#бухгалтеру бюджетной организации

Посмотреть ответ специалиста

Ознакомьтесь с мнением: полагаем, что не может. Обратите внимание, что неверное применение статьи (подстатьи) КОСГУ может привести к искажению данных бухгалтерского (бюджетного) учета и бухгалтерской (бюджетной) отчетности, за которые вас могут привлечь к ответственности. При осуществлении расходов рекомендуем предварительно проанализировать, предусмотрены ли они планом ФХД бюджетного учреждения, учесть требования регламентирующих нормативных правовых актов. Если расходы не предусмотрены планом ФХД, необходимо внести изменения в план ФХД. Изменения в план ФХД вносите путем внесения изменений в обоснования (расчеты) (п. 14 Требований).
Обоснование
КОСГУ - это классификация операций сектора государственного управления, которая является группировкой операций, в нем осуществляемых, в зависимости от их экономического содержания. Применяется она только в целях ведения бюджетного (бухгалтерского) учета и составления бюджетной (бухгалтерской) или иной финансовой отчетности для того, чтобы обеспечить сопоставимость их показателей (п. 1 ст. 18, ст. 19 БК РФ). Следовательно, Порядок N 209н не устанавливает правовых оснований возникновения расходных обязательств, поэтому законность совершения учреждением операций нельзя обосновать ссылкой на этот документ. При осуществлении, например, расходов рекомендуем предварительно проанализировать, предусмотрены ли они бюджетной сметой казенного учреждения или планом ФХД бюджетного (автономного) учреждения, учесть требования регламентирующих нормативных правовых актов.
Коды КОСГУ не включаются в коды классификаций доходов, расходов, источников финансирования дефицитов бюджетов (п. 1 ст. 20, п. 1 ст. 21, п. 1 ст. 23 БК РФ).
КЭК - это код экономической классификации, который является группировкой операций, осуществляемых в секторе государственного управления, в зависимости от их экономического содержания. Иными словами, это синоним КОСГУ. |
Обратите внимание, что неверное применение статьи (подстатьи) КОСГУ может привести к искажению данных бухгалтерского (бюджетного) учета и бухгалтерской (бюджетной) отчетности, за которые вас могут привлечь к ответственности.
Путеводитель. Как применяется КОСГУ (КонсультантПлюс, 2025) {КонсультантПлюс}
Как и когда внести изменения в план финансово-хозяйственной деятельности учреждения
Прежде чем вносить изменения в план ФХД, уточните плановый объем поступлений и выплат денежных средств.
Изменяйте показатели плана ФХД в следующих случаях:
- использованы остатки средств на начало текущего финансового года (если показатели задания выполнены и нет обязательств по их возврату), в том числе неиспользованные остатки целевых субсидий и субсидий на капвложения (если орган-учредитель подтвердит потребность использования остатка);
- изменились объемы планируемых поступлений, выплат и направления выплат, например, из-за изменения объема предоставляемых субсидий и грантов, объема платных услуг (работ), объема безвозмездных поступлений от юридических и физических лиц, из-за поступления средств дебиторской задолженности прошлых лет, не включенных ранее в показатели плана ФХД, и увеличения выплат по неисполненным обязательствам прошлых лет, не включенных ранее в показатели плана ФХД;
- реорганизация учреждения.
Изменения в план ФХД вносите путем внесения изменений в обоснования (расчеты) (п. 14 Требований).
Однако в обоснования (расчеты) не требуется вносить изменения, если (п. 15 Требований):
- в текущем финансовом году поступают суммы возврата дебиторской задолженности прошлых лет, возмещения ущерба, недостач, выявленных в текущем финансовом году, суммы по решению суда или на основании исполнительных документов;
- необходимо осуществить выплаты по возврату в бюджет субсидий, полученных в прошлых отчетных периодах, выплаты по возмещению ущерба, выплаты по решению суда, на основании исполнительных документов, выплаты по уплате штрафов, в том числе административных.
Если изменения предусматривают уменьшение выплат, измененные показатели не могут быть меньше кассовых выплат, произведенных до внесения изменений (п. 13 Требований). Проверьте, чтобы после внесения изменений показатели плана по выплатам не превышали объем плановых поступлений с учетом остатка на начало текущего финансового года (п. 13 Требований).
Если показатели поступлений в очередном финансовом году и в соответствующем году планового периода изменены более чем на 20% по сравнению с отчетным, направьте органу-учредителю информацию о причинах таких изменений (п. 18 Требований).
После составления и утверждения учреждением годовой бухгалтерской отчетности обоснования (расчеты) плановых показателей по выплатам текущего финансового года необходимо уточнить с учетом объемов принятых и не исполненных на начало текущего финансового года обязательств (п. 17 Требований).
Какие расходы отражаются по подстатье 211 "Заработная плата" КОСГУ
По подстатье 211 КОСГУ отражайте расходы, которые по своему экономическому содержанию относятся к заработной плате (денежному довольствию, денежному содержанию) работника (служащего), с которым заключен трудовой договор (контракт). Речь идет, например, о таких расходах (п. 10.1.1 Порядка N 209н):
- выплаты по должностным окладам, ставкам заработной платы, по почасовой оплате, воинским и спецзваниям, за работу в ночное время, праздничные и выходные дни;
- расходы на выплату надбавок, в том числе за выслугу лет, за работу со сведениями, составляющими гостайну;
- расходы на оплату отпусков, включая единовременные выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска государственным (муниципальным) служащим, выплату при увольнении компенсации за неиспользованный отпуск;
- стимулирующие выплаты, в том числе годовые премии;
- выплаты матпомощи за счет фонда оплаты труда;
- выплаты удержаний из заработной платы, включая НДФЛ, членских профсоюзных взносов, алиментов, возмещение материального ущерба, причиненного работником.
Кроме того, примеры расходов, которые отражаются по подстатье 211 КОСГУ, указаны в Руководствах по применению КОСГУ, Примерах и особенностях отнесения отдельных операций на соответствующие статьи (подстатьи) КОСГУ. Среди них такие расходы:
- единовременная выплата к юбилейным датам работникам;
- выплата надбавки в виде ежемесячного денежного поощрения;
- ежемесячная доплата работникам за почетное звание;
- доплата к зарплате до минимального размера оплаты труда;
- выплата зарплаты на основании судебных решений.
Какие расходы отражаются по статье 310 КОСГУ
Увеличение стоимости основных средств отражайте по одноименной статье 310 КОСГУ.
Отражению по данной статье подлежат расходы:
- на строительство, реконструкцию ОС;
- приобретение (изготовление) ОС (например, приобретение тепловой завесы);
- техническое перевооружение, расширение, модернизацию (модернизацию с дооборудованием) объектов основных средств;
- операции по поступлению (принятию к учету) ОС.
К основным средствам относятся активы независимо от их стоимости, если они соответствуют критериям признания.
Решение об отнесении материальных ценностей к основным средствам принимает постоянно действующая комиссия учреждения по поступлению и выбытию активов (п. 34 Инструкции N 157н).
Порядок принятия такого решения рекомендуем закрепить в учетной политике учреждения.
Какие расходы отражаются по статье 310 "Увеличение стоимости основных средств" КОСГУ в увязке с КВР 243 "Закупка товаров, работ и услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества" Если расходы на приобретение (изготовление) основных средств произведены в целях капитального ремонта, реставрации государственного (муниципального) имущества, за исключением расходов на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капстроительства, то такие затраты отражаются по статье 310 КОСГУ в увязке с КВР 243 (п. 11.1 Порядка N 209н, п. 53.2.4.3 Порядка N 82н). |
Какие расходы отражаются по статье 310 "Увеличение стоимости основных средств" КОСГУ в увязке с КВР 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг" Если расходы по приобретению (изготовлению), реконструкции, техперевооружению, расширению, модернизации (модернизации с дооборудованием) основных средств предусмотрены договором и учреждение самостоятельно их оплачивает, то такие затраты в общих случаях отражаются по статье 310 КОСГУ в увязке с КВР 244. Например к ним относятся расходы (п. 11.1 Порядка N 209н, п. 53.2.4.4 Порядка N 82н):
|
#бухгалтеру

Посмотреть ответ специалиста

По общему правилу, первичные документы (акты оказанных услуг) выставляют на дату, на которую эти услуги фактически оказаны. В учете выручку от оказания услуг признают при одновременном выполнении следующих условий: сумма выручки может быть определена; расходы, связанные с оказанием услуг, могут быть определены; услуги оказаны. Полагаем, что в рассматриваемом вопросе акты можно выставлять, не дожидаясь окончания месяца, если выполняются вышеперечисленные условия.
Обоснование
Какая дата является датой оказания услуг (выполнения работ) для признания доходов в налоговом учете
При методе начисления доход от оказания услуг по общему правилу признается на дату оформления акта оказания услуги.
Дату оказания услуг в акте лучше указать ту, на которую эти услуги фактически оказаны, то есть день исполнения ваших обязательств по договору.
Так, из п. 1 ст. 39, п. 3 ст. 271 НК РФ следует, что при методе начисления доход от оказания услуги признается на дату фактического оказания этой услуги. При этом доход признается в том периоде, в котором оказание услуги оформлено документами (Письма Минфина России от 08.10.2020 N 03-07-11/88016, от 17.02.2017 N 03-03-06/1/9283).
Чтобы не возникало проблем с датой признания дохода, лучше, чтобы дата фактического оказания услуги и дата акта оказания услуг совпадали.
Бывают услуги, которые оказываются не в течение одного налогового периода, а в течение нескольких, и при этом поэтапной сдачи услуг не предусмотрено.
В этом случае доходы от оказания услуг нельзя признавать целиком после фактического оказания услуги и подписания акта. Эти доходы нужно распределять (п. 2 ст. 271 НК РФ).
В бухгалтерском учете выручку от оказания услуг признают при одновременном выполнении следующих условий (п. 12 ПБУ 9/99 "Доходы организации"):
- право на получение этой выручки вытекает из конкретного договора;
- сумма выручки может быть определена;
- имеется уверенность в том, что в результате оказания услуг произойдет увеличение экономических выгод организации;
- услуги оказаны;
- расходы, связанные с оказанием услуг, могут быть определены.
Следовательно, доход от оказания услуг признают на дату, когда услуги оказаны.
Факт оказания услуг оформляют первичным документом, содержащим обязательные реквизиты (ч. 1, 2 ст. 9 Закона о бухгалтерском учете, п. 4 ФСБУ 27/2021 "Документы и документооборот в бухгалтерском учете", Приложение к Письму Минфина России от 21.01.2019 N 07-04-09/2654). В качестве такого документа, как правило, используют акт об оказании услуг.
Если услуги носят длящийся характер (имеют длительный цикл их оказания) и есть возможность определить их готовность, то выручку можно признавать по мере готовности услуг (п. 13 ПБУ 9/99). Например, по договору на оказание услуг по обучению, заключенному на год, выручку можно признавать на последнее число каждого месяца исходя из количества учебных часов в этом месяце. Важный момент - допускается формировать первичные документы, подтверждающие оказание услуг, с определенной периодичностью на отчетную дату (пп. "б" п. 9 ФСБУ 27/2021).
Способ определения готовности услуг необходимо закрепить в учетной политике (пп. "б" п. 17 ПБУ 9/99).
Если выручка признается по мере готовности услуг, то признание дохода оформляют, как правило, бухгалтерской справкой-расчетом.
В бухгалтерском учете выручку от выполнения работ признавайте в том же порядке, что и при оказании услуг.
Метод начисления могут применять все налогоплательщики.
При методе начисления доходы и расходы учитываются в налоговой базе в том периоде, к которому они относятся, а не по факту получения или уплаты денежных средств. Метод начисления нацелен на то, чтобы доходы и расходы в учете признавались по возможности равномерно (п. 1 ст. 271, п. 1 ст. 272 НК РФ).
В общем случае получение доходов от реализации признается на дату реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) налогоплательщиком (п. 3 ст. 271 НК РФ).
Дата реализации при этом определяется моментом передачи права собственности на товары (результаты выполненных работ, оказанных услуг) одним лицом для другого лица (другому лицу) (п. 1 ст. 39 НК РФ).
Путеводитель. Что нужно знать о налоге на прибыль (КонсультантПлюс, 2025) {КонсультантПлюс}
Начальный срок определяет момент, когда исполнитель должен приступить к оказанию услуг.
Конечный срок определяет момент, когда исполнитель обязан завершить процесс оказания услуг.
Чтобы достичь определенности в отношениях сторон в части сроков оказания услуг, сторонам рекомендуется согласовать соответствующие условия.
Начальный и конечный сроки оказания услуг устанавливаются с учетом правил, предусмотренных ст. ст. 190, 191 ГК РФ, одним из следующих способов:
- календарной датой;
- указанием на событие, которое должно неизбежно наступить;
- истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами.
Кроме того, если срок начала и (или) окончания оказания услуг определяется периодом времени, стороны могут согласовать условие о том, что данный период исчисляется с момента исполнения обязанностей заказчиком или наступления иных обстоятельств, предусмотренных законом или договором (п. 1 ст. 314 ГК РФ).
Начальный и конечный сроки оказания услуг могут определяться истечением периода времени.
Для согласования срока оказания услуг таким образом сторонам необходимо указать момент начала исчисления периода и его продолжительность в определенных единицах времени.
Информация применяется по аналогии: Документом, подтверждающим сдачу результатов работ и факт их выполнения, является акт сдачи-приемки работ (услуг). Акт подтверждает факт, стоимость, сроки выполнения работ (оказания услуг). Он необходим для подтверждения соответствия выполненных работ условиям договора. Поэтому днем выполнения работ нужно считать дату подписания акта сдачи-приемки работ заказчиком. А счет-фактуру выставляют не позднее 5 календарных дней со дня оказания услуг или выполнения работ (п. 3 ст. 168 НК РФ).
Минфин России в Письме от 11.02.2019 N 03-07-11/8013 разъяснил вопрос применения ставки НДС в ситуации, когда услуги фактически оказаны в конце 2018 года, но акт оказанных услуг и счет-фактура подписаны в начале 2019 года. При этом оказанные в конце года услуги подтверждаются первичными документами, в частности путевыми листами при оказании услуг транспортными средствами, оборудованными специальными грузоподъемными механизмами, отчетами при оказании консультационных/юридических услуг и др.
Чиновники отметили: в отношении данных услуг, оказанных в 2018 году, применяется ставка НДС в размере 18%. Так, независимо от факта приемки услуг (подписания акта заказчиком), услуги фактически уже потреблены заказчиком, а значит, оказаны. То есть ставка НДС должна определяться в соответствии с периодом оказания услуг. Соответственно, счет-фактуру, выставляемый покупателю таких услуг, нужно оформить с указанием данной ставки налога.
#кадровику

Посмотреть ответ специалиста

Работодатель вправе применить к работнику дисциплинарное взыскание за прогул в виде выговора и одновременно лишить его стимулирующей выплаты, если это предусмотрено локальными нормативными актами, коллективным договором или трудовым договором.
Согласно ст. 192 ТК РФ, к дисциплинарным взысканиям относятся замечание, выговор и увольнение по соответствующим основаниям. Лишение надбавок, премий или снижение их размера не входит в перечень дисциплинарных взысканий и не может рассматриваться как дисциплинарное взыскание.
Лишить премии в качестве наказания за дисциплинарный проступок нельзя, так же и лишить надбавки за непрерывный стаж работы за прогул напрямую трудовое законодательство не предусматривает. Однако если в локальных нормативных актах работодателя или в системе оплаты труда предусмотрено, что надбавка за непрерывный стаж или премия выплачиваются при условии отсутствия нарушений трудовой дисциплины или дисциплинарного взыскания, то работодатель вправе не выплачивать такие выплаты. Учтите, что такое лишение не должно уменьшить размер месячной зарплаты работника больше чем на 20 процентов. При этом нельзя лишить работника выплат, которые отнесены работодателем к обязательным.
Обратите внимание! Если зарплата работника без премии либо надбавки составит меньше МРОТ, это будет нарушением трудового законодательства.
Обоснование
Можно ли вместе с объявлением выговора лишить премии работника учреждения
Можно, если условие о том, что работника учреждения можно лишить премии при наличии дисциплинарного взыскания в периоде, за который она начисляется, предусмотрено в ваших документах, регулирующих порядок премирования. Это могут быть локальный нормативный акт о премировании, трудовой договор с работником, коллективный договор, в том числе принятые, например, на основании примерного положения об оплате труда или положения о порядке премирования для вашего учреждения (ч. 2 ст. 57, ч. 1 ст. 144, ч. 1, 2 ст. 135 ТК РФ, п. 2(1) Положения об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений). Учтите, что такое лишение не должно уменьшить размер месячной зарплаты работника больше чем на 20 процентов (Постановление Конституционного Суда РФ от 15.06.2023 N 32-П, п. 12 Обзора практики Конституционного Суда РФ за второй квартал 2023 года).
Если такое условие ни в одном из упомянутых документов не предусмотрено, суд может посчитать лишение премии в этом случае безосновательным (о чем мы уже говорили выше).
Можно ли вместе с объявлением выговора лишить работника премии
Можно, если в вашем локальном нормативном акте о премировании предусмотрено, что работника допустимо лишить премии при наличии дисциплинарного взыскания в периоде, за который она начисляется. Минтруд России также отметил, что в положении о премировании дисциплинарное взыскание может быть одним из оснований для лишения (уменьшения) премии (Письмо от 14.03.2018 N 14-1/ООГ-1874).
Если в вашем локальном нормативном акте такое условие не предусмотрено, суд может посчитать лишение премии в этом случае безосновательным (о чем мы уже говорили выше).
Готовое решение: Лишение премии (КонсультантПлюс, 2025) {КонсультантПлюс}
Снизить размер или лишить премии можно при невыполнении условий для ее назначения. Другие основания для снижения премии или для ее лишения устанавливают в ЛНА.
Лишить премии в качестве наказания за дисциплинарный проступок нельзя. Но в положении о премировании можно предусмотреть, что премия не начисляется за период, в котором к работнику применено дисциплинарное взыскание, например выговор за прогул. Важно - месячная зарплата из-за депремирования не может быть уменьшена больше чем на 20% (Письмо Минтруда от 13.05.2024 N 14-1/ООГ-2877, Постановление КС от 15.06.2023 N 32-П).
Издавать приказ о лишении или снижении премии и знакомить с ним работника не обязательно, но при желании это можно сделать (Письмо ГИТ в г. Москве от 26.02.2020 N 77/7-5692-20-ОБ).
{Типовая ситуация: Премии работникам: основания, оформление, учет (Издательство "Главная книга", 2025) {КонсультантПлюс}}
Вопрос: На меня работодателем было наложено дисциплинарное взыскание в виде выговора. Согласно положению общества об оплате труда работник, имеющий дисциплинарное взыскание, лишается премии в месяце, в котором ему оно было наложено, и премии по итогам года за тот год, в котором он получил дисциплинарное взыскание. То есть работодатель лишил меня два раза денежных выплат. Законны ли его действия?
Ответ: Работодатель вправе установить в трудовом договоре, коллективном договоре, соглашении и/или локальном нормативном акте организации в качестве одного из критериев начисления премии (как месячной, так и годовой) наличие или отсутствие у работника неснятого дисциплинарного взыскания.
Вправе ли руководитель лишить главного бухгалтера стимулирующей надбавки за стаж работы?
В силу ст. 135 ТК РФ условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с предусмотренными трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права.
Выплата за стаж непрерывной работы или выслугу лет является персонифицированной, поскольку устанавливается каждому специалисту с учетом отработанного им в учреждениях данной отрасли времени. Детализированный список учреждений, работа в которых засчитывается в трудовой стаж для назначения данной выплаты, утверждается каждым субъектом РФ самостоятельно. В силу того что выплата поставлена в зависимость от наличия трудового стажа, лишить конкретного работника данной выплаты не представляется возможным ввиду условий, определяющих ее начисление. Таким образом, полагаем, что лишение стимулирующей выплаты главного бухгалтера неправомерно.
Статья: Актуальные вопросы начисления окладов, стимулирующих и компенсационных выплат (Зарипова М.) ("Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", 2013, N 4) {КонсультантПлюс}
Порядок выплаты или лишения стимулирующей выплаты трудовым законодательством не определен. Он устанавливается внутренним документом организации. Начисление доплаты, снижение ее размера или невыплата оформляются в порядке, предусмотренном данным документом.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
#юристу

Посмотреть ответ специалиста

Посредник, выдающий чеки от имени продавца, вправе размещать на кассовом чеке дополнительную информацию, в том числе рекламного характера, включая сведения о себе.
Федеральный закон от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» устанавливает обязательные реквизиты кассового чека и допускает размещение на чеке иных реквизитов, не указанных в обязательном перечне, с учетом особенностей сферы деятельности. При этом закон не содержит запретов на размещение дополнительной информации, в том числе рекламы, на кассовом чеке.
Размещение информации о посреднике, выдающем чек, не противоречит требованиям к оформлению кассового чека, если при этом сохраняются все обязательные реквизиты и обеспечивается их четкость и читаемость в течение установленного срока. При этом следует учитывать, что кассовый чек выдается от имени продавца, и именно продавец несет ответственность за правильность оформления и выдачу чека.
Что касается согласия продавца на размещение рекламы посредника на чеке, прямого запрета или разрешения в законодательстве нет. Однако поскольку чек выдается от имени продавца и является документом, подтверждающим расчет, размещение на нем информации, не относящейся к расчету и товару, может повлиять на восприятие покупателем сведений о продавце.
Поэтому во избежание споров целесообразно получить согласие продавца на размещение такой информации.
Обоснование
Кассовый чек, оформленный посредником при расчетах за товары (работы, услуги), должен содержать дополнительные реквизиты (Письма Минфина России от 15.06.2018 N 03-01-15/41171, от 15.06.2018 N 03-01-15/41174, ФНС России от 10.10.2022 N АБ-4-20/13456@):
- признак агента (кем является посредник на основании договора (поверенный, комиссионер или агент));
- данные поставщика - наименование принципала (комитента), телефон;
- ИНН поставщика (заполняется в отношении каждой товарной позиции);
- сумма агентского вознаграждения, если оно взимается с покупателя (отражается на отдельном кассовом чеке);
· признак агента по предмету расчета (включается в состав реквизита "предмет расчета" в зависимости от применяемой версии ФФД в соответствии с Примечаниями к Таблицам 21, 59, 97 Приложения N 2 к Приказу ФНС России от 14.09.2020 N ЕД-7-20/662@).
Если в кассовом чеке отсутствуют реквизиты "признак агента", "данные поставщика", "ИНН поставщика" и "признак агента по предмету расчета" к соответствующей товарной позиции, то вся сумма расчета будет расцениваться как выручка посредника (Письмо ФНС России от 10.10.2022 N АБ-4-20/13456@).
В чеке должны быть указаны ставка и сумма НДС, относящиеся к товару (работе, услуге), за который производится расчет.
Эти величины зависят от системы налогообложения, которую применяют посредник и принципал:
- если и посредник, и принципал применяют ОСН - в чеке указывается общеустановленная ставка НДС. Если оба применяют УСН и освобождены от НДС - "НДС не облагается". Если принципал упрощенец не освобожден от НДС, в чеке указывается пониженная или общеустановленная ставка налога, которую применяет принципал;
- посредник применяет ОСН, а принципал - УСН - в чеке указывается "НДС не облагается", если принципал упрощенец освобожден от НДС. Если он не освобожден от НДС, то приводится пониженная или общеустановленная ставка налога;
- посредник применяет УСН, а принципал - ОСН - посредник указывает систему налогообложения (УСН), а также ставку и сумму НДС в соответствии с системой налогообложения, которую применяет принципал.
Готовое решение: Что должно быть в кассовом чеке (КонсультантПлюс, 2025) {КонсультантПлюс}
#специалисту по госзакупкам

Посмотреть ответ специалиста

Увеличить цену контракта можно только в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных на срок исполнения контракта (ч. 1.6 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).
Если изменения влекут возникновение новых обязательств контрагента (не обеспеченных ранее предоставленным обеспечением) и по условиям закупки требуется обеспечение исполнение контракта, изменения возможны лишь при условии предоставления контрагентом такого обеспечения. При этом учтите (ч. 1.3 ст. 95 Закона N 44-ФЗ):
- размер обеспечения можно уменьшить поч. 7-7.3 ст. 96Закона N 44-ФЗ;
- обеспечение может быть предоставлено путем изменения условий независимой гарантии, предоставленной ранее;
- если в обеспечение предоставляется новая независимая гарантия, заказчику не надо возвращать гаранту ранее предоставленную независимую гарантию, не следует производить по ней взыскание, заказчик считается отказавшимся от своих прав по ней, обязательство гаранта перед заказчиком по прежней гарантии прекращается с момента выдачи новой;
- если в обеспечение вносятся деньги, их размер должен быть пропорционален стоимости новых обязательств поставщика (подрядчика, исполнителя).
Таким образом, без предоставления подрядчиком обеспечения исполнения контракта заключение дополнительного соглашения на увеличение лимитов по контракту не соответствует требованиям Закона № 44-ФЗ и может быть признано недействительным.
Обоснование
Предусмотренные частью 1 настоящей статьи изменения осуществляются при условии предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с настоящим Федеральным законом обеспечения исполнения контракта, если такие изменения влекут возникновение новых обязательств поставщика (подрядчика, исполнителя), не обеспеченных ранее предоставленным обеспечением исполнения контракта, и если при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) требование обеспечения исполнения контракта установлено в соответствии со статьей 96 настоящего Федерального закона. При этом:
1) размер обеспечения может быть уменьшен в порядке и случаях, предусмотренных частями 7 - 7.3 статьи 96 настоящего Федерального закона;
2) обеспечение исполнения контракта может быть предоставлено путем внесения соответствующих изменений в условия ранее предоставленной заказчику независимой гарантии;
3) если обеспечение исполнения контракта осуществляется путем предоставления новой независимой гарантии, возврат заказчиком ранее предоставленной ему независимой гарантии предоставившему ее гаранту не осуществляется, взыскание по ней не производится, заказчик признается отказавшимся от своих прав по ранее предоставленной независимой гарантии, обязательство гаранта перед заказчиком по ранее предоставленной независимой гарантии прекращается с момента выдачи новой независимой гарантии;
4) если при увеличении в соответствии с настоящей статьей цены контракта обеспечение исполнения контракта осуществляется путем внесения денежных средств, поставщик (подрядчик, исполнитель) вносит на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере, пропорциональном стоимости новых обязательств поставщика (подрядчика, исполнителя).
(часть 1.3 введена Федеральным законом от 02.07.2021 N 360-ФЗ)
В 2025 г. в некоторых контрактах с казначейским сопровождением можно изменить условие об авансе.
В контрактах, заключенных до 22 мая 2025 г. за счет федерального бюджета, по соглашению сторон на основании ч. 65.1 ст. 112 Закона N 44-ФЗ можно увеличить размер аванса. Предельный размер авансового платежа должен быть не более 50% от цены контракта (в пределах ЛБО). Размер обеспечения исполнения контракта также нужно скорректировать (п. 5 Постановления N 638). Высшим исполнительным органам субъектов и местным администрациям рекомендовано принять аналогичные меры (п. 6 Постановления N 638).
|
|
Постановление Правительства РФ от 13.05.2025 N 638 |
|