#бухгалтеру бюджетной организации
Посмотреть ответ специалиста
При организации, проведении и оформлении результатов инвентаризации руководствуйтесь в том числе Общими требованиями к инвентаризации.
Порядок проведения инвентаризации имущества определяется учетной политикой учреждения (п. 9 СГС "Учетная политика", п. 1 Общих требований к инвентаризации).
Решение о проведении инвентаризации принимает руководитель учреждения (уполномоченное им лицо). Для этого оформите решение о проведении инвентаризации (ф. 0510439). Сформируйте его в электронном виде или на бумажном носителе.
Утвержденное решение о проведении инвентаризации (ф. 0510439) доведите (п. 15 Общих требований к инвентаризации):
- до членов инвентаризационной комиссии;
- лица, осуществляющего ведение бухгалтерского (бюджетного) учета (главного бухгалтера, централизованной бухгалтерии);
- ответственных лиц, указанных в решении о проведении инвентаризации.
Каковы особенности проведения инвентаризации при отсутствии ответственного лица
Несмотря на то что присутствие ответственного лица при проведении инвентаризации является обязательным условием, может возникнуть ситуация, когда ответственное лицо не может присутствовать при проверке фактического наличия имущества.
По нашему мнению, в данной ситуации необходимо предпринять следующие действия:
- если работник-МОЛ умер-проведите сплошную инвентаризацию вверенного ему имущества по всем местам хранения, а также составьте акт с приложением свидетельства о смерти. Инвентаризацию проводите на день приемки дел вновь назначенным ответственным лицом, которому будут переданы данные ценности(пп. "в" п. 31Общих требований к инвентаризации).
При смене материально ответственного лица (например, при увольнении, приеме на работу, очередном отпуске, болезни) проведите инвентаризацию. Для этого оформите решение о проведении инвентаризации (ф. 0510439) (ч. 3 ст. 11 Закона о бухгалтерском учете, п. 81 СГС "Концептуальные основы", п. п. 10, 31 Общих требований к инвентаризации, п. 32 Методических указаний, утвержденных Приказом N 61н).
Передачу материальных ценностей от одного ответственного лица к другому оформите приказом.
Результат проведенной инвентаризации отразите в инвентаризационной описи (сличительной ведомости) по объектам нефинансовых активов (ф. 0504087) в разрезе мест хранения ценностей в трех экземплярах. Один экземпляр передайте ответственному лицу, сдавшему ценности, второй - ответственному лицу, принявшему ценности, третий экземпляр - в бухгалтерию.
По итогам инвентаризации, сдающий матценности выписывает накладную (ф. 0504102) в трех экземплярах (для сдающего, для принимающего, для бухгалтерии) или формирует накладную (ф. 0510450) либо составляет требование-накладную (ф. 0504204) в двух экземплярах (для передающей стороны и принимающей) или формирует требование-накладную (ф. 0510451) (разд. 2 Методических указаний по применению форм первичных учетных документов и формированию регистров бухучета, разд. II Методических указаний по формированию и применению унифицированных форм электронных документов бухучета).
Также при смене ответственного лица вы можете оформить акт приема-передачи, форму которого установите самостоятельно. Порядок применения акта закрепите в своей учетной политике.
Как заполнить оформляющую часть накладной на внутреннее перемещение нефинансовых активов (ф. 0510450)
Передающее имущество лицо и тот, кто его получает, подписывают накладную (ф. 0510450) квалифицированной электронной подписью, ответственный исполнитель - простой электронной подписью (п. п. 5, 64.12 Методических указаний N 61н).
Исходя из изложенного, если работник-МОЛ умер, проводится сплошная инвентаризация вверенного ему имущества по всем местам хранения, а также составляется акт с приложением свидетельства о смерти.
Утвержденное решение о проведении инвентаризации (ф. 0510439) доведите до ответственных лиц, указанных в решении о проведении инвентаризации.
Инвентаризацию проводите на день приемки дел вновь назначенным ответственным лицом, которому будут переданы данные ценности.
Согласно Приказу № 61н накладную на внутреннее перемещение нефинансовых активов (ф. 0510450) должны подписать работники, передающее имущество и тот, кто его получает. Ввиду того, что работник-МОЛ умер, подписать накладную на передачу имущества не получится. Официальные разъяснения со стороны Минфина РФ отсутствуют. Полагаем, что накладную на внутреннее перемещение нефинансовых активов может подписать только работник, который принимает имущество. Дополнительно можно приложить свидетельство о смерти.
Порядок проведения инвентаризации при смене МОЛ и подписание первичных документов (когда работник умер) учреждение вправе закрепить в учетной политике.
Обоснование
Как проводится инвентаризация в бюджетном (казенном, автономном) учреждении
При организации, проведении и оформлении результатов инвентаризации руководствуйтесь в том числе Общими требованиями к инвентаризации.
Отметим, что инвентаризация входит в состав контрольных действий, осуществляемых при проведении мероприятий внутреннего контроля (Приложение к Письму Минфина России от 27.12.2022 N 02-06-07/128426).
Решение о проведении инвентаризации принимает руководитель учреждения (уполномоченное им лицо). Для этого оформите решение о проведении инвентаризации (ф. 0510439). Сформируйте его в электронном виде или на бумажном носителе. Документ в электронной форме ответственный исполнитель должен подписать простой ЭП, а руководитель (иное уполномоченное им лицо) - утвердить с применением квалифицированной ЭП (п. 10 Общих требований к инвентаризации, п. п. 6, 32, 35 Методических указаний, утвержденных Приказом Минфина России от 15.04.2021 N 61н).
Отразите в этом документе (п. 11 Общих требований к инвентаризации, п. 32 Методических указаний N 61н):
- наименование комиссии и ее состав;
- дату, по состоянию на которую проводится инвентаризация;
- сроки проведения инвентаризации (даты ее начала и окончания);
- перечень объектов инвентаризации;
- причину проведения инвентаризации;
- ответственных лиц, в отношении которых проводится инвентаризация;
- места проведения инвентаризации;
- иную информацию, которая необходима для проведения инвентаризации и (или) которая предусмотрена унифицированной формой решения о проведении инвентаризации(ф. 0510439).
Утвержденное решение о проведении инвентаризации (ф. 0510439) доведите (п. 15 Общих требований к инвентаризации):
- до членов инвентаризационной комиссии;
- лица, осуществляющего ведение бухгалтерского (бюджетного) учета (главного бухгалтера, централизованной бухгалтерии);
- ответственных лиц, указанных в решении о проведении инвентаризации.
Каковы особенности проведения инвентаризации при отсутствии ответственного лица
Несмотря на то что присутствие ответственного лица при проведении инвентаризации является обязательным условием, может возникнуть ситуация, когда ответственное лицо не может присутствовать при проверке фактического наличия имущества.
По нашему мнению, в данной ситуации необходимо предпринять следующие действия:
- если работник болеет - вы можете либо зафиксировать актом факт его отсутствия и приложить соответствующие документы, либо организовать проведение видео- и фотофиксации фактического наличия или отсутствия имущества в режиме реального времени с присутствием отдельных членов комиссии по месту нахождения имущества (пп. "б" п. 18Общих требований к инвентаризации,ПисьмоМинфина России от 24.12.2020 N 02-07-07/113668). Рекомендуем после выхода на работу сотрудника по окончании болезни произвести инвентаризацию, а также предъявить тому для ознакомления материалы инвентаризации, проведенной без его участия;
- если работник-МОЛ умер - проведите сплошную инвентаризацию вверенного ему имущества по всем местам хранения, а также составьте акт с приложением свидетельства о смерти. Инвентаризацию проводите на день приемки дел вновь назначенным ответственным лицом, которому будут переданы данныеценности (пп. "в" п. 31Общих требований к инвентаризации).
Кроме того, в случае отсутствия ответственного лица вы можете назначить другого сотрудника замещать временно отсутствующего работника. При этом, по мнению Минфина России, инвентаризацию при передаче дел можете не осуществлять, если вы заключили письменные договоры с ответственными лицами о коллективной (бригадной) материальной ответственности за вверенное им имущество (Письмо Минфина России от 02.06.2017 N 02-06-10/34524). Такая позиция была сформулирована до введения в действие СГС "Концептуальные основы" и Общих требований к инвентаризации, поэтому рекомендуем все же проводить инвентаризацию, пока не появились более свежие разъяснения соответствующих органов.
#бухгалтеру
Посмотреть ответ специалиста
Обязанность по предоставлению как уведомления об участии в иностранных организациях, так и уведомление о КИК ставится в зависимость от наличия статуса налогового резидента РФ. Наличие двойного гражданства на это не влияет. Данные уведомления подают налоговые резиденты РФ. Физическое лицо, которое на момент возникновения оснований для подачи уведомления не являлось налоговым резидентом РФ, а по состоянию на 31 декабря стало резидентом, подает уведомление не позднее 1 марта.
То есть в вашем случае гражданин должен понять, являлся ли он налоговым резидентом РФ на момент возникновения участия в иностранной организации. Если да, то уведомление подается. Если нет, то необходимо определить являлось ли физическое лицо налоговым резидентом РФ по состоянию на 31.12.2024. Если да, то не позднее 1 марта 2025 года оно должно подать уведомление об участии в иностранных организациях. Если нет - по состоянию на 31.12.2025 нужно также провести проверку, резидент он на конец года или нерезидент. Для исключения рисков рекомендуем узнать позицию вашего налогового органа.
Обоснование
Контролирующими лицами иностранной организации могут быть физические и юридические лица. Контролирующим лицом иностранной организации признается в том числе физическое или юридическое лицо с долей участия в этой организации более 25% (пп. 1 п. 3 ст. 25.13 Налогового кодекса РФ).
В отношении иностранных организаций налоговыми резидентами РФ представляются уведомление об участии в иностранных организациях и уведомление о КИК (п. 1 ст. 25.14 НК РФ).
Уведомление об участии в иностранных организациях подается в налоговый орган независимо от того, признается ли иностранная организация контролируемой. Уведомление нужно подать, если доля участия в иностранной организации превышает 10% (пп. 1 п. 3.1 ст. 23 НК РФ).
Уведомление нужно подать не позднее трех месяцев с даты возникновения участия в иностранной организации (п. 3 ст. 25.14 НК РФ).
Форма уведомления об участии в иностранных организациях (об учреждении иностранных структур без образования юридического лица) и Порядок ее заполнения утверждены Приказом ФНС России от 05.07.2019 N ММВ-7-13/338@.
Уведомление о КИК обязаны подать резиденты РФ - организации и физические лица, которые признаются контролирующими лицами контролируемой иностранной организации (пп. 2 п. 1, п. 2 ст. 25.14 Налогового кодекса РФ).
Контролируемой иностранной организацией признается иностранная организация, удовлетворяющая одновременно всем следующим условиям (п. 1 ст. 25.13 НК РФ):
- организация не признается налоговым резидентом РФ;
- контролирующим лицом организации являются организация и (или) физическое лицо, признаваемые налоговыми резидентами РФ.
Так, контролирующим лицом иностранной организации признается, в частности:
- физическое лицо с долей участия в этой организации более 25% (пп. 1 п. 3 ст. 25.13 НК РФ);
- физическое лицо (совместно с супругами и несовершеннолетними детьми) с долей участия в этой организации более 10%, если доля участия всех лиц - налоговых резидентов РФ (для физических лиц совместно с супругами и несовершеннолетними детьми) в этой организации более 50% (пп. 2 п. 3 ст. 25.13 НК РФ).
{Вопрос: Учредитель (гражданка РФ) российского ООО (доля 100%) планирует зарегистрировать брак с учредителем иностранной организации (гражданин иностранного государства, доля более 50%). Необходимо ли представлять уведомления о КИК? (Консультация эксперта, 2023) {КонсультантПлюс}}
Вопрос: Гражданин имеет двойное гражданство: РФ и Германии. Постоянно проживает в Германии, там на него зарегистрирована фирма. Периодически приезжает в Россию. В декабре 2023 года стал учредителем и директором немецкой фирмы (фирма уже была зарегистрирована, но не вела предпринимательской деятельности). Должен ли он был подавать уведомление об участии в иностранных организациях и уведомление о КИК?
Ответ: Все зависит от того, является ли этот человек налоговым резидентом РФ. Напомним, налоговые резиденты РФ - это те физлица, что проводят в России не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. При этом 12 следующих подряд месяцев - это не календарный год, а любой непрерывный период в 365 дней (366, если в этот период попадает 29 февраля високосного года). Этот период можно считать с любой даты.
На практике это означает, что гражданин должен взять все даты с 1 января по 30 апреля 2024 г. и для каждой из них определить факт наличия у него налогового резидентства РФ, посчитав, сколько дней из предшествующих 365 он пробыл на территории РФ (дни отъезда/приезда учитываются). Если хотя бы для одной из дат насчитаете 183 дня - уведомление о КИК за 2023 г. нужно сдать.
Что касается уведомления об участии в иностранной компании, физическое лицо, которое на момент возникновения оснований для подачи уведомления не являлось налоговым резидентом РФ, а по состоянию на 31 декабря стало резидентом, подает уведомление не позднее 1 марта. То есть в вашем случае гражданин должен понять, являлся ли он налоговым резидентом РФ по состоянию на 31.12.2023. Если да, то не позднее 1 марта он должен был подать уведомление об участии в иностранных организациях. Если нет - по состоянию на 31.12.2024 нужно также провести проверку, резидент он на конец года или нерезидент.
Пример. Расчет срока подачи уведомления о КИК
Условие
Гражданин РФ проработал и прожил весь 2022 г. в Европе, где создал компанию. В марте 2023 г. он приехал в Россию и до конца года за пределы страны не выезжал, в связи с чем вновь стал налоговым резидентом РФ.
Решение
Не позднее 1 марта 2024 г. такой гражданин обязан подать уведомление об участии в иностранной компании, указав в нем, что на 31.12.2023 он являлся резидентом РФ.
Справка
Для контролирующих лиц действуют серьезные штрафы:
- если не представить уведомление о КИК, представить с опозданием либо с недостоверными сведениями - 500 тыс. руб. за каждую КИК <5>;
- если не приложены документы, подтверждающие прибыль КИК (либо приложены недостоверные), - 500 тыс. руб. <6>
В 2023 г. ФНС разрешила не штрафовать за непредставление документов (отчетности и аудиторских заключений), относящихся к уведомлениям о КИК за 2022 г. Однако на 2023 г. таких указаний служба не выдавала, поэтому логично предположить, что штраф для контролирующих лиц снова в силе. п. 2 ст. 207 НК РФ. Письмо Минфина от 27.07.2022 N 03-04-05/72454. п. 3 ст. 25.14 НК РФ. приложение N 1 к Приказу ФНС от 05.07.2019 N ММВ-7-13/338@ (далее - Приказ ФНС N ММВ-7-13/338@). п. 1 ст. 129.6 НК РФ. п. 1.1 ст. 126 НК РФ. п. 4 ст. 126 НК РФ; Письмо ФНС от 29.04.2022 N ШЮ-4-13/5376.
#кадровику
Посмотреть ответ специалиста
Включение в трудовой договор условия, предусматривающего невозможность его
расторжения по инициативе работника ранее установленного трудовым договором срока противоречит трудовому законодательству.
Каких-либо законных оснований для отказа работодателя в удовлетворении заявления прекращении трудового договора по инициативе работника законодательством не предусмотрено.
Даже если вы заключили ученический договор, работник может уволиться в любое время с возмещением расходов на обучение. Иногда работник освобождается от возмещения. Перечень уважительных причин увольнения может быть также установлен по соглашению сторон в ученическом договоре.
Обоснование
В законе не установлен перечень уважительных причин расторжения трудового договора, при наличии которых работник освобождается от обязанности возместить работодателю денежные средства, затраченные на его обучение. Работодателю в каждом конкретном случае придется самостоятельно принимать решение. Федеральная служба по труду и занятости в письме от 18.10.2013 N 852-6-1 рекомендует определить перечень уважительных причин в соглашении об обучении путем перечисления оснований, увольнения по которым являются уважительными причинами (например, сокращение, призыв на военную службу, медицинские показания, избрание на выборную должность и т.п.) или, напротив, указать, какие причины не считаются уважительными. При определении уважительных причин для расторжения трудового договора можно воспользоваться и п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 (ред. от 24.11.2015) "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", где в качестве уважительных причин расторжения трудового договора по инициативе работника указаны случаи невозможности продолжения им работы (зачисление в образовательное учреждение, выход на пенсию либо наличие иных уважительных причин, в силу которых работник не может продолжать работу, например направление мужа (жены) на работу за границу, к новому месту службы), а также случаи установленного нарушения работодателем трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, локальных нормативных актов, условий коллективного договора, соглашения или трудового договора.
Вопрос: Действительно ли условие трудового договора, согласно которому работники, прошедшие обучение за счет работодателя (курсы повышения квалификации), обязаны отработать один год без права на увольнение?
Ответ: Включение в трудовой договор условия, запрещающего работнику увольняться по собственному желанию в течение года после обучения, неправомерно. Вместе с тем в некоторых случаях работодатель вправе потребовать от работника возмещения затрат на его обучение (в том числе повышение квалификации).
Обоснование: Подготовка работников и дополнительное профессиональное образование работников, направление работников (с их письменного согласия) на прохождение независимой оценки квалификации осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором (ч. 2 ст. 196 ТК РФ).
В трудовом договоре могут предусматриваться дополнительные условия, не ухудшающие положение работника по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, в частности об обязанности работника отработать после обучения не менее установленного договором срока, если обучение проводилось за счет средств работодателя (ч. 4 ст. 57 ТК РФ).
Работник имеет право расторгнуть трудовой договор, предупредив об этом работодателя в установленном порядке в общем случае не позднее чем за две недели (ч. 2 ст. 22.1, ст. ст. 22.3, 80, ч. 5 ст. 312.1, ч. 6 ст. 312.3 ТК РФ).
Нормы ст. ст. 57 и 80 ТК РФ не предусматривают запрета на увольнение работника по собственному желанию после обучения.
Включение соответствующего условия в трудовой договор с работником противоречит нормам ТК РФ.
Вместе с тем в случае увольнения без уважительных причин до истечения срока, обусловленного трудовым договором или соглашением об обучении за счет средств работодателя, работник обязан возместить затраты, понесенные работодателем на его обучение, исчисленные пропорционально фактически не отработанному после окончания обучения времени, если иное не предусмотрено трудовым договором или соглашением об обучении (ст. 249 ТК РФ).
Возможность включения в трудовой договор условий, обязывающих работника возместить работодателю затраты, понесенные на его обучение, в случае увольнения без уважительных причин до истечения определенного трудовым договором срока не снижает уровень гарантий работника по сравнению с установленными трудовым законодательством (п. 10 Обзора, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 05.12.2018).
Также, заключая соглашение об обучении за счет средств работодателя, работник добровольно принимает на себя обязанность отработать не менее определенного срока у работодателя, оплатившего обучение, а в случае увольнения без уважительных причин до истечения данного срока - возместить работодателю затраты, понесенные на его обучение, при их исчислении по общему правилу пропорционально фактически не отработанному после окончания обучения времени (Определение Конституционного Суда РФ от 15.07.2010 N 1005-О-О).
В Определении Верховного Суда РФ от 17.04.2017 N 16-КГ17-3 указано, что работодатель вправе требовать от работника возмещения затрат на его обучение (в том числе и повышение квалификации) при одновременном наличии таких условий, как соглашение между работником и работодателем о сроке, в течение которого работник обязуется проработать в данной организации после обучения, и увольнение работника без уважительных причин до истечения срока, обусловленного трудовым договором или соглашением об обучении.
При этом если причины увольнения работника по собственному желанию будут признаны судом уважительными, в возврате средств, потраченных на обучение, может быть отказано (Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 20.05.2019 N 51-КГ19-2, Апелляционные определения Верховного суда Республики Карелия от 24.09.2019 N 33-3856/2019, Московского городского суда от 20.02.2020 по делу N 33-7860/2020).
Суд может отказать работодателю в возврате средств, потраченных на обучение работника, если будет установлено, что работодатель не исполнил обязанность предоставить работнику работу по полученной им специальности (Апелляционное определение Московского городского суда от 04.09.2019 по делу N 33-33972/2019, Определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 16.09.2021 по делу N 88-19482/2021).
Кроме того, если соглашение об обучении, которым предусмотрен срок, в течение которого работник обязуется проработать в организации после окончания обучения, было заключено после такого обучения, то основания для взыскания с работника затрат на него отсутствуют (Апелляционное определение Верховного суда Республики Башкортостан от 03.12.2019 N 33-23655/2019).
Также возможен отказ в возмещении затрат на обучение работника в случае, если при расторжении трудового договора стороны подписали соглашение об отсутствии каких-либо финансовых претензий друг к другу (Апелляционное определение Нижегородского областного суда от 19.11.2019 N 33-13515/2019, 2-1479/2019).
Если же работник уволится по собственному желанию в связи с материальными трудностями работодателя или предстоящим сокращением штата, то судом может быть присуждено только частичное возмещение понесенных работодателем затрат на обучение работника (Определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 13.08.2020 N 88-17548/2020).
Таким образом, работодатель не вправе включить в трудовой договор с работником условие, ограничивающее его право на увольнение по собственному желанию. Вместе с тем работодатель вправе включить в трудовой договор с работником условие, обязывающее работника отработать один год после обучения.
В случае увольнения до истечения такого срока, в частности без уважительных причин, работодатель вправе потребовать у работника возврата потраченных средств на его обучение.
Взыскание с работника затрат, понесенных работодателем на его обучение, основывающееся на добровольном и согласованном волеизъявлении работника и работодателя, допускается только в соответствии с общими правилами возмещения ущерба, причиненного работником работодателю, и проведения удержаний из заработной платы (Определение Конституционного Суда РФ N 1005-О-О).
#юристу
Посмотреть ответ специалиста
Продавец вправе потребовать от покупателя принять товар или отказаться от исполнения договора, направив претензию (уведомление) покупателю о необходимости вывезти оплаченный товар с установлением конкретного срока, до которого товар должен быть принят, в дальнейшем обратиться в суд с исковым заявлением о понуждении покупателя к принятию товара, поскольку "когда покупатель без оснований не принимает товар или отказывается его принять, продавец вправе требовать от покупателя принять товар или отказаться от исполнения договора (п. 3 ст. 484 ГК РФ). Исполнение судебного решения о понуждении покупателя к принятию товара может быть обеспечено, в том числе судебной неустойкой (см. ст. 308.3 ГК РФ).
В силу положений ст. 15 и ст. 393 ГК РФ, продавец не лишен возможности взыскать с покупателя убытки в виде понесенных им расходов на хранение товара.
Обоснование
Вопрос: Покупатель заказал и оплатил товар, но не забрал его со склада поставщика в установленный договором срок, несмотря на неоднократные уведомления поставщика. Как в указанной ситуации поставщик может поступить с товаром? Обязан ли поставщик вернуть покупателю деньги за товар?
Ответ: Если покупатель не забирает товар со склада поставщика, поставщик может обязать его исполнить договор, взыскать убытки и неустойку. У покупателя отсутствуют законные основания требовать возврата денежных средств за неполученный товар.
Обоснование: По договору купли-продажи, продавец обязуется передать товар в собственность покупателю, а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную цену (п. 1 ст. 454 Гражданского кодекса РФ).
Обязанность продавца передать товар покупателю считается исполненной, в частности, в момент предоставления товара в распоряжение покупателя, если товар должен быть передан в месте нахождения товара. Товар считается предоставленным в распоряжение покупателя, когда к сроку, предусмотренному договором, товар готов к передаче в надлежащем месте и покупатель в соответствии с условиями договора осведомлен о готовности товара к передаче (п. 1 ст. 458 ГК РФ).
Договором поставки может быть предусмотрено получение товаров покупателем (получателем) в месте нахождения поставщика (выборка товаров).
Если срок выборки не предусмотрен договором, выборка товаров покупателем (получателем) должна производиться в разумный срок после получения уведомления поставщика о готовности товаров (п. 2 ст. 510 ГК РФ).
Покупатель (получатель) обязан совершить все необходимые действия, обеспечивающие принятие товаров, поставленных в соответствии с договором поставки (п. 1 ст. 513 ГК РФ).
Односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (п. 1 ст. 523 ГК РФ).
В случаях, когда покупатель в нарушение закона, иных правовых актов или договора купли-продажи не принимает товар или отказывается его принять, продавец вправе потребовать от покупателя принять товар или отказаться от исполнения договора (п. 3 ст. 484 ГК РФ).
Поскольку обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с согласованными сторонами условиями договора и требованиями закона, продавец в ситуации, когда покупатель не исполняет свою обязанность по приемке подготовленного к передаче товара, вправе обратиться в суд с требованием к покупателю принять товар (ст. 309 ГК РФ; Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 30.11.2021 N Ф01-6952/2021 по делу N А82-15205/2020).
Кроме того, продавец в установленных случаях может предъявить покупателю и иные требования. Так, за невыполнение предусмотренных договором обязательств, например за нарушение сроков приемки товара, стороны вправе предусмотреть в договоре неустойку. Ее размер устанавливается по соглашению сторон (ст. 330 ГК РФ).
Кроме того, поставщик вправе потребовать возмещения убытков, вызванных неисполнением или ненадлежащим исполнением покупателем своих обязанностей по принятию товара (п. 1 ст. 393 ГК РФ).
Относительно права покупателя требовать возврата внесенных за неполученный им товар денежных средств следует отметить, что такое право у покупателя отсутствует, поскольку оплата товара, не полученного им по собственной вине в отсутствие нарушения обязательств со стороны продавца, является обязанностью покупателя в соответствии с п. 4 ст. 514 ГК РФ.
Таким образом, если покупатель не забирает товар со склада поставщика, поставщик вправе требовать от покупателя исполнить договор (забрать товар), а также взыскать убытки и неустойку. Основания для удовлетворения требования покупателя вернуть уплаченные средства у поставщика отсутствуют.
#специалисту по госзакупкам
Посмотреть ответ специалиста
По условиям допуска, преимущество предоставляется при проведении конкурентных закупок участникам, которые предложили товары только из ЕАЭС и заявки которых соответствуют установленным требованиям (п. п. 1.1, 4 Приказа N 126н).
Условия допуска не надо применять, если (п. 2 Приказа N 126н, Письма Минфина России от 10.06.2024 N 24-06-06/53522, от 15.04.2019 N 24-02-05/26879):
1) конкурс (аукцион, запрос котировок в электронной форме) согласно Закону N 44-ФЗ признается несостоявшимся;
2) все заявки, признанные соответствующими требованиям извещения (документации), содержат предложения о поставке товаров исключительно из ЕАЭС;
3) все заявки, признанные соответствующими требованиям извещения (документации), содержат предложения о поставке хотя бы одного товара не из ЕАЭС;
4) закупаются товары, в отношении которых Правительство РФ установило запрет согласно ч. 3 ст. 14 Закона N 44-ФЗ;
5) закупаются работы, услуги, в том числе те, для выполнения (оказания) которых используется товар, включенный в Перечни к Приказу N 126н.
Поскольку вторая заявка содержит предложение о поставке товара как иностранного происхождения, так и Российского происхождения, соответственно она приравнивается к иностранной, оснований для применения условий допуска не имеется. Таким образом, снижать цену контракта на 15% для победителя не требуется.
Обоснование
При проведении конкурса, аукциона, запроса котировок в электронной форме преимущества в отношении цены контракта в размере 15 процентов в отношении товаров, указанных в приложении N 1, в размере 20 процентов в отношении товаров, указанных в приложении N 2 и закупаемых при реализации национальных проектов (программ), в соответствии с подпунктами 1.2 и 1.3 пункта 1 настоящего приказа предоставляются участникам закупки, заявки которых признаны соответствующими требованиям извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) и содержат исключительно предложения о поставке товаров, происходящих из государств - членов Евразийского экономического союза.
(в ред. Приказов Минфина России от 10.07.2020 N 140н, от 15.11.2021 N 175н, от 05.03.2022 N 30н, от 11.11.2022 N 170н)
Проведя анализ заявки победителя аукциона Челябинского регионального отделения Общероссийской общественной организации инвалидов "В" комиссией по рассмотрению жалобы, установлено, что заявка содержит предложение о поставке в ходе исполнения контракта товара, страной происхождения которого является Россия, Китай, то есть страна, которая не является членом Евразийского экономического союза.
Участник с идентификационным номером заявки 1 в заявке указал, что страной происхождения товара является: Китайская Народная Республика, Российская Федерация.
Участник с идентификационным номером заявки 2 в заявке указал, что страной происхождения товара является: Российская Федерация.
Участник с идентификационным номером заявки 3 в заявке указал, что страной происхождения товара является: Китайская Народная Республика, Российская Федерация.
Участник с идентификационным номером заявки 4 (ООО "М") в заявке указал, что страной происхождения товара является: Китайская Народная Республика, Российская Федерация.
Таким образом, заявка участника закупки с идентификационным номером 2 содержала предложение о поставке товаров российского происхождения, а также характеристики, предусмотренные частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе. Таким образом, оснований для отклонения данной заявки у комиссии заказчика не имелось. Иные же допущенные заявки (в том числе заявка ООО "М") содержали предложение о поставке товара как иностранного происхождения так и Российского происхождения.