#бухгалтеру бюджетной организации
Посмотреть ответ специалиста
Когда инвентаризация проводится несколько дней, ограничьте доступ без комиссии к местам нахождения материальных ценностей (складам, кладовым, иным помещениям). Например, опечатайте их, поставьте на сигнализацию, обеспечьте видеонаблюдение за ними (п. 29 Общих требований к инвентаризации).
Особенности отражения материальных ценностей, поступающих во время проведения инвентаризации, и (или) в исключительных случаях, при которых возникает необходимость выдачи (например, со склада) материальных ценностей, субъекту учета необходимо закрепить в порядке проведения инвентаризации с учетом требований пункта 29 Общих требований к инвентаризации.
Исходя из положений указанного пункта поступление и выдача материальных ценностей во время проведения инвентаризации ответственными лицами осуществляется исключительно в присутствии членов инвентаризационной комиссии.
При ведении бухгалтерского учета учреждениям, финансовым органам, органам Федерального казначейства, органам, осуществляющим кассовое обслуживание, необходимо учитывать, что:
бухгалтерский учет ведется методом начисления, согласно которому результаты операций признаются по факту их совершения, независимо от того, когда получены или выплачены денежные средства (или их эквиваленты) при расчетах, связанных с осуществлением указанных операций;
бухгалтерский учет ведется непрерывно исходя из допущения непрерывности деятельности субъекта учета в обозримом будущем;
Факты хозяйственной жизни отражаются в регистрах бухгалтерского учета в хронологической последовательности, с группировкой по соответствующим счетам бухгалтерского учета.
Записи в регистры бухгалтерского учета производятся по мере осуществления соответствующих операций и принятия первичных (сводных) учетных документов к бухгалтерскому учету, но не позднее следующего дня после получения (составления) первичных (сводных) учетных документов.
Не допускаются пропуски или изъятия при регистрации объектов бухгалтерского учета (отражении фактов хозяйственной жизни) в регистрах бухгалтерского учета.
С учетом изложенного, считаем возможным, после проверки склада продолжать выдачу материалов и производить ежемесячное списание, так как бухгалтерский учет ведется непрерывно. Полагаем возможным такое решение отразить в учетной политике. Дополнительных разъяснений со стороны Минфина РФ не обнаружено.
Обоснование
Когда инвентаризация проводится несколько дней, ограничьте доступ без комиссии к местам нахождения материальных ценностей (складам, кладовым, иным помещениям). Например, опечатайте их, поставьте на сигнализацию, обеспечьте видеонаблюдение за ними (п. 29 Общих требований к инвентаризации).
Если во время инвентаризации необходимо принять материальные ценности или выдать их (например, со склада), то делайте это исключительно в присутствии членов инвентаризационной комиссии. Особенности отражения материальных ценностей в таких случаях закрепите в порядке проведения инвентаризации (Методические рекомендации по инвентаризации).
Особенности отражения материальных ценностей, поступающих во время проведения инвентаризации, и (или) в исключительных случаях, при которых возникает необходимость выдачи (например, со склада) материальных ценностей, субъекту учета необходимо закрепить в порядке проведения инвентаризации с учетом требований пункта 29 Общих требований к инвентаризации.
Исходя из положений указанного пункта поступление и выдача материальных ценностей во время проведения инвентаризации ответственными лицами осуществляется исключительно в присутствии членов инвентаризационной комиссии.
Регистрация, систематизация и накопление информации, содержащейся в принятых к бухгалтерскому учету первичных (сводных) учетных документах, осуществляется в регистрах бухгалтерского учета, составляемых по формам, установленным в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Факты хозяйственной жизни отражаются в регистрах бухгалтерского учета в хронологической последовательности, с группировкой по соответствующим счетам бухгалтерского учета.
Записи в регистры бухгалтерского учета производятся по мере осуществления соответствующих операций и принятия первичных (сводных) учетных документов к бухгалтерскому учету, но не позднее следующего дня после получения (составления) первичных (сводных) учетных документов.
Не допускаются пропуски или изъятия при регистрации объектов бухгалтерского учета (отражении фактов хозяйственной жизни) в регистрах бухгалтерского учета.
Правильность, полноту и своевременность регистрации объектов бухгалтерского учета (отражения фактов хозяйственной жизни) в регистрах бухгалтерского учета обеспечивают лица, составившие и подписавшие их.
Каков порядок списания материальных запасов
В бухгалтерском (бюджетном) учете списание запасов отразите в случае (п. 34 Федерального стандарта N 256н "Запасы", разд. 7 Методических рекомендаций по применению Федерального стандарта N 256н "Запасы"):
- их потребления (использования) в деятельности учреждения, в том числе при изготовлении иных нефинансовых активов, отчуждении готовой продукции, биологической продукции;
- принятия решения о списании государственного (муниципального) имущества;
- прекращения использования запасов для целей, предусмотренных при их признании, а также прекращения получения экономических выгод или полезного потенциала от этих запасов в дальнейшем;
- их передачи другой организации бюджетной сферы;
- продажи (дарения), обмена, распространения;
- наличия иных оснований, предусматривающих прекращение права оперативного управления имуществом.
Списывайте запасы, если одновременно соблюдаются следующие условия (п. 35 Федерального стандарта N 256н "Запасы", разд. 7 Методических рекомендаций по применению Федерального стандарта N 256н "Запасы"):
- учреждение передало все существенные операционные риски и выгоды, связанные с распоряжением объектом;
- учреждение больше не распоряжается объектом и не использует его;
- величина дохода (расхода) от выбытия актива может быть надежно оценена;
- учреждение не прогнозирует получения экономических выгод или полезного потенциала, связанного с операцией;
- понесенные или ожидаемые затраты, связанные с операцией, могут быть надежно оценены.
Выберите метод оценки запасов при выбытии и применяйте его непрерывно в течение отчетного периода (п. 42 Федерального стандарта N 256н "Запасы", разд. 7 Методических рекомендаций по применению Федерального стандарта N 256н "Запасы"):
- по стоимости каждой единицы - способ наиболее удобен при небольших объемах списания и при наличии разнородных видов материалов. Также применяйте данный способ при выбытии запасов, которые не могут обычным образом заменять друг друга (п. 43Федерального стандарта N 256н "Запасы");
- по средней стоимости - оптимально в случае, когда вы приобретаете и используете большие объемы однородных материалов для нужд учреждения.
Выбранный метод закрепите в учетной политике.
#бухгалтеру
Посмотреть ответ специалиста
В вопросе не указан конкретный вид товара, который подлежит маркировке. По общему правилу, с 1 января 2022 г. электронный документооборот становится необходимым условием работы с маркированным товаром. После подписания электронных универсальных передаточных документов поставщиком и покупателем сведения поступят в систему маркировки "Честный знак" автоматически. По приобретаемым организацией для собственных нужд товарам, подлежащим обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении которых согласно установленным Правительством правилам маркировки организация относится к категории "участник оборота товара", она обязана представлять в информационную систему мониторинга сведения об обороте товара и (или) выводе из оборота товара. Формат документа представлен в Приказе ФНС России от 19.12.2023 N ЕД-7-26/970@. В новом формате счета-фактуры и УПД по Приказу ФНС России от 19.12.2023 N ЕД-7-26/970@ предусмотрена передача данных о маркированных и прослеживаемых товарах в одном документе. Если компания использует старый формат УПД, то данные по маркированным товарам придется передавать в отдельном документе.
Обоснование
В системе "Честный знак" должны регистрироваться участники оборота товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, - хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность, связанную с приобретением и продажей указанных товаров, а также хозяйствующие субъекты, осуществляющие их поставку, в том числе производители (п. 19 ст. 2 Закона N 381-ФЗ).
Перечень отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, с указанием сроков введения такой маркировки установлен Распоряжением Правительства РФ от 28.04.2018 N 792-р (далее - Перечень N 792-р). На данный момент предусматривается маркировка, в частности, сигарет и папирос, сигар, сигар с обрезанными концами (черуты), сигарилл (сигары тонкие), биди, кретека, табака курительного, трубочного табака, табака для кальяна, табака жевательного, табака нюхательного, табака (табачных изделий), предназначенных для потребления путем нагревания, бестабачных смесей для нагревания, не содержащих табак, пива, сыра, мороженого и прочих видов пищевого льда, не содержащих или содержащих какао (за некоторыми исключениями), обуви, лекарств, духов и туалетной воды, фотокамер (кроме кинокамер), фотовспышек и ламп-вспышек, шин и покрышек, отдельных товаров легкой промышленности (в частности, одежды определенных видов) и молочной продукции, красной икры, велосипедов, упакованной воды и ряда других товаров (Перечень N 792-р). Вопрос: Как зарегистрироваться в системе цифровой маркировки и прослеживаемости товаров "Честный знак"? (Консультация эксперта, 2024) {КонсультантПлюс}
Реализация маркированных товаров (в том числе и табачной продукции) оформляется электронным УПД с указанием кодов маркировки (пп. "г" п. 6 Постановления Правительства РФ от 28.02.2019 N 224; п. 57 Правил маркировки табачной продукции средствами идентификации, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 224).
Вопрос: Должна ли организация регистрироваться в системе "Честный знак", если она приобрела автомобильные шины для собственных нужд (для собственного автомобиля), и может ли поставщик предоставить ей УПД на бумажном носителе?
Ответ: В системе "Честный знак" должны регистрироваться участники оборота товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, - хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность, связанную с приобретением и продажей указанных товаров, а также хозяйствующие субъекты, осуществляющие их поставку, в том числе производители.
Так, "участники оборота шин" - юридические лица и индивидуальные предприниматели, а также аккредитованные филиалы иностранных юридических лиц в Российской Федерации, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, осуществляющие ввод шин в оборот, оборот и (или) вывод из оборота шин, за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, приобретающих шины для использования в целях, не связанных с их последующей реализаций (продажей).
УПД на прослеживаемые товары составляется в электронной форме и передается по ТКС в порядке, аналогичном передаче счетов-фактур на такие товары (пп. "г" п. 13 Положения о национальной системе прослеживаемости товаров, утв. Постановлением Правительства РФ N 1108).
Как зарегистрироваться в системе цифровой маркировки и прослеживаемости товаров "Честный знак"? Пункт 2 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 31.12.2019 N 1958 Как оформлять документы и подавать отчетность при совершении операций с товарами, подлежащими прослеживаемости {Вопрос: Должна ли организация регистрироваться в системе "Честный знак", если она приобрела автомобильные шины для собственных нужд (для собственного автомобиля), и может ли поставщик предоставить ей УПД на бумажном носителе? (Подборки и консультации Горячей линии, 2024) {КонсультантПлюс}}
Вопрос: В каких случаях выставляется электронный УПД?
Ответ: Этот документ в электронной форме можно выставлять, если стороны согласны на их электронный обмен и имеют для этого совместимые технические средства.
Согласие на выставление электронного УПД можно оформить по аналогии с согласием на выставление электронных счетов-фактур: оговоркой в договоре, отдельным соглашением, путем обмена письмами или иным удобным для сторон способом.
Обращаем ваше внимание: УПД в электронной форме используется при продажах маркированных товаров. Так, в соответствии с Правилами маркировки табачной продукции <1> поставка товаров от производителя или импортера к организации, которая занимается оптовой торговлей, идет только через электронные УПД (п. 57). В них должны быть указаны коды маркировки. Другие поставки переведут на электронные УПД к 01.07.2020 (пп. "г" п. 6 Постановления). <1> Правила маркировки табачной продукции средствами идентификации, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.02.2019 N 224. Дополнительно см. Письмо ФНС России от 04.10.2019 N ЕД-4-15/20317@.
Маркировка. Если предприниматель реализует маркированный товар, то он обязан вести электронный документооборот.
С 1 января 2022 г. электронный документооборот становится необходимым условием работы с маркированным товаром. После подписания электронных универсальных передаточных документов поставщиком и покупателем сведения поступят в систему маркировки "Честный знак" автоматически. Универсальный передаточный документ содержит сведения о маркированном товаре по формату Приказа ФНС от 19 декабря 2018 г. N 820 <12>.<12> Приказ Федеральной налоговой службы от 19 декабря 2018 г. N ММВ-7-15/820@ "Об утверждении формата счета-фактуры, формата представления документа об отгрузке товаров (выполнении работ), передаче имущественных прав (документа об оказании услуг), включающего в себя счет-фактуру, и формата представления документа об отгрузке товаров (выполнении работ), передаче имущественных прав (документа об оказании услуг) в электронной форме" // Официальный интернет-портал правовой информации. 2019. URL: http://pravo.gov.ru.
Подавать сведения в систему маркировки "Честный знак" можно только через оператора электронного документооборота. Прямой способ передачи сведений больше не допускается.
#кадровику
Посмотреть ответ специалиста
В данной ситуации целесообразно не вносить изменения, а оформить новый приказ. Приказ согласовывается с военным комиссаром муниципального образования, осуществляющим свою деятельность в пределах территории, на которой расположена организация (ее структурное подразделение), либо с органом местного самоуправления сельского поселения или органом местного самоуправления городского округа, осуществляющим первичный воинский учет на территориях, где нет военных комиссариатов.
Помимо приказа необходимо разработать план работ по организации воинского учета. Его форма приведена в Методических рекомендациях, утвержденных Генштабом Вооруженных сил РФ. Такой план также необходимо согласовать с военным комиссариатом, причем впоследствии такую процедуру нужно будет проводить ежегодно (п. 37 Методических рекомендаций, утвержденных Генштабом Вооруженных сил РФ). Так как в плане отражается ответственный, то его тоже нужно переоформить.
Обоснование
Персональный состав и функциональные обязанности работников по ведению воинского учета, в том числе бронированию граждан, определяются приказом руководителя организации по форме согласно приложению N 4 к настоящим Методическим рекомендациям.
Проект указанного приказа согласовывается с военным комиссаром муниципального образования (муниципальных образований), осуществляющим свою деятельность в пределах территории, на которой расположена организация (ее структурное подразделение), либо с органом местного самоуправления, осуществляющим первичный воинский учет на территориях, где нет военных комиссариатов.
Руководителям организаций целесообразно согласовывать с военным комиссаром муниципального образования (муниципальных образований) кандидатуры военно-учетных работников перед назначением их на должность, а также направлять в адрес военного комиссара копии приказов о назначении на должности работников, осуществляющих воинский учет в организациях.
Перемещение и увольнение работников, занимающихся в организациях воинским учетом и бронированием граждан, также проводится, как правило, по согласованию с военным комиссариатом муниципального образования, за исключением организаций, имеющих мобилизационные органы.
При временном убытии работника, осуществляющего воинский учет граждан, руководитель организации должен своим приказом назначить на этот участок работы другого работника. В этом случае вновь назначенному лицу передаются по акту все документы, необходимые для работы по воинскому учету и бронированию граждан.
В целях обеспечения полноты и качества воинского учета призывников и военнообязанных запаса, из числа работающих (обучающихся) в организациях (образовательных организациях), и бронирования граждан, пребывающих в запасе, в течение всего календарного года организации разрабатывают план работы по ведению воинского учета и бронированию граждан, пребывающих в запасе (приложение N 17 к настоящим Методическим рекомендациям), и согласовывают его с военным комиссариатом муниципального образования (муниципальных образований).
Работников, ответственных за ведение воинского учета, руководитель организации определяет по своему усмотрению. В законе отсутствуют обязательные требования к их квалификации.
С учетом установленных норм ведение воинского учета может быть поручено одному работнику, выполняющему обязанности по совместительству. При необходимости в штатное расписание вводится необходимое количество должностей.
Персональный состав указанных работников и их функциональные обязанности следует закрепить в приказе по установленной форме. Такой документ издают при образовании организации и далее ежегодно перед началом календарного года. Это следует из п. п. 22, 39 Методических рекомендаций.
Проект приказа нужно согласовать с военным комиссаром муниципального образования, который осуществляет деятельность на территории, где расположена организация (ее структурное подразделение). Если военного комиссариата нет, то следует обратиться в орган местного самоуправления, который ведет первичный воинский учет на этой территории. До назначения на должность кандидатуры военно-учетных работников целесообразно согласовать с военным комиссаром муниципального образования. Ему же направляются копии приказов о назначении на должности работников. С ним же согласуется перемещение и увольнение указанных работников (за исключением организаций, имеющих мобилизационные органы) (п. 22 Методических рекомендаций).
Если работник, осуществляющий воинский учет граждан, временно отсутствует, работодателю нужно приказом назначить другого работника. Вновь назначенному лицу передаются по акту все необходимые документы (п. 22 Методических рекомендаций).
Должностные обязанности специалистов, занимающихся воинским учетом в организации, надо закрепить в трудовых договорах и (или) соответствующих должностных инструкциях.
Руководитель организации обязан предоставить работникам, занятым ведением воинского учета, специально оборудованные помещения и железные шкафы, обеспечивающие сохранность документов по воинскому учету (п. 21 Методических рекомендаций).
Путеводитель по кадровым вопросам. Воинский учет в организации {КонсультантПлюс}
#юристу
Посмотреть ответ специалиста
Периодичность и время вывоза ТКО относятся к существенным условиям договора на оказание услуг по обращению с ТКО (подп. «в « п. 25 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156).
Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются с учетом экологического законодательства РФ и законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (п. 3 Правил N 1156).
При этом Правила N 1156 не содержат конкретного срока (периодичности) вывоза ТКО.
Законодательство РФ в сфере обращения ТКО устанавливает императивные требования для регионального оператора как лица, осуществляющего деятельность по обращению с ТКО, в части соблюдения санитарно-эпидемиологических норм. Периодичность вывоза ТКО региональным оператором должна соответствовать срокам временного накопления несортированных ТКО, установленным санитарными правилами и нормами (разд. 2 Письма ФАС России от 11.08.2021 N ВК/67016/21).
Санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 3, в частности, предусматривают, что срок временного накопления несортированных ТКО определяется исходя из среднесуточной температуры наружного воздуха в течение 3 суток:
- плюс 5 град. C и выше - не более 1 суток;
- плюс 4 град. C и ниже - не более 3 суток.
Хозяйствующий субъект, осуществляющий деятельность по сбору и транспортированию ТКО, обеспечивает вывоз их по установленному им графику с 7 до 23 часов (п.п. 11, 15 СанПиН 2.1.3684-21).
СанПиН 2.1.3684-21 периодичности вывоза отходов, собранных раздельно, не устанавливает.
По мнению Роспотребнадзора изложенному в письме от 29 апреля 2019 года N 202/61 11-2019-"Об особенностях правового регулирования отношений в сфере обращения отходов производства и потребления", периодичность вывоза раздельно собранных отходов может устанавливаться по каждой группе отходов. В целом практика раздельного сбора отходов в субъектах Российской Федерации свидетельствует о целесообразности их вывоза, за исключением отходов, содержащих остатки пищи, по мере накопления, но не реже 1 раза в 7 дней.
В соответствии в федеральным законом 59-ФЗ, указанную периодичность (порядок накопления ТКО, в том числе раздельного) должны устанавливать регионы.
Постановлением Правительства РБ от 22.01.2018 N 25 утвержден Порядок накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Республики Башкортостан. Периодичность вывоза ТКО, при раздельном накоплении, данным постановлением не урегулирована.
Из судебной практики (Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 15.03.2024 по делу N А72-3314/2021):
« ... Периодичность вывоза сортированных ТКО определена письмом Минприроды России от 26.10.2020 N 05-25-53/28263 "О направлении методических рекомендаций" (вместе с "Методическими рекомендациями для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по осуществлению раздельного накопления и сбора твердых коммунальных отходов").
Пунктом 6.2. указанных методических рекомендаций установлено, что вывоз сухих отходов с мест их накопления осуществляется по мере их накопления в соответствии с графиком вывоза ТКО, но не реже 1 раза в 10 календарных дней. Пунктом 1.9. методических рекомендаций указано, что указанные требования рекомендовано выполнять порядок накопления и не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других лиц на охрану и благоприятную окружающую среду. При этом согласно пункту 25 раздела 15 территориальной схемы N 17-ОД, указанное письмо входит в перечень документов и материалов, использованных при корректировке территориальной схемы обращения с отходами Ульяновской области и обосновывающие приведенную в ней информацию.
Таким образом, сортированные компоненты ТКО должны вывозиться 1 раз в 10 дней.
Обоснование
Порядок и особенности заключения договора по обращению с ТКО
ФАС России также обращает внимание, что пунктом 3 Правил N 1156 установлено, что накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются с учетом экологического законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Указанной нормой также предусмотрено, что осуществление накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов должно быть безопасным для населения и окружающей среды.
Законодательство Российской Федерации в сфере обращения ТКО устанавливает императивные требования для регионального оператора, как лица, осуществляющего деятельность по обращению с ТКО, в части соблюдения санитарно-эпидемиологических норм.
Периодичность вывоза ТКО региональным оператором должна соответствовать срокам временного накопления несортированных ТКО, установленным санитарными правилами и нормами.
Указанная позиция также поддерживается судебной практикой, в частности, аналогичные выводы были указаны судами в Апелляционном определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 19.06.2019 N 1-АПА19-5, постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 24.12.2020 N Ф07-14003/2020 по делу N А21-8180/2019, постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 17.12.2019 N Ф06-55725/2019 по делу N А65-7546/2019, постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 21.09.2020 N Ф08-7256/2020 по делу N А63-10417/2019.
В частности, в вышеуказанных решениях суды отмечают императивный характер положений, санитарных правил и норм, соблюдение которых является обязательным для регионального оператора в части периодичности вывоза ТКО.
Следовательно, включение в договор положений об уточнении сроков в соответствии с санитарными нормами и правилами не противоречит положениям Закона N 89-ФЗ, Правилам N 1156.
Аналогичная позиция также приведена в Решении ФАС России от 19.03.2021 N 052/01/10-418/2020.
Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию
территорий городских и сельских поселений
Срок временного накопления несортированных ТКО определяется исходя из среднесуточной температуры наружного воздуха в течение 3-х суток:
плюс 5 °C и выше - не более 1 суток;
плюс 4 °C и ниже - не более 3 суток.
В районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, на территориях Арктической зоны, а также в труднодоступных и малочисленных населенных пунктах главные государственные санитарные врачи по субъектам Российской Федерации принимают решение об изменении срока временного накопления несортированных ТКО с учетом среднесуточной температуры наружного воздуха на основании санитарно-эпидемиологической оценки.
Транспортирование ТКО (КГО) с контейнерных площадок должно производиться хозяйствующим субъектом, осуществляющим деятельность по сбору и транспортированию ТКО, с использованием транспортных средств, оборудованных системами, устройствами, средствами, исключающими потери отходов.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 3 (ред. от 14.02.2022) "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" ... {КонсультантПлюс}
Учитывая, что система раздельного сбора ТКО находится в стадии формирования, необходимые подзаконные нормативные правовые акты, регулирующие указанную сферу, в настоящее время в стадии разработки, Роспотребнадзор, проанализировав практику субъектов Российской Федерации, организовавших раздельный сбор ТКО, а также имеющийся международный опыт, разъясняет.
При проведении санитарно-эпидемиологической оценки мест (площадок) накопления ТКО необходимо учитывать группы раздельно собираемых отходов, а также факторы, влияющие на эпидемиологические и гигиенические риски, связанные с соответствующей группой отходов. Соответственно, периодичность вывоза раздельно собранных отходов может устанавливаться по каждой группе отходов.
В ряде районов г. Ростова-на-Дону в течение двух лет организован раздельный сбор отходов из пластика, вывоз которых осуществляется по мере накопления отходов, но не реже одного раза в неделю, либо по заявке управляющей компании и граждан.
На территории Московской области, в отдельных городских округах для раздельного сбора отходов используется два вида контейнеров (для несортированных ТКО и сортированных - для сбора картона, пластика, стекла). Вывоз сортированных отходов осуществляется 2 раза в неделю.
Для раздельного сбора пластика в Тверской области на контейнерных площадках установлены емкости (евроконтейнеры - сетки) с кратностью вывоза 2 - 3 раза в неделю.
В целом практика раздельного сбора отходов в субъектах Российской Федерации свидетельствует о целесообразности их вывоза, за исключением отходов, содержащих остатки пищи, по мере накопления, но не реже 1 раза в 7 дней.
{<Письмо> Роспотребнадзора от 29.04.2019 N 02/6111-2019-27 "Об особенностях правового регулирования отношений в сфере обращения отходов производства и потребления" {КонсультантПлюс}}
Периодичность вывоза сортированных ТКО определена письмом Минприроды России от 26.10.2020 N 05-25-53/28263 "О направлении методических рекомендаций" (вместе с "Методическими рекомендациями для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по осуществлению раздельного накопления и сбора твердых коммунальных отходов").
Пунктом 6.2. указанных методических рекомендаций установлено, что вывоз сухих отходов с мест их накопления осуществляется по мере их накопления в соответствии с графиком вывоза ТКО, но не реже 1 раза в 10 календарных дней. Пунктом 1.9. методических рекомендаций указано, что указанные требования рекомендовано выполнять порядок накопления и не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других лиц на охрану и благоприятную окружающую среду. При этом согласно пункту 25 раздела 15 территориальной схемы N 17-ОД, указанное письмо входит в перечень документов и материалов, использованных при корректировке территориальной схемы обращения с отходами Ульяновской области и обосновывающие приведенную в ней информацию.
Таким образом, сортированные компоненты ТКО должны вывозиться 1 раз в 10 дней, а несортированные ТКО - в соответствии с требования Санитарных норм и правил.
{Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 15.03.2024 по делу N А72-3314/2021 {КонсультантПлюс}}
#специалисту по госзакупкам
Посмотреть ответ специалиста
Заказчики, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы I и II классов опасности, вправе передавать данные отходы федеральному оператору ФГУП "РосРАО" в соответствии с контрактами на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности, заключенными на основании пункта 6 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ.
Обоснование
Осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)
закупка работы или услуги, выполнение или оказание которых может осуществляться только органом исполнительной власти в соответствии с его полномочиями, либо государственным учреждением, государственным унитарным предприятием, либо акционерным обществом, сто процентов акций которого принадлежит Российской Федерации, соответствующие полномочия которых устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации;
(в ред. Федеральных заонов от 08.06.2020 N 180-ФЗ, от 02.07.2021 N 360-ФЗ, от 04.11.2022 N 420-ФЗ)
Согласно пункту 3 статьи 14.4 Закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели, юридические лица, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы I и II классов опасности, не вправе отказаться от заключения договора на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности с федеральным оператором по обращению с отходами I и II классов опасности, за исключением случаев самостоятельного обращения с отходами I и II классов опасности, предусмотренных пунктом 1 данной статьи.
Пунктом 8 статьи 14.4 Закона N 89-ФЗ установлено, что федеральный оператор осуществляет прием отходов I и II классов опасности, входящих в состав твердых коммунальных отходов, от регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на основании договора на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности, заключение которого для федерального оператора является обязательным.
При этом пунктом 1 статьи 14.1 Закона N 89-ФЗ установлено, что федеральный оператор по обращению с отходами I и II классов опасности определяется Правительством Российской Федерации по предложению Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", согласованному с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 14.1 Закона N 89-ФЗ с 01.03.2022 федеральный оператор осуществляет деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I и II классов опасности самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с отходами I и II классов опасности на основании договоров оказания услуг по обращению с отходами I и II классов опасности и в соответствии с федеральной схемой обращения с отходами I и II классов опасности.
Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 14.11.2019 N 2684-р федеральное государственное унитарное предприятие "Предприятие по обращению с радиоактивными отходами "РосРАО" (далее - ФГУП "РосРАО"), являющееся предприятием Госкорпорации "Росатом", определено федеральным оператором по обращению с отходами I и II классов опасности на территории Российской Федерации.
Учитывая изложенное, заказчики, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы I и II классов опасности, вправе передавать данные отходы федеральному оператору - ФГУП "РосРАО" в соответствии с контрактами на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности, заключенными на основании пункта 6 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ.
Дополнительно отмечаем, что в 2020 году ФГУП "РосРАО" переименовано в федеральное государственное унитарное предприятие "Федеральный экологический оператор".