#бухгалтеру бюджетной организации
Посмотреть ответ специалиста
Разъяснения по вопросам отражения организациями бюджетной сферы (в том числе казенными учреждениями) в бухгалтерском учете фактов хозяйственной жизни, возникающих при исполнении договоров (контрактов) (сдаче результатов поставок (работ, услуг)) и принятии таких результатов, согласно документу о приемке, и случаях признания в учете отложенных обязательств и формирования резервов предстоящих расходов, направлены письмом Министерства финансов Российской Федерации от 11.11.2022 N 02-06-07/110108.
Принимая во внимание, что на момент признания в учете указанных обязательств срок предъявления требования по оплате не наступил (возникает с даты приемки), при этом согласно положениям статьи 94 Закона N 44-ФЗ формирование документа о приемке осуществляется поставщиком (подрядчиком, исполнителем), что не позволяет заказчику на момент поступления товара (оказания работ (услуг) однозначно определить дату (отчетный период) подписания документа приемки (например, при поставке товара в конце сентября подписание документа о приемке может быть осуществлено в октябре (в следующем отчетном периоде), вышеуказанные обязательства признаются для целей бухгалтерского учета отложенными обязательствами и отражаются по кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 0 401 60 000 "Резервы предстоящих расходов" с одновременным отражением суммы отложенного обязательства на соответствующем счете аналитического учета счета 0 502 99 000 "Отложенные обязательства" (пункты 302.1, 308 Инструкции N 157н).
В то же время, согласно инструкциям по бюджетному учету, в бухгалтерском (бюджетном) учете создают следующие резервы (п. 6 Федерального стандарта N 124н, п. 9 Федерального стандарта N 184н, п. 302(1) Инструкции N 157н, п. п. 41.1, 124.1 Инструкции N 162н, п. п. 67.3, 160.1 Инструкции N 174н, п. п. 67.3, 189 Инструкции N 183н, Письмо Минфина России от 20.05.2015 N 02-07-07/28998):
Резерв для оплаты фактически осуществленных затрат, по которым не поступили документы, - резерв формируется в случае, когда расходы фактически осуществлены, но документы от контрагента учреждением не получены. Например, резерв создается:
- по расходам на услуги связи, на коммунальные услуги (электроэнергию, тепловую энергию, водоснабжение и т.п.), по которым не поступили счета;
- расходам в виде периодических платежей, если имеются основания для их осуществления, установленные нормативными актами или договором (контрактом).
Задолженность по оплате услуг связи отражайте на счете 0 302 21 000 на основании первичных документов, подтверждающих принятие обязательств, на дату их фактического возникновения (п. 3 Инструкции N 157н, п. 16 СГС "Концептуальные основы").
Важно! Учреждения могут осуществлять предварительную оплату услуг связи, руководствуясь правилами авансирования.
В бухгалтерских проводках по авансированию услуг связи используйте счет 0 206 21 000 "Расчеты по авансам по услугам связи" (п. 202 Инструкции N 157н, п. 79 Инструкции N 162н, п. п. 95, 96 Инструкции N 174н, п. п. 98, 99 Инструкции N 183н).
Обратите внимание! Если для отражения фактически произведенных расходов по услугам связи, по которым в срок не поступили документы, вы формируете резервы предстоящих расходов, то учитывайте такие затраты на счете 0 401 60 000 "Резервы предстоящих расходов" (п. 302.1 Инструкции N 157н, п. 124.1 Инструкции N 162н, п. 160.1 Инструкции N 174н, п. 189 Инструкции N 183н).
По вопросу отражения услуг связи, связанного с временным разрывом, официальных разъяснений Минфина РФ не обнаружено.
Между приемкой результатов выполнения работ или оказания услуг, которая произведена с временным разрывом, и создание резерва для оплаты фактически осуществленных затрат, по которым не поступили документы, имеется аналогия. В обоих случаях формируется резерв предстоящих расходов через счет 401.60.
Однако приемка работ, которая произведена с временным разрывом, согласно разъяснениям Минфина РФ резерв предстоящих расходов 401.60 одновременно отражается с суммами отложенных обязательств на счете 502.99.
Создание резерва для оплаты фактически осуществленных затрат, по которым не поступили документы, не предполагает отражения сумм отложенных обязательств (502.99).
С учетом изложенного, если учреждением создан резерв для оплаты фактически осуществленных затрат, по которым не поступили документы, то формировать корреспонденцию счетов Д.501.93-К.502.99 не нужно.
Если резерв не создан, то полагаем возможным отражать в учете согласно корреспонденциям счетов, указанным в письме Министерства финансов Российской Федерации от 11.11.2022 N 02-06-07/110108.
Обоснование
В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также пунктом 308 Инструкции N 157н с момента возникновения обязанности получателя бюджетных средств (бюджетного (автономного) учреждения) уплатить бюджету, физическому лицу или юридическому лицу определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки, заключенной в рамках его полномочий, или в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации, иного правового акта, условиями договора или соглашения в бухгалтерском учете подлежат отражению денежные обязательства (по кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 0 300 00 000 "Обязательства", с одновременным отражением на соответствующих счетах аналитического учета счета 0 502 02 000 "Денежные обязательства").
Отражение в учете поступлений (увеличений) нефинансовых активов или расходов с одновременным признанием в учете денежного обязательства по оплате поставщику за принятую поставку, работу (услугу) осуществляется при условии, если факт поставки товара, выполнения работы, оказания услуги и факт приемки поставки (работ, услуг) осуществляются одновременно (являются одним фактом хозяйственной жизни) с оформлением единого документа о приемке.
В случае приемки поставленного товара (переданного результата работ, оказанной услуги) документом о приемке с приложением документов, подтверждающих фактическую поставку товаров (выполнения (передачи) результатов работ, оказания услуг) (подпункт 2 пункта 13 статьи 94 Закона N 44-ФЗ), - приемка произведена не в момент передачи (поступления) товара, результатов работ (с временным разрывом, дата фактического получения (поставки) товара, результата работы (услуги) ранее даты документа приемки), согласно действующим правилам и принципам ведения бухгалтерского учета и в целях обеспечения полноты и достоверности отражения данных о поступивших активах (сформированных расходах) обязанность заказчика по осуществлению расходов в целях исполнения обусловленного условиями контракта (законодательством Российской Федерации) требования поставщика (подрядчика, исполнителя) по оплате поставленного товара (выполненной работы, оказанной услуги) подлежит отражению в бухгалтерском учете.
Принимая во внимание, что на момент признания в учете указанных обязательств срок предъявления требования по оплате не наступил (возникает с даты приемки), при этом согласно положениям статьи 94 Закона N 44-ФЗ формирование документа о приемке осуществляется поставщиком (подрядчиком, исполнителем), что не позволяет заказчику на момент поступления товара (оказания работ (услуг) однозначно определить дату (отчетный период) подписания документа приемки (например, при поставке товара в конце сентября подписание документа о приемке может быть осуществлено в октябре (в следующем отчетном периоде), вышеуказанные обязательства признаются для целей бухгалтерского учета отложенными обязательствами и отражаются по кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 0 401 60 000 "Резервы предстоящих расходов" с одновременным отражением суммы отложенного обязательства на соответствующем счете аналитического учета счета 0 502 99 000 "Отложенные обязательства" (пункты 302.1, 308 Инструкции N 157н).
По каким оценочным обязательствам и в каком порядке признаются резервы предстоящих расходов (оценочных резервов)
Оценочные обязательства - это обязательства, не определенные по величине и (или) времени исполнения.
Для равномерного распределения затрат по оценочным обязательствам в течение года используйте резервы предстоящих расходов.
Учитывайте оценочные обязательства в бухгалтерском (бюджетном) учете в виде резерва на счете 0 401 60 000 "Резервы предстоящих расходов" (п. 302(1) Инструкции N 157н).
Какие виды резервов предстоящих расходов (оценочных резервов) создают в бухгалтерском (бюджетном) учете
В бухгалтерском (бюджетном) учете создают следующие резервы (п. 6 Федерального стандарта N 124н, п. 9 Федерального стандарта N 184н, п. 302(1) Инструкции N 157н, п. п. 41.1, 124.1 Инструкции N 162н, п. п. 67.3, 160.1 Инструкции N 174н, п. п. 67.3, 189 Инструкции N 183н, Письмо Минфина России от 20.05.2015 N 02-07-07/28998):
Резерв для оплаты фактически осуществленных затрат, по которым не поступили документы, - резерв формируется в случае, когда расходы фактически осуществлены, но документы от контрагента учреждением не получены. Например, резерв создается:
- по расходам на услуги связи, на коммунальные услуги (электроэнергию, тепловую энергию, водоснабжение и т.п.), по которым не поступили счета;
- расходам в виде периодических платежей, если имеются основания для их осуществления, установленные нормативными актами или договором (контрактом).
#бухгалтеру
Посмотреть ответ специалиста
1. Выплата материальной помощи оформляется приказом руководителя. Для выплаты материальной помощи работодатель вправе запросить копию свидетельства о смерти члена семьи, заявление работника в произвольной форме. Если помощь выплачивается в повышенном размере по установленным работодателем основаниям, то также правомерно запросить документы, их подтверждающие. Такой порядок следует установить в ЛНА.
Освобождены от обложения налогом на доходы физических лиц суммы единовременных выплат (в том числе в виде материальной помощи), осуществляемых работодателем работнику в связи со смертью члена (членов) его семьи (абз. 3 п. 8 ст. 217 Налогового кодекса РФ).
При этом членами семьи признаются супруги, родители и дети (усыновители и усыновленные) (ст. 2 Семейного кодекса РФ).
В п. 8 ст. 217 НК РФ не содержится условия о размере суммы материальной помощи, освобождаемой от обложения НДФЛ, то есть материальная помощь работнику в связи со смертью члена его семьи освобождается от обложения НДФЛ без ограничения по сумме.
Таким образом, не является нарушением трудового законодательства выплата материальной помощи в связи со смертью члена семьи в разном размере. Материальная помощь в связи со смертью члена семьи освобождается от обложения НДФЛ в полном размере.
2. Сумма единовременной материальной помощи, производимой организацией работнику в связи со смертью членов его семьи, признаваемых таковыми с учетом положений Семейного кодекса Российской Федерации, не подлежит обложению налогом на доходы физических лиц на основании пункта 8 статьи 217 Кодекса.
3. Предоставьте в ИФНС пояснение. В ответ на требование №, дата поясняем: ООО предоставила материальную помощь директору ФИО по случаю смерти матери (близкого родственника) в размере 3 200 000 руб. Сумма единовременной материальной помощи, производимой организацией работнику в связи со смертью членов его семьи, признаваемых таковыми с учетом положений Семейного кодекса Российской Федерации, не подлежит обложению налогом на доходы физических лиц на основании пункта 8 статьи 217 Кодекса. В п. 8 ст. 217 НК РФ не содержится условия о размере суммы материальной помощи, освобождаемой от обложения НДФЛ, то есть материальная помощь работнику в связи со смертью члена его семьи освобождается от обложения НДФЛ без ограничения по сумме. Если материальная помощь в связи со смертью члена семьи не облагается НДФЛ, отражать ее в расчете 6-НДФЛ не нужно. Таким образом, не является нарушением трудового законодательства выплата материальной помощи в связи со смертью члена семьи в разном размере. Материальная помощь в связи со смертью члена семьи освобождается от обложения НДФЛ в полном размере.
Обоснование
Вопрос: Правомерно ли выплачивать материальную помощь в связи со смертью члена семьи в разных размерах разным работникам, если ее размер не установлен в ЛНА организации? Освобождается ли указанная выплата от НДФЛ?
Ответ: Материальная помощь в связи со смертью члена семьи может быть выплачена работникам в разном размере. Указанная материальная помощь освобождается от обложения НДФЛ в полном размере.
Обоснование: Материальная помощь является выплатой социального характера и не входит в состав заработной платы (Письмо Минтруда России от 28.09.2020 N 14-1/ООГ-15412).
Материальная помощь представляет собой социально-экономическую услугу, состоящую в предоставлении денежных средств, продуктов питания, средств санитарии и гигиены, средств ухода за детьми, одежды, обуви и других предметов первой необходимости, топлива, а также специальных транспортных средств, технических средств реабилитации инвалидов и лиц, нуждающихся в постороннем уходе (п. 2.2.2.1 ГОСТ Р 52495-2005, утвержденного Приказом Ростехрегулирования от 30.12.2005 N 532-ст).
Трудовым законодательством виды и порядок выплаты материальной помощи работникам не предусмотрены. Оказание материальной помощи работникам является правом работодателя, а не обязанностью. Конкретные случаи, размеры, порядок и условия выплаты материальной помощи могут определяться в коллективном договоре, соглашении, локальном нормативном акте, трудовом договоре. Размер материальной помощи зависит от финансового состояния организации и других факторов (ст. 8, ч. 3 ст. 41, ч. 4 ст. 57 Трудового кодекса РФ).
Таким образом, работодатель вправе установить размер материальной помощи для всех работников в локальном нормативном акте, указав основания для выплаты материальной помощи в повышенном размере для некоторых категорий работников (например, для работников с тремя и более детьми (многодетные семьи)).
Выплаты социального характера (в том числе материальная помощь в связи со смертью члена семьи работника) не зависят от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются вознаграждением за труд (ст. 129 ТК РФ, Постановление Президиума ВАС РФ от 14.05.2013 N 17744/12), поэтому, по нашему мнению, дискриминации в сфере труда при выплате материальной помощи в связи со смертью члена семьи в разных размерах разным работникам не возникнет (ст. 3 ТК РФ).
Однако во избежание претензий со стороны контролирующих органов рекомендуем в локальном нормативном акте установить конкретные основания, условия выплаты и порядок определения размера, в том числе повышенного, выплачиваемой материальной помощи.
Соответственно, если размер материальной помощи не установлен ЛНА организации, однако в нем указан порядок ее выплаты, то работодатель вправе выплачивать материальную помощь в связи со смертью члена семьи в разных размерах разным работникам исходя из условий выплаты, указанных в ЛНА.
Решение о размере материальной помощи в каждом конкретном случае остается на усмотрение руководителя организации, если выплата материальной помощи не предусмотрена у работодателя. В этом случае он также вправе выплачивать работникам материальную помощь в разных размерах.
Выплата материальной помощи оформляется приказом руководителя. Для выплаты материальной помощи работодатель вправе запросить копию свидетельства о смерти члена семьи, заявление работника в произвольной форме. Если помощь выплачивается в повышенном размере по установленным работодателем основаниям, то также правомерно запросить документы, их подтверждающие. Такой порядок следует установить в ЛНА.
Освобождены от обложения налогом на доходы физических лиц суммы единовременных выплат (в том числе в виде материальной помощи), осуществляемых работодателем работнику в связи со смертью члена (членов) его семьи (абз. 3 п. 8 ст. 217 Налогового кодекса РФ).
При этом членами семьи признаются супруги, родители и дети (усыновители и усыновленные) (ст. 2 Семейного кодекса РФ).
В п. 8 ст. 217 НК РФ не содержится условия о размере суммы материальной помощи, освобождаемой от обложения НДФЛ, то есть материальная помощь работнику в связи со смертью члена его семьи освобождается от обложения НДФЛ без ограничения по сумме.
Таким образом, не является нарушением трудового законодательства выплата материальной помощи в связи со смертью члена семьи в разном размере. Материальная помощь в связи со смертью члена семьи освобождается от обложения НДФЛ в полном размере.
Согласно пункту 1 статьи 210 Кодекса при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, или право на распоряжение которыми у него возникло.
Перечень доходов, не подлежащих обложению налогом на доходы физических лиц, содержится в статье 217 Кодекса.
Так, в соответствии с пунктом 8 статьи 217 Кодекса не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц суммы единовременных выплат (в том числе в виде материальной помощи), осуществляемых, в частности, работодателями членам семьи умершего работника, бывшего работника, вышедшего на пенсию, или работнику, бывшему работнику, вышедшему на пенсию, в связи со смертью члена (членов) его семьи.
Признание физических лиц членами семьи осуществляется в соответствии с положениями Семейного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, сумма единовременной материальной помощи, производимой организацией работнику в связи со смертью членов его семьи, признаваемых таковыми с учетом положений Семейного кодекса Российской Федерации, не подлежит обложению налогом на доходы физических лиц на основании пункта 8 статьи 217 Кодекса.
#кадровику
Посмотреть ответ специалиста
Дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам-чернобыльцам в качестве компенсации за их нахождение в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, либо за участие в ликвидации аварии и за потерю здоровья вследствие радиации, а не в качестве оплаты за труд в организации, в которой они в настоящий момент работают. Отпуск предоставляется работнику за календарный год и не делится на части. Ведь этот отпуск не связан с работой, а обусловлен необходимостью ежегодного отдыха чернобыльцев. Поэтому он может быть предоставлен независимо от стажа работы у конкретного работодателя. Таким образом, работодатель не вправе сокращать дополнительный отпуск, исходя из отработанного времени чернобыльца. Есть мнение, что такой отпуск нельзя переносить на следующий рабочий год, и если работник не использовал его в текущем году, то отпуск сгорает. Но законом такие положения не предусмотрены. Вместе с тем по вопросу переноса дополнительного отпуска, ввиду отсутствия четкой ведомственной позиции, рекомендуем обратиться за разъяснением в СФР, по месту учета организации.
Если сезонный работник имеет право на дополнительный оплачиваемый отпуск, то данный отпуск должен предоставляется по общим правилам.
Обоснование
Правила предоставления отпуска чернобыльцам
Правило 1. Дополнительный "чернобыльский" отпуск предоставляется работнику сверх положенных ему по ТК РФ отпусков (основного и дополнительного, в том числе за вредность).
Правило 2. Отпуск предоставляется работнику за календарный год и не делится на части. Ведь этот отпуск не связан с работой, а обусловлен необходимостью ежегодного отдыха чернобыльцев. Поэтому он может быть предоставлен независимо от стажа работы у конкретного работодателя .
Правило 3. Совместителям дополнительный "чернобыльский" отпуск предоставляется той же продолжительности, что и по основному месту работы.
Правило 4. Работодатель не оплачивает дополнительный "чернобыльский" отпуск. Он обязан выдать работнику только справку о среднем заработке в произвольной форме, на основании которой отпуск оплатит центр соцзащиты за счет средств бюджета.
Средний заработок для заполнения такой справки рассчитывается точно так же, как и для ежегодных отпусков, которые оплачивает работодатель. Если основной и "чернобыльский" отпуска предоставляются одновременно, то средний заработок рассчитываем один раз, исходя из выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дате начала такого отпуска. Если "чернобыльский" отпуск работник берет отдельно от основного отпуска, то средний заработок придется рассчитать заново, с новым расчетным периодом.
Правило 5. Заменить дополнительный "чернобыльский" отпуск денежной компенсацией при увольнении нельзя.
Статья: Предоставляем "чернобыльский" отпуск (Шаповал Е.А.) ("Главная книга", 2017, N 4) {КонсультантПлюс}
Можно ли переносить на другой год льготный "чернобыльский" отпуск
Да, полагаем, что такой отпуск можно перенести на другой год так же, как и другие ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска (законом это не запрещено). Но учтите, что цель такого отпуска - обеспечить ежегодный отдых лиц, подвергшихся радиации, чтобы снизить влияние радиационных факторов на их здоровье. Поэтому его непредоставление в текущем году по вашей инициативе (например, перенос по производственной необходимости) может также повлечь споры с работником и претензии контролирующих органов. Такие выводы следуют, в частности, из ч. 1 ст. 116, ч. 1, 3 ст. 124 ТК РФ, п. 5 ч. 1 ст. 14 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1, Письма Минтруда России от 26.03.2014 N 13-7/В-234).
Готовое решение: Есть ли особенности в порядке предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска чернобыльцам (КонсультантПлюс, 2024) {КонсультантПлюс}
Вопрос: Включать ли в график отпусков сезонных работников (операторов котельной)?
Ответ: В график отпусков необходимо включать сезонных работников, состоящих в трудовых отношениях с работодателем на момент утверждения графика отпусков.
Обоснование: Сезонными признаются работы, которые в силу климатических и иных природных условий выполняются в течение определенного периода (сезона), не превышающего, как правило, шести месяцев (ст. 293 Трудового кодекса РФ).
Право на оплачиваемый отпуск из расчета два рабочих дня за каждый месяц работы предоставлено сезонным работникам ст. 295 ТК РФ.
Очередность предоставления оплачиваемых отпусков определяется ежегодно в соответствии с графиком отпусков, утверждаемым работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации не позднее чем за две недели до наступления календарного года в установленном порядке. График отпусков обязателен как для работодателя, так и для работника (ч. 1, 2 ст. 123 ТК РФ).
Таким образом, основания не включать сезонных работников в график отпусков отсутствуют. Вывод о необходимости включения в график отпусков сезонных рабочих согласуется с позициями профильных федеральных органов исполнительной власти (Письма Минтруда России от 09.04.2020 N 14-2/В-395, Роструда от 09.03.2021 N ПГ/03709-6-1).
{Вопрос: Включать ли в график отпусков сезонных работников (операторов котельной)? (Консультация эксперта, Минтруд России, 2024) {КонсультантПлюс}}
Как оформить приказ на ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск чернобыльцам
Оформите приказ на ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск работнику-чернобыльцу в целом так же, как и приказ о любом другом ежегодном дополнительном оплачиваемом отпуске (если обычно оформляете такие приказы). Прописывая вид отпуска, рекомендуем указать не только на то, что это ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, но и сделать ссылку на норму Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1, на основании которой предоставляете отпуск. Такая формулировка будет подтверждать, что вы предоставили работнику именно "чернобыльский" отпуск. Она позволит избежать вопросов контролирующих органов о том, почему вы его не оплатили (об особенностях оплаты такого отпуска читайте далее).
Работника рекомендуем ознакомить с приказом под подпись.
Готовое решение: Есть ли особенности в порядке предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска чернобыльцам (КонсультантПлюс, 2024) {КонсультантПлюс}
Использование отпуска в удобное время
Ежегодный оплачиваемый отпуск, включая дополнительный "чернобыльский", пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС работодатель обязан предоставить в любое удобное для них время .
Использовать ежегодный отпуск в удобное время могут также граждане, принимавшие в 1988 - 1990 гг. участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС. Однако эта категория не имеет права на дополнительный "чернобыльский" отпуск.
Гражданам, занятым на работах в зоне отчуждения, дополнительный "чернобыльский" отпуск и право на использование ежегодного отпуска в удобное время не предоставляются. Таким работникам полагается дополнительный отпуск за работу во вредных условиях по ТК РФ продолжительностью не менее 7 календарных дней. Отпускные выплачиваются за счет средств работодателя.
#юристу
Посмотреть ответ специалиста
Вы заключаете с будущими работниками ученический договор.
Так как они несовершеннолетние, договор с их стороны подписывают законные представители (до 16лет), после 16 лет они вправе сами заключить договор.
Одним из обязательных условий ученического договора является условие об оплате ученичества (ч. 1 ст. 199, ч. 1 ст. 204 ТК РФ). Поэтому вы обязаны платить стипендию.
Ученическим или трудовым договором может быть предусмотрено ваше право потребовать у ученика вернуть стипендию, иные расходы на обучение. Но, полагаем, это допустимо, только когда ученический договор расторгается без уважительных причин.
Обоснование
Работодатель-юридическое лицо (организация) имеет право заключать с лицом, ищущим работу, или с работником данной организации ученический договор на получение образования без отрыва или с отрывом от работы.
ст. 198 ТК РФ {КонсультантПлюс}
Ученический договор должен содержать: наименование сторон; указание на конкретную квалификацию, приобретаемую учеником; обязанность работодателя обеспечить работнику возможность обучения в соответствии с ученическим договором; обязанность работника пройти обучение и в соответствии с полученной квалификацией проработать по трудовому договору с работодателем в течение срока, установленного в ученическом договоре; срок ученичества; размер оплаты в период ученичества.
ст. 199 ТК РФ {КонсультантПлюс}
Ученикам в период ученичества выплачивается стипендия, размер которой определяется ученическим договором и зависит от получаемой квалификации, но не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
ст. 204 ТК РФ {КонсультантПлюс}
Лицам, успешно завершившим ученичество, при заключении трудового договора с работодателем, по договору с которым они проходили обучение, испытательный срок не устанавливается.
В случае, если ученик по окончании ученичества без уважительных причин не выполняет свои обязательства по договору, в том числе не приступает к работе, он по требованию работодателя возвращает ему полученную за время ученичества стипендию, а также возмещает другие понесенные работодателем расходы в связи с ученичеством.
ст. 207 ТК РФ {КонсультантПлюс}
Вопрос: Каковы особенности заключения ученического договора с несовершеннолетним работником? Его вправе заключить сам работник или его законный представитель?
Ответ: Для заключения ученического договора несовершеннолетнего с работодателем в качестве гражданина, ищущего работу, необходимо письменное согласие его законных представителей - родителей, усыновителей или попечителя, так же, как и несовершеннолетнему, не достигшему возраста 16 лет и являющемуся работником данной организации.
Несовершеннолетний, достигший возраста 16 лет и являющийся работником данной организации, может самостоятельно, не требуя согласия своих законных представителей, заключить со своим работодателем дополнительный к трудовому ученический договор.
Обоснование: В соответствии со ст. 198 Трудового кодекса РФ работодатель-юридическое лицо (организация) имеет право заключать с лицом, ищущим работу, или с работником данной организации ученический договор о получении образования без отрыва или с отрывом от работы.
На основании ч. 2 ст. 200 ТК РФ ученический договор заключается в письменной форме в двух экземплярах.
Если ученический договор заключается с работником, соответственно, на экземпляре ученического договора, который хранится у работодателя, необходимо наличие подписи работника, которая подтверждает получение им второго экземпляра.
При заключении ученического договора с лицом, ищущим работу, законодательством не предусмотрено соблюдение аналогичной процедуры, достаточно наличия подписей обеих сторон на экземплярах договора.
Стороны вправе самостоятельно разработать форму ученического договора ввиду отсутствия утвержденной унифицированной формы.
По общему правилу в силу ст. 63 ТК РФ заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими возраста 16 лет.
С письменного согласия одного из родителей (попечителя) и органа опеки и попечительства трудовой договор может быть заключен с лицом, получившим общее образование и достигшим возраста 14 лет, для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью, либо с лицом, получающим общее образование и достигшим возраста 14 лет, для выполнения в свободное от получения образования время легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью и без ущерба для освоения образовательной программы.
В соответствии со ст. 26 Гражданского кодекса РФ несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет совершают сделки с письменного согласия своих законных представителей - родителей, усыновителей или попечителя, за исключением следующих случаев, когда они вправе самостоятельно, без согласия родителей, усыновителей и попечителя совершать сделки:
1) распоряжаться своими заработком, стипендией и иными доходами;
2) осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения или иного охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности;
3) вносить вклады в кредитные организации и распоряжаться ими;
4) совершать мелкие бытовые сделки и иные сделки, предусмотренные п. 2 ст. 28 ГК РФ:
- сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения либо государственной регистрации;
- сделки по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем или с согласия последнего третьим лицом для определенной цели или для свободного распоряжения.
Сделка, совершенная таким несовершеннолетним, действительна также при ее последующем письменном одобрении его родителями, усыновителями или попечителем.
Учитывая изложенное, несовершеннолетний не вправе заключить ученический договор с работодателем как гражданин, ищущий работу, если отсутствует письменное согласие его законных представителей - родителей, усыновителей или попечителя (за исключением случаев, когда договор предусматривает плату за обучение, а несовершеннолетний имеет свой доход).
В то же время несовершеннолетний, достигший возраста 16 лет и являющийся работником данной организации, может самостоятельно, не требуя согласия своих законных представителей, заключить со своим работодателем дополнительный к трудовому ученический договор.
#специалисту по госзакупкам
Посмотреть ответ специалиста
Стороны не вправе изменить предусмотренные контрактом сроки выполнения работ. Само по себе истечение указанных сроков не препятствует исполнению предусмотренных контрактом обязательств и принятию такого исполнения заказчиком.
В соответствии с ч. 2 ст. 34 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при заключении и исполнении контракта изменение его существенных условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных ст. 34 и ст. 95 Закона N 44-ФЗ. При этом в силу ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в перечисленных в ней случаях. Соответственно, сроки исполнения контракта могут быть изменены только в случаях, перечисленных в Законе N 44-ФЗ.
В аналогичной ситуации суды признают действия Заказчика по отказу в изменении контракта правомерными, т.к. изменение сроков выполнения работ в связи с экспертизой проектной документации не относится к числу исключительных случаев для изменения сроков исполнения контракта.
Обоснование
Стороны не вправе дополнительным соглашением изменять сроки выполнения работ по государственному (муниципальному) контракту, если иное не установлено законом и заключенным в соответствии с ним контрактом.
Специальные нормы части 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ допускают изменение отдельных условий государственного контракта в одностороннем порядке или по соглашению сторон в исключительных случаях, прямо предусмотренных в нормах этой же статьи.
По смыслу пункта 6 части 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ и пункта 1 статьи 767 Гражданского кодекса Российской Федерации, изменение сроков может быть обусловлено только уменьшением соответствующими государственными органами в установленном порядке средств соответствующего бюджета, выделенных для финансирования подрядных работ.
Согласно пункту 2 статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации, если стороны не достигли соглашения о приведении договора в соответствие с существенно изменившимися обстоятельствами или о его расторжении, договор может быть расторгнут, а по основаниям, предусмотренным пунктом 4 указанной статьи, изменен судом по требованию заинтересованной стороны при наличии одновременно следующих условий: 1) в момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет; 2) изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру договора и условиям оборота; 3) исполнение договора без изменения его условий настолько нарушило бы соответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора; 4) из обычаев или существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона.
Таким образом, изменение обстоятельств признается существенным при одновременном наличии условий, содержащихся в перечне, приведенном в пункте 2 статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации и свидетельствующем о приоритете защиты стабильности исполнения договорных обязательств.
В предмет контракта входили работы по разработке проектно-сметной документации по реконструкции актового зала учреждения в соответствии с техническим заданием.
Согласно пункту 9.2 спорного контракта подрядчик обязан передать заказчику проектно-изыскательную документацию с положительными заключениями государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий и по проверке достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства.
Таким образом, результат работ по спорному контракту включал в себя как собственно проектно-сметную документацию, так и положительные заключения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий и по проверке достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства.
Отказывая в удовлетворении требований общества о продлении сроков выполнения работ по контракту, суды верно указали, что изменение сроков выполнения работ в связи с экспертизой проектной документации не относится к числу исключительных случаев для изменения сроков исполнения контракта. Общество не представило доказательств наличия совокупности оснований для внесения изменений в контракт.