#бухгалтеру
Посмотреть ответ специалиста
Расходы по аренде земельных участков признаются в бухгалтерском учете расходами по обычным видам деятельности и отражаются по дебету счета 20 «Основное производство» в корреспонденции с кредитом счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и в дальнейшем формируют себестоимость произведенной продукции. Величина оплаты по договорам, предусматривающим исполнение обязательств неденежными средствами, определяется стоимостью ценностей, подлежащих передаче организацией. Стоимость таких ценностей определяется исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет стоимость аналогичных ценностей, в данном случае по обычной цене реализации продукции. Одновременно организация признает доход от реализации собственной продукции. Данный факт хозяйственной деятельности отражается записью по дебету счета 76 и кредиту счета 90 «Продажи», субсчет
Ведомственная позиция по применению ККТ в данной ситуации не сформирована. Под расчетами понимаются прием (получение) и выплата денежных средств наличными деньгами и (или) в безналичном порядке за товары, работы, услуги (ст. 1.1 Закона N
Есть и другая позиция: выплата арендной платы физическому лицу в натуральной форме путем продажи (выдачи) готовой продукции (зерна) вполне может быть квалифицирована в качестве встречного предоставления. Ввиду отсутствия ведомственной позиции и во избежание разногласий с контролирующими органами рекомендуем предварительно уточнить позицию вашего территориального налогового органа по данному вопросу.
Обоснование
Бухгалтерский учет
Затраты, связанные с арендой земельного участка, отражаются в бухгалтерском учете в составе расходов по обычным видам деятельности (п. 5 ПБУ 10/99 «Расходы организации»). При этом данные расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления (допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности) (п. 18 ПБУ 10/99).
При передаче продукции (зерна) в счет погашения задолженности по арендной плате в бухгалтерском учете признаются доходы от реализации и соответствующие им расходы.
Согласно п. 6.3 ПБУ 9/99 «Доходы организации» величина поступления и (или) дебиторской задолженности по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами, принимается к бухгалтерскому учету по стоимости товаров (ценностей), полученных или подлежащих получению организацией. При невозможности установить стоимость товаров (ценностей), полученных организацией, величина поступления и (или) дебиторской задолженности определяется стоимостью продукции (товаров), переданной или подлежащей передаче организацией. Стоимость эта устанавливается исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет выручку в отношении аналогичной продукции (товаров).
Если организация на ЕСХН не использует право на освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС по ст. 145 НК РФ, то при передаче зерна возникает объект обложения НДС. Соответственно, в бухгалтерском учете должна быть отражена информация о расчетах с бюджетом по НДС. Возможны такие записи:
- Дебет 20 (23, 25) Кредит 76 — начислена арендная плата;
- Дебет 76 Кредит
90-1 — отражена передача зерна в счет оплаты по договору аренды; - Дебет
90-2 Кредит 43 — списана себестоимость зерна, переданного в счет оплаты по договору аренды; - Дебет
90-3 Кредит68-НДС — начислена сумма НДС с выручки от реализации зерна.
В связи с этим считаем, что выплата арендной платы физическому лицу в натуральной форме путем продажи (выдачи) готовой продукции (зерна) вполне может быть квалифицирована в качестве встречного предоставления.
Вопрос: Необходимо ли применять онлайн-ККТ при выдаче работнику заработной платы товарами?
Ответ: При выдаче заработной платы товарами применять онлайн-ККТ не нужно.
Обоснование: ККТ применяется на территории РФ в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных Федеральным законом от 22.05.2003 N
Под расчетами понимаются прием (получение) и выплата денежных средств наличными деньгами и (или) в безналичном порядке за товары, работы, услуги (ст. 1.1 Закона N
Выдача работнику заработной платы товарами является оплатой труда в натуральной форме. Чтобы получить зарплату товаром, работник должен написать заявление, в котором нужно указать его наименование. Кроме того, возможность натуральной оплаты следует предусмотреть в трудовом или коллективном договоре с работниками. При этом доля натуральной оплаты не должна быть больше 20% от начисленного заработка (ст. 131 Трудового кодекса РФ).
Таким образом, если часть зарплаты выдается работнику товаром, расчеты в значении Закона N
{Вопрос: Необходимо ли применять онлайн-ККТ при выдаче работнику заработной платы товарами? (Консультация эксперта, 2023) {КонсультантПлюс}}
Нужен ли чек «расход» при получении от физлица имущества в счет погашения его долга
Обратите внимание, что в Письмах Минфина и ФНС сказано о необходимости применять ККТ при приобретении у физлиц товаров для перепродажи <10>. В этом случае приобретение организацией (ИП) у физлица имущества происходит путем получения его по соглашению об отступном. Поэтому неважно, что в рамках договора, к которому заключено это соглашение, организация (ИП) выступает не как покупатель.
* * *
Как видим, однозначно не требует применения ККТ выплата денег физлицу <11>:
- за его работы и услуги по заключенному с ним ГПД;
- в виде арендной платы за арендуемое у него имущество, если оно не передается в субаренду;
- при безвозмездном получении от него имущества, даже если потом оно будет продано или использовано как сырье или материалы.
--------------------------------
<9> Письма Минфина от 31.10.2018 N 03-01-15/78383; ФНС от 19.10.2018 N ЕД-4-20/20518@.
<10> Письма ФНС от 13.04.2020 N АБ-4-20/6201@, от 14.08.2018 N АС-4-20/15707; Минфина от 07.09.2021 N 30-01-15/72134.
<11> Письма ФНС от 10.08.2018 N АС-4-20/15566@ (п. 1); Минфина от 10.08.2018 N 03-01-15/56554, от 10.10.2019 N 03-01-15/77953, от 12.11.2019 N 03-01-15/87170, от 12.11.2019 N 03-01-15/87169, от 16.07.2020 N АБ-4-20/11542.
#бухгалтеру бюджетной организации
Посмотреть ответ специалиста
Ведомственная позиция по вопросу не сформирована. Минпромторг имеет право запрашивать и получать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности. Этому праву корреспондирует обязанность адресата предоставлять необходимые сведения. Административная ответственность за непредставление сведений по запросу предусмотрена статьей 19.7 КоАП РФ.
Предполагаем, что вы являетесь (либо планируете стать) получателем субсидий. Тогда проверьте соглашение о предоставлении субсидии, которое может предусматривать представление организацией дополнительной отчетности по запросу Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, согласие организации на проведение Министерством промышленности и торговли Российской Федерации и уполномоченными органами государственного финансового контроля проверок соблюдения организацией целей, условий и порядка предоставления субсидии, а также значение показателя, необходимого для достижения результата предоставления субсидии.
Запрос так же может иметь место быть, если вы являетесь (являлись) участником госзакупок, ГОЗ и т.д..
Ввиду отсутствия ведомственной позиции и во избежание разногласий с контролирующими органами рекомендуем предварительно уточнить позицию Минпромторга по данному вопросу, который, в свою очередь, обязан давать организациям разъяснения по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности Министерства.
Обоснование
Министерство промышленности и торговли Российской Федерации в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:
запрашивать и получать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности Министерства;
***
давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности Министерства;
Министерство финансов Российской Федерации с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:
запрашивать и получать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по отнесенным к компетенции Министерства вопросам;
Статья 19.7. Непредставление сведений (информации)
Непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), государственный финансовый контроль, организацию, уполномоченную в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль, сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, либо представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), государственный финансовый контроль, организацию, уполномоченную в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль, таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных статьей 6.16, частью 2 статьи 6.31, частями 1, 2 и 4 статьи 8.28.1, статьей 8.32.1, частью 1 статьи 8.49, частью 5 статьи 14.5, частью 4 статьи 14.28, частью 1 статьи 14.46.2, статьями 19.7.1, 19.7.2,
(в ред. Федеральных законов от 28.12.2013 N
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц — от трехсот до пятисот рублей; на юридических лиц — от трех тысяч до пяти тысяч рублей.
#юристу
Посмотреть ответ специалиста
Организация, являющаяся покупателем по договору поставки, вправе расторгнуть указанный договор поставки в одностороннем внесудебном порядке в случае неоднократного нарушения (Поставщику были направлены несколько претензий о необходимости поставки товара) поставщиком сроков поставки товаров.
При этом такой договор поставки будет считаться расторгнутым с момента получения поставщиком уведомления покупателя об одностороннем отказе от исполнения договора или в срок, указанный в таком уведомлении.
В силу того, что в п. 1 ст. 523 ГК РФ есть отсылка к п. 2 ст. 450 ГК РФ, на практике возникает вопрос о необходимости обращения в суд для расторжения договора поставки ввиду одностороннего отказа от его исполнения. Есть позиция: Для расторжения договора поставки ввиду одностороннего отказа от его исполнения необходимо обращение в суд.
Обоснование
Односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450).
Нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях:
- поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок;
- неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:
- при существенном нарушении договора другой стороной;
- в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Как следует из условий п. 5.1 контракта, поставка спорного оборудования осуществляется поставщиком в течение 30 календарных дней с даты заключения контракта, то есть не позднее 25.11.2019.
Вместе с тем, судами установлено, что на момент письменных требований об исполнении контракта от 05.12.2019, 12.12.2019, 20.12.2019, а также решение об одностороннем отказе от 20.12.2019, обществом «Зиннат» обязательства, согласованные в контракте, не исполнены, поставка оборудования истцом не произведена. Доказательств обратного обществом «Зиннат» суду не представлено (статьи 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При этом из условий контракта не следует, что сторонами согласована поставка партиями, или частями с указанием определенных (различных) дат исполнения обязательств. Согласно буквальному толкованию п. 5.1 контракта, поставщику предоставлено 30 календарных дней для поставки консолей, то есть, предусмотрена разовая поставка с единым сроком ее исполнения, в связи с чем существенность нарушения подлежит оценке исходя из длительности неисполнения обязательства поставщика.
Таким образом, поскольку длящееся и продолжительное нарушение обществом «Зиннат» условий контракта по поставке товара подтверждено материалами дела и последним не оспаривается, суды обоснованно признали расторжение контракта в одностороннем порядке правомерным.
Истец в качестве способа защиты нарушенного права избрал расторжение договора в судебном порядке.
В случае, когда сторонами предусмотрена разовая поставка с единым сроком ее исполнения существенность нарушения по поставке товара подлежит оценке исходя из длительности неисполнения обязательства поставщика. Сама по себе формулировка неоднократного нарушения сроков поставки в случае отсутствия графика поставки не свидетельствует о возможности стороны не исполнять существенные условия договора, к каковым относится срок исполнения обязательства (аналогичная правовая позиция приведена в постановлении Арбитражного суда Уральского округа от 17.03.2021 по делу N А07-984/2020). Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2023 N 15АП-578/2023 по делу N А32-26800/2021 {КонсультантПлюс}
Интересная цитата из решения ФАС
Решение Ярославского УФАС России от 02.10.2019 по делу N 05-03/16П-19(76-15)
«...При этом нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным, в том числе, в случае неоднократного нарушения сроков поставки товаров (абзац 3 пункта 2 статьи 523 ГК РФ).
Данная норма не исключает право покупателя на односторонний отказ от договора при наличии иных нарушений договора со стороны поставщика, если они отвечают критериям абзаца четвертого пункта 2 статьи 450 ГК РФ, в соответствии с которым существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.»
Что может быть основанием для мотивированного отказа от договора поставки
Основанием для мотивированного отказа от договора поставки могут быть нарушения контрагента, которые указаны как основание для отказа от договора:
в нормах о поставке. Это наиболее безрисковое основание. В частности, ст. 523 ГК РФ перечисляет существенные нарушения, отказ в связи с которыми будет прямо основан на законе:
- со стороны поставщика — поставка товара с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок, или неоднократное нарушение сроков поставки (п. 2 ст. 523 ГК РФ);
- со стороны покупателя — неоднократное нарушение сроков оплаты товаров или неоднократная их невыборка (п. 3 ст. 523 ГК РФ).
Иногда суды расширительно толкуют этот перечень, в частности, признавая, что покупатель может отказаться от договора, если поставщик просрочил единовременную поставку товара (см. Позицию АС округов);
#специалисту по госзакупкам
Посмотреть ответ специалиста
Закупка недвижимости осуществляется в общем порядке, предусмотренном Законом N
В случае закупки жилых помещений для детей-сирот можно провести электронный запрос котировок. Требования к участникам закупок устанавливайте в зависимости от вида приобретаемой недвижимости и способа определения поставщика.
Требования к жилому помещению и земельному участку необходимо указать в описании объекта закупки. К ответу приложено решение антимонопольного органа, в котором описание объекта закупки жилого помещения для детей-сирот признано соответствующим действующему законодательству, можно руководствоваться им при составлении описания объекта закупки.
Обоснование
1. Какой вид договора выбрать при закупке недвижимости
Недвижимость, в том числе жилые помещения, может быть куплена путем заключения договора купли-продажи (Письмо ФАС России от 09.12.2019 N МЕ/108026/19):
- готового помещения;
- квартиры, которая будет создана в будущем (с учетом позиции, изложенной в п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2011 N 54).
Обратите внимание: нельзя купить недвижимое имущество, которое будет создано в будущем, вместо закупки строительства этого объекта. Антимонопольная служба квалифицирует данные действия как антиконкурентные соглашения, приводящие к устранению конкуренции (см. Письмо ФАС России от 24.10.2019 N ИА/93181/19).
В отношении приобретения жилых помещений путем заключения договора долевого участия в строительстве учтите следующее. По общему правилу при долевом строительстве расчеты осуществляются через счета эскроу. По мнению Минфина России, закупки для государственных и муниципальных нужд с использованием таких счетов невозможны. Кроме того, внесение единовременного платежа по соответствующему контракту означает уплату аванса в размере 100% его цены. При этом размер аванса должен соответствовать требованиям НПА, регулирующих бюджетные правоотношения (Письмо от 28.09.2020 N 24-01-06/84689).
2. Как сформировать объект закупки и запланировать закупку
При формировании и описании объекта закупки руководствуйтесь общими правилами Закона N
Если в качестве объекта закупки вы укажете нескольких квартир, это может привести к ограничению количества ее участников. При формировании предмета закупки принимайте во внимание нужды заказчика, публичные интересы, особенности экономического развития региона, количество потенциальных участников и т.д. (Письмо ФАС России от 28.11.2019 N АК/104308/19).
В некоторых случаях нарушением могут посчитать и указание на определенный год, не ранее которого должен быть создан объект недвижимости (см. Решение Хакасского УФАС России от 21.01.2019 по делу N 19-А-18).
При формировании технического задания и иных документов закупки вы должны использовать наименование, единицы измерения, описание товара, указанные в каталоге ТРУ (п. п. 2, 4 Правил использования каталога ТРУ). Для поиска позиций в каталоге можете воспользоваться контекстным поиском, поиском по коду ОКПД2 или его части, по рубрикам, на которые разделен каталог. В каталог продолжают вносить позиции. В настоящее время в каталоге ТРУ размещены позиции по коду ОКПД2 68.10.1 «Услуги по покупке и продаже собственного недвижимого имущества», при этом описание характеристик в каталоге отсутствует.
Рассчитайте НМЦК в общем порядке, предусмотренном Законом N
Запланируйте закупку в общем порядке, при этом учитывайте особенности детализации общего объема финансового обеспечения таких закупок. Информация о приобретении недвижимого имущества включается в план-график в форме отдельной закупки (пп. «а» п. 18 Порядка N 1279).
3. Какой способ закупки выбрать
Вне зависимости от цены контракта закупку недвижимости у единственного поставщика вы можете провести в следующих случаях:
- закупаете для государственных или муниципальных нужд нежилое здание, строение, сооружение, нежилое помещение, которые определены в соответствии с решением о подготовке и реализации бюджетных инвестиций или о предоставлении субсидий на осуществление капвложений в целях приобретения недвижимости в государственную или муниципальную собственность. Порядок принятия таких решений устанавливается соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом субъекта РФ, местной администрацией (п. 31 ч. 1 ст. 93 Закона N
44-ФЗ). При закупке у единственного поставщика по указанному основанию учтите, что антимонопольный орган учитывает конкретные обстоятельства таких закупок и в ряде случаев, когда есть признаки обхода конкурентных процедур, может признать ее неправомерной (см. Письмо ФАС России от 24.10.2019 N ИА/93181/19, Решение ФАС России от 27.07.2021 по делу N 086/01/16-1284/2020). Кроме того, проект такого контракта необходимо направить на контроль; - вы относитесь к органам исполнительной власти или местного самоуправления и приобретаете стандартное жилье у юрлица, которое заключило договор о комплексном развитии территории, предусматривающий строительство жилья. Контракт заключается по цене и в сроки, которые определены этим договором (п. 38 ч. 1 ст. 93 Закона N
44-ФЗ). Проект такого контракта необходимо направить на контроль; - вы относитесь к органам исполнительной власти или местного самоуправления и приобретаете стандартное жилье у лица, заключившего в соответствии с Законом о содействии развитию жилищного строительства договор безвозмездного пользования или аренды земельного участка, предусматривающий строительство такого жилья. Заключение контракта, цена жилья и сроки строительства должны быть предусмотрены указанным договором (п. 39 ч. 1 ст. 93 Закона N
44-ФЗ). Проект такого контракта необходимо направить на контроль; - вы закупаете здание (строение, сооружение, нежилое помещение, земельный участок), приобретаемое по результатам торгов, обязательных в соответствии с земельным законодательством, законодательством об исполнительном производстве или Законом о банкротстве (п. 57 ч. 1 ст. 93 Закона N
44-ФЗ).
Малую закупку недвижимости у единственного поставщика на сумму не более 600 тыс. руб. или электронную малую закупку товара на сумму не более 5 млн руб. вы можете провести на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N
Услуги по операциям с недвижимым имуществом по коду ОКПД2 68 (кроме кода 68.31.16 и кроме услуг по обмену жилого недвижимого имущества) входят в аукционный перечень. Если нет оснований для проведения закупки у единственного поставщика или электронного запроса котировок, то проводите аукцион (ч. 6 ст. 24 Закона N
Электронный запрос котировок можно провести, если НМЦК не превышает 10 млн руб. (п. 1 ч. 10 ст. 24 Закона N
- вы закупаете жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилые помещения для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (пп. «з» п. 2 ч. 10 ст. 24 Закона N
44-ФЗ); - ранее у вас был заключен контракт, который расторгнут в одностороннем порядке на основании ч. 9 или ч. 15 ст. 95 Закона N
44-ФЗ. В таком случае осуществить закупку вы можете лишь в объеме, недополученном по предыдущему контракту (пп. «б» п. 2 ч. 10 ст. 24 Закона N44-ФЗ).
4. Какой предусмотрен порядок закупки жилья для детей-сирот
Жилые помещения для детей-сирот закупайте с учетом общих особенностей закупки недвижимости, изложенных в настоящем материале.
Единственная особенность заключается в выборе способа определения поставщика. Жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилые помещения для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, можно закупить путем проведения запроса котировок в электронной форме независимо от НМЦК и годового объема закупок (пп. «з» п. 2 ч. 10 ст. 24 Закона N
При этом вы вправе выбрать и иной способ закупки с учетом общих правил Закона N
#кадровику
Посмотреть ответ специалиста
Увольнение материально ответственного лица по любому основанию отличается от увольнения работника, не являющегося МОЛ, только тем, что при его увольнении необходимо провести инвентаризацию в его присутствии. Ее возможно провести в отсутствии МОЛ. При этом необходимо организовать проведение видео-, фотофиксации фактического наличия или отсутствия имущества в режиме реального времени с присутствием отдельных членов комиссии по месту нахождения имущества (Письмо Минфина России от 24.12.2020 N 02-07-07/113668).
Мы не рекомендуем увольнять работника учреждения за длительный прогул, пока он не выйдет на работу. Дело в том, что вы можете не установить реальных причин его отсутствия. А они могут быть уважительными, просто работник не смог вас предупредить об этом. Например, работник отсутствовал, так как находился под стражей или был в больнице в тяжелом состоянии.
Однако в этом случае есть риски не признания судом недостач, выявленных при такой инвентаризации. (Определение Верховного Суда РФ от 07.05.2018 N 66-КГ18-6)
Таким образом, нецелесообразно увольнять работника, в том числе МОЛ, за длящееся отсутствие до его выхода на работу.
Если необходимо распоряжаться имуществом, за которое отвечает отсутствующее материально ответственное лицо, то, полагаем, возможно провести инвентаризацию указанным выше способом и зафиксировать ее итоги для того, чтобы передать имущество вновь назначенному МОЛ. При этом риски признания недостач (если будут выявлены) отсутствующим МОЛ остаются.
Обоснование
Дисциплинарные проступки можно классифицировать по времени (периодичности), типу, характеру.
Длящийся проступок — работник совершает один и тот же проступок каждый рабочий день. За один длящийся проступок работник получает одно наказание.
Работник не выходит на работу несколько дней (месяцев) подряд — это тоже длящийся проступок, за который работника можно уволить.
Почему нежелательно увольнять работника учреждения за длительный прогул до его выхода на работу
Мы не рекомендуем увольнять работника учреждения за длительный прогул, пока он не выйдет на работу. Дело в том, что вы можете не установить реальных причин его отсутствия. А они могут быть уважительными, просто работник не смог вас предупредить об этом. Например, работник отсутствовал, так как находился под стражей или был в больнице в тяжелом состоянии.
Кроме того, увольнение за прогул является дисциплинарным взысканием (ч. 3 ст. 192 ТК РФ). Поэтому требуется соблюсти порядок привлечения к дисциплинарной ответственности. В частности, до увольнения нужно затребовать у работника письменное объяснение причины отсутствия (ч. 1 ст. 193 ТК РФ).
Таким образом, установив, что прогул К.О.А. являлся длительным (с 20 июля 2020 г. по день увольнения 10 января 2022 г.), суд апелляционной инстанции пришел к правильным выводам о том, что ответчиком положения ч. 3 с. 193 ТК РФ, предусматривающие применение дисциплинарного взыскания к работнику не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не нарушены, поскольку привлечение работника к ответственности возможно в течение одного месяца с последнего дня прогула, не считая времени необходимого на учет мнения представительного органа работников.
Сотрудника уволили за длительный прогул. Он оспорил действия организации.
Апелляция и кассация не согласились с выводом первой инстанции о пропуске срока применения дисциплинарного взыскания. Они напомнили, что месяц со дня обнаружения проступка исчисляется не с первого дня отсутствия сотрудника, а с последнего.
Ранее такой позиции придерживались как другие суды (например,
Документы: Определение
Рекомендуем уведомить уволенное материально ответственное лицо о проведении инвентаризации и пригласить его на нее (п. 2.8 Методических указаний по инвентаризации).
Тем не менее, для вас проведение инвентаризации после увольнения материально ответственного лица несет определенные риски. Если выявите недостачу после увольнения работника, вам будет сложнее взыскать с работника причиненный ущерб, так как надо будет доказывать в суде наличие причинно-следственной связи между действиями работника и наступившим ущербом. При этом суд может принять решение не в вашу пользу. См., например, Апелляционное определение Свердловского областного суда от 17.08.2018 по делу N 33-14134/2018.
В случае если бывший работник не присутствовал при проведении инвентаризации после его увольнения
(Определение Верховного Суда РФ от 07.05.2018 N 66-КГ18-6
Какие особенности проведения инвентаризации при отсутствии материально ответственного лица Несмотря на то что присутствие материально ответственного лица при проведении инвентаризации является обязательным условием, может возникнуть ситуация, когда МОЛ не может присутствовать при проверке фактического наличия имущества. Ваши действия в данной ситуации зависят от причины, по которой МОЛ не может принять участие в проведении инвентаризации: если работник болеет или находится на самоизоляции, вы можете либо зафиксировать актом факт отсутствия МОЛ с приложением соответствующих документов или организовать проведение видео-, фотофиксации фактического наличия или отсутствия имущества в режиме реального времени с присутствием отдельных членов комиссии по месту нахождения имущества (Письмо Минфина России от 24.12.2020 N 02-07-07/113668). Рекомендуем после выхода на работу сотрудника по окончании болезни или завершении режима самоизоляции произвести инвентаризацию, а также предъявить для ознакомления материалы инвентаризации, проведенной без участия данного сотрудника; |
Готовое решение: Как учреждению провести инвентаризацию (КонсультантПлюс, 2023) {КонсультантПлюс}