#бухгалтеру бюджетной организации
Посмотреть ответ специалиста
Полагаем, по данному вопросу необходимо учесть следующее. Перечень доходов, освобождаемых от налогообложения, содержится в статье 217 Кодекса.
В соответствии с пунктом 7 статьи 217 Кодекса освобождаются от обложения налогом на доходы физических лиц суммы, получаемые налогоплательщиками в виде международных, иностранных или российских премий за выдающиеся достижения в области науки и техники, образования, культуры, литературы и искусства, туризма, средств массовой информации по перечню премий, утверждаемому Правительством Российской Федерации, а также в виде премий, присужденных высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации за выдающиеся достижения в указанных областях, по перечням премий, утверждаемым высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации. Перечень международных, иностранных и российских премий за выдающиеся достижения в области науки и техники, образования, культуры, литературы, искусства, туризма и средств массовой информации, суммы которых, получаемые налогоплательщиками, не подлежат налогообложению (далее - Перечень премий), утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2001 N 89.
В отношении премий, не включенных в Перечень премий, положения пункта 7 статьи 217 Кодекса не применяются(Письмо Минфина России от 12.04.2024 N 03-03-06/3/34160). Учитывая изложенное, исходя из разъяснений Минфина России, если премии победителям и призерам конкурсов включены в Перечень премий, то не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц на основании пункта 7 статьи 217 Кодекса. В отношении премий, не включенных в Перечень премий, положения пункта 7 статьи 217 Кодекса не применяются.
На основании п. 28 ст. 217 НК РФ доходы, не превышающие 4000 рублей, полученные по каждому из следующих оснований за налоговый период: стоимость призов в денежной и натуральной формах, полученных налогоплательщиками на конкурсах и соревнованиях, проводимых в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации, законодательных (представительных) органов государственной власти или представительных органов местного самоуправления.Так, например, ранее в Письме Минфина России от 24.04.2014 N 03-04-05/19205 разъяснялось , что денежное поощрение, выплаченное победителям конкурса "Лучший работник учреждений социального обслуживания", освобождается от налогообложения в размерах, не превышающих 4 тыс. руб., в случае если указанный конкурс проводился в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации, законодательных (представительных) органов государственной власти или представительных органов местного самоуправления. Учитывая изложенное, исходя из разъяснений Минфина России. Таким образом, на основании п. 28 ст. 217 НК РФ не подлежит обложению НДФЛ (освобождается от налогообложения) в том числе не превышающая 4 тыс. руб. стоимость призов в денежной и натуральной формах, полученных налогоплательщиками на конкурсах и соревнованиях, проводимых в соответствии с решениями Правительства РФ, законодательных (представительных) органов государственной власти или представительных органов местного самоуправления.
Обоснование
Вопрос: Об НДФЛ при получении премий за выдающиеся достижения в области науки и техники и налоге на прибыль с доходов от фондов поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 12 апреля 2024 г. N 03-03-06/3/34160
... по вопросу налогообложения доходов физических лиц сообщается, что в соответствии с пунктом 1 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, или право на распоряжение которыми у него возникло.
Перечень доходов, освобождаемых от налогообложения, содержится в статье 217 Кодекса.
В соответствии с пунктом 7 статьи 217 Кодекса освобождаются от обложения налогом на доходы физических лиц суммы, получаемые налогоплательщиками в виде международных, иностранных или российских премий за выдающиеся достижения в области науки и техники, образования, культуры, литературы и искусства, туризма, средств массовой информации по перечню премий, утверждаемому Правительством Российской Федерации, а также в виде премий, присужденных высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации за выдающиеся достижения в указанных областях, по перечням премий, утверждаемым высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации.
Перечень международных, иностранных и российских премий за выдающиеся достижения в области науки и техники, образования, культуры, литературы, искусства, туризма и средств массовой информации, суммы которых, получаемые налогоплательщиками, не подлежат налогообложению (далее - Перечень премий), утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2001 N 89.
Премии победителям и призерам технологических конкурсов в целях реализации Национальной технологической инициативы (Фонд поддержки проектов Национальной технологической инициативы) включены в Перечень премий.
Таким образом, суммы, получаемые налогоплательщиками в виде премий победителям и призерам технологических конкурсов в целях реализации Национальной технологической инициативы (Фонд поддержки проектов Национальной технологической инициативы), не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц на основании пункта 7 статьи 217 Кодекса.
В отношении премий, не включенных в Перечень премий, положения пункта 7 статьи 217 Кодекса не применяются.
По вопросу налогообложения прибыли организаций сообщается, что в соответствии с пунктом 1 статьи 248 Кодекса к доходам в целях налогообложения прибыли организаций относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав (статья 249 Кодекса) и внереализационные доходы (статья 250 Кодекса).
Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, поименованы в статье 251 Кодекса. Перечень таких доходов является исчерпывающим.
Таким образом, доходы налогоплательщика, не поименованные в статье 251 Кодекса, учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в общеустановленном порядке.
Заместитель директора Департамента А.А.СМИРНОВ
Вопрос: Образовательное бюджетное учреждение (университет) из внебюджетных средств премирует студентов, победивших в конкурсе "Молодой ученый года". Данная премия присуждается на основании внутренних документов университета и выплачивается за счет средств от приносящей доход деятельности. Подлежит ли налогообложению (НДФЛ) такого рода поощрение?
Ответ: Выплата премии (поощрения) студенту - победителю конкурса "Молодой ученый года", утвержденная бюджетным учреждением (университетом) и выплачиваемая за счет средств от приносящей доход деятельности, будет облагаться НДФЛ в общем порядке.
Обоснование: При определении налоговой базы по НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме (абз. 1 п. 1 ст. 210 Налогового кодекса РФ). Перечень доходов, не подлежащих налогообложению НДФЛ, установлен в ст. 217 НК РФ.
В силу п. 7 ст. 217 НК РФ от обложения НДФЛ освобождаются суммы, получаемые налогоплательщиками в виде международных, иностранных или российских премий за выдающиеся достижения в области науки и техники, образования, культуры, литературы и искусства, туризма, средств массовой информации, по Перечню международных, иностранных и российских премий за выдающиеся достижения в области науки и техники, образования, культуры, литературы, искусства, туризма и средств массовой информации, суммы которых, получаемые налогоплательщиками, не подлежат налогообложению, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 06.02.2001 N 89.
В соответствии с п. 6 ст. 217 НК РФ освобождаются от налога суммы, получаемые налогоплательщиками в виде грантов (безвозмездной помощи), предоставленных для поддержки науки и образования, культуры и искусства в Российской Федерации международными, иностранными и (или) российскими организациями по перечням таких организаций, утверждаемым Правительством РФ. Перечень данных организаций утвержден Постановлением Правительства РФ от 15.07.2009 N 602 и Постановлением Правительства РФ от 28.06.2008 N 485.
Соответственно, премии, получаемые студентами, поименованные в вышеуказанных Перечнях, освобождены от налогообложения НДФЛ. А также выплаты за счет грантов Президента Российской Федерации (п. 6.1 ст. 217 НК РФ).
Выплата премии студенту, победившему в конкурсе за звание "Молодой ученый года", за счет собственных (внебюджетных) средств учреждения в ст. 217 НК РФ не поименована.
Таким образом, выплата премии студенту - победителю конкурса "Молодой ученый года", утвержденная университетом и выплачиваемая за счет средств от приносящей доход деятельности, будет облагаться НДФЛ в общем порядке.
Вопрос: На основании решения органа местного самоуправления был проведен конкурс "Лучший работник учреждений социального обслуживания", по результатам которого победителю выплачивается вознаграждение в денежной форме в размере 3,5 тыс. руб. Победителем стал один из работников муниципального бюджетного учреждения социального обслуживания.
Подлежит ли указанное вознаграждение работника муниципального бюджетного учреждения социального обслуживания обложению НДФЛ?
Ответ: Вознаграждение работника муниципального бюджетного учреждения социального обслуживания в денежной форме в размере 3,5 тыс. руб. не подлежит обложению НДФЛ.
Обоснование: В соответствии с п. 1 ст. 207 Налогового кодекса РФ плательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
В силу п. 1 ст. 209 НК РФ объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы по НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 НК РФ.
На основании п. 28 ст. 217 НК РФ не подлежит обложению НДФЛ (освобождается от налогообложения) в том числе не превышающая 4 тыс. руб. стоимость призов в денежной и натуральной формах, полученных налогоплательщиками на конкурсах и соревнованиях, проводимых в соответствии с решениями Правительства РФ, законодательных (представительных) органов государственной власти или представительных органов местного самоуправления.
Таким образом, если денежный приз, выплаченный работнику учреждения по результатам конкурса, не превышает 4 тыс. руб., он не подлежит обложению НДФЛ на основании ст. 217 НК РФ.
Так, в Письме Минфина России от 24.04.2014 N 03-04-05/19205 разъясняется, что денежное поощрение, выплаченное победителям конкурса "Лучший работник учреждений социального обслуживания", освобождается от налогообложения в размерах, не превышающих 4 тыс. руб., в случае если указанный конкурс проводился в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации, законодательных (представительных) органов государственной власти или представительных органов местного самоуправления.
Следовательно, вознаграждение работника муниципального бюджетного учреждения социального обслуживания в денежной форме в размере 3,5 тыс. руб. не подлежит обложению НДФЛ.
#бухгалтеру
Посмотреть ответ специалиста
Ведомства разъясняют, что управляющие компании на УСН не учитывают в доходах суммы, которые получили от потребителей в МКД в счет оплаты коммунальных услуг и которые полностью перечисляют ресурсоснабжающим организациям. Документ: Письмо Минфина России от 04.10.2024 N 03-07-11/96415. Полагаем, что риски претензий со стороны проверяющих органов не будут возникать по агентским договорам.
Обоснование
Налоговым кодексом РФ предусмотрен достаточно широкий перечень доходов, которые не нужно учитывать при УСН. К ним относятся:
- доходы, которые поименованы в ст. 251 НК РФ. Это те же доходы, которые не облагаются налогом на прибыль (пп. 1 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ).
- полученные дивиденды. У организаций дивиденды облагаются налогом на прибыль, а у ИП - НДФЛ. Поэтому повторно платить налог по УСН с этих доходов не нужно (п. п. 2, 3 ст. 346.11, пп. 2, 3 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ);
- полученные организацией проценты по государственным (муниципальным) ценным бумагам, которые облагаются налогом на прибыль по ставкам 0%, 9%, 15%, а также доходы контролируемых иностранных компаний (п. 2 ст. 346.11, пп. 2 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ). Поэтому повторно платить налог по УСН с этих доходов не нужно.
- доходы ИП, которые облагаются НДФЛ по ставке 9%, 35% (п. 3 ст. 346.11, пп. 3 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ);
- доходы от деятельности, облагаемой ПСН (п. 8 ст. 346.18 НК РФ);
- плата от жильцов за коммунальные услуги, которые оказаны ресурсоснабжающими организациями (региональными операторами по обращению с ТКО), если вы - ТСЖ, ТСН, управляющая компания, жилищный или другой специализированный потребительский кооператив (пп. 4 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ);
- поступления, которые по своей сути не являются доходами, но в Налоговом кодексе РФ об этом не сказано. Например, полученное от СФР возмещение расходов по социальному страхованию (Письмо Минфина России от 13.03.2013 N 03-11-11/98). Данное Письмо было издано до создания СФР, полагаем что оно применимо и после его создания.
{Готовое решение: Какие доходы не учитываются при УСН (КонсультантПлюс, 2024) {КонсультантПлюс}}
Если жилищно-коммунальные услуги оказываются ТСЖ (управляющими организациями), заключившими договоры ресурсоснабжения (договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами) с ресурсоснабжающими организациями (региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами) в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации, то денежные средства, поступающие от собственников жилья (помещений), в состав доходов при применении УСН не включаются (пп. 4 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ).
При этом суммы, перечисленные ТСЖ ресурсоснабжающим организациям (региональным операторам по обращению с твердыми коммунальными отходами) в оплату коммунальных услуг, в расходах не учитываются (абз. 2 пп. 1 п. 2 ст. 346.17 НК РФ).
Таким образом, если товарищество собственников недвижимости получает от собственников недвижимости (как жилых, так и нежилых помещений) денежные средства в оплату коммунальных услуг, в том числе начисленные за места общего пользования, и полностью перечисляет их поставщикам коммунальных ресурсов, то указанные средства при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, не должны учитываться ни в доходах, ни в расходах (Письма Минфина России от 17.02.2022 N 03-11-06/2/11177, от 03.07.2020 N 03-11-06/2/57748, от 27.03.2020 N 03-11-11/24201).
Если предпринимательская деятельность ТСЖ (управляющей организации), исходя из договорных обязательств, является посреднической деятельностью по поручению собственников помещений в многоквартирном доме по закупке коммунальных услуг, то доходом указанной организации будет комиссионное, агентское или иное аналогичное вознаграждение (пп. 9 п. 1 ст. 251 НК РФ).
Что касается доходов от оказания прочих услуг по содержанию общего имущества в многоквартирном доме (например, платежей за пользование общедомовой антенной и радио, за услуги по обслуживанию домофонов и видеокамер), то порядок их налогообложения будет зависеть от того, чьими силами фактически оказываются эти услуги.
В Письме Минфина России от 12.09.2019 N 03-01-15/70350 высказана следующая позиция.
В Определении Верховного Суда РФ от 11.05.2018 N 305-КГ17-22109 по делу N А41-86032/2016 сделан вывод о том, что плата за жилищно-коммунальные услуги, взимаемая товариществом собственников жилья с собственников помещений, не является налогооблагаемым доходом ТСЖ при условии оказания жилищно-коммунальных услуг сторонними организациями.
Согласно правовой позиции, отраженной в Определении ВС РФ от 15.08.2017 N 305-ЭС17-8232, включение платежей за коммунальные услуги, перечисляемых собственниками (пользователями) помещений в многоквартирных домах ТСЖ, в налоговую базу по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в случаях получения и последующего перечисления ТСЖ в полном объеме денежных средств, полученных от собственников жилья, неправомерно.
Если же услуги оказываются собственными силами ТСЖ (управляющей компании), то поступающая за эти услуги плата, безусловно, должна включаться в состав налогооблагаемых доходов ТСЖ (управляющей компании).
К аналогичному выводу пришел АС Волго-Вятского округа в следующей ситуации:
- платежи от собственников и пользователей помещений за коммунальные услуги поступали обществу на расчетные счета в общей сумме платежей без разбивки на суммы по оплате за содержание и ремонт общего имущества и по оплате за коммунальные услуги;
- общество выступало в качестве самостоятельного субъекта как по отношению к ресурсоснабжающим организациям, так и по отношению к собственникам помещений многоквартирных домов;
- поступающие на счет управляющей компании денежные средства за коммунальные услуги общество расходовало по своему усмотрению.
Вывод суда: в рамках договоров управления, не являющихся агентскими, общество оказывало собственникам жилых помещений коммунальные услуги, в связи с чем их оплата является доходом налогоплательщика и подлежит учету в целях исчисления налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения (Постановление АС Волго-Вятского округа от 11.04.2022 N Ф01-1194/2022 по делу N А28-1594/2021 (Определением ВС РФ от 30.06.2022 N 301-ЭС22-11318 в пересмотре дела отказано)).
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 11.04.2022 N Ф01-1194/2022 по делу N А28-1594/2021
По мнению налогоплательщика (управляющей компании), поступившие ему денежные средства в счет оплаты коммунальных услуг не являются выручкой. Он действует как посредник (агент) между потребителями коммунальных услуг и ресурсоснабжающими организациями; денежные средства, поступающие от потребителей, фактически являются средствами ресурсоснабжающих организаций и не принадлежат ему.
Суд, исследовав материалы дела, указал, что платежи за коммунальные услуги поступали налогоплательщику в общей сумме, без разбивки на суммы по оплате за содержание и ремонт общего имущества и по оплате за коммунальные услуги. Поступающие средства за коммунальные услуги налогоплательщик расходовал по своему усмотрению.
Суд пришел к выводу, что налогоплательщик выступал в качестве самостоятельного субъекта как по отношению к ресурсоснабжающим организациям, так и по отношению к собственникам помещений многоквартирных домов, поэтому спорные суммы являются доходом налогоплательщика и подлежат учету при исчислении налога по УСН.
#кадровику
Посмотреть ответ специалиста
Сотрудникам, работающим на одинаковых должностях, можно установить разные условия премирования. Если вы хотите назначить разные премии работникам на одинаковых должностях, то это нужно обосновать в приказе о премировании. Например, у одного есть какие-то успехи в работе, которых нет у других. Если же выдающихся достижений ни у кого нет, то самый простой способ выполнить названные требования ТК - определить единый размер премии за год для одинаковых должностей, процентную долю оклада и для каждого сотрудника сделать поправку на отработанное им в течение года время.
Обоснование
Работодатель обязан:
обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности;
ст. 22 ТК РФ {КонсультантПлюс}
Заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
ст. 129 ТК РФ {КонсультантПлюс}
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
ст. 135 ТК РФ {КонсультантПлюс}
Вопрос: Законно ли получать разную заработную плату при одинаковом окладе и условиях труда?
Ответ: Если вы имеете в виду разный размер стимулирующих выплат (например, премий), то такое возможно. У работников, занимающих одинаковые должности, одинаковым должен быть только оклад.
Правовое обоснование: Согласно ч. 1 ст. 129 ТК РФ, заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В соответствии с ч. 1 ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (ч. 2 ст. 135 ТК РФ).
Согласно абз. 2, абз. 6 и абз. 7 ч. 2 ст. 22 ТК РФ, работодатель обязан:
- соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров;
- обеспечивать работникам равную оплату труда равной ценности;
- выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с ТК РФ, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
19.02.2024
Вопрос: В нашем подразделении у работников с одинаковыми разрядами и профессиями, например электромонтеров 4-го разряда, установлен разный процент ежемесячной премии, при этом условия работы одинаковые. Такая ситуация получилась после перевода персонала дочерней организации в головную компанию, при этом у работников дочерней компании процент премии не был приведен в соответствие % премии компании. Является ли нарушением (дискриминацией по ст. 3, 22 и 132 ТК РФ) установление разной стимулирующей выплаты работникам с одинаковыми должностями и условиями труда?
Ответ: Размер премии по итогам работы за месяц может отличаться у разных работников в зависимости от выполнения ими условий для начисления премии, т.е. если результаты их труда по количеству и качеству различаются. При этом установление работникам на одной и той же должности разного максимального размера премиальной части неправомерно. Система оплаты труда работников, выполняющих одинаковую работу, должна быть одинаковой. Размер премий работников обычно определяется в локальном нормативном акте организации (например, положении о премировании), с которым работники должны быть ознакомлены под роспись.
Правовое обоснование: Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (ст. 135 ТК РФ).
Согласно ст. 22 ТК РФ, работодатель обязан обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности.
Статьей 3 ТК РФ установлено, что никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.
25.09.2020
Вопрос: В организации окладно-премиальная оплата труда. Премиальная часть определяется из опыта, навыков, сложности функций. Можно ли в штатном расписании предусмотреть одну должность с одинаковыми окладами, но с разными премиями?
Ответ: Да, можно. Роструд придерживается мнения, что в штатном расписании по одноименным должностям следует устанавливать одинаковые размеры окладов. При этом надбавки, доплаты и другие выплаты у разных работников могут различаться, в том числе в зависимости от квалификации, сложности работы, количества и качества труда.
Не принято указывать в штатном расписании премии, которые не являются гарантированными выплатами. Например, про которые в вашем положении об оплате труда сказано, что они зависят от оценки результатов труда, финансово-хозяйственных результатов и назначаются по решению работодателя.
{Вопрос: В организации окладно-премиальная оплата труда. Премиальная часть определяется из опыта, навыков, сложности функций. Можно ли в штатном расписании предусмотреть одну должность с одинаковыми окладами, но с разными премиями? (Подборки и консультации Горячей линии, 2022) {КонсультантПлюс}}
#юристу
Посмотреть ответ специалиста
Согласно ст. 965 ГК РФ, если договором имущественного страхования не предусмотрено иное, к страховщику, выплатившему страховое возмещение, переходит в пределах выплаченной суммы право требования, которое страхователь (выгодоприобретатель) имеет к лицу, ответственному за убытки, возмещенные в результате страхования.
Если утрата застрахованного груза произошла в период перевозки, страховщик в порядке суброгации вправе предъявить требование к перевозчику, если в утрате груза имеется его (перевозчика) вина. При этом перешедшее к страховщику право требования осуществляется им с соблюдением правил, регулирующих отношения между страхователем (выгодоприобретателем) и лицом, ответственным за убытки (п. 2 ст. 965 ГК РФ).
При этом вина перевозчика презюмируется, и для освобождения от ответственности перевозчик должен доказать, что он проявил ту степень заботливости и осмотрительности, которая от него потребовалась в целях надлежащего исполнения своих обязательств, и с его стороны были предприняты все необходимые меры по обеспечению сохранности груза, а утрата груза признана следствием непредотвратимых обстоятельств.
Срок исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозки груза, устанавливается в один год с момента, определяемого в соответствии с транспортными уставами и кодексами (ч.3 ст. 797 ГК РФ).
Обоснование
Переход к страховщику прав страхователя на возмещение ущерба (суброгация)
Если договором имущественного страхования не предусмотрено иное, к страховщику, выплатившему страховое возмещение, переходит в пределах выплаченной суммы право требования, которое страхователь (выгодоприобретатель) имеет к лицу, ответственному за убытки, возмещенные в результате страхования. Однако условие договора, исключающее переход к страховщику права требования к лицу, умышленно причинившему убытки, ничтожно.
Перешедшее к страховщику право требования осуществляется им с соблюдением правил, регулирующих отношения между страхователем (выгодоприобретателем) и лицом, ответственным за убытки. ст. 965 ГК РФ {КонсультантПлюс}
Вопросы ответственности за действия третьего лица в договорах перевозки и страхования. В практике международной торговли существует тесная взаимосвязь между договорами страхования, перевозки грузов и купли-продажи. По договору транспортного страхования груза срок страхования обычно охватывает нахождение груза на всем пути следования от склада отправителя до склада получателя. Если утрата застрахованного груза произошла в период перевозки, страховщик в порядке суброгации вправе предъявить требование к перевозчику, если в утрате груза имеется его (перевозчика) вина. При этом перешедшее к страховщику право требования осуществляется им с соблюдением правил, регулирующих отношения между страхователем (выгодоприобретателем) и лицом, ответственным за убытки (п. 2 ст. 965 ГК РФ). Это означает, что перевозчик будет отвечать перед страховщиком в пределах, предусмотренных транспортным законодательством и международными конвенциями.
Претензии и иски по перевозкам грузов
Срок исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозки груза, устанавливается в один год с момента, определяемого в соответствии с транспортными уставами и кодексами. п. 3 ст. 797 ГК РФ {КонсультантПлюс}
В силу части 1 статьи 965 Гражданского кодекса Российской Федерации, если договором имущественного страхования не предусмотрено иное, к страховщику, выплатившему страховое возмещение, переходит в пределах выплаченной суммы право требования, которое страхователь (выгодоприобретатель) имеет к лицу, ответственному за убытки, возмещенные в результате страхования.
Таким образом, как верно сочли суды, выплатив страховое возмещение, истец приобрел право требовать компенсации у лица, ответственного за причинение убытков.
В соответствии со статьей 393 Гражданского кодекса Российской Федерации должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.
Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Исходя из смысла указанных правовых норм, вина перевозчика презюмируется, и для освобождения от ответственности перевозчик должен доказать, что он проявил ту степень заботливости и осмотрительности, которая от него потребовалась в целях надлежащего исполнения своих обязательств, и с его стороны были предприняты все необходимые меры по обеспечению сохранности груза, а утрата груза признана следствием непредотвратимых обстоятельств.
Перевозчик несет ответственность независимо от наличия или отсутствия его вины в нарушении обязательства по перевозке и единственным основанием освобождения его от ответственности за утрату груза является наличие препятствий вне разумного контроля перевозчика - обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.
ООО "Страховая компания "Капитал-полис" (далее - компания) обратилось в арбитражный суд с иском к индивидуальному предпринимателю Соколюк С.И. (далее - предприниматель) о взыскании 30 419 рублей 42 копеек убытков в порядке суброгации.
Постановлением апелляционного суда от 22.06.2021 решение от 31.03.2021 отменено, иск удовлетворен. Апелляционный суд пришел к выводу о том, что к компании в порядке суброгации перешло право требования страхователя, которое у него имелось к лицу, ответственному за убытки, возмещенные по договору страхования.
В силу статьи 796 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 34 и 36 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" перевозчик несет ответственность за несохранность груза с момента принятия его к перевозке и до момента выдачи грузополучателю, управомоченному им лицу или лицу, управомоченному на получение багажа, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза или багажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.
Перевозчик обязан возместить реальный ущерб, причиненный случайной утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза, в том числе возникших вследствие дорожно-транспортного происшествия, произошедшего не по его вине.
Таким образом, взыскание убытков вследствие утраты груза может быть потребовано с предпринимателя на основании договора перевозки и с компании, услуга которого по возмещению третьим лицам причиненных при исполнении перевозки убытков приобретена посредством заключения договора страхования ответственности.
Договор страхования ответственности представляет собой имущественное страхование ответственности перевозчика (статья 932 Гражданского кодекса Российской Федерации) и заключен в том числе в пользу общества АО "БТК Групп" (выгодоприобретателя), перед которым у ООО "Интегрити Санкт-Петербург" ответственность за порчу груза.
Правила о суброгации предоставляют компании право выбрать лицо из числа тех, к которым после страховой выплаты и в пределах ее суммы оно приобрело требование о взыскании убытков (пункт 1 статьи 965 Гражданского кодекса Российской Федерации).
При разрешении спора суд апелляционной инстанции исходил из того, что факт утраты повреждения груза и причинения истцу убытков в заявленном размере подтверждены материалами дела и ответчиком не опровергнуты.
#специалисту по госзакупкам
Посмотреть ответ специалиста
Проведение оценки обязательно, если на продажу имущества требуется согласие (ч.1, 2 ст. 8 Закона об оценочной деятельности).
Так, если вы продаете недвижимость, получите согласие собственника. Если же речь идет о движимом имуществе, то здесь согласие нужно только для крупных сделок или сделок с заинтересованностью.
Таким образом, если продажа движимого имущества является для организации крупной сделкой или сделкой с заинтересованностью, то оценка будет обязательной.
Закупку проводите в соответствии с тем, законом, в зависимости от использования бюджетных средств, поскольку закупка услуг по оценочной деятельности не выведена из-под регулирования Закона N 223-ФЗ (за исключением определения размера платы за публичный сервитут, устанавливаемый в соответствии с земельным законодательством).
Обоснование
Государственное или муниципальное предприятие распоряжается движимым имуществом, принадлежащим ему на праве хозяйственного ведения, самостоятельно, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Государственное или муниципальное предприятие не вправе продавать принадлежащее ему недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственного общества или товарищества или иным способом распоряжаться таким имуществом без согласия собственника имущества государственного или муниципального предприятия.
Движимым и недвижимым имуществом государственное или муниципальное предприятие распоряжается только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом такого предприятия. Сделки, совершенные государственным или муниципальным предприятием с нарушением этого требования, являются ничтожными.
Сделка, в совершении которой имеется заинтересованность руководителя унитарного предприятия, не может совершаться унитарным предприятием без согласия собственника имущества унитарного предприятия.
Руководитель унитарного предприятия признается заинтересованным в совершении унитарным предприятием сделки в случаях, если он, его супруг, родители, дети, братья, сестры и (или) их аффилированные лица, признаваемые таковыми в соответствии с законодательством Российской Федерации:
являются стороной сделки или выступают в интересах третьих лиц в их отношениях с унитарным предприятием;
владеют (каждый в отдельности или в совокупности) двадцатью и более процентами акций (долей, паев) юридического лица, являющегося стороной сделки или выступающего в интересах третьих лиц в их отношениях с унитарным предприятием;
занимают должности в органах управления юридического лица, являющегося стороной сделки или выступающего в интересах третьих лиц в их отношениях с унитарным предприятием;
в иных определенных уставом унитарного предприятия случаях.
Решение о совершении крупной сделки принимается с согласия собственника имущества унитарного предприятия.
Настоящий Федеральный закон не регулирует отношения, связанные с:
- осуществлением заказчиком отбора субъекта оценочной деятельности для проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности оценки объектов оценкив целях определения размера платы за публичный сервитут, устанавливаемый в соответствии с земельнымзаконодательством;
В каком порядке проводят закупки государственные унитарные предприятия
Государственные унитарные предприятия относятся к заказчикам, которые осуществляют закупки в порядке, предусмотренном Законом N 44-ФЗ. Однако некоторые закупки унитарные предприятия могут провести по Закону N 223-ФЗ (п. 7 ч. 1 ст. 3, ч. 2.1 ст. 15 Закона N 44-ФЗ, п. 5 ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ).
В порядке, предусмотренном Законом N 223-ФЗ, унитарные предприятия могут проводить закупки (ч. 2.1 ст. 15 Закона N 44-ФЗ, п. 5 ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ):
- за счет грантов, в том числе за счет бюджетных субсидий или грантов, которые предоставляются на конкурсной основе, если грантодатели не определили иные условия, за счет средств, полученных в качестве дара, в том числе пожертвования, по завещанию;
- для исполнения контракта, по которому унитарное предприятие само является исполнителем. Исключением является исполнение предприятием контракта, заключенного в соответствии сп. п. 2и6.1 ч. 1 ст. 93Закона N 44-ФЗ;
- федеральные унитарные предприятия изПеречня, утвержденного Распоряжением Правительства РФ от 31.12.2016 N 2931-р, проводят закупки без использования субсидий на капвложения в объекты капстроительства или на приобретение недвижимости;
- без привлечения средств соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ.
Учтите, чтобы унитарное предприятие могло закупать по Закону N 223-ФЗ, нужно до начала года принять и разместить в ЕИС положение о закупке. В случае отсутствия такого положения, размещенного до начала года в ЕИС, унитарные предприятия проводят закупки, предусмотренные пп. "а" - "в" п. 2 ч. 2.1 ст. 15 Закона N 44-ФЗ, по Закону N 44-ФЗ (п. 5 ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ, Информационное письмо Минфина России от 09.03.2023 N 24-07-09/19371).
Муниципальные унитарные предприятия относятся к заказчикам, которые осуществляют закупки в порядке, предусмотренном Законом N 44-ФЗ. Однако они могут проводить закупки по Закону N 223-ФЗ в тех же случаях, что и государственные унитарные предприятия. Отличий или особенностей, действующих именно для муниципальных предприятий, нет.