#кадровику
Посмотреть ответ специалиста
Вопрос:
ООО зарегистрировало обособленное подразделение в другом городе того же региона по одному адресу, а принимать на работу и регистрировать иностранных граждан компания планирует по другому адресу. Можно ли регистрировать иностранных работников не по адресу обособленного подразделения?
Ответ:
Постановке на учет по месту пребывания подлежат временно пребывающие в РФ, а также постоянно или временно проживающие в РФ иностранные граждане. Такой вывод следует из ч. 2, 3 ст. 7 Закона N 109-ФЗ, абз. 1 п. 20 Правил осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.01.2007 N 9.
Так как иностранные граждане подлежат постановке на миграционный учет по месту пребывания, то ставить их на учет в случае, если организация обеспечивает им проживание по месту осуществления работы, необходимо по его месту нахождения (в вашем случае — обособленного подразделения).
Обоснование
Место пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации (далее — место пребывания) — жилое помещение, не являющееся местом жительства, или иное помещение, в котором иностранный гражданин или лицо без гражданства фактически проживает (регулярно использует для сна и отдыха), либо организация, по адресу которой иностранный гражданин или лицо без гражданства подлежит постановке на учет по месту пребывания в случае, предусмотренном частью 2 статьи 21 настоящего Федерального закона.
Как уведомить территориальный орган МВД России о прибытии иностранного гражданина
Постановке на учет по месту пребывания подлежат временно пребывающие в РФ, а также постоянно или временно проживающие в РФ иностранные граждане. Такой вывод следует из ч. 2, 3 ст. 7 Закона N 109-ФЗ, абз. 1 п. 20 Правил осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.01.2007 N 9 (далее — Правила).
Иностранные граждане подлежат постановке на учет по месту пребывания по адресу организации, если они (ч. 2 ст. 21 Закона N 109-ФЗ):
- в установленном порядке осуществляют в этой организации трудовую или иную не запрещенную законодательством РФ деятельность;
- фактически проживают по адресу организации либо в ее помещении (в том числе временном), не имеющем адресных данных (строении, сооружении).
Путеводитель по кадровым вопросам. Иностранные работники {КонсультантПлюс}
#юристу
Посмотреть ответ специалиста
Вопрос:
Устроились на работу бывшие граждане Казахстана. Сейчас у них гражданство РФ. Они работали в Казахстане артистами, есть выслуга лет. Входит ли казахстанский стаж в расчет выслуги лет в РФ? Будет ли страховой стаж учитываться для получения льготной пенсии?
Ответ:
На основании анализа нормативных актов, регламентирующих тему вопроса, можно высказать следующее предположение.
Нормативные документы:
- "Соглашение о гарантиях прав граждан государств — участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" (Заключено в г. Москве 13.03.1992) — далее Соглашение СНГ;
- Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся государств — членов Евразийского экономического союза" (Заключено в г. Санкт-Петербурге 20.12.2019) — далее Соглашение ЕАЭС;
- Официальное сообщение МИД России <О прекращении действия Соглашения о гарантиях прав граждан государств — участников СНГ в области пенсионного обеспечения, подписанного в Москве 13 марта 1992 года, в отношениях Российской Федерации с другими участниками Соглашения — далее Официальное сообщение МИД.
На основании Соглашения СНГ, при назначении пенсии гражданам государств — участников Соглашения учитывался весь трудовой стаж, приобретенный ими на территории СССР, а также на территории стран СНГ после вступления в силу Соглашения.
Соглашение ЕАЭС внесло следующее условие:
- за стаж работы, приобретенный после 01.01.2021, пенсия назначается и выплачивается государством — членом ЕАЭС, на территории которого такой стаж приобретен;
- за стаж работы, приобретенный до 01.01.2021, пенсия назначается и выплачивается в соответствии с законодательством государств — членов ЕАЭС
Соглашение ЕАЭС содержит переходные положения, позволяющие применять до вступления его в силу (до 01.01.2021 года) Соглашение СНГ.
Однако, согласно официальному сообщению МИД, с 01.01.2023. прекратило действие Соглашение СНГ 1992 года о пенсионном обеспечении. В связи с чем, не представляется возможным сказать, каким образом будет учитываться стаж, приобретенные на территории государства ЕАЭС после 01.01.2023.
Рекомендуем обратиться за разъяснениями в СФР.
Обоснование
Круг лиц и сфера применения
Настоящее Соглашение распространяется на следующие пенсии:
- трудовая пенсия:
- по возрасту;
- на льготных условиях;
- за выслугу лет;
В Республике Казахстан:
- пенсионные выплаты из единого накопительного пенсионного фонда за счет сформированных пенсионных взносов:
- по достижении пенсионного возраста.
Назначение и выплата пенсии осуществляются в следующем порядке:
- за стаж работы, приобретенный после вступления настоящего Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается государством-членом, на территории которого приобретен соответствующий стаж работы;
- за стаж работы, приобретенный до вступления настоящего Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается в соответствии с законодательством государств-членов и Соглашением о гарантиях прав граждан государств — участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года
Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств — участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.
Исчисление пенсий производится из заработка (дохода) за периоды работы, которые засчитываются в трудовой стаж.
1 января 2023 года прекращается действие Соглашения о гарантиях прав граждан государств — участников СНГ в области пенсионного обеспечения, подписанного в Москве 13 марта 1992 года, в отношениях Российской Федерации с другими участниками Соглашения.
Особые правила назначения и выплаты пенсии установлены с 01.01.2021 для граждан одного из государств — членов ЕАЭС, трудящихся (трудившихся) на территории другого государства — члена ЕАЭС. В частности, предусмотрено следующее (ст. 1, п. 1 ст. 6, ст. 12 Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов ЕАЭС, заключенного в г. Санкт-Петербурге 20.12.2019):
- назначение и выплата пенсии в соответствии с законодательством одного государства — члена ЕАЭС не препятствуют одновременному назначению и выплате пенсии этого и (или) другого вида согласно законодательству другого государства - члена ЕАЭС;
- за стаж работы, приобретенный после 01.01.2021, пенсия назначается и выплачивается государством — членом ЕАЭС, на территории которого такой стаж приобретен;
- за стаж работы, приобретенный до 01.01.2021, пенсия назначается и выплачивается в соответствии с законодательством государств — членов ЕАЭС и указанным выше Соглашением стран СНГ.
Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств — участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.
Исчисление пенсий производится из заработка (дохода) за периоды работы, которые засчитываются в трудовой стаж.
ст. 6, "Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" (Заключено в г. Москве 13.03.1992) {КонсультантПлюс}
Фрагмент судебного решения
Согласно ст. 12 Соглашения, назначение и выплата пенсии осуществляются в следующем порядке:
- за стаж работы, приобретенный после вступления настоящего Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается государством-членом, на территории которого приобретен соответствующий стаж работы;
- за стаж работы, приобретенный до вступления настоящего Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается в соответствии с законодательством государств-членов и Соглашением о гарантиях прав граждан государств — участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года, а для Республики Беларусь и Российской Федерации — Договором между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24 января 2006 года.
В соответствии со ст. 6 Соглашения 13.03.1992 назначение пенсий гражданам государств — участников Соглашения производится по месту жительства.
Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств — участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.
Письмом Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 31.01.1994 N 1-369-18 разъяснено, что при назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств — участников Соглашения от 13.03.1992, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время не только до 13.03.1992, а также после этой даты на территории государств — участников Соглашения.
Аналогичные разъяснения в отношении применения Соглашения от 13.03.1992 даны в Распоряжении Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22.06.2004 N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств — республик бывшего СССР", в котором указано, что трудовой стаж, имевший место в государствах — участниках Соглашения, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ.
При этом периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств — участников Соглашения от 13.03.1992, и имевших место за пределами Российской Федерации до 1 января 2002 г., учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов. Периоды работ, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств — участников Соглашения от 13.03.1992, за пределами Российской Федерации после 1 января 2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства — участника Соглашения от 13 марта 1992 г. должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование (аналогичная правовая позиция выражена в Определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 24.09.2018 N 81-КГ18-18).
#юристу
Посмотреть ответ специалиста
Вопрос:
Заключаем договор на выполнение работ с исполнителем — госинститутом из Беларуси. Какие пункты договора предусмотреть, чтобы обезопасить наше российское юрлицо? В целях соблюдения валютного контроля обязательно ли в договоре прописывать условие о том, что «в случае невыполнения работ в счет уплаченного аванса исполнитель должен обеспечить возврат уплаченных исполнителю денежных средств»?
Ответ:
В общем случае резиденты обязаны обеспечить возврат в РФ денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные в РФ (неполученные на территории Российской Федерации) товары, невыполненные работы, не оказанные услуги, непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (п. 2 ч. 1 ст. 19 Закона N 173-ФЗ).
За нарушение указанной обязанности предусмотрена ответственность в виде предупреждения или административного штрафа по ч. 5 ст. 15.25 КоАП РФ:
- для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в размере 1/150 ключевой ставки Банка России от суммы денежных средств, возвращенных в РФ с нарушением установленного срока, за каждый день просрочки возврата, и (или) в размере от 3% до 10% суммы не возвращенных в срок в РФ денежных средств в валюте РФ, уплаченных нерезиденту по условиям рублевого внешнеторгового контракта, и (или) от 5% до 30% суммы не возвращенных в срок денежных средств, уплаченных нерезиденту по внешнеторговому контракту в иностранной валюте;
- для должностных лиц — 1/150 ключевой ставки Банка России от суммы денежных средств, возвращенных в РФ с нарушением установленного срока, за каждый день просрочки возврата в РФ таких денежных средств, и (или) от 3% до 10% суммы не возвращенных в установленный срок в РФ денежных средств в рублях, уплаченных нерезиденту по условиям внешнеторгового договора (контракта), обязательства и оплата по которому предусмотрены в рублях, и (или) от 5% до 30% суммы не возвращенных в установленный срок в РФ денежных средств, уплаченных нерезиденту по условиям внешнеторгового договора (контракта) в иностранной валюте, но не более 30 000 руб.
Однако указание в договоре условия об обязанности исполнителя вернуть уплаченный аванс в случае невыполнения работ не гарантирует освобождение от административной ответственности если данная обязанность не будет выполнена исполнителем.
В данной ситуации основанием для освобождения от привлечения к административной ответственности необходимо будет вести претензионно-исковую работу, то есть предпринять все зависящие от вас действия.
При этом при составлении внешнеэкономического контракта предлагаем использовать методический материал, приведенный в обосновании и приложенный к ответу.
Обоснование
ОСОБЕННОСТИ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРА ПОДРЯДА С ИНОСТРАННОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ — НЕРЕЗИДЕНТОМ
Статьи 317, 1186, 1210, 1211 ГК РФ
Договор подряда с иностранной организацией имеет свои особенности.
ОСОБЕННОСТИ РАСЧЕТОВ МЕЖДУ РЕЗИДЕНТОМ И НЕРЕЗИДЕНТОМ
Использование иностранной валюты при осуществлении расчетов на территории РФ допускается в случаях, в порядке и на условиях, определенных Федеральным законом от 10.12.2003 N 173-ФЗ (п. 3 ст. 317 ГК РФ).
По общему правилу валютные операции между резидентами и нерезидентами проводятся без ограничений (ст. 6 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ). Банк России как орган валютного контроля вправе устанавливать порядок представления этими лицами подтверждающих документов и информации в рамках таких операций (ст. 54 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ, ч. 3 ст. 23 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ).
Сторона-резидент вправе осуществлять расчеты только через свои счета, открытые в уполномоченном банке или банке-нерезиденте, если сумма обязательств по договору подряда в рублевом эквиваленте равна или превышает (пп. 4.1.3, п. 4.2 Инструкции Банка России от 16.08.2017 N 181-И):
- с заказчиком-нерезидентом — 10 млн руб.;
- с подрядчиком-нерезидентом — 3 млн руб.
В этих случаях резидент обязан поставить договор на учет в уполномоченном банке. При этом сумма обязательств определяется на дату заключения договора, а в случае ее изменения — на дату последнего из таких изменений к нему (п. п. 4.2, 5.1 Инструкции Банка России от 16.08.2017 N 181-И).
Подробнее о том, как поставить договор на учет в банке, см. Готовое решение.
Если в отношении уполномоченного банка, который принял на учет или обслуживание экспортный или импортный контракт (далее — банк УК), иностранным государством введены антироссийские санкции, ограничивающие проведение операций по счетам резидентов в данном банке, то резидент, являющийся стороной по экспортному (импортному) контракту, может проводить операции по внешнеторговым контрактам (как зачисление, так и списание) по счетам, открытым в банке, отличном от такого банка УК. При этом переводить контракт на учет в этот банк не требуется. Подробнее см. Готовое решение.
ОСОБЕННОСТИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРАВА, ПОДЛЕЖАЩЕГО ПРИМЕНЕНИЮ К ДОГОВОРУ ПОДРЯДА С ИНОСТРАННОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ
Право, подлежащее применению к договору подряда с участием иностранной организации, определяется на основании международных договоров РФ, Гражданского кодекса РФ, других законов и обычаев, признаваемых в РФ (п. 1 ст. 1186 ГК РФ).
Стороны договора могут при его заключении или в последующем выбрать по соглашению между собой право, которое подлежит применению к их правам и обязанностям по этому договору. Соглашение должно быть прямо выражено или должно определенно вытекать из условий договора либо совокупности обстоятельств дела (п. п. 1, 2 ст. 1210 ГК РФ).
--------------------------------
Пример формулировки условия:
"К договору применяется право Российской Федерации".
--------------------------------
Если соглашение сторон о выборе права отсутствует
В этом случае к договору подряда по общему правилу применяется право страны, где на момент заключения договора находится место жительства или основное место деятельности подрядчика (п. 1, пп. 5 п. 2 ст. 1211 ГК РФ).
Обратите внимание!
Если договор заключается и его условия исполняются подрядчиком через филиал или иное обособленное подразделение в другой стране, суд вправе применить не право страны основного места деятельности подрядчика, а право страны, в которой находится его филиал или иное обособленное подразделение (п. 36 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2019 N 24).
Путеводитель по договорной работе. Подряд. Рекомендации по заключению договора {КонсультантПлюс}
Источники:
#специалисту по госзакупкам
Посмотреть ответ специалиста
Вопрос:
Имеется ли требование, что контракт, заключаемый с соисполнителем во исполнение госконтракта, должен превышать 5 млн рублей в месяц?
Ответ:
Такого требования в Законе N 44-ФЗ нет. Однако такое требование может быть установлено в извещении об осуществлении закупки, а именно: обязанность лица не из числа СМП и СОНКО привлечь к исполнению контракта соисполнителей — представителей СМП и СОНКО с указанием объема такого привлечения.
Если нарушите условие о привлечении субподрядчиков из числа СМП и СОНКО, размер штрафа составит 5% от стоимостного объема такого привлечения (п. п. 7, 8 Правил, утвержденных Постановлением N 1042).
Обоснование
Заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном частью 5 настоящей статьи, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта. Указанный объем учитывается в объеме закупок, осуществленных заказчиками у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с частью 1 настоящей статьи, и включается в отчет, указанный в части 4 настоящей статьи. В контракты также должно быть включено обязательное условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Типовые условия контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций могут устанавливаться Правительством Российской Федерации.
Привлечь к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций (далее — субподрядчики, соисполнители) в объеме __________ процентов от цены контракта (объем привлечения устанавливается заказчиком в виде фиксированных процентов и должен составлять не менее 5 процентов от цены контракта).
Нести гражданско-правовую ответственность перед заказчиком за неисполнение или ненадлежащее исполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей, в том числе:
- а) за представление документов, указанных в пунктах 2 — 4 настоящего раздела, содержащих недостоверные сведения, либо их непредставление или представление таких документов с нарушением установленных сроков;
- б) за непривлечение субподрядчиков, соисполнителей в объеме, установленном в контракте.
Можно ли привлечь субподрядчика, соисполнителя по госконтракту
Субподрядчик, соисполнитель по госконтракту — это лицо, привлекаемое поставщиком (подрядчиком, исполнителем) для выполнения контрактных обязательств. Привлечь такое лицо возможно, если это не запрещено контрактом.
При этом вам нужно учесть некоторые особенности. Так, в контракте вы можете встретить ряд ограничений, например:
- обязанность исполнить все ваши обязательства или их определенную часть лично;
- необходимость согласовать с заказчиком привлечение субподрядчика;
- требование привлечь субподрядчиков из числа СМП и СОНКО;
- обязанность представить заказчику копии договоров с субподрядчиками.
Если такие ограничения предусмотрены контрактом, соблюдайте их во избежание штрафов. Так, если вы не выполните лично определенные виды и объемы работ, предусмотренные контрактом, заказчик потребует уплатить штраф в размере 5% от стоимости этих работ. Если нарушите условие о привлечении субподрядчиков из числа СМП и СОНКО, размер штрафа составит 5% от стоимостного объема такого привлечения (п. п. 7, 8 Правил, утвержденных Постановлением N 1042).
Вместе с тем учтите: подтвердить выполнение данного условия можно и договором поставки, если для исполнения контракта нужно закупить товар (Письма Минфина России от 27.01.2020 N 24-01-06/4563, от 17.01.2020 N 24-01-07/1954).
Помните, что, подавая заявку на участие в закупке и подписывая контракт, вы соглашаетесь с его условиями, обжаловать их в ходе исполнения, скорее всего, не получится.
#бухгалтеру
Посмотреть ответ специалиста
Вопрос:
Подскажите, какой отчётный период указывать в уведомлении об исчисленных налогах в части НДФЛ, исчисленной суммы окончательного расчёта по заработной плате за январь 2023 года, фактическое перечисление которой было произведено 10.02.2023?
Ответ:
В этом случае НДФЛ исчислен и удержан в промежутке 23 января — 22 февраля. Срок уплаты — не позднее 28 февраля.
При заполнении уведомления в отношении НДФЛ со сроком уплаты не позднее 28 февраля укажите "21/02".
Обоснование
В поле "Отчетный (налоговый) период (код)/Номер месяца (квартала)" нужно обозначить период, за который исчислен платеж (п. 2.6.5 Порядка заполнения уведомления об исчисленных суммах налогов).
По ежемесячным платежам поле заполняется так:
- в первой части поля отражается код периода, на который приходится месяц, за который начислен платеж: "21" — I квартал, "31" — полугодие, "33" — 9 месяцев, "34" — год;
- во второй части поля — порядковый номер месяца внутри его квартала. Хотя месяцев в квартале 3, здесь также предусмотрено значение 04. Например, при заполнении уведомления в отношении НДФЛ со сроком уплаты не позднее 28 января укажите "21/01"; по НДФЛ, который подлежит уплате не позднее последнего рабочего дня года, — "34/04" (п. 6 ст. 226 НК РФ).
Сроки уплаты налогов — 2023
НДФЛ — с 01.01.2023 установлен общий срок уплаты налога со всех выплат — аванса и зарплаты, премий, отпускных, больничных, матпомощи, дивидендов, выплат при увольнении, выплат по ГПД.
- с зарплаты за декабрь 2022 г., выплаченной в декабре, больничных и отпускных за декабрь — 09.01.2023;
- с аванса за декабрь, если зарплата за вторую половину месяца выплачена в январе, — 30.01.2023;
- с выплат с 1 по 22 января 2023 г. — 30.01.2023;
- с выплат с 23 января по 22 февраля — 28.02.2023.
Типовая ситуация: Сроки уплаты налогов - 2023 (Издательство "Главная книга", 2023) {КонсультантПлюс}