#бухгалтеру бюджетной организации
Посмотреть ответ специалиста
УИН - уникальный идентификатор начисления из 20 или 25 цифр. Он бывает только у платежей в пользу госорганов.
Если вам его не сообщили и его указание в платежном поручении не является обязательным, в поле 22 ставьте "0" (п. 1.22 Положения Банка России N 762-П, п. п. 4.10, 5.10 Приложения N 2, п. 12 Приложения N 3, п. 7 Приложения N 4 к Приказу Минфина от 12.11.2013 N 107н). УИН может быть указан, например, в квитанции на оплату госпошлины.
У текущих платежей по налогам и взносам УИН нет. В платежках по ним в поле 22 ставьте "0". Также ставьте "0", если добровольно погашаете недоимку и пени (п. п. 4.10, 5.10 Приложения N 2, п. 7 Приложения N 4 к Приказу Минфина от 12.11.2013 N 107н).
Если вы заполняете платежное поручение на перечисление текущего платежа в налоговый орган через сервис уплаты налогов и пошлин на официальном сайте ФНС (https://www.nalog.gov.ru), то в сформированном налоговым органом платежном поручении будет указан УИН.
Проверить УИН вы можете по Правилам, установленным в Приложения N 6 к Приказу Минфина от 12.11.2013 N 107н.
Ниже представлены примеры создание УИН по штрафам МВД и приказ Росфиннадзора от 28.02.2014 N 48 "Об идентификаторах, используемых Федеральной службой финансово-бюджетного надзора и ее территориальными органами, в рамках государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах" (данный документ утратил силу в связи с упразднением службы), которые можно применить по образцу для создания УИН.
Обоснование
Где взять УИН для поля 22 платежного поручения (для бюджетной организации)
УИН - уникальный идентификатор начисления из 20 или 25 цифр. Он бывает только у платежей в пользу госорганов. Если вам его не сообщили и его указание в платежном поручении не является обязательным, в поле 22 ставьте "0" (п. 1.22 Положения Банка России N 762-П, п. п. 4.10, 5.10 Приложения N 2, п. 12 Приложения N 3, п. 7 Приложения N 4 к Приказу Минфина от 12.11.2013 N 107н). УИН может быть указан, например, в квитанции на оплату госпошлины.
У текущих платежей по налогам и взносам УИН нет. В платежках по ним в поле 22 ставьте "0". Также ставьте "0", если добровольно погашаете недоимку и пени (п. п. 4.10, 5.10 Приложения N 2, п. 7 Приложения N 4 к Приказу Минфина от 12.11.2013 N 107н).
Если вы заполняете платежное поручение на перечисление текущего платежа в налоговый орган через сервис уплаты налогов и пошлин на официальном сайте ФНС (https://www.nalog.gov.ru), то в сформированном налоговым органом платежном поручении будет указан УИН.
Проверить УИН вы можете по Правилам, установленным в Приложения N 6 к Приказу Минфина от 12.11.2013 N 107н.
Идентификатор начисления (УИН) - уникальный двадцатисимвольный ключ. Все позиции в ключе должны быть заполнены. Для заполнения ключа могут использоваться цифры от 0 до 9 и прописные латинские и русские буквы.
Идентификатор состоит из шести полей.
Первые три символа идентификатора содержат код бюджетной классификации (КБК). Для МВД России выбран код "188".
Четвертый символ - код подразделения в рамках МВД России. Для ГИБДД используется "1".
Пятый символ содержит код платежа. "0" означает, что оплачивается штраф, "1" - госпошлина.
Шестой и седьмой символы содержат дату оформления документа, являющегося основанием для проведения оплаты (протокол, квитанция и т.д.). Для размещения даты в двухсимвольное поле используется следующий алгоритм. Дата преобразуется в десятичное число, у которого старшие разряды - номер дня от начала года, а младший разряд - последняя цифра года. Затем это число представляется в 64-ичной системе счисления с использованием модифицированного кода "Base 64", у которого строчные латинские буквы заменены на прописные русские. Кодовая таблица для модифицированного кода "Base 64" приведена в таблице 1.
Правила расчета контрольного разряда УИН
Контрольный разряд УИН должен формироваться по единым правилам:
- каждому разряду кода, начиная со старшего разряда, присваивается набор весов, соответствующий натуральному ряду чисел от 1 до 10. Если разрядность кода больше 10, то набор весов повторяется;
- если вместо цифры в коде присутствует буква, то значение данного разряда принимается равным остатку от деления порядкового номера буквы в алфавите на 10 (например, для буквы "Л" значение разряда равно 11 mod 10 = 1, а для буквы "N" - равно 35 mod 10 = 5);
- каждая цифра кода умножается на вес разряда и вычисляется сумма полученных произведений;
- контрольное число для кода представляет собой остаток от деления полученной суммы на модуль "11". Контрольное число должно иметь один разряд, значение которого находится в пределах от 0 до 9;
- если получается остаток, равный 10, то для обеспечения одноразрядного контрольного числа необходимо провести повторный расчет, применяя вторую последовательность весов, сдвинутую на два разряда влево (3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 1...). Если в случае повторного расчета остаток от деления вновь сохраняется равным 10, то значение контрольного числа проставляется равным "0".
Примеры:
18810ЗД57KT002522ZZ2 - номер постановления 57КТ002522, дата вынесения постановления ЗД - 05.10.2012
18810НФ50АО309188ZZ5 - номер постановления 50АО309188, дата вынесения постановления НФ - 24.04.2013
18810R564BK229683ZZ8 - номер постановления 64ВК229683, дата вынесения постановления R5 - 22.06.2013.
При нанесении УИН на постановления и платежные документы латинские символы в позициях 6 и 7 печатаются с нижним подчеркиванием.
2. Настоящие Правила распространяются на Федеральную службу финансово-бюджетного надзора и ее территориальные органы.
3. Значение УИН состоит из двадцати знаков. Структура двадцатизначного УИН является единой для Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и ее территориальных органов и включает следующие составные части:
код главного администратора доходов бюджета (1 - 3 разряды);
последние три знака кода бюджетополучателя по РПБС (4 - 6 разряды);
индекс структурного подразделения (7 - 9 разряды);
код дела, имеющий следующее значение: 1 - вынесено постановление по делу об административном правонарушении; 2 - составлен протокол по делу об административном правонарушении для направления мировому судье (10 разряд);
год регистрации дела об административном правонарушении в подразделении Федеральной службы финансово-бюджетного надзора (11 - 12 разряды);
месяц регистрации дела об административном правонарушении в подразделении Федеральной службы финансово-бюджетного надзора (13 - 14 разряды);
порядковый номер регистрации дела об административном правонарушении в подразделении Федеральной службы финансово-бюджетного надзора (15 - 19 разряды);
контрольный разряд (ключ), который рассчитывается по единому, установленному для всех администраторов доходов бюджетов правилу, указанному в пункте 4 настоящих Правил (20 разряд).
#специалисту по госзакупкам
Посмотреть ответ специалиста
При осуществлении закупки товаров, подлежащих обязательной маркировке, необходимо ознакомиться с правилами маркировки и оборота продукции, поскольку требования к ним утверждены отдельными правовыми актами.
Так, к примеру, в обосновании приведена правоприменительная практика по осуществлению закупки шин, когда участник закупки в заявке не указал товарный знак (поскольку его указание предусмотрено правилами маркировки), и Единая комиссия уполномоченного органа отклонила такую заявку.
В свою очередь обязательная маркировка отдельных товаров не влияет на приемку товаров по контрактам, заключенным по Закону N 44-ФЗ, поэтому осуществляете приемку в соответствии с установленными требованиями.
Отметим, что в системе "Честный знак" должны регистрироваться участники оборота товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, - хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность, связанную с приобретением и продажей указанных товаров, а также хозяйствующие субъекты, осуществляющие их поставку, в том числе производители (п. 19 ст. 2 Закона N 381-ФЗ). Однако, согласно Правил маркировки шин средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении шин организации, приобретающих шины для использования в целях, не связанных с их последующей реализаций (продажей) не относятся к участникам оборота шин и ей не надо регистрироваться в системе "Честный знак".
А вот при закупке молочной продукции такие исключения не делаются, в связи, с чем придется зарегистрироваться в системе.
При осуществлении закупки товаров, подлежащих обязательной маркировке необходимо ознакомиться с нормативно-правовым актом, регулирующих маркировку конкретного товара.
Обоснование
"Участники оборота шин" - юридические лица и индивидуальные предприниматели, а также аккредитованные филиалы иностранных юридических лиц в Российской Федерации, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, осуществляющие ввод шин в оборот, оборот и (или) вывод из оборота шин, за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей:
приобретающих шины для использования в целях, не связанных с их последующей реализаций (продажей);
оказывающих услуги в рамках агентских договоров и (или) договоров комиссии и (или) почтовые услуги по доставке шин или связанные с ними услуги при продаже по образцам и дистанционным способам, включая логистические услуги, предпродажную подготовку товара, сборку и упаковку, доставку товара конечным потребителям от имени продавца с одновременным принятием денежных средств за выданный товар или наложенного платежа;
приобретающих либо продающих (реализующих) шины по сделке, сведения о которой составляют государственную тайну (кроме лиц, осуществляющих вывод шин из оборота по таким сделкам);
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 N 2464)
"Участники оборота молочной продукции" - юридические лица и индивидуальные предприниматели, крестьянские (фермерские) хозяйства и аккредитованные филиалы иностранных юридических лиц в Российской Федерации, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, осуществляющие ввод молочной продукции в оборот, и (или) оборот, и (или) вывод из оборота молочной продукции, а также приобретающие молочную продукцию для использования в целях, не связанных с ее последующей реализацией (продажей), в том числе производители молочной продукции, за исключением юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств и аккредитованных филиалов иностранных юридических лиц в Российской Федерации, оказывающих при продаже товаров по образцам или дистанционным способом услуги почтовой связи в отношении почтовых отправлений с наложенным платежом либо услуги доставки товаров потребителям либо выступающих платежными агентами, не осуществляющими оборот маркированного товара, а также приобретающих либо реализующих (продающих) молочную продукцию по сделке, сведения о которой составляют государственную тайну (кроме лиц, осуществляющих вывод молочной продукции из оборота по таким сделкам);
(в ред. Постановления Правительства РФ от 30.11.2021 N 2100)
Товар, являющийся объектом закупки, является товаром, подлежащим обязательной маркировке средствами идентификации, то есть, товаром, включенным в Перечень отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, утвержденный Правительством Российской Федерации.
Так, Комиссией Мурманского УФАС России установлено, что шины и покрышки пневматические резиновые новые, предназначенные для колесных транспортных средств, в том числе сельскохозяйственных и лесохозяйственных тракторов и прицепов к ним, машин и оборудования (за исключением шин, предназначенных для колясок для людей, не способных передвигаться) включены в Перечень отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.04.2018 N 792-р.
Кроме того, Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2019 N 1958 "Об утверждении Правил маркировки шин средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении шин" утверждены Правила маркировки шин средствами идентификации (далее - Правила маркировки шин).
С 01.11.2020 нанесение средств идентификации на шины стало обязательным, а с 15.12.2020 введен запрет на оборот немаркированных шин (пункт 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2019 N 1958).
В соответствии с пунктом 24 Правил маркировки шин для регистрации шин в государственной информационной системе мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, участник оборота шин представляет сведения о регистрируемых шинах, в том числе, сведения о товарном знаке.
В дополнение к указанной информации участник оборота шин вправе представить фотоизображения шин в разных ракурсах.
В предложении об объекте закупки ИП Ш. предлагает к поставке шины пневматические для легковых автомобилей 2021 года выпуска, следовательно, предлагаемый участником товар должен обладать товарным знаком.
Таким образом, заявка ИП Ш. правомерно отклонена Единой комиссией уполномоченного органа по пункту 1 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе, ввиду непредставления информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе.
#бухгалтеру
Посмотреть ответ специалиста
Исходя из разъяснений ведомств, которые сложились в последнее время, можно сделать вывод, что лизинговые платежи учитываются в расходах в соответствии с предусмотренным графиком. Если договором лизинга предусмотрен неравномерный график перечисления лизинговых платежей, расходы признаются в соответствии с графиком. Если договор лизинга предусматривает различные цены за различные периоды, то лизинговые платежи учитываются в расходах по цене, установленной договором на соответствующую дату (месяц, квартал). Полагаем, что первый платеж, несмотря на то, что он значительно превышает сумму остальных платежей по графику, должен учитываться, исходя из размера лизингового платежа и сроков уплаты, утвержденных графиком договора. Платеж не может быть квалифицирован в качестве авансового, только исходя из его размера. В судебной практике сформирована позиция: уплаченный предварительный лизинговый платеж является лизинговым платежом и входит в общую сумму таких платежей, согласованную сторонами договора лизинга, без его внесения дальнейшее исполнение договора невозможно. Исходя из условий договора лизинга, судами подтверждено было право налогоплательщика в целях налогообложения прибыли учесть лизинговые платежи, в том числе предварительный лизинговый платеж, в сроки их уплаты, предусмотренные договором, в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией.
В целях устранения неопределенности актов налогоплательщики, плательщики сборов и налоговые агенты имеют право получать письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах от Министерства финансов РФ, финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в пределах их компетенции (пп. 2 п. 1 и п. 3 ст. 21, п. 2 ст. 24, ст. 34.2 НК РФ). Вашей вины в совершении нарушения не будет, если оно допущено, например, (п. 1 ст. 111 НК РФ): из-за выполнения письменных разъяснений финансового, налогового ведомства или иного уполномоченного госоргана, в том числе мотивированного мнения налогового органа в рамках налогового мониторинга.
Рекомендуем обратиться с официальным запросом по данному вопросу в Минфин России.
Обоснование
Если договором лизинга предусмотрены разные лизинговые платежи за разные периоды, то они учитываются в расходах по цене, установленной договором на соответствующий период (Письмо Минфина России от 27.08.2019 N 03-03-06/1/65731).
Как учитывается для целей налога на прибыль сумма лизингового платежа, если договором предусмотрен неравномерный график перечисления (п. 1 ст. 272, пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ)?
Пункт 1 ст. 272 НК РФ устанавливает, что расходы распределяются на несколько периодов, если договором предусмотрено получение доходов в течение более чем одного отчетного периода и нет условия о поэтапной сдаче товаров (работ, услуг).
Согласно пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ, расходы в виде платежей за принятое в лизинг имущество признаются на одну из следующих дат: на дату расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров или предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для расчетов, либо на последнее число отчетного (налогового) периода.
Возникает вопрос: как учитывается сумма лизингового платежа, если договором предусмотрен неравномерный график перечисления?
По данному вопросу есть две точки зрения.
Согласно официальной позиции, выраженной Минфином России, ФНС России, лизинговые платежи учитываются в расходах в соответствии с предусмотренным графиком. Аналогичные выводы содержат и судебные акты.
Ранее финансовое ведомство и налоговые органы придерживались иного мнения: расходы в виде лизинговых платежей признаются равномерно, даже если договором предусмотрен неравномерный график.
Позиция 1. Если договором лизинга предусмотрен неравномерный график перечисления лизинговых платежей, расходы признаются в соответствии с графиком
Письмо Минфина России от 27.08.2019 N 03-03-06/1/65731
Если договор лизинга предусматривает различные цены за различные периоды, то лизинговые платежи учитываются в расходах по цене, установленной договором на соответствующую дату (месяц, квартал).
Позиция 2. Если договором лизинга предусмотрен неравномерный график перечисления лизинговых платежей, расходы признаются с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов
Письмо Минфина России от 31.05.2007 N 03-03-06/1/349
Путеводитель по налогам. Энциклопедия спорных ситуаций по налогу на прибыль {КонсультантПлюс}
При применении метода начисления расходы учитываются в порядке, установленном ст. 272 НК РФ.
Согласно абз. 1 - 3 п. 1 указанной статьи, расходы, принимаемые для целей налогообложения прибыли с учетом положений гл. 25 НК РФ, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты.
Расходы отражаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они возникают исходя из условий сделок. Если сделка не содержит таких условий и связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем, расходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно.
Чиновники в свое время придерживались такой позиции:
1. Признание расходов в виде лизинговых платежей в налоговом учете осуществляется в соответствии с графиком лизинговых платежей, установленным договором лизинга. Вместе с тем, согласно положениям п. 1 ст. 272 НК РФ, если договором лизинга предусмотрен неравномерный график уплаты лизинговых платежей, расходы в виде таких платежей признаются в налоговом учете исходя из принципа равномерности признания доходов и расходов (Письмо Минфина России от 31.05.2007 N 03-03-06/1/349).
2. Расходы в виде лизинговых платежей учитывают в целях налогообложения прибыли, не исходя из графика их уплаты, а равномерно в течение срока действия договора лизинга (Письмо УФНС по г. Москве от 01.04.2008 N 20-12/030773).
Однако позднее подход чиновников изменился.
Минфин в Письмах от 06.02.2012 N 03-03-06/1/71, от 09.08.2010 N 03-03-04/4 указал, что авансовый платеж, перечисленный лизингополучателем лизингодателю, лизингополучателю необходимо учесть в расходах для налогообложения прибыли организаций в том отчетном (налоговом) периоде, в котором он возник по условиям договора лизинга. Дальнейшие расходы на равномерные лизинговые платежи при их ежемесячном начислении на основании п. 1 ст. 272 НК РФ налогоплательщик-лизингополучатель учитывает равномерно в течение срока уплаты названных платежей в соответствии с установленным графиком.
В Письме от 15.10.2008 N 03-03-05/131 финансисты отметили: если договором лизинга предусмотрен неравномерный график уплаты лизинговых платежей, лизингополучатель, применяющий метод начисления, признает расходы в виде таких платежей для налогообложения прибыли в порядке, определенном пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ, исходя из размера лизинговых платежей и сроков уплаты, утвержденных графиком.
Приведем также позицию судей из Постановления ФАС УО от 07.12.2012 N Ф09-11634/12 по делу N А76-5028/2012.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что по условиям договора лизинга предмет лизинга учитывается на балансе лизингодателя. Уплаченный предварительный лизинговый платеж является лизинговым платежом и входит в общую сумму таких платежей, без его внесения дальнейшее исполнение договора невозможно. Нежилые здания, полученные по договору лизинга, налогоплательщик использует для осуществления деятельности своего филиала. Затраты общества на приобретение лизингового имущества, в том числе по предварительному платежу, связаны с осуществлением деятельности, направленной на получение дохода, и подлежат включению в состав расходов для налогообложения прибыли.
Таким образом, на основании оценки доказательств, доводов сторон, анализа условий договора лизинга судами подтверждено право налогоплательщика в целях налогообложения прибыли учесть лизинговые платежи, в том числе предварительный лизинговый платеж, в сроки их уплаты, предусмотренные договором, в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией.
Довод налоговой инспекции о нарушении налогоплательщиком принципа равномерности признания доходов и расходов, заложенного в абз. 3 п. 1 ст. 272 НК РФ, не основателен, поскольку условиями договора лизинга получение лизингополучателем доходов не определено. Уплаченный предварительный лизинговый платеж является лизинговым платежом и входит в общую сумму таких платежей, согласованную сторонами договора лизинга, без его внесения дальнейшее исполнение договора невозможно.
#кадровику
Посмотреть ответ специалиста
Страховая пенсия по старости до достижения общего пенсионного возраста (далее - досрочная пенсия) назначается сварщикам, электросварщикам и электрогазосварщикам в связи с выполнением ими работ во вредных и тяжелых условиях труда. В любом случае для назначения пенсии необходимо наличие установленного размера ИПК, величина которого в 2024 г. должна быть не ниже 28,2 (п. п. 1, 2 ч. 1 ст. 30, ч. 3 ст. 35 Закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ).
Если работа по должности электрогазосварщика связана с предоставлением компенсаций и льгот, в т.ч. с возможностью назначить пенсию досрочно, то наименование указанной должности должно соответствовать наименованиям, указанным в квалификационных справочниках или профессиональных стандартах.
Основанием для предоставления пенсионной льготы является работа в конкретной профессии (должности), прямо предусмотренной Списком N 2 производств, работ, профессий и должностей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение. Однако при решении вопроса о праве на досрочное назначение страховой пенсии этой категории рабочих соответствие наименования профессии, указанной в штатном расписании, и профессии, указанной в Списке N 2, не является достаточным основанием для возникновения такого права. Существует ряд требований к страхователю-работодателю по оформлению документации и ведению учета рабочего времени лиц, выполняющих работы с льготными условиями труда и претендующими на досрочное пенсионное обеспечение.
При наличии в организации рабочих мест, работа в которых подразумевает назначение досрочной страховой пенсии, страхователю-работодателю необходимо:
- предоставить в территориальный орган СФР (бывший Пенсионный фонд) Перечень профессий, должностей, работа в которых дает право на льготное пенсионное обеспечение. С Информацией для подготовки и представления перечней льготных профессий и сведений о стаже на соответствующих видах работ можно ознакомиться на сайте СФР (https://pfr.gov.ru/branches/ryazan/info~forinsurers/2446). Указанная информация содержит памятки и программы (бесплатные) для ведения отчетности в ПФР по льготным профессиям;
- к вышеуказанному Перечню необходимо предоставить поименный Список лиц, работающих в профессиях, указанных в Перечне;
- обязательным условием является подтверждение сведениями из индивидуального лицевого счета застрахованного лица периодов работы с кодами льготной профессии после его регистрации в персонифицированном учете, т.е. страхователь-работодатель своевременно обязан сдавать в СФР (ПФР) отчеты на застрахованных лиц с указанием кодов льготных профессий;
- периоды работы, в т.ч. предусмотренные п. 2 ч. 1 ст. 30 Закона N 400-ФЗ, имевшие место после 01.01.2013, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии начисления страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным ст. 428 НК РФ (ч. 6 ст. 30 Закона N 400-ФЗ);
- назначение досрочной страховой пенсии, в т.ч. и данной категории рабочих, осуществляется в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в данном пункте, соответствовал вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда на основании Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда".
Обоснование
"Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2020
Вопрос: ПФ России требует изменить наименование профессии в штатном расписании с "электрогазосварщик" на "электрогазосварщик, занятый на ручной резке и сварке" (обосновывая свое решение тем, что в Списке профессий, дающих право на назначение досрочной пенсии, указано наименование: "23200000-19756. Электрогазосварщики, занятые на резке и ручной сварке, на полуавтоматических машинах, а также на автоматических машинах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не ниже 3 класса опасности". 1. Правомерны ли такие требования? 2. Профессия "электрогазосварщик" - верное наименование профессии? 3. "Занятые на резке и ручной сварке, на полуавтоматических машинах, а также на автоматических машинах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не ниже 3 класса опасности" - это характеристика работ или наименование профессии?
Ответ: Если работа по должности электрогазосварщика связана с предоставлением компенсаций и льгот, в т.ч. с возможностью назначить пенсию досрочно, то наименование указанной должности должно соответствовать наименованиям, указанным в квалификационных справочниках или профессиональных стандартах.
Правовое обоснование: Согласно абз. 3 ч. 2 ст. 57 ТК РФ трудовая функция - работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы. Если в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, или соответствующим положениям профессиональных стандартов.
"Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2020
Вопрос: ПФР требует изменить наименование профессии в штатном расписании с "электрогазосварщик" (код в ОКПДТР 19756) на 23200000-19756 "электрогазосварщики, занятые на резке и ручной сварке, на полуавтоматических машинах, а также на автоматических машинах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не ниже 3-го класса опасности" (Постановление Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10 (ред. от 02.10.1991) "Об утверждении Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение"). Насколько правомерно такое требование? Нужно ли изменять наименование профессии в штатном расписании, оформлять перевод сотрудника в связи с изменением наименования профессии?
Ответ: Наименование должности должно соответствовать профстандарту, если компенсации и льготы предоставляются за работу по такой должности (профессии или специальности). Сама по себе работа в опасных условиях труда не требует обязательного указания должности в соответствии с профстандартом.
Правовое обоснование: Согласно ст. 57 ТК РФ если в соответствии с настоящим Кодексом, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, или соответствующим положениям профессиональных стандартов.
Назначение пенсии сварщикам, работающим во вредных условиях труда
Сварщикам, электросварщикам и электрогазосварщикам, занятым на работах с вредными условиями труда, на подземных работах и в горячих цехах, досрочная пенсия назначается при одновременном соблюдении следующих условий: достижение определенного возраста (для мужчин - 50 лет, для женщин - 45 лет), наличие выработки на таких работах (соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев) и наличие страхового стажа (соответственно не менее 20 и 15 лет). Если на этих работах отработано не менее половины указанного срока и имеется требуемый страховой стаж, пенсия назначается с уменьшением пенсионного возраста, установленного на 31.12.2018 (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин), на один год за каждый полный год такой работы (п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона N 400-ФЗ).
Обратите внимание! В стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня. При этом под полным рабочим днем понимается выполнение работ в соответствующих условиях труда не менее 80% рабочего времени (п. 5 Разъяснения Минтруда России от 22.05.1996 N 5, утв. Постановлением Минтруда России от 22.05.1996 N 29).
Досрочно выйти на пенсию по данному основанию могут сварщики, электросварщики и электрогазосварщики, занятые, в частности (ч. 2 ст. 30 Закона N 400-ФЗ; пп. "а" п. 1 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 N 665; пп. "а" п. 2 разд. I, пп. "а" п. 4 разд. III, пп. "а" п. 19 разд. VII, пп. "а" п. 1 разд. XI, пп. "а" п. 2 разд. XIV Списка N 1, утв. Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10):
- на подземных работах на строительстве, реконструкции, техническом перевооружении и капитальном ремонте горных выработок, метрополитенов, подземных каналов, тоннелей и других подземных сооружений (электрогазосварщики и электросварщики);
- на исправлении дефектов на отливках в горячем состоянии на литейном производстве (электрогазосварщики);
в технологических цехах обогатительных фабрик при производстве асбеста (электрогазосварщики и электросварщики);
- печной сваркой труб (сварщики);
- сваркой изделий из тугоплавких металлов (сварщики).
Назначение пенсии сварщикам, работающим в тяжелых условиях труда
Сварщикам, электросварщикам и электрогазосварщикам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, досрочная пенсия назначается при одновременном соблюдении следующих условий: достижение определенного возраста (для мужчин - 55 лет, для женщин - 50 лет), наличие выработки на таких работах (соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет) и наличие страхового стажа (соответственно не менее 25 и 20 лет). Если на тяжелых работах отработано не менее половины указанного срока и имеется требуемый страховой стаж, страховая пенсия назначается с уменьшением пенсионного возраста, установленного по состоянию на 31.12.2018 (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин), на один год за каждые два с половиной года такой работы мужчинам и за каждые два года такой работы женщинам (п. 2 ч. 1 ст. 30 Закона N 400-ФЗ).
Досрочно выйти на пенсию по данному основанию могут, например, сварщики на машинах контактной (прессовой) сварки, сварщики термитной сварки, электрогазосварщики и электросварщики, занятые на ручной сварке (ч. 2 ст. 30 Закона N 400-ФЗ; пп. "б" п. 1 Постановления N 665; пп. "а" п. 1 разд. VI, пп. "а" п. 12 разд. XIV, разд. XXXIII Списка N 2, утв. Постановлением Кабинета Министров СССР N 10).
Обратите внимание! Ошибочное указание профессии (газоэлектросварщик) в трудовой книжке не препятствует праву электрогазосварщика на льготное пенсионное обеспечение (Информационное письмо Минтруда России N 3073-17, ПФР N 06-27/7017 от 02.08.2000).
Изложенные условия назначения досрочной пенсии сварщикам, электросварщикам и электрогазосварщикам применяются в отношении периодов работы, имевших место после 01.01.2013, если условия их труда подтверждены действительными результатами аттестации рабочих мест (до 31.12.2018) либо соответствовали вредному или опасному классу условий труда согласно результатам специальной оценки условий труда и работодатель начислял страховые взносы на обязательное пенсионное страхование по дополнительным тарифам (ч. 6 ст. 30, ч. 8 ст. 35 Закона N 400-ФЗ).
#юристу
Посмотреть ответ специалиста
В соответствии с п. 1 ст. 2 ГК РФ участниками регулируемых гражданским законодательством отношений являются граждане и юридические лица. При этом гражданин в силу п. 1 ст. 19 ГК РФ приобретает и осуществляет права и обязанности под своим именем, включающим фамилию и собственно имя, а также отчество, если иное не вытекает из закона или национального обычая. Согласно ст. 19 ГК РФ гражданин вправе переменить свое имя в порядке, установленном законом. Перемена гражданином имени не является основанием для прекращения или изменения его прав и обязанностей, приобретенных под прежним именем. Гражданин обязан принимать необходимые меры для уведомления своих должников и кредиторов о перемене своего имени и несет риск последствий, вызванных отсутствием у этих лиц сведений о перемене его имени. Гражданин, переменивший имя, вправе требовать внесения за свой счет соответствующих изменений в документы, оформленные на его прежнее имя.
Действующее законодательство не требует обязательного заключения дополнительного соглашения при изменении фамилии контрагента. В этой ситуации стороны по договору не изменяются. Но во избежание недоразумений и вопросов со стороны контролирующих органов дополнительное соглашение к договору аренды все же лучше оформить.
Обоснование
Статья 19. Имя гражданина
1. Гражданин приобретает и осуществляет права и обязанности под своим именем, включающим фамилию и собственно имя, а также отчество, если иное не вытекает из закона или национального обычая.
В случаях и в порядке, предусмотренных законом, гражданин может использовать псевдоним (вымышленное имя).
2. Гражданин вправе переменить свое имя в порядке, установленном законом. Перемена гражданином имени не является основанием для прекращения или изменения его прав и обязанностей, приобретенных под прежним именем.
Гражданин обязан принимать необходимые меры для уведомления своих должников и кредиторов о перемене своего имени и несет риск последствий, вызванных отсутствием у этих лиц сведений о перемене его имени.
Гражданин, переменивший имя, вправе требовать внесения за свой счет соответствующих изменений в документы, оформленные на его прежнее имя.
3. Имя, полученное гражданином при рождении, а также перемена имени подлежат регистрации в порядке, установленном для регистрации актов гражданского состояния.
4. Приобретение прав и обязанностей под именем другого лица не допускается.
Имя физического лица или его псевдоним могут быть использованы с согласия этого лица другими лицами в их творческой деятельности, предпринимательской или иной экономической деятельности способами, исключающими введение в заблуждение третьих лиц относительно тождества граждан, а также исключающими злоупотребление правом в других формах.
(абзац введен Федеральным законом от 30.12.2012 N 302-ФЗ)
5. Вред, причиненный гражданину в результате нарушения его права на имя или псевдоним, подлежит возмещению в соответствии с настоящим Кодексом.
При искажении имени гражданина либо при использовании имени способами или в форме, которые затрагивают его честь, умаляют достоинство или деловую репутацию, гражданин вправе требовать опровержения, возмещения причиненного ему вреда, а также компенсации морального вреда.
(п. 5 в ред. Федерального закона от 30.12.2012 N 302-ФЗ)
ст. 19 ГК РФ {КонсультантПлюс}
Как составить дополнительное соглашение об изменении реквизитов сторон договора
Составьте дополнительное соглашение об изменении реквизитов сторон (одной из сторон) договора в виде одного документа, подписанного сторонами. Его можно составить в простой письменной форме, даже если договор был зарегистрирован. Регистрация некоторых договоров нужна для того, чтобы их считали заключенными третьи лица (п. 3 ст. 433 ГК РФ). Однако изменение реквизитов касается только сторон и не затрагивает интересы третьих лиц.
В дополнительном соглашении изложите в новой редакции весь раздел "Реквизиты сторон". Проверьте, не упоминаются ли измененные реквизиты в других частях договора. Если такие пункты есть, также изложите их в новой редакции.
Рекомендуем указать на обоих экземплярах договора, что к нему было подписано дополнительное соглашение, с указанием номера и даты. Также вы можете подшить это соглашение к договору. В этом случае ни одна из сторон не забудет об изменении реквизитов.