#бухгалтеру бюджетной организации

Посмотреть ответ специалиста

Ознакомьтесь с мнением по данному вопросу: расходы на монтаж системы видеонаблюдения могут отражаться: по подстатье 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ (в части стоимости услуг по монтажу) и статье 310 "Увеличение стоимости основных средств" КОСГУ (в части отражения стоимости оконечных устройств системы видеонаблюдения, относящихся к категории ОС) в увязке с КВР 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг" (п. п. 10.2.6, 11.1 Порядка N 209н, п. 53.2.4.4 Порядка N 82н). При этом важно, чтобы соблюдались условия, указанные в письмах Минфина России от 10.02.2020 N 02-08-10/8681, от 12.09.2019 N 02-05-10/70992 (положения данного Письма, касающиеся Порядка N 132н, полагаем, можно учитывать в период действия Порядка N 82н): системы видеонаблюдения не являются единым инвентарным объектом; оборудование и расходные материалы закупает исполнитель; работы не относятся к производимым в целях капитальных вложений в объекты капстроительства;работы не предусмотрены договорами поставки либо договорами на строительство, реконструкцию, техническое перевооружение, дооборудование объектов.
Обоснование
По какому коду КОСГУ и КВР отражаются расходы на монтаж системы видеонаблюдения
Расходы на монтаж системы видеонаблюдения отразите:
1) по подстатье 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ (в части стоимости услуг по монтажу) и статье 310 "Увеличение стоимости основных средств" КОСГУ (в части отражения стоимости оконечных устройств системы видеонаблюдения, относящихся к категории ОС) в увязке с КВР 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг" (п. п. 10.2.6, 11.1 Порядка N 209н, п. 53.2.4.4 Порядка N 82н). При этом важно, чтобы соблюдались условия, указанные в письмах Минфина России от 10.02.2020 N 02-08-10/8681, от 12.09.2019 N 02-05-10/70992 (положения данного Письма, касающиеся Порядка N 132н, полагаем, можно учитывать в период действия Порядка N 82н):
- системы видеонаблюдения не являются единым инвентарным объектом;
- оборудование и расходные материалы закупает исполнитель;
- работы не относятся к производимым в целях капитальных вложений в объекты капстроительства;
- работы не предусмотрены договорами поставки либо договорами на строительство, реконструкцию, техническое перевооружение, дооборудование объектов;
2) по подстатье 228 "Услуги, работы для целей капитальных вложений" КОСГУ, если заключили отдельный договор на монтаж системы видеонаблюдения или ее оконечных устройств, который впоследствии увеличит или сформирует первоначальную стоимость основного средства (п. 10.2.8 Порядка N 209н, Письма Минфина России от 10.02.2020 N 02-08-10/8681, от 24.07.2019 N 02-08-10/55310). Указанные затраты отражайте в увязке с КВР:
- 243"Закупка товаров, работ и услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества", если проводится установка (монтаж) в рамках капремонта в целях капвложений (п. 53.2.4.3Порядка N 82н);
- 244"Прочая закупка товаров, работ и услуг", если расходы не связаны с капстроительством объекта ОС (п. 53.2.4.4Порядка N 82н);
- 407"Строительство (реконструкция) объектов недвижимого имущества государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями", если расходы бюджетного (автономного) учреждения связаны с реализацией бюджетных инвестиций, включенных в сводный сметный расчет стоимости капстроительства (п. 53.4.2Порядка N 82н);
- 414"Бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности", если расходы казенного учреждения связаны с бюджетными инвестициями, включенными в сводный сметный расчет стоимости капитального строительства (п. 53.4.3.4Порядка N 82н).
Если вы ранее по договору поставки (без монтажа) приобрели оконечные устройства системы видеонаблюдения, требующие монтажа, то учитывайте их в составе материальных запасов, пока не смонтируете (п. 99 Инструкции N 157н). Расходы на их приобретение отразите по подстатье 347 "Увеличение стоимости материальных запасов для целей капитальных вложений" КОСГУ. Затраты отразите по КВР 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг" (п. 11.4.7 Порядка N 209н, п. 53.2.4.4 Порядка N 82н);
3) по подстатье 225 "Работы, услуги по содержанию имущества" КОСГУ, если заключили договор на проведение ремонтных работ (капитальный или текущий), реставрацию, который предусматривает установку системы видеонаблюдения. Затраты отражайте в увязке с КВР 243 "Закупка товаров, работ и услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества" (при капитальном ремонте) или 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг" (при текущем ремонте) (п. 10.2.5 Порядка N 209н, п. п. 53.2.4.3, 53.2.4.4 Порядка N 82н).
В целях бухгалтерского (бюджетного) учета смонтированные оконечные устройства системы видеонаблюдения после ввода в эксплуатацию учитывайте в составе основных средств (п. 10 Федерального стандарта N 257н). При разъяснении применения КВР по Порядку N 132н на это указывал Минфин России в Письме от 12.09.2019 N 02-05-10/70992. Положения данного Письма, полагаем, можно учитывать и в период действия Порядка N 82н.
К какой амортизационной группе отнести систему видеонаблюдения
Систему видеонаблюдения, как правило, нельзя отнести к одной определенной амортизационной группе, так как отдельные ее части (оконечные устройства системы) имеют разный срок полезного использования и учитываются как самостоятельные инвентарные объекты (Письма Минфина России от 19.11.2024 N 02-07-08/114865, от 29.01.2019 N 02-06-10/5107, от 20.07.2016 N 02-07-10/42570).
К оконечным устройствам системы видеонаблюдения, в зависимости от ее комплектации, относятся видеокамеры, мониторы, пульты охраны, компьютеры и прочие объекты, поэтому учитывайте их отдельно.
Например, согласно Классификации основных средств камера видеонаблюдения относится к третьей амортизационной группе, а компьютер - ко второй.
По какому коду КОСГУ и КВР отражать расходы на приобретение видеокамеры и монтаж системы видеонаблюдения
Так как видеокамера является самостоятельным инвентарным объектом, расходы на ее приобретение отразите по статье 310 "Увеличение стоимости основных средств" КОСГУ (п. 11.1 Порядка N 209н).
Если приобретаете по отдельному договору (без монтажа) комплектующие, детали системы видеонаблюдения (например, соединительные кабели, кабель-каналы, крепления), такие расходы отразите по подстатье 347 "Увеличение стоимости материальных запасов для целей капитальных вложений" КОСГУ (п. 99 Инструкции N 157н, п. 11.4.7 Порядка N 209н).
В обоих случаях для отражения расходов применяйте КВР 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг" (п. 53.2.4.4 Порядка N 82н).
Как правило, установку системы видеонаблюдения осуществляют сторонние организации, и делают они это из материалов (комплектующих) и оборудования, не принадлежащих заказчику.
Если установка системы видеонаблюдения включена в общую стоимость строительства объекта недвижимости, то все расходы отразите по статье 310 КОСГУ. Оборудование (оконечные устройства системы видеонаблюдения) учтите в составе основных средств отдельно от объекта недвижимости как самостоятельные инвентарные объекты, а монтажные работы по установке отнесите на стоимость объекта недвижимости (п. 45 Инструкции N 157н, Письма Минфина России от 29.01.2019 N 02-06-10/5107, от 20.07.2016 N 02-07-10/42570).
Установку системы видеонаблюдения по договору (контракту) на дооборудование (реконструкцию), техническое перевооружение, расширение, модернизацию объекта недвижимости отразите по статье 310 КОСГУ, а оборудование (оконечные устройства системы) также учтите отдельно от недвижимости (п. 11.1 Порядка N 209н).
По какой подстатье КОСГУ отражать расходы на модернизацию системы видеонаблюдения Расходы на проведение работ по модернизации системы видеонаблюдения отнесите на подстатью 228 "Услуги, работы для целей капитальных вложений" КОСГУ (за исключением стоимости основных средств, необходимых для проведения модернизации и поставляемых исполнителем). Это прямо предусмотрено п. 10.2.8 Порядка N 209н). |
По какой подстатье КОСГУ отражать расходы на услуги видеонаблюдения Так как услуга видеонаблюдения, оказываемая сторонней организацией, относится к охранным, расходы отнесите на подстатью 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ в увязке с КВР 244 (п. 10.2.6 Порядка N 209н, п. 53.2.4.4 Порядка N 82н). |
По какой подстатье КОСГУ отражать расходы на ремонт системы видеонаблюдения Расходы на ремонт системы видеонаблюдения отражайте по подстатье 225 "Работы, услуги по содержанию имущества" КОСГУ (п. 10.2.5 Порядка N 209н). |
Системы ставятся в существующем здании
Проектирование и монтаж систем в уже существующем здании, вне работ по строительству или реконструкции здания отражаются по КОСГУ 226 "Прочие работы, услуги" (п. 10.2.6 Порядка N 209н), КВР 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг" (п. 53.2.4.4 Порядка N 82н).
Приобретение материальных запасов для монтажа систем - кабелей, проводов, розеток, если они выделены отдельной строкой в документах подрядчика или приобретаются у другого поставщика, учитывается по КОСГУ 344 "Увеличение стоимости строительных материалов" или КОСГУ 346 "Увеличение стоимости прочих материальных запасов" (п. 11.4.4, 11.4.6 Порядка N 209н), КВР 244.
Оконечные приборы принимаются к учету как отдельные основные средства по КОСГУ 310 "Увеличение стоимости основных средств" (п. 11.1 Порядка N 209н), КВР 244.
Если, согласно учетной политике, основные средства, входящие в систему видеонаблюдения, учитываются как комплекс инвентарных объектов, они также принимаются к учету по КОСГУ 310, КВР 244. Работы по проектированию и монтажу - КОСГУ 226, КВР 244.
Кроме того, работы по проектированию и монтажу систем могут осуществляться в рамках капитального ремонта здания. В этом случае они учитываются по КОСГУ 226, КВР 243 "Закупка товаров, работ и услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества" (п. 53.2.4.3 Порядка N 82н). Материальные запасы, закупаемые в рамках капитального ремонта, учитываются по КОСГУ 344/346, КВР 244.
#бухгалтеру

Посмотреть ответ специалиста

Состав комиссии определяет руководитель организации.
При этом для разных видов ОС могут быть сформированы разные составы комиссий (для приема и списания недвижимости - один состав, оборудования - другой и т.д.). В комиссию обычно включают: представителей администрации организации; технических специалистов (инженеров, строителей, энергетиков, механиков, наладчиков и т.д.), обладающих специальными знаниями и опытом, которые могут оценить состояние ОС, проверить его работоспособность, готовность к эксплуатации, целесообразность восстановления, необходимость списания и т.д.; специалистов в других областях (экономистов, технологов, начальников производств и проч.), которые могут планировать и просчитывать экономические выгоды от использования или выбытия ОС; работников бухгалтерии, знающих правила документирования, оценки и учета ОС. В состав комиссии включают как минимум двух человек (члены комиссии). Возглавляет ее работу председатель, которым может быть назначен любой работник организации.
Для списания неиспользуемых, пришедших в негодность, морально устаревших ОС подготовьте заключение комиссии о невозможности или нецелесообразности их дальнейшего использования и отсутствии возможности продажи. Заключение комиссии о списании ОС составьте в произвольной форме. Если такое заключение содержится в иных документах, оформленных комиссией по результатам осмотра ОС, например в дефектной ведомости, то отдельный документ можно не оформлять. На основании заключения издайте приказ руководителя о списании объекта ОС. Такой приказ составляют в произвольной форме. Если на момент издания приказа объект еще используется, то дополнительно составьте документ, свидетельствующий о его фактическом выводе из эксплуатации (например, акт о переводе объекта ОС на ликвидацию) (Рекомендация Р-27/2012-КпР "Ликвидация основных средств с длительным демонтажом"). Форму такого документа разработайте самостоятельно. В случае списания зданий в бухгалтерию вместе с актом также передается документ, подтверждающий снятие его с учета в Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестре); а при списании технических средств (тракторов, комбайнов и др.) - документ, подтверждающий снятие объекта с учета в Гостехнадзоре. В случае списания автотранспортного средства в бухгалтерию вместе с актом также передается документ, подтверждающий снятие его с учета в Госавтоинспекции.
Обоснование
Ликвидацию (демонтаж, утилизацию) основных средств проводят по решению руководителя организации, основанному на заключении специальной комиссии.
В ее состав могут входить главный бухгалтер (бухгалтер) и лица, на которых возложена ответственность за сохранность объектов основных средств.
Ликвидация основного средства - это действия, в результате которых ОС физически прекращает существование полностью (полная ликвидация) или частично (частичная ликвидация), то есть демонтаж, разборка на запчасти и тому подобные мероприятия.
Утилизацией обычно называют ликвидацию, в ходе которой получают материальные ценности, которые сдаются для последующей переработки специализированным организациям или используются внутри организации.
Ликвидацию (демонтаж, утилизацию) основных средств проводят по решению руководителя организации, основанному на заключении специальной комиссии. Решение оформляют приказом. Такой приказ составляют в произвольной форме. Рекомендуем включить в него обязательные реквизиты первичного учетного документа (в частности, отметку о списании и подпись лица, ответственного за оформление) - тогда вы сможете выведенный из эксплуатации объект списать с учета непосредственно на основании приказа (пп. "г" п. 9 ФСБУ 27/2021 "Документы и документооборот в бухгалтерском учете").
Если объект на момент издания приказа еще используется или приказ не содержит всех необходимых реквизитов, то дополнительно к приказу составьте документ, свидетельствующий о фактическом выводе ОС из эксплуатации (например, акт о переводе объекта ОС на ликвидацию) (п. 5 Рекомендации Р-27/2012-КпР "Ликвидация основных средств с длительным демонтажом"). Спишите объект с учета на основании приказа и (или) акта.
Оформляйте демонтаж (разборку) объекта актами о завершении очередного этапа работ, а если этапов не предусмотрено, то актами, составляемыми на конец каждого отчетного периода (п. 7 Рекомендации Р-27/2012-КпР "Ликвидация основных средств с длительным демонтажом"). В случае выполнения работ по ликвидации собственными силами документы обычно подписывают руководители организации и структурного подразделения, выполнившего работы.
По окончании ликвидации составьте и утвердите у руководителя акт, подтверждающий ликвидацию объекта (групп объектов). Документ можно составить по формам N ОС-4 (N ОС-4а, N ОС-4б) или использовать самостоятельно разработанную форму (п. 6 Рекомендации Р-27/2012-КпР "Ликвидация основных средств с длительным демонтажом").
Порядок заполнения актов на списание основных средств по различным формам (N N ОС-4, ОС-4а, ОС-4б) практически одинаковый. В них надо указать первоначальную (переоцененную) стоимость ОС, сумму начисленной амортизации, а также сведения о затратах на ликвидацию объекта и стоимости извлеченных ценностей.
Частичную ликвидацию основных средств оформляют в общем порядке, но с учетом следующих особенностей:
- документ о выводе из эксплуатации составьте на выбывающую часть, если объект в целом из эксплуатации не выводится;
- в инвентарную карточку (книгу) внесите сведения об изменении первоначальной стоимости ОС. Если вы ведете инвентарную карточку по унифицированной форме N ОС-6, то заполните разд. 5 карточки.
Применяемые формы первичных учетных документов утвердите в учетной политике.
В самостоятельно разработанные формы не забудьте включить все обязательные реквизиты.
Для ликвидации объекта, учтенного в составе ОС, рекомендуем сделать следующее.
1. Оформите приказом руководителя создание ликвидационной комиссии. Советуем включить в нее главного бухгалтера и должностных лиц, ответственных за сохранность объектов ОС. Дополнительно можно привлечь сторонних специалистов (например, специалистов по оценке).
2. Составьте заключение ликвидационной комиссии о невозможности дальнейшего использования объекта недвижимости. В заключении важно указать:
- причину ликвидации объекта недвижимости;
- возможность использования материалов и отдельных конструктивных деталей ликвидируемого объекта и их текущую рыночную стоимость, а также предполагаемую величину затрат на их извлечение, подготовку к продаже и продажу.
В дальнейшем комиссия может собираться на каждую отчетную дату, чтобы проверить, не изменилась ли текущая рыночная стоимость извлекаемых ценностей и величина предполагаемых затрат, и при необходимости составить дополнительное заключение.
3. Оформите приказ руководителя организации о ликвидации объекта. Если объект уже выведен из эксплуатации (находится на консервации), то спишите объект с учета на основании этого документа.
4. Дополнительно к приказу составьте документ, свидетельствующий о фактическом выводе ОС из эксплуатации (например, акт о переводе объекта ОС на ликвидацию). Объект недвижимости спишите с учета на основании этого документа (Рекомендация Р-27/2012-КпР "Ликвидация основных средств с длительным демонтажом", ч. 4 ст. 9 Закона о бухгалтерском учете). Рекомендация Р-27/2012-КпР основана на положениях утратившего силу ПБУ 6/01 "Учет основных средств", однако, по нашему мнению, она актуальна и при применении ФСБУ 6/2020 "Основные средства".
5. Оформляйте демонтаж (разборку) объекта документами о завершении очередного этапа работ, а если этапов не предусмотрено, то документами, составляемыми на конец каждого отчетного периода. Можно использовать формы КС-2 и КС-3 или самостоятельно разработанные формы (Рекомендация Р-27/2012-КпР "Ликвидация основных средств с длительным демонтажом", ч. 4 ст. 9 Закона о бухгалтерском учете). В случае выполнения работ по ликвидации собственными силами документы обычно подписывают руководители организации и структурного подразделения, выполнившего работы.
6. В процессе фактической ликвидации приходуйте на склад извлеченные материальные ценности, пригодные к дальнейшему использованию, на основании акта по форме N М-35 или иного документа, разработанного самостоятельно (ч. 4 ст. 9 Закона о бухгалтерском учете).
7. По окончании ликвидации составьте и утвердите у руководителя акт о списании объекта. Документ можно составить по форме N ОС-4 или использовать самостоятельно разработанную форму (Рекомендация Р-27/2012-КпР "Ликвидация основных средств с длительным демонтажом", ч. 4 ст. 9 Закона о бухгалтерском учете).
8. На основании утвержденного акта о списании сделайте отметку в инвентарной карточке объекта.
Перед утилизацией компьютерной техники невозможность ее дальнейшего использования и нецелесообразность ремонта определяются, как правило, комиссией. В ее состав могут входить главный бухгалтер (бухгалтер) и лица, на которых возложена ответственность за сохранность объектов основных средств. Данный порядок, по нашему мнению, следует соблюдать также в случае, если стоимость техники была несущественна и она была учтена в расходах (п. п. 4, 5, 40 ФСБУ 6/2020 "Основные средства", утв. Приказом Минфина России от 17.09.2020 N 204н, п. 7.4 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации", утв. Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н).
Частичную ликвидацию можно оформить актом или бухгалтерской справкой. Укажите в них первоначальную стоимость и накопленную амортизацию, приходящиеся на ликвидируемую часть ОС. Остаточную стоимость ликвидируемой части в бухгалтерском и налоговом учете спишите в расходы. Оставшуюся часть стоимости ОС в налоговом учете продолжайте амортизировать по ранее установленной норме (Письмо Минфина от 15.12.2016 N 03-03-06/1/75343).
#кадровику

Посмотреть ответ специалиста

Ознакомьтесь с мнением по данному вопросу.
Работнику-пенсионеру по старости (по возрасту) полагается отпуск без сохранения заработной платы продолжительностью до 14 календарных дней в году. Вы обязаны его предоставить такому работнику по его письменному заявлению (ч. 2 ст. 128 ТК РФ).
По мнению Роструда, вы обязаны предоставить работнику-пенсионеру по старости (по возрасту) указанный отпуск любой минимальной продолжительности, в том числе на несколько часов (Письмо Роструда от 01.09.2023 N ПГ/18132-6-1).Если он просит больше, то все, что сверх 14 дней, предоставьте, только если согласны. Исключение - если есть другие, кроме пенсионного возраста, обстоятельства для отпуска за свой счет, когда ваше согласие не требуется. Учитывая изложенное, полагаем, что работнику-пенсионеру по старости (по возрасту) полагается отпуск без сохранения заработной платы продолжительностью до 14 календарных дней в году (ч. 2 ст. 128 ТК РФ).
Обоснование
Какой продолжительности работающему пенсионеру полагается отпуск без сохранения заработной платы
Работнику-пенсионеру по старости (по возрасту) полагается отпуск без сохранения заработной платы продолжительностью до 14 календарных дней в году. Вы обязаны его предоставить такому работнику по его письменному заявлению (ч. 2 ст. 128 ТК РФ).
По мнению Роструда, вы обязаны предоставить работнику-пенсионеру по старости (по возрасту) указанный отпуск любой минимальной продолжительности, в том числе на несколько часов (Письмо Роструда от 01.09.2023 N ПГ/18132-6-1).
Если он просит больше, то все, что сверх 14 дней, предоставьте, только если согласны. Исключение - если есть другие, кроме пенсионного возраста, обстоятельства для отпуска за свой счет, когда ваше согласие не требуется.
Какие возможны риски, если не предоставить работающему пенсионеру положенные отпуска
Для вас возможны, в частности, риски:
- административной ответственности поч. 1,2 ст. 5.27КоАП РФ - например, если вы откажете пенсионеру по возрасту в отпуске за свой счет продолжительностью до 14 календарных дней в году;
- административной ответственности поч. 1 ст. 5.31КоАП РФ - если откажете пенсионеру в отпуске, который ему полагается по условиям коллективного договора;
- материальной ответственности в виде денежной компенсации морального вреда работнику в соответствии сост. 237ТК РФ - например, если откажетесь предоставить работающему пенсионеру, являющемуся инвалидом, ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью минимум 30 календарных дней.
Отпуск за свой счет: основания и оформление
Предоставить отпуск без сохранения зарплаты по семейным обстоятельствам или по другой причине можно любому работнику на любой срок - один или несколько дней, месяц, год, максимальная продолжительность отпуска не ограничена. Праздники и выходные входят в число дней отпуска и не продлевают его (ст. 128 ТК РФ).
Работодатель обязан предоставить неоплачиваемый отпуск:
- на свадьбу, при рождении ребенка -5календарных дней
- в связи со смертьюблизкого родственника-5календарных дней
- пенсионеру -14календарных дней в году
- инвалиду -60календарных дней в году
- ветерану боевых действий -35календарных дней в году
- обучающимся по очной форме
Женщинам с детьми до 14 лет, многодетным матерям и отцам неоплачиваемый отпуск в удобное для них время предоставляют, только если это предусмотрено коллективным договором (ст. 263 ТК РФ).
Вы вправе отказать в предоставлении отпуска за свой счет без объяснения причин, если по закону он работнику не положен.
Для оформления отпуска любой продолжительности, в том числе на один день, нужны заявление работника и приказ. Срок подачи заявления законом не установлен, можете закрепить его в ЛНА.
Если человек передумал идти в уже оформленный отпуск, возьмите с работника заявление об отмене отпуска и издайте приказ об отмене приказа на отпуск.
Для досрочного выхода из отпуска нужны заявление работника и приказ о прекращении отпуска.
В табеле учета рабочего времени дни отпуска за свой счет отмечайте кодом "ДО" или "16". А отпуска, которые вы обязаны предоставить, - кодом "ОЗ" или "17".
Как предоставить отпуск на несколько часов Работнику, которому отпуск за свой счет положен по закону, нельзя отказать в использовании этого отпуска частями, в том числе по несколько часов. Остальным работникам вы можете, но не обязаны предоставить такой отпуск (Письмо Роструда от 01.09.2023 N ПГ/18132-6-1). Дополните разд. "Б" и "В" приказа Т-6 строкой для указания количества часов. В табеле часы отпуска отмечайте кодом "ДО" или "16" либо "ОЗ" или "17", отработанные часы - кодом "Я" или "01". Работу за день оплатите пропорционально отработанным часам. |
#юристу

Посмотреть ответ специалиста

К поручителю, исполнившему обязательство, переходят права кредитора по этому обязательству и права, принадлежавшие кредитору как залогодержателю, в том объеме, в котором поручитель удовлетворил требование кредитора.
На государственную регистрацию перехода прав залога должны быть представлены заявление заинтересованного лица (поручителя) и документ, подтверждающий исполнение обязательства (например, платежные документы). Какого-либо соглашения между поручителем, исполнившим обязательство, и залогодержателем для внесения изменений в запись об ипотеке не требуется.
Если права по договору об ипотеке перешли не в порядке уступки требования, а по иным основаниям, установленным законом, новый залогодержатель вправе потребовать от учреждения юстиции внесения изменений в регистрационную запись на основании одного лишь своего собственного заявления
Обоснование
Права поручителя, исполнившего обязательство
1. К поручителю, исполнившему обязательство, переходят права кредитора по этому обязательству и права, принадлежавшие кредитору как залогодержателю, в том объеме, в котором поручитель удовлетворил требование кредитора. Поручитель также вправе требовать от должника уплаты процентов на сумму, выплаченную кредитору, и возмещения иных убытков, понесенных в связи с ответственностью за должника.
2. По исполнении поручителем обязательства кредитор обязан вручить поручителю документы, удостоверяющие требование к должнику, и передать права, обеспечивающие это требование.
3. Правила, установленные настоящей статьей, применяются, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором поручителя с должником и не вытекает из отношений между ними. § 5 гл. 23 ГК РФ {КонсультантПлюс}
Поручитель не может осуществлять перешедшее к нему право во вред кредитору, получившему лишь частичное исполнение. Например, при недостаточности полученных при реализации предмета залога средств для удовлетворения требований как кредитора, так и исполнившего поручителя либо при недостаточности имущества другого раздельного поручителя кредитор имеет преимущество при удовлетворении требований за счет предмета залога (то есть правила о пропорциональном распределении вырученных средств между созалогодержателями применению не подлежат) либо за счет имущества другого раздельного поручителя. Иной порядок и очередность удовлетворения требований кредитора и поручителя (поручителей) могут определяться соглашением между ними (п. 4 ст. 364 ГК РФ).
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.12.2020 N 45 "О некоторых вопросах разрешения споров о поручительстве" {КонсультантПлюс}
Законом предусмотрен ряд случаев, когда правопреемство происходит автоматически при наступлении определенных обстоятельств. Чаще всего это касается договорных обязательств. Например: · исполнение обязанности должника его поручителем. По общему правилу поручитель в такой ситуации становится преемником в правах кредитора по исполненному обязательству и в правах, принадлежавших прежнему кредитору как залогодержателю. Если вы получили исполнение от поручителя своего должника, то указанные права перейдут от вас к поручителю в том объеме, в котором он удовлетворил ваши требования (п. 1 ст. 365, пп. 3 п. 1 ст. 387 ГК РФ). К исполнившему обязательство поручителю переходит в том числе право требовать уплаты договорных процентов, например за пользование займом, неустойки за нарушение денежного обязательства по день уплаты средств должником, а если такая неустойка не предусмотрена законом или договором - процентов по ст. 395 ГК РФ. Вместо суммы, определенной в таком порядке, поручитель может потребовать от должника сумму фактически уплаченного кредитору, а также проценты по ст. 395 ГК РФ, начисленные на эту сумму (п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.12.2020 N 45);
Готовое решение: Что такое сингулярное правопреемство и в каких случаях оно происходит (КонсультантПлюс, 2025) {КонсультантПлюс}
При переходе прав по основному обязательству, обеспеченному ипотекой, от кредитора, выступающего в качестве залогодержателя, к другому лицу по основаниям, указанным в законе, иным чем на основании уступки прав требования, к этому лицу также переходят права по договору об ипотеке. Такое лицо вправе потребовать от учреждения юстиции регистрации перехода к нему прав по договору об ипотеке при представлении документов, подтверждающих переход к нему прав по основному обязательству, обеспеченному этой ипотекой. ...
В соответствии с пунктом 1 статьи 365 ГК РФ к поручителю, исполнившему обязательство должника, переходят права кредитора по этому обязательству и права, принадлежавшие кредитору как залогодержателю, в том объеме, в котором поручитель удовлетворил требование кредитора. Соответственно, к банку помимо права подрядчика по основному обязательству, вытекающему из договора подряда, также перешли и права по договору об ипотеке, обеспечивающему исполнение этого обязательства.
Учреждение юстиции отказало банку в приеме у него документов на внесение изменений в регистрационную запись в части указания банка в качестве нового залогодержателя по договору ипотеки, сославшись на то, что с соответствующим заявлением к нему должен также обратиться и первоначальный залогодержатель, права которого перешли к банку.
Арбитражный суд заявление удовлетворил, указав, что если права по договору об ипотеке перешли не в порядке уступки требования, а по иным основаниям, установленным законом, новый залогодержатель вправе потребовать от учреждения юстиции внесения изменений в регистрационную запись на основании одного лишь своего собственного заявления.
Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 28.01.2005 N 90 <Обзор практики рассмотрения арбитражными судами споров, связанных с договором об ипотеке> {КонсультантПлюс}
Ответ: На государственную регистрацию должны быть представлены заявление заинтересованного лица (поручителя) и документ, подтверждающий исполнение обязательства (например, платежные документы). Какого-либо соглашения между поручителем, исполнившим обязательство, и залогодержателем для внесения изменений в запись об ипотеке не требуется.
Обоснование: В соответствии со ст. 365 Гражданского кодекса РФ к поручителю, исполнившему обязательство, переходят права кредитора по этому обязательству и права, принадлежавшие кредитору как залогодержателю, в том объеме, в котором поручитель удовлетворил требование кредитора.
На основании п. 2 ст. 387 ГК РФ к отношениям, связанным с переходом прав на основании закона, применяются правила ГК РФ об уступке требования (ст. ст. 388 - 390), если иное не установлено ГК РФ, другими законами или не вытекает из существа отношений.
Согласно разъяснениям, изложенным в п. п. 13, 14 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 28.01.2005 N 90 "Обзор практики рассмотрения арбитражными судами споров, связанных с договором ипотеки", переход прав по договору об ипотеке должен быть зарегистрирован в порядке, установленном для регистрации этого договора. При переходе прав по основному обязательству, обеспечиваемому ипотекой, от кредитора, выступающего в качестве залогодержателя, к другому лицу по основаниям, указанным в законе, иным, чем на основании уступки прав требования, к этому лицу также переходят права по договору об ипотеке. Такое лицо вправе потребовать от учреждения юстиции регистрации перехода к нему прав по договору об ипотеке при представлении документов, подтверждающих переход к нему прав по основному обязательству, обеспеченному этой ипотекой.
Следовательно, поручитель вправе обратиться на основании документов, подтверждающих исполнение обеспеченного ипотекой обязательства, с заявлением о внесении изменений в регистрационную запись об ипотеке и приложением документов, подтверждающих исполнение.
Вместе с тем в Письме Минэкономразвития России от 01.08.2017 N ОГ-Д23-8967 (направлено Письмом Росреестра от 10.08.2017 N 14-09753-ГЕ/17) высказана позиция о необходимости при государственной регистрации смены залогодержателя проводить регистрационные действия на основании совместного заявления прежнего кредитора и лица, которому передано (перешло) право (требование) по соответствующей сделке (нового залогодержателя).
Однако в судебной практике высказана позиция о том, что достаточно заявления нового залогодержателя с приложением документов, подтверждающих переход к нему прав по основному обязательству (см. Пост. Третьего арб. апелляционного суда от 09.08.2019 по делу N А33-29339/2018).
{Вопрос: Какие документы должны быть представлены в орган регистрации прав поручителем, исполнившим обеспеченное ипотекой обязательство за должника, для внесения в ЕГРН данных о нем как о залогодержателе? (Консультация эксперта, Управление Росреестра по Красноярскому краю, 2020) {КонсультантПлюс}}
#специалисту по госзакупкам

Посмотреть ответ специалиста

За нарушение сроков начисляется штраф, как указано вами в вопросе. Неустойки и штрафы списываются, если общая сумма штрафов и неустоек составляет не более 5%.
Списание неустойки и штрафов по Постановлению Правительства РФ от 04.07.2018 N 783 , является обязанностью заказчика, если контракт исполнен в полном объеме, а наличие неустоек и штрафов документально подтверждено, согласно Письму Минфина России от 02.02.2024 N 24-06-06/8447 и Письму Минфина России от 11.01.2024 N 24-06-06/812.
Практика рассмотрения ФАС также признает списание неустоек и штрафов законным, например, в Решении Пермского УФАС России от 19.07.2024 N 173{КонсультантПлюс}.
Обоснование
Списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) осуществляется по контрактам, обязательства по которым исполнены в полном объеме, за исключением некоторых контрактов.
Списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) осуществляется заказчиком в следующих случае и порядке:
а) если общая сумма начисленных и неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) не превышает 5 процентов цены контракта, заказчик осуществляет списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) за исключением случаев, предусмотренных подпунктами "в" - "д" настоящего пункта;
б) если общая сумма начисленных и неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) превышает 5 процентов цены контракта, но составляет не более 20 процентов цены контракта, заказчик осуществляет списание 50 процентов начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) при условии уплаты 50 процентов начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней), за исключением случаев, предусмотренных подпунктами "в" - "д" настоящего пункта;
Постановление Правительства РФ от 04.07.2018 N 783{КонсультантПлюс}
Пунктом 3 Правил установлены случаи и порядок списания заказчиком начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней).
Списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) осуществляется на основании учетных данных заказчика, имеющих документальное подтверждение. Заказчик в целях списания начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) обеспечивает сверку расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по начисленным и неуплаченным суммам неустоек (штрафов, пеней) (пункт 4 Правил).
Основания для принятия решения о списании начисленной и неуплаченной суммы неустоек (штрафов, пеней) при наличии документа о подтвержденных сторонами контракта расчетах по начисленной и неуплаченной сумме неустоек (штрафов, пеней) определены пунктом 5 Правил.
В случае если поставщик (подрядчик, исполнитель) не подтвердил наличие начисленной и неуплаченной суммы неустоек (штрафов, пеней), принятие решения об их списании не допускается (пункт 7 Правил).
В письменных пояснениях заказчик указал, что 21.02.2024 подрядчику направлена претензия N 108 о сроках выполнения работ. Подрядчик приступил к работам, но в связи с неблагоприятными погодными условиями в сроки не укладывался. 26.03.2024 в адрес заказчика от подрядчика поступило письмо о продлении срока выполнения работ. В связи с тем, что срок выполнения работ относится к существенным условиям контракта, заказчик обращался в ФХУ с просьбой разрешить продлить сроки выполнения работ и исполнения договора, вместе с тем от ФХУ получен отказ. 07.05.2024 в адрес подрядчика направлена еще одна претензия N 271 о сроках проведения работ. 24.05.2024 подрядчику направлена претензия N 311 об уплате пеней. Подрядчик завершил выполнение работ с опозданием. Акт о приемке подписан заказчиком 27.05.2024. На основании п. 3 пп. а Постановления Правительства РФ от 04.07.2018 N 783 "О списании начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком сумм неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом", списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) осуществляется заказчиком в следующих случае и порядке:
а) если общая сумма начисленных и неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) не превышает 5 процентов цены контракта, заказчик осуществляет списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) за исключением случаев, предусмотренных пп. "в" - "д" настоящего пункта.
Заказчиком было принято решение списать начисленную и неуплаченную неустойку.
Таким образом, поскольку в рамках исполнения контракта заказчиком начисленная неустойка списана, обязанность по размещению информации о применении в отношении подрядчика неустойки в реестровой записи контракта отсутствует.