За превышение скорости более чем на 60 км/ч хотят ужесточить наказание
- 08.12.2015
Автомобилистов, которые превышают разрешенную скорость на дорогах более чем на 60 км/ч, предлагают подвергать административному аресту на срок до 15 суток. Действующее сейчас наказание — штраф в размере 5 тыс. рублей или лишение прав на полгода, по мнению председателя комиссии Общественной палаты (ОП) РФ по безопасности Антона Цветкова, не останавливает гонщиков.
Обращение с предложением инициировать соответствующие поправки в законодательство Цветков направил председателю Госдумы Сергею Нарышкину. Также в случае превышения разрешенной скорости на 40 км/ч предлагают штрафовать не только того, кто за рулем, но и собственника автомобиля.
— Мое глубокое убеждение, подтверждаемое статистикой ГАИ, — штрафы, даже очень суровые, не способны остановить злостных нарушителей скоростного режима на дорогах. Тем более нужно учитывать, что российское законодательство далеко не самое жесткое по отношению к лихачам. Максимальное наказание, которое предусмотрено в КоАПе за превышение скорости, это штраф в размере 5 тыс. рублей или лишение права управления транспортным средством на полгода. Далеко не для всех это является сдерживающим фактором. А вот когда в случае превышения скорости на 60 и более км/ч такому гонщику будет грозить до 15 суток административного ареста, поверьте мне, желающих сильно поубавится, — уверен Цветков.
По данным ГИБДД Москвы, на которые ссылается Цветков в своем обращении, в осенне-зимний период ежесуточно в Москве фиксируется порядка 2,5 тыс. нарушений скоростного режима. Преимущественно речь идет о тех, кто нарушает скорость на 20–40 км/ч, — это 2,1 тыс. водителей. С превышением лимита скорости в 40–60 км/ч за сутки попадаются 70–100 человек. Совсем безбашенных ездоков среди нарушителей не так уж много: быстрее разрешенных 60–80 км/ч гоняют за рулем в среднем 2–5 человек в сутки, а свыше 80 км в час там, где это не разрешено, ездят 1–2 нарушителя в сутки.
По мнению Цветкова, именно эти немногочисленные лихачи и представляют наибольшую угрозу. Кроме того, нельзя забывать, что летом все названные цифры по числу нарушителей вырастают в 2–3 раза, добавил он.
Цветков также считает «логичным и справедливым» введение ответственности для собственника автомобиля, вне зависимости от того, был он за рулем или нет в момент превышения разрешенной скорости,
— Автомобиль — транспортное средство повышенной опасности, и владелец должен думать, кому его доверяет. Ведь если происходит ДТП, то собственник автомобиля несет гражданско-правовую ответственность. Считаю, в случае превышения скоростного режима на 40 км/ч и более подход должен быть аналогичным, — говорит Цветков.
Инициатива Цветкова нашла поддержку у представителей профильного комитета в Госдуме. Первый зампред комитета Госдумы по транспорту Александр Старовойтов считает арест до 15 суток для лихачей «целесообразным наказанием».
— Когда мы говорим о превышении скорости более чем на 60 км/ч, мы уже понимаем, о каких скоростях идет речь, то есть водитель совершает маневры на скорости под 130–140 км/ч (при допустимой, например, 80 км/ч). При этом статистика за последние годы не идет вниз, а показывает устойчивый тренд на стагнацию или даже увеличение количества ДТП по причине превышения скоростного режима. И недавние инциденты, которые происходили с водителями дорогих иномарок, с представителями так называемой золотой молодежи, являются наглядными примерами, — говорит Старовойтов. — Безусловно, штрафы могут быть любыми, но мы прекрасно понимаем, что размер штрафов не останавливает людей, которые доходы свои не считают. Подавляющее большинство нормальных вменяемых водителей с таким превышением скорости не передвигается, в данном случае мы всё же говорим об элементе невменяемости. Чтобы его пресечь, усиление наказания в виде административного ареста я считаю достаточно целесообразным наказанием.
Напомним, в начале ноября 19-летний Джабраил Аюбов за рулем спорткара Porsche Panamera 4s устроил массовое ДТП на Крымском мосту. При попытке перестроиться машина, за рулем которой был Аюбов, столкнулась с двумя автомобилями, один из которых вылетел на встречную полосу и столкнулся еще с тремя машинами. В результате аварии два человека были госпитализированы с сотрясением мозга и переломами. На машине, которая была зарегистрирована на другого человека, уже числилось 180 нарушений ПДД, штрафы по 118 из которых не были оплачены.
Месяцем ранее на Крымском мосту также произошла авария с участием 18-летнего гонщика Томаса Левиева. Молодой человек, который получил в подарок на совершеннолетие спортивный автомобиль Ferrari, на высокой скорости вылетел на встречную полосу и столкнулся с двумя автомобилями. В результате его автомобиль загорелся, два человека получили тяжелые травмы.
Предложение о введение ответственности не только для водителя, но и для собственника автомобиля, Старовойтов назвал дискуссионным и требующим дополнительного обсуждения с общественностью.
— Я все-таки склоняюсь к тому, что ответственность должна быть целенаправленна — нести наказание должен тот, кто совершает преступление, — сказал депутат.
Старший научный сотрудник Института экономики транспорта Екатерина Решетова отмечает, что действующие в России нормы ответственности за превышение разрешенной скорости мягче, чем за границей.
— В большинстве стран, которые добились успеха в деле обеспечения безопасности дорожного движения, действуют более жесткие нормы. В частности, в Бельгии, Болгарии, Германии, Словакии, Чехии предусмотрено наложение штрафов за превышение скорости более чем на 10 км/ч и лишение прав в случае превышение более чем на 40 км/ч. У нас же сейчас штраф начинается за превышение скорости от 20 км/ч и лишение прав — от 60 км/ч. Ужесточая наказание по этим направлениям, мы приближаемся к международным европейским стандартам. В том числе подобные предложения выдвигаются в рамках поручения президента РФ по сокращению количества смертей на 100 тыс. населения, — отметила Решетова.
По словам эксперта, подобные ужесточительные меры — это «не наши нововведения, а движение в русле международной практики».
— Согласно пятому пункту из последней резолюции Генассамблеи ООН, все входящие в организацию государства призывают рассмотреть возможность принятия всеобъемлющих законодательных актов по ключевым факторам риска на дорогах, в том числе по превышению скорости. Такая политика действует в принципе во всем мире, — сказала Решетова. — Более того, даже в рамках Госсовета по безопасности дорожного движения, который должен состояться в феврале, эксперты выступают за ужесточение наказания за превышение скорости — лишать прав уже в случае превышения на 40 км/час. Потому что, условно, если сейчас на трассах действуют ограничения до 110 км/ч, то превышение водителем скорости на 40 км/ч уже может представлять опасность для других участников движения. К сожалению, у нас культура поведения автомобилистов на дороге сильно хромает. Поэтому нужно приучить к соблюдению ограничительного режима, — считает она.
Между тем координатор общества «Синие ведерки» Петр Шкуматов сомневается в том, что предлагаемые меры позитивно скажутся на законопослушности водителей.
— В Москве, например, не так много мест, где можно позволить себе разогнаться и ездить с таким высоким превышением скорости. На ум приходит только МКАД, и то в ночное время суток. В основном водители так сильно превышают скорости на федеральных трассах, где попадаются в ловушки инспекторов ГАИ. Например, этим летом большое число водителей попадалось на трассе М4 «Дон»: разрешенная скорость на здесь 90 км/ч, в определенных местах ставили таблички о проведение ремонтных работ и соответственно о необходимости снижения скорости до 40 км/ч. При этом самих ремонтных работ не проводилось, поэтому водители и продолжали ехать в потоке, не снижая скорость. Тут же их ловили гаишники и фиксировали превышение допустимой скорости более чем на 60 км/ч, — рассказывает Шкуматов. — Подобных ловушек на трассах огромное количество, поэтому возможность привлекать к административному аресту в случае превышения скорости более чем на 60 км/ч расширит пространство для получения взяток недобросовестными инспекторами ГИБДД.
Также Шкуматов отметил, что для применения предлагаемых мер на практике будет необходимо личное присутствие инспекторов ГИБДД.
— Сейчас в основном все нарушения фиксируются видеокамерами, установленными на дорогах. Количество инспекторов крайне мало — за последние годы их число сократилось почти в два раза, — говорит Шкуматов. — Однако привлекать к аресту до 15 суток на основании данных с видеокамер проблематично: изображение не всегда четкое, и явно будет возникать много вопросов. Поэтому необходимо именно личное присутствие инспектора, что в сложившейся ситуации нехватки кадров представляется маловыполнимым.
Источник: «Известия»