Кредиторы начали отслеживать группы в социальных сетях
- 01.03.2016
Подписка на страницы в социальной сети и другие действия пользователей — например, размещение тех или иных фотографий — теперь могут повлиять на решение банка о выдаче кредита.
Новый сервис по анализу поведения заемщиков в соцсетях Social Attributes запустило Национальное бюро кредитных историй (НБКИ) совместно с IT-компанией Double Data.
Как показал первый опыт использования системы, подписка заемщика на группы о сетевом маркетинге (например, продаже косметики), быстрых кредитах или антиколлекторах увеличивает риск невыплаты кредита в 2–4 раза.
Так, если в среднем уровень неплатежей пользователей в соцсетях составляет 7,4%, то риск дефолта подписчиков одной «негативной» группы возрастает до 14,2%, а подписка на несколько «негативных» групп — до 19,9%, отмечается в отчете. При этом позитивные действия пользователя, например публикация фотографий о путешествиях, наоборот, снижают риски для кредитора. Так, риск дефолта активного путешественника снижается до 3,55%.
Социальные сети используют более 60% заемщиков по всей стране.
Молодые должники (до 35 лет) предпочитают сеть «ВКонтакте», ею пользуются до 70% всех заемщиков. Люди среднего возраста (старше 35 лет) — «Одноклассники». Пользователи «Фейсбука» берут кредиты редко: например, в группе заемщиков от 25 до 34 лет только каждый десятый использует эту соцсеть.
— На мой взгляд, будущее в управлении рисками в розничном кредитовании за внедрением инновационных решений, ориентированных на снижение рисков при кредитовании физических лиц, — отмечает гендиректор НБКИ Александр Викулин. — В современных условиях конкурентными преимуществами кредитора являются обязательное наличие высокого уровня технологичности всех кредитных процессов и умение обрабатывать огромные массивы информации.
— Рынок сейчас нуждается в дополнительной информации о заемщиках, — соглашается гендиректор Double Data Максим Гинжук. — И разработанная нами технология, базирующаяся на информации из общедоступных источников, позволяет удовлетворить эту потребность. Вместе с НБКИ мы даем банкам и МФО возможность получать уникальную информацию о своих заемщиках для максимально эффективного управления рисками.
Банки и МФО уже начали использовать систему в своих скоринговых моделях, отмечает Александр Викулин.
— Мы провели тесты, с помощью которых удалось получить положительный экономический эффект от применения этой системы, — говорит директор по управлению рисками онлайн-сервиса микрокредитования MoneyMan Екатерина Казак. — Уже используем эту технологию, она повышает эффективность процесса принятия кредитных решений и дает дополнительные рычаги управления кредитными рисками.
Эксперты предрекают, что в будущем информация из соцсетей может стать ключевой в скоринговых моделях банков.
— Действительно, социальные сети могут быть источником полезной информации о заемщике, — отмечает начальник аналитического управления банка БКФ Максим Осадчий. — Например, можно определить наличие различных девиаций в поведении заемщика, оценить степень его ответственности. Негативная информация из социальных сетей при принятии решения банком может «перевесить» положительные характеристики заемщика, полученные на основе иных источников.
Например, даже если все остальные документы в порядке, фотографии попоек с участием заемщика могут привести к отказу в кредите. За рубежом информацию о заемщике, полученную из соцсетей, используют для оценки его кредитоспособности. Например, этим занимается одна из крупнейших американских кредитных рейтинговых компаний FICO.
— Мы делали несколько своих пилотов по анализу поведения пользователей в соцсетях и сейчас внимательно изучаем эту тему, — говорит вице-президент Банка Москвы Иван Пятков. — Тем более что наши коллеги смогли с помощью информации из социальных сетей предотвратить ряд мошенничеств с кредитами. Думаю, что по мере накопления базы данных из соцсетей и совершенствования методик анализа поведения пользователей в интернете эта информация будет все больше влиять на решение: выдать кредит или нет.
Источник: "Известия"