#бухгалтеру бюджетной организации

Посмотреть ответ специалиста

Однодневная командировка - это поездка работника для выполнения служебного поручения в местность, откуда он может ежедневно возвращаться к месту жительства (ст. 166 ТК РФ, п. 11 Положения о командировках).
Оформляется однодневная командировка так же, как и обычная (многодневная) командировка.
При направлении работника в служебную командировку в общем случае оформляйте в электронном виде решение о командировании на территории РФ (ф. 0504512) или решение о командировании на территорию иностранного государства (ф. 0504515). Кроме того, вы можете оформить приказ о направлении работника в командировку (форма N Т-9 или N Т-9а). Однако, по мнению Минфина, когда формируют решение о командировании (ф. 0504512), издавать такой приказ нет необходимости. Считаем, что это разъяснение ведомства применимо, и когда оформляют решение о командировании (ф. 0504515) (Методические указания N 52н, Письмо Минфина от 15.03.2023 N 02-07-10/22153).
В табеле учета использования рабочего времени (форма N 0504421) дни нахождения работника в командировке обозначайте буквенным кодом "К".
После возвращения из командировки работник в течение трех рабочих дней должен отчитаться о суммах, которые потратил, пока в ней находился (п. 26 Положения о командировках).
Создавайте отчет (ф. 0504520) на основании электронных документов, по которым было принято решение о выдаче денежных средств под отчет (Методические указания N 52н).
Документы-основания:
- для учета расчетов по командировочным расходам - на основании:
- решения о командировании на территории Российской Федерации (ф. 0504512);
- изменения решения о командировании на территории Российской Федерации (ф. 0504513);
- решения о командировании на территорию иностранного государства (ф. 0504515);
- изменения решения о командировании на территорию иностранного государства (ф. 0504516);
С учетом изложенного, при однодневной командировке применяются решение о командировании и отчет о расходах подотчетного лица. В Решение о командировании (ф. 0504512) и Отчет (ф. 0504520) о командировании будут вноситься нулевые сведения в части расходов. Дополнительных разъяснений не обнаружено.
Обоснование
Как оформить, оплатить и учесть однодневную командировку (для бюджетной организации)
Однодневная командировка - это поездка работника для выполнения служебного поручения в местность, откуда он может ежедневно возвращаться к месту жительства (ст. 166 ТК РФ, п. 11 Положения о командировках).
Оформляется однодневная командировка так же, как и обычная (многодневная) командировка.
Оплачивать однодневную командировку надо так.
Если день, в который работник направлен в однодневную командировку, является:
- рабочим, то работник получает за этот день средний заработок (п. 9 Положения о командировках);
- выходным или праздником, то работник получает оплату за работу в выходной (нерабочий праздничный) день.
Также при однодневных командировках работодатель обязан возместить командированному работнику документально подтвержденные расходы (ст. 168 ТК РФ, п. п. 1, 3 Постановления Правительства РФ от 02.10.2002 N 729, Письмо Минтруда от 28.11.2013 N 14-2-242):
- на проезд, в том числе автомобильным транспортом (кроме такси). Расходы на услуги такси возмещаются, если они произведены с разрешения или ведома работодателя;
- другие расходы, связанные с командировкой и понесенные с разрешения работодателя.
Порядок и размеры возмещения расходов определяются нормативными правовыми актами Правительства РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления (ч. 2, 3 ст. 168 ТК РФ, п. 11 Положения о командировках).
Суточные при однодневных командировках:
1) по РФ - не выплачиваются (п. 11 Положения о командировках, Письмо Минфина от 03.11.2020 N 03-03-06/1/95840);
2) за пределы РФ - выплачиваются в размере 50% от суммы суточных для загранкомандировок, установленных нормативными правовыми актами Правительства РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления (ч. 2, 3 ст. 168 ТК РФ, п. 20 Положения о командировках).
При направлении работника в командировку и отражении затрат в бухгалтерском (бюджетном) учете применяются формы первичных учетных документов, утвержденные Приказом Минфина России от 30.03.2015 N 52н. Приказом Минфина России от 15.06.2020 N 103н (далее - Приказ N 103н) внесены изменения в формы "первички", в том числе касающиеся командировок.
Принятие решения работодателя о направлении работника в командировку на территории РФ для выполнения служебного задания (служебного поручения) оформляется Решением о командировании на территории Российской Федерации (ф. 0504512) (далее - Решение (ф. 0504512)). Форма приведена в Приложении N 1 к Изменениям в Приказ N 52н.
Та информация, которая зафиксирована в Решении (ф. 0504512), впоследствии может быть изменена. Это оформляется отдельным документом, который называется Изменение Решения о командировании на территории Российской Федерации (ф. 0504513) (далее - Изменение (ф. 0504513)) и применяется, если меняется решение работодателя или меняется расчет размера финансового обеспечения командировочных расходов.
Отдельные документы введены не только для командировок по России, но и за рубеж.
Порядок применения электронных документов Решение о командировании на территорию иностранного государства (ф. 0504515), Изменение Решения о командировании на территорию иностранного государства (ф. 0504516) полностью аналогичен порядку применения Решения (ф. 0504512) и Изменения (ф. 0504513). Финансовое обеспечение при командировании за рубеж рассчитывается по курсу иностранной валюты, который установлен Банком России на дату утверждения Решения о командировании на территорию иностранного государства (ф. 0504515).
Для однодневных командировок применяются именно эти документы - Решение (ф. 0504512), Изменения (ф. 0504513), Решение о командировании на территорию иностранного государства (ф. 0504515), Изменение Решения о командировании на территорию иностранного государства (ф. 0504516).
Когда нужно заполнять отчет о расходах подотчетного лица (ф. 0504520)
Отчет о расходах подотчетного лица (ф. 0504520) применяется для учета расчетов с подотчетными лицами, в одном из следующих случаев (Методические указания по применению форм первичных учетных документов и формированию регистров бухучета):
- правилами документооборота, утвержденными в рамках учетной политики, установлено применение унифицированных форм электронных документов;
- ведение учета по решению Правительства РФ, высшего исполнительного органа власти субъекта РФ или местной администрации передано в рамках централизации полномочий.
Отчет о расходах подотчетного лица (ф. 0504520) формируйте в виде электронного документа (Методические указания N 52н).
Создавайте отчет (ф. 0504520) на основании электронных документов, по которым было принято решение о выдаче денежных средств под отчет (Методические указания N 52н).
Документы-основания:
- для учета расчетов по командировочным расходам - на основании:
- решения о командировании на территории Российской Федерации (ф. 0504512);
- изменения решения о командировании на территории Российской Федерации (ф. 0504513);
- решения о командировании на территорию иностранного государства (ф. 0504515);
- изменения решения о командировании на территорию иностранного государства (ф. 0504516);
- для учета расчетов по компенсациям расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членов их семей - на основании решения о компенсации (ф. 0504517);
- для учета расчетов по закупкам товаров, работ, услуг малого объема - на основании заявки-обоснования (ф. 0510521, 0504518) (Методические указания по формированию и применению унифицированных форм электронных документов бухучета, Методические указания N 52н).
Требование о применении электронных унифицированных документов закрепите в своей учетной политике (Методические указания N 52н).
#бухгалтеру

Посмотреть ответ специалиста

Для отмены решения налогового органа о доначислении НДС нужно представить в суд оспариваемое решение и доказать, что оно не соответствует закону или иному нормативному правовому акту, нарушает права и законные интересы налогоплательщика (ч. 2 ст. 201 АПК РФ).
На практике суды удовлетворяют требования, если устанавливают, в частности, совокупность следующих обстоятельств: НДС обоснованно принят к вычету; Отсутствует обязанность восстановить принятый к вычету НДС, т.к. аванс не возвращен. Кроме того, нужно доказать, что соблюден досудебный порядок обжалования решения налогового органа.
Официальные разъяснения по рассматриваемой ситуации не в пользу налогоплательщика. Судебная практика тоже довольна противоречива. Положительных решений для налогоплательщика очень мало. Труднее доказать свою правоту будет, если в расходах задолженность будет учтена вместе с НДС.
Обоснование
Как покупателю восстановить НДС с выданного аванса при исключении поставщика из ЕГРЮЛ
Восстановите НДС с аванса (если вы принимали его к вычету) в момент списания дебиторской задолженности, то есть на дату, когда в ЕГРЮЛ в отношении исключаемого поставщика будет внесена соответствующая запись. Это следует из п. 9 ст. 63, п. 2 ст. 64.2 ГК РФ, ст. 21.1 Закона о госрегистрации юрлиц и ИП, Писем Минфина России от 16.11.2020 N 03-07-11/99550, от 23.10.2020 N 03-07-11/92656, от 28.01.2020 N 03-07-11/5018.
Для этого счет-фактуру, на основании которого вы приняли к вычету НДС с аванса, зарегистрируйте в книге продаж на сумму НДС, которую ранее приняли к вычету (по аналогии с п. 14 Правил ведения книги продаж).
В то же время в судебной практике есть мнение, что восстанавливать НДС с выданного аванса при списании дебиторской задолженности не нужно, так как это не предусмотрено п. 3 ст. 170 НК РФ (Постановление АС Западно-Сибирского округа от 12.03.2018 N Ф04-6237/2017 по делу N А27-27184/2016). Однако учитывайте, что, если вы будете придерживаться этой позиции, свою правоту вам придется отстаивать в суде.
Как доказать отсутствие обязанности восстановить принятый к вычету НДС, т.к. аванс не возвращен
Кто доказывает
Налогоплательщик - как сторона, которая ссылается на неправомерность требования восстановить ранее принятый к вычету налог (ч. 1 ст. 65 АПК РФ).
Чем доказать
Документами, свидетельствующими о невозврате аванса после изменения или расторжения договора (пп. 3 п. 3 ст. 170 НК РФ). Например:
- договором, платежными поручениями, соглашением о расторжении договора и иными документами, подтверждающими наличие дебиторской задолженности в размере перечисленного аванса >>>
- приказом руководителя о списании задолженности, сведениями из ЕГРЮЛ о ликвидации продавца и другими документами, из которых видно списание дебиторской задолженности в размере перечисленного аванса как безнадежной и основания ее списания >>>
- судебным актом по делу о банкротстве, из которого видно, что в реестр требований кредиторов включено требование Налогоплательщика о возврате аванса, уплаченного за соответствующие товары (работы, услуги) >>>
- судебным актом о взыскании с продавца товаров (работ, услуг) задолженности по возврату аванса и постановлением о возбуждении исполнительного производства, которое не окончено исполнением >>> {Доказательства и доказывание в арбитражном суде: НДС: Налоговый орган доначислил покупателю НДС с аванса, не восстановленный при расторжении или изменении договора (КонсультантПлюс, 2025) {КонсультантПлюс}} Судебные акты по данной консультации представлены во вложениях
В судебной практике есть мнение, что восстанавливать "входной" НДС по выданному авансу при списании дебиторской задолженности не нужно, так как это не предусмотрено п. 3 ст. 170 НК РФ (см., например, Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 12.03.2018 N Ф04-6237/2017). Однако если вы будете руководствоваться данной позицией, это может привести к спору с налоговым органом (см., например, Постановление Арбитражного суда Московского округа от 01.03.2024 N Ф05-778/2024 по делу N А40-44932/2023).
Если вы не хотите спора с налоговым органом, НДС необходимо восстановить в том периоде, когда стало очевидно, что обязательства по поставке контрагентом выполнены не будут.
По мнению Минфина, в момент списания дебиторской задолженности (по любому основанию, например в связи с истечением срока исковой давности или в связи с признанием должника банкротом) организация обязана восстановить сумму НДС, предъявленную к вычету при перечислении аванса (Письма Минфина России от 28.01.2020 N 03-07-11/5018, от 05.06.2018 N 03-07-11/38251, от 23.06.2016 N 03-07-11/36478, от 17.08.2015 N 03-07-11/47347, от 13.08.2015 N 03-07-11/46703, от 23.01.2015 N 03-07-11/69652, от 11.04.2014 N 03-07-11/16527).
Позиция ФНС совпадает с позицией Минфина: обязанность по восстановлению сумм НДС, предъявленных к вычету при перечислении аванса в адрес контрагентов, возникает у налогоплательщика в момент утраты указанными лицами возможности исполнения договорных обязательств (исключение/ликвидация, признание несостоятельным (банкротом) и пр.) (п. 8.2 Обзора правовых позиций, сформированных ФНС России по результатам рассмотрения жалоб (апелляционных жалоб) налогоплательщиков за I квартал 2024 года (Письмо ФНС России от 21.06.2024 N КЧ-4-9/7026@)).
Имейте в виду: суды также поддерживают в этом вопросе позицию налоговых органов.
Например, в Постановлении АС Северо-Кавказского округа от 18.01.2021 N Ф08-11742/2020 по делу N А53-43012/2019 сделан однозначный вывод: налог на добавленную стоимость, принятый к вычету покупателем при перечислении суммы оплаты в счет предстоящей поставки товара поставщику, не выполнившему обязательства по поставке товара, подлежит восстановлению при списании дебиторской задолженности, образовавшейся в связи с перечислением поставщику указанной суммы оплаты.
Еще одно решение в пользу налоговой - Постановление АС Московского округа от 01.03.2024 N Ф05-778/2024 по делу N А40-44932/2023.
"Годовой отчет 2024" (Крутякова Т.Л.) ("АйСи Групп", 2024) {КонсультантПлюс}
#кадровику

Посмотреть ответ специалиста

Если в ИПРА работника, являющегося инвалидом II группы, не предусмотрено каких-либо ограничений по работе во вредных условиях труда, то такой работник может работать в указанных условиях.
Обоснование
Работодатели обязаны создавать инвалидам, принятым на работу, необходимые условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида.
В зависимости от степени выраженности стойких расстройств функций организма, возникших в результате заболеваний, последствий травм или дефектов, гражданину, признанному инвалидом, устанавливается, в частности, I, II или III группа инвалидности (п. 7 Правил признания лица инвалидом, утв. Постановлением Правительства РФ от 05.04.2022 N 588 (далее - Правила N 588)).
Гражданину, признанному инвалидом, выдаются справка, подтверждающая факт установления инвалидности, с указанием группы инвалидности и индивидуальная программа реабилитации и абилитации (далее - ИПРА) (п. 46 Правил N 588).
ИПРА обязательна для исполнения организацией независимо от ее организационно-правовой формы и формы собственности. Указанной программой определяются в том числе необходимые условия труда (ч. 10 ст. 216.1 ТК РФ, ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон N 181-ФЗ), ст. 40 Федерального закона от 12.12.2023 N 565-ФЗ "О занятости населения в Российской Федерации").
Если работник с инвалидностью никаких медицинских противопоказаний на привлечение к выполнению работ с вредными условиями не имеет, то оснований для перевода такого работника на другое рабочее место в соответствии с ТК РФ у работодателя не имеется (Письмо Минтруда России от 26.07.2024 N 15-1/ООГ-2492).
Если в соответствии с медицинским заключением работник нуждается во временном переводе на другую работу на срок более четырех месяцев или в постоянном переводе, при отказе от перевода либо отсутствии работы трудовой договор прекращается на основании п. 8 ч. 1 ст. 77 ТК РФ (ч. 3 ст. 73 ТК РФ).
Работодатель обязан не допускать работников к исполнению ими трудовых обязанностей, в частности, в случае медицинских противопоказаний (ч. 3 ст. 214 ТК РФ).
Также инвалиды не допускаются к работе с вредными факторами, если они превышают гигиенические нормативы. Работодатель при приеме на работу инвалидов обязан обеспечить разработку и реализацию санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалидов (п. 3.3 СП 2.2.3670-20).
Кроме того, при определении работ, запрещенных для инвалидов, необходимо пользоваться Перечнем тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе 18 лет, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 25.02.2000 N 163 (пп. 13 п. 1, п. 2, пп. 16 п. 2 Письма Минпросвещения России от 14.03.2022 N 05-301).
Таким образом, если существующие условия работы не позволяют работнику работать и нет подходящих для него вакансий либо работник отказывается от перевода, трудовой договор расторгается с выплатой выходного пособия в размере двухнедельного среднего заработка. У работодателя должны быть доказательства исполнения обязанности по предложению работнику имеющейся у него работы, которую тот может выполнять с учетом его состояния здоровья (ст. 178 ТК РФ, п. 13 Обзора, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.06.2021).
При этом ИПРА имеет для инвалида рекомендательный характер, он вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема реабилитационных мероприятий, а также от реализации программы в целом. Отказ инвалида от ИПРА полностью или частично освобождает организацию от ответственности за ее исполнение (ч. 5, 7 ст. 11 Закона N 181-ФЗ).
Вместе с тем существует судебная практика, из которой следует, что ИПРА инвалида является обязательной для исполнения работодателем даже в том случае, когда сам работник желает сохранить свою работу, противопоказанную ему по состоянию здоровья (см., например, Определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 13.01.2021 N 88-272/2021, Определение Верховного Суда РФ от 25.11.2011 N 19-В11-19).
Также, исходя из разъяснения Конституционного суда РФ такое основание увольнения, как отказ работника от перевода на другую работу, необходимого ему в соответствии с медицинским заключением, либо отсутствие у работодателя соответствующей работы (п. 8 ч. 1 ст. 77 ТК РФ), предусмотрено в целях недопущения выполнения работником работы, противопоказанной ему по состоянию здоровья, направлено на охрану здоровья работника, а потому не может рассматриваться как нарушающее права работника (п. 2.1 Определения от 14.07.2011 N 887-О-О).
Вопрос: Могут ли инвалиды работать во вредных условиях труда (класс 3.1, 3.2 - 3.3)? Обязательно ли представлять программу реабилитации работодателю, если представлена справка?
Ответ: Могут, если такая работа не будет противопоказана им в соответствии с программой реабилитации/абилитации.
Обязательно, если работник хочет получить льготы и компенсации в связи с тем, что он является инвалидом.
Правовое обоснование: Согласно ст. 40 Федерального закона от 12.12.2023 N 565-ФЗ "О занятости населения в Российской Федерации", работодатели обязаны создавать инвалидам, принятым на работу, необходимые условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида.
В соответствии с ч. 5 ст. 11 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" индивидуальная программа реабилитации или абилитации имеет для инвалида рекомендательный характер, он вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема реабилитационных мероприятий, а также от реализации программы в целом. Инвалид вправе самостоятельно решить вопрос об обеспечении себя конкретным техническим средством реабилитации или видом реабилитации, включая кресла-коляски, протезно-ортопедические изделия, печатные издания со специальным шрифтом, звукоусиливающую аппаратуру, сигнализаторы, видеоматериалы с субтитрами или сурдопереводом, другими аналогичными средствами.
#юристу

Посмотреть ответ специалиста

Учредители общества несут солидарную ответственность по обязательствам, связанным с учреждением общества и возникшим до его государственной регистрации (п. 2 ст. 89 ГК РФ, п. 6 ст. 11 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон N 14-ФЗ)).
Учредители (участники) юридического лица или собственник его имущества, по общему правилу, не отвечают по обязательствам юридического лица. Ответственность участника (учредителя) юридического лица или собственника его имущества по обязательствам юридического лица может быть предусмотрена Гражданским кодексом РФ или другим законом (п. 2 ст. 56 ГК РФ).
Участники (учредители) юридического лица или собственник его имущества могут привлекаться к солидарной или к субсидиарной ответственности.
К субсидиарной (то есть дополнительной) ответственности (ст. 399 ГК РФ) участники (учредители) или собственники имущества юридического лица могут быть привлечены только при неисполнении обязанности самим юридическим лицом в случаях, установленных законом. Например:
- собственник имущества казенного предприятия несет субсидиарную ответственность по обязательствам предприятия при недостаточности его имущества (абзац третий п. 6 ст. 113 ГК РФ);
- собственник имущества казенного или частного учреждения несет субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения при недостаточности у казенного или частного учреждения денежных средств (п. 4 ст. 123.22, п. 2 ст. 123.23 ГК РФ);
- по обязательствам бюджетного или автономного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения, на которое в соответствии с законом может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность несет собственник имущества бюджетного или автономного учреждения (п. 5 и п. 6 ст. 123.22 ГК РФ);
- при банкротстве участники должника, являющиеся его контролирующими лицами, несут субсидиарную ответственность по обязательствам должника, если полное погашение требований кредиторов невозможно вследствие действий и (или) бездействия контролирующего должника лица (п. 1 ст. 61.11 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)").
В АО и ООО субсидиарная ответственность возможна в следующих случаях:
1) при оплате долей в уставном капитале ООО не денежными средствами, а иным имуществом (внесении в уставный капитал АО неденежных средств) участники (акционеры) общества и независимый оценщик в случае недостаточности имущества общества солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам в пределах суммы, на которую завышена оценка имущества, внесенного в уставный капитал, в течение 5 лет с момента государственной регистрации общества или внесения в устав общества соответствующих изменений (п. 3 ст. 66.2 ГК РФ);
2) если в соответствии с законом допускается государственная регистрация хозяйственного общества без предварительной оплаты трех четвертей уставного капитала, участники общества несут субсидиарную ответственность по его обязательствам, возникшим до момента полной оплаты уставного капитала (абзац второй п. 4 ст. 66.2 ГК РФ). При этом в самом ГК РФ и в специальных законах о хозяйственных обществах содержатся положения о том, что участники общества (акционеры), не полностью оплатившие доли (акции), несут солидарную ответственность по обязательствам хозяйственного общества в пределах неоплаченной части стоимости принадлежащей им доли (акций) (абзац второй п. 1 ст. 87, абзац второй п. 1 ст. 96 ГК РФ, абзац третий п. 1 ст. 2 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", абзац второй п. 1 ст. 2 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью");
3) при исключении ООО из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа на лиц, указанных в п. 1-3 ст. 53.1 ГК РФ, по заявлению кредитора ООО может быть возложена субсидиарная ответственность по обязательствам этого общества, если неисполнение таких обязательств (в том числе вследствие причинения вреда) обусловлено тем, что вышеуказанные лица действовали недобросовестно или неразумно (п. 3.1 ст. 3 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью").
Также субсидиарная ответственность наступает, если налоговая исключила брошенную с долгами фирму из ЕГРЮЛ. В таком случае оставшиеся у ООО долги переходят директору и учредителям. Для этого кредитор должен доказать, что фирма избегала оплаты.
Таким образом, можно сделать вывод, что учредитель юридического лица при определенных обстоятельствах может быть привлечен к субсидиарной ответственности по его обязательствам в рамках процедуры банкротства или путем подачи кредитором заявления в арбитражный суд о привлечении указанного лица к ответственности после исключения юридического лица из ЕГРЮЛ регистрирующим органом. Иные основания для привлечения учредителя юридического лица по исполнительному листу в рассматриваемой ситуации, отсутствуют.
Обоснование
Учредитель (участник) юридического лица или собственник его имущества не отвечает по обязательствам юридического лица, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам учредителя (участника) или собственника, за исключением случаев, предусмотренных ГК РФ или другим законом (п. 2 ст. 56 ГК РФ).
Ответственность учредителей (участников) ООО отличается по типам и основаниям появления.
Солидарная ответственность
Учредители общества несут солидарную ответственность по обязательствам, связанным с учреждением общества и возникшим до его государственной регистрации (п. 2 ст. 89 ГК РФ, п. 6 ст. 11 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон N 14-ФЗ)).
Участники общества, не полностью оплатившие доли, несут солидарную ответственность по обязательствам общества в пределах стоимости неоплаченной части принадлежащих им долей в уставном капитале общества (абз. 2 п. 1 ст. 87 ГК РФ, абз. 2 п. 1 ст. 2 Закона N 14-ФЗ).
Субсидиарная ответственность
При оплате долей в уставном капитале общества не денежными средствами, а иным имуществом участники общества и независимый оценщик в случае недостаточности имущества общества солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам в пределах суммы, на которую завышена оценка имущества, в течение пяти лет с момента государственной регистрации общества или внесения в устав общества соответствующих изменений (п. 3 ст. 66.2 ГК РФ, абз. 3 п. 2 ст. 15 Закона N 14-ФЗ).
Исключение ООО из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа влечет возможность по заявлению кредитора привлечения участников ООО к субсидиарной ответственности по долгам общества, если неисполнение обязательств общества обусловлено тем, что участники ООО действовали недобросовестно или неразумно (п. 3.1 ст. 3 Закона N 14-ФЗ, ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ). Но если лицо, контролирующее общество, докажет, что оно действовало добросовестно и приняло все меры для исполнения обществом обязательств перед своими кредиторами, то оно не может быть привлечено к субсидиарной ответственности (п. 7 Постановления Конституционного Суда РФ от 07.02.2023 N 6-П).
В случае несостоятельности (банкротства) общества по вине его участников на указанных участников в случае недостаточности имущества общества может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам (п. 3 ст. 3 Закона N 14-ФЗ).
Чтобы привлечь к субсидиарной ответственности учредителей (участников) как контролирующих должника лиц, должен быть соблюден порядок, изложенный в Федеральном законе от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон N 127-ФЗ).
Обязанность доказывания обоснованности и разумности своих действий при наличии доказательств, свидетельствующих о существовании причинно-следственной связи между банкротством общества и действиями учредителей (участников), возложена на последних (Обзор судебной практики Верховного Суда РФ N 2 (2016), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 06.07.2016).
Привлечь к субсидиарной ответственности контролирующих лиц могут и вне рамок дела о банкротстве, в частности если дело о банкротстве было прекращено в связи с отсутствием средств для финансирования процедуры. Например, налоговый орган может заявить требование о привлечении к такой ответственности в том числе в размере, превышающем сумму требования, предъявленного в рамках рассмотрения дела о банкротстве (при надлежащем подтверждении размера требования) (п. 1 ст. 61.19 Закона N 127-ФЗ, п. 7 Обзора, направленного Письмом ФНС России от 15.11.2024 N БВ-4-7/13022).
Также в судебной практике закреплен подход, согласно которому без установленной процедуры банкротства, в частности, за счет имущества учредителя (участника) возможно взыскать долги ликвидированного общества, которые образовались до ликвидации (Определение Верховного Суда РФ от 02.07.2013 N 18-КГ13-59).
По общему правилу учредители (участники) ООО не несут ответственности по долгам общества. Они лишь несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им долей (п. 1 ст. 87 ГК РФ, п. 1 ст. 2 Закона об ООО).
Но в ряде случаев учредители (участники) могут быть привлечены к солидарной или субсидиарной ответственности.
К солидарной ответственности учредителей (участников) могут привлечь:
- по обязательствам, связанным с учреждением общества и возникшим до его государственной регистрации. При этом учтите, что общество отвечает по данным обязательствам, только если в последующем действия учредителей будут одобрены общим собранием участников общества. При этом размер ответственности общества в любом случае не может превышать 1/5 оплаченного уставного капитала (п. 2 ст. 89ГК РФ,п. 6 ст. 11Закона об ООО);
- по обязательствам общества, если участник не полностью оплатил долю. К ответственности в таком случае привлекают в пределах стоимости неоплаченной части принадлежащей участнику доли (п. 1 ст. 2Закона об ООО);
- по сделкам, заключенным дочерним обществом во исполнение указаний его учредителя (участника), являющегося основным обществом, или с его согласия. Исключения из этого правила: основное общество проголосовало по вопросу об одобрении сделки на общем собрании участников дочернего общества; одобрение сделки органом управления основного хозяйственного общества, если необходимость такого одобрения предусмотрена уставом дочернего и (или) основного общества.
К субсидиарной ответственности учредителей (участников) могут привлечь в установленных случаях. Например, если они своими действиями (бездействием) довели общество до банкротства (п. 3 ст. 3 Закона об ООО).
Можно ли взыскать с учредителя ООО долги общества, если да, то в каком порядке Да, взыскать долги ООО с его учредителя можно, если есть основания для привлечения его к ответственности, указанные выше. Порядок же взыскания задолженности с учредителя зависит от того, к какой ответственности (солидарной или субсидиарной) он может быть привлечен:
Но если учредитель привлекается к субсидиарной ответственности по долгам ООО в связи несостоятельностью (банкротством) общества, то требование необходимо заявлять в рамках дела о банкротстве ООО (п. 1 ст. 61.11, п. 1 ст. 61.16 Закона о банкротстве). Учредитель несет субсидиарную ответственность в том же порядке, что и руководитель общества. Это связано с тем, что учредитель, как и руководитель, при определенных условиях может в соответствии со ст. 61.10 Закона о банкротстве признаваться контролирующим лицом, которое несет субсидиарную ответственность за невозможность полного погашения требований кредиторов (п. 1 ст. 61.11 Закона о банкротстве). |
#специалисту по госзакупкам

Посмотреть ответ специалиста

Если заказчик установил требование о том, что исполнитель должен являться официальным дилером завода-изготовителя, то несоответствие этому требованию будет являться основанием для отклонения заявки.
Обоснование
Комиссией Нижегородского УФАС России установлено, что заявка общества была отклонена аукционной комиссией на основании следующего:
"на основании п. 1 ч. 12 ст. 48 44-ФЗ - непредставления информации и документов, предусмотренных извещением, несоответствия таких информации и документов (Заявка участника отклоняется на основании п. 1 ч. 12 ст. 48 Федерального закона N 44-ФЗ. Участник закупки не является официальным дилером АО "А" (перечень дилеров указан на сайте https://www.lada.ru/dealers), что не соответствует требованиям Технического задания (Исполнитель должен иметь дилерский договор с заводом-изготовителем автомобилей)".
Установлено также, что заказчиком в описании объекта закупки установлено, кроме прочего, следующее требование к закупаемым услугам:
"Исполнитель должен иметь дилерский договор с заводом-изготовителем автомобилей, действующие сертификаты и разрешения, а также регламент на проведение и организацию технического обслуживания. Услуги должны быть оказаны Исполнителем в соответствии с требованиями СанПиН и статьи 18 Федерального закона от 10.12.1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", Постановлением Правительства РФ от 11.04.2001 N 290 "Об утверждении правил оказания услуг по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств".
Вместе с тем, Комиссией Нижегородского УФАС России установлено, что положения извещения о проведении электронного аукциона не содержат требований о необходимости предоставления участником закупки в составе заявки дилерского договора.
В связи с изложенным действия аукционной комиссии по отклонению заявки заявителя не соответствуют требованиям части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе.
Таким образом, жалоба заявителя признается Комиссией Нижегородского УФАС России обоснованной.
Вопрос: Предмет закупки - техническое обслуживание и ремонт автомобилей, находящихся на гарантии. Вправе ли заказчик потребовать, чтобы участники закупки являлись официальными дилерами завода-изготовителя и поддерживали данные последним гарантийные обязательства? В технической документации на автомобили указано, что в случае их обслуживания в мастерских, не поддерживающих обязательства завода-изготовителя, они могут быть сняты с гарантии.
Ответ: Прежним регулятором контрактной системы высказывалось мнение, что в случае, если технической документацией допускаются обслуживание и ремонт автотранспорта только официальным дилером, установление в документации о закупке такого условия исполнения контракта будет правомерно <1>. Данный подход был воспринят и правоприменительной практикой <2>.
--------------------------------
<1> Письмо Минэкономразвития России от 07.04.2017 N Д28и-2008.
<2> См., например: решение Московского УФАС России от 27.02.2018 по делу N 2-57-2356/77-18.
Более того, некоторые контрольные органы и суды не усматривают нарушения в требовании о представлении копии сертификата, подтверждающего статус участника закупки как официального дилера, во второй части заявки на участие в аукционе.
Пример.
Предмет аукциона - гарантийное обслуживание и текущий ремонт автомобилей марки Ford, ранее приобретенных заказчиком на основании государственных контрактов. Заказчик указал на необходимость представления в составе второй части заявки на участие в аукционе копии сертификата, подтверждающего, что участник является официальным дилером и может осуществлять обслуживание автомобилей марки Ford с сохранением гарантии на автомобили, выданной при их приобретении.
Правовая оценка суда: по условиям контрактов на поставку автомобилей работы по их техническому обслуживанию и ремонту в период гарантийного срока эксплуатации могут производиться только при наличии у исполнителя документов, подтверждающих его полномочия на выполнение таких работ, выданных заводом - изготовителем автомобилей или его уполномоченным представителем. Таким образом, требование заказчика о представлении сертификата, подтверждающего, что участник закупки является официальным дилером компании Ford и может осуществлять обслуживание автомобилей с сохранением гарантии на автомобили, выданной при их приобретении, является обоснованным требованием к претендентам в связи с особыми условиями закупки, направленным на сохранение гарантии производителя по автомобилям и поддержании их в надлежащем эксплуатационном состоянии. При этом аукционная документация не содержит требований к форме сертификата, поэтому он может быть оформлен свободным образом при условии указания на то, что участник закупки является официальным дилером и может осуществлять обслуживание автомобилей марки Ford с сохранением гарантии на автомобили, выданной при их приобретении <1>.
--------------------------------
<1> Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 11.12.2015 по делу N А53-7212/2015. См. также решение Ростовского УФАС России от 18.03.2016 по закупке 0318100019016000004.