#бухгалтеру бюджетной организации
Посмотреть ответ специалиста
#бухгалтеру
Посмотреть ответ специалиста
#кадровику
Посмотреть ответ специалиста
#юристу
Посмотреть ответ специалиста
#специалисту по госзакупкам
Посмотреть ответ специалиста
Проводить определенный объем закупок у СМСП и самозанятых должны все заказчики, осуществляющие закупки по Закону N 223-ФЗ. Исключение - заказчики, которые сами являются СМСП. Они могут не применять положения Постановления N 1352 (п. 2 ч. 8 ст. 3 Закона N 223-ФЗ, п. 2 Постановления N 1352).
Поскольку автономное учреждение не подпадает под указанное исключение, соответственно, оно должно соблюдать положения Постановления N 1352.
Оплатить договор, заключенный с СМСП (самозанятым) в рамках Закона N 223-ФЗ по результатам закупки у таких лиц, необходимо в срок не более 7 рабочих дней со дня, когда заказчик подписал документ о приемке по договору (отдельному этапу договора) (п. п. 14(3), 28, 32(1) Положения об особенностях участия СМСП в закупках). За нарушение данного срока оплаты для заказчика установлена административная ответственность.
Таким образом, если победителем закупки, проводимой на общих основаниях, будет СМСП срок оплаты по договору должен составлять 7 рабочих дней с момента приемки. Указанный вывод находит отражение и в судебной практике. Однако встречается и противоположная позиция.
Обоснование
Установить, что юридические лица, указанные в части 2 статьи 1 Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и являющиеся субъектами малого и среднего предпринимательства, вправе не применять настоящее постановление.
(п. 2 в ред. Постановления Правительства РФ от 07.07.2021 N 1128)
Закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляются путем проведения предусмотренных положением о закупке, утвержденным заказчиком в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее соответственно - положение о закупке, Федеральный закон), торгов, иных способов закупки:
(в ред. Постановления Правительства РФ от 20.12.2022 N 2359)
а) участниками которых являются любые лица, указанные в части 5 статьи 3 Федерального закона, в том числе субъекты малого и среднего предпринимательства;
б) участниками которых являются только субъекты малого и среднего предпринимательства;
в) в отношении участников которых заказчиком устанавливается требование о привлечении к исполнению договора субподрядчиков (соисполнителей) из числа субъектов малого и среднего предпринимательства.
При осуществлении закупки в соответствии с подпунктом "а" пункта 4 настоящего Положения срок оплаты поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) по договору (отдельному этапу договора), заключенному по результатам закупки с субъектом малого и среднего предпринимательства, должен составлять не более 7 рабочих дней со дня подписания заказчиком документа о приемке поставленного товара (выполненной работы, оказанной услуги) по договору (отдельному этапу договора).
Вопрос: Какие сроки оплаты устанавливаются при выполнении работ, оказании услуг при проведении закупки среди субъектов малого и среднего предпринимательства в рамках Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках)?
Ответ: Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Пунктом 6 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в закупочной документации должны быть установлены в том числе сроки и порядок оплаты товаров, работ, услуг.
При этом Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2022 N 417 внесены изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 11.12.2014 N 1352 "Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", согласно которым заказчик обязан оплатить поставленные товары (выполненные работы, оказанные услуги) по договору (отдельному этапу договора), заключенному по результатам закупки с субъектом малого и среднего предпринимательства, в срок не более 7 рабочих дней со дня подписания документа о приемке товара (выполнении работы, оказании услуги) по договору (отдельному этапу договора). Указанные изменения вступили в силу 23.03.2022.
Таким образом, вышеизложенные положения являются нормами прямого действия и подлежат непосредственному применению вне зависимости от условий заключенного договора.
Заявитель указывает на ошибочность выводов судов о том, что сроки оплаты поставленного товара должны регламентироваться исключительно условиями договора, поскольку спорная закупка проводилась заказчиком на общих основаниях, а не как закупка у субъектов малого и среднего предпринимательства. По мнению заявителя, Положения об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.12.2014 N 1352 (далее - Положение N 1352) о специальных сроках оплаты товаров носят императивным характер и подлежали применению к спорным правоотношениям.
Вместе с тем выводы судов являются неправомерными в связи со следующим.
В соответствии с требованием пункта 6 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ) в документации о конкурентной закупке должны быть указаны в числе прочего форма, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги.
Согласно пункту 3 части 8 статьи 3 Закона N 223-ФЗ, Правительство Российской Федерации вправе установить особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупке, осуществляемой отдельными заказчиками.
Такие особенности регламентированы Положением N 1352.
При этом документация не содержит правило, предусмотренное пунктом 14(3) Положения N 1352, о том, что для субъектов малого и среднего предпринимательства срок оплаты по договору составляет 15 календарных дней с момента получения надлежащим образом оформленных документов о приемке товара (выполнении работы, оказании услуги).
Однако отсутствие такого условия в документации в силу императивного требования пункта 14(3) Положения N 1352 не устраняет установленную законом обязанность заказчика соблюдать порядок расчетов с субъектами малого и среднего предпринимательства.
Следовательно, вывод судов о согласии участника закупки на заключение договора на иных условиях, чем это определено в пункте 14(3) Положения N 1352 является неправомерным.
Как установил суд первой инстанции, спорные закупки проводились АО "ЛОЭСК" на общих основаниях, а не как закупка у субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с подпунктом "а" пункта 4 Положения N 1352.
Ни документация о закупке, ни проекты договоров на поставку не содержали каких-либо ограничений и положений о заключении договора с субъектом малого и среднего предпринимательства.
Более того, само по себе декларирование участником в заявке на участие в закупке своей принадлежности к субъектам малого или среднего предпринимательства не является основанием для оплаты выполненных работ в сроки, установленные в пункте 14(3) Постановления N 1352, поскольку данный хозяйствующий субъект должен был принимать участие в закупке на общих (единых) условиях, указанных в документации, вместе с другими участниками.
При указанных обстоятельствах суд обоснованно заключил об отсутствии в действиях АО "ЛОЭСК" события и состава административного правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 7.32.3 КоАП РФ, поскольку на АО "ЛОЭСК" не возлагается обязанность по соблюдению при спорных закупках требований Положения N 1352.