#бухгалтеру бюджетной организации

Посмотреть ответ специалиста

Каждый факт хозяйственной жизни учреждения оформляйте первичным (сводным) учетным документом (п. 3 Инструкции N 157н, ч. 1 ст. 9 Закона о бухгалтерском учете, п. п. 20, 21 СГС "Концептуальные основы", разд. 1 Методических указаний N 52н, п. 1 Методических указаний N 61н).
Согласно ФЗ № 402-ФЗ, первичный учетный документ должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным - непосредственно после его окончания. Лицо, ответственное за оформление факта хозяйственной жизни, обеспечивает своевременную передачу первичных учетных документов для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета, а также достоверность этих данных. Не допускается принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни, в том числе лежащие в основе мнимых и притворных сделок.
Первичные (сводные) учетные документы должны составляться в момент совершения фактов хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным - непосредственно после окончания факта хозяйственной жизни.
Инструкцией № 157н установлено, что при ведении бухгалтерского учета учреждениям, финансовым органам, органам Федерального казначейства, органам, осуществляющим кассовое обслуживание, необходимо учитывать, что:
- бухгалтерский учет ведется методом начисления, согласно которому результаты операций признаются по факту их совершения, независимо от того, когда получены или выплачены денежные средства (или их эквиваленты) при расчетах, связанных с осуществлением указанных операций;
- к бухгалтерскому учету принимаются первичные учетные документы, поступившие по результатам внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета, из предположения надлежащего составления первичных учетных документов по совершенным фактам хозяйственной жизни лицами, ответственными за их оформление;
- в бухгалтерском учете подлежит отражению информация, не содержащая существенных ошибок и искажений, позволяющая ее пользователям положиться на нее, как на правдивую;
Допущение временной определенности фактов хозяйственной жизни для целей бухгалтерского учета означает, что объекты бухгалтерского учета признаются в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, в котором имели место факты хозяйственной жизни, приведшие к возникновению и (или) изменению соответствующих активов, обязательств, доходов и (или) расходов, иных объектов бухгалтерского учета, вне зависимости от поступления или выбытия денежных средств (или их эквивалентов) при расчетах, связанных с осуществлением указанных операций.
Федеральное казначейство признает нарушением соответствующих требований Закона о бухгалтерском учете, Инструкции N 157н:
- регистрацию в регистрах бухгалтерского учета не имевших места фактов хозяйственной жизни;
- несвоевременное отражение (не позднее следующего дня после получения первичного (сводного) учетного документа) в бюджетном учете фактов хозяйственной жизни (от 1 до 91 дня).
С учетом изложенного, первичный учетный документ должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным - непосредственно после его окончания. Не допускается принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни, в том числе лежащие в основе мнимых и притворных сделок.
Таким образом, учреждение не может принять такой документ, так как факт хозяйственной жизни еще не совершен. Если учреждение примет и подпишет документ, то это может быть расценено как нарушение требований Закона о бухгалтерском учете, Инструкции N 157н.
Обоснование
Как учреждению составлять первичные (сводные) учетные документы при ведении бухгалтерского (бюджетного) учета
Каждый факт хозяйственной жизни учреждения оформляйте первичным (сводным) учетным документом (п. 3 Инструкции N 157н, ч. 1 ст. 9 Закона о бухгалтерском учете, п. п. 20, 21 СГС "Концептуальные основы", разд. 1 Методических указаний N 52н, п. 1 Методических указаний N 61н).
Формы первичных учетных документов для организаций бюджетной сферы устанавливают в соответствии с бюджетным законодательством РФ (ч. 4 ст. 9 Закона о бухгалтерском учете).
Перечни унифицированных форм первичных учетных документов бухучета приведены в Приложении N 1 к Приказу Минфина России от 30.03.2015 N 52н и Приложении N 1 к Приказу Минфина России от 15.04.2021 N 61н.
При ведении бухгалтерского учета учреждениям, финансовым органам, органам Федерального казначейства, органам, осуществляющим кассовое обслуживание, необходимо учитывать, что:
бухгалтерский учет ведется методом начисления, согласно которому результаты операций признаются по факту их совершения, независимо от того, когда получены или выплачены денежные средства (или их эквиваленты) при расчетах, связанных с осуществлением указанных операций;
к бухгалтерскому учету принимаются первичные учетные документы, поступившие по результатам внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета, из предположения надлежащего составления первичных учетных документов по совершенным фактам хозяйственной жизни лицами, ответственными за их оформление;
в бухгалтерском учете подлежит отражению информация, не содержащая существенных ошибок и искажений, позволяющая ее пользователям положиться на нее, как на правдивую;
Ведение бухгалтерского учета объектов бухгалтерского учета осуществляется в денежном измерении (стоимостном выражении) с использованием:
метода начисления, согласно которому результаты операций признаются в бухгалтерском учете по факту их совершения независимо от того, когда получены или выплачены при расчетах, связанных с осуществлением указанных операций, денежные средства (или их эквиваленты);
принципа равномерности признания доходов и расходов и допущения временной определенности фактов хозяйственной жизни;
метода двойной записи на взаимосвязанных балансовых счетах бухгалтерского учета, включенных в Рабочий план счетов бухгалтерского учета учреждения, Рабочий план счетов бухгалтерского учета финансового органа, Рабочий план счетов бухгалтерского учета органа, осуществляющего кассовое обслуживание (далее - Рабочий план счетов субъекта учета), (за исключением учета на забалансовых счетах бухгалтерского учета, включенных в Рабочий план счетов субъекта учета, по которым учет ведется по простой системе бухгалтерских записей).
Допущение временной определенности фактов хозяйственной жизни для целей бухгалтерского учета означает, что объекты бухгалтерского учета признаются в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, в котором имели место факты хозяйственной жизни, приведшие к возникновению и (или) изменению соответствующих активов, обязательств, доходов и (или) расходов, иных объектов бухгалтерского учета, вне зависимости от поступления или выбытия денежных средств (или их эквивалентов) при расчетах, связанных с осуществлением указанных операций.
Какая дата указывается при оформлении акта об оказании услуги
Дату оказания услуги в акте лучше укажите ту, на которую эта услуга фактически оказана и принята заказчиком, то есть день исполнения обязательств по оказанию услуги по договору. Это объясняется тем, что акт об оказании услуг, как и любой первичный учетный документ, составляется при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным - непосредственно после его окончания. При этом унифицированной формы акта об оказании услуг нет, поэтому вы можете разработать ее самостоятельно с учетом специфики оказываемых услуг, включив в нее обязательные реквизиты и утвердив ее в вашей учетной политике (ч. 3, 4 ст. 9 Закона о бухгалтерском учете, п. п. 25, 26 Федерального стандарта N 256н, пп. "г" п. 9 Федерального стандарта N 274н, Перечень первичных учетных документов).
В статье проанализируем некоторые ошибки и нарушения, выявленные Федеральным казначейством <1>, касающиеся организации и ведения бюджетного учета и составления отчетности получателями бюджетных средств.
--------------------------------
<1> Обзор недостатков и нарушений, выявленных Федеральным казначейством в ходе осуществления контрольных мероприятий в финансово-бюджетной сфере в отношении главных распорядителей средств федерального бюджета, распорядителей, получателей средств федерального бюджета и органов управления государственными внебюджетными фондами в 1 полугодии 2022 года.
Оформление фактов хозяйственной жизни. В соответствии с п. 1, 3 ст. 9 Закона о бухгалтерском учете <3> каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Не допускается принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни, в том числе лежащие в основе мнимых и притворных сделок.
Первичный учетный документ должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным - непосредственно после его окончания.
Данные, содержащиеся в первичных учетных документах, подлежат своевременной регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета.
Также не допускаются пропуски или изъятия при регистрации объектов бухучета в регистрах бухгалтерского учета, регистрация мнимых и притворных объектов бухучета в указанных регистрах (п. 2 ст. 10 Закона о бухгалтерском учете).
Под мнимым объектом бухгалтерского учета понимается несуществующий объект, отраженный в бухгалтерском учете лишь для вида (в том числе неосуществленные расходы, несуществующие обязательства, не имевшие места факты хозяйственной жизни), под притворным объектом бухгалтерского учета - объект, отраженный в бухгалтерском учете вместо другого объекта с целью прикрыть его.
Согласно п. 3 Инструкции N 157н к бухгалтерскому учету принимаются первичные учетные документы, поступившие по результатам внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета, из предположения надлежащего составления первичных учетных документов по совершенным фактам хозяйственной жизни лицами, ответственными за их оформление.
Нарушение. Федеральное казначейство признало нарушением соответствующих требований Закона о бухгалтерском учете, Инструкции N 157н:
- регистрацию в регистрах бухгалтерского учета не имевших места фактов хозяйственной жизни;
- несвоевременное отражение (не позднее следующего дня после получения первичного (сводного) учетного документа) в бюджетном учете фактов хозяйственной жизни (от 1 до 91 дня).
#бухгалтеру

Посмотреть ответ специалиста

Согласно Договору о Евразийском экономическом союзе, "экспорт товаров" - вывоз товаров, реализуемых налогоплательщиком, с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена. Соответственно, нет вывоза товара - нет налоговых льгот. А налоги придется исчислить и заплатить в обычном порядке.
Будет ли льгота в случае самовывоза? Заметим, что в торговле со странами ЕАЭС нередко применяют самовывоз, когда иностранная фирма приобретает товар у российской и вывозит его за границу самостоятельно. Такой случай рассмотрен в Письме Минфина России от 15.03.2017 N 03-07-13/1/14652. В нем речь шла о самовывозе при экспорте товаров из РФ в Республику Беларусь и Республику Казахстан. Минфин отметил, что нулевую ставку НДС применить можно, если среди документов, предусмотренных в пункте 4 Протокола, будут копии товарно-транспортных накладных, полученных по запросу от покупателей товаров.
Другими словами, в рассматриваемом случае будет экспорт товаров, так как ваш покупатель вывозит товар за пределы территории РФ, а не реализует его своему покупателю без вывоза за пределы границы. В таком случае необходимо будет применить ставку НДС 0%. В дальнейшем данную ставку необходимо будет подтвердить. Более подробная информация в обосновании.
Обоснование
Ставка НДС 0% применяется при реализации товаров, которые вывезены:
1) в таможенной процедуре экспорта, а также вывезены из России в страну ЕАЭС, когда это предусмотрено Договором о ЕАЭС (пп. 1, 1.1 п. 1 ст. 164 НК РФ, п. п. 2, 3 Приложения N 18 к Договору о ЕАЭС);
Ставка НДС 0% применяется, если вывозятся:
- товары, которые ранее были помещены под таможенную процедуру переработки на таможенной территории;
- продукты переработки, отходы и остатки таких товаров.
Готовое решение: Какие ставки НДС применяются (КонсультантПлюс, 2025) {КонсультантПлюс}
Документы (их копии) или электронные реестры для подтверждения нулевой ставки по экспорту нужно представить в инспекцию вместе с налоговой декларацией. Подтвердить ставку надо в течение 180 дней (п. п. 9, 10 ст. 165 НК РФ). Формы реестров, порядок их заполнения и форматы представления утверждены Приказом ФНС России от 26.12.2023 N ЕД-7-15/1003@. Также при составлении электронного реестра можно использовать сервис "Офис экспортера", размещенный на сайте ФНС России (Информация ФНС России).
Подать пакет документов, а также обмениваться сведениями с инспекцией в электронной форме можно через информационную систему "Одно окно" (Распоряжение Правительства РФ от 08.07.2020 N 1776-р).
Конкретный состав подтверждающих документов и срок их представления для различных ситуаций рассмотрим ниже.
Готовое решение: Как подтвердить ставку НДС 0% (КонсультантПлюс, 2025) {КонсультантПлюс}
В силу п. 1 ст. 139 ТК ЕАЭС таможенная процедура экспорта - таможенная процедура, применяемая в отношении товаров Союза, в соответствии с которой такие товары вывозятся с таможенной территории Союза для постоянного нахождения за ее пределами.
В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0% при реализации товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта.
нормами НК РФ в перечне представляемых документов не предусмотрены особенности в зависимости от того, за чей счет осуществляется вывоз товаров в экспортном режиме и с кем заключен договор перевозчиком - с российским поставщиком или с иностранным покупателем.
В Постановлении АС Поволжского округа от 16.01.2015 N Ф06-18530/2013 по делу N А57-8836/2014 отмечено:
"...поскольку товар был вывезен с территории РФ казахстанским предприятием (самовывозом), представленные обществом документы, в том числе товарные накладные, товарно-транспортные накладные являются надлежащими доказательствами совершения внешнеэкономической сделки".
Минфин РФ в Письме от 15.03.2017 N 03-07-13/1/14652 при анализе ситуации, в которой условиями договоров, заключенных между ООО и покупателями - резидентами Казахстана и Республики Беларусь, предусмотрено, что поставка покупателю производится со склада в Санкт-Петербурге на условиях самовывоза, переход права собственности происходит на складе поставщика в момент получения товара, указал:
"...при экспорте товаров из РФ в Республику Беларусь и Республику Казахстан, вывозимых покупателями на условиях самовывоза, применяется нулевая ставка НДС при условии представления в налоговый орган документов, предусмотренных п. 4 Протокола, в том числе копий товарно-транспортной накладных, полученных от покупателей товаров".
Следовательно, для применения ставки 0% налогоплательщик должен подтвердить факт экспорта товара, т.е. вывоза его за пределы территории РФ, и представить в налоговый орган необходимые документы. Такой порядок применяется и в случае самовывоза товара иностранным покупателем. Тематический выпуск: Договоры с иностранными организациями: налогообложение (под ред. А.В. Брызгалина) ("Налоги и финансовое право", 2023, N 6) {КонсультантПлюс}
Вопрос: Вправе ли российская организация применить нулевую ставку НДС при реализации товара белорусской организации, если право собственности на товар переходит на складе продавца и белорусская организация собственным транспортом перевозит товар на территорию Республики Беларусь?
Как разъяснено ФНС России, в отношении оформления транспортных (товаросопроводительных) документов при самовывозе товара белорусским покупателем, согласно официальному Письму Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 04.08.2011 N 2-1-10/3791 в качестве документов, подтверждающих перемещение товаров автомобильным транспортом с территории Российской Федерации на территорию Республики Беларусь при их самовывозе белорусским покупателем, налоговыми органами могут быть рассмотрены как CMR-накладная, утвержденная Постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 24.06.2004 N 23, так и CMR-накладная страны-отправителя, то есть Российской Федерации. При отсутствии таких документов (например, при доставке товара на личном автомобиле работника) могут быть рассмотрены письменные объяснения плательщика и другие подтверждающие документы (Письмо ФНС России от 14.10.2011 N ЕД-4-3/17067@).
Минфин России в Письме от 15.03.2017 N 03-07-13/1/14652 также разъяснил, что при экспорте товаров из Российской Федерации в Республику Беларусь и Республику Казахстан, вывозимых покупателями на условиях самовывоза, применяется нулевая ставка налога на добавленную стоимость при условии представления в налоговый орган документов, предусмотренных п. 4 Протокола, в том числе копий товарно-транспортной накладных, полученных от покупателей товаров.
Таким образом, для подтверждения нулевой ставки НДС у продавца должны быть документы, подтверждающие перемещение товара с территории РФ на территорию Республики Беларусь, в том числе полученные от белорусского покупателя.
Реализуем товары на территории России казахстанскому покупателю на условиях самовывоза. Применяется ли ставка НДС 0% в этом случае? Это зависит от дальнейшей судьбы реализованных вами товаров.
Для применения нулевой ставки необходим факт экспорта, то есть вывоза товаров на территорию другой страны ЕАЭС. Поэтому, если казахстанский покупатель не будет вывозить товары, а, например, реализует их в России, экспорта товаров не будет. И права на применение ставки 0% у вас не возникнет <16>.
Если же покупатель самостоятельно вывезет товары на территорию Казахстана, то есть все же будет иметь место экспорт товаров между странами ЕАЭС, российский продавец вправе применить ставку 0%. Но при условии получения от покупателя <17>:
- заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, оформленного им при ввозе товаров в свою страну ЕАЭС;
- копий товарно-транспортных накладных, подтверждающих вывоз товаров из России в другую страну ЕАЭС, например CMR-накладной. Напомним, что документы, подтверждающие вывоз, можно не подавать в ИФНС вместе с НДС-декларацией, если подали электронный перечень заявлений о ввозе. Однако у вас могут их выборочно истребовать в ходе камеральной проверки <18>. <16> пп. 2, 3 Протокола о косвенных налогах; Письма Минфина от 26.05.2021 N 03-07-13/1/40516, от 04.02.2016 N 03-07-13/1/5744. <17> подп. 3, 4 п. 4 Протокола о косвенных налогах; Письмо Минфина от 15.03.2017 N 03-07-13/1/14652. <18> подп. 4 п. 4 Протокола о косвенных налогах; п. 1.3 ст. 165 НК РФ; Письма Минфина от 27.01.2022 N 03-07-08/5275, от 03.02.2020 N 03-07-08/6326.
#кадровику

Посмотреть ответ специалиста

Нормами действующего законодательства предоставление отпуска по уходу за ребенком до момента достижения им возраста 4,5 лет не предусмотрено. Отпуск по уходу за ребенком предоставляется до момента достижения им возраста 3 лет. Одному из работающих родителей для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц. При этом однократно в течение календарного года допускается использование до 24 таких дней подряд в пределах общего количества неиспользованных дополнительных дней, право на получение которых имеет родитель (опекун, попечитель) в текущем году.
Одному из родителей, воспитывающему ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, ежегодный оплачиваемый отпуск предоставляется по его желанию в удобное для него время. Также коллективным договором могут устанавливаться ежегодные дополнительные отпуска без сохранения заработной платы в удобное время продолжительностью до 14 календарных дней работнику, имеющему ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет либо осуществляющему уход за членом семьи или иным родственником, являющимися инвалидами I группы (ст. ст. 262.1, 263 ТК РФ). Уход за ребенком до 6, 7 или 14 лет не относится к предусмотренным ТК РФ основаниям предоставления дополнительного оплачиваемого отпуска (ст. 116 ТК РФ). Однако работодатель вправе закрепить возможность предоставления подобного отпуска в коллективном договоре или локальном акте. Возможность закрепить такой отпуск в локальном акте следует из ст. 8 ТК РФ. Также есть судебная практика, подтверждающая правомерность таких положений (см., например, Апелляционное определение Верховного суда Чувашской Республики от 11.03.2015 по делу N 33-1090/2015). В описанной вами ситуации работнице может быть предоставлен отпуск без сохранения заработной платы или оплачиваемый, если он предусмотрен локальным актом организации. Однако предоставление такого отпуска будет являться правом, а не обязанностью работодателя. Льготы, которые предусмотрены родителям детей-инвалидов, приведены во вложениях.
Обоснование
Предусмотрен ли законодательством декретный отпуск - отпуск по уходу за ребенком до 14 лет. Нет, не предусмотрен.
Отпуск по уходу за ребенком предоставляется работнику до достижения ребенком возраста 3 лет. Предоставление работнику такого отпуска большей продолжительности, в том числе до достижения ребенком 14 лет, законом не предусмотрено (ч. 1, 2 ст. 256 ТК РФ).
Более того, увеличить самостоятельно продолжительность такого отпуска, предоставив его после достижения ребенком 3 лет, вы не можете. Законом вам такое право не предоставлено.
Например, отпуск по уходу за ребенком до 7 лет нельзя предоставить работнику, даже если вы не против удовлетворить такую его просьбу.
Также вы не можете, например, предоставить работнику отпуск по уходу за ребенком до 6 лет. Предоставление любой продолжительности отпуска именно по уходу за ребенком, который старше 3 лет, противоречит ч. 1, 2 ст. 256 ТК РФ.
Вопрос: Нахожусь в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет. 22.09.2020 ребенку исполнится 3 года. Ребенок имеет статус инвалида (код заболевания D76), металлоконструкция в спине и имплантат. Посещать сад пока запрещено. Предстоит операция в ближайшие 6 месяцев по удалению конструкции и реабилитация. Потом, возможно, разрешат посещать сад. На предложение работать дистанционно работодатель сказал, что мою ставку сократили. Предложили выйти на оклад. Увольняться я не хочу и на работу выйти не могу. Могу ли я продлить отпуск до 4,5 лет по состоянию здоровья? Каким законом это закреплено? Если они не согласятся на продление до 4,5 лет, могут ли они меня уволить? Может, есть еще какое законодательство, регулирующее такие ситуации?
Ответ: Такой отпуск возможен лишь при достижении договоренности с руководством организации.
Правовое обоснование: Согласно положениям статьи 256 ТК РФ, по заявлению женщины ей предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 10 настоящего Федерального закона, засчитывается период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более четырех с половиной лет в общей сложности. Статья 128 ТК РФ устанавливает, что по семейным обстоятельствам и другим уважительным причинам работнику по его письменному заявлению может быть предоставлен отпуск без сохранения заработной платы, продолжительность которого определяется по соглашению между работником и работодателем.
Дополнительно отметим, что сотрудницы путают возможность продления отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 4,5 года со льготами, предоставленными пенсионным законодательством в части включения в соответствующий стаж периода ухода за детьми. Так, согласно ст. 1 Федерального закона от 28.12.2013 N 427-ФЗ <1> в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены ст. 10 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", с 01.01.2014 в страховой стаж для целей назначения трудовой пенсии засчитывается наравне с периодами работы и (или) иной деятельности период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста 1,5 года, но не более 4,5 года в общей сложности. Изменения в этой норме касаются только порядка исчисления страхового стажа для целей назначения пенсии многодетным родителям, имеющим троих и более детей. Ранее продолжительность указанного периода ограничивалась 3 годами, то есть за период ухода только за двумя детьми до достижения 1,5 года каждым. <1> "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и статью 1 Федерального закона "О средствах федерального бюджета, выделяемых Пенсионному фонду Российской Федерации на возмещение расходов по выплате страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца отдельным категориям граждан" (далее - Закон N 427-ФЗ).
Итак, речь в данном случае идет только о дополнительных льготах в пенсионном обеспечении женщин, которые родили и воспитали несколько детей. Введение этой нормы не изменило предельный срок отпуска женщины по уходу за ребенком (до достижения им возраста 3 лет). Продлить этот отпуск до достижения ребенком возраста 4,5 года Закон N 427-ФЗ женщине права не дает.
При каких условиях работник может взять дополнительные выходные дни для ухода за ребенком-инвалидом
Работник может взять такие выходные дни, если одновременно выполняются следующие условия (ст. 262 ТК РФ, п. п. 2 - 4 Правил предоставления выходных дней для ухода за детьми-инвалидами, п. 7 Правил признания лица инвалидом):
1) он - родитель, опекун или попечитель ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет;
2) работник представил заявление и необходимые документы.
Работнику полагается (даже если детей-инвалидов несколько) (ст. 262 ТК РФ, п. п. 2, 3, 9, 11 Правил предоставления выходных дней для ухода за детьми-инвалидами, Письмо СФР от 20.12.2023 N 19-02/142246л):
- четыре таких выходных дня в календарном месяце, если они предоставляются в соответствии с п. 2 указанных Правил. Эти дни могут быть использованы одним из родителей (опекуном, попечителем) либо разделены ими между собой по их усмотрению;
- до 24 дополнительных оплачиваемых выходных дней подряд (однократно в течение календарного года) в пределах общего количества этих неиспользованных (накопленных к дате начала использования) дней, право на получение которых имеет один из родителей (опекун, попечитель) в данном календарном году, если они предоставляются в соответствии с п. 3 указанных Правил. Если один из родителей (опекун, попечитель) использовал менее 24 выходных дней, оставшиеся дни в этом же календарном году предоставляются другому родителю (опекуну, попечителю). Готовое решение: Как предоставить работнику дополнительные оплачиваемые выходные дни для ухода за ребенком-инвалидом (КонсультантПлюс, 2025) {КонсультантПлюс}
Родители детей-инвалидов имеют право на ежемесячные выплаты в связи с уходом за ними, стандартный налоговый вычет в повышенном размере, четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, включение периода ухода за ребенком в страховой стаж и др.
Родителям детей-инвалидов предоставляется ряд гарантий и льгот, в частности, в сферах трудовых, пенсионных, налоговых отношений. Рассмотрим некоторые из них.
Работающим родителям детей-инвалидов предоставляются, в частности, следующие гарантии (ч. 2 ст. 93, ч. 5 ст. 96, ч. 2, 3 ст. 259, ч. 4 ст. 261, ст. ст. 262, 262.1, 263 ТК РФ):
- право на установление режима неполного рабочего времени, если ребенку-инвалиду не исполнилось 18 лет;
- право отказаться от служебной командировки, от привлечения к сверхурочной работе, к работе в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни;
- право на четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц для ухода за детьми-инвалидами, которые могут быть использованы одним из родителей или разделены между ними. При этом однократно в течение календарного года допускается использование до 24 таких дней подряд в пределах общего количества неиспользованных дополнительных дней, право на получение которых имеет родитель в текущем году;
- запрет на расторжение трудового договора по инициативе работодателя (за исключением увольнения по отдельным основаниям) с одинокой матерью, воспитывающей ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, или с родителем, который является единственным кормильцем ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет;
- предоставление ежегодного оплачиваемого отпуска в удобное время;
- установление коллективным договором права на ежегодные дополнительные отпуска без сохранения заработной платы продолжительностью до 14 календарных дней.
Периоды ухода трудоспособного лица за ребенком-инвалидом засчитываются в страховой стаж для начисления страховой пенсии, если такому периоду предшествовали или за ними следовали периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж. Для исчисления страховой пенсии коэффициент за каждый год ухода составляет 1,8 пенсионных балла (пп. 6 ч. 1, ч. 2 ст. 12, ч. 12 ст. 15 Закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ).
#юристу

Посмотреть ответ специалиста

Согласно ст. 70 ЖК РФ, наймодатель может запретить вселение граждан в качестве проживающих совместно с нанимателем членов его семьи в случае, если после их вселения общая площадь соответствующего жилого помещения на одного члена семьи составит менее учетной нормы. На вселение к родителям их несовершеннолетних детей не требуется согласие остальных членов семьи нанимателя и согласие наймодателя.
В соответствии с п.27 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" {КонсультантПлюс} вселение в жилое помещение новых членов семьи нанимателя, согласно части 2 статьи 70 ЖК РФ, влечет за собой необходимость внесения соответствующих изменений в ранее заключенный договор социального найма жилого помещения в части указания таких лиц в данном договоре.
На основании изложенного, вселение в качестве члена семьи предшествует заключению допсоглашения к договору соцнайма.
Строго соответствующая судебная практика не обнаружена в системе, направляем акты в пользу наймодателя со схожими обстоятельствами для сведения.
Обоснование
Право нанимателя на вселение в занимаемое им жилое помещение по договору социального найма других граждан в качестве членов своей семьи
Наниматель с согласия в письменной форме членов своей семьи, в том числе временно отсутствующих членов своей семьи, вправе вселить в занимаемое им жилое помещение по договору социального найма своего супруга, своих детей и родителей или с согласия в письменной форме членов своей семьи, в том числе временно отсутствующих членов своей семьи, и наймодателя - других граждан в качестве проживающих совместно с ним членов своей семьи. Наймодатель может запретить вселение граждан в качестве проживающих совместно с нанимателем членов его семьи в случае, если после их вселения общая площадь соответствующего жилого помещения на одного члена семьи составит менее учетной нормы. На вселение к родителям их несовершеннолетних детей не требуется согласие остальных членов семьи нанимателя и согласие наймодателя.
Вселение в жилое помещение граждан в качестве членов семьи нанимателя влечет за собой изменение соответствующего договора социального найма жилого помещения в части необходимости указания в данном договоре нового члена семьи нанимателя. гл. 8 ЖК РФ {КонсультантПлюс}
Обратить внимание судов на то, что, по смыслу находящихся в нормативном единстве положений статьи 69 ЖК РФ и части 1 статьи 70 ЖК РФ, лица, вселенные нанимателем жилого помещения по договору социального найма в качестве членов его семьи, приобретают равные с нанимателем права и обязанности при условии, что они вселены в жилое помещение с соблюдением предусмотренного частью 1 статьи 70 ЖК РФ порядка реализации нанимателем права на вселение в жилое помещение других лиц в качестве членов своей семьи.
В соответствии с частью 1 статьи 70 ЖК РФ наниматель вправе с согласия в письменной форме членов своей семьи, в том числе временно отсутствующих, вселить в занимаемое им жилое помещение по договору социального найма своего супруга, детей и родителей. При этом не имеет значения, что обеспеченность общей площадью жилого помещения на каждого члена семьи составит менее учетной нормы (часть 5 статьи 50 ЖК РФ).
Вселение в жилое помещение новых членов семьи нанимателя, согласно части 2 статьи 70 ЖК РФ, влечет за собой необходимость внесения соответствующих изменений в ранее заключенный договор социального найма жилого помещения в части указания таких лиц в данном договоре. Вместе с тем несоблюдение этой нормы само по себе не является основанием для признания вселенного члена семьи нанимателя не приобретшим права на жилое помещение при соблюдении установленного частью 1 статьи 70 ЖК РФ порядка вселения нанимателем в жилое помещение других граждан в качестве членов своей семьи.
Согласно требованиям действующего законодательства, истцом не представлено объективных доказательств, подтверждающих законность вселения в спорную квартиру в качестве члена семьи нанимателя и факт ведения общего совместного хозяйства.
Суд считает, что обстоятельства возможного эпизодического проживания истца в разные периоды времени в спорном жилом помещении не могут свидетельствовать о соблюдении порядка и основания возникновения права пользования спорным жилым помещением, при этом суд учитывает, что О.Т.НА. постоянно зарегистрирована в другом регионе, по адресу: <адрес>, где проживает ее семья и указанное жилое помещение находится в общей совместной собственности истца и членов семьи истца.
Суд полагает, что расторжение брака О.Т.НБ. с супругом не может явиться безусловным основанием для признания ее членом семьи Н., проживавшей при жизни в другом регионе.
Довод истца о длительном проживании в спорной квартире, объективными данными не подтвержден, кроме того не является единственным и достаточным основанием для приобретения права на жилое помещение. Для вселения лица в качестве члена семьи необходимо волеизъявление нанимателя на постоянное проживание лица в качестве члена семьи и наделение указанным правом, тогда как следует из выписки из домовой книги, истец в спорном жилом помещении зарегистрирован никогда не был.
{Решение Октябрьского районного суда города Саранска от 24.10.2017 по делу N 2-2002/2017 {КонсультантПлюс}}
Регистрация лица по месту жительства по заявлению собственника жилого помещения или ее отсутствие не является определяющим обстоятельством для решения вопроса о признании его членом семьи собственника жилого помещения, так как согласно статье 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Наличие или отсутствие у лица регистрации в жилом помещении является лишь одним из доказательств по делу, которое подлежит оценке судом наряду с другими доказательствами.
Вселение в жилое помещение новых членов семьи нанимателя, согласно части 2 статьи 70 ЖК РФ, влечет за собой необходимость внесения соответствующих изменений в ранее заключенный договор социального найма жилого помещения в части указания таких лиц в данном договоре. Вместе с тем несоблюдение этой нормы само по себе не является основанием для признания вселенного члена семьи нанимателя не приобретшим права на жилое помещение при соблюдении установленного частью 1 статьи 70 ЖК РФ порядка вселения нанимателем в жилое помещение других граждан в качестве членов своей семьи (п. 27 Постановления).
Разрешая споры, связанные с признанием лица членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, судам необходимо учитывать, что круг лиц, являющихся членами семьи нанимателя, определен частью 1 статьи 69 ЖК РФ. К ним относятся:
а) супруг, а также дети и родители данного нанимателя, проживающие совместно с ним;
б) другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство.
Заочное решение Шатковского районного суда Нижегородской области от 07.08.2020 N 2-163/2020~М-121/2020 {КонсультантПлюс}
Напротив, как следует из пояснений Р.Т., допрошенной в суде первой инстанции, а также подтверждается сведениями поквартирной карточки, спорная квартира Р.Т. предоставлена по просьбе матери Б.Н. - Б.Л., поскольку последней негде было жить. После вселения Б.В. в спорную квартиру Р.Т. и на тот период времени (2002 год) ее несовершеннолетний сын М.А.А. выехали из данной квартиры и проживали в частном доме. Сыновья Р.Т. - Р.И., Р.Р. на момент вселения Б.В. не проживали в спорной квартире, жили и работали в других регионах.
Также в материалах дела не имеется доказательства того, что Р.Т. обращалась к наймодателю за согласием на вселение Б.В. в спорную квартиру в качестве членов своей семьи и такое согласие получено.
#специалисту по госзакупкам

Посмотреть ответ специалиста

Под дроблением закупок понимается закупка товара (работы, услуги) не в рамках, например, одного электронного аукциона, а по нескольким контрактам с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по цене не выше пределов, установленных для закупок малого объема.
Ограничение подобных действий ранее было предусмотрено Законом N 94-ФЗ в отношении одноименных товаров (работ, услуг). Закон N 44-ФЗ такое ограничение не устанавливает и не запрещает закупать эти товары (работы, услуги) неоднократно, в том числе у одного контрагента. Указанные выводы подтверждаются, например, Письмами ФАС России от 25.04.2017 N РП/27902/17, от 14.11.2019 N ИА/100041/19, Минфина России от 08.06.2022 N 24-01-07/54275, от 24.07.2017 N 24-05-09/47113). Кроме того, ФАС России указала: с одним контрагентом даже в течение одного дня можно заключить несколько контрактов с одним предметом, если это не нарушает положения ст. 16 Закона N 135-ФЗ.
Тем не менее искусственным дроблением закупки может быть признано заключение в течение непродолжительного времени контрактов по п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ на поставку одноименных товаров, содержащих идентичные условия и направленных на достижение единой хозяйственной цели. В отношении таких контрактов Верховный Суд РФ отметил, что они образуют единую сделку, искусственно раздробленную на несколько контрактов для формального соблюдения ограничений, установленных в Законе N 44-ФЗ (Постановление от 07.10.2019 N 73-АД19-2).
Напомним, что при осуществлении закупок для обеспечения государственных (муниципальных) нужд запрещены действия, которые приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок (ч. 2 ст. 8 Закона N 44-ФЗ). Эти действия могут повлечь негативные последствия, например штраф за неправильный выбор способа проведения закупки. Однако, по мнению Минфина России, принцип обеспечения конкуренции в случае дробления закупок не нарушается. При осуществлении закупок одноименных товаров, работ, услуг по п. п. 4, 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ этот принцип реализуется посредством установления в Законе N 44-ФЗ требований к цене и объему закупок (Письмо от 08.06.2022 N 24-01-07/54275).
Учитывая, что в данном случае, осуществляется ремонт по разным адресам, соответственно, не является одним предметом закупки, из чего следует отсутствие дробления закупки, в связи с чем, полагаем возможным заключение контракта с единственным поставщиком.
Обоснование
Положениями Закона N 44-ФЗ ограничения и запреты на осуществление заказчиками закупок одноименных товаров, работ, услуг у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании пунктов 4 и 5 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ не установлены.
Соответствующий запрет был предусмотрен утратившим силу с 1 января 2014 г. Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (в пунктах 14 и 14.1 части 2 статьи 55).
Аналогичный запрет в Законе N 44-ФЗ не устанавливался. В свою очередь Законом N 44-ФЗ в отношении случаев закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), предусмотренных пунктами 4 и 5 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ и содержащих максимальный размер цены заключаемого контракта, установлены определенные ограничения. Помимо максимальной цены контракта (600 тыс. рублей) по общему правилу также определены максимальная стоимостная доля таких закупок от совокупного годового объема закупок заказчика, их максимальный стоимостной объем в абсолютном выражении.
В этой связи заказчик вправе осуществлять закупки, в том числе одноименных товаров, работ, услуг, у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании пунктов 4 и 5 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ по общему правилу в пределах установленных Законом N 44-ФЗ максимальной цены контракта, максимальной стоимостной доли таких закупок от совокупного годового объема закупок заказчика, максимального стоимостного объема в абсолютном выражении.
Дополнительно следует отметить, что статья 8 Закона N 44-ФЗ, устанавливающая принцип обеспечения конкуренции в качестве принципа контрактной системы в сфере закупок, не содержит положений, влекущих невозможность осуществлять закупки одноименных товаров, работ, услуг, у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании пунктов 4 и 5 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ.
Согласно части 2 статьи 8 Закона N 44-ФЗ, запрещается совершение заказчиками любых действий, которые противоречат требованиям Закона N 44-ФЗ, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Так, условием, нарушающим предусмотренный Законом N 44-ФЗ принцип обеспечения конкуренции, является совершение заказчиком действий, которые противоречат установленным Законом N 44-ФЗ требованиям.
Учитывая отсутствие в Законе N 44-ФЗ требований о недопустимости осуществления заказчиком нескольких закупок одноименных товаров, работ, услуг у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании пунктов 4 и 5 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ, - нарушение принципа обеспечения конкуренции при осуществлении таких закупок на основании указанных пунктов отсутствует, поскольку отсутствует требование, противоречие которому бы допустил заказчик.
При этом в рассматриваемом случае принцип обеспечения конкуренции реализуется посредством установления в Законе N 44-ФЗ требований к максимальной допустимой цене контракта, к максимальной стоимостной доле таких закупок от совокупного годового объема закупок заказчика, к их максимальному стоимостному объему в абсолютном выражении.