Предложенный Путиным налоговый вычет для бизнеса составит 18 тыс. руб.
- 10.12.2015
Налоговый вычет за новую кассовую технику, передающую данные в электронном виде напрямую в ФНС, составит около 18 тыс. руб., узнал РБК. Распространяться антикризисные меры только на малый бизнес.
Вычет на 18 тыс.
Порученный президентом Владимиром Путиным налоговый вычет для малого бизнеса за новую кассовую технику составит около 18 тыс. руб. Федеральный чиновник рассказал, что обсуждаются два варианта — унифицировать вычет как трехкратный МРОТ (это 18,6 тыс. руб. исходя из МРОТ на 2016 год) или приравнять его к минимальной цене кассового аппарата на рынке. Про идею приравнять вычет к трем МРОТ знает и источник в банковских кругах, близкий к обсуждению, а ФНС поддерживает вариант с возмещением по минимальной цене. Но поскольку цена аппарата примерно идентична трем МРОТ, принципиальной разницы нет, говорит чиновник, размер возмещения составит до 18 тыс. руб.
Летом Минфин предложил перевести весь розничный бизнес на новую кассовую технику, которая должна «накапливать и передавать» фискальные данные в налоговые органы онлайн (через уполномоченного оператора). Как писал РБК, согласно проекту Минфина, каждая касса, установленная с 2016 года, должна «уметь» делать и бумажные, и электронные чеки, а все сведения предлагается хранить в централизованной базе данных.
Чтобы бизнес не терял никаких средств, связанных с приобретением новых кассовых аппаратов, «нужно принять решение о так называемом налоговом вычете для тех предприятий, которые будут переходить на эту форму работы», сказал Путин 20 ноября на встрече с главой ФНС Михаилом Мишустиным.
Но вычет коснется не любого бизнеса, а только тех предпринимателей, которые впервые потратятся на инновационные кассовые аппараты. Предприятия, которые уже применяют кассовые аппараты, — в частности, крупные торговые сети — не потеряют от перехода на новый порядок применения ККТ — напротив, для них ожидается сокращение расходов, объясняет представитель ФНС. Вычет нужен в качестве «реальной поддержки» тех предпринимателей, которые должны будут применять кассовые аппараты в связи с новым законом о применении ККТ.
Сейчас от обязанности использовать контрольно-кассовую технику освобожден ряд категорий малого бизнеса, в частности плательщики ЕНВД (единый налог на вмененный доход) и индивидуальные предприниматели, работающие по патентной системе налогообложения (ПСН). По данным ФНС, на 1 января 2015 года (последняя доступная статистика) общее количество плательщиков ЕНВД составляет 2,1 млн, а плательщиков ПСН — 99 тыс. Эти предприниматели, а также организации и ИП, оказывающие услуги населению, будут обязаны начать применять кассовую технику, а следовательно, смогут воспользоваться налоговым вычетом.
Вычет будет разовым, то есть о возмещении расходов на эксплуатацию касс нового типа речи не идет. Вычет еще предстоит облечь в форму законопроекта, но депутаты к этому пока не приступали, так как правительство еще не определило точную схему возмещения.
Законопроект о переходе на онлайн-кассы тоже пока не внесен в Госдуму. Но предполагается, что добровольно на новую технику можно будет перейти уже с 2016 года, а обязательными кассы нового типа станут с середины 2017 года. Категории бизнеса, которые сейчас могут не применять кассовую технику (плательщики ЕНВД и ПСН; организации и ИП, оказывающие услуги населению), получат отсрочку до 2018 года.
Меньше среднего
Экспертные оценки стоимости установки и обслуживания нового кассового аппарата варьируются от 15 тыс. до 50 тыс. руб. — это значит, что налоговый вычет в 18 тыс. руб. может не покрыть издержки бизнеса.
«Сейчас вроде бы принято решение, что будет налоговый вычет для всех малых компаний. Но три МРОТ — это мало и не покрывает стоимость новых касс. Никто не может точно сказать, сколько стоит замена, называются цифры от 15 тыс. до 30 тыс. руб.», — указывает исполнительный директор «Опоры России» Андрей Шубин. По его словам, необходимо полное покрытие затраченной суммы, а особенно полная компенсация актуальна для индивидуальных предпринимателей.
Стоимость фискального регистратора начинается от 20 тыс. руб., а общее количество находящихся в эксплуатации в России единиц ККТ оценивается экспертами более чем в 1,2 млн, говорилось в сентябрьском отрицательном отзыве Минэкономразвития на проект Минфина. Это означает, что совокупные затраты действующих пользователей ККТ на замену техники составят более 20 млрд руб. При этом крупные организации зачастую уже используют фискальные регистраторы с функцией передачи данных — их будет достаточно только доработать и доналадить. А вот «у малых и средних предприятий такие возможности отсутствуют, в связи с чем основное бремя затрат по переходу на новые виды ККТ будут нести именно данные категории субъектов предпринимательской деятельности, что в свою очередь повлечет за собой неблагоприятные как экономические, так и социальные последствия», предупреждало ведомство в отзыве.
Налоговый вычет призван решить проблему с затратами на первичное приобретение (модернизацию) кассового оборудования. А эксплуатация онлайн-касс будет намного дешевле, чем действующих аппаратов, уверяют чиновники. В новых аппаратах вместо ЭКЛЗ [электронная контрольная лента защищенная] будет фискальный накопитель. Тем самым снимаются затраты для бизнеса на ежемесячное обслуживание касс в центрах технического обслуживания. В среднем по России сейчас аппарат обходится в 8 тыс. руб. в год. Появятся расходы на передачу данных через дата-центры — по прогнозам, 3 тыс. в год, отмечает федеральный чиновник, но экономия составит 5 тыс. руб. в год.
Само оборудование может сильно различаться — есть совсем простые и недорогие автономные кассовые машины стоимостью около 11 тыс. руб., а есть дорогие фискальные регистраторы, подключаемые к компьютерам и дружественные с бухгалтерской системой, — их стоимость составляет от 20 тыс. до 50 тыс. руб., прикидывает юрист компании «Деловой фарватер» Марина Емельянцева. «По обслуживанию касс нового типа вряд ли что-то существенно изменится — в самом упрощенном виде чип ЭКЛЗ будет просто заменен передатчиком, но и лента будет заканчиваться когда-то, и техника может сбоить время от времени. Но вот ЭКЛЗ приходится каждый год покупать за 6–8 тыс. руб, а передатчик (стоимость пока неизвестна) покупается один раз», — отмечает юрист.
«Важно, что новый порядок освобождает предпринимателей от бремени обязательной ежегодной оплаты абонентских договоров с центрами технического обслуживания — в новом порядке предприниматель платит лишь за те услуги. которые ему оказаны», — подчеркивает представитель ФНС.
Реформа со многими неизвестными
Предприниматели до конца не понимают, как и насколько эффективно будет работать новая система, говорит Шубин. «Неясно, какая будет зона покрытия (какие города подпадают, только миллионники или другие тоже). Это важный момент. Кроме того, например, у нас в Ульяновске в некоторых частях города нет интернета. В подвальных помещениях в принципе не ловит интернет. Неясно, как эта система тогда будет работать», — перечисляет он возможные проблемы.
Еще один неясный момент, по его словам, — будет ли предусмотрена какая-то синхронизация с ЕГАИС [Единая государственная автоматизированная информационная система — предназначена для государственного контроля за объемом производства и оборота этилового спирта].
Есть у бизнеса вопросы и к самому принципу тотального контроля со стороны налоговиков. «У бизнеса всегда должен быть некий объем ресурсов — 5–10% от выручки, который можно взять на экстренные непредвиденные или представительские расходы, которые есть всегда», — рассуждает вице-президент «Деловой России» Николай Остарков. «Желание налоговой службы полностью взять под контроль всю сумму приведет к росту затрат на бизнес», — опасается он.
Разработчики проекта утверждают, что переход на кассы нового типа как раз снизит административную и финансовую нагрузку на налогоплательщиков — упростится предоставление госуслуги по регистрации (перерегистрации) ККТ, сократятся ежегодные издержки на обслуживание ККТ.
Кроме того, в помощь бизнесу новый механизм позволит осуществлять в автоматическом режиме анализ полноты учета выручки (доходов) с целью выявления зон риска совершения правонарушений, сократить объем теневого оборота наличных денежных средств, говорилось в отзыве на проект.
Источник: РБК