С получателей льготных автокредитов начнут взимать дополнительные налоги
- 21.01.2016
Налоговая нагрузка для получателей льготных автокредитов возросла. После того, как ставку рефинансирования уравняли с ключевой ставкой, для них возникла материальная выгода, с которой нужно уплачивать налог в размере 13%.
Об этом рассказали топ-менеджеры банков, которые активно занимаются автокредитованием.В декабре Центробанк принял решение уравнять ставку рефинансирования с ключевой ставкой. Таким образом, если раньше она составляла 8,25%, то сейчас находится на уровне 11%.
Это решение отразилось на заемщиках. Как объяснил директор розничного бизнеса МС-банка Рус Андрей Коченков, налогооблагаемая база в их случаях автоматически увеличилась: для них возникла материальная выгода, с которой нужно уплачивать налог в размере НДФЛ (13%). Согласно Налоговому кодексу, материальная выгода — это экономия на процентах за пользование заемными средствами, а возникает она в случаях, если проценты по кредиту ниже, чем две трети ставки рефинансирования.
Минимальные ставки по льготным кредитам в прошлом году составляли 5,5–6% годовых. Банки пытались сгладить последствия для заемщиков, поднимая ставки, однако по взятым ранее льготным кредитам клиентам все равно придется платить налог, начиная с налога за 2016 год и до момента погашения кредита, отметил вице-президент ВТБ 24 Алексей Токарев. По подсчетам Токарева, речь идет о сумме от 1 до нескольких тыс. руб. в год. Последствия могут возникнуть у десятков тысяч заемщиков.
При этом, по итогам прошлого года налог платить не придется, объясняет старший юрист Herbert Smith Freehills Сергей Еремин. Однако шансов оспорить новый налог нет, подчеркивает он: «Изменился не налог, а ставка, от которой он считается, и даже если предположить, что изменения относятся к налогу, то он изменился на будущее, а не ретроспективно, а это допускается. Ухудшающие положение налогоплательщика изменения не могут распространяться на прошлые периоды».
Банки пока рассматривают варианты, чтобы смягчить последствия, они также собираются «запросить по этому вопросу мнение ЦБ», добавил Токарев. В регуляторе запросы учреждения до их получения комментировать отказались.
Программа льготного автокредитования была запущена в апреле 2015 года: государство субсидирует банкам две трети ключевой ставки ЦБ (сейчас — 11%). Максимальная ставка по кредитам составляет не более 10% к ключевой ставке (сейчас — не более 21%).
В 2015 году на льготное автокредитование было выделено 5 млрд руб. В 2016 году госпрограммы стимулирования спроса на автомобили могут быть расширены.
Источник: РБК