#бухгалтеру бюджетной организации
1)Может ли учреждение использовать эти средства в 2024 году на ту же цель? Письмо от учредителя о согласовании получено.
2)Может ли экономию учреждение использовать на иные цели (например, 800 тыс. рублей): на ремонт имущества, находящегося на балансе учреждения? Если на 1 млн рублей, который разрешили использовать, заключили контракт и ждем исполнение (цель пока не выполнена), а экономию использовать на имущество, находящееся на балансе?
Посмотреть ответ специалиста
1. Если у вас есть потребность использовать остатки субсидии в очередном финансовом году и учредитель ее подтвердит, то остатки можно будет использовать на те же цели, на которые была предоставлена субсидия.
Основание - ч. 18 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ, ч. 3.17, 3.18 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ, Письма Минфина России от 30.12.2015 N 02-01-10/77759, от 21.05.2015 N 02-03-10/29345, от 27.03.2014 N 02-03-09/13601;
2. Муниципальная собственность - это имущество, принадлежащее на праве собственности муниципальным образованиям. Оно включает (п. п. 1, 3 ст. 215 ГК РФ):
- объекты, закрепленные на правах хозведения или оперативного управления, в зависимости от положений закона - за МУП или муниципальными учреждениями (ст. ст. 294, 296 ГК РФ);
- муниципальную казну соответствующего муниципального образования - средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями.
Порядок определения объема и условий предоставления этих субсидий (кроме предоставляемых в соответствии со ст. 78.4 БК РФ) устанавливается правовым актом Правительства РФ (для федеральных учреждений), высшего исполнительного органа госвласти субъекта РФ (для учреждений субъекта РФ), местной администрации (для муниципальных учреждений) или уполномоченными ими органами и должен соответствовать общим требованиям, установленным Правительством РФ (п. 1 ст. 78.1 БК РФ).
Общие требования к нормативным правовым актам и муниципальным правовым актам, устанавливающим порядок определения объема и условия предоставления бюджетным и автономным учреждениям субсидий на иные цели, утверждены Постановлением Правительства РФ от 22.02.2020 N 203.
Как правило, цели расходования субсидии устанавливаются НПА органа местного самоуправления и дублируются в соглашении.
В рассматриваемой ситуации учреждение вправе направить письмо учредителю о разрешении расходовать субсидию на иные цели на имущество, закрепленное на праве оперативного управления. Таким образом, учреждение избежит привлечения к ответственности за нецелевое использование средств.
Обоснование
Каков порядок предоставления субсидий на иные цели
Бюджетным и автономным учреждениям могут предоставить субсидии на иные цели из бюджетов бюджетной системы РФ, если есть потребность осуществить расходы, которые носят непостоянный (разовый) характер (например, расходы в рамках проектной деятельности бюджетных (автономных) учреждений). Ведь включение таких расходов в состав нормативных затрат на оказание услуг в рамках госзадания может привести к искажению реальной стоимости услуг (Письма Минфина России от 03.04.2020 N 02-07-10/26923, от 30.04.2015 N 02-01-10/25454, от 18.09.2012 N 02-03-11/3784).
Порядок определения объема и условий предоставления этих субсидий (кроме предоставляемых в соответствии со ст. 78.4 БК РФ) устанавливается правовым актом Правительства РФ (для федеральных учреждений), высшего исполнительного органа госвласти субъекта РФ (для учреждений субъекта РФ), местной администрации (для муниципальных учреждений) или уполномоченными ими органами и должен соответствовать общим требованиям, установленным Правительством РФ (п. 1 ст. 78.1 БК РФ). Общие требования к нормативным правовым актам и муниципальным правовым актам, устанавливающим порядок определения объема и условия предоставления бюджетным и автономным учреждениям субсидий на иные цели, утверждены Постановлением Правительства РФ от 22.02.2020 N 203.
Как правило, чтобы предоставить субсидию на иные цели, учредитель должен заключить с учреждением соглашение о ее предоставлении (п. 1 ст. 78.1 БК РФ, Письмо Минфина России от 04.02.2020 N 02-06-07/6939).
В соглашении, в частности, должны быть указаны:
1) цель и условия предоставления субсидии;
2) размер субсидии и срок, на который она предоставляется;
3) положения о контроле за соблюдением учреждением цели(ей) и условий предоставления субсидии;
4) порядок возврата неиспользованного остатка субсидии.
Важно при каждом расходовании средств субсидии сопоставлять цель, условия ее предоставления и конкретное направление использования, иначе вас могут привлечь к ответственности.
За нарушение этих условий предусмотрена административная ответственность в виде штрафа (ч. 2 ст. 15.15.5 КоАП РФ):
- на должностное лицо учреждения - в размере от 10 тыс. до 30 тыс. руб.,
- на само учреждение - от 2 до 12 процентов суммы полученной субсидии.
А если допустите нецелевое использование средств субсидии, то ответственность может быть еще серьезнее (ст. 15.14 КоАП РФ).
В каких случаях нужно вернуть остатки средств субсидии на иные цели
Вам нужно вернуть остатки субсидии на иные цели в следующих случаях:
если не полностью использовали субсидию и дальнейшая потребность в ней отсутствует. Сделать это нужно в срок, указанный в соглашении на предоставление субсидии.
Если же у вас есть потребность использовать остатки субсидии в очередном финансовом году и учредитель ее подтвердит, то остатки можно будет использовать на те же цели, на которые была предоставлена субсидия.
Основание - ч. 18 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ, ч. 3.17, 3.18 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ, Письма Минфина России от 30.12.2015 N 02-01-10/77759, от 21.05.2015 N 02-03-10/29345, от 27.03.2014 N 02-03-09/13601;
если учредитель выявил нарушения при проверке и направил вам требование о возврате субсидии (части субсидии) в бюджет в срок, в нем установленный.
Муниципальная собственность - это имущество, принадлежащее на праве собственности муниципальным образованиям. Оно включает (п. п. 1, 3 ст. 215 ГК РФ):
- объекты, закрепленные на правах хозведения или оперативного управления, в зависимости от положений закона - за МУП или муниципальными учреждениями (ст. ст. 294, 296 ГК РФ);
- муниципальную казну соответствующего муниципального образования - средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями.
Имущество (в том числе средства местных бюджетов и имущественные права) муниципальных образований, находящееся в муниципальной собственности, - экономическая основа местного самоуправления (ч. 1 ст. 49 Закона о местном самоуправлении).
#бухгалтеру
Посмотреть ответ специалиста
Организация может продать автомобиль через комиссионера или агента, действующего от своего имени, являющегося ИП или организацией. В этом случае кассовый аппарат обязан будет применить посредник, с которым возможно осуществить расчеты без применения ККТ. При реализации работнику основного средства и при каждом удержании его стоимости из заработной платы надо применять ККТ и оформлять чек, за исключением случаев, когда удержание предусмотрено коллективным или трудовым договором.
Операции по агентскому договору у принципала и у агента учитываются в целях налогообложения прибыли по-разному.
Принципал отражает доходы от реализации имущества (основного средства) и расходы на их реализацию (остаточную стоимость основного средства). Агент в свою очередь в налоговом учете должен признать доходы от реализации в сумме агентского вознаграждения, а также расходы, связанные с исполнением поручения и не возмещаемые принципалом. При этом поступления и выплаты, связанные с исполнением поручения и возмещаемые принципалом, в налоговом учете агент не признает. Если агент действует от своего имени, то документооборот идет через него. Но платите НДС и принимаете его к вычету вы. При продаже агент выставляет покупателю счет-фактуру, а вам передает копию. На основе этой копии вы выставляете счет-фактуру агенту и регистрируете его в книге продаж. Бухгалтерский учет приведен в обосновании.
Обоснование
При расчетах с физическими лицами нужно применять ККТ (ст. 1.1, п. 1 ст. 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" (далее - Закон N 54-ФЗ)). Закон N 54-ФЗ не содержит исключений, зависящих от способа оплаты: наличный или безналичный.
В рассматриваемой ситуации, для того чтобы избежать применения кассового аппарата, можно заключить договор о продаже автомобиля через комиссионера или агента, действующего от своего имени. Это может быть как специализированная организация, которая оказывает посреднические услуги по продаже автомобилей, так и любая другая организация, которая имеет кассовый аппарат.
По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, приобретает права и становится обязанным агент, хотя бы принципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки.
По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от имени и за счет принципала, права и обязанности возникают непосредственно у принципала (п. 1 ст. 1005 ГК РФ).
В таком случае ККТ применяется принципалом и, соответственно, регистрировать ККТ обязан принципал.
При этом агент вправе использовать ККТ, зарегистрированную на свое имя, поскольку законодательством РФ это не запрещено (Письмо Минфина России от 09.03.2022 N 30-01-15/16983).
При этом агент, применяя собственную ККТ, должен указать в кассовом чеке реквизиты "признак агента" (тег 1057), "данные поставщика" (тег 1224), "ИНН поставщика" (тег 1226) и другие обязательные реквизиты в соответствии с Приложением N 2 к Приказу ФНС России от 14.09.2020 N ЕД-7-20/662@.
В случае применения контрольно-кассовой техники агентом (посредником) дополнительное применение контрольно-кассовой техники продавцом товара не требуется (Письмо Минфина России N 30-01-15/16983).
Поступившие от покупателя денежные средства комиссионер (агент) может перечислить на расчетный счет организации. Единственным недостатком данного способа продажи автомобиля можно считать необходимость выплаты посреднику комиссионного вознаграждения.
Как правильно оформить кассовый чек посреднику по агентскому договору
Если принципал через агента реализует имущество (работы, услуги, имущественные права), то в составе доходов от реализации признается вся полученная от реализации выручка (с учетом вознаграждения агента, без НДС) (п. 1 ст. 248, п. п. 1, 2 ст. 249 НК РФ, Письмо Минфина России от 15.06.2017 N 03-11-06/2/37038).
При применении метода начисления принципал должен признать доход на дату реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), указанную в извещении агента о реализации или в отчете агента (п. 3 ст. 271 НК РФ).
Полученный доход можно уменьшить:
1) на стоимость реализованного имущества (кроме готовой продукции) и имущественных прав (п. 1 ст. 268 НК РФ);
2) прямые расходы на производство готовой продукции, выполнение работ, оказание услуг, в стоимости которых они учтены, - при применении метода начисления (п. 2 ст. 318 НК РФ);
3) расходы, связанные с реализацией (п. 1 ст. 268 НК РФ):
- расходы на оценку, хранение, обслуживание и транспортировку реализуемого имущества и тому подобные расходы (без учета НДС), если они возмещаются принципалом агенту;
- расходы на выплату вознаграждения агента.
...
Расходы на агентское вознаграждение (без НДС) принципал учитывает: в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (пп. 3 п. 1 ст. 264 НК РФ), если: реализует через агента имущество (работы, услуги, имущественные права);
При применении метода начисления агентское вознаграждение принципал включает в состав расходов на дату утверждения отчета агента (пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ).
Агент не должен включать в состав своих доходов (пп. 9 п. 1 ст. 251 НК РФ): суммы, поступившие агенту за реализованное имущество (работы, услуги, имущественные права), принадлежащие принципалу.
Агент включает в состав своих доходов только агентское вознаграждение.
В то же время, если агент осуществляет отвечающие требованиям п. 1 ст. 252 НК РФ расходы, которые принципал не возмещает и не отражает в налоговом учете, агент вправе учесть их в составе своих расходов (Письма Минфина России от 16.02.2021 N 03-03-06/1/10478, от 14.02.2020 N 03-03-07/10365, от 08.05.2019 N 03-03-06/1/33662).
Агент учитывает сумму агентского вознаграждения в составе доходов от реализации посреднических услуг (без НДС) (п. 1 ст. 248, п. 1 ст. 249 НК РФ).
У агента, применяющего метод начисления, агентское вознаграждение нужно признать на дату утверждения отчета агента независимо от фактического поступления денежных средств (п. 3 ст. 271 НК РФ).
НДС у принципала при продаже товаров, работ, услуг от имени агента
Счета-фактуры покупателям выставляет агент, а вам он передает их копии. На основе этих копий вы начисляете НДС и выставляете счета-фактуры агенту. Покупателю счета-фактуры вы не выставляете.
Получите от агента копию счета-фактуры, который он выставил покупателю на отгрузку товаров (работ, услуг) или на аванс.
Вы можете договориться с агентом, чтобы вместо копий он передавал вам данные из выставленных счетов-фактур в любой удобной для вас форме.
Важно, чтобы вы вовремя получали от агента информацию об отгруженных им товарах (работах, услугах) и о полученных авансах. Иначе вы можете опоздать с начислением налога и с выставлением счета-фактуры.
Лучше закрепить в агентском договоре условие о сроке, в который агент сообщал вам об отгрузке и получении предоплаты.
Начислите НДС на день отгрузки агентом покупателю товаров (работ, услуг) (пп. 1 п. 1 ст. 167 НК РФ, п. 16 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33).
Выставите агенту счет-фактуру не позднее пяти календарных дней с даты отгрузки агентом товаров (работ, услуг) или с даты получения агентом предоплаты (п. 3 ст. 168 НК РФ).
В счет-фактуру включите данные из копии счета-фактуры, которую передал вам агент (пп. "и" - "л" п. 1 Правил заполнения счета-фактуры, п. 20 Правил ведения книги продаж).
Если в копии счета-фактуры агента были его собственные товары (работы, услуги), то в свой счет-фактуру их не включайте.
Дата у счета-фактуры агенту должна быть такой же, как у счета-фактуры, который агент выставил покупателю (пп. "а" п. 1 Правил заполнения счета-фактуры).
Если агент выставил покупателям несколько счетов-фактур в один день, то вы можете выставить ему один сводный счет-фактуру, включив данные из всех этих счетов-фактур (пп. "а", "ж", "з", "и", "л" п. 1, пп. "а(1)" п. 2 Правил заполнения счета-фактуры). Готовое решение: НДС по агентскому договору у принципала (КонсультантПлюс, 2024) {КонсультантПлюс}
Документооборот. Передачу имущества между агентом и принципалом оформляют первичными документами. Подойдут накладная ТОРГ-12 или УПД со статусом 2, в них надо заполнить только данные о грузоотправителе и грузополучателе. Отчет агента составляют в произвольной форме с обязательными реквизитами первичного документа, его формируют некоторые бухгалтерские программы.
Принципал в налоговом учете выручку от продажи товара учитывает в полной сумме, причитающейся от покупателей, а вознаграждение и возмещение расходов агента включает в свои расходы. При покупке товара - учитывает вознаграждение и возмещение расходов агента как ТЗР.
Агент в налоговом и бухгалтерском учете свое вознаграждение включает в доходы. Возмещаемые расходы на исполнение поручения и полученную от принципала сумму их возмещения для налога на прибыль не учитывает (ст. 270 НК РФ).
#кадровику
Посмотреть ответ специалиста
В состав комиссий по проверке знания требований охраны труда у работодателя, в том числе по вопросам оказания первой помощи пострадавшим, по вопросам использования (применения) средств индивидуальной защиты, по вопросам охраны труда, могут включаться руководители и специалисты структурных подразделений, руководители и специалисты служб охраны труда, лица, проводящие обучение по охране труда.
Руководитель вправе принимать участие в работе комиссии по проверке знания требований охраны труда и быть ее председателем, если это предусмотрено договором между управляющей и управляемой организацией.
Обоснование
Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.
ст. 214 ТК РФ {КонсультантПлюс}
Для проведения проверки знания требований охраны труда работников после прохождения обучения по вопросам оказания первой помощи пострадавшим, по вопросам использования (применения) средств индивидуальной защиты, в организации или у индивидуального предпринимателя, оказывающих услуги по обучению работодателей и работников вопросам охраны труда, у работодателя создаются комиссии по проверке знания требований охраны труда работников в составе не менее 3 человек - председателя, заместителя (заместителей) председателя (при необходимости) и членов комиссии.
В состав комиссий по проверке знания требований охраны труда у работодателя, в том числе по вопросам оказания первой помощи пострадавшим, по вопросам использования (применения) средств индивидуальной защиты, по вопросам охраны труда, могут включаться руководители и специалисты структурных подразделений, руководители и специалисты служб охраны труда, лица, проводящие обучение по охране труда. Также в состав комиссии включаются по согласованию представители выборного профсоюзного органа, представляющего интересы работников такой организации, в том числе уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов (при наличии).
"Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2022
Вопрос: Полномочия единоличного исполнительного органа одного ЮЛ переданы управляющей организации. Достаточно ли обучить руководителя в управляющей организации, чтобы он мог проводить инструктаж в управляемой им организации и принимать участие в работе комиссии по проверке знаний требований ОТ? Может ли руководитель управляющей организации быть председателем комиссии по проверке знаний требований охраны труда в управляемом им юридическом лице?
Ответ: Руководитель вправе проводить инструктаж и принимать участие в работе комиссии, если это предусмотрено договором между управляющей и управляемой организацией.
Правовое обоснование: Согласно ст. 214 ТК РФ, обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.
16.08.2022
"Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2023
Вопрос: Каким образом создать комиссию, если в ряде организаций директора замещает управляющая организация в лице директора управляющей организации? Может ли директор управляющей организации быть председателем комиссии в подчиненных организациях?
Ответ: 1. В состав комиссий по проверке знания требований охраны труда у работодателя, в том числе по вопросам оказания первой помощи пострадавшим, по вопросам использования (применения) средств индивидуальной защиты, по вопросам охраны труда, могут включаться руководители и специалисты структурных подразделений, руководители и специалисты служб охраны труда, лица, проводящие обучение по охране труда. Также в состав комиссии включаются по согласованию представители выборного профсоюзного органа, представляющего интересы работников такой организации, в том числе уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов (при наличии). Требования об обязательном включении в комиссию директора законодательством не установлено.
2. Да, может.
Правовое обоснование: В соответствии с п. 72, 73 Правил обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда (утв. Постановлением Правительства РФ от 24.12.2021 N 2464) для проведения проверки знания требований охраны труда работников после прохождения обучения по вопросам оказания первой помощи пострадавшим, по вопросам использования (применения) средств индивидуальной защиты, в организации или у индивидуального предпринимателя, оказывающих услуги по обучению работодателей и работников вопросам охраны труда, у работодателя создаются комиссии по проверке знания требований охраны труда работников в составе не менее 3 человек - председателя, заместителя (заместителей) председателя (при необходимости) и членов комиссии.
В состав комиссий по проверке знания требований охраны труда у работодателя, в том числе по вопросам оказания первой помощи пострадавшим, по вопросам использования (применения) средств индивидуальной защиты, по вопросам охраны труда, могут включаться руководители и специалисты структурных подразделений, руководители и специалисты служб охраны труда, лица, проводящие обучение по охране труда. Также в состав комиссии включаются по согласованию представители выборного профсоюзного органа, представляющего интересы работников такой организации, в том числе уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов (при наличии).
07.04.2023
#юристу
Посмотреть ответ специалиста
Если стоимость имущества, которое планируется к передаче в залог, составляет 25 и более процентов балансовой стоимости активов общества, это является крупной сделкой, а значит, требуется согласие акционера.
Обоснование
Крупной сделкой считается сделка (несколько взаимосвязанных сделок), выходящая за пределы обычной хозяйственной деятельности и при этом:
связанная с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения обществом прямо либо косвенно имущества (в том числе заем, кредит, залог, поручительство, приобретение такого количества акций или иных эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции публичного общества, которое повлечет возникновение у общества обязанности направить обязательное предложение в соответствии с главой XI.1 настоящего Федерального закона), цена или балансовая стоимость которого составляет 25 и более процентов балансовой стоимости активов общества, определенной по данным его бухгалтерской (финансовой) отчетности на последнюю отчетную дату;
...
Положения настоящей главы не применяются:
1) к обществам, в которых 100 процентов голосующих акций принадлежит одному лицу, являющемуся одновременно единственным лицом, обладающим полномочиями единоличного исполнительного органа общества;
2) к сделкам, связанным с размещением либо оказанием услуг по размещению (публичному предложению) и (или) организации размещения (публичного предложения) акций общества и эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции общества (за исключением условий об определении и выплате вознаграждения лицу (лицам), оказывающему услуги, предусмотренные настоящим подпунктом);
3) к отношениям, возникающим при переходе прав на имущество в процессе реорганизации общества, в том числе по договорам о слиянии и договорам о присоединении;
4) к сделкам, совершение которых обязательно для общества в соответствии с федеральными законами и (или) иными правовыми актами Российской Федерации и расчеты по которым производятся по ценам, определенным в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, или по ценам и тарифам, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, а также к публичным договорам, заключаемым обществом на условиях, не отличающихся от условий иных заключаемых обществом публичных договоров;
5) к сделкам по приобретению акций или иных эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции публичного общества, заключенным на условиях, предусмотренных обязательным предложением о приобретении акций или иных эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции публичного общества;
6) к сделкам, заключенным на тех же условиях, что и предварительный договор, если такой договор содержит все сведения, предусмотренные пунктом 4 статьи 79 настоящего Федерального закона, и получено согласие на его заключение в порядке, предусмотренном настоящей главой.
На совершение крупной сделки должно быть получено согласие совета директоров (наблюдательного совета) общества или общего собрания акционеров в соответствии с настоящей статьей.
ст. 79, Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ (ред. от 25.12.2023) "Об акционерных обществах" {КонсультантПлюс}
Вопрос: Банк просит АО прописать такую формулировку в повестке дня: "О согласии на совершение крупной сделки, связанной с возможностью отчуждения имущества Общества, стоимость которого составляет более 25% балансовой стоимости активов Общества; заключение с Банком Договора залога прав по договору залогового счета". Имеет ли право АО указывать в протоколе такие условия и должно ли?
Ответ: Да. Если сделка подпадает под критерии крупности, нужно принять решение о согласии на ее совершение (одобрение).
Чтобы не перечислять в протоколе или решении единственного акционера все условия сделки, можно приложить к протоколу (решению) проект договора, тогда условия крупной сделки будут определены в соответствии с ним. Учтите, что сделка считается одобренной, если ее основные условия совпадают со сведениями, отраженными в решении об одобрении этой сделки или в приложенном к нему проекте.
Также вы можете перечислить в протоколе (решении) иные условия, имеющие существенное значение для одобрения сделки. Например, об обязанности стороны предоставить обеспечение исполнения обязательств (залог, поручительство) и др.
{Вопрос: Банк просит АО прописать такую формулировку в повестке дня: "О согласии на совершение крупной сделки, связанной с возможностью отчуждения имущества Общества, стоимость которого составляет более 25% балансовой стоимости активов Общества; заключение с Банком Договора залога прав по договору залогового счета". Имеет ли право АО указывать в протоколе такие условия и должно ли? (Подборки и консультации Горячей линии, 2022) {КонсультантПлюс}}
Особенности деятельности акционерного общества с единственным акционером
1. Особенности подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров
Как установлено п. 3 ст. 47 Закона об АО, в обществе, все голосующие акции которого принадлежат одному акционеру, решения по вопросам, относящимся к компетенции общего собрания акционеров, принимаются этим акционером единолично и оформляются письменно. При этом положения настоящей главы ("Общее собрание акционеров"), определяющие порядок и сроки подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров, не применяются, за исключением положений, касающихся сроков проведения годового общего собрания акционеров.
Кроме того, проведение собрания в обществах, состоящих из одного участника (акционера), осуществляется не в форме и по процедуре общего собрания, а в форме единоличного решения. Исходя из буквального толкования п. 3 ст. 67.1 ГК РФ данная норма определяет порядок подтверждения состава участников общества, присутствующих при принятии решения общим собранием участников хозяйственного общества, и сам факт принятия данного решения именно этим составом участников общего собрания хозяйственного общества. Следовательно, в обществе, состоящем из одного участника (акционера), отсутствуют юридически значимые обстоятельства, которые должны подтверждаться специальным способом удостоверения решения общего собрания участников (акционеров) хозяйственного общества согласно п. 3 ст. 67.1 ГК РФ (Письмо Банка России от 19.11.2014 N 31-2-6/6513).
2. Особенности совершения крупных сделок
В силу п. 3 ст. 78 Закона об АО положения гл. X Закона об АО ("Крупные сделки") не применяются к обществам, в которых 100% голосующих акций принадлежит одному лицу, являющемуся одновременно единственным лицом, обладающим полномочиями единоличного исполнительного органа общества.
Если же акционерное общество имеет единственного акционера, владеющего 100% его акций (который при этом не является единственным лицом, обладающим полномочиями единоличного исполнительного органа общества), то, как указано в п. 11 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.03.2001 N 62 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением хозяйственными обществами крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность", для заключения обществом (генеральным директором) крупной сделки достаточно письменного согласия этого акционера на ее совершение.
3. Особенности совершения сделок с заинтересованностью
Согласно п. 2 ст. 81 Закона об АО, положения гл. XI Закона об АО ("Заинтересованность в совершении обществом сделки") не применяются к обществам, в которых 100% голосующих акций принадлежит одному лицу, являющемуся одновременно единственным лицом, обладающим полномочиями единоличного исполнительного органа общества.
Статья: Акционерное общество с единственным акционером (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024) {КонсультантПлюс}
#специалисту по госзакупкам
Посмотреть ответ специалиста
Заказчики, проводящие закупки по Закону N 223-ФЗ и перечисленные в ч. 4 ст. 5 Закона об аудиторской деятельности, осуществляют отбор аудиторской организации для проведения обязательного аудита путем проведения не реже чем один раз в пять лет электронного конкурса в порядке, установленном Законом N 44-ФЗ.
В случае признания электронного конкурса несостоявшимся по основаниям, указанным в п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ (в том числе ввиду отсутствия заявок), заключайте договор (контракт) с единственным поставщиком. При этом согласование с контрольным органом в сфере закупок, предусмотренное п. 4 ч. 5 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, не требуется. Ранее это следовало из Письма Минфина России N 24-04-06/3691, ФАС России N РП/4072/18 от 24.01.2018; полагаем, что выводы, указанные в изложенном Письме, сохраняют свою актуальность.
Таким образом, в данном случае Заказчик может провести новую закупку либо заключит контракт с единственным поставщиком.
Обоснование
Открытый конкурентный способ признается несостоявшимся в следующих случаях:
по окончании срока подачи заявок на участие в закупке не подано ни одной заявки на участие в закупке;
по результатам рассмотрения заявок на участие в закупке комиссия по осуществлению закупок отклонила все такие заявки;
все участники закупки, не отозвавшие в соответствии с настоящим Федеральным законом заявку на участие в закупке, признаны уклонившимися от заключения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом;
заказчик в соответствии с частями 9 и 10 статьи 31 настоящего Федерального закона отказался от заключения контракта с участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке, которая является единственной, либо с участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке, признанную в соответствии с настоящим Федеральным законом единственной соответствующей требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки.
В случаях, предусмотренных пунктами 3 - 6 части 1 настоящей статьи, заказчик вправе осуществить новую закупку в соответствии с настоящим Федеральным законом либо осуществить закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона.
Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в следующих случаях:
заключение контракта в соответствии с пунктом 6 части 2, пунктом 6 части 3, пунктом 2 части 4, частями 5, 6 и 8 статьи 52 настоящего Федерального закона в случае признания определения поставщика (подрядчика, исполнителя) несостоявшимся в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом контракт заключается в соответствии с требованиями части 5 настоящей статьи;
(в ред. Федеральных законов от 02.07.2021 N 360-ФЗ, от 16.04.2022 N 104-ФЗ)
Учитывая, что часть 4 статьи 5 Закона N 307-ФЗ устанавливает обязанность указанных в данной части юридических лиц заключать договор исключительно по результатам проведения открытого конкурса, Минфин России и ФАС России считают, что юридические лица, указанные в части 4 статьи 5 Закона N 307-ФЗ (за исключением заказчиков в соответствии с пунктом 7 статьи 3 Закона N 44-ФЗ Закона N 44-ФЗ):
1) заключают контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 55 Закона N 44-ФЗ, в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ без согласования с контрольным органом в сфере закупок, поскольку Закон N 44-ФЗ не предусматривает осуществление указанного согласования с таким контрольным органом лицом, не являющимся заказчиком в соответствии с пунктом 7 статьи 3 Закона N 44-ФЗ;
2) не применяют положения частей 2, 4 статьи 55 Закона N 44-ФЗ в части проведения закупки иным способом кроме открытого конкурса, в связи с установлением Законом N 307-ФЗ обязанности осуществления закупки исключительно путем проведения открытого конкурса;
3) не применяют положения части 4 статьи 55 Закона N 44-ФЗ в части проведения запроса предложений в связи с указанным выше обстоятельством.