формулировка записи в трудовой книжке: "Увольнение по собственному решению в связи с выходом на пенсию" и работник, собственно, уже пришел на работу будучи пенсионером?
Ответ: Обязан, если работник ни разу не увольнялся по указанному основанию.
Правовое обоснование: Согласно ч. 3 ст. 80 ТК РФ в случаях, когда заявление работника об увольнении по его инициативе (по собственному желанию) обусловлено невозможностью продолжения им работы (зачисление в образовательную организацию, выход на пенсию и другие случаи), а также в случаях установленного нарушения работодателем трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, локальных нормативных актов, условий коллективного договора, соглашения или трудового договора работодатель обязан расторгнуть трудовой договор в срок, указанный в заявлении работника.
Вопрос: Работник, давно являющийся пенсионером, решил уволиться, имеет ли он право на увольнение в связи с выходом на пенсию, если он впервые увольняется по этой статье? Нужно ли ему отрабатывать 2 недели?
Ответ: 1. Да, имеет.
2. Нет, не нужно, но при условии, что он будет увольняться по собственному желанию в связи с выходом на пенсию.
Правовое обоснование: Согласно ч. 1 ст. 80 ТК РФ работник имеет право расторгнуть трудовой договор, предупредив об этом работодателя в письменной форме не позднее чем за две недели, если иной срок не установлен ТК РФ или иным федеральным законом. Течение указанного срока начинается на следующий день после получения работодателем заявления работника об увольнении.
В случаях, когда заявление работника об увольнении по его инициативе (по собственному желанию) обусловлено невозможностью продолжения им работы (зачисление в образовательную организацию, выход на пенсию и другие случаи), а также в случаях установленного нарушения работодателем трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, локальных нормативных актов, условий коллективного договора, соглашения или трудового договора работодатель обязан расторгнуть трудовой договор в срок, указанный в заявлении работника (ч. 3 ст. 80 ТК РФ).
Вопрос: Сотрудник на момент принятия на работу уже имел статус пенсионера. В настоящий момент сотрудник решил уволиться по собственному желанию в связи с выходом на пенсию. Запись об увольнении по собственному желанию в связи с выходом на пенсию в трудовой книжке отсутствует. Должен ли такой работник отработать две недели?
Ответ: Если пенсионер впервые просит уволить его по собственному желанию в связи с выходом на пенсию, то он имеет право уволиться по собственному желанию без отработки.
Если работник ранее увольнялся по собственному желанию в связи с выходом на пенсию (о чем есть запись в трудовой книжке и (или) информация в сведениях о трудовой деятельности), он должен отработать, как правило, не менее двух недель.
Уволиться по собственному желанию в связи с выходом на пенсию может как работник, только что оформивший пенсию, так и работающий пенсионер. Увольнение оформляйте как обычно - нужны заявление работника и приказ директора. Главное отличие - в заявлении работник может указать любую дату увольнения.
#юристу

Посмотреть ответ специалиста

Такая форма некоммерческой организации, как «Некоммерческое объединение», не предусмотрена ФЗ "О некоммерческих организациях", полагаем, что в вопросе речь идет о такой форме НКО, как «общественное объединение».
В соответствии со ст. 6 указанного закона общественными объединениями признаются добровольные объединения граждан, данное положение конкретизируется в ст. 6 ФЗ "Об общественных объединениях" предусматривающей, что учредителями общественного объединения являются физические лица и юридические лица -общественные объединения, созвавшие съезд (конференцию) или общее собрание.
Администрация муниципального района является (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования и осуществляет свою деятельность в форме муниципального казенного учреждения, соответственно не может являться общественным объединением и выступать в качестве учредителя общественного объединения.
Обоснование
Общественные и религиозные организации (объединения)
1. Общественными и религиозными организациями (объединениями) признаются добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей.
Общественные и религиозные организации (объединения) вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых они созданы.
2. Учредители, участники (члены) общественных и религиозных организаций (объединений) не сохраняют прав на переданное ими этим организациям в собственность имущество, в том числе на членские взносы. Учредители, участники (члены) общественных и религиозных организаций (объединений) не отвечают по обязательствам указанных организаций (объединений), а указанные организации (объединения) не отвечают по обязательствам своих учредителей, участников (членов).
(п. 2 в ред. Федерального закона от 06.04.2015 N 80-ФЗ)
3. Особенности правового положения общественных организаций (объединений) определяются иными федеральными законами.
(в ред. Федерального закона от 26.11.1998 N 174-ФЗ)
4. Особенности правового положения, создания, реорганизации и ликвидации религиозных организаций, управления религиозными организациями определяются федеральным законом о религиозных объединениях.
Учредители, члены и участники общественного объединения
Учредителями общественного объединения являются физические лица и юридические лица - общественные объединения, созвавшие съезд (конференцию) или общее собрание, на котором принимается устав общественного объединения, формируются его руководящие и контрольно-ревизионный органы. Учредители общественного объединения - физические и юридические лица - имеют равные права и несут равные обязанности.
Членами общественного объединения являются физические лица и юридические лица - общественные объединения, чья заинтересованность в совместном решении задач данного объединения в соответствии с нормами его устава оформляется соответствующими индивидуальными заявлениями или документами, позволяющими учитывать количество членов общественного объединения в целях обеспечения их равноправия как членов данного объединения. Члены общественного объединения - физические и юридические лица - имеют равные права и несут равные обязанности.
Члены общественного объединения имеют право избирать и быть избранными в руководящие и контрольно-ревизионный органы данного объединения, а также контролировать деятельность руководящих органов общественного объединения в соответствии с его уставом.
Члены общественного объединения имеют права и несут обязанности в соответствии с требованиями норм устава общественного объединения и в случае несоблюдения указанных требований могут быть исключены из общественного объединения в порядке, указанном в уставе.
Участниками общественного объединения являются физические лица и юридические лица - общественные объединения, выразившие поддержку целям данного объединения и (или) его конкретным акциям, принимающие участие в его деятельности без обязательного оформления условий своего участия, если иное не предусмотрено уставом. Участники общественного объединения - физические и юридические лица - имеют равные права и несут равные обязанности.
Порядок создания общественной организации
В соответствии со ст. 18 Закона об общественных объединениях общественные объединения создаются по инициативе их учредителей.
Решения о создании общественного объединения, об утверждении его устава и о формировании руководящих и контрольно-ревизионного органов принимаются на съезде (конференции) или общем собрании. С момента принятия указанных решений общественное объединение считается созданным: осуществляет свою уставную деятельность, приобретает права, за исключением прав юридического лица, и принимает на себя обязанности, предусмотренные Законом об общественных объединениях.
Правоспособность общественного объединения как юридического лица возникает с момента государственной регистрации данного объединения.
Положениями ст. 123.5 ГК РФ и ч. 1 ст. 18 Закона об общественных объединениях предусмотрено, что количество учредителей общественной организации не может быть менее 3.
Членами общественной организации в соответствии с ее уставом могут быть физические лица и юридические лица - общественные объединения, если иное не установлено Законом об общественных объединениях и законами об отдельных видах общественных объединений (ч. 2 ст. 8 Закона об общественных объединениях).
Права и обязанности членов и участников общественных организаций закреплены в ст. 123.6 ГК РФ, а в ст. 19 Закона об общественных объединениях указаны требования к ним.
Как и любое юридическое лицо, общественная организация имеет устав.
В п. 2 ст. 123.5 ГК РФ указано, что устав общественной организации должен содержать сведения о ее наименовании и месте нахождения, предмете и целях ее деятельности, а также условия о порядке вступления (принятия) в общественную организацию и выхода из нее, составе и компетенции ее органов и порядке принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов, об имущественных правах и обязанностях участника (члена) организации и о порядке распределения имущества, оставшегося после ликвидации организации.
Статья 20 Закона об общественных объединениях дополняет этот перечень, регламентируя, что, помимо вышеуказанных сведений, в уставе общественной организации также должны содержаться сведения:
- об организационно-правовой форме общественного объединения;
- о структуре общественного объединения и сведения о территории, в пределах которой общественное объединение осуществляет свою деятельность;
- о составе, порядке формирования и сроке полномочий органов общественного объединения и его структурных подразделений (организаций, отделений);
- о праве общественного объединения и его структурных подразделений (организаций, отделений) по управлению имуществом.
Кроме того, устав общественного объединения может содержать иные положения, не противоречащие Закону об общественных объединениях и другим федеральным законам.
Согласно п. 2 ст. 123.4 ГК РФ общественная организация является собственником своего имущества. Ее участники (члены) не сохраняют имущественные права на переданное ими в собственность организации имущество, в том числе на членские взносы, и не отвечают по обязательствам организации, в которой участвуют в качестве членов, а организация не отвечает по обязательствам своих членов.
Членство в общественной организации неотчуждаемо. Осуществление прав участника (члена) общественной организации не может быть передано другому лицу (п. 3 ст. 123.6 ГК РФ).
Статья: Общественные организации (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025) {КонсультантПлюс}
Учредители и устав общественной организации
1. Количество учредителей общественной организации не может быть менее трех.
2. Устав общественной организации должен содержать сведения о ее наименовании и месте нахождения, предмете и целях ее деятельности, а также условия о порядке вступления (принятия) в общественную организацию и выхода из нее, составе и компетенции ее органов и порядке принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов, об имущественных правах и обязанностях участника (члена) организации и о порядке распределения имущества, оставшегося после ликвидации организации.
ст. 123.5 ГК РФ {КонсультантПлюс}
Органы местного самоуправления
Основаниями для государственной регистрации органов местной администрации в качестве юридических лиц являются решение представительного органа муниципального образования об учреждении соответствующего органа в форме муниципального казенного учреждения и утверждение положения о нем этим представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации.
Местная администрация
Местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
#специалисту по госзакупкам

Посмотреть ответ специалиста

Метод сопоставимых рыночных цен нужно использовать в любом случае, если нет обязанности считать НМЦК тарифным, проектно-сметным или нормативным методом (ч. 6 ст. 22 Закона N 44-ФЗ).
Для обоснования НМЦК этим методом нужно:
- определить товар (работы, услуги), идентичныйвашему или однородный, то есть тот, которым можно заменить ваш товар;
- получить информацию о цене;
- определить однородность полученных цен;
- рассчитать НМЦК по формуле.
Для получения информации о цене можно узнать стоимость из исполненных контрактов, которые размещены в реестре контрактов в ЕИС. При этом контракты должны быть исполнены без применения неустоек.
Их приведенных законодательных формулировок буквально не следует, что при обосновании НМЦК возможно использовать ценовую информацию, содержащуюся исключительно в контрактах, предполагающих поставку товаров только одного вида или совокупности закупаемых товаров. Поэтому, полагаем, заказчик вправе принимать в расчет содержащуюся в контрактах информацию о ценах отдельных товаров, входящих в объект закупки, в связи с чем считаем, что предлагаемое обоснование НМЦК правомерно.
Разъяснений и правоприменительной практики, где бы рассматривался заданной вопрос, не обнаружено, за официальными разъяснениями можете обратиться в Минфин России.
Обоснование
Учитывая изложенное, в случаях, указанных в обращении, могут быть использованы исключительно контракты, по которым не были начислены неустойки (штрафы, пени) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных этими контрактами.
Как получить информацию о цене товара (работ, услуг)
Это можно сделать одним из следующих способов (ч. 5, 18 ст. 22 Закона N 44-ФЗ, п. п. 3.7, 3.16 Методических рекомендаций N 567):
1) направить запросы о предоставлении коммерческих предложений минимум пяти поставщикам, которые имеют опыт поставки такого товара (работы, услуги). Это можно сделать любым удобным способом, в том числе и по электронной почте. Главное - укажите в запросах характеристики товаров (работ, услуг) и условия закупки.
Важно! Для обоснования НМЦК допустимо использовать коммерческие предложения, полученные по электронной почте в виде сканированных документов или посредством факсимильной связи. Не рекомендуется использовать информацию, полученную от лиц, сведения о которых включены в РНП, из анонимных источников, из коммерческих предложений, не отвечающих требованиям к их содержанию, а также информацию без расчета цен товаров, работ, услуг (п. 3.13 Методических рекомендаций N 567, Письма Минфина России от 02.11.2020 N 24-01-08/95232, от 29.09.2020 N 24-01-08/84885, от 25.02.2020 N 24-01-08/13316, Минэкономразвития России от 10.05.2016 N Д28и-1308).
|
|
Дополнение Готового решения Вправе ли заказчик использовать для обоснования НМЦК коммерческие предложения, полученные от аффилированных лиц Запрет на использование таких коммерческих предложений отсутствует (Письмо Минфина России от 18.05.2020 N 24-03-08/40635). Вместе с тем Казначейство России отмечает, что использование информации о ценах, поступившей от аффилированных лиц, при формальном соблюдении требований к обоснованию НМЦК создает риски ее завышения и неэффективного расходования бюджетных средств (Письмо от 30.10.2019 N 07-04-05/21-23295, Методические рекомендации по осуществлению контроля в части планирования закупок, утвержденные Казначейством России 25.04.2019). |
|
Срок действия коммерческого предложения для обоснования НМЦК по Закону N 44-ФЗ, как правило, определяется в самом предложении. Если такой срок не указан, вам необходимо самостоятельно определить актуальность ценовой информации. Учтите, что, если с момента получения коммерческого предложения прошло более шести месяцев, вам нужно привести указанные в нем цены к текущему уровню цен (с учетом условий планируемой закупки) в порядке, предусмотренном Методическими рекомендациями N 567 (п. 3.14 указанных рекомендаций);
2) взять информацию о ценах из общедоступных источников, например с интернет-сайтов производителей и поставщиков. Чтобы зафиксировать стоимость, сделайте снимок экрана (скриншот) соответствующего сайта или сохраните прайсы, указав при этом, откуда они получены. Также можно использовать статистические данные, каталоги товаров (работ, услуг) и т.п.;
3) узнать стоимость из исполненных контрактов, которые размещены в реестре контрактов в ЕИС. При этом контракты должны быть исполнены без применения неустоек. Учтите, если неустойка списана заказчиком, считается, что она применялась (Письмо Минфина России от 25.01.2024 N 24-06-06/5682).
Цены из таких контрактов вы можете увеличить в зависимости от того, на основании каких процедур они заключались. Например, если проводился аукцион, цену можете увеличить не более чем на 13%.
Важно! Вы можете использовать также информацию из контракта со статусом "Исполнение прекращено", если по нему нет неустоек (Письмо Минфина России от 12.03.2020 N 24-01-08/18892);
4) разместить запрос цен в ЕИС. Для этого в личном кабинете заказчика в ЕИС зайдите в раздел "Реестры", выберите пункт "Запросы цен на товары, работы, услуги" и заполните необходимые графы. Порядок размещения запроса о предоставлении ценовой информации изложен в руководстве пользователя, размещенном в личном кабинете заказчика в ЕИС.
Минфин России отметил, что при обосновании цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), помимо перечисленных способов можно использовать среднее значение цены контракта. Закон N 44-ФЗ этого не запрещает. Среднее значение рассчитывается на основании предложений о цене, поступивших от поставщика (подрядчика, исполнителя) для заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Следует учесть, что цена контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) не должна превышать ЛБО, выделенных на такую закупку. Если в отношении товаров (работ, услуг) установлены предельные цены в соответствии со ст. 19 Закона N 44-ФЗ, их следует учитывать при обосновании цены контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При обосновании НМЦК вы вправе использовать ценовую информацию, поступившую от любых поставщиков. Не имеет значения, есть ли у них статус СМСП. Требования к таким поставщикам Законом N 44-ФЗ не установлены, поэтому, если вы используете упомянутые данные, это не создает для вас каких-либо обязательств (Письмо Минфина России от 01.09.2025 N 24-06-09/85030).
Источник информации о цене определите самостоятельно. При этом следует учесть все факторы, которые могут повлиять на цену (условия и сроки поставки, риски повышения цены). Полученная ценовая информация должна соответствовать положениям ст. 22 Закона N 44-ФЗ (Письмо Минфина России от 12.02.2020 N 24-01-08/9537).
Обратите внимание, что при закупке предоставляемых инвалиду технических средств реабилитации, услуг из Федерального перечня, а также работ по изготовлению протезов, ортезов, протезно-ортопедических изделий, которые предоставляются лицам с повреждениями здоровья из-за несчастных случаев или профзаболеваний, для обоснования НМЦК необходимо руководствоваться Перечнем источников информации.
В нем указано, что сведения о стоимости можно получить только из реестра контрактов, каталога товаров, работ, услуг, с помощью размещения запроса цен в ЕИС, а также из каталогов, рекламы и других предложений, которые признаются публичной офертой (Распоряжение Правительства РФ от 16.08.2025 N 2227-р).
Вывод о возможности использовать только вышеуказанные источники информации приведен также в Постановлении Верховного Суда РФ от 02.09.2024 N 84-АД24-3-К3, которое основано на нормах ранее действовавшего Распоряжения Правительства РФ от 18.09.2017 N 1995-р. Полагаем, что этот вывод актуален и при применении Распоряжения N 2227-р, которым утвержден Перечень источников информации.
Все эти способы получения ценовой информации можно совмещать, например: получить два коммерческих предложения и дополнительно взять стоимость товара из контракта в ЕИС.
Учтите, что полученную информацию о цене товаров (работ, услуг) рекомендуется привести в соответствие с условиями планируемой закупки (например, срок исполнения контракта, количество товара (объем работ, услуг), место поставки, изменения в налогообложении). Для этого следует применить коэффициенты или индексы для перерасчета цен товаров (работ, услуг). Их перечень и значимость определяются, в частности, по результатам анализа контрактов, исполненных в интересах заказчика (п. 3.17 Методических рекомендаций N 567).
Если для определения цены заказчик направлял или размещал в ЕИС запрос ценовой информации, корректировка условий не производится. Исключение - случай, когда ценовая информация получена менее чем за шесть месяцев до периода определения НМЦК (п. 3.22 Методических рекомендаций N 567).