#бухгалтеру
Посмотреть ответ специалиста
Вопрос:
Если человек является самозанятым и покупает лес на корню, сам выпиливает и разделывает его на чурки, может он как самозанятый продавать дерево в качестве товара собственного производства? Может ли он из этого леса изготавливать древесный уголь и тоже продавать как товар собственного производства?
Ответ:
Если самозанятый самостоятельно выращивает лесные насаждения для целей дальнейшей продажи, то он может их продать, будучи в статусе самозанятого.
Если растет лес, не выращенный самозанятым, то спилить и продать его самозанятый не может, такая деятельность не относится к налоговому режиму НПД (налогу на профессиональный доход). На основании пп. 2 п. 2 ст. 4 Федерального закона от 27.11.2018 N 422-ФЗ, не вправе применять специальный налоговый режим НПД лица, осуществляющие перепродажу товаров, имущественных прав, за исключением продажи имущества, использовавшегося ими для личных, домашних и (или) иных подобных нужд.
Во втором случае, учитывая, что самозанятый не перепродает срубленные деревья, а до продажи осуществляет значительную их переработку, то есть в результате его деятельности производится товар собственного производства, предназначенный для реализации, полагаем, что самозанятый вправе в отношении доходов от такой деятельности применять налог на профессиональный доход.
При этом, так как официальных разъяснений по заданному вопросу не обнаружено, то можно воспользоваться своими правами налогоплательщика, установленными ст. 21 НК РФ, и обратиться с запросом за разъяснениями в налоговую инспекцию по месту своего учета и получить бесплатную информацию (в том числе в письменной форме). Выполнение таких действий является обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения (пп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ).
Обоснование
В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона объектом налогообложения НПД признаются доходы от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав).
Ограничения, связанные с применением Федерального закона, установлены частью 2 статьи 4 и частью 2 статьи 6 Федерального закона.
Следует отметить, что на основании пункта 2 части 2 статьи 4 Федерального закона лица, осуществляющие перепродажу товаров, имущественных прав, за исключением продажи имущества, использовавшегося ими для личных, домашних и (или) иных подобных нужд, не вправе применять специальный налоговый режим НПД.
Вместе с тем положения Федерального закона не предусматривают запрета на применение специального налогового режима НПД для лиц, осуществляющих деятельность, связанную с реализацией товаров собственного производства, при условии соблюдения ограничений, предусмотренных Федеральным законом, а также иных федеральных законов, регулирующих ведение соответствующих видов деятельности, и принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов.
Какие виды деятельности могут осуществлять самозанятые граждане, применяющие НПД
Исчерпывающего перечня видов деятельности, которыми можно заниматься самозанятому, в Законе N 422-ФЗ не установлено. Это значит, что при применении НПД вы можете заниматься любыми видам деятельности, кроме тех, которые прямо запрещены этим Законом (ч. 2 ст. 4 Закона N 422-ФЗ, Письмо Минфина России от 12.04.2021 N 03-11-11/27016). Например, нельзя применять спецрежим, если вы занимаетесь реализацией подакцизных товаров и товаров, подлежащих обязательной маркировке (п. 1 ч. 2 ст. 4 Закона N 422-ФЗ).
Также есть некоторые виды деятельности, занятие которыми не лишит вас права на применение НПД, но доходы от которых не подпадут под этот спецрежим. То есть с этих доходов налоги вы заплатите в общем порядке, а НПД сможете применять по другим видам деятельности, которые не запрещены для него (ч. 8 ст. 2, ч. 2 ст. 6 Закона N 422-ФЗ). В частности, применяя НПД, вы можете также работать по трудовому договору (Письмо Минфина России от 21.06.2022 N 03-11-11/58750). Зарплата и другие доходы, полученные по такому договору, облагаются НДФЛ в общем порядке (ст. 209 НК РФ).
Готовое решение: Особенности применения специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" (КонсультантПлюс, 2023) {КонсультантПлюс}
Собственное производство подразумевает изготовление товара из сырья и материалов с максимальным вкладом в процесс. Но это вовсе не значит, что самозанятый должен изготовить свою продукцию собственноручно от начала и до конца. Если он покупает, к примеру, партию холщовых сумок и наносит на них оригинальные рисунки — это тоже собственная продукция. Кстати, вот несколько примеров такой продукции из Писем Минфина <1>:
- флористические композиции и букеты;
- компьютеры, собранные из запасных частей;
- электротехническая продукция, например самодельная люстра из корня дерева.
--------------------------------
<1> Письма Минфина от 02.03.2020 N 03-11-11/15055, от 23.10.2020 N 03-11-11/92485, от 20.11.2020 N 03-11-11/101162.
#бухгалтеру
Посмотреть ответ специалиста
Вопрос:
Как оплатить недоимку по НДФЛ за 2020 год в 2023 году?
Ответ:
ЕНП предполагает уплату почти всех налогов, взносов и сборов одним платежом. Все поступившие от налогоплательщика деньги, а также некоторые другие суммы при этом числятся на его едином налоговом счете (ЕНС). В результате с 2023 года исключается ситуация, когда у налогоплательщика одновременно образуется переплата по одному налогу и задолженность по каким-то другим обязательным платежам.
Последовательность зачета поступлений на ЕНС — недоимка, текущие налоги и взносы, пени, проценты, штрафы. Если на дату платежа на ЕНС денег недостаточно, их распределят пропорционально величине обязательств
При наличии положительного сальдо ЕНС инспекция последовательно зачтет средства для уплаты недоимки, налогов, сборов, страховых взносов, а потом и пеней (п. 8 ст. 45 НК РФ).
Обоснование
С 01.01.2023 единый налоговый платеж (ЕНП) обязателен. Все налоги и взносы, включая НДФЛ, перечисляют раз в месяц одной платежкой. Исключения - взносы на травматизм и госпошлина (ст. 11.3 НК РФ).
По каждому плательщику ИФНС сама открывает и ведет единый налоговый счет (ЕНС), где по дебету учитывают поступления ЕНП, а по кредиту — начисления по декларациям, расчетам, уведомлениям, решениям по проверкам (ст. 11.3 НК РФ).
Последовательность зачета поступлений на ЕНС — недоимка, текущие налоги и взносы, пени, проценты, штрафы. Если на дату платежа на ЕНС денег недостаточно, их распределят пропорционально величине обязательств (ст. 45 НК РФ).
При отрицательном сальдо ЕНС компании выставят требование, а при его неисполнении спишут деньги с банковского счета. При положительном сальдо налоговую переплату можно вернуть или зачесть.
С единого налогового счета с 2023 года платятся почти все налоги и взносы. На этом счете к сроку уплаты налога (аванса, взноса, сбора и т.п.) должны быть сумма, покрывающая сумму, которую компания должна заплатить в бюджет по всем налоговым обязательствам.
Основная сумма, которая собирается на ЕНС, переводится туда с расчетного счета компании бухгалтерией. Но на состояние ЕНС влияют также возврат переплаты, зачет НДС, то есть те денежные суммы, которые возвращает налоговая. Они будут поступать не на расчетный счет компании, а на ее ЕНС.
На единый налоговый счет зачисляются денежные средства:
- поступившие в добровольном порядке от налогоплательщика;
- образовавшиеся в результате уточнения платежа;
- образовавшиеся в результате возмещения или налогового вычета (то есть при возмещении НДС и акцизов баланс единого налогового счета будут пополнять);
- в качестве зачета сумм в счет исполнения обязанности другого лица (на день принятия инспекцией соответствующего решения).
Перечислять деньги на единый налоговый счет нужно будет до крайнего срока уплаты по налогам и взносам.
Обратите внимание: взимание кредитными организациями с налогоплательщиков комиссии за перечисление ЕНП неправомерно, поскольку противоречит положениям ст. 60 Налогового кодекса. Она предусматривает, что плата за перечисление налоговых платежей в бюджет не взимается. На это указала ФНС России в Письме от 02.08.2022 N КЧ-4-8/9976@, в котором предписано налоговым органам провести с кредитными организациями соответствующую разъяснительную работу.
#кадровику
Посмотреть ответ специалиста
Вопрос:
Подскажите, должен ли директор общества предоставить налоговому органу копию своего паспорта? Сейчас ведь запрещается хранить в личных делах сотрудников копии документов с их персональными данными.
Ответ:
Вопрос об обязательном характере требования копии паспорта руководителя является неоднозначным. В случае отказа не исключены претензии со стороны налогового органа.
Из ст. 88 ТК РФ и ст. 7 Закона о персональных данных следует, что федеральные законы могут предусматривать случаи, когда нужно сообщать персональные данные о работниках третьим лицам. Согласно положениям НК РФ, налоговый орган имеет право запрашивать документы, необходимые для проведения налоговых проверок, в том числе встречных, и иных мероприятий налогового контроля. При этом Налоговый кодекс РФ не содержит каких-либо ограничений по объему или составу документов и сведений, которые могут потребоваться налоговому органу для налогового контроля. Таким образом, если налоговый орган запросит персональные данные работника в рамках проводимых контрольных мероприятий, вы должны их представить. Такое же мнение содержится в Письмах ФНС России от 02.08.2018 N ЕД-4-2/14951@, Минфина России от 09.10.2012 N 03-02-07/1-246.
Между тем ни гражданским, ни налоговым законодательством на юридических лиц не возлагается обязанность по представлению копии документа, удостоверяющего личность руководителя.
Кроме того, хранение копий паспортов сотрудников законом не допускается, а их использование ограничивается сроком достижения целей такого использования. Следовательно, истребование налоговым органом таких документов у организации неправомерно. К сожалению, нами не обнаружены материалы судебной практики по рассматриваемой ситуации.
Полагаем, организация может во избежание разногласий с налоговым органом предоставить копию паспорта на основании должным образом оформленных требований о представлении документов.
Обоснование
Роскомнадзор считает такое хранение обработкой персональных данных, избыточных по отношению к заявленным целям обработки, что нарушает ч. 5 ст. 5 Закона N 152-ФЗ. Аналогичной позиции придерживаются суды. Так, в Постановлениях Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-22502/2013 по делу N А53-12557/2013, ФАС Северо-Кавказского округа по делу N А53-13327/2013 указано, что, собирая и храня в документах кадрового учета копии страниц паспорта, военного билета и других документов, которые содержат персональные данные работника, организация превысила объем обрабатываемых персональных данных.
Учитывая неоднозначность позиции по рассматриваемому вопросу, рекомендуем не хранить в личных делах работников документы, содержащие их персональные данные, если такая необходимость не установлена нормативно. Это позволит избежать ответственности по ч. 1 - 2.1 ст. 13.11 КоАП РФ.
Нужно ли предоставлять персональные данные работников по требованию налогового органа
Да, нужно в связи со следующим.
Из ст. 88 ТК РФ и ст. 7 Закона о персональных данных следует, что федеральные законы могут предусматривать случаи, когда нужно сообщать персональные данные о работниках третьим лицам.
Согласно положениям НК РФ налоговый орган имеет право запрашивать документы, необходимые для проведения налоговых проверок, в том числе встречных, и иных мероприятий налогового контроля (ст. ст. 93, 93.1, 93.2, п. 6 ст. 101, п. п. 6, 7 ст. 105.17, п. 3 ст. 105.29 НК РФ).
При этом Налоговый кодекс РФ не содержит каких-либо ограничений по объему или составу документов и сведений, которые могут потребоваться налоговому органу для налогового контроля.
Таким образом, если налоговый орган запросит персональные данные работника в рамках проводимых контрольных мероприятий, вы должны их представить. Такое же мнение содержится в Письмах ФНС России от 02.08.2018 N ЕД-4-2/14951@, Минфина России от 09.10.2012 N 03-02-07/1-246.
При этом получать согласие работников на передачу их персональных данных в налоговый орган не нужно (ст. 88 ТК РФ, ст. 7 Закона о персональных данных).
Если не предоставить такие данные по требованию налогового органа, вас могут привлечь к ответственности.
Отметим, что в Постановлении Верховного Суда РФ от 26.04.2019 N 9-АД19-10 высказано мнение о том, что можно не предоставлять налоговым органам сведения о работнике в рамках встречной проверки, если между вами и проверяемым налогоплательщиком нет каких-либо финансово-хозяйственных отношений. В таком случае сведения о работнике не касаются деятельности проверяемого лица.
Согласно положениям НК РФ, налоговый орган имеет право запрашивать документы, необходимые для проведения налоговых проверок, в том числе встречных, и иных мероприятий налогового контроля.
При этом НК РФ не содержит каких-либо ограничений по объему или составу документов и сведений, которые могут потребоваться налоговому органу для налогового контроля.
Таким образом, если налоговый орган запросит персональные данные работника в рамках проводимых контрольных мероприятий, вы должны их представить.
При этом получать согласие работников на передачу их персональных данных в налоговый орган не нужно.
Если не представить такие данные по требованию налогового органа, вас могут привлечь к ответственности.
Штраф за непредставление (несвоевременное представление) документов составляет:
- 200 руб. за каждый неподанный документ — если сведения, которые в нем содержатся, нужны инспекции для налогового контроля в отношении вас;
- 10 000 руб. за непредставление документов — если сведения, которые в них содержатся, нужны инспекции для налогового контроля в отношении вашего контрагента или иного лица либо запрашиваются относительно конкретной сделки вне рамок налоговой проверки.
Штраф за непредставление информации, истребованной налоговым органом, составляет 5 000 руб., а при повторном нарушении в течение года — 20 000 руб. Например, это может быть информация о контрагенте, о конкретной сделке.
Помимо перечисленных штрафов за непредставление документов и информации на должностное лицо организации может быть наложен штраф в размере 300 — 500 руб.
#юристу
Посмотреть ответ специалиста
Вопрос:
Кто отвечает за безопасность детских игровых площадок вблизи многоквартирных домов?
Ответ:
Лицо, ответственное за содержание и безопасность детских площадок, определяется их принадлежностью.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ, собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.
Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Придомовая территория, которая является частью общего имущества МКД, — это земельный участок с элементами озеленения и благоустройства, на котором расположен дом и предназначенные для его обслуживания и эксплуатации объекты, в том числе коллективные автостоянки, детские и спортивные площадки. Границы земельного участка определяются на основании данных государственного кадастрового учета (подп. "е", "ж" п. 2 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 491).
Из мотивировочной части Апелляционного определения Иркутского областного суда от 22.11.2017 по делу N 33-9802/2017 следует, что юридически значимым обстоятельством по делу являлось установление принадлежности детской площадки (малых архитектурных форм) к придомовой территории указанного дома.
Исходя из вышеизложенного, установление лица, обязанного возместить вред, причиненный на детской площадке поставлена в зависимость от принадлежности ее к придомовой территории.
Обоснование
Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" и части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок с элементами озеленения и благоустройства, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества.
В силу названных норм, с момента регистрации права собственности первого лица на любое из помещений в многоквартирном доме соответствующий земельный участок поступает в долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме, а договор аренды этого участка прекращается на основании статьи 413 ГК РФ независимо от того, в частной или в публичной собственности находился переданный в аренду земельный участок.
Муниципальные спортивные и детские игровые площадки, расположенные на придомовой территории, в соответствии с нормативными правовыми документами могут являться общедомовым имуществом. Это связано со следующим. В соответствии с подп. "ж" п. 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491, в состав общего имущества включаются детские и спортивные площадки. Данные игровые площадки в соответствии с пп. 2.7, 2.12 Методических рекомендаций, утвержденных Приказом Минрегионом России от 27 декабря 2011 г. N 613, являются элементами благоустройства. Эти элементы в свою очередь в соответствии со ст. 290 Гражданского кодекса, подп. 4 п. 1 ст. 36 Жилищного кодекса, которые находятся на земельном участке, предназначенном для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, находятся в общедолевой собственности.
Таким образом, в соответствии с Гражданским, Жилищным кодексом и указанным Постановлением Правительства России, детские площадки, расположенные на придомовой территории, относятся к общедомовому имуществу и бремя содержания этого имущества должны нести собственники многоквартирного дома пропорционально общей площади.
Появление спортивных и детских игровых площадок, которые по факту располагаются на придомовых территориях многоквартирных жилых домов, связано, как правило, со следующим:
- строительство спортивных и детских игровых площадок осуществлялось(ется) за счет средств муниципального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации с последующей передачей площадок поселениям на основании подп. 19 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
- игровые площадки создаются за счет средств коммерческих организаций, а затем передаются муниципальному образованию по договору пожертвования в соответствии со ст. 582 Гражданского кодекса;
- оформление игровых площадок как бесхозяйного имущества в соответствии со ст. 225 Гражданского кодекса, ст. 290 - 293 Гражданского процессуального кодекса.
Таким образом, с учетом Правил и объяснений сторон юридически значимым обстоятельством по делу являлось установление принадлежности детской площадки (малых архитектурных форм) к придомовой территории указанного дома. Ходатайство участвующего в деле прокурора об определении места причинения травмы потерпевшей Ж.У. относительно границ придомовой территории согласно ситуационному плану технического паспорта дома (данные изъяты) и о проведении соответствующих замеров (л.д. 222, об.) суд первой инстанции оставил без удовлетворения.
Судом установлено, что и подтверждается Выпиской из реестра муниципальной собственности муниципального образования "Город Ногинск Московской области" от 12.02.2014 г., что в соответствии с распоряжением главы муниципального образования N 389 от 17.11.2009 г. оборудование детской игровой площадки, расположенное по адресу: <данные изъяты>, является муниципальной собственностью и числится в муниципальной казне муниципального образования "Город Ногинск Московской области".
#юристу
Посмотреть ответ специалиста
Вопрос:
Какие виды предоплаты можно использовать в договорах для бюджетных организаций в 2023 году? Как правильно прописать предоплату в договоре услуг?
Ответ:
Бюджетные и автономные учреждения при заключении контрактов (договоров), предусматривающих авансовые платежи, должны соблюдать требования нормативных правовых актов РФ, ее субъектов, муниципальных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, для получателей средств соответствующего бюджета. Требование об ограничении размеров авансов распространяется на все контракты (договоры) независимо от источника финансового обеспечения (ч. 16.1 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ, ч. 3.11-1 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ, Письма Минфина России от 16.11.2022 N 02-11-14/111565, от 15.03.2018 N 09-01-09/16085).
В обосновании приведены размеры аванса за счет средств федерального бюджета. Между тем, нормативно-правовой акт, устанавливающий размер аванса получателями бюджетных средств на территории муниципального района (Татышлинский район) в системе не выявлен.
В данном случае целесообразнее обратиться в администрацию муниципального района.
Обоснование
Если осуществляете закупку за счет средств федерального бюджета, то при установлении аванса придерживайтесь следующих правил:
1) размер аванса не должен превышать размер доведенных лимитов бюджетных обязательств на соответствующие контракту цели (п. 18 Положения N 1496);
2) не следует включать в проект контракта возможность авансирования последнего этапа. Исключение составляют контракты, по которым разрешен 100% аванс (п. 19 Положения N 1496);
3) размер аванса для заказчиков-получателей средств федерального бюджета устанавливается в следующих размерах:
а) не более 30% суммы госконтракта — по госконтрактам на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг, в том числе на выполнение работ по строительству (реконструкции, капитальному ремонту) объектов капстроительства госсобственности РФ (абз. 2 пп. "а" п. 18 Положения N 1496);
б) аванс до 90% можно установить в контракте с условием о казначейском сопровождении авансовых платежей по нему и по договорам, заключенным для исполнения такого контракта (абз. 4 пп. "а" п. 18 Положения N 1496);
в) аванс до 100% можно установить в контрактах на услуги связи, приобретение печатных изданий (подписку), повышение квалификации, профпереподготовку, участие в конференциях, государственную экспертизу проектной документации, включающую проверку достоверности сметной стоимости строительства (реконструкции, капремонта) объектов капстроительства в случаях, указанных в ч. 2 ст. 8.3 ГрК РФ, и результатов инженерных изысканий. Кроме того, аванс в таком размере можно предусмотреть в контрактах на приобретение авиа- и железнодорожных билетов, билетов для проезда городским и пригородным транспортом, путевок на санаторно-курортное лечение, на гостиничные услуги по месту командирования, авиа- и железнодорожные грузоперевозки, ОСАГО, страхование ответственности владельца опасного объекта, аренду банковской ячейки, лечение граждан РФ за границей (только для заказчика — Минздрава России), тушение пожаров (пп. "в" п. 18 Положения N 1496);
г) аванс с правом дополнительного авансирования до 70% можно установить для контрактов на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов капстроительства госсобственности РФ с ценой более 600 млн руб. при условии, что работы на объем ранее выплаченного аванса выполнены и документально подтверждены и оплата санкционирована в порядке, утвержденном Минфином России (пп. "б" п. 18 Положения N 1496);
д) аванс в размере не менее 80% (но не более соответствующих ЛБО) должны предусматривать в госконтракте до конца 2024 г. главные распорядители средств федерального бюджета (подведомственные им получатели средств федерального бюджета) в некоторых случаях. Обязанность возникает при закупках ряда промтоваров, если устанавливается запрет на допуск иностранных товаров (п. п. 1, 2 Постановления Правительства РФ от 24.12.2022 N 2411).
При согласовании выплаты аванса на основании пп. "а" п. 18 Положения N 1496 заказчику необходимо предусмотреть условие о последующей оплате по контракту. Такая оплата должна производиться в размере, который указан в Положении N 1496. Например, если госконтракт не содержит этапов исполнения, размер его последующей оплаты не может превышать разницу между стоимостью фактически выполненных работ и общей суммой выплаченного ранее аванса. При этом сумма фактически выполненных работ должна быть подтверждена в порядке санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета, установленном Минфином России (пп. "а" п. 18 Положения N 1496).
Бюджетные и автономные учреждения при заключении контрактов (договоров), предусматривающих авансовые платежи, должны соблюдать требования нормативных правовых актов РФ, ее субъектов, муниципальных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, для получателей средств соответствующего бюджета. Требование об ограничении размеров авансов распространяется на все контракты (договоры) независимо от источника финансового обеспечения (ч. 16.1 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ, ч. 3.11-1 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ, Письма Минфина России от 16.11.2022 N 02-11-14/111565, от 15.03.2018 N 09-01-09/16085).
Заказчики-получатели средств федерального бюджета не предусматривают условие об авансе, если заключаются (п. 20 Положения N 1496):
- контракты на поставку товаров (оказание услуг), которые включены в Перечень, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 16.01.2018 N 21-р. Исключение — случаи, установленные в данном Перечне;
- контракты, предметом которых наравне с товаром (услугой), включенным в Перечень, является товар (услуга), отсутствующий в нем.