#бухгалтеру бюджетной организации
Посмотреть ответ специалиста
Учет возврата остатков межбюджетных трансфертов (МБТ) производят органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, органы управления государственными внебюджетными фондами, за которыми законодательством и иными НПА закреплены источники доходов бюджета по возврату остатков МБТ - администраторы доходов от возврата неиспользованных остатков МБТ (п. 27 СГС "Доходы", п. 5 ст. 242 БК РФ, пп. 2 п. 2 Общих требований, утвержденных Приказом Минфина России от 13.04.2020 N 68н).
Если вы наделены полномочиями администратора доходов по возврату неиспользованных остатков МБТ, производите возврат этих остатков в соответствии с Общими требованиями и Порядком взыскания неиспользованных остатков МБТ, утвержденными Приказом Минфина России от 13.04.2020 N 68н.
Неиспользованные на 1 января текущего финансового года остатки МБТ, предоставленные с условием бюджетам других уровней или бюджетам государственных внебюджетных фондов в виде субсидий, субвенций или иных МБТ, имеющих целевое назначение, подлежат возврату в доход бюджета, из которого они были предоставлены, в течение первых 15 рабочих дней текущего финансового года (п. 5 ст. 242 БК РФ, Письма Минфина России от 15.01.2020 N 02-06-07/1666, от 11.02.2020 N 23-02-07/8965, от 29.12.2023 N 06-01-26/128332).
Обоснование
Какой порядок предоставления межбюджетных трансфертов
Межбюджетные трансферты относятся к доходам от безвозмездных поступлений от бюджетов (п. 25 СГС "Доходы", ст. 6, п. 4 ст. 41 БК РФ, Письмо Минфина России от 20.11.2020 N 02-04-10/101634):
- доходы от предоставления дотаций, субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов из других бюджетов бюджетной системы РФ;
- возврат неиспользованных межбюджетных трансфертов.
Порядок, условия предоставления и распределения межбюджетных трансфертов устанавливаются:
- в части федерального бюджета - федеральным законом о федеральном бюджете, нормативными правовыми актами Правительства РФ (в отношении иных межбюджетных трансфертов для обеспечения деятельности сенаторов РФ, депутатов ГД и их помощников - актами Совета Федерации, Госдумы) (п. 1 ст. 130БК РФ);
- в части бюджетов субъектов РФ - законами субъектов РФ и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа субъекта РФ (для субвенций бюджету государственного внебюджетного фонда РФ - соглашениями между фондом и субъектом РФ, заключенными в порядке, установленном Правительством РФ) (п. 1 ст. 137,п. 1 ст. 138,п. 2 ст. 138.6,п. 3 ст. 139,п. 3 ст. 140БК РФ);
- МБТ из местных бюджетов - предоставляются в соответствии с требованиями, которые установленыст. ст. 142.1-142.8БК РФ;
- в части субвенций из бюджета федеральной территории - НПА федеральной территории (п. 2 ст. 138.5БК РФ).
Перечисление целевых МБТ из федерального бюджета бюджету субъекта РФ в форме субсидий, субвенций и иных МБТ осуществляется в Порядке, установленном Федеральным казначейством, в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств по расходам получателей средств бюджета субъекта РФ (местного бюджета) при исполнении расходных обязательств субъекта РФ (муниципального образования), в целях финансового обеспечения или софинансирования которых предоставляются такие трансферты. Исключение - МБТ, которые включены в перечень, утвержденный Правительством РФ (п. 6 ст. 130 БК РФ).
Перечисление межбюджетных трансфертов в целях возмещения произведенных расходов бюджета субъекта РФ, местных бюджетов осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ, после того как Федеральное казначейство проверит документы, которые подтверждают осуществление расходов соответственно бюджета субъекта РФ, местного бюджета. Порядок проверки устанавливает Минфин России (п. 6 ст. 130 БК РФ).
Если целевые МБТ, полученные в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, МБТ бюджетам государственных внебюджетных фондов, не использованы по состоянию на 1 января текущего финансового года, то сделайте возврат в доход бюджета, из которого они были ранее предоставлены, в течение первых 15 рабочих дней текущего финансового года. Исключение - МБТ, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Президента РФ. В отношении возврата остатков МБТ, предоставленных государственным внебюджетным фондам, может быть установлен иной порядок федеральным законом о бюджете государственного внебюджетного фонда РФ (п. 5 ст. 242 БК РФ, Письмо Минфина России от 29.12.2023 N 06-01-26/128332).
Неиспользованные по состоянию на 1 января текущего финансового года межбюджетные трансферты, полученные в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, за исключением межбюджетных трансфертов, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Президента Российской Федерации, подлежат возврату в доход бюджета, из которого они были ранее предоставлены, в течение первых 15 рабочих дней текущего финансового года. Неиспользованные по состоянию на 1 января текущего финансового года межбюджетные трансферты, предоставленные бюджетам государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, подлежат возврату в доход бюджета, из которого они были ранее предоставлены, в течение 15 рабочих дней текущего финансового года, если иное не установлено федеральным законом о бюджете государственного внебюджетного фонда Российской Федерации.
ст. 242 БК РФ {КонсультантПлюс}
Какой порядок возврата остатков по межбюджетным трансфертам
Учет возврата остатков межбюджетных трансфертов (МБТ) производят органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, органы управления государственными внебюджетными фондами, за которыми законодательством и иными НПА закреплены источники доходов бюджета по возврату остатков МБТ - администраторы доходов от возврата неиспользованных остатков МБТ (п. 27 СГС "Доходы", п. 5 ст. 242 БК РФ, пп. 2 п. 2 Общих требований, утвержденных Приказом Минфина России от 13.04.2020 N 68н).
Если вы наделены полномочиями администратора доходов по возврату неиспользованных остатков МБТ, производите возврат этих остатков в соответствии с Общими требованиями и Порядком взыскания неиспользованных остатков МБТ, утвержденными Приказом Минфина России от 13.04.2020 N 68н.
Не использованные на 1 января текущего финансового года остатки МБТ, предоставленные с условием бюджетам других уровней или бюджетам государственных внебюджетных фондов в виде субсидий, субвенций или иных МБТ, имеющих целевое назначение, подлежат возврату в доход бюджета, из которого они были предоставлены, в течение первых 15 рабочих дней текущего финансового года. В отношении возврата остатков МБТ, предоставленных бюджетам государственных внебюджетных фондов, иной порядок может быть установлен федеральным законом о бюджете государственного внебюджетного фонда РФ (п. 5 ст. 242 БК РФ, Письма Минфина России от 15.01.2020 N 02-06-07/1666, от 11.02.2020 N 23-02-07/8965, от 29.12.2023 N 06-01-26/128332).
#бухгалтеру
Посмотреть ответ специалиста
В целях налога на прибыль затраты, связанные с возвратом/заменой бракованного товара, продавец вправе включить в состав прочих расходов при условии, что такие расходы экономически оправданы, произведены в рамках деятельности, направленной на получение доходов, а также при наличии у продавца оформленных надлежащим образом подтверждающих документов.
В письме от 11.03.2024 № 03-03-06/1/21252 Минфин России отметил, что стоимость бракованного товара и затраты на его возврат можно учесть как расходы в виде потерь от брака на основании пп. 47 п. 1 ст. 264 НК РФ. По мнению финансистов, воспользоваться этой нормой могут только производители.
При этом такие расходы должны быть документально подтверждены. Без надлежаще оформленных документов в учете расходов по потерям от брака могут отказать (постановление ФАС Северо-Западного округа от 13.03.2009 № А56-21158/2008).
Конкретный перечень подтверждающих документов НК РФ не установлен.
В случае возврата бракованной продукции поставщик должен сторнировать бухгалтерские операции по реализации в доле, приходящейся на брак, в том числе и суммы начисленных налогов. На основании пункта 5 статьи 171 и пункта 4 статьи 172 НК РФ в случае возврата товаров налогоплательщик имеет право предъявить к вычету суммы НДС, которые были начислены и уплачены в бюджет при их реализации. Право на вычет может быть реализовано после отражения в учете операций по корректировке в течение года после возврата товаров.
Составьте акт на списание.
Унифицированной формы акта о списании бракованной готовой продукции нет. Разработайте форму самостоятельно, предусмотрев в ней обязательные реквизиты первичного учетного документа. Форму акта утвердите в учетной политике.
При возврате товара продавец выставляет корректировочный счет-фактуру независимо от того, предъявил ли ему покупатель претензию.
Обоснование
Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Согласно подпункту 47 пункта 1 статьи 264 НК РФ, в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, учитываются расходы в виде потерь от брака.
При этом статьей 264 НК РФ установлен открытый перечень прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, учитываемых для целей налогообложения прибыли организаций.
Таким образом, стоимость возвращенной бракованной продукции, а также обоснованные и документально подтвержденные расходы, связанные с ее возвратом, могут быть учтены производителем такой продукции в составе прочих расходов на основании подпункта 47 пункта 1 статьи 264 НК РФ как расходы в виде потерь от брака при надлежащем оформлении документов.
Вместе с тем НК РФ не устанавливает конкретный перечень документов, которые подтверждают произведенные расходы. В свою очередь, подтверждением данных налогового учета на основании статьи 313 НК РФ являются первичные учетные документы.
Статьей 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ) определено, что первичным учетным документом оформляется каждый факт хозяйственной жизни. На основании положений частей 1 и 4 статьи 9 Закона N 402-ФЗ первичные учетные документы должны составляться по формам, утвержденным руководителем организации, и содержать все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Закона N 402-ФЗ.
НДС. По правилам, действующим с 2019 г., продавец при возврате товара должен выставить покупателю корректировочный счет-фактуру (КСФ). Причем не имеет значения:
- был принят такой товар к учету покупателем или нет;
- какой режим налогообложения применяет покупатель: ОСН или спецрежим;
- когда был изначально отгружен товар: в 2019 г. или ранее;
- возвращен весь товар или частично;
- есть ли претензии к качеству товара, его ассортименту или нет.
Налог на прибыль. Продавец по-разному отражает в учете возврат некачественного товара - в зависимости от того, совпадают ли периоды реализации и возврата товара или нет.
Период возврата некачественных товаров |
Учет у продавца для целей налогообложения прибыли |
Тот же год, в котором были реализованы товары |
В текущем периоде уменьшаются: - доходы - на сумму выручки от реализации товаров, которые впоследствии были возвращены; - расходы - на стоимость таких товаров, включенную в расходы при отгрузке |
Год, следующий за годом реализации товаров |
Продавец отражает возврат как самостоятельную хозяйственную операцию: - во внереализационные доходы включает стоимость возвращенных товаров, по которой они были учтены в расходах при их реализации; - во внереализационные расходы включает выручку от продажи таких товаров (по данным отгрузочных документов, без НДС) - в качестве убытков прошлых лет |
В любом случае продавец принимает в налоговом учете возвращенные товары по той же стоимости, по которой они были списаны на расходы при их реализации покупателю.
Бухучет. Операции по возврату некачественного товара, изначально проданного в том же календарном году, могут быть отражены у продавца такими проводками:
Содержание операции |
Дт |
Кт |
Сторно Корректировка выручки от реализации возвращенных товаров |
62 |
90-1 |
Сторно Корректировка расходов на сумму фактической себестоимости возвращенного товара |
90-2 |
41 |
Сторно Вычет НДС, относящегося к возвращенному товару |
90-3 |
68 субсчет "Расчеты по НДС" |
Если товары были проданы в прошлом году и отчетность за него уже сдана и утверждена собственниками, то доходы и расходы, связанные с возвратом некачественных товаров, не сторнируют. Их относят на счет 91.
Как учесть брак в производстве
Потери от производственного брака спишите в расходы в бухгалтерском и налоговом учете. НДС по МПЗ, из которых изготовлена бракованная продукция, восстанавливать не надо (п. 26 ФСБУ 5/2019, ст. 264 НК РФ, Письмо Минфина от 27.01.2023 N 03-03-06/1/6428).
#кадровику
Посмотреть ответ специалиста
Если руководствоваться тем, что временный перевод по медицинским показаниями возможен до 4-х месяцев и в медицинском заключении не указан срок, то вы вправе внести изменение в ранее изданный приказ, увеличив срок временного перевода работника. На основании изданного приказа вы можете заключить новое дополнительное соглашение к трудовому договору.
Официальных разъяснений по указанному вопросу не обнаружено.
Обоснование
Работника, нуждающегося в переводе на другую работу в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с его письменного согласия работодатель обязан перевести на другую имеющуюся у работодателя работу, не противопоказанную работнику по состоянию здоровья.
ст. 73 ТК РФ {КонсультантПлюс}
Перевод по медицинским показаниям
В соответствии с медицинским заключением и с письменного согласия работника работодатель обязан перевести его на другую имеющуюся у него работу, не противопоказанную работнику по состоянию здоровья (ст. 73 ТК РФ).
Исходя из смысла данной статьи работодатель обязан предложить работнику, нуждающемуся во временном сроком до четырех месяцев или постоянном переводе на другую работу в соответствии с медицинским заключением, любую имеющуюся у него работу, не противопоказанную работнику по состоянию здоровья.
При переводе работника в соответствии с медицинским заключением на другую нижеоплачиваемую работу у данного работодателя за ним сохраняется средний заработок по прежней работе в течение месяца со дня перевода, а при переводе в связи с трудовым увечьем, профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья, связанным с работой, - до установления стойкой утраты профессиональной трудоспособности либо до выздоровления работника (ст. 182 ТК РФ).
Вопрос: Работник по медицинским показаниям временно переведен на другую должность. На момент окончания периода перевода он находился на больничном, по выходе из которого снова представил медицинское заключение о невозможности работы по должности с вредными факторами сроком на четыре месяца. Как поступить работодателю? Обязан ли он повторно временно перевести работника на другую должность в соответствии с медицинским заключением?
Ответ: Работодатель обязан с письменного согласия работника перевести его на другую имеющуюся у работодателя работу, не противопоказанную работнику по состоянию здоровья, путем оформления дополнительного соглашения к трудовому договору и издания работодателем приказа о переводе работника на другую работу на определенный срок в соответствии с медицинским заключением.
Обоснование: В соответствии с ч. 1 ст. 73 Трудового кодекса РФ работника, нуждающегося в переводе на другую работу в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с его письменного согласия работодатель обязан перевести на другую имеющуюся у работодателя работу, не противопоказанную работнику по состоянию здоровья.
ТК РФ в зависимости от срока выделяет следующие виды переводов в соответствии с медицинским заключением:
- на срок до четырех месяцев (ч. 2 ст. 73 ТК РФ);
- на срок более четырех месяцев (ч. 3 ст. 73 ТК РФ);
- постоянный перевод (ч. 3 ст. 73 ТК РФ).
При любом виде перевода по медицинским показаниям согласие на него работника обязательно (ст. 72 ТК РФ).
На практике временный перевод на другую работу в соответствии с медицинским заключением оформляется путем заключения с работником дополнительного соглашения к трудовому договору с указанием срока такого перевода и издания работодателем приказа о переводе работника на другую работу на определенный срок в соответствии с медицинским заключением.
Поскольку работник был переведен на временную работу на определенный срок, нет необходимости заключать с ним дополнительное соглашение к трудовому договору о прекращении временного перевода и издавать приказ о предоставлении прежней работы, так как условие трудового договора о временном переводе по истечении его срока автоматически утрачивает силу. Целесообразно уведомить работника под роспись об окончании срока временного перевода и предоставлении ему прежней работы.
В рассматриваемой ситуации срок временного перевода на другую работу в соответствии с медицинским заключением закончился во время нахождения работника на больничном. Соответственно обязанностью работодателя по выходе работника с больничного будет предоставление ему прежней работы. Поскольку по выходе с больничного работник представил работодателю медицинское заключение о невозможности работы по должности с вредными факторами сроком на четыре месяца, работодатель обязан с письменного согласия работника перевести его на другую имеющуюся у работодателя работу, не противопоказанную работнику по состоянию здоровья, путем оформления дополнительного соглашения к трудовому договору с указанием срока такого перевода и издания работодателем приказа о переводе работника на другую работу на определенный срок в соответствии с медицинским заключением.
Действующее законодательство не содержит указаний о порядке внесения изменений в приказ, являющийся распорядительным документом организации. В связи с этим каждая организация производит внесение изменений в приказы исходя из самостоятельно разработанных правил.
При этом представляется целесообразным учитывать следующее:
1) внесение изменений в приказ должно быть обусловлено изменением обстоятельств, делающим невозможной должную реализацию приказа в его действующей редакции;
2) внесение изменений в приказ, в том числе в его приложения, которые являются его составной частью, производится приказом. В нем указываются отменяемые положения приказа, либо его изменяемые положения с указанием их новой редакции, либо формулировки производимых дополнений к предыдущей редакции приказа;
3) предлагаемые приказом изменения должны быть лаконичны, их толкование должно быть однозначным;
4) в случае если вносимые изменения носят масштабный характер, для облегчения восприятия возможно после соответствующей фразы о новой редакции фрагмента приказа изложение изменяемого текста в новой редакции. К примеру, можно сделать следующую запись:
"Пункт 3 изложить в следующей редакции: "...".
Новый приказ издается с очередным порядковым номером и актуальной датой.
При оформлении приказов организация может руководствоваться ГОСТ Р 7.0.97-2016 (утв. Приказом Росстандарта от 08.12.2016 N 2004-ст). Кроме того, в целях применения ГОСТ Р 7.0.97-2016 разработаны Методические рекомендации.
В заголовке изменяющего приказа указывается: "О внесении изменения в приказ от "___" ________ 20__ г. N __".
Констатирующая часть при этом содержит краткое изложение обстоятельств, обусловивших внесение изменений в приказ, к примеру "В связи с расширением направлений деятельности...", "В связи с изменением штатного расписания..." и т.п.
Если вносимые изменения носят масштабный характер, возможно издание нового приказа, полностью повторяющего положения изменяемого приказа с учетом вносимых изменений.
#юристу
Посмотреть ответ специалиста
Лизинговое имущество можно передать в аренду, но только с соблюдением некоторых условий и с учетом особенностей такой аренды. Они касаются нормативного регулирования отношений, необходимости получать согласие лизингодателя, а также возможности выкупа лизингового имущества.
К отношениям по аренде лизингового имущества в основном применяются нормы о субаренде. Объясняется это следующим.
Лизинг является разновидностью аренды, и лизингополучатель сам выступает арендатором. Как арендатор он по общему правилу может сдавать лизинговое имущество в субаренду (поднаем) (п. 2 ст. 615, ст. ст. 625, 665 ГК РФ). Поэтому при составлении договора аренды лизингового имущества руководствоваться следует теми же нормами, что и при составлении договора субаренды. Можно воспользоваться рекомендациями по заключению договора субаренды.
Субаренда (поднаем) заключается в сдаче арендатором в наем, с согласия арендодателя, арендуемого имущества третьему лицу - субарендатору. Данное определение основано на судебном толковании ст. ст. 606 и 615 ГК РФ. При заключении договора субаренды субарендатору рекомендуется потребовать от арендатора подтверждение выдачи арендодателем согласия на совершение этой сделки. Это связано с тем, что договор субаренды, заключенный без такого согласия, может быть признан недействительным на основании ст. 173.1 ГК РФ.
Договор может называться договором аренды, субаренды или сублизинга. В любом случае при квалификации договора суд принимает во внимание не название, а предмет договора, действительное содержание прав и обязанностей сторон, распределение рисков и т.д.
Обоснование
Можно ли сдать в аренду лизинговое имущество
Да, можно, но только с соблюдением некоторых условий и с учетом особенностей такой аренды. Они касаются нормативного регулирования отношений, необходимости получать согласие лизингодателя, а также возможности выкупа лизингового имущества. Передать в аренду вы можете лизинговое имущество, которое изначально приобретали для использования в своей деятельности. Также возможна передача в аренду (сублизинг) имущества, которое не предполагалось для самостоятельного использования и приобреталось исключительно в порядке финансового посредничества. В этом случае есть свои особенности. |
Чем регулируется аренда лизингового имущества
К отношениям по аренде лизингового имущества в основном применяются нормы о субаренде. Объясняется это следующим.
Лизинг является разновидностью аренды, и лизингополучатель сам выступает арендатором. Как арендатор он по общему правилу может сдавать лизинговое имущество в субаренду (поднаем) (п. 2 ст. 615, ст. ст. 625, 665 ГК РФ). Поэтому при составлении договора аренды лизингового имущества руководствоваться следует теми же нормами, что и при составлении договора субаренды. Можно воспользоваться рекомендациями по заключению договора субаренды.
Но в зависимости от характера отношений сторон, вида имущества дополнительно могут применяться и другие нормы.
В первую очередь это касается норм о сублизинге. Объясняется это тем, что видом поднайма, при котором лизингополучатель передает предмет лизинга в срочное, платное владение и пользование третьим лицам, является сублизинг. И осуществляется он в соответствии с условиями договора сублизинга (п. 1 ст. 8 Закона о лизинге). Отношения по такому договору не являются отношениями по финансовой аренде, а связаны с субарендой. Они регулируются общими положениями об аренде с учетом особенностей, которые прямо предусмотрены для договора сублизинга. Данную позицию можно встретить в судебной практике (Постановление Президиума ВАС РФ от 24.04.2012 N 16848/11). Эти особенности могут касаться прав сублизингополучателя, в том числе по отношению к продавцу лизингового имущества.
Кроме того, применяться могут и нормы о лизинге. Это возможно при выкупном сублизинге. Стороны такого договора при его составлении должны учесть положения ст. ст. 22 и 28 Закона о лизинге (п. 2 Обзора, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.10.2021).
Также применяться могут нормы, регулирующие аренду отдельных видов имущества. Например, это касается ситуаций, когда речь идет об аренде автомобиля, приобретенного в лизинг.
Имеет ли значение название договора
Нет, ваш договор может называться договором аренды, субаренды или сублизинга. В любом случае при квалификации договора суд принимает во внимание не название, а предмет договора, действительное содержание прав и обязанностей сторон, распределение рисков и т.д. (см. Позицию ВС РФ, ВАС РФ). Поэтому, даже если ваш договор будет называться, например, "договор аренды", суд, толкуя договор, может квалифицировать его как договор сублизинга. А это значит, что к отношениям сторон будут применяться те же правила, что и к договору сублизинга. В частности, речь идет о необходимости согласия лизингодателя на аренду лизингового имущества и о правах сублизингополучателя.
СУБАРЕНДА. Статьи 615, 618 ГК РФ
Субаренда (поднаем) заключается в сдаче арендатором в наем с согласия арендодателя арендуемого имущества третьему лицу - субарендатору. Данное определение основано на судебном толковании ст. ст. 606 и 615 ГК РФ (Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2008 по делу N А56-9635/2008, оставленное без изменения Постановлением ФАС Северо-Западного округа от 19.05.2009 N А56-9635/2008; Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2009 по делу N А66-5108/2008, оставленное без изменения Постановлением ФАС Северо-Западного округа от 05.06.2009 N А66-5108/2008; Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.06.2010 N 18АП-4383/2010, оставленное без изменения Постановлением ФАС Уральского округа от 13.10.2010 N Ф09-8466/10-С6; Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2010 по делу N А23-3127/08Г-20-75; Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2009 по делу N А68-8896/08-311/7).
Арендатор по первоначальному договору аренды становится арендодателем по договору субаренды. Договор субаренды регулируется теми же нормами, что и договор аренды, если иное не установлено законом и иными правовыми актами (п. 2 ст. 615 ГК РФ).
При сдаче объекта аренды в субаренду сторонам рекомендуется:
- в договоре аренды предусмотреть условие о сохранении договора субаренды при досрочном прекращении договора аренды в случае заинтересованности в этом арендодателя (ст. 618 ГК РФ);
- в договоре субаренды правильно согласовать условие о сроке его действия и цели пользования объектом аренды (ст. 615 ГК РФ).
Получение согласия арендодателя на субаренду
При заключении договора субаренды субарендатору рекомендуется потребовать от арендатора подтверждение выдачи арендодателем согласия на совершение этой сделки. Это связано с тем, что договор субаренды, заключенный без такого согласия, может быть признан недействительным на основании ст. 173.1 ГК РФ. Для этого необходимо доказать, что субарендатор на момент совершения сделки знал или должен был знать об отсутствии согласия. О последствиях отсутствия согласия на совершение сделки подробнее см. п. 10.1 настоящих Рекомендаций.
В согласии, выдаваемом предварительно, до совершения сделки, нужно указать ее предмет (п. 3 ст. 157.1 ГК РФ). Поскольку в силу п. 2 ст. 615 ГК РФ договор субаренды по общему правилу регулируется нормами об аренде, предмет этого договора определяется аналогично предмету договора аренды. О согласовании предмета договора аренды см. п. 1 настоящих Рекомендаций.
О способах и условиях выдачи согласия, а также о конкретизации сделок при его выдаче см. п. 10.1 настоящих Рекомендаций.
Вопрос: Правомерно ли передавать лизинговое имущество в аренду третьему лицу, если лизингополучатель не является лизинговой компанией?
Ответ: Сублизинг - вид поднайма предмета лизинга, при котором лизингополучатель по договору лизинга передает третьим лицам (лизингополучателям по договору сублизинга) во владение и в пользование за плату и на срок в соответствии с условиями договора сублизинга имущество, полученное ранее от лизингодателя по договору лизинга и составляющее предмет лизинга (п. 1 ст. 8 Федерального закона от 29.10.1998 N 164-ФЗ). При этом ответственным по договору перед лизингодателем остается лизингополучатель. К договору сублизинга применяются правила о договоре лизинга (если иное не установлено законом или иными правовыми актами) и, соответственно, о договоре аренды (п. 2 ст. 615, ст. 625 ГК РФ).
При передаче предмета лизинга в сублизинг обязательным является согласие лизингодателя в письменной форме (п. 2 ст. 8 Федерального закона от 29.10.1998 N 164-ФЗ). Договор сублизинга не может быть заключен на срок, превышающий срок договора лизинга (п. 2 ст. 615, ст. 625 ГК РФ).
#специалисту по госзакупкам
Посмотреть ответ специалиста
Участник закупки может не предоставлять обеспечение исполнения контракта по итогам закупки у СМП и СОНКО (в том числе с учетом антидемпинговых мер), если до заключения контракта представит информацию из реестра контрактов, подтверждающую, что в течение трех лет до подачи заявки исполнили (без учета правопреемства) три контракта без применения неустоек. Учтите, если неустойка списана заказчиком, считается, что она применялась. При этом общая сумма контрактов должна быть не менее НМЦК или максимального значения цены контракта. По мнению Минфина России, допустимо представить информацию, позволяющую определить реестровые записи из реестра контрактов. Ведомство также отметило: подавая информацию об исполнении контрактов (в том числе расторгнутых без неустоек по соглашению сторон, поскольку потребности заказчика уменьшились), вы вправе указать их фактические цены.
Таким образом, в данной ситуации действия участника закупки правомерны.
Обоснование
Участник закупки, с которым заключается контракт по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, освобождается от предоставления обеспечения исполнения контракта, в том числе с учетом положений статьи 37 настоящего Федерального закона, от обеспечения гарантийных обязательств в случае предоставления таким участником закупки информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающей исполнение таким участником (без учета правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов, исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). Такая информация представляется участником закупки до заключения контракта в случаях, установленных настоящим Федеральным законом для предоставления обеспечения исполнения контракта. При этом сумма цен таких контрактов должна составлять не менее начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
(часть 8.1 введена Федеральным законом от 01.05.2019 N 71-ФЗ; в ред. Федеральных законов от 01.04.2020 N 98-ФЗ, от 02.07.2021 N 360-ФЗ)
Положениями Закона N 44-ФЗ в отдельных случаях предусмотрена возможность использования информации о контрактах, исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) без применения неустоек (штрафов, пеней).
Так, в частности, Законом N 44-ФЗ установлено, что:
к общедоступной информации о ценах товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, которая может быть использована для целей определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), относится в том числе информация о ценах товаров, работ, услуг, содержащаяся в контрактах, которые исполнены и по которым не взыскивались неустойки (штрафы, пени) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных этими контрактами (часть 18 статьи 22 Закона N 44-ФЗ);
к информации, подтверждающей добросовестность участника закупки, относится информация, содержащаяся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающая исполнение таким участником в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов (с учетом правопреемства), исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней) (часть 3 статьи 37 Закона N 44-ФЗ);
участник закупки, с которым заключается контракт по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона N 44-ФЗ, освобождается от предоставления обеспечения исполнения контракта, в том числе с учетом положений статьи 37 Закона N 44-ФЗ, от обеспечения гарантийных обязательств в случае предоставления таким участником закупки информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающей исполнение таким участником (без учета правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов, исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней) (часть 8.1 статьи 96 Закона N 44-ФЗ).
Следует отметить, что подпунктом "е" пункта 11 Правил ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.01.2022 N 60 <1>, установлено, что в реестр контрактов включаются информация и документы о применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта, в том числе требование заказчика или поставщика (подрядчика, исполнителя) об уплате неустойки (штрафа, пени), направленное соответственно поставщику (подрядчику, исполнителю) или заказчику, решение суда о взыскании неустойки (штрафа, пени) (при наличии), а также размер начисленной, списанной, уплаченной неустойки (штрафа, пени).
--------------------------------
<1> Постановление Правительства Российской Федерации от 27.01.2022 N 60 "О мерах по информационному обеспечению контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, по организации в ней документооборота, о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации".
Учитывая изложенное, в случаях, указанных в обращении, могут быть использованы исключительно контракты, по которым не были начислены неустойки (штрафы, пени) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных этими контрактами.
При этом Департамент отмечает, что списание заказчиком начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю) сумм неустоек (штрафов, пеней) в соответствии с Правилами списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2018 N 783 <2>, предполагает отсутствие у поставщика (подрядчика, исполнителя) неоплаченной неустойки (штрафа, пени), но не исключает факта применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней).
--------------------------------
<2> Постановление Правительства Российской Федерации от 04.07.2018 N 783 "О списании начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком сумм неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом".
Особенности применения антидемпинговых мер при закупке только среди СМП (СОНКО) Если закупка проводится только среди СМП (СОНКО), участник освобождается от предоставления обеспечения исполнения контракта, в том числе с учетом антидемпинговых мер, если до заключения контракта предоставит сведения, содержащиеся в реестре контрактов, об исполнении им трех контрактов (без учета правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке (ч. 8.1 ст. 96 Закона N 44-ФЗ). Сумма их цен должна составлять не менее НМЦК (максимального значения цены контракта). Контракты должны быть исполнены без применения неустоек. Списание начисленных неустоек (штрафов, пеней) свидетельствует об отсутствии у поставщика (подрядчика, исполнителя) неоплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней), но не исключает факта их применения к такому участнику (Письмо Минфина России от 25.01.2024 N 24-06-06/5682). Если указанные документы отсутствуют, то участник должен предоставить указанное обеспечение, в том числе с применением антидемпинговых мер. Его размер определяется по ч. 6, 6.1 ст. 96 Закона N 44-ФЗ на основании цены, по которой согласно данному Закону заключается контракт (ч. 6.2, 6.3, 8.1 ст. 96 Закона N 44-ФЗ). Учтите: при применении антидемпинговых мер размер обеспечения не может быть меньше 10 процентов от цены, по которой заключается контракт (ч. 1, 2 ст. 37 Закона N 44-ФЗ). |