#бухгалтеру бюджетной организации
Посмотреть ответ специалиста
Просим ознакомиться с мнением по данному вопросу:
при поступлении денежных средств в счет погашения списанной сомнительной дебиторской задолженности (п. 339 Инструкции N 157н): спишите задолженность с забалансового счета 04;восстановите задолженность на балансовых счетах, на которых она ранее числилась.
Принятое комиссией по поступлению и выбытию активов решение о восстановлении сомнительной дебиторской задолженности на балансовых счетах (соответствующие операции) оформите первичным учетным документом - решением о признании (восстановлении) сомнительной задолженности по доходам (ф. 0510445) (п. 44 Методических указаний, утвержденных Приказом Минфина России от 15.04.2021 N 61н, Методические рекомендации, доведенные Письмом Минфина России от 30.11.2023 N 02-06-07/115365, Письмо Минфина России от 18.09.2023 N 02-07-10/88931).
Сумму поступившей сомнительной дебиторской задолженности: казенное учреждение перечисляет в доход бюджета (п. 45 Порядка казначейского обслуживания, утвержденного Приказом Казначейства России от 14.05.2020 N 21н). Частичное погашение задолженности дебитором не означает, что всю задолженность нужно восстановить на балансе. Восстановление на балансе отражается на основании отдельного Решения (ф. 0510445), составленного комиссией и утвержденного руководителем учреждения.
Комиссия может решить восстановить задолженность по доходам полностью или частично.
Обоснование
Как учреждению восстановить в учете списанную сомнительную дебиторскую задолженность при поступлении средств в оплату задолженности
При поступлении денежных средств в счет погашения списанной сомнительной дебиторской задолженности спишите ее с забалансового счета 04 и восстановите на балансовых счетах. Казенные учреждения сумму поступившей сомнительной дебиторской задолженности перечисляют в доход бюджета. Бюджетные (автономные) учреждения перечисляют ее в доход бюджета, если расходы были произведены за счет средств целевых субсидий или субсидий на осуществление капитальных вложений. В налоговом учете сумму поступившей сомнительной дебиторской задолженности включите в состав внереализационных доходов, если ранее списали ее во внереализационные расходы. |
Как в бухгалтерском (бюджетном) учете отразить поступившую оплату списанной сомнительной дебиторской задолженности
При поступлении денежных средств в счет погашения списанной сомнительной дебиторской задолженности (п. 339 Инструкции N 157н):
- спишите задолженность с забалансовогосчета 04;
- восстановите задолженность на балансовых счетах, на которых она ранее числилась.
Принятое комиссией по поступлению и выбытию активов решение о восстановлении сомнительной дебиторской задолженности на балансовых счетах (соответствующие операции) оформите первичным учетным документом - решением о признании (восстановлении) сомнительной задолженности по доходам (ф. 0510445) (п. 44 Методических указаний, утвержденных Приказом Минфина России от 15.04.2021 N 61н, Методические рекомендации, доведенные Письмом Минфина России от 30.11.2023 N 02-06-07/115365, Письмо Минфина России от 18.09.2023 N 02-07-10/88931).
Сумму поступившей сомнительной дебиторской задолженности:
1) казенное учреждение перечисляет в доход бюджета (п. 45 Порядка казначейского обслуживания, утвержденного Приказом Казначейства России от 14.05.2020 N 21н);
2) бюджетное (автономное) учреждение перечисляет в доход бюджета, если расходы были произведены за счет средств (п. 2 Общих требований к порядку взыскания в соответствующий бюджет неиспользованных остатков субсидий):
- целевых субсидий;
- субсидий на осуществление капитальных вложений.
Указанные средства бюджетные (автономные) учреждения могут использовать в очередном финансовом году при наличии потребности в направлении их на те же цели согласно решению учредителя.
Для отражения в бухгалтерском (бюджетном) учете операций по восстановлению сомнительной дебиторской задолженности оформите следующие бухгалтерские записи:
в бюджетном учете казенного учреждения
|
Обратите внимание! Частичное погашение задолженности дебитором не означает, что всю задолженность нужно восстановить на балансе. Восстановление на балансе отражается на основании отдельного Решения (ф. 0510445), составленного комиссией и утвержденного руководителем учреждения. Комиссия может решить восстановить задолженность по доходам полностью или частично.
Пример. У учреждения имелась дебиторская задолженность по доходам от оказания платных услуг в сумме 200 000 рублей. По договору задолженность должна быть погашена в течение 10 рабочих дней после оказания услуг. Дебитор долг не оплатил. По Решению (ф. 0510445) задолженность была признана сомнительной и списана за баланс. За задолженностью велось наблюдение.
В дальнейшем дебитор - юридическое лицо признан банкротом. Учреждение заявило свои требования как кредитор, требование включено в реестр. В ходе конкурсного управления имущество банкрота было продано и часть задолженности - 77 320 руб. - погашена.
Комиссия по поступлению и выбытию активов приняла Решение (ф. 0510445) о том, что восстановить на балансе необходимо 77 320 руб., а остальную часть задолженности оставить на забалансовом счете, так как оснований ожидать, что она будет погашена в ближайшее время, нет. После исключения банкрота из ЕГРЮЛ такая задолженность будет списана как безнадежная.
Данная консультация носит справочный характер, поможет Вам разобраться в данном вопросе и принять верное решение самоcтоятельно.
Подборка материалов из СПС "Консультант Плюс" в прикреплённых файлах:
1.Готовое решение.rtf
2.Статья.rtf
#бухгалтеру
Посмотреть ответ специалиста
При покупке металлолома налоговый агент (покупатель) удерживает НДС по ставке, которую применяет продавец металлолома. Так, если ваш поставщик применяет пониженные ставки НДС (5,7%), то вы уплачиваете НДС, исходя из расчетной пониженной ставки (5/105,7/107).
Обоснование
Предусмотренные для «упрощенцев» ставки НДС (5 и 7%) не применяются при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, а также при осуществлении операций, указанных в п. 1, 3 - 6 ст. 161 НК РФ (подп. "в" п. 5 ст. 2 Закона N 176-ФЗ).
Российская организация признается налоговым агентом по НДС в следующих случаях:
1) при покупке:
- товаров (работ, услуг) на территории России у иностранных лиц, указанных в п. 1 ст. 161 НК РФ (есть исключения) (п. п. 1, 2 ст. 161 НК РФ);
- государственного или муниципального имущества, не закрепленного за государственными (муниципальными) предприятиями и учреждениями, у органов власти (п. 3 ст. 161 НК РФ);
- сырых шкур животных, металлолома, макулатуры, а также вторичного алюминия и его сплавов у плательщиков НДС (кроме получивших освобождение от уплаты НДС) (п. 8 ст. 161 НК РФ);
2) при продаже:
- конфискованного имущества, имущества, реализуемого по решению суда, бесхозяйных ценностей, кладов и скупленных ценностей, а также ценностей, которые перешли по праву наследования государству. Исключение - продажа товаров должников, признанных банкротами (пп. 15 п. 2 ст. 146, п. 4 ст. 161 НК РФ);
- товаров (имущественных прав, работ, услуг, в том числе электронных) в качестве посредника иностранца по договорам поручения, комиссии или агентским договорам (с участием в расчетах), если иностранное лицо указано в п. 1 ст. 161 НК РФ и местом реализации признается территория России (п. 5 ст. 161, п. 10 ст. 174.2 НК РФ);
- товаров физлицам через электронные торговые площадки (маркетплейсы), когда российская организация выступает посредником иностранца - члена ЕАЭС. При этом местом реализации признается территория России (пп. 4 п. 1 ст. 147, пп. 3 п. 1 ст. 174.3 НК РФ);
Организации и ИП на УСН с объектом "доходы" или "доходы минус расходы" становятся плательщиками НДС с 01.01.2025. Однако они могут быть освобождены от налога или платить его по пониженной ставке.
Импортный и агентский НДС все упрощенцы платят по обычным ставкам. При продаже макулатуры и металлолома НДС не платят, а при покупке агент на УСН удерживает НДС по ставке, которую применяет продавец (ст. ст. 145, 161, 164 НК РФ).
При реализации на территории Российской Федерации налогоплательщиками (за исключением налогоплательщиков, освобожденных от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога) сырых шкур животных, лома и отходов черных и цветных металлов, алюминия вторичного и его сплавов, а также макулатуры налоговая база определяется исходя из стоимости реализуемых товаров, определяемой в соответствии со статьей 105.3 настоящего Кодекса, с учетом налога.
Налоговая база, указанная в абзаце первом настоящего пункта, определяется налоговыми агентами, если иное не установлено настоящим пунктом. Налоговыми агентами признаются покупатели (получатели) товаров, указанных в абзаце первом настоящего пункта, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Указанные налоговые агенты обязаны исчислить расчетным методом и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога вне зависимости от того, исполняют они обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой налога, и иные обязанности, установленные настоящей главой, или нет.
п. 8 ст. 161 НК РФ {КонсультантПлюс}
При получении денежных средств, связанных с оплатой товаров (работ, услуг), предусмотренных статьей 162 настоящего Кодекса, а также при получении оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, предусмотренных абзацем вторым пункта 1, пунктами 2 - 4 и 6 статьи 155 настоящего Кодекса, при удержании налога налоговыми агентами в соответствии с пунктами 1 - 3, 5.2 статьи 161 настоящего Кодекса и при исчислении налога налоговыми агентами в соответствии с пунктом 8 статьи 161 настоящего Кодекса, при реализации имущества, приобретенного на стороне и учитываемого с налогом в соответствии с пунктом 3 статьи 154 настоящего Кодекса, при реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки в соответствии с пунктом 4 статьи 154 настоящего Кодекса, при реализации электронной, бытовой техники, автомобилей и мотоциклов в соответствии с пунктами 5.1 и 5.2 статьи 154 настоящего Кодекса, при реализации ответственными хранителями и заемщиками материальных ценностей в соответствии с пунктом 11 статьи 154 настоящего Кодекса, при передаче имущественных прав в соответствии с абзацем вторым пункта 1 и пунктами 2 - 4 и 6 статьи 155 настоящего Кодекса, а также в иных случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом сумма налога должна определяться расчетным методом, налоговая ставка определяется как процентное отношение налоговой ставки, предусмотренной пунктом 2, 3 или 8 настоящей статьи, к налоговой базе, принятой за 100 и увеличенной на соответствующий размер налоговой ставки.
п. 4 ст. 164 НК РФ {КонсультантПлюс}
При реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, вправе производить налогообложение соответствующих операций по одной из налоговых ставок:
1) 5 процентов - в случае выполнения одного из следующих условий:
за календарный год, предшествующий календарному году, начиная с которого организация или индивидуальный предприниматель переходит на упрощенную систему налогообложения, у указанных организации или индивидуального предпринимателя сумма доходов, определяемых в порядке, установленном главой 23, 25 или 26.1 настоящего Кодекса, а также в порядке, установленном Федеральным законом от 25 февраля 2022 года N 17-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Автоматизированная упрощенная система налогообложения", не превысила в совокупности 250 миллионов рублей, и такие организация или индивидуальный предприниматель не имеет оснований для освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога; п. 8 ст. 164 НК РФ {КонсультантПлюс}
2) 7 процентов - в случае выполнения одного из следующих условий:
за календарный год, предшествующий календарному году, начиная с которого организация или индивидуальный предприниматель переходит на упрощенную систему налогообложения, у указанных организации или индивидуального предпринимателя сумма доходов, определяемых в порядке, установленном главой 23, 25 или 26.1 настоящего Кодекса, а также в порядке, установленном Федеральным законом от 25 февраля 2022 года N 17-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Автоматизированная упрощенная система налогообложения", не превысила в совокупности 450 миллионов рублей, и такие организация или индивидуальный предприниматель не имеет оснований для освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога;
п. 8 ст. 164 НК РФ {КонсультантПлюс}
#кадровику
Посмотреть ответ специалиста
Запрещается непредоставление ежегодного оплачиваемого отпуска в течение двух лет подряд, а также непредоставление ежегодного оплачиваемого отпуска работникам в возрасте до 18 лет и работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (ч. 4 ст. 124 ТК РФ).
Обоснование
Оплачиваемый отпуск организация обязана предоставлять своим работникам ежегодно и минимум на 28 календарных дней (ч. 1 ст. 115, ч. 1 ст. 122 ТК РФ).
В исключительных случаях, когда предоставление отпуска работнику в текущем рабочем году может неблагоприятно отразиться на нормальном ходе работы организации, индивидуального предпринимателя, допускается с согласия работника перенесение отпуска на следующий рабочий год, если иное не предусмотрено ТК РФ. При этом отпуск должен быть использован не позднее 12 месяцев после окончания того рабочего года, за который он предоставляется (ч. 3 ст. 124, ч. 2 ст. 252 ТК РФ).
Непредоставление ежегодного оплачиваемого отпуска в течение двух лет подряд запрещено (ч. 4 ст. 124 ТК РФ).
Обратите внимание! За непредоставление отпуска в установленные сроки работодатель может быть привлечен к ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ.
При этом компенсацию за неиспользованный отпуск в денежном выражении работник может получить только в случае увольнения (ч. 1 ст. 127 ТК РФ).
Вместе с тем трудовое законодательство не содержит положений, в соответствии с которыми не использованные работником отпуска сгорают. Работники, у которых очередной отпуск либо переносился, либо не был им предоставлен вовсе, имеют право на предоставление неиспользованных отпусков в рамках очередного года.
В случае если работники имеют неиспользованные ежегодные отпуска за предыдущие рабочие периоды, за ними сохраняется право на использование всех полагающихся ежегодных оплачиваемых отпусков. Ежегодные отпуска за предыдущие рабочие периоды могут предоставляться либо в рамках графика отпусков на очередной календарный год, либо по соглашению между работником и работодателем (Письмо Роструда от 08.06.2007 N 1921-6).
Следовательно, если в силу различных обстоятельств работник не использовал отпуска в предыдущие годы, он вправе использовать накопившиеся дни отпуска в текущем году, присоединив их к отпуску за текущий год при составлении графика отпусков.
В случае если предоставление работнику неиспользованных отпусков за предыдущие годы одновременно с очередным отпуском за текущий год не было отражено в графике отпусков, то при достижении соглашения с работодателем необходимо приказом внести соответствующие изменения в график отпусков.
{Вопрос: Сгорает ли отпуск, если он не предоставлялся работнику в течение двух лет? (Консультация эксперта, 2024) {КонсультантПлюс}}
Работодатель обязан включить неиспользованные дни ежегодных оплачиваемых отпусков в график отпусков. Определенная часть таких отпусков в общем случае может быть заменена денежной компенсацией. Дополнительные отпуска без сохранения заработной платы, предоставляемые лицам, осуществляющим уход за детьми, на следующий рабочий год не переносятся. |
По соглашению между работником и работодателем ежегодный оплачиваемый отпуск может быть разделен на части. При этом хотя бы одна из частей этого отпуска должна быть не менее 14 календарных дней (ч. 1 ст. 125 ТК РФ).
Отзыв работника из отпуска допускается только с его согласия, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ. Не использованная в связи с этим часть отпуска должна быть предоставлена по выбору работника в удобное для него время в течение текущего рабочего года или присоединена к отпуску за следующий рабочий год (ч. 2 ст. 125, ч. 2 ст. 252 ТК РФ).
В определенных случаях ежегодный оплачиваемый отпуск должен быть продлен или перенесен на другой срок. К таким случаям относится, в том числе, перенесение отпуска по причине временной нетрудоспособности работника или отзыва работника из отпуска (ч. 1 ст. 124 ТК РФ).
В исключительных случаях, когда предоставление отпуска работнику в текущем рабочем году может неблагоприятно отразиться на нормальном ходе работы организации, индивидуального предпринимателя, допускается с согласия работника перенесение отпуска на следующий рабочий год, если иное не предусмотрено ТК РФ. При этом отпуск должен быть использован не позднее 12 месяцев после окончания того рабочего года, за который он предоставляется (ч. 3 ст. 124, ч. 2 ст. 252 ТК РФ).
Запрещается непредоставление ежегодного оплачиваемого отпуска в течение двух лет подряд, а также непредоставление ежегодного оплачиваемого отпуска работникам в возрасте до 18 лет и работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (ч. 4 ст. 124 ТК РФ).
Для некоторых категорий работников предусмотрены дополнительные оплачиваемые отпуска (ст. 116 ТК РФ).
Для дополнительных оплачиваемых отпусков применяются в общем случае такие же правила переноса, при этом дополнительный оплачиваемый отпуск за работу во вредных и (или) опасных условиях труда переносить на следующий год, по нашему мнению, также не следует (ст. 117, ч. 4 ст. 124 ТК РФ).
Вместе с тем часть ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающая 28 календарных дней, по заявлению работника может быть заменена денежной компенсацией, если иное не предусмотрено ТК РФ (ч. 1 ст. 126, ч. 2 ст. 252, ч. 6 ст. 312.3 ТК РФ).
При суммировании ежегодных оплачиваемых отпусков или перенесении ежегодного оплачиваемого отпуска на следующий рабочий год денежной компенсацией могут быть заменены часть каждого ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающая 28 календарных дней, или любое количество дней из этой части (ч. 2 ст. 126 ТК РФ).
Однако не допускается замена денежной компенсацией ежегодного основного оплачиваемого отпуска и ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусков беременным женщинам и работникам в возрасте до 18 лет, а также ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, за работу в соответствующих условиях (за исключением выплаты денежной компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении, а также случаев, установленных ТК РФ) (ч. 3 ст. 126 ТК РФ).
Минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 2, 3 или 4-й степени либо опасным условиям труда, составляет 7 календарных дней (ч. 2 ст. 117 ТК РФ).
Продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска конкретного работника устанавливается трудовым договором на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора с учетом результатов специальной оценки условий труда (ч. 3 ст. 117 ТК РФ).
На основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективных договоров, а также письменного согласия работника, оформленного путем заключения отдельного соглашения к трудовому договору, часть ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, которая превышает 7 календарных дней, может быть заменена отдельно устанавливаемой денежной компенсацией в порядке, в размерах и на условиях, которые установлены отраслевым (межотраслевым) соглашением и коллективными договорами (ч. 4 ст. 117 ТК РФ).
Следовательно, ТК РФ в общем случае запрещает непредоставление ежегодного (основного и (или) дополнительного) оплачиваемого отпуска более двух лет подряд, а также закрепляет обязанность работодателя предоставить неиспользованную часть ежегодного (основного и (или) дополнительного) оплачиваемого отпуска не позднее 12 месяцев после окончания того рабочего года, за который он предоставляется.
В свою очередь работодатель обязан включить неиспользованные дни ежегодного (основного и (или) дополнительного) оплачиваемого отпуска в график отпусков при его составлении. При этом график отпусков обязателен как для работодателя, так и для работника (ч. 2 ст. 123 ТК РФ).
При переносе ежегодного (основного и (или) дополнительного) оплачиваемого отпуска на следующий рабочий год определенная часть каждого ежегодного оплачиваемого отпуска в общем случае может быть заменена денежной компенсацией по заявлению работника.
#юристу
Посмотреть ответ специалиста
Согласно письму Министерства общего и профессионального образования РФ, оценка является определением качества достигнутых школьником результатов обучения, а не поведения. Следовательно, учителя не могут ставить оценки за поведение.
В ст. 47 сказано, что у педагога есть право выбирать и использовать «педагогически обоснованные формы, средства, методы обучения и воспитания». Опираясь на эту норму, можно сказать, что учитель может поставить двойку за поведение, если сможет обосновать свой выбор педагогической необходимостью.
В России пятибалльная система оценивания знаний. 1 («единица») является одной из оценок. Как правило, ставится за абсолютно невыполненную работу или если ученик отказался от ответа без объяснения причин.
В школах существует Положение о системе оценок, форме и порядке аттестации - в нем конкретизируется, по каким критериям выставляется тот или иной балл за ответ. Документ разрабатывается руководством и педагогическим составом школы на основании критериев, установленных по конкретным предметам.
Обоснование
К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся:
- осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения;
п. 10 ч. 3 ст. 28, Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.12.2024) "Об образовании в Российской Федерации" {КонсультантПлюс}
Педагогические работники пользуются следующими академическими правами и свободами:
- свобода выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания;
п. 2 ч. 3 ст. 47, Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.12.2024) "Об образовании в Российской Федерации" {КонсультантПлюс}
Освоение общеобразовательной программы, в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) общеобразовательной программы, сопровождается текущим контролем успеваемости и промежуточной аттестацией обучающихся. Формы, периодичность и порядок проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся определяются Организацией самостоятельно.
Приказ Минпросвещения России от 22.03.2021 N 115 (ред. от 29.09.2023) "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования" {КонсультантПлюс}
Оценка есть определение качества достигнутых школьником результатов обучения. На современном этапе развития начальной школы, когда приоритетной целью обучения является развитие личности школьника, определяются следующие параметры оценочной деятельности учителя:
- качество усвоения предметных знаний - умений - навыков, их соответствие требованиям государственного стандарта начального образования;
- степень сформированности учебной деятельности младшего школьника (коммуникативной, читательской, трудовой, художественной);
- степень развития основных качеств умственной деятельности (умения наблюдать, анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, связно излагать мысли, творчески решать учебную задачу и др.);
- уровень развития познавательной активности, интересов и отношения к учебной деятельности; степень прилежания и старания.
Первый параметр оценивается отметкой за результат обучения, остальные - словесными суждениями (характеристиками ученика). Следует обратить особое внимание на необходимость усиления роли постоянных наблюдений за уровнем познавательных интересов и самостоятельностью обучающегося.
Методическое письмо Минобрнауки России от 19.11.1998 N 1561/14-15 "Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе" {КонсультантПлюс}
Требования к оцениванию
Прежде всего необходимо учитывать психологические особенности ребенка младшего школьного возраста: неумение объективно оценить результаты своей деятельности, слабый контроль и самоконтроль, неадекватность принятия оценки учителя и др. Любая проверка знаний должна определяться характером и объемом ранее изученного материала и уровнем общего развития обучающихся.
Не менее важно требование объективности оценки. Это проявляется, прежде всего, в том, что оценивается результат деятельности ученика. Личное отношение учителя к школьнику не должно отражаться на оценке. Это особенно важно потому, что нередко педагог делит детей на отличников, хорошистов, троечников и, невзирая на конкретный результат работы, ставит отметку в соответствии с этим делением: отличнику завышает ее, а троечнику - занижает.
Характер принятия школьниками оценки учителя зависит от степени сформированности у них самооценки. Реализация этого требования имеет особое значение в развитии учебно-познавательной мотивации ребенка и его отношения к учению. Отрицательной стороной деятельности учителя по контролю и оценке является его эгоцентричность. Он стоит как бы над детьми, только сам имеет право оценить, похвалить, исправить ошибки. Ученик не принимает участия в этой деятельности. Более того, его участие часто наказывается ("не подсказывай" - а он нашел у соседа ошибку; "исправил" - а он у себя нашел ошибку...). Такой подход формирует у школьника убеждение в том, что оценка - проявление отношения учителя не к его деятельности, а к нему самому.
Учителю следует помнить, что одним из основных требований к оценочной деятельности является формирование у школьников умений оценивать свои результаты, сравнивать их с эталонными, видеть ошибки, знать требования к работам разного вида. Работа учителя состоит в создании определенного общественного мнения в классе: каким требованиям отвечает работа на "отлично", правильно ли оценена эта работа, каково общее впечатление от работы, что нужно сделать, чтобы исправить ошибки? Эти и другие вопросы становятся основой коллективного обсуждения в классе и помогают развитию оценочной деятельности школьников.
Приведем пример. Учитель проводит диктант, перед сдачей предлагает его проверить. Ученик находит в своей работе ошибки и исправляет их. В соответствии с инструкцией учитель снижает оценку на балл. Проанализируем эту ситуацию. Ученик сам нашел ошибки, что означает наличие у него навыка самоконтроля. Естественно, в данном случае требуется не наказание, а поощрение. Но найдется учитель, который скажет: "Ученик должен сразу писать без ошибок". Однако процесс перехода умения в навык (а именно этого требует педагог) достаточно трудный и неровный, поэтому тот факт, что ученик еще не может сразу применить правило написания, скорее, его беда, а не вина. И пока у школьника не сформирован тот или иной навык, он должен иметь право на исправление ошибки, на совместный с педагогом анализ причин своих неудач. Кроме того, непедагогична эта ситуация еще и потому, что у школьника формируется негативное отношение к действию самоконтроля, безразличное отношение к оцениванию ("Зачем искать у себя ошибки, если учитель все равно снизит отметку?"). Противоречие, образующееся при такой ситуации, отрицательно отражается на всем учебно-воспитательном процессе, так как вносит дискомфорт в отношения между обучаемым и обучающим, между одноклассниками, детьми и родителями.
В процессе реализации воспитательной функции создаются условия для формирования тех качеств личности, которые становятся стимулом положительного отношения к учению. Это касается, прежде всего, умения и желания осуществлять самоконтроль. Сюда относятся: умение сравнивать результат своей деятельности с эталоном; умение анализировать правильность (неправильность) выбора способа учебного действия, средств достижения цели; поиск ошибок в чужой и своей работах, анализ их причин и определение путей исправления.
Таким образом, система контроля и оценки становится регулятором отношений школьника и учебной среды. Ученик превращается в равноправного участника процесса обучения. Он не только готов, он стремится к проверке своих знаний, к установлению того, чего он достиг, а что ему еще предстоит преодолеть.
Учитель применяет для оценивания цифровой балл (отметку) и оценочное суждение.
#специалисту по госзакупкам
Посмотреть ответ специалиста
Административная практика по данному вопросу неоднозначна.
При этом, по мнению ФАС России, в случаях, когда отпала потребность в исполнении контракта и он расторгнут по соглашению сторон, у заказчика нет оснований для заключения контракта со вторым участником (Письмо от 23.07.2024 N ПИ/65002/24). Аналогичная позиция высказывалась также Минфином России в Письмах от 03.03.2023 N 24-06-06/17938 и от 17.06.2020 N 24-03-07/51940.
В свою очередь в Письме Минфина России от 08.07.2024 N 24-06-09/63390 такая возможность допускается.
Однако, учитывая отсутствие единообразия в правоприменительной практике, во избежание привлечения к административной ответственности за нарушение порядка расторжения контракта не рекомендуем заключать контракт со вторым участником.
Обоснование
ФАС России по вопросу возможности расторжения контракта по соглашению сторон и заключения контракта со вторым участником закупки поддерживает позицию Минфина России, изложенную в письмах от 17.06.2020 N 24-03-07/51940 и от 03.03.2023 N 24-06-06/17938.
Если у заказчика отпала необходимость в поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, предусмотренных контрактом, такой контракт можно расторгнуть по соглашению сторон в соответствии с частью 8 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
При этом основания для заключения контракта со вторым участником закупки при расторжении контракта по соглашению сторон отсутствуют.
{<Письмо> ФАС России от 23.07.2024 N ПИ/65002/24 "О рассмотрении обращения" {КонсультантПлюс}}
Согласно части 8 статьи 95 Закона N 44-ФЗ, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 17.1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ при расторжения контракта по основаниям, предусмотренным частью 8 статьи 95 Закона N 44-ФЗ, заказчик вправе заключить контракт с участником закупки, с которым в соответствии с Законом N 44-ФЗ заключается контракт при уклонении от заключения контракта победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя), и при условии согласия такого участника закупки заключить контракт.
Указанный контракт заключается с соблюдением условий, предусмотренных частью 1 статьи 34 Закона N 44-ФЗ с учетом положений части 18 статьи 95 Закона N 44-ФЗ, и после предоставления в соответствии с Законом N 44-ФЗ участником закупки обеспечения исполнения контракта, если требование обеспечения исполнения контракта предусмотрено извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке.
Таким образом, в случае расторжения контракта по основаниям, предусмотренным частью 8 статьи 95 Закона N 44-ФЗ, заказчик вправе заключить контракт со вторым участником закупки с учетом особенностей, предусмотренных частью 17.1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ.
Согласно письмам Минфина России от 17.06.2020 N 24-03-07/51940 и от 03.03.2023 N 24- 06-06/17938, ФАС России N ПИ/90467/23 от 31.10.2023, в случае если у заказчика отпала необходимость в поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, предусмотренных контрактом, такой контракт можно расторгнуть по соглашению сторон в соответствии с частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе.
При этом возможность заключения контракта со вторым участником закупки при расторжении контракта по соглашению сторон отсутствует.
Таким образом, Заказчик вправе заключить контракт со вторым участником закупки, только при уклонении от заключения контракта победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и при условии его согласия, а также в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта и при условии принятия решения о включении в РНП информации о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым расторгнут контракт. При расторжении контракта по соглашению сторон возможность заключения контракта со вторым участником закупки отсутствует ввиду наличия потребности в услугах (товаре).
На основании вышеизложенного, довод Заявителя является обоснованным, Заказчиком нарушена часть 17.1 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Согласно части 8 статьи 95 Закона о контрактной системе, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 17.1. Закона о контрактной системе в случае расторжения контракта по основаниям, предусмотренным частью 8 настоящей статьи, заказчик вправе заключить контракт с участником закупки, с которым в соответствии с настоящим Федеральным законом заключается контракт при уклонении от заключения контракта победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и при условии согласия такого участника закупки заключить контракт. Указанный контракт заключается с соблюдением условий, предусмотренных частью 1 статьи 34 настоящего Федерального закона с учетом положений части 18 настоящей статьи, и после предоставления в соответствии с настоящим Федеральным законом участником закупки обеспечения исполнения контракта, если требование обеспечения исполнения контракта предусмотрено извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной систем такой контракт заключается по цене, предложенной таким участником закупки.
Таким образом, на основании вышеизложенного, положения части 17.1 статьи 95 Закона о контрактной системе не запрещают заказчику заключать контракт со вторым участником электронного конкурса, в случае его согласия, после расторжения предыдущего контракта по соглашению сторон, заключенного с победителем такого конкурса, по цене, предложенной вторым участником закупки.
Согласно позициям ФАС России, Минфина России, изложенных в письмах от 23 июля 2024 г. N ПИ/65002/24, от 17.06.2020 N 24-03-07/51940 и от 03.03.2023 N 24-0606/17938, в случае если у заказчика отпала необходимость в поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, предусмотренных контрактом, такой контракт может быть расторгнут по соглашению сторон в соответствии с частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе. При этом в указанном случае необходимость заключения контракта при расторжении контракта по соглашению сторон отсутствует.
Однако с целью продолжения работ по капитальному ремонту части здания МОУ "СБ" 18.09.2024 между администрацией Звениговского муниципального района Республики Марий Эл и ИП В. был заключен контракт.
Таким образом, у заказчика имелась потребность в дальнейшем исполнении контракта, следовательно контракт от 14.06.2024 должен быть расторгнут заказчиком в одностороннем порядке и сведения об исполнителе (подрядчике, поставщике) должны быть направлены в антимонопольный орган для принятия решения о включении сведений о нем в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку действующее законодательство Российской Федерации не предусматривает возможности исполнителю (подрядчику, поставщику) избежать негативных последствий в случае нарушения условий контракта (за исключением доказанности обстоятельств непреодолимой силы, препятствовавших надлежащему исполнению контракта) или уклонения от его исполнения.
Бездействия подрядчика (исполнителя), выразившиеся в неисполнении в полном объеме условий контракта с надлежащим качеством, привели к нарушению права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) по цене и срокам исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
Невыполнение в данном случае победителем закупки условий контракта, приводит к нарушению интересов не только заказчика, но и публичных интересов, которые обеспечиваются единой и обязательной процедурой определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Однако, заказчик не представлял в Марийское УФАС России сведения о включении в реестр недобросовестных поставщиков ООО "Г" в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения заключенного контракта от 14.06.2024.
Исходя из вышеуказанного следует, что заказчиком нарушен порядок расторжения муниципального контракта, поскольку подрядчик не выполнил требуемый по контракту объем работ, что не предусмотрено условиями контракта, следовательно, цель обеспечения муниципальных нужд которую преследовал заказчик изначально, при заключении контракта не достигнута.
Следовательно, заказчик признается нарушившим часть 2 статьи 8, часть 8 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Указанные действия заказчика содержат состав административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.