#кадровику
Посмотреть ответ специалиста
Судебная практика, когда работодатель взыскивал бы необоснованно выплаченные компенсационные выплаты работникам за разъездной характер работы не обнаружена. При этом есть судебная практика, когда работодатель взыскивает с работника (бывшего работника) неосновательное обогащение.
Привлечь работника к материальной ответственности можно при наличии совокупности обстоятельств:
- прямого действительного ущерба, подтвержденного соответствующими документами;
- вины работника в причинении работодателю такого ущерба. Под виной понимаются умысел или неосторожность в действиях работника, которые привели к возникновению ущерба у работодателя. Умысел состоит в том, что работник знал (предполагал) о возникновении у работодателя прямого действительного ущерба от его действий;
- совершения работником неправомерных действий (или бездействия), т.е. нарушающих нормы законодательства (условий трудового договора);
- причинно-следственной связи между действиями работника и возникшим у работодателя прямым действительным ущербом.
Такое требование установлено статьей 233 ТК РФ.
Чтобы привлечь к ответственности, нужно провести проверку (установить виновных, сумму ущерба), запросить объяснения с виновного лица и издать приказ.
Если же вины работника нет, то максимум, что ему грозит, это возврат неосновательного обогащения.
В данном случае советую вам провести расследование, установить по чьей инициативе были начислены компенсационные выплаты, чем это было обусловлено. В результате вы сможете установить виновное лицо, которое можно привлечь к материальной ответственности. И установить его мотивы.
Обоснование
Работникам, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, а также работникам, работающим в полевых условиях или участвующим в работах экспедиционного характера, работодатель возмещает связанные со служебными поездками:
- расходы по проезду;
- расходы по найму жилого помещения;
- дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные, полевое довольствие);
- иные расходы, произведенные работниками с разрешения или ведома работодателя.
Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения:
1) имущество, переданное во исполнение обязательства до наступления срока исполнения, если обязательством не предусмотрено иное;
2) имущество, переданное во исполнение обязательства по истечении срока исковой давности;
3) заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки;
4) денежные суммы и иное имущество, предоставленные во исполнение несуществующего обязательства, если приобретатель докажет, что лицо, требующее возврата имущества, знало об отсутствии обязательства либо предоставило имущество в целях благотворительности.
Работодатель имеет право обратиться в суд по спорам о возмещении работником ущерба, причиненного работодателю, в течение одного года со дня обнаружения причиненного ущерба.
Компенсационные выплаты за разъездной характер работы по определению не носят стимулирующий характер и не являются элементом оплаты труда (постановления АС УО от 05.07.2017 N Ф09-3285/17 по делу N А60-40533/2016 (оставлено в силе Определением ВС РФ от 03.11.2017 N 309-КГ17-15716), АС ПО от 30.10.2017 N Ф06-24504/2017 по делу N А65-27526/2016 и др.).
Разъездная работа — работа, изначально предусматривающая исполнение должностных обязанностей вне места расположения организации. В отличие от командировок, носящих временный характер, разъездная работа связана с постоянными служебными поездками. Например, курьер, водитель или экспедитор (Письмо Минтруда от 18.09.2020 N 14-2/ООГ-15047).
Разъездной характер работы установите в трудовом договоре. Порядок и размеры компенсации расходов на служебные поездки закрепите в трудовом или коллективном договоре либо в ЛНА. Суточные можно платить в размере, предусмотренном ЛНА, закон их не нормирует (ст. ст. 57, 168.1 ТК РФ).
Сам ТК РФ не содержит понятия неосновательного обогащения. Поэтому следует обратиться к Гражданскому кодексу. Обязательства из неосновательного обогащения возникают при наличии трех обязательных условий: имеет место приобретение или сбережение имущества; такие действия произведены за счет другого лица; они не основаны ни на законе, ни на сделке, то есть происходят неосновательно. Согласно п. 3 ст. 1109 ГК РФ не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения зарплата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки. Именно доказать вышеупомянутую ошибку недобросовестностью работодателю бывает сложнее всего, особенно при отсутствии четкого определения данного понятия.
Показательным является Определение Третьего КСОЮ от 15 декабря 2021 г. N 8Г-20450/2021. Так, 6 мая 2020 г. работодатель издал приказ о прекращении трудового договора с сотрудницей с 14 мая 2020 г. в связи с сокращением штата, а 12 мая 2020 г. направил в Управление казначейства реестры на перечисление работнице выходного пособия и компенсации за неиспользованный отпуск. 13 мая 2020 г. стороны подписали дополнительное соглашение к трудовому договору в связи с переводом на другую должность. После работодатель просил вернуть выплаченные работнице суммы или оформить заявление на зачет выплаченных сумм, сотрудница оставила просьбу без ответа. Тогда работодатель обратился в суд.
Суд первой инстанции посчитал, что оснований для взыскания с работницы выплаченных денежных средств нет, так как нет счетной ошибки и недобросовестности в ее действиях.
Однако суды апелляционной и кассационной инстанций с таким выводом не согласились и посчитали действия работницы, достоверно знающей о дате увольнения и дате расчета, недобросовестными. Сотрудница, подав заявление о переводе на другую должность и продолжив работать, получала заработную плату в те же месяцы, за которые работодатель выплатил выходное пособие (как материальную поддержку на время трудоустройства), то есть в данном случае сотрудница дважды получила денежные суммы за один и тот же период. Исходя из этого, суды пришли к выводу о том, что у сотрудницы не имелось правовых оснований для получения выходного пособия и полученные денежные средства являются неосновательным обогащением, следовательно, подлежат возврату.
#специалисту по госзакупкам
Посмотреть ответ специалиста
Отсутствие в заявке на участие в закупке указания (декларирования) страны происхождения поставляемого товара не является основанием для отклонения заявки на участие в закупке, и такая заявка рассматривается как содержащая предложение о поставке иностранных товаров. Как предоставляется приоритет товаром российского происхождения — смотрите. в обосновании.
Обоснование
Установить, что условием предоставления приоритета является включение в документацию о закупке следующих сведений, определенных положением о закупке:
а) требование об указании (декларировании) участником закупки в заявке на участие в закупке (в соответствующей части заявки на участие в закупке, содержащей предложение о поставке товара) наименования страны происхождения поставляемых товаров;
б) положение об ответственности участников закупки за представление недостоверных сведений о стране происхождения товара, указанного в заявке на участие в закупке;
в) сведения о начальной (максимальной) цене единицы каждого товара, работы, услуги, являющихся предметом закупки;
г) условие о том, что отсутствие в заявке на участие в закупке указания (декларирования) страны происхождения поставляемого товара не является основанием для отклонения заявки на участие в закупке и такая заявка рассматривается как содержащая предложение о поставке иностранных товаров;
...
Кроме того, в целях поддержки российских товаропроизводителей и в реализацию пункта 1 части 8 статьи 3 Закона N
Необходимо отметить, что условием предоставления приоритета, установленного Постановлением N 925, является включение в документацию о закупке, в том числе следующих сведений, определенных положением о закупке:
требование об указании (декларировании) участником закупки в заявке на участие в закупке (в соответствующей части заявки на участие в закупке, содержащей предложение о поставке товара) наименования страны происхождения поставляемых товаров;
положение об ответственности участников закупки за представление недостоверных сведений о стране происхождения товара, указанного в заявке на участие в закупке (подпункты «а» и «б» пункта 5 Постановления N 925).
Как предоставить преимущество в отношении товаров, работ, услуг российского происхождения
Преимущество предоставляется при проведении конкурентных закупок. По общему правилу это 15% от цены, предложенной участником. Исключение — закупка радиоэлектронной продукции, интеллектуальных систем управления электросетевым хозяйством (например, систем учета электрической энергии (мощности)) и (или) ПО, являющегося компонентом таких систем. В этом случае преимущество предоставляется в размере 30% (п. п. 2, 2(1), 3, 3(1), 4, 4(1) Постановления N 925).
Учтите также, что Постановление N 925 необходимо применять в случаях, которые не противоречат положениям Договора о ЕАЭС и ГАТТ 1994 (Письмо Минфина России от 23.01.2020 N 24-03-08/3829).
Наряду с отечественными товарами (работами, услугами) преимущества предоставляются товарам (работам, услугам) из ЕАЭС. Данная позиция отражена в Письмах ФАС России от 22.11.2019 N ИА/102692/19, Минфина России от 06.11.2019 N 24-03-07/85221, Минэкономразвития России от 10.04.2017 N ОГ-Д28-4261.
Страна происхождения товара определяется заказчиком на основании сведений о товаре, которые участник представил в своей заявке. Для этих целей включите в документы закупки требование об указании участником в заявке наименования страны происхождения товара. При этом не требуйте подтверждающих документов, достаточно того, что участник укажет в заявке. Принадлежность участника к стране определяйте на основании документа о регистрации юридического лица (индивидуального предпринимателя) либо на основании документа, удостоверяющего личность, если участник закупки — физическое лицо (п. 5 Постановления N 925).
Механизм предоставления преимущества различается в зависимости от способа закупки и предмета закупки.
1. Преимущества при проведении аукциона или иной закупки, где участники пошагово снижают цену.
2. Преимущества при проведении конкурса или иной закупки, где победитель выбирается по критериям оценки заявок либо им признается лицо, предложившее наиболее низкую цену договора.
...
Для предоставления приоритета включите в ваше положение, а также в документацию о проведении закупки в полном объеме сведения, перечисленные в п. 5 Постановления N 925.
Если предоставили участнику приоритет, в ходе исполнения договора с таким участником нельзя менять страну происхождения товара. Исключением является только случай, когда иностранный товар меняется на товар из стран ЕАЭС, при этом характеристики новых товаров качественно не хуже товаров, изначально указанных в договоре (пп. «и» п. 5 Постановления N 925).
Учтите, что положения п. п. 5, 6 Постановления N 925 распространяются и на закупки товаров из реестра (Письмо Минфина России от 06.11.2019 N 24-03-07/85221).
Согласно подпункту «г» пункта 5 Постановления N 925 условием предоставления приоритета является включение в документацию о закупке сведений, определенных положением о закупке, в том числе условия о том, что отсутствие в заявке на участие в закупке указания (декларирования) страны происхождения поставляемого товара не является основанием для отклонения заявки на участие в закупке и такая заявка рассматривается как содержащая предложение о поставке иностранных товаров.
При рассмотрении дела Комиссией установлено, что в техническом предложении ООО «С» действительно отсутствовала информация о стране происхождения товаров.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 6.2 извещения заказчик может отклонить заявку в случае несоответствия заявки требованиям, указанным в данном извещении.
Вместе с тем, Заказчиком в пункте 7 извещения в соответствии с Постановлением N 925 установлен приоритет товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, при осуществлении закупок товаров, работ, услуг путем проведения конкурса, аукциона и иных способов закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами.
Участник закупки указывает (декларирует) в заявке на участие в закупке (в соответствующей части заявки на участие в закупке, содержащей предложение о поставке товара) наименования страны происхождения поставляемых товаров.
В этом же пункте указано, что отсутствие в заявке на участие в закупке указания (декларирования) страны происхождения поставляемого товара не является основанием для отклонения заявки на участие в закупке, однако такая заявка рассматривается как содержащая предложение о поставке иностранных товаров.
При таких обстоятельствах, решение АО «О» об отклонении заявки участника N 2 (ООО «С») на основании подпункта 1 пункта 342 Положения о закупках является неправомерным, нарушает законные права Заявителя.
#юристу
Посмотреть ответ специалиста
В соответствии с ч. 4 ст. 229 ТК РФ в расследовании несчастного случая у работодателя — физического лица принимают участие указанный работодатель или его полномочный представитель, доверенное лицо пострадавшего, специалист по охране труда, который может привлекаться к расследованию несчастного случая и на договорной основе.
Обоснование
Для расследования несчастного случая работодатель (его представитель) незамедлительно образует комиссию в составе не менее трех человек. В состав комиссии включаются специалист по охране труда или лицо, назначенное ответственным за организацию работы по охране труда приказом (распоряжением) работодателя, представители работодателя, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного представительного органа работников (при наличии такого представительного органа), уполномоченный по охране труда (при наличии). Комиссию возглавляет работодатель (его представитель), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, — должностное лицо соответствующего федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности.
В расследовании несчастного случая у работодателя — физического лица принимают участие указанный работодатель (его представитель), доверенное лицо пострадавшего, специалист по охране труда, который может привлекаться к расследованию несчастного случая, в том числе и по гражданско-правовому договору.
В ч. 4 комментируемой статьи указаны особенности формирования комиссии по расследованию несчастных случаев, если работодателем является физическое лицо. Так, в расследовании несчастного случая у работодателя — физического лица принимают участие указанный работодатель (его представитель), доверенное лицо пострадавшего, специалист по охране труда, который может привлекаться к расследованию несчастного случая, в том числе и по гражданско-правовому договору.
Таким образом, минимальный состав такой комиссии, если работодателем является гражданин, также составляет три человека. В комиссию входят представитель работодателя, представитель потерпевшего и специалист по охране труда, в функции которого входят объективная оценка и квалификация несчастного случая.
Вопрос: При формировании комиссии по расследованию тяжелого несчастного случая, произошедшего с работником индивидуального предпринимателя, включается ли в состав комиссии доверенное лицо пострадавшего?
Ответ: Включается.
Правовое обоснование: Согласно ч. 4 ст. 229 ТК РФ в расследовании несчастного случая у работодателя — физического лица принимают участие указанный работодатель (его представитель), доверенное лицо пострадавшего, специалист по охране труда, который может привлекаться к расследованию несчастного случая, в том числе и по гражданско-правовому договору.
26.10.2022
#бухгалтеру
Посмотреть ответ специалиста
Распределение бремени банковских комиссий регулируется только договором. В противном случае комиссию уплачивает та сторона, у которой заключён договор с банком.
Обоснование
Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами
(статья 422). ст. 421, «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 24.07.2023) {КонсультантПлюс}
Определяемся, за чей счет комиссия
При перечислении денег от иностранного контрагента российской организации каждый банк-корреспондент (а их может быть несколько) берет комиссию за проведение платежа.
Причем часто бывает неясно, какой банк (если это не банк получателя и не банк отправителя) сколько себе взял.
Сумма банковской комиссии (или нескольких комиссий) может быть указана в «свифтовке» (поручении в системе SWIFT). А может быть и не указана. Тогда на счет российского продавца просто приходит меньшая сумма.
Чтобы не было неприятных сюрпризов ни для вас, ни для вашего иностранного покупателя, нужно еще на берегу — при заключении договора — определиться, за чей счет будут оплачиваться комиссии.
Наиболее распространенный вариант — российский продавец берет на себя все банковские расходы по перечислению денег от иностранного покупателя за исключением комиссии, взимаемой банком покупателя за перевод денег. То есть оплачивает комиссии банков-корреспондентов и комиссию своего банка (банка получателя). Для этого иностранный плательщик, оформляя денежный перевод, выберет, к примеру, код комиссии SHA.
Возможен и другой вариант распределения бремени банковских комиссий. Вы можете договориться, что иностранный покупатель оплачивает вообще все банковские комиссии, связанные с движением денег от него до вашей компании. В таком случае покупатель, составляя международную платежку, должен выбрать код комиссии OUR (все расходы за счет клиента-отправителя).
Главная книга: https://glavkniga.ru/elver/2020/7/4648?ysclid=locof3enky635904014
#бухгалтеру бюджетной организации
Посмотреть ответ специалиста
Учреждение самостоятельно принимает решение. В Приказе Минпросвещения России от 18.11.2020 N 651 конкретно не перечисляется имущество по наименованиям и группам. Нужно выбрать из своего имущества то, которое подпадает под критерии учредителя. Это имущество и надо включить в перечень.
Решение об отнесении видеоролика в состав особо ценного или иного движимого имущества принимает комиссия по поступлению и выбытию активов учреждения, исходя из положений учетной политики учреждения и нормативных актов учредителя ( Приказ от 18.11.2020 № 651).
Ранее в ответе также уже указывались условия отнесения объекта к НМА. Кроме того, в свою очередь, видеоролик может учитываться в составе нематериальных активов, однако для этого в соответствии п.56 Инструкции N 157н должны выполняться определенные условия, в частности:
— объект предназначен для использования в течение длительного времени, т.е. срока полезного использования продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
— наличие в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, надлежаще оформленных документов, подтверждающих исключительное право на актив (патенты, свидетельства, другие охранные документы, договор об отчуждении исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации, документы, подтверждающие переход исключительного права без договора и т.п.).
НМА особо ценное движимое имущество учитываются на счете 010220000 «Нематериальные активы — особо ценное движимое имущество учреждения». Поскольку отдельного аналитического счета для такого вида результатов интеллектуальной деятельности, к которому можно отнести видеоролик, Инструкцией N 157н не предусмотрено, в данном случае полагаем, что нужно выбрать наиболее подходящий аналитический счет, на котором могут учитываться исключительные права.
Счета:
102.0N — научные исследования (научно-исследовательские разработки)
102.0R — опытно-конструкторские и технологические разработки;
102.0I — программное обеспечение и базы данных;
102.0D — иные объекты интеллектуальной собственности
Установление в составе Рабочего плана счетов дополнительных аналитических кодов видов синтетического счета объекта учета, детализирующих группу «Иные объекты интеллектуальной собственности», осуществляется учреждением в рамках формирования учетной политики с учетом требований законодательства Российской Федерации, органов, осуществляющих функции и полномочия учредителя, требований по раскрытию информации о нематериальных активах учреждения, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Таким образом, так как по критериям, указанным в вышеназванном приказе к ОЦДИ относится движимое имущество, балансовая стоимость которого превышает для иных Учреждений — 200 тысяч рублей, можно предположить, что указанное имущество(видеоролик) по решению комиссии по поступлению и выбытию активов учреждения может относиться к ОЦДИ. Рекомендуем согласовать принятое решение с учредителем.
Обоснование
В соответствии с Приказом № 651:
Движимое имущество, балансовая стоимость которого превышает:
для федеральных государственных бюджетных учреждений, федеральных государственных автономных учреждений, находящихся в ведении Министерства просвещения Российской Федерации (далее — Учреждения), являющихся научными организациями или образовательными организациями высшего образования, — 500 тыс. рублей;
для иных Учреждений — 200 тыс. рублей.
Имущество, отчуждение которого осуществляется в специальном порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе музейные коллекции и предметы, находящиеся в федеральной собственности и включенные в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации, а также документы Архивного фонда Российской Федерации и национального библиотечного фонда.
Движимое имущество, независимо от его балансовой стоимости:
необходимое для осуществления видов деятельности, определенных уставом федерального государственного бюджетного учреждения, федерального государственного автономного учреждения, отсутствие которого приведет к существенному затруднению осуществления деятельности и (или) прекращению деятельности Учреждения, и (или) восполнение которого не представляется возможным в связи с уникальностью и (или) отсутствием достаточных средств у Учреждения на его приобретение;
необходимое для обеспечения безопасности содержания и эксплуатации ядерных, радиационных, химически и (или) биологически опасных объектов, а также содержания, охраны жизни и здоровья обучающихся и работников, воспитанников, в том числе для организации питания, медицинского обслуживания, отсутствие которого приведет к прекращению деятельности Учреждения, восполнение которого не представляется возможным в связи с уникальностью и (или) отсутствием достаточных средств у Учреждения на его приобретение.