#бухгалтеру бюджетной организации
Посмотреть ответ специалиста
По вопросам оплаты НДФЛ и страховых взносов с единовременных выплат работникам, проходящим военную службу по контракту для участия в СВО давались разъяснения в письмах Минфина России и ФНС России (Письмо ФНС России от 27.07.2023 N БС-4-11/9622@, Письмо ФНС России от 24.07.2023 N БС-4-11/9373@, Письмо Минфина России от 11.06.2024 N 03-15-06/53996, Письмо Минфина России от 02.09.2024 N 03-15-06/83144 и др.).
Из указанных разъяснений следует: если работодатель выплачивает мобилизованным сотрудникам единовременные выплаты, то они освобождаются от НДФЛ на основании пункта 93 статьи 217 НК РФ.
Таким образом, доходы, в частности, в виде денежных средств, полученных лицами, проходившими военную службу по контракту, заключенному в соответствии с пунктом 7 статьи 38 Федерального закона N 53-ФЗ, освобождаются от обложения налогом на доходы физических лиц на основании пункта 93 статьи 217 Налогового кодекса при соблюдении условий, установленных данным пунктом; страховыми взносами не облагаются безвозмездные выплаты (безвозмездная передача иного имущества) мобилизованным работникам, а также лицам, заключившим контракт о прохождении военной службы или о пребывании в добровольческом формировании, если такие доходы связаны с прохождением военной службы по мобилизации и (или) с заключенными контрактами (пп. 18 п. 1 ст. 422 НК РФ).
Учитывая изложенное, главное условие для освобождения от НДФЛ и обложения страховыми взносами: доходы должны быть связаны с прохождением военной службы по мобилизации или с заключенными указанными лицами контрактами.
Рекомендуем за официальными комментариями по данному вопросу обратиться в соответствующие уполномоченные органы (в Минфин России и др.). Просим использовать также Информацию Минфина России "Таблица соответствия видов расходов классификации расходов бюджетов и статей (подстатей) классификации операций сектора государственного управления, применяемая в 2024 году".
Обоснование
Льготы по отдельным налогам и страховым взносам для мобилизованных, контрактников, добровольцев, членов их семей 15.1. Льготы по НДФЛ
Не облагаются НДФЛ следующие виды доходов, полученных мобилизованными лицами или членами их семей:
· доходы в виде денег (иного имущества), полученные безвозмездно в связи с прохождением военной службы по мобилизации (п. 93 ст. 217 НК РФ). К ним относится, например, выплата работодателем ребенку мобилизованного средств для сбора в школу. В то же время единовременное денежное поощрение, выплачиваемое по Указу Президента РФ от 25.07.2006 N 765 при награждении госнаградами, установленными Указом Президента РФ от 07.09.2010 N 1099, военнослужащим, поименованным в п. 93 ст. 217 НК РФ, от обложения НДФЛ по данной норме не освобождается. Оно носит возмездный характер, являясь стимулирующей выплатой за особые достижения при выполнении поставленных задач (Письма Минфина России от 30.01.2024 N 03-04-06/7220, от 20.12.2023 N 03-04-07/123616, от 18.12.2023 N 03-04-09/122590, ФНС России от 18.01.2024 N БС-17-11/119@, от 25.12.2023 N БС-4-11/16213@). Также действие нормы не распространяется на безвозмездное выполнение работ (оказание услуг, передачу имущественных прав) (Письмо Минфина России от 28.12.2023 N 03-04-06/127054);
· доходы, полученные из-за прекращения обязательства по кредитному договору (договору займа), если оно произошло по основаниям, указанным в Федеральном законе от 07.10.2022 N 377-ФЗ, например в случае гибели (смерти) мобилизованного при выполнении задач в период проведения СВО (п. 62.3 ст. 217 НК РФ, п. п. 1, 4 ч. 1, ч. 18.1, 18.2 ст. 1, ч. 1, 2 ст. 2 Федерального закона от 07.10.2022 N 377-ФЗ);
· доход в виде матпомощи, которую мобилизованный получает от работодателя в связи с ранением, травмой (увечьем), иным повреждением здоровья в ходе проведения СВО, лечением в медучреждениях. Такой доход освобождается от НДФЛ по п. 46 ст. 217 НК РФ (Письма ФНС России от 11.06.2024 N БС-4-11/6473@, от 05.09.2023 N БС-4-11/11284@);
· доходы членов семей мобилизованных, погибших при выполнении задач в ходе СВО, безвозмездно полученные в связи с указанным событием. Основанием для освобождения от НДФЛ может выступать п. 46 ст. 217 НК РФ (Письма ФНС России от 11.06.2024 N БС-4-11/6473@, от 14.03.2023 N БС-4-11/2838@). Также в описанном случае может применяться освобождение по п. 93 ст. 217 НК РФ при соблюдении условий, установленных этим пунктом (Письмо Минфина России от 22.05.2023 N 03-03-06/1/46288).
К выплатам, не облагаемым НДФЛ на основании этого пункта, относится, в частности, ежемесячное пособие на ребенка, предусмотренное локальным нормативным актом организации и выплачиваемое членам семей мобилизованных сотрудников, погибших в ходе СВО при прохождении военной службы (Письмо ФНС России от 24.07.2023 N БС-4-11/9373@).
Такие же льготы распространяются на аналогичные доходы добровольцев, лиц, проходящих военную службу по контракту, указанному в п. 7 ст. 38 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ, членов семей тех и других. От НДФЛ у них освобождены:
· доходы в виде денег (иного имущества), которые получены безвозмездно в связи с заключенным контрактом о прохождении военной службы или о пребывании в добровольческом формировании (п. 93 ст. 217 НК РФ). Единовременное денежное поощрение, выплачиваемое при награждении госнаградой, как и в случае с мобилизованными лицами, от обложения НДФЛ по указанной норме не освобождается (Письма Минфина России от 30.01.2024 N 03-04-06/7220, от 20.12.2023 N 03-04-07/123616, от 18.12.2023 N 03-04-09/122590, ФНС России от 18.01.2024 N БС-17-11/119@, от 25.12.2023 N БС-4-11/16213@). Норма не применяется и в отношении безвозмездного выполнения работ (оказания услуг, передачи имущественных прав) (Письмо Минфина России от 28.12.2023 N 03-04-06/127054);
· доходы, полученные из-за прекращения обязательства по кредитному договору (договору займа), если оно произошло по основаниям, указанным в Федеральном законе от 07.10.2022 N 377-ФЗ, например в случае гибели контрактника при выполнении задач в период проведения СВО (п. 62.3 ст. 217 НК РФ, п. п. 2 - 4 ч. 1, ч. 18.1, 18.2 ст. 1, ч. 1, 2 ст. 2 приведенного Закона);
· доход добровольца в виде матпомощи, получаемой от работодателя в связи с ранением, травмой (увечьем), иным повреждением здоровья в ходе проведения СВО, лечением в медучреждениях (Письма ФНС России от 11.06.2024 N БС-4-11/6473@, от 05.09.2023 N БС-4-11/11284@). Основанием для освобождения от НДФЛ выступает п. 46 ст. 217 НК РФ. Полагаем, что по такому же основанию НДФЛ не начисляется и на аналогичный доход контрактника;
· доходы членов семьи добровольца или контрактника, погибшего при выполнении задач в ходе СВО, которые безвозмездно получены в связи с указанным событием. В этом случае можно применить льготу по п. 46 ст. 217 НК РФ (Письма ФНС России от 11.06.2024 N БС-4-11/6473@, от 14.03.2023 N БС-4-11/2838@). Основанием для освобождения названных доходов от НДФЛ также может выступать п. 93 ст. 217 НК РФ при соблюдении условий, установленных данным пунктом. Это следует из Писем Минфина России и ФНС России. Выводы указанных Писем об освобождении от НДФЛ выплат членам семей погибших мобилизованных по аналогии можно распространить и на членов семей добровольцев и контрактников.
Освобождение от страховых взносов
Страховыми взносами на ОПС, ОМС и по ВНиМ не облагаются безвозмездные выплаты (безвозмездная передача иного имущества) мобилизованным работникам, а также лицам, заключившим контракт о прохождении военной службы или о пребывании в добровольческом формировании, если такие доходы связаны с прохождением военной службы по мобилизации и (или) с заключенными контрактами (пп. 18 п. 1 ст. 422 НК РФ, Письма Минфина России от 29.09.2023 N 03-04-06/93099, ФНС России от 24.07.2023 N БС-4-11/9373@).
Единовременная матпомощь работникам, которые являются членами семьи мобилизованных граждан, освобождается от взносов на ОПС, ОМС и по ВНиМ в пределах 4 000 руб. на одного работника за календарный год (пп. 11 п. 1 ст. 422 НК РФ, Письмо Минфина России от 29.09.2023 N 03-04-06/93099).
Выплаты единовременной матпомощи членам семьи мобилизованного работника, не состоящим в трудовых отношениях с организацией и не выполняющим для нее работы (услуги) по гражданским договорам, не признаются объектом обложения страховыми взносами (Письмо Минфина России от 29.09.2023 N 03-04-06/93099).
Выплаты членам семей погибших работников также не облагаются указанными страховыми взносами, поскольку производятся вне рамок трудовых отношений (п. 1 ст. 420 НК РФ). ФНС России пришла к такому выводу в отношении ежемесячного пособия на каждого ребенка до 16 лет, выплачиваемого семьям погибших мобилизованных сотрудников (Письмо от 24.07.2023 N БС-4-11/9373@). Полагаем, что этот подход можно распространить и на иные выплаты членам семей погибших мобилизованных и контрактников.
Региональные и местные льготы
На региональном и местном уровне могут предоставляться иные налоговые льготы (ч. 3 ст. 356, п. 2 ст. 387, п. 2 ст. 399 НК РФ). За разъяснением о том, какие льготы по имущественным налогам вам положены, рекомендуем обратиться в свою инспекцию.
#бухгалтеру
Посмотреть ответ специалиста
: При возврате бракованного товара (основного средства) в рамках того же договора, по которому была осуществлена поставка, реализация не возникает. Покупатель оформляет претензию, документ о несоответствии качеству товара и накладную на возврат. Так как возврат происходит уже в следующем квартале, а именно после списания на расходы малоценного основного средства, организации придётся подать уточенную декларацию по налогу на прибыль. Уточненную декларацию по НДС подавать не надо. Налог восстанавливается в периоде получения от поставщика КСФ или УКД. Учтите также, что у покупателя нет оснований включать в налоговые расходы и сумму НДС, восстановленного при возврате.
Обоснование
При возврате брака направьте поставщику претензионное письмо с требованием принять товар обратно и вернуть деньги. К письму приложите акт о недостатках, сам возврат оформите накладной.
НДС, принятый к вычету по возвращенным товарам, восстановите по корректировочному счету-фактуре поставщика (Письмо Минфина от 20.08.2021 N 03-03-06/1/67181).
Для налога на прибыль при возврате брака ни доходов, ни расходов нет. В бухучете покажите выбытие товара и восстановление НДС.
Покупатель при возврате поставщику товара в рамках того же договора, по которому была осуществлена поставка, оформляет документы, подтверждающие основания возврата, в том числе документ о расторжении (частичном расторжении) договора. Это может быть, например, уведомление о расторжении договора в одностороннем порядке или соглашение о расторжении договора.
Накладную на возврат товара покупатель составляет, если возвращает принятый от поставщика товар. Можно использовать товарную накладную по форме N ТОРГ-12 либо самостоятельно разработать форму накладной с учетом требований законодательства. Если покупатель возвращает товар непосредственно при его приемке, отдельную накладную на возврат он не оформляет. Данные о возврате в этом случае можно зафиксировать в отгрузочной накладной поставщика (ч. 2, 4 ст. 9 Закона о бухгалтерском учете, п. 2.1.9 Методических рекомендаций, утвержденных Письмом Роскомторга от 10.07.1996 N 1-794/32-5).
Поставщик выставляет покупателю корректировочный счет-фактуру или корректировочный документ на возврат (п. 10 ст. 172 НК РФ, Письма Минфина России от 20.08.2021 N 03-03-06/1/67181, от 28.01.2020 N 03-07-09/4850, от 12.04.2019 N 03-07-09/26046, от 08.04.2019 N 03-07-09/24636, от 04.02.2019 N 03-07-11/6171, п. 1.4 Письма ФНС России от 23.10.2018 N СД-4-3/20667@).
Если при реализации товара поставщик использовал универсальный передаточный документ (со статусом 1), при возврате он выставляет покупателю корректировочный универсальный документ или корректировочный счет-фактуру (Письма УФНС России по г. Москве от 13.05.2020 N 24-23/3/080514@, ФНС России от 17.10.2014 N ММВ-20-15/86@).
Если возврат производится в рамках нового договора, корректировочный счет-фактура не составляется. В этом случае продавец (бывший покупатель) - плательщик НДС должен оформить счет-фактуру, как при обычной реализации (п. 3 ст. 168 НК РФ, Письма Минфина России от 20.08.2021 N 03-03-06/1/67181, от 28.01.2020 N 03-07-09/4850, от 12.04.2019 N 03-07-09/26046, от 08.04.2019 N 03-07-09/24636).
При возврате поставщику бракованного товара покупатель помимо документов, подтверждающих основание возврата, и накладной на возврат товара (если покупатель ее оформлял), направляет документ о несоответствии товара по качеству.
Если форма такого документа не закреплена в договоре, покупатель использует формы документов, предусмотренные в его учетной политике. Это могут быть формы N N ТОРГ-2, ТОРГ-3 или самостоятельно разработанная форма акта о несоответствии товара по качеству (ч. 2, 4 ст. 9 Закона о бухгалтерском учете).
Продавец при получении некачественного товара составляет корректировочный счет-фактуру на возврат в общем порядке (п. 10 ст. 172 НК РФ, п. 1.4 Письма ФНС России от 23.10.2018 N СД-4-3/20667@, Письмо Минфина России от 04.02.2019 N 03-07-11/6171).
Особенность рассматриваемой ситуации в том, что в период между приобретением ОС или малоценного имущества и до выявления брака в нем стоимость такого имущества была учтена в качестве налоговых расходов:
- или полностью - если речь идет о введенном в эксплуатацию имуществе стоимостью до 100 000 руб. включительно (и при этом не было принято решение растянуть во времени такие затраты);
- или частично:
в виде амортизационной премии либо в виде амортизации;
Как вы понимаете, никаких ошибок при признании таких расходов допущено не было. Все первичные документы в порядке, основания для отражения расходов были. А имущество возвращается продавцу из-за недостатков, выявленных в процессе работы.
Казалось бы, это новая операция. Так что можно не трогать ранее признанные расходы, а достаточно просто признать на ту же сумму внереализационные доходы в текущем периоде. С расходами текущего календарного года (в виде амортизации, амортизационной премии или в виде материальных расходов) еще проще - их можно восстановить, просто убрав из расходов на дату возврата.
в 2022 г. Минфин выпустил письмо с иной позицией: на основании п. 1 ст. 54 НК РФ надо убрать из расходов всю признанную амортизацию и амортизационную премию по ОС, которое возвращается продавцу. То есть действовать надо так же, как при исправлении ошибок. Это означает, что для избежания штрафов надо будет в большинстве случаев предварительно обеспечить положительное сальдо на ЕНС в сумме не меньше суммы недоимки и пеней на нее .
Чтобы прояснить ситуацию, мы обратились к специалисту финансового ведомства.
Отражение в налоговом учете возврата ОС, по которому начислялась амортизация
Комментирует Хороший Олег Давыдович, государственный советник налоговой службы РФ II ранга, начальник отдела налога на прибыль организаций Департамента налоговой политики Минфина России:
- Статья 54 НК РФ предлагает одинаковые последствия исправления как последствий ошибок, так и последствий искажений. Так что даже несмотря на то, что налогоплательщик не допустил никаких ошибок при оприходовании основных средств, надо руководствоваться именно правилами этой статьи в случае, если основное средство, в котором выявлены недостатки, возвращается продавцу и взамен покупатель получает всю сумму ранее уплаченных средств.
В такой ситуации нет никаких оснований что-то учитывать в расходах, так как покупатель, как оказывается впоследствии, не понес никаких затрат. Следовательно, исказил налоговую базу, учтя часть расходов, которые он не осуществил. Чтобы такое искажение нивелировать, надо аннулировать ранее признанные расходы (амортизацию, амортизационную премию). Получается, надо подать уточненную декларацию за прошлые периоды.
Именно эта логика отражена как в Письме Минфина от 25.05.2022 N 03-03-06/1/48762, так и в Письме ФНС от 17.07.2009 N 3-2-06/77.
На наш взгляд, эти рассуждения применимы и к приобретению малоценных предметов, стоимость которых была учтена в расходах и которые впоследствии были возвращены поставщику по причине обнаруженных в них недостатков.
Как видим, придется подавать уточненки по прибыли . Не лучший вариант для налогоплательщика.
Зато не придется включать в доходы суммы, полученные от поставщика (если эти суммы не превышают стоимость приобретения ОС). Ведь никакой экономической выгоды нет.
Учтите также, что у покупателя нет оснований включать в налоговые расходы и сумму НДС, восстановленного при возврате.
Статья: Брак в ОС или малоценке: налоговый аспект возврата поставщику (Елина Л.А.) ("Главная книга", 2023, N 9) {КонсультантПлюс}
#кадровику
Посмотреть ответ специалиста
Медицинские работники, приехавшие из ЛНР и ДНР, в отличие от лиц, имеющих другие специальности, допускаются к работе в российских медицинских организациях в особом порядке. В частности, вместо аккредитации специалистов они должны сдать специальный экзамен.
Поэтому указанных документов будет достаточно для приема на работу.
Обоснование
Договаривающиеся Стороны обязуются взаимодействовать и создавать благоприятные условия в области подготовки кадров, обмена учеными, специалистами, аспирантами и студентами, взаимно признавать дипломы об образовании, ученые звания и степени.
Право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие медицинское или иное образование в российских организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и прошедшие аккредитацию специалиста.
В соответствии со статьей 69 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" лица, получившие медицинское или фармацевтическое образование в иностранных государствах, допускаются к осуществлению медицинской деятельности или фармацевтической деятельности после признания в Российской Федерации образования и (или) квалификации, полученных в иностранном государстве, в порядке, установленном законодательством об образовании, и прохождения аккредитации специалиста, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.
Вместе с тем в 2022 году действует особый порядок допуска к осуществлению профессиональной деятельности на территории Российской Федерации лиц, получивших медицинское или фармацевтическое образование в иностранном государстве, который регламентирован постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 440 "О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 - 2022 годах" (далее - постановление N 440).
В соответствии с пунктом 3 приложения N 9 к постановлению N 440 лица, получившие медицинское или фармацевтическое образование в иностранном государстве, допускаются к осуществлению профессиональной деятельности, при соблюдении следующих условий:
- наличия документов об образовании и (или) квалификации, при условии признания Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки иностранного образования и (или) иностранной квалификации;
- успешной сдачи указанным лицом специального экзамена в порядке, установленном Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения;
- наличия сертификата о владении русским языком, знании истории России и основ законодательства Российской Федерации.
В связи с изложенным для получения допуска к осуществлению профессиональной деятельности специалистам из Украины, Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики необходимо обратиться в Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки для осуществления процедуры признания образования и (или) квалификации, полученных в иностранном государстве, после чего представить в Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения заявление и необходимые документы в соответствии с установленным Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения перечнем документов для последующей сдачи специального экзамена в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования, реализующей профессиональные образовательные программы медицинского образования и (или) фармацевтического образования (далее - организация).
В случае успешной сдачи специального экзамена, организацией, на базе которой проходил указанный экзамен, выдается протокол, дающий право на осуществление медицинской или фармацевтической деятельности на территории Российской Федерации.
По общему правилу, право на осуществление медицинской деятельности в РФ имеют лица, получившие медицинское или иное образование в российских организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и прошедшие аккредитацию специалиста. Лицо считается прошедшим аккредитацию специалиста с момента внесения данных о прохождении лицом аккредитации специалиста в единую государственную информационную систему в сфере здравоохранения, за исключением отдельных категорий лиц. По заявлению лица, прошедшего аккредитацию специалиста, ему выдается свидетельство об аккредитации специалиста на бумажном носителе и (или) выписка о прохождении аккредитации.
При этом до 01.01.2026 право на осуществление медицинской деятельности в РФ имеют также лица, получившие медицинское или иное образование в РФ и имеющие сертификат специалиста. Сертификат действует 5 лет. Постепенно (с 01.01.2016 по 31.12.2025 включительно) сертификат заменяется на аккредитацию (ч. 1, 3.1, 3.2 ст. 69, п. 1 ч. 1, ч. 1.1 ст. 100 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ), п. 1 Приложения N 1 к Приказу Минздрава России от 29.11.2012 N 982н).
#юристу
Посмотреть ответ специалиста
Если продавец осуществляет предпродажные фасование и упаковку продовольственных товаров, цена которых определяется из их веса (массы нетто), то на расфасованном товаре указывается его наименование, вес (масса нетто), цена за единицу измерения или вес (масса нетто) товара, цена отвеса, дата фасования и срок годности (п. 35 Правил N 2463).
Последним звеном технологического процесса будет фасовка, которая в указанном случае осуществляется фасовщиком.
Сроки годности и условия хранения пищевого продукта устанавливает производитель (изготовитель) (ч. 6 ст. 7 Технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" ТР ТС 021/2011, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880). При этом изготовитель обязан предоставлять потребителю достоверную информацию о товарах, включая срок годности продукции (ст. 10 Закона N 2300-1). Поэтому при фасовке указываете срок годности, установленный производителем.
Обоснование
Пищевые продукты должны быть расфасованы и упакованы такими способами, которые позволяют обеспечить сохранение качества и безопасность при их хранении, перевозках и реализации.
п. 1 ст. 18, Федеральный закон от 02.01.2000 N 29-ФЗ (ред. от 13.07.2020) "О качестве и безопасности пищевых продуктов" {КонсультантПлюс}
В розничной торговле не допускается продажа нерасфасованных и неупакованных пищевых продуктов, за исключением определенных видов пищевых продуктов, перечень которых устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области торговли по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
п. 2 ст. 20, Федеральный закон от 02.01.2000 N 29-ФЗ (ред. от 13.07.2020) "О качестве и безопасности пищевых продуктов" {КонсультантПлюс}
Общие требования к маркировке:
- наименование продукта;
- наименование и местонахождение изготовителя (юридический адрес, включая страну, и, при несовпадении с юридическим адресом, адрес(а) производств(а)) и организации в Российской Федерации, уполномоченной изготовителем на принятие претензий от потребителей на ее территории (при наличии);
- масса нетто;
- товарный знак изготовителя (при наличии);
- состав продукта. Для кондитерских наборов, состоящих из различных видов и наименований изделий, указывают общий состав ингредиентов всех изделий, входящих в данный набор (без указания состава каждого конкретного наименования изделия);
(в ред. Изменения N 1, утв. Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2009 N 904-ст)
- пищевые добавки, ароматизаторы, биологически активные добавки к пище, ингредиенты продуктов нетрадиционного состава;
- пищевая ценность. Для кондитерских наборов, состоящих из различных видов и наименований изделий, указывают средневзвешенную пищевую ценность входящих в набор изделий (без указания пищевой ценности каждого конкретного наименования изделия);
- условия хранения;
- срок годности или срок хранения (для карамели и драже);
(в ред. Изменения N 1, утв. Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2009 N 904-ст)
- дата (для тортов и пирожных час и дата) изготовления и дата упаковывания;
- рекомендации по приготовлению (для какао-порошка и какао-напитков);
- обозначение документа, в соответствии с которым изготовлен и может быть идентифицирован продукт;
- информация о подтверждении соответствия;
- информация о наличии ГМО (при содержании генетически модифицированного компонента в количестве, превышающем установленную норму).
Заключительные технологические процессы (H)
Фасование и упаковка (H1)
Назначение
Фасование и упаковка продуктов питания являются завершающим этапом технологического процесса их переработки и началом продвижения готовой продукции непосредственно в торговую сеть. Основной целью фасования и упаковки пищевой продукции независимо от ее физического состояния (сыпучие, жидкие или вязкие продукты), является создание максимальных удобств для покупателей, а также защита продуктов от неприятных и вредных явлений окружающей среды - запаха, излишней влажности и защита от вредителей. Объем, а значит и масса, расфасованного продукта зависят от его наименования и как правило колеблется в пределах от 100 грамм до одного килограмма. Кроме того, упаковка продуктов питания должна обеспечивать свежесть и пищевую ценность на протяжении всего срока хранения. Упаковка продуктов также должна быть достаточно прочной во избежание ее порчи и потерь во время транспортировки и хранения.
"ИТС 44-2017. Информационно-технический справочник по наилучшим доступным технологиям. Производство продуктов питания" (утв. Приказом Росстандарта от 11.12.2017 N 2784) {КонсультантПлюс}
Области применения
Большая часть продуктов упаковывается на заключительной стадии технологического процесса производства продукции, перед поставкой его в торговую сеть или потребителю. В некоторых случаях упаковка является составной частью процесса производства, это значит, что упакованные продукты проходят дополнительную обработку.
"ИТС 44-2017. Информационно-технический справочник по наилучшим доступным технологиям. Производство продуктов питания" (утв. Приказом Росстандарта от 11.12.2017 N 2784) {КонсультантПлюс}
Сроки годности и условия хранения пищевой продукции устанавливаются изготовителем.
К нескоропортящимся относятся пищевые продукты, не нуждающиеся в специальных температурных режимах хранения при соблюдении др. установленных правил хранения (алкогольные напитки, уксус); сухие продукты с содержанием массовой доли влаги менее 13%; хлебобулочные изделия без отделок, сахаристые кондитерские изделия, пищевые концентраты.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 22.05.2003 N 98 "О введении в действие Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.3.2.1324-03" (вместе с "СанПиН 2.3.2.1324-03. 2.3.2. Продовольственное сырье и пищевые продукты. Гигиенические требования к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", утв. Главным государственным врачом РФ 21.05.2003) {КонсультантПлюс}
Срок годности и условия хранения конфет устанавливает изготовитель в технической документации.
Вопрос: Какие требования предъявляются к упаковке продовольственных товаров?
Ответ: Продовольственные товары должны быть расфасованы и упакованы такими способами, которые позволяют обеспечить сохранение качества и безопасность при их хранении, перевозках и реализации. Нерасфасованные и неупакованные продовольственные товары по общему правилу продаже не подлежат.
Если продавец осуществляет предпродажные фасование и упаковку продовольственных товаров, цена которых определяется исходя из их веса (массы нетто), то на расфасованном товаре указывается его наименование, вес (масса нетто), цена за единицу измерения или вес (масса нетто) товара, цена отвеса, дата фасования и срок годности.
Взвешивание продавцом на весах продуктов, употребляемых в пищу без какой-либо предварительной обработки (мытье, термическая обработка), без упаковки не допускается.
В торговых объектах запрещается упаковывать продовольственные товары под вакуумом.
#специалисту по госзакупкам
Посмотреть ответ специалиста
Изменение размера аванса по общему правилу Законом N 44-ФЗ не предусмотрено. Часть 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ не содержит оснований для изменения порядка оплаты, который в свою очередь является существенным условием контракта, поскольку условие о нем должно быть обязательно включено в контракт (абз. 2 п. 1 ст. 432 ГК РФ, п. 1 ч. 13 ст. 34 Закона N 44-ФЗ). Исключение из этого правила составляют случаи, когда стороны вправе по соглашению изменить любые существенные условия контракта, в частности, на основании п. п. 2 - 4, 8, 10 ч. 1 ст. 95, ч. 65.1, 65.3 ст. 112 Закона N 44-ФЗ. Аналогичную позицию в отношении корректировки размера аванса на основании ч. 65.1 ст. 112 Закона N 44-ФЗ высказывал Минфин России. Таким образом, прямой обязанности внесения изменений в контракт в части увеличения размера аванса, равно как и ответственности за невнесение данных изменений не предусмотрено.
В настоящее время в Законе N 44-ФЗ не ограничен объем привлечения СМП, СОНКО в качестве субподрядчиков, из чего следует, что максимальный объем привлечения указанных субъектов может быть установлен на усмотрение заказчика, соответственно, данное условие контракта определяется на основании волеизъявления заказчика, и не порождает обязанности внесения изменений в контракт в части увеличения объема привлечения субподрядчиков в связи с увеличением цены договора.
Обоснование
По соглашению сторон допускается изменение существенных условий контракта, заключенного до 1 января 2025 года, если при исполнении такого контракта возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения. Предусмотренное настоящей частью изменение осуществляется с соблюдением положений частей 1.3 - 1.6 статьи 95 настоящего Федерального закона на основании решения Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации, местной администрации при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд соответственно.
(часть 65.1 введена Федеральным законом от 08.03.2022 N 46-ФЗ; в ред. Федеральных законов от 04.11.2022 N 420-ФЗ, от 25.12.2023 N 625-ФЗ, от 08.08.2024 N 232-ФЗ)
Условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном частью 5 настоящей статьи, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта. Указанный объем учитывается в объеме закупок, осуществленных заказчиками у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с частью 1 настоящей статьи, и включается в отчет, указанный в части 4 настоящей статьи. В контракты также должно быть включено обязательное условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
В соответствии с частью 65.1 статьи 112 Закона N 44-ФЗ установлено, что по соглашению сторон допускается изменение существенных условий контракта, заключенного до 01.01.2023, если при исполнении такого контракта возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения. Предусмотренное указанной частью изменение осуществляется с соблюдением положений частей 1.3 - 1.6 статьи 95 Закона N 44-ФЗ на основании решения Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд соответственно.
Таким образом, на основании части 65.1 статьи 112 Закона N 44-ФЗ при наличии предусмотренного данной нормой решения могут быть изменены любые существенные условия контракта (в том числе увеличение размера аванса), заключенного до 01.01.2023, если при исполнении такого контракта возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения.
При этом при принятии решения, предусмотренного частью 65.1 статьи 112 Закона N 44-ФЗ, необходимо учитывать, что согласно пункту 2 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственные (муниципальные) контракты оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств.