ОСАГО выпускают из тарифного коридора
- 19.11.2015
Глава Банка России Эльвира Набиуллина поручила страховщикам проработать "дорожную карту" по либерализации тарифов ОСАГО. Компании надеются уже через три года перейти на самостоятельное ценообразование на этом рынке. Защитники автомобилистов бьют тревогу — последнее повышение цен на 40-60% весной уже обернулось уходом из системы ОСАГО 6 млн водителей.
Если автостраховщикам дать волю, они удвоят цены и половина водителей перестанут покупать полисы, опасаются клиенты.
Как заявил вчера на форуме "Будущее страхового рынка России" президент Российского союза автостраховщиков (РСА) Игорь Юргенс, глава ЦБ поручила рынку разработать "дорожную карту" по либерализации тарифов ОСАГО как антикризисные меры. "Мы предполагаем масштабный план мероприятий по самосовершенствованию и совершенствованию всего вокруг себя,— пояснил он "Ъ".— Это мысли по поводу ситуации в судах, мошенничеств на рынке, регулятивной практики, затрат компаний. Не стоит думать, что это вопрос автоматического повышения стоимости ОСАГО". По его словам, подобная реформа определяется социально-экономическими обстоятельствами в стране и готовностью населения и бюджета к коррекции тарифов. По словам зампреда ЦБ Владимира Чистюхина, переход к свободным тарифам должен быть плавным и происходить за счет расширения тарифного коридора (с апреля страховщикам дана возможность в пределах 20% тарифа конкурировать по цене).
Последний раз базовая ставка тарифа ОСАГО поднялась на 40-60% в апреле 2015 года. Сборы выросли — по данным РСА, за девять месяцев премии ОСАГО составили 155,8 млрд руб. (рост на 48%), а повышение лимитов выплат подняло планку и по возмещениям до 86,2 млрд руб. (рост на 36%). По статистике союза, 60% физлиц заплатили за полис в этом году меньше 5 тыс. руб. и только у 0,25% водителей ОСАГО стоит 20 тыс. руб. и выше. При этом, как постоянно напоминают на рынке, средняя выплата по ОСАГО практически сравнялась с возмещением по каско — 60 тыс. руб.
Большинство страховщиков, опрошенных "Ъ", затруднилось ответить на вопрос, как бы они изменили тарифы ОСАГО, если бы такая возможность появилась завтра. "Могу только по географии предположить,— говорит замглавы "РЕСО-Гарантии" Игорь Иванов.— По-прежнему ОСАГО убыточно в большинстве нестоличных регионов, мы анализируем резерв незаявленных убытков и видим зоны тревоги — Поволжье, Сибирь, Дальний Восток". В этих регионах цены на ОСАГО выросли бы.
По словам зампреда СОГАЗа Дамира Аксянова, свободные тарифы — это способ справедливого ценообразования для каждого водителя. "Пока прочность тарифов сохраняется, но нельзя думать, что она будет вечной: существует инфляция и рост стоимости запчастей",— заявил он. В этой истории важно другое, отметил господин Аксянов и добавил: "Нас услышали, рынок не верил, что это произойдет так быстро. Настраиваться на скорую корректировку не стоит — по нашей оценке, проект может быть реализован примерно за три года".
Защитники клиентов страховщиков уверены, что от свободных тарифов водители проиграют. "Либерализация тарифов ОСАГО — это абсурд,— заявил "Ъ" глава Ассоциации защиты страхователей Николай Тюрников.— Более 80% сборов приходится на десять компаний — что им мешает устроить сговор по тарифам?" По его словам, стоимость полисов вырастет в два и более раз, обманываться на счет отсутствия аппетитов у страховщиков не стоит хотя бы потому, что практически все компании выбрали максимальную ставку внутри тарифного коридора. По оценке ассоциации, порядка 6 млн автовладельцев ушли из официальной системы ОСАГО — покупают подделки полиса или ездят незастрахованными после весеннего повышения цен. "После следующего повышения цен уже половина водителей не захочет оплачивать полис",— говорит эксперт.
О том, что страховщиков пока рано выпускать на свободные тарифы, заявили "Ъ" и в правительстве. "Они еще даже сути тарифного коридора не распробовали, должна быть накоплена какая-то статистика,— говорит собеседник "Ъ" в Белом доме.— В любом случае весь этот процесс не должен быть быстрым, в Германии переход на свободные тарифы занял десятилетия".
Источник: "Коммерсантъ"