#Кадровику
Посмотреть ответ специалиста
Вопрос:
Пенсионный фонд отказал в получении единовременной выплаты накопительной части пенсии в связи с ее превышением на 5% страховой пенсии. Что необходимо сделать для получения накопительной части пенсии?
Ответ:
Единовременную выплату по общему правилу могут получить следующие граждане по достижении ими возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) (ч. 1 ст. 4 Закона N 360-ФЗ; ч. 2, 3 ст. 8, ч. 2, 3 ст. 35 Закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ; Приложение 3 к Закону N 400-ФЗ):
- которые не приобрели право на получение накопительной пенсии ввиду отсутствия у них необходимого страхового стажа и установленной величины ИПК — индивидуального пенсионного коэффициента (в 2022 г. — соответственно не менее 13 лет и не ниже 23,4);
- для которых размер накопительной пенсии в случае ее назначения составил бы не более 5% по отношению к сумме размера страховой пенсии по старости (с учетом фиксированной выплаты и ее повышений) и размера накопительной пенсии, рассчитанных на дату назначения накопительной пенсии по достижении возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), — при наличии необходимого страхового стажа и установленной величины ИПК.
Если расчетный размер накопительной пенсии составляет более 5% по отношению к сумме размера страховой пенсии по старости (с учетом фиксированной выплаты и ее повышений) и размера накопительной пенсии, рассчитанных на день назначения накопительной пенсии (ст. 6 Закона N 424-ФЗ; ч. 2, 3 ст. 8, ч. 2, 3 ст. 35 Закона N 400-ФЗ; Приложение 3 к Закону N 400-ФЗ), то
по общему правилу вам назначат накопительную пенсию по достижении возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) при наличии страхового стажа и величины ИПК, дающих право на страховую пенсию по старости.
Чтобы получить накопительную пенсию, обратитесь в ТО ПФР или в НПФ, в который вы передали пенсионные накопления, представьте заявление и необходимые документы.
Накопительная пенсия назначается пожизненно (ч. 8 ст. 10 Закона N 424-ФЗ).
Обоснование
За счет средств пенсионных накоплений, сформированных в пользу застрахованного лица, осуществляются следующие виды выплат:
- единовременная выплата средств пенсионных накоплений (далее - единовременная выплата);
- срочная пенсионная выплата;
- накопительная пенсия;
- выплата средств пенсионных накоплений правопреемникам умершего застрахованного лица.
ст. 2, Федеральный закон от 30.11.2011 N 360-ФЗ (ред. от 26.05.2021) "О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений" {КонсультантПлюс}
Единовременную выплату по общему правилу могут получить следующие граждане по достижении ими возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) (ч. 1 ст. 4 Закона N 360-ФЗ; ч. 2, 3 ст. 8, ч. 2, 3 ст. 35 Закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ; Приложение 3 к Закону N 400-ФЗ):
- которые не приобрели право на получение накопительной пенсии ввиду отсутствия у них необходимого страхового стажа и установленной величины ИПК — индивидуального пенсионного коэффициента (в 2022 г. — соответственно не менее 13 лет и не ниже 23,4);
- для которых размер накопительной пенсии в случае ее назначения составил бы не более 5% по отношению к сумме размера страховой пенсии по старости (с учетом фиксированной выплаты и ее повышений) и размера накопительной пенсии, рассчитанных на дату назначения накопительной пенсии по достижении возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), - при наличии необходимого страхового стажа и установленной величины ИПК.
Для получения единовременной выплаты представьте в территориальный орган ПФР (ТО ПФР) или в НПФ, в который вы передали пенсионные накопления, заявление о назначении накопительной пенсии и необходимые документы.
Получение срочной пенсионной выплаты
Данную выплату можно получить, если вы формировали пенсионные накопления за счет средств дополнительных страховых взносов, взносов работодателя, взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений, средств материнского капитала, направленных на формирование накопительной пенсии, и дохода от инвестирования этих средств и взносов. Продолжительность выплаты не может быть менее 10 лет. По общему правилу для получения выплаты необходимо достичь возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) и иметь соответствующие страховой стаж и величину ИПК, дающие право на страховую пенсию по старости (ч. 2 ст. 3, ч. 1 ст. 5 Закона N 360-ФЗ).
Пример. Расчет срочной пенсионной выплаты На момент обращения за страховой пенсией по старости на индивидуальном лицевом счете гражданина в ПФР числится 140 000 руб. пенсионных накоплений. Они поступили за счет добровольных взносов самого гражданина и суммы софинансирования от государства. Гражданин решил получать эти средства в виде срочной пенсионной выплаты в течение 10 лет. В этом случае ежемесячно ему будет выплачиваться 1166,67 руб. дополнительно к страховой пенсии по старости (140 000 руб. / 120 мес. = 1166,67 руб.). |
Накопительная пенсия — это ежемесячная денежная выплата, исчисленная исходя из суммы средств пенсионных накоплений и назначаемая в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости (п. 1 ч. 1 ст. 3 Закона N 424-ФЗ).
По общему правилу вам назначат накопительную пенсию по достижении возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) при наличии страхового стажа и величины ИПК, дающих право на страховую пенсию по старости. При этом размер накопительной пенсии должен составлять более 5% по отношению к сумме размера страховой пенсии по старости (с учетом фиксированной выплаты и ее повышений) и размера накопительной пенсии, рассчитанных на день назначения накопительной пенсии (ст. 6 Закона N 424-ФЗ; ч. 2, 3 ст. 8, ч. 2, 3 ст. 35 Закона N 400-ФЗ; Приложение 3 к Закону N 400-ФЗ).
Чтобы получить накопительную пенсию, обратитесь в ТО ПФР или в НПФ, в который вы передали пенсионные накопления, и представьте заявление и необходимые документы. Заявление о назначении накопительной пенсии подается в том же порядке, что и заявление о назначении срочной пенсионной выплаты (ч. 2 - 5, 7, 8 ст. 9 Закона N 424-ФЗ; п. п. 4 - 6 ст. 36.28 Закона N 75-ФЗ; п. п. 4, 9, 10 Правил N 546н; п. 16 Перечня).
После получения заявления ТО ПФР (НПФ) должен выдать вам уведомление о приеме заявления. ПФР (НПФ) примет соответствующее решение в установленный срок (ТО ПФР — в общем случае в течение 10 рабочих дней со дня приема заявления и необходимых документов). При положительном решении накопительная пенсия, по общему правилу, назначается со дня подачи заявления и необходимых документов, но не ранее чем со дня возникновения права на накопительную пенсию (ст. 10 Закона N 424-ФЗ; п. п. 3, 7 ст. 36.28 Закона N 75-ФЗ; п. п. 20 - 24, 26, 36, 40, 43 Правил N 546н).
Чтобы рассчитать ежемесячный размер накопительной пенсии, надо разделить общую сумму ваших пенсионных накоплений на ожидаемый период выплаты, который определяется федеральным законом на основании официальных статистических данных о продолжительности жизни пенсионеров. На 2022 г. ожидаемый период выплаты накопительной пенсии, применяемый для расчета ее размера, установлен продолжительностью 264 месяца (ст. 7, ч. 1 ст. 17 Закона N 424-ФЗ; ст. 1 Закона от 21.12.2021 N 410-ФЗ).
Накопительная пенсия назначается пожизненно (ч. 8 ст. 10 Закона N 424-ФЗ).
#Бухгалтеру
Посмотреть ответ специалиста
Вопрос:
Действует ли льгота по отсрочке платежей по страховым взносам для предприятий и ИП на общепите ОКВЭД 56.29, 56.10 за октябрь - декабрь 2022 года?
Ответ:
Октябрь был последним месяцем, когда многие организации и предприниматели могли не уплачивать страховые взносы. Крайний срок уплаты взносов за сентябрь перенесен на год (16 октября 2023 г.). Взносы за октябрь необходимо заплатить 15 ноября 2022 года. За декабрь — до 30 января 2023 года.
Также на сайте ФНС в разделе "Сервисы и госуслуги" размещен интерактивный сервис, который позволяет быстро узнать, применяется ли к вам данная мера поддержки. Для этого достаточно указать ваш ИНН (Информация ФНС России).
Обоснование
Для организаций, осуществляющих отдельные виды экономической деятельности по утвержденным перечням, на 12 месяцев продлены сроки уплаты страховых взносов, исчисленных с выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц за апрель - июнь 2022 г., за июль - сентябрь 2022 г.
Периоды продления зависят от вида деятельности и соответствующего кода ОКВЭД. При этом на определенные организации указанное продление не распространяется (Постановление Правительства РФ от 29.04.2022 N 776). Плательщики страховых взносов, имеющие право воспользоваться возможностью продления сроков уплаты страховых взносов, будут уведомлены об указанной мере поддержки по телекоммуникационным каналам связи и через сервис "Личный кабинет" (Письмо ФНС России от 06.05.2022 N СД-4-11/5607@).
Распространяется ли на организацию отсрочка по уплате страховых взносов, можно узнать на сайте ФНС России (Информация ФНС России). При этом продление не распространяется на организации, в отношении которых осуществляется процедура исключения из ЕГРЮЛ (Письмо ФНС России от 22.06.2022 N БС-4-11/7683@).
Для некоторых организаций и ИП продлены на 12 месяцев сроки уплаты взносов на ОПС, ОМС, ВНиМ (п. п. 1, 2 Постановления Правительства РФ от 29.04.2022 N 776, Информация ФНС России):
- с выплат физлицам за апрель - июнь 2022 г. — для организаций и ИП, осуществляющих виды деятельности из Перечня согласно Приложению N 1 к Постановлению;
- с выплат физлицам за июль - сентябрь 2022 г. — для организаций и ИП, осуществляющих виды деятельности из Перечня согласно Приложению N 2 к Постановлению.
Организации и ИП, для которых срок продлен, должны уплатить взносы не позднее (Письмо ФНС России от 06.05.2022 N СД-4-11/5607@):
- 15 мая 2023 г. - за апрель 2022 г.;
- 15 июня 2023 г. - за май 2022 г.;
- 17 июля 2023 г. - за июнь 2022 г.;
- 15 августа 2023 г. - за июль 2022 г.;
- 15 сентября 2023 г. - за август 2022 г.;
- 16 октября 2023 г. - за сентябрь 2022 г.
Если на вас распространяется продление сроков уплаты взносов, вы получите уведомление об этом по телекоммуникационным каналам связи и через сервис "Личный кабинет" (названное Письмо ФНС России).
Кроме того, на сайте ведомства в разделе "Сервисы и госуслуги" размещен интерактивный сервис, который позволяет быстро узнать, применяется ли к вам данная мера поддержки. Для этого достаточно указать ваш ИНН (Информация ФНС России).
#Кадровику
Посмотреть ответ специалиста
На Ваш вопрос:
Можно ли перевозить сотрудников зимой в автомобиле с нерабочей системой обогрева?
Ответ:
Обязательных требований по теме вопроса не обнаружено, равно как и прямых разъяснений компетентных органов. Есть рекомендации для перевозки пассажиров общественным транспортом, текст которых приведен ниже.
Обоснование
Температура в салоне транспортных средств
Рекомендуется оборудовать все транспортные средства, используемые для осуществления перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по маршрутам регулярных перевозок, системами отопления и кондиционирования воздуха, настроенными на поддержание комфортной температуры в салоне транспортного средства в любое время года. Температурный режим: не менее 12 градусов Цельсия при среднесуточной температуре наружного воздуха ниже 5 градусов Цельсия, не более 25 градусов Цельсия при среднесуточной температуре наружного воздуха выше 20 градусов Цельсия.
Качество транспортного обслуживания населения представляет собой интегральную оценку уровня транспортного обслуживания населения при осуществлении перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по маршрутам регулярных перевозок и выражается в совокупности характеристик надежности, доступности, комфортности (абзац второй пункта 1 Социального стандарта транспортного обслуживания населения при осуществлении перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденного распоряжением Минтранса России от 31 января 2017 года N НА-19-р).
В разделе 3 Социального стандарта установлены показатели качества транспортного обслуживания и их нормативные значения, к которым относятся такие свойства, как доступность (пункт 3.1), надежность (пункт 3.2), комфортность (пункт 3.3).
Под комфортностью понимается характеристика качества транспортного обслуживания населения, выраженная в уровне удобства пользования услугами по перевозке пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по маршрутам регулярных перевозок, в том числе отсутствии физиологического и психологического дискомфорта для пассажиров в процессе потребления услуги (пункт 3.3 Социального стандарта).
При этом, пункт 3.3.1 Социального стандарта предусматривает оснащенность транспортных средств средствами информирования пассажиров, обязательность оборудования всех транспортных средств, используемых для осуществления перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по маршрутам регулярных перевозок, системами отопления и кондиционирования воздуха, настроенными на поддержание комфортной температуры в салоне транспортного средства в любое время года (пункт 3.3.3).
Постановлением Госстандарта России от 14 ноября 2001 года N 461-ст утвержден Государственный стандарт Российской Федерации Услуги пассажирского автомобильного транспорта (ГОСТ Р 51825-2001), который распространяется на услуги пассажирского автомобильного транспорта, оказываемые организациями и индивидуальными предпринимателями на территории Российской Федерации.
Настоящий стандарт устанавливает классификацию, общие требования к услугам пассажирского автомобильного транспорта, включая требования качества и безопасности, а также методы их контроля. Настоящий стандарт является обязательным в части требований безопасности для жизни и здоровья граждан, окружающей среды, а также предотвращения причинения вреда имуществу граждан (раздел 1 ГОСТ Р 51825-2001).
Подпунктами "б, г, е" пункта 4.3.3.3 ГОСТ Р 51825-2001 предусмотрено, что перевозка пассажиров должна осуществляться при соблюдении следующих условий:
б) назначение и вид исполнения автотранспортных средств должны соответствовать виду перевозок с учетом дорожных и погодно-климатических условий;
г) в процессе эксплуатации автотранспортных средств необходимо обеспечивать работоспособность систем, поддерживающих необходимую температуру, состав воздуха и уровень шума в кабине водителя и пассажирском салоне;
#Юристу
Посмотреть ответ специалиста
Вопрос:
Банк при открытии расчетного счета директором ООО требует заполнить анкеты на учредителей, в которых содержатся персональные данные. Имеет ли право директор предоставлять банку такую информацию?
Ответ:
Передача персональных данных учредителя потребует его письменного согласия, которое оформляется в свободной форме.
Любая информация, прямо или косвенно относящаяся к определенному физическому лицу (субъекту персональных данных), относится к его персональным данным (ч. 1 ст. 3 Закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ).
Передача третьим лицам персональных данных субъектов персональных данных возможна только по их письменному согласию (ст. 7 Закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ).
При этом согласие на обработку персональных данных должно быть конкретным, предметным, информированным, сознательным и однозначным (п. 1 ст. 9 Закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ).
Обоснование
Общество вправе в установленном порядке открывать банковские счета на территории Российской Федерации и за ее пределами.
ст. 2, Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ (ред. от 02.07.2021, с изм. 25.02.2022) "Об обществах с ограниченной ответственностью" {КонсультантПлюс}
Банк России в установленном им порядке вправе запрашивать и получать на безвозмездной основе от федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов и иных лиц необходимую информацию, в отношении которой установлены требования, обеспечивающие ее конфиденциальность, в том числе информацию, содержащую персональные данные и касающуюся деятельности некредитных финансовых организаций (их руководителей, учредителей (участников), и в установленном им порядке осуществлять действия по обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных", и проводить проверку достоверности указанных данных.
Операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.
ст. 7, Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ (ред. от 14.07.2022) "О персональных данных" {КонсультантПлюс}
Субъект персональных данных принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе. Согласие на обработку персональных данных должно быть конкретным, предметным, информированным, сознательным и однозначным. Согласие на обработку персональных данных может быть дано субъектом персональных данных или его представителем в любой позволяющей подтвердить факт его получения форме, если иное не установлено федеральным законом. В случае получения согласия на обработку персональных данных от представителя субъекта персональных данных полномочия данного представителя на дачу согласия от имени субъекта персональных данных проверяются оператором.
Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны до приема на обслуживание идентифицировать клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя, за исключением случаев, установленных пунктами 1.1, 1.1-1, 1.2, 1.4, 1.4-1, 1.4-2, 1.4-4 - 1.4-6 настоящей статьи, установив следующие сведения:
в отношении физических лиц — фамилию, имя, а также отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая), гражданство, дату рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, данные документов, подтверждающих право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации (если наличие таких документов обязательно в соответствии с международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации), адрес места жительства (регистрации) или места пребывания, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), а в случаях, предусмотренных пунктами 1.11 и 1.12 настоящей статьи, фамилию, имя, а также отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая), серию и номер документа, удостоверяющего личность, а также иную информацию, позволяющую подтвердить указанные сведения;
(в ред. Федеральных законов от 23.07.2010 N 176-ФЗ, от 05.05.2014 N 110-ФЗ, от 24.02.2021 N 22-ФЗ)
в отношении юридических лиц — наименование, организационно-правовую форму, идентификационный номер налогоплательщика или код иностранной организации, сведения об имеющихся лицензиях на право осуществления деятельности, подлежащей лицензированию, доменное имя, указатель страницы сайта в сети "Интернет", с использованием которых юридическим лицом оказываются услуги (при наличии), для юридических лиц, зарегистрированных в соответствии с законодательством Российской Федерации, также основной государственный регистрационный номер и адрес юридического лица, для юридических лиц, зарегистрированных в соответствии с законодательством иностранного государства, также регистрационный номер, место регистрации и адрес юридического лица на территории государства, в котором оно зарегистрировано.
Для открытия счета клиент обязан представить (банк обязан получить) документы и сведения, предусмотренные законодательством Российской Федерации, настоящей Инструкцией и банковскими правилами.
Документы, представляемые (получаемые) для открытия и при ведении счета, должны быть представлены (получены) в виде оригиналов или заверенных копий. Порядок изготовления копий документов и допустимый способ их заверения определяются банковскими правилами.
Документы (копии документов) могут быть представлены (получены) в электронном виде. Порядок их получения и подтверждения достоверности определяется банковскими правилами.
#Специалисту по госзакупкам
Посмотреть ответ специалиста
Вопрос:
По 44-ФЗ у нас заключен контракт на капитальный ремонт, срок выполнения работ по которому — до 28.09.2022 г. Контракт действует до полного исполнения и находится на стадии приемки работ. То есть работы пока не приняты. Возникла потребность увеличить контракт на 10%. Когда мы должны были его увеличить: во время выполнения работ, после приемки, до нее?
Сообщаем:
Согласно нормам действующего законодательства, соглашение о внесении изменений в контракт, связанных с увеличением цены контракта, в частности, с изменением объема работ в связи с выполнением не предусмотренных сметой работ, заключается до выполнения указанных работ.
Также в случае необходимости нужно произвести увеличение обеспечения исполнения контракта. Однако если заказчик на предложение подрядчика согласовал дополнительное работы, например, указал о своем согласии в письме, то такое соглашение может быть заключено и в момент выполнения указанных работ и в ходе их приемки. Однако указанные изменения должны быть внесены в пределах срока исполнения контракта.
Отметим, что судебная практика преимущественно представлена судебными актами об отказе во взыскании расходов, обосновывая тем, что цена контракта является твердой и может быть изменена только путем заключения дополнительного соглашения, в отсутствие такого соглашения нет оснований для их взыскания.
Между тем, имеется судебная практика и с противоположным выводом, согласно которому суд удовлетворил требование об оплате согласованных с заказчиком дополнительных строительных работ по государственному контракту, отметив, что следует учитывать специфику отношений, складывающихся в сфере строительства, которая уже в силу своего существа создает возможность выявления в ходе исполнения обязательства дополнительных работ и в связи с этим обуславливает приоритетное необходимость применения норм статьи 743 ГК РФ наряду с положениями Закона о контрактной системе.
Указанный вывод закреплен в п. 12 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017.)
Обоснование
Когда можно внести изменения в контракт
Вы можете инициировать изменение существенных условий контракта в строго определенных случаях, а несущественных — по мере необходимости.
Если в ходе исполнения государственного контракта возникла необходимость произвести дополнительные работы, уведомите об этом заказчика и предложите заключить дополнительное соглашение для включения таких работ в контракт. Если ваша ситуация подпадает под случаи, когда допускается менять существенные условия контракта, заказчик вправе заключить с вами такое соглашение.
Не выполняйте дополнительные работы без оформления соответствующих изменений в контракт, заказчик не вправе будет их оплатить, кроме того, добиться оплаты без допсоглашения будет проблематично и в суде (см. Определение ВС РФ от 15.05.2017 N 305-ЭС17-4245).
Учтите, при обнаружении необходимости дополнительных работ в строительных контрактах вы обязаны уведомить заказчика и приостановить работы (п. 3 ст. 743 ГК РФ). Кроме того, приостановить работы нужно и в ряде случаев, когда дальнейшее выполнение работ может привести к неблагоприятным для заказчика последствиям. Например, это нужно сделать, если вы обнаружите, что без дополнительных работ результат всего контракта может быть непригоден для использования.
Если заказчик согласен на проведение и оплату дополнительных работ по строительному контракту, вы вправе отказаться от их выполнения, только если эти работы не входят в сферу вашей профессиональной деятельности или не могут быть выполнены по независящим от вас причинам (п. 5 ст. 743 ГК РФ).
В остальных случаях, если вы отказываетесь от предлагаемых заказчиком дополнительных объемов работ, не подписывайте дополнительное соглашение. Без вашего согласия изменить контракт можно только в суде (п. 2 ст. 450 ГК РФ).
Если у вас в ходе исполнения контракта изменилась система налогообложения (с упрощенной на общую), то это не является основанием для внесения изменений в цену контракта. Такой вывод, в частности, следует из п. 42 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ N 3 (2019).
В связи с тем, что при исполнении контракта была выявлена необходимость проведения дополнительных работ, которые не предусматривались рабочими чертежами и сметной документацией, истец, полагая необходимым заключение дополнительного соглашения на стоимость работ, не учтенных контрактом, обратился в суд с настоящим исковым заявлением.
Суд апелляционной инстанции, с выводами которого согласился суд округа, повторно исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями статей 450, 451, 709, 743, 744, 746, 763, 768 Гражданского кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", пришел к выводу о том, что не имеется правовых оснований для понуждения в судебном порядке администрации заключить с истцом дополнительное соглашение к контракту.
При этом суд исходил из того, что правоотношения сторон возникли из контракта, заключенного ими на конкурсной основе, и в отсутствие разногласий относительно объема и стоимости работ и, соответственно, цены контракта, недоказанности нарушений муниципальным заказчиком условий контракта.
В соответствии с пунктом 3 статьи 743 ГК РФ подрядчик, обнаруживший в ходе строительства не учтенные в технической документации работы и в связи с этим необходимость проведения дополнительных работ и увеличения сметной стоимости строительства, обязан сообщить об этом заказчику и обосновать необходимость немедленных действий в интересах заказчика.
В силу пункта 5 статьи 743 ГК РФ при согласии заказчика на проведение и оплату дополнительных работ подрядчик вправе отказаться от их выполнения лишь в случаях, когда они не входят в сферу профессиональной деятельности подрядчика либо не могут быть выполнены подрядчиком по не зависящим от него причинам.
При этом, с учетом положений статьи 8, части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе, увеличение объема работ по государственному (муниципальному) контракту, в том числе когда такое увеличение превышает 10% от цены или объема, предусмотренных контрактом, допустимо исключительно в случае, если их невыполнение грозит годности и прочности результата выполняемой работы.
Судом установлено, что дополнительные работы, выполненные истцом, являлись необходимыми для обеспечения годности и прочности результата работ; доказательств того, что подрядчиком фактически выполнены самостоятельные по отношению к заключенному контракту работы, не представлено. При этом отсутствовали основания полагать, что выполнение работ в сложившейся ситуации иным лицом было бы возможно без увеличения их стоимости.