От добровольной страховки можно будет отказаться в течение 5 дней
- 25.02.2016
С лета у россиян появится возможность отказаться от всех навязанных услуг при покупке полиса ОСАГО. ЦБ вводит пятидневный период охлаждения для всех видов добровольного страхования.
Банк России установил перечень минимальных требований к страховщикам, оказывающим услуги добровольного страхования. Фактически в указании финансового регулятора запланирован переход на новый порядок взаимодействия с клиентами и введение так называемого периода охлаждения. В прошлом году такой механизм борьбы с навязыванием дополнительных услуг предлагали антимонопольщики.
По инициативе ЦБ, страховщики будут предусматривать в договорах условия о возврате уплаченной страховой премии, если клиент откажется от купленной услуги. При этом важно, чтобы в этот период не произошли события, имеющие признаки страхового случая.
Период охлаждения должен длиться не менее 5 рабочих дней с момента заключения договора, но страховые компании вправе увеличивать этот срок по собственному усмотрению. Если застрахованное лицо обратится в установленный договором период с письменным отказом от услуги, страховщик обязан будет вернуть ему всю сумму премии в полном объеме в течение 10 рабочих дней.
Если же обращение поступит позже, страховой компании придется возвратить уплаченную страховую премию частично. Она сможет «удержать ее часть пропорционально сроку действия договора страхования, прошедшему с даты начала действия страхования до даты прекращения действия договора добровольного страхования», подчеркивается в документе.
В каком виде клиенту возвращается страховая премия – наличными деньгами или в безналичном порядке – финансовый регулятор не уточняет. По этому вопросу стороны договариваются самостоятельно.
Период охлаждения будет распространяться на контракты о предоставлении физическим лицам следующих услуг:
- страхование жизни на случай смерти, дожития до определенного возраста или срока либо наступления иного события;
- страхование жизни с условием периодических страховых выплат (ренты, аннуитетов) и (или) с участием страхователя в инвестиционном доходе страховщика;
- страхование от несчастных случаев и болезней;
- медицинское страхование (за исключением случаев, когда полис ДМС необходим физическому лицу для осуществления трудовой или профессиональной деятельности);
- страхование средств наземного транспорта (за исключением средств железнодорожного транспорта);
- страхование имущества граждан, за исключением транспортных средств;
- страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств;
- страхование гражданской ответственности владельцев средств водного транспорта;
- страхование гражданской ответственности за причинение вреда третьим лицам;
- страхование финансовых рисков;
- комбинированное страхование.
О необходимости ввести период охлаждения в прошлом году говорили в ФАС, отмечая существенное увеличение жалоб на навязывание дополнительных услуг при покупке полисов ОСАГО. Центральный банк также неоднократно обращал внимание на эту проблему и даже на время лишил “Росгосстрах” права продавать гражданам услуги по обязательному страхованию автогражданской ответственности.
После этого инцидента Союз автостраховщиков предложил ввести добровольный период охлаждения, а представители финансового регулятора заявили, что разработают нормативный акт, который обяжет страховщиков предоставлять клиентам время на раздумье.
Новые требования к страховщикам заработают спустя 10 дней после их опубликования в «Вестнике Банка России». На дополнение и изменение договоров участникам рынка дается три месяца. Так что отказаться от купленной услуги добровольного страхования граждане смогут с июня-июля 2016 года.
Не исключено, что к этому времени в Центробанке проработают еще одну инициативу - проведение ремонта пострадавшего автомобиля в страховой компании. По словам зампреда Банка России Владимира Чистюхина, это помогло бы решить две больших проблемы - распространение фальшивых полисов ОСАГО и взыскание повышенных сумм возмещения со страховщиков. Поддержат ли власти и сами страховые компании эту идею, пока неизвестно.
Источник: www.ppt.ru