#бухгалтеру бюджетной организации
Посмотреть ответ специалиста
1.Комиссию по поступлению и выбытию активов создается в целях организации работы учреждения, где комиссия в рамках своих полномочий может принимать решения по определенным вопросам в части поступления активов, в части выбытия (списания) активов и задолженности, в части перемещения активов, в части обесценения активов (п. п. 25, 34, 51, 60, 61, 63, 193, 339, 377 Инструкции N 157н, п. 12 СГС "Нематериальные активы", разд. 2 Методических рекомендаций по применению СГС "Нематериальные активы", Письмо Минфина России от 30.06.2016 N 02-07-05/38450.
2. Для приемки результатов исполнения контракта вы вправе сформировать приемочную комиссию (ч. 6 ст. 94 Закона N 44-ФЗ). Это не обязательно, принимайте решение о необходимости такой комиссии самостоятельно. Создавать ее целесообразно, когда для приемки необходимо коллегиальное решение. Например, если для приемки необходимы специалисты разного профиля, объект закупки отличается технической сложностью или высокой стоимостью. Для вашего удобства и во избежание спорных ситуаций при приемке вы можете разработать локальный акт, например положение о работе приемочной комиссии, определив порядок ее действия, сроки и иные особенности взаимодействия с работниками заказчика, экспертами, экспертными организациями и поставщиками.
Обоснование:
Каковы цель создания и компетенция комиссии по поступлению и выбытию активов
Комиссию по поступлению и выбытию активов создайте в целях организации работы учреждения, где комиссия в рамках своих полномочий может принимать решения по следующим вопросам (п. п. 25, 34, 51, 60, 61, 63, 193, 339, 377 Инструкции N 157н, п. 12 СГС "Нематериальные активы", разд. 2 Методических рекомендаций по применению СГС "Нематериальные активы", Письмо Минфина России от 30.06.2016 N 02-07-05/38450):
1) в части поступления активов:
- определение категории нефинансовых активов (основные средства, нематериальные активы, непроизведенные активы или материальные запасы), к которой относится поступившее имущество (п. 10СГС "Запасы", Письма Минфина России от 06.05.2020N 02-07-05/37144, от 11.10.2019N 02-07-10/78244, от 02.10.2018N 02-07-10/70752);
- отнесение к группе объектов бухучета прав пользования несколькими результатами интеллектуальной деятельности, созданными по одному договору в целях обеспечения решения одной функциональной задачи (Письма Минфина России от 09.09.2022N 02-07-05/90318, от 27.08.2021N 02-07-10/69344);
- определение первоначальной, справедливой, текущей оценочной стоимости поступивших объектов нефинансовых активов (п. 17 СГС "Нематериальные активы",п. 22СГС "Запасы",ПисьмоМинфина России от 14.01.2019 N 02-07-10/1982);
- определение срока полезного использования имущества в целях начисления по нему амортизации в случаях отсутствия информации в законодательстве РФ и документах производителя (пп. "б" п. 35СГС "Основные средства",разд. 3Методических рекомендаций по применению СГС "Нематериальные активы", Письма Минфина России от 31.07.2020N 02-07-10/67543, от 14.06.2019N 02-06-10/43749);
- определение срока полезного использования материальных запасов, используемых в деятельности в течение периода, превышающего 12 месяцев, при принятии их к бухгалтерскому (бюджетному) учету (разд. 2Методических рекомендаций по применению СГС "Запасы");
- определение метода амортизации поступивших объектов нефинансовых активов (ПисьмоМинфина России от 14.06.2019 N 02-06-10/43749);
- изменение первоначально принятых нормативных показателей функционирования объекта основных средств, в том числе в результате проведенных достройки, дооборудования, реконструкции или модернизации (ПисьмоМинфина России от 10.07.2019 N 02-07-10/51192) и др.;
2) в части выбытия (списания) активов и задолженности:
- о выбытии (списании) нефинансовых активов, в том числе объектов движимого имущества стоимостью до 10 000 руб. включительно, которые учитываются на забалансовом счете 21 (п. 40СГС "Запасы",разд. 9Методических рекомендаций по применению СГС "Нематериальные активы", Письма Минфина России от 20.12.2019N 02-07-10/110626, от 11.01.2019N 02-06-05/541).
Важно! Решения о списании объектов незавершенного строительства или затрат, понесенных на незавершенное строительство объектов капстроительства федеральной собственности за счет средств федерального бюджета, принимаются в соответствии с установленными Правилами (Постановление Правительства РФ от 07.09.2021 N 1517);
- о частичной ликвидации (разукомплектации) основных средств и об определении стоимости выбывающей части актива при его частичной ликвидации;
- о пригодности дальнейшего использования имущества, возможности и эффективности его восстановления;
- о списании задолженности неплатежеспособных дебиторов, а также списании с забалансового учета задолженности, признанной безнадежной к взысканию (п. 11 СГС "Доходы",п. 35СГС "Финансовые инструменты", Письма Минфина России от 05.12.2022N 02-07-10/118880, от 13.11.2020N 02-07-10/99509, от 06.03.2020N 02-06-10/17162, от 25.10.2019N 02-07-10/82363, от 17.04.2019N 02-07-10/27662) и др.;
3) в части перемещения активов (Письмо Минфина России от 28.06.2019 N 02-07-10/47995);
4) в части обесценения активов.
Все решения комиссии оформите первичным учетным документом (в виде протокола).
2.2. Кто может входить в состав комиссии
Требования к составу комиссии законодательно не установлены.
При этом вы можете самостоятельно включить в состав комиссии:
- работников учреждения, которые обладают специальными знаниями и опытом, например: главного бухгалтера, ведущего бухгалтера, руководителей структурных подразделений, главного инженера, иных работников;
- при необходимости - независимых экспертов, которые не являются работниками учреждения (п. 25Инструкции N 157н).
Как правило, в состав включаются не менее трех человек (члены комиссии), а возглавляет комиссию председатель, который осуществляет общее руководство деятельностью комиссии, обеспечивает коллегиальность в обсуждении спорных вопросов, распределяет обязанности и дает поручения членам комиссии.
2. Когда и как сформировать приемочную комиссию
Для приемки результатов исполнения контракта вы вправе сформировать приемочную комиссию (ч. 6 ст. 94 Закона N 44-ФЗ). Это не обязательно, принимайте решение о необходимости такой комиссии самостоятельно. Создавать ее целесообразно, когда для приемки необходимо коллегиальное решение. Например, если для приемки необходимы специалисты разного профиля, объект закупки отличается технической сложностью или высокой стоимостью.
Чтобы сформировать комиссию, издайте приказ, которым утвердите состав комиссии. Форма или требования к такому приказу не установлены. Включите в состав комиссии не менее пяти человек (ч. 6 ст. 94 Закона N 44-ФЗ). Вы можете создать постоянно действующую либо ответственную за приемку отдельных контрактов комиссию. Включите в нее специалистов соответствующего предмету контракта профиля, обладающих надлежащим опытом или квалификацией. Закон N 44-ФЗ специальных требований к членам приемочной комиссии не предъявляет.
Для вашего удобства и во избежание спорных ситуаций при приемке вы можете разработать локальный акт, например положение о работе приемочной комиссии, определив порядок ее действия, сроки и иные особенности взаимодействия с работниками заказчика, экспертами, экспертными организациями и поставщиками.
#бухгалтеру
Посмотреть ответ специалиста
Взносы на ОПС, ОМС, на случай ВНиМ и на страхование от несчастных случаев в этом случае нужно начислять в общем порядке, предусмотренном для выплат работникам - гражданам РФ. НДФЛ за иностранца-нерезидента считайте отдельно по каждой выплате, вычеты - стандартные, имущественные, социальные - не применяйте. Для иностранцев с патентом ставка - 13%, а с доходов свыше 5 млн руб. - 15%. НДФЛ по иностранцу с патентом можно уменьшить на уплаченные им фиксированные платежи. Для этого направьте в ИФНС форму КНД 1110055 с копиями заявления работника об уменьшении НДФЛ и квитанций об уплате фиксированных платежей. Получив уведомление о праве на уменьшение налога, пересчитайте НДФЛ за год, к которому относится платеж, и верните работнику излишне удержанную сумму (ст. 227.1 НК РФ, Письма ФНС от 10.03.2016 N БС-4-11/3920@, УФНС по г. Москве от 26.06.2017 N 20-15/094586).
Уменьшить НДФЛ можно только на сумму фиксированных авансовых платежей за патент, которые относятся к этому же году (ст. 216, п. п. 6, 7 ст. 227.1 НК РФ). Уменьшать НДФЛ на суммы авансовых платежей можно только после получения уведомления из налоговой (п. 6 ст. 227.1 НК РФ, Письма Минфина России от 25.11.2022 N 03-04-05/115454, от 13.04.2020 N 03-04-05/29047, ФНС России от 07.09.2018 N БС-4-11/17454). Если уведомление пришло позже срока, уменьшить налог можно в том числе за период действия патента до выдачи уведомления (Письма ФНС России от 23.09.2015 N БС-4-11/16682@, от 10.03.2016 N БС-4-11/3920@).
Если трудоустройство работника осуществлено в организованном порядке, то необходимо соблюдать условия Соглашения. Документ представлен во вложении. "Договор об организованном наборе и привлечении" - договор, заключаемый между отправляющей организацией и работодателем об условиях временной трудовой деятельности в рамках организованного набора и привлечения трудящихся-мигрантов. В соответствии со ст. 10 Соглашения от 05.04.2017 трудящиеся-мигранты имеют права и обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации. Трудящиеся-мигранты имеют право на социальное страхование (кроме обязательного медицинского) и пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами, участниками которых являются государства сторон.
Обоснование: Страховые взносы всем иностранным работникам - гражданам ЕАЭС, временно пребывающим с патентом или разрешением на работу, временно и постоянно проживающим, получившим временное убежище - начисляйте так же, как и россиянам. Исключения - временно пребывающие ВКС и иностранцы, застрахованные по международному соглашению только по одному или двум видам страхования (ст. 425 НК РФ, ст. 5 Закона N 125-ФЗ, Письмо Минфина от 20.01.2020 N 03-04-05/2606).
Иностранцам, застрахованным по международному соглашению только по одному или двум видам страхования, взносы по каждому виду начисляйте в процентах от суммы по единому тарифу: на ОПС - 72,8%, на ВНиМ - 8,9%, на ОМС - 18,3%. Например, взносы по единому тарифу - 30 000 руб., на выплаты временно пребывающему гражданину Китая надо начислить только взносы на ВНиМ 2 670 руб. (30 000 руб. x 8,9%) и ОМС 5 490 руб. (30 000 руб. x 18,3%) (ст. 431 НК РФ, Письмо Минфина от 11.05.2023 N 03-15-06/42660).
НДФЛ за иностранца-нерезидента считайте отдельно по каждой выплате, вычеты - стандартные, имущественные, социальные - не применяйте. Для иностранцев с патентом, ВКС, граждан ЕАЭС, беженцев и лиц, получивших временное убежище, ставка - 13%, а с доходов свыше 5 млн руб. - 15%. Для остальных нерезидентов ставка - 30%. За иностранца-резидента НДФЛ платите как за обычных работников (ст. 226 НК РФ, Письмо Минфина от 17.07.2015 N 03-08-05/41341).
НДФЛ по иностранцу с патентом можно уменьшить на уплаченные им фиксированные платежи. Для этого направьте в ИФНС форму КНД 1110055 с копиями заявления работника об уменьшении НДФЛ и квитанций об уплате фиксированных платежей. Получив уведомление о праве на уменьшение налога, пересчитайте НДФЛ за год, к которому относится платеж, и верните работнику излишне удержанную сумму (ст. 227.1 НК РФ, Письма ФНС от 10.03.2016 N БС-4-11/3920@, УФНС по г. Москве от 26.06.2017 N 20-15/094586).
Больничный оплачивайте так же, как россиянам: гражданам ЕАЭС; постоянно и временно проживающим иностранцам. Временно пребывающим пособие платите при условии, что в течение 6 месяцев перед месяцем болезни за них платили взносы. Временно пребывающим ВКС больничный не оплачивайте (ч. 1, 4.1 ст. 2 Закона N 255-ФЗ). {Типовая ситуация: Иностранный работник: взносы, НДФЛ, больничные (Издательство "Главная книга", 2024) {КонсультантПлюс}}
Как начислить страховые взносы на выплаты иностранцам, работающим по патенту
Взносы на ОПС, ОМС, на случай ВНиМ и на страхование от несчастных случаев в этом случае нужно начислять в общем порядке, предусмотренном для выплат работникам - гражданам РФ, если в отношении таких иностранцев не установлен отдельный порядок страхования на основании международного договора РФ (п. 1 ст. 420 НК РФ, п. 1 ст. 7 Закона о пенсионном страховании, ст. ст. 3, 5, п. 1 ст. 20.1 Закона N 125-ФЗ). Готовое решение: Как начислить и уплатить страховые взносы, в том числе от несчастных случаев, на выплаты иностранным работникам (КонсультантПлюс, 2024) {КонсультантПлюс}
Набор граждан Узбекистана или Таджикистана и их привлечение к трудовой деятельности на территории РФ могут осуществляться в организованном порядке. Общие правила такого трудоустройства установлены Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Узбекистан об организованном наборе и привлечении граждан Республики Узбекистан для осуществления временной трудовой деятельности на территории Российской Федерации (заключено в г. Москве 05.04.2017) (далее - Соглашение от 05.04.2017), а также Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан об организованном наборе граждан Республики Таджикистан для осуществления временной трудовой деятельности на территории Российской Федерации (заключено в г. Москве 17.04.2019) (далее - Соглашение от 17.04.2019).
В соответствии со ст. 10 Соглашения от 05.04.2017 трудящиеся-мигранты имеют права и обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации. Трудящиеся-мигранты имеют право на социальное страхование (кроме обязательного медицинского) и пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами, участниками которых являются государства сторон. {Вопрос: Обязан ли работодатель выплачивать гражданину Узбекистана или Таджикистана, привлеченному к работе в порядке организованного набора, пособие по временной нетрудоспособности, если работник заболел? ("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2023) {КонсультантПлюс}}
#кадровику
Посмотреть ответ специалиста
До начала самостоятельной работы для всех работников проводится первичный инструктаж.
При этом работодатель вправе освободить от прохождения инструктажа отдельные категории работников.
При переводе работника, прошедшего необходимое ему в соответствии с Правилами, утв. Постановлением Правительства РФ N 2464, обучение по охране труда, на другую должность, а также при изменении наименования его рабочего места или структурного подразделения повторное обучение по охране труда и проверка знания требований охраны труда не требуются в случае, если сохраняются условия труда работника, а также идентифицированные ранее источники опасности.
Таким образом, первичный инструктаж при временном переводе не требуется.
Обоснование:
13. Первичный инструктаж по охране труда проводится для всех работников организации до начала самостоятельной работы, а также для лиц, проходящих производственную практику. Допускается освобождение отдельных категорий работников от прохождения первичного инструктажа по охране труда в случае, если их трудовая деятельность связана с опасностью, источниками которой являются персональные электронно-вычислительные машины (персональные компьютеры), аппараты копировально-множительной техники настольного типа, единичные стационарные копировально-множительные аппараты, используемые периодически для нужд самой организации, иная офисная организационная техника, а также бытовая техника, не используемая в технологическом процессе производства, и при этом другие источники опасности отсутствуют, а условия труда по результатам проведения специальной оценки условий труда являются оптимальными или допустимыми. Информация о безопасных методах и приемах выполнения работ при наличии такой опасности должна быть включена в программу вводного инструктажа по охране труда. Перечень профессий и должностей работников, освобожденных от прохождения первичного инструктажа по охране труда, утверждается работодателем.
62. Вновь принимаемые на работу работники, а также работники, переводимые на другую работу, проходят обучение требованиям охраны труда в сроки, установленные работодателем, но не позднее 60 календарных дней после заключения трудового договора или перевода на другую работу, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7 настоящих Правил.
7. При переводе работника, прошедшего необходимое ему в соответствии с настоящими Правилами обучение по охране труда, на другую должность, а также при изменении наименования его рабочего места или структурного подразделения повторное обучение по охране труда и проверка знания требований охраны труда не требуются в случае, если сохраняются условия труда работника, а также идентифицированные ранее источники опасности.
Актуально на 13.06.2023
Вопрос: Можно ли сотрудников бухгалтерии, кадровой службы, которые не участвуют в технологическом процессе, освободить от первичного и повторного инструктажей?
Ответ: Да, можно. От первичного и повторного инструктажей можно освободить работников с оптимальными или допустимыми условиями труда, использующих только компьютеры, офисную оргтехнику и не занятую в технологическом процессе бытовую технику. К ним относятся все офисные работники. Перечень должностей, освобожденных от инструктажа, утвердите приказом руководителя.
Полезные документы:
|
|
||
|
|
||
|
Пункты 13, 15 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 24.12.2021 N 2464 |
|
"Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2023
Вопрос: Нужно ли проводить обучение по охране труда работников, принимаемых на период исполнения обязанностей временно отсутствующих работников (на время отпусков - 30 - 40 календарных дней)?
Ответ: Нужно.
Правовое обоснование: Согласно п. 62 Правил обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда (утв. Постановлением Правительства РФ от 24.12.2021 N 2464 "О порядке обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда") вновь принимаемые на работу работники, а также работники, переводимые на другую работу, проходят обучение требованиям охраны труда в сроки, установленные работодателем, но не позднее 60 календарных дней после заключения трудового договора или перевода на другую работу, за исключением случаев, предусмотренных п. 7 вышеуказанных Правил.
03.03.2023
Актуально на 30.10.2023
Вопрос: Работника перевели на другую должность в том же цеху. Условия труда не изменились, и оцененные риски по обеим профессиям остались одинаковыми. Надо ли проводить повторное обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда при смене должности?
Ответ: Нет, не надо, если условия труда работника, а также идентифицированные ранее источники опасности сохраняются.
В соответствии с п. 7 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 2464, при переводе работника, прошедшего необходимое ему в соответствии с настоящими Правилами обучение по охране труда, на другую должность, а также при изменении наименования его рабочего места или структурного подразделения повторное обучение по охране труда и проверка знания требований охраны труда не требуются в случае, если сохраняются условия труда работника, а также идентифицированные ранее источники опасности.
Полезные документы:
|
Пункт 7 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 24.12.2021 N 2464 |
|
|
|
Как организовать обучение требованиям охраны труда работников организации |
|
#юристу
Посмотреть ответ специалиста
В соответствии с разделом 11 Порядка приема и вручения внутренних регистрируемых почтовых отправлений утв. Приказ АО "Почта России" от 21.06.2022 N 230-п по истечении установленного срока хранения почтовые отправления возвращаются по обратному адресу отправителя, указанному на РПО, если иное не предусмотрено договором. При этом взимание платы данным приказом не предусмотрено, однако оно может быть предусмотрено договором. В случае если возврат осуществляется по новому адресу ( не указанному в отправлении) взимается плата, размер которой определяется в соответствии с договором между Обществом и пользователем услугами почтовой связи.
Обоснование:
11.8. По истечении установленного срока хранения почтовые отправления возвращаются по обратному адресу отправителя, указанному на РПО, если иное не предусмотрено договором. При этом операция "Возврат" с соответствующей причиной возврата автоматически формируется в ИС и передается в СОРПО.
11.12. При возврате по обратному адресу РПО, за исключением разряда "Судебное", почтовый работник оформляет возвращаемые РПО следующим образом: на лицевой стороне оболочки на свободном месте слева от зоны адресного блока получателя указывается "В" и индекс ОПС места возврата, при этом адрес и индекс получателя перечеркиваются (приложение N 41 к Порядку).
При возврате по новому адресу, почтовый работник оформляет возвращаемые РПО следующим образом: на лицевой стороне оболочки на свободном месте слева от золы адресного блока получателя указывается "В", новый подробный адрес и индекс ОПС места возврата, при этом прежний адрес и индекс отправителя и получателя перечеркиваются (приложение N 41 к Порядку).
За пересылку по новому адресу и возврат по новому адресу почтовых отправлений взимается плата, размер которой определяется в соответствии с договором между Обществом и пользователем услугами почтовой связи.
11.15. В ОПС/УКД места возврата на каждое возвращенное или отправленное по новому адресу (по заявлению пользователя) почтовое отправление начисляется тариф за пересылку (за исключением отправлений EMS и РПО разряда "Судебное") без учета суммы платы за объявленную ценность (если иное не предусмотрено договором) в соответствии с действующими тарифами на момент возврата или отправки по новому адресу, установленными Обществом, который указывается в ИС.
Сумма тарифа автоматически передается в ОПС места вручения и подлежит взиманию с адресата при вручении РПО.
#специалисту по госзакупкам
Посмотреть ответ специалиста
Изменения контракта на выполнение работ по текущему ремонту могут проводиться на основании п. 1.2 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ. Но данное основание разрешает увеличение количества товара либо объема работ (или услуг), предусмотренных контрактом, не более чем на десять процентов или уменьшение предусмотренных контрактом количества поставляемого товара, объема выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов. Учитывая, что в задаваемом вопросе речи об увеличении объема выполняемой работы не идет, можно сделать вывод о невозможности изменения контракта по данному пункту.
Вместе с тем, согласно ч.65.1 ст.112 ФЗ-44 допускается изменение любых существенных условий контракта, если при исполнении такого контракта возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения. Для применения указанного основания требуется решение органа государственной власти субъекта либо местной администрации при осуществлении закупки для нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд соответственно. В иных случаях изменение контракта на текущий ремонт не представляется возможным.
Обоснование:
1. Изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в следующих случаях:
1) утратил силу с 1 января 2022 года. - Федеральный закон от 02.07.2021 N 360-ФЗ;
1.1) при снижении цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта;
(п. 1.1 введен Федеральным законом от 02.07.2021 N 360-ФЗ)
1.2) если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом (за исключением контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, геологическому изучению недр, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации) количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на десять процентов цены контракта. При уменьшении предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы товара, работы или услуги. Цена единицы дополнительно поставляемого товара или цена единицы товара при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара;
В каких случаях и как можно увеличить цену контракта
Вы можете увеличить цену контракта не более чем на 10% в следующих случаях:
1) вам необходимо увеличить количество товаров, услуг, работ согласно п. 1.2 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ.
В рамках указанного размера можно увеличить количество товара, объем работ, услуг, предусмотренное по определенным позициям локального сметного расчета. Проверьте, чтобы пропорционально количеству дополнительного товара, объема работ или услуг изменилась и общая стоимость сметного расчета, но не более чем на 10% (Письма Минфина России от 19.03.2020 N 24-03-08/21456, от 11.12.2019 N 24-03-07/96489).
Чтобы рассчитать новую цену, нужно умножить цену за единицу товара (работы, услуги) на его новое количество.
Учтите, что положения данной нормы не применяются к контрактам:
- если они предусматривают выполнение работ по строительству, реконструкции, капремонту, сносу объектов капстроительства, геологическому изучению недр или по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ;
- если при их заключении использованы формула цены и максимальная цена контракта (Письмо Минфина России от 05.03.2020 N 24-03-07/16668).
Если у вас несколько позиций товаров (работ, услуг), вы можете увеличить только одну из них или сразу несколько (Письма Минфина России от 11.12.2019 N 24-03-07/96489, Минэкономразвития России от 21.02.2017 N ОГ-Д28-1836, от 25.10.2016 N Д28и-2759).
Если цена контракта будет увеличена более чем на 10%, то вас могут привлечь к административной ответственности. Штраф для должностного лица составит 20 тыс. руб., а для юридического - 200 тыс. руб. Если это же нарушение повлекло дополнительный расход бюджетных средств или уменьшение объема закупки - штраф будет назначен в двукратном размере дополнительно израсходованных средств или цены уменьшенного объема по контракту (ч. 4 - 5 ст. 7.32 КоАП РФ);
2) нужно изменить объем и (или) вид работ в контракте на выполнение работ по строительству, реконструкции, капремонту, сносу объекта капстроительства, геологическому изучению недр или по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ либо в контрактах, предусмотренных ч. 16, 16.1 ст. 34 Закона N 44-ФЗ (п. 1.3 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).
Обратите внимание: вы можете увеличить цену более чем на 10%, если при строительстве требуются дополнительные работы, которые было невозможно предвидеть и без которых нельзя дальше исполнять контракт. Однако делать это нужно в исключительных случаях и приготовиться отстаивать свою позицию в суде (п. 12 Обзора судебной практики, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017).
Увеличить цену контракта не более чем на 30% можно, когда:
1) возникли независящие от сторон обстоятельства, из-за которых нельзя исполнить заключенный на срок не менее одного года контракт, цена которого составляет или превышает предельный размер, установленный Правительством РФ. Это касается контрактов жизненного цикла, предусматривающих проектирование, строительство, реконструкцию, капремонт объекта капстроительства, контрактов, определенных ч. 16.1 ст. 34 Закона N 44-ФЗ, и контрактов на выполнение работы по строительству, реконструкции, капремонту, сносу объекта капстроительства, геологическому изучению недр или по сохранению объектов культурного наследия. К отмеченным обстоятельствам относятся в том числе необходимость изменения проектной документации или существенное увеличение стоимости строительных ресурсов, которое привело к увеличению общей стоимости строительства и невозможности исполнения контракта (п. 8 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, Письмо Минфина России N 24-06-06/45785, Минстроя России N 24044-АЛ/09, ФАС России N ПИ/47490/21 от 10.06.2021).
Обратите внимание, что в этом случае вам потребуется письменное обоснование изменения, основанное на решении Правительства РФ, высшего исполнительного органа госвласти субъекта РФ или местной администрации;
1) при исполнении контракта сметная стоимость строительства, реконструкции, капремонта (определенная по итогам проверки на предмет достоверности ее определения в ходе госэкспертизы проектной документации) превысила цену контракта. Это касается (п. 11 ч. 1 ст. 95, пп. "а" п. 1 ч. 62 ст. 112 Закона N 44-ФЗ):
- контракта жизненного цикла (если он предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капремонт объекта капстроительства);
- контракта, предусмотренного ч. 16.1 ст. 34 Закона N 44-ФЗ;
- контракта, заключенного по ч. 56 ст. 112 Закона N 44-ФЗ.
Изменение цены осуществляется с учетом указанной сметной стоимости на основании решения Правительства РФ, высшего исполнительного органа госвласти субъекта РФ, местной администрации;
2) при исполнении заключенного на срок не менее одного года контракта возникли независящие от сторон обстоятельства, которые влекут невозможность его исполнения. Это касается контракта на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ, цена которого составляет или превышает 100 млн руб. (п. 13 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).
Данное изменение осуществляется при наличии письменного обоснования на основании решения Правительства РФ, высшего исполнительного органа госвласти субъекта РФ или местной администрации. Изменение не должно приводить к увеличению срока исполнения контракта;
3) заключен контракт на поставку лекарств, медизделий, расходных материалов и по предложению заказчика увеличивается предусмотренное контрактом количество таких товаров не более чем на 30%. Цену контракта можно изменить (с учетом бюджетного законодательства РФ) пропорционально исходя из цены единицы товара. Цена единицы товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на количество товаров, предусмотренное в контракте. Изменить контракт по данному основанию можно до 31 декабря 2024 г. (ч. 65.2 ст. 112 Закона N 44-ФЗ). При принятии решения на основании указанной нормы необходимо учитывать цену контракта исходя из ранее внесенных изменений в соответствии с п. 1.2 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ (при наличии таких изменений) (Письмо Минфина России от 17.03.2023 N 24-06-06/22838).
Также увеличить цену контракта можно, если:
- возникли независящие от сторон обстоятельства, из-за которых невозможно исполнить контракт без изменения его условий. Это относится к контрактам, которые соответствуют критериямп. 1Постановления N 1186 (п. п. 2-4 ч. 1 ст. 95Закона N 44-ФЗ).
В этом случае может измениться не только цена, но и другие существенные условия контракта, например, объемы работ или сроки их выполнения.
- выросли в соответствии с законодательством РФ регулируемые цены (тарифы) (п. 5 ч. 1 ст. 95Закона N 44-ФЗ).
Чтобы посчитать новую цену в этой ситуации, умножьте новый тариф на оставшееся количество товаров (работ, услуг);
- заключен контракт с иностранной организацией на лечение гражданина РФ за границей и нужно увеличить перечень медуслуг (п. 7 ч. 1 ст. 95Закона N 44-ФЗ). В этом случае к старой цене контракта добавьте стоимость дополнительных услуг;
- заключен контракт с единственным поставщиком:
- согласно п. п. 1, 8, 22, 23, 29, 32, 34, 51 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ (п. 10 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ);
- согласно п. п. 3, 40, 41, 46, 52, 56, 59 и 62 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. Изменять такие контракты можно до 31 декабря 2024 г. (ч. 65.3 ст. 112 Закона N 44-ФЗ);
- при исполнении контракта, заключенного до 1 января 2025 г., возникли независящие от сторон обстоятельства, которые влекут невозможность его исполнения. В этом случае скорректировать можно не только цену, но и другие существенные условия контракта. Изменение осуществляется на основании решения Правительства РФ, высшего исполнительного органа госвласти субъекта РФ, местной администрации (ч. 65.1 ст. 112Закона N 44-ФЗ).
Увеличение цены контракта во всех перечисленных случаях оформите допсоглашением.
Увеличить цену контракта можно только в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных на срок исполнения контракта (ч. 1.6 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).
65.1. По соглашению сторон допускается изменение существенных условий контракта, заключенного до 1 января 2025 года, если при исполнении такого контракта возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения. Предусмотренное настоящей частью изменение осуществляется с соблюдением положений частей 1.3 - 1.6 статьи 95 настоящего Федерального закона на основании решения Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд соответственно.
Предусмотрели новое основание для изменения контракта. Допускается изменить любые существенные условия контракта, заключенного до 1 января 2025 г., если при его исполнении возникли независящие от сторон обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения. Изменение осуществляется на основании решения Правительства РФ, высшего исполнительного органа субъекта РФ, местной администрации.