#бухгалтеру бюджетной организации
Посмотреть ответ специалиста
Специальных нормативных положений о приеме на дистанционную работу внешнего совместителя нет. Полагаем, в такой ситуации можно придерживаться общего алгоритма приема на дистанционную работу. При этом следует учесть особенности, предусмотренные как для дистанционной работы, так и для работы по совместительству, в частности (гл. 44, 49.1 ТК РФ):
- удостоверьтесь, что соискатель не относится к категории работников, которым установлены запрет или ограничения на работу по совместительству (см., например,ч. 1 ст. 276,ч. 5 ст. 282ТК РФ);
- укажите в трудовом договоре, что работа осуществляется дистанционно и является совместительством (ч. 2 ст. 57,ч. 4 ст. 282,ч. 2 ст. 312.1ТК РФ);
- отразите в трудовом договоре режим рабочего времени и времени отдыха с учетом условий, предусмотренныхст. ст. 284,286,312.4ТК РФ.
В недавнем Письме Роструда от 12.09.2023 N ПГ/18818-6-1 специалисты ведомства разъяснили, как применять районные коэффициенты к зарплате дистанционных работников.
В соответствии со ст. 57 ТК РФ к числу обязательных условий трудового договора относится место работы работника, а в случае, когда работник принимается для работы в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации, расположенном в другой местности, - место работы с указанием обособленного структурного подразделения и его местонахождения.
В Трудовом кодексе РФ не раскрывается содержание понятия "место работы", при этом под ним понимается расположенная в определенной местности (населенном пункте) конкретная организация, ее представительство, филиал, иное обособленное структурное подразделение. В случае расположения организации и ее обособленного структурного подразделения в разных местностях исходя из ч. 2 ст. 57 ТК РФ место работы работника уточняется применительно к этому структурному подразделению.
Из определения дистанционной работы в соответствии с ч. 1 ст. 312.1 ТК РФ следует, что для работника местом постоянной работы является место его нахождения.
Районный коэффициент и процентная надбавка начисляются к заработной плате работника в зависимости от места выполнения им трудовой функции, а не от места нахождения работодателя, в штате которого состоит работник.
Таким образом, если место жительства (место нахождения) дистанционного работника находится в РКС или МКС, его зарплата увеличивается за счет районного коэффициента и процентной надбавки.
Так как местонахождением работника является город Москва, то начисление зарплаты с районным коэффициентом не положена.
В трудовом договоре указываются условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты) (абз. 5 ч. 2 ст. 57 ТК РФ).
Таким образом, для отмены доплаты необходимо внести изменения в документы, ее устанавливающие.
Так, в случае если доплата была предусмотрена трудовым договором и ее отмена производится по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда, то работодатель обязан уведомить работника в общем случае в письменной форме не позднее чем за два месяца о предстоящих изменениях, определенных сторонами условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений (ч. 2 ст. 74 ТК РФ).
Полагаем, в такой же срок следует уведомлять работников об отмене доплаты, являющейся частью заработной платы, если доплата была предусмотрена документом, на который имеется отсылка в трудовом договоре.
Образец уведомления и приказа о снятии доплаты представлены ниже. Полагаем возможным в указанных документах отразить следующую формулировку: «Из определения дистанционной работы в соответствии с ч. 1 ст. 312.1 ТК РФ следует, что для работника местом постоянной работы является место его нахождения.
Районный коэффициент и процентная надбавка начисляются к заработной плате работника в зависимости от места выполнения им трудовой функции, а не от места нахождения работодателя, в штате которого состоит работник. Доводим до Вашего сведения, то районный коэффициент начисляться не будет, так как местонахождением является город Москва».
Обоснование
Как принять на дистанционную работу внешнего совместителя
Специальных нормативных положений о приеме на дистанционную работу внешнего совместителя нет. Полагаем, в такой ситуации можно придерживаться общего алгоритма приема на дистанционную работу. При этом следует учесть особенности, предусмотренные как для дистанционной работы, так и для работы по совместительству, в частности (гл. 44, 49.1 ТК РФ):
- удостоверьтесь, что соискатель не относится к категории работников, которым установлены запрет или ограничения на работу по совместительству (см., например,ч. 1 ст. 276,ч. 5 ст. 282ТК РФ);
- укажите в трудовом договоре, что работа осуществляется дистанционно и является совместительством (ч. 2 ст. 57,ч. 4 ст. 282,ч. 2 ст. 312.1ТК РФ);
- отразите в трудовом договоре режим рабочего времени и времени отдыха с учетом условий, предусмотренныхст. ст. 284,286,312.4ТК РФ.
Вопрос: В чем отличия дистанционной работы от удаленной работы?
Ответ: Дистанционная и удаленная работа - это одно и то же. Работник трудится вне места расположения работодателя и взаимодействует с ним через Интернет и телефон. Если позволяет трудовая функция, работать удаленно может любой, в том числе и генеральный директор (ст. 312.1 ТК РФ).
До широкого распространения "удаленки" каждый работодатель точно знал, должен ли он начислять зарплату работникам с учетом районных коэффициентов. Но при удаленной работе порядок их начисление зависит от того, где находится работник, а не работодатель.
В недавнем Письме Роструда от 12.09.2023 N ПГ/18818-6-1 специалисты ведомства разъяснили, как применять районные коэффициенты к зарплате дистанционных работников.
В соответствии со ст. 57 ТК РФ к числу обязательных условий трудового договора относится место работы работника, а в случае, когда работник принимается для работы в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации, расположенном в другой местности, - место работы с указанием обособленного структурного подразделения и его местонахождения.
В Трудовом кодексе РФ не раскрывается содержание понятия "место работы", при этом под ним понимается расположенная в определенной местности (населенном пункте) конкретная организация, ее представительство, филиал, иное обособленное структурное подразделение. В случае расположения организации и ее обособленного структурного подразделения в разных местностях исходя из ч. 2 ст. 57 ТК РФ место работы работника уточняется применительно к этому структурному подразделению.
Из определения дистанционной работы в соответствии с ч. 1 ст. 312.1 ТК РФ следует, что для работника местом постоянной работы является место его нахождения.
Районный коэффициент и процентная надбавка начисляются к заработной плате работника в зависимости от места выполнения им трудовой функции, а не от места нахождения работодателя, в штате которого состоит работник.
Таким образом, если место жительства (место нахождения) дистанционного работника находится в РКС или МКС, его зарплата увеличивается за счет районного коэффициента и процентной надбавки.
Районные коэффициенты учитываются при исчислении заработной платы работников по месту их фактической постоянной работы независимо от местонахождения работодателя. Данный вывод следует из Обзора Верховного Суда РФ от 26.02.2014 и содержится в Письме Роструда от 15.01.2016 N ТЗ/23333-6-1.
Вопрос: Мы хотим взять работника работать дистанционно. Место нахождения организации-работодателя находится в районе Крайнего Севера, а работник будет находиться в г. Москве. Выплачивать ли работнику "северные" - районный коэффициент и процентную надбавку?
Ответ: Место работы обязательно указывается в трудовом договоре с дистанционным работником.
Из определения дистанционной работы следует, что она осуществляется вне места нахождения работодателя.
Районный коэффициент и процентная надбавка начисляются к заработной плате работника в зависимости от места выполнения им трудовой функции, а не от места нахождения работодателя, в штате которого состоит работник.
В трудовом договоре указываются условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты) (абз. 5 ч. 2 ст. 57 ТК РФ).
Таким образом, для отмены доплаты необходимо внести изменения в документы, ее устанавливающие.
Так, в случае если доплата была предусмотрена трудовым договором и ее отмена производится по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда, то работодатель обязан уведомить работника в общем случае в письменной форме не позднее чем за два месяца о предстоящих изменениях определенных сторонами условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений (ч. 2 ст. 74 ТК РФ).
Полагаем, в такой же срок следует уведомлять работников об отмене доплаты, являющейся частью заработной платы, если доплата была предусмотрена документом, на который имеется отсылка в трудовом договоре.
С непосредственно связанными с трудовой деятельностью дистанционного работника локальными нормативными актами, приказами (распоряжениями) работодателя, уведомлениями, требованиями и иными документами, в отношении которых трудовым законодательством РФ предусмотрено их оформление на бумажном носителе и (или) ознакомление с ними работника в письменной форме, в том числе под подпись, дистанционный работник должен быть ознакомлен в письменной форме, в том числе под подпись, либо путем обмена электронными документами между работодателем и дистанционным работником, либо в иной форме, предусмотренной коллективным договором, локальным нормативным актом, принятым с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации, трудовым договором, дополнительным соглашением к трудовому договору (ч. 5 ст. 312.1, ч. 5 ст. 312.3 ТК РФ).
Уведомление о снятии доплаты к заработной плате
Согласно п. ___ Трудового договора (вариант: Дополнительного соглашения к трудовому договору) от "___"_________ ____ г. N _____ ______________________________ (должность, Ф.И.О. работника) установлена доплата компенсационного (вариант: стимулирующего) характера к заработной плате в размере ____% (вариант: __________ (_______________) рублей) за _________________________ (основания доплаты).
В связи с ________________ (мотивы) работодатель вынужден с "___"_________ ____ г. снять указанную доплату.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 74, 129 (вариант: ст. ст. 135, 147, 151) Трудового кодекса Российской Федерации, ____________________ (наименование работодателя) уведомляет о предстоящем с "___"_________ ____ г. снятии доплаты к заработной плате __________________________ (должность, Ф.И.О. работника).
Приказ N ___
о снятии персональной надбавки
В связи с _________________________________ (указать причины снятия персональной надбавки), в соответствии с п. _____ ___________________ (локальный нормативный акт работодателя) (вариант: п. ____ Коллективного договора от "___"__________ ___ г. / п. ____ Трудового договора от "___"__________ ___ г. N ____), а также ст. ст. 129, 135 Трудового кодекса Российской Федерации, приказываю:
1. Снять с _____________________________ (должность, структурное подразделение, Ф.И.О. работника) персональную надбавку к должностному окладу в размере ________ (__________) рублей с "___"__________ ___ г.
2. Бухгалтерии рассчитать ____________________ (Ф.И.О. работника) заработную плату с учетом п. 1 Приказа.
3. ______________ (должность, Ф.И.О.) ознакомить __________________ (Ф.И.О. работника) с Приказом (вариант: не позднее "___"__________ ___ г.).
4. Контроль исполнения Приказа возложить на _________________ (должность, Ф.И.О.) (вариант: оставляю за собой).
Основание: ___________________________________________________________.
Вариант для организации. Руководитель ______________ (должность)
____________/_____________ (подпись/Ф.И.О.)
С Приказом ознакомлены:
"___"________ ____ г.
_____________________/___________________ (подпись/Ф.И.О.)
#бухгалтеру
Посмотреть ответ специалиста
В 2025 г. перевозчики на УСН смогут применять НДС-освобождение по подп. 7 п. 2 ст. 149 НК наравне с «общережимниками». При этом должны соблюдаться общеустановленные условия применения льготы (смотри обоснование). Данные выводы подтверждаются в Письме Минфина от 07.08.2024 N 03-07-11/74201. Это касается налогоплательщиков, которые вправе применять пониженные ставки НДС (5%, 7%).
Обоснование
Согласно подп. 7 п. 2 ст. 149 НК РФ, от НДС освобождается реализация услуг по перевозке пассажиров:
- городским пассажирским транспортом общего пользования (за исключением такси, в том числе маршрутного);
- морским, речным, железнодорожным или автомобильным транспортом (за исключением такси, в том числе маршрутного) в пригородном сообщении при условии осуществления перевозок пассажиров по единым тарифам с предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке.
В целях применения подп. 7 п. 2 ст. 149 НК РФ к услугам по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования относятся услуги по перевозке пассажиров по единым условиям перевозок пассажиров по единым тарифам за проезд, установленным органами местного самоуправления, в том числе с предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке.
При выполнении этих условий от НДС освобождаются и денежные средства, полученные из бюджета в виде компенсации недополученных доходов при оказании услуг по перевозке граждан городским пассажирским транспортом общего пользования (Письмо Минфина России от 20.08.2015 N 03-07-11/48204).
Если перечисленные выше условия не выполняются, то услуги по перевозке облагаются НДС в общем порядке.
В п. 2 ст. 149 НК РФ есть еще одно налоговое освобождение в части пассажирских перевозок: согласно подп. 7.1 п. 2 ст. 149 НК РФ от НДС освобождены работы, связанные с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по регулируемым тарифам на основании государственного или муниципального контракта.
При этом освобождение от налогообложения НДС работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по нерегулируемым тарифам, выполняемых на основании свидетельства об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок, гл. 21 НК РФ не предусмотрено. Поэтому выполнение таких работ облагается НДС (Письмо Минфина России от 22.01.2020 N 03-07-14/3363).
Минфин России в Письме от 07.08.2024 N 03-07-11/74201 разъяснил о льготах по НДС в отношении услуг по перевозке пассажиров, оказываемых организациями и ИП на УСН с 2025 года.
С 1 января 2025 года организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, признаются налогоплательщиками НДС.
Для них введено "общее" правило освобождения от НДС. Оно зависит от суммы дохода.
При доходах до 60 миллионов рублей включительно за 2024 год упрощенцы автоматически освобождаются от НДС в 2025 году. В этом случае у них отсутствует обязанность уведомлять налоговый орган об освобождении. Счета-фактуры выставлять нужно с пометкой "Без налога (НДС)", а декларации по НДС в таком случае не представляются. Но при этом нужно вести книгу продаж.
Если же полученный с начала года доход превысит 60 миллионов рублей, то со следующего месяца после превышения плательщик на УСН обязан уплачивать НДС.
Ставки НДС составляют:
- 5% - если сумма доходов по УСН за предшествующий налоговый период (2024 год) была в пределах 250 млн руб.;
- 7% - если сумма доходов по УСН за предшествующий налоговый период (2024 год) составила от 250 до 450 млн руб.
В настоящее время согласно подпункту 7 пункта 2 статьи 149 НК РФ от НДС освобождаются следующие услуги по перевозке пассажиров:
- городским пассажирским транспортом общего пользования (за исключением такси, в том числе маршрутного). К услугам по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования относятся услуги по перевозке пассажиров по единым условиям перевозок пассажиров по единым тарифам за проезд, в том числе с предоставлением всех льгот на проезд;
- морским, речным, автомобильным транспортом (за исключением такси, в том числе маршрутного) в пригородном сообщении при условии осуществления перевозок пассажиров по единым тарифам с предоставлением всех льгот на проезд.
Таким образом, для применения льготы, установленной подпунктом 7 пункта 2 статьи 149 НК РФ, нужно соблюдать следующие условия.
1. Услуги по перевозке пассажиров осуществляются:
- городским пассажирским транспортом общего пользования;
- автомобильным транспортом в пригородном сообщении (перевозки за пределы черты города на расстояние до 50 км включительно);
- пароходством в пригородном сообщении (перевозки на расстояние до 100 км, а при обслуживании скоростными судами - до 150 км);
- железнодорожным транспортом в пригородном сообщении.
Исключения - такси и маршрутным такси.
2. Перевозки должны осуществляться по единым условиям перевозок пассажиров.
3. Тарифы за проезд должны соответствовать тарифам, установленным местными властями.
4. Перевозчик должен предоставлять все льготы на проезд, утвержденные местными властями.
Обратите внимание, что данная льгота продолжает работать и в 2025 году.
Организации и ИП, применяющие с 1 января 2025 года УСН в отношении оказываемых услуг по перевозке пассажиров, вправе применять освобождение, предусмотренное вышеуказанным подпунктом 7 пункта 2 статьи 149 НК РФ. Соответственно, нужно соблюдать все перечисленные условия.
Если условия для освобождения не соблюдены или нарушены, то услуги по перевозке пассажиров городским транспортом общего пользования, морским, речным, автомобильным транспортом в пригородном сообщении облагаются НДС по ставке в размере 20%. При этом суммы НДС, предъявленные таким организациям и ИП при приобретении товаров (работ, услуг), используемых для оказания данных услуг, принимаются к вычету согласно статьям 171 и 172 НК РФ.
Минфин отмечает, что в 2025 году одновременно можно учитывать и новые поправки.
Это значит, если у организации не соблюдены условия подпункта 7 пункта 2 статьи 149 НК РФ, то она может применить общее освобождение от НДС, которое действует с 2025 года.
То есть применять налоговую ставку в размере 5%, если сумма доходов не превысила в совокупности 250 миллионов рублей, либо 7%, если сумма доходов не превысила в совокупности 450 миллионов рублей без применения вычетов сумм налога по приобретенным товарам (работам, услугам).
#кадровику
Посмотреть ответ специалиста
Принимать на работу граждан Туркменистана следует в порядке, установленном для граждан, въехавших в РФ на основании визы.
Если у иностранца есть только гостевая виза, он должен обратиться в местное подразделение ФМС России, чтобы обменять гостевую визу на рабочую или деловую. Однако важно учитывать, что для регистрации рабочей визы необходимо наличие приглашения на работу от работодателя, а также положительного решения службы занятости на возможность трудоустройства иностранного гражданина на территории РФ.
Остаться в России на основании гостевой визы и работать на территории России незаконно.
Для обмена гостевой визы на рабочую или деловую иностранцу необходимо подать соответствующие документы в отделения Федеральной миграционной службы (ФМС). В зависимости от видов виз и легального положения иностранца, может потребоваться следующий перечень документов:
- Заявление на получение новой визы;
- Паспорт с проставленной гостевой визой;
- Заверенная копия договора о найме (при смене гостевой визы на деловую);
- Документы, подтверждающие трудоустройство иностранца (при смене гостевой визы на рабочую);
- Медицинская справка или дополнительные сертификаты (в зависимости от вида визы);
- Приглашение на работу от соответствующей российской компании.
Иностранец также должен оплатить сборы в соответствии с требованиями ФМС.
Гражданину Туркменистана для устройства на работу потребуются рабочая виза, разрешение на работу, национальный паспорт, СНИЛС, трудовая книжка или сведения о трудовой деятельности (при наличии).
Обоснование
Если иностранный гражданин въезжает в РФ для осуществления трудовой деятельности, ему выдается обыкновенная рабочая виза. Она оформляется на срок действия трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), но, как правило, не более чем на один год. Это следует из ч. 14 ст. 25.6 Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ.
Работодатели и заказчики работ (услуг), привлекающие к трудовой деятельности иностранных граждан, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в субъекте РФ, на территории которого трудятся иностранцы, о заключении и прекращении (расторжении) с ними трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг). Срок уведомления - не позднее трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора. Это предусмотрено абз. 1 п. 8 ст. 13 Закона N 115-ФЗ, п. 2 Порядка подачи уведомления о заключении (прекращении) трудового договора (утв. Приказом МВД России от 30.07.2020 N 536).
Указанное требование обязательно, в том числе при заключении (прекращении, расторжении) соответствующих договоров с иностранными гражданами, временно пребывающими в РФ на основании визы, поскольку в отношении них Законом N 115-ФЗ не предусмотрено исключения.
Работодатель как приглашающая сторона обязан принимать меры по обеспечению соблюдения иностранным гражданином порядка пребывания (проживания) в РФ и его своевременного выезда (п. 6 ст. 16 Закона N 115-ФЗ). Перечень соответствующих мер и порядок их применения установлены Постановлением Правительства РФ от 15.09.2020 N 1428, которое действует до 24.09.2026 включительно. Если работодатель их не примет, его могут привлечь к ответственности на основании ч. 2 ст. 18.9 КоАП РФ.
Каковы особенности приема на работу граждан Туркменистана
Прием на работу граждан Туркменистана осуществляется в порядке, установленном для граждан, въехавших в РФ на основании визы.
Особых правил не предусмотрено.
Как принять на работу иностранца
Документы для приема на работу: национальный паспорт и, если есть, СНИЛС и трудовая книжка (СТД-Р) (ст. 65 ТК РФ).
Временно пребывающие визовые иностранцы (Туркмения, Китай, Латвия, Грузия и пр.) - работодатель должен получить разрешение на привлечение иностранной рабочей силы, работнику дополнительно требуется разрешение на работу (ст. 13 Закона 115-ФЗ).
Срочный трудовой договор с иностранцем можно заключить в тех же случаях, что и с россиянином. Если нет оснований для срочного договора, заключайте бессрочный (ст. 327.1 ТК РФ).
Уведомление о заключении трудового договора с любым иностранцем отправьте в МВД не позднее 3 рабочих дней, сделать это можно через Госуслуги (ст. 13 Закона N 115-ФЗ).
На миграционный учет ставьте иностранца, только если вы - принимающая сторона, то есть обеспечиваете его жильем. Не позднее 7 рабочих дней со дня прибытия подайте в МВД уведомление о прибытии и другие документы.
|
|
За трудоустройство иностранца без патента или за пределами субъекта РФ, где ему выдан патент либо разрешено временное проживание, штраф от 250 000 до 1 000 000 руб., за неподачу уведомления о заключении договора - от 400 000 до 1 000 000 руб., а за неподачу принимающей стороной уведомления о прибытии - от 400 000 до 500 000 руб. (ч. 1, 3, 4 ст. 18.15, ст. 18.9 КоАП РФ). |
|
Гражданину Туркменистана потребуются рабочая виза, разрешение на работу, национальный паспорт, СНИЛС, трудовая книжка или сведения о трудовой деятельности (при наличии).
Под разрешением на работу понимается документ, подтверждающий право иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, требующем получения визы, и других категорий иностранных граждан в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, на временное осуществление на территории Российской Федерации трудовой деятельности (абз. 17 п. 1 ст. 2 Закона N 115-ФЗ).
Гражданину Туркменистана понадобится рабочая виза, так как на него будет распространяться визовый режим. Без визы он может находиться на территории РФ в течение 30 дней с даты пересечения границы (Приложение к Письму МИД России от 27.04.2012 N 19261/кд, ч. 14 ст. 25.6 Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию").
Так, при заключении трудового договора с временно пребывающим в Российской Федерации иностранным гражданином необходимо предъявить работодателю разрешение на работу или патент. Так как гражданин Туркменистана относится к "визовым" иностранцам, то ему необходимо представить разрешение на работу (патент не потребуется) (ст. 327.3 Трудового кодекса РФ).
Также обязательными документами будут национальный паспорт, СНИЛС и трудовая книжка или сведения о трудовой деятельности (при наличии) (ст. 65 ТК РФ).
По общему правилу, документы воинского учета иностранные работники не предъявляют работодателю, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами РФ, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ (ч. 3 ст. 327.3 ТК РФ).
Таким образом, гражданину Туркменистана потребуются рабочая виза, разрешение на работу, национальный паспорт, СНИЛС, трудовая книжка или сведения о трудовой деятельности (при наличии).
#юристу
Посмотреть ответ специалиста
По общему правилу, за вред, причиненный источником повышенной опасности, отвечает его владелец (п. 1 ст. 1079 ГК РФ). Это может быть собственник-водитель, работодатель водителя автомобиля или другое лицо. Именно с владельца можно требовать возмещения убытков в ситуации, когда страхового возмещения в рамках ОСАГО оказалось недостаточно. В этом случае вы можете потребовать от владельца автомобиля возмещения всех убытков, причиненных в результате ДТП, которые не возместила страховая компания (п. 1 ст. 15, ст. 1072 ГК РФ).
Исковое заявление вы можете подать в суд по месту жительства ответчика.
Обоснование
Юридическое лицо или гражданин, застраховавшие свою ответственность в порядке добровольного или обязательного страхования в пользу потерпевшего (статья 931, пункт 1 статьи 935), в случае, когда страховое возмещение недостаточно для того, чтобы полностью возместить причиненный вред, возмещают разницу между страховым возмещением и фактическим размером ущерба.
ст. 1072 ГК РФ {КонсультантПлюс}
Юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Владелец источника повышенной опасности может быть освобожден судом от ответственности полностью или частично также по основаниям, предусмотренным пунктами 2 и 3 статьи 1083 настоящего Кодекса.
Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.).
Владелец источника повышенной опасности не отвечает за вред, причиненный этим источником, если докажет, что источник выбыл из его обладания в результате противоправных действий других лиц. Ответственность за вред, причиненный источником повышенной опасности, в таких случаях несут лица, противоправно завладевшие источником. При наличии вины владельца источника повышенной опасности в противоправном изъятии этого источника из его обладания ответственность может быть возложена как на владельца, так и на лицо, противоправно завладевшее источником повышенной опасности.
ст. 1079 ГК РФ {КонсультантПлюс}
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что ущерб, причиненный истцу, подлежит возмещению за счет владельца источника повышенной опасности - транспортного средства марка автомобиля, г.р.з. Е 725 МУ 797, поскольку иностранный гражданин Ф. И. О. (на момент ДТП имел иностранное водительское удостоверение DL0521681), осуществляя перевозку пассажира на автомобиле принадлежащем Ф. И. О., и используемому в качестве такси со всей очевидностью действовал по заданию Ф. И. О., который, действуя добросовестно, не мог передать автомобиль такси физическому лицу для использования в качестве такси на территории адрес в отсутствии договора ОСАГО. Обстоятельств освобождающих от ответственности за возмещение ущерба, возникшего в результате ДТП, собственника ТС Ф. И. О. не имеется.
{Решение Чертановского районного суда города Москвы от 31.10.2023 по делу N 2-6020/2023 {КонсультантПлюс}}
В соответствие ч. 2 ст. 1079 ГК РФ обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании. В судебном заседании установлено, что не оспаривалось ответчиком С., автомашина под управлением К., участвовавшая в ДТП, используется им в качестве такси, т.е. между собственником и водителем сложились фактические трудовые отношения. Таким образом, обязанность по возмещению ущерба причиненного в результате ДТП, не покрытая страховой выплатой, подлежит возмещению собственником ТС, т.к. ответчиком С..
(остаток лимита страховой выплаты) = подлежит взысканию с ответчика С., а оставшийся лимит страховой выплаты со страховщика.
{Решение Ишимбайского городского суда Республики Башкортостан от 09.10.2012 по делу N 2-1300/2012 {КонсультантПлюс}}
Кто возмещает ущерб при ДТП - виновник-водитель или собственник автомобиля
Это зависит от того, кто является его владельцем.
Водитель будет возмещать вред, если:
- он является законным владельцем автомобиля, например собственником автомобиля или арендатором по договору аренды без экипажа (п. 1 ст. 1079,ст. 648ГК РФ);
- завладел автомобилем противоправно. Если владелец автомобиля докажет, что он выбыл из его владения в результате противоправных действий других лиц (например, машину угнали), то суд вправе возложить ответственность на таких лиц (п. 24Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.01.2010 N 1). Это касается и ситуации, когда работник незаконно завладел транспортом работодателя (см.ПозициюВС РФ).
Собственник (не водитель) будет возмещать вред, если ДТП произошло по вине его работника. При этом работником считается лицо, которое выполняет трудовые (служебные, должностные) обязанности или работу по гражданско-правовому договору и действует (обязан действовать) по заданию работодателя (заказчика) и под его контролем за безопасным ведением работ. В такой ситуации законным владельцем автомобиля будет не работник, а его работодатель (заказчик), поэтому обращаться с требованием о возмещении вреда нужно к нему (п. 1 ст. 1068, п. 1 ст. 1079 ГК РФ, п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.01.2010 N 1).
Водитель и собственник вместе могут возмещать вред, если:
- автомобиль выбыл из законного владения собственника, который виноват в таком незаконном завладении автомобилем. В этом случае ответственность может быть возложена как на завладевшее автомобилем лицо, так и на законного владельца, в зависимости от степени их вины. Например, если законный владелец оставил автомобиль открытым на неохраняемой стоянке с ключами в замке зажигания (п. 2 ст. 1079ГК РФ,п. 24Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.01.2010 N 1);
- владелец передал водителю-виновнику автомобиль, хотя последний не имел права управления, о чем владелец заведомо знал при передаче ему транспортного средства (см.ПозициюВС РФ, СОЮ).
Готовое решение: Как возместить имущественный вред от ДТП, если у виновника нет полиса ОСАГО, он не вписан в полис или страховой выплаты недостаточно (КонсультантПлюс, 2024) {КонсультантПлюс}
Порядок возмещения вреда путем обращения к собственнику транспортного средства
В некоторых случаях обязанность по возмещению вреда, причиненного в результате ДТП, возлагается на собственника транспортного средства.
Так, в частности, если в результате ДТП был причинен вред лицом, управляющим транспортным средством в силу исполнения обязанностей по трудовому договору (контракту) или гражданско-правовому договору, в том числе оказывающим водительские услуги по доверенности, то в общем случае требование о возмещении вреда предъявляется к собственнику транспортного средства (абз. 2 п. 1 ст. 1064, п. 1 ст. 1068, п. п. 1, 2 ст. 1079 ГК РФ; п. п. 19, 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 1).
В отдельных случаях собственник транспортного средства может быть полностью или частично освобожден от ответственности за вред, причиненный в результате ДТП (например, если докажет, что вред причинен вследствие умысла самого потерпевшего) (п. 1 ст. 1079, п. п. 2, 3 ст. 1083 ГК РФ; п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 1).
Кроме того, если собственник транспортного средства докажет, что оно выбыло из его обладания в результате противоправных действий других лиц (например, при угоне транспортного средства), то суд вправе возложить ответственность за вред на лиц, противоправно им завладевших (п. 2 ст. 1079 ГК РФ; п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 1).
Однако при наличии вины собственника в противоправном изъятии транспортного средства из его обладания ответственность по возмещению вреда может быть возложена как на собственника, так и на лицо, противоправно завладевшее источником повышенной опасности, в долевом порядке в зависимости от степени вины каждого из них (например, если владелец транспортного средства оставил автомобиль на неохраняемой парковке открытым с ключами в замке зажигания, то ответственность может быть возложена и на него) (п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 1).
Порядок досудебного и судебного возмещения вреда аналогичен порядку обращения к виновнику ДТП, описанному в предыдущем разделе. При этом следует учитывать, что если ответчиков несколько (например, причинитель вреда и собственник транспортного средства), то иск может быть предъявлен по выбору истца - в суд по месту жительства или адресу одного из ответчиков (ч. 1 ст. 31 ГПК РФ).
#специалисту по госзакупкам
Посмотреть ответ специалиста
Заказчики (кроме организаций с муниципальным участием) не могут закупать без специального согласования (пп. "а" п. 1 Указа Президента РФ от 30.03.2022 N 166):
- иностранное ПО, в том числе в составе программно-аппаратных комплексов, для использования на принадлежащих заказчикам значимых объектах критической информационной инфраструктуры РФ;
- услуги, необходимые для использования этого ПО на таких объектах.
Правила согласования таких закупок и Требования к ПО утверждены Постановлением Правительства РФ от 22.08.2022 N 1478 (пп. "а" п. 2 Указа Президента РФ от 30.03.2022 N 166).
Заказчики из числа кредитных организаций и некредитных финансовых организаций должны перейти на преимущественное использование российского ПО, в том числе в составе программно-аппаратных комплексов, на принадлежащих им значимых объектах критической информационной инфраструктуры РФ в соответствии с согласованными Банком России планами. Такие заказчики могут закупать иностранное ПО, в том числе в составе программно-аппаратных комплексов, и услуги, необходимые для его использования на указанных объектах, только по заявкам, согласованным с Банком России (ст. ст. 57.5-1, 76.4-3 Закона о Банке России).
С 1 января 2025 г. заказчикам (кроме организаций с муниципальным участием) запрещено использовать иностранное ПО на принадлежащих им значимых объектах критической информационной инфраструктуры (пп. "б" п. 1 Указа Президента РФ от 30.03.2022 N 166).
Таким образом, на сегодняшний день теплоснабжающая организация с муниципальным участием может осуществить закупку иностранного программного обеспечения.
Однако Правительство сможет устанавливать исключения в виде:
- запрета закупок иностранного товара. Заказчики вправе приобрести только российскую продукцию;
- ограничения закупок иностранного товара. Импортную продукцию нельзя будет приобрести, если в тендере есть заявка с российским товаром, которая отвечает условиям закупки;
- преимуществ для отечественного товара. Так, ценовое предложение участника с российской продукцией станут снижать на 15% при рассмотрении, оценке, сопоставлении заявок. Договор с этим участником в случае его победы заключат по предложенной им цене.
Сходные положения об исключениях ввели также для закупок работ и услуг.
Эти новшества применят при закупках, которые объявят с 1 января 2025 года. На сегодняшний день, такие правовые акты Правительством РФ не приняты.
Обоснование
Установить, что:
а) с 31 марта 2022 г. заказчики (за исключением организаций с муниципальным участием), осуществляющие закупки в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - заказчики), не могут осуществлять закупки иностранного программного обеспечения, в том числе в составе программно-аппаратных комплексов (далее - программное обеспечение), в целях его использования на принадлежащих им значимых объектах критической информационной инфраструктуры Российской Федерации (далее - критическая информационная инфраструктура), а также закупки услуг, необходимых для использования этого программного обеспечения на таких объектах, без согласования возможности осуществления закупок с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, или с Центральным банком Российской Федерации (в соответствии с его полномочиями, установленными законодательством Российской Федерации);
(в ред. Указа Президента РФ от 22.11.2023 N 887)
б) с 1 января 2025 г. органам государственной власти, заказчикам запрещается использовать иностранное программное обеспечение на принадлежащих им значимых объектах критической информационной инфраструктуры.
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
- значимый объект критической информационной инфраструктуры - объект критической информационной инфраструктуры, которому присвоена одна из категорий значимости и который включен в реестр значимых объектов критической информационной инфраструктуры;
- критическая информационная инфраструктура - объекты критической информационной инфраструктуры, а также сети электросвязи, используемые для организации взаимодействия таких объектов;
- объекты критической информационной инфраструктуры - информационные системы, информационно-телекоммуникационные сети, автоматизированные системы управления субъектов критической информационной инфраструктуры;
- субъекты критической информационной инфраструктуры - государственные органы, государственные учреждения, российские юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели, которым на праве собственности, аренды или на ином законном основании принадлежат информационные системы, информационно-телекоммуникационные сети, автоматизированные системы управления, функционирующие в сфере здравоохранения, науки, транспорта, связи, энергетики, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, банковской сфере и иных сферах финансового рынка, топливно-энергетического комплекса, в области атомной энергии, оборонной, ракетно-космической, горнодобывающей, металлургической и химической промышленности, российские юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели, которые обеспечивают взаимодействие указанных систем или сетей.
Какие преференции предоставляются товарам, работам и услугам российского происхождения с 1 января 2025 года?
Товарам иностранного происхождения, а также работам (услугам), которые выполняют (оказывают) иностранные лица, по общему правилу предоставляется национальный режим. Это означает, что они находятся в равных условиях с товарами российского происхождения, а также работами (услугами), которые выполняют (оказывают) российские лица (ч. 1 ст. 3.1-4 Закона N 223-ФЗ).
Вместе с тем Правительство РФ вправе установить (п. 1 ч. 2 ст. 3.1-4 Закона N 223-ФЗ):
- запрет и (или) ограничение закупок товаров иностранного происхождения, а также работ (услуг), которые выполняют (оказывают) иностранные лица;
- преимущество в отношении товаров российского происхождения, а также работ (услуг), которые выполняют (оказывают) российские лица;
- минимальную обязательную долю закупок товаров российского происхождения.
Эти меры применяются в том числе к товарам, которые поставляются при выполнении работ (оказании услуг) (п. 1 ч. 2 ст. 3.1-4 Закона N 223-ФЗ).
Для закупок промышленной продукции, в отношении которой приняты перечисленные меры, действует следующая особенность. Правительство РФ вправе установить случаи, при которых заявка (окончательное предложение), в которой предлагается к поставке товар российского происхождения, приравнивается к заявке (окончательному предложению), в которой предлагается к поставке товар иностранного происхождения. Это возможно, если подана и признана соответствующей другая заявка (окончательное предложение), в которой предлагается к поставке товар российского происхождения, в наибольшей степени удовлетворяющий критериям российской промышленной продукции (п. 5 ч. 8 ст. 3 Закона N 223-ФЗ).
Для закупок лекарственных средств, медицинских изделий Правительство РФ вправе установить особенности применения указанных мер до 31 декабря 2025 г. (ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2024 N 318-ФЗ).
Если установлены запрет, ограничение или преимущество в отношении закупаемых вами работ, услуг или товаров (в том числе поставляемых при выполнении работ или оказании услуг), укажите информацию об этом в извещении о конкурентной закупке (п. 8.3 ч. 9 ст. 4 Закона N 223-ФЗ).
Информацию и перечень документов, которые подтверждают страну происхождения товара для целей Закона N 223-ФЗ, определит Правительство РФ (п. 2 ч. 2 ст. 3.1-4 этого Закона).
Обратите внимание: до 1 января 2025 г. вы должны привести положение о закупке в соответствие с новыми требованиями Закона N 223-ФЗ, утвердить и разместить его в ЕИС. В противном случае на эту дату оно считается не размещенным в ЕИС. То же самое нужно сделать до 1 декабря 2024 г. в отношении типовых положений о закупках (ч. 8, 9 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2024 N 318-ФЗ).