Минфин предложил лимитировать бесплатную медицинскую помощь для работающих граждан
- 16.11.2015
Право на получение бесплатной медицинской помощи по программе обязательного медицинского страхования без ограничений может остаться только у определенных социальных и возрастных групп населения. Для взрослых трудоспособных граждан Минфин России предлагает установить годовые лимиты на обращение к медикам.
Министерство финансов России предлагает ввести в системе здравоохранения порядок оказания платной медицинской помощи пациентам. Бесплатная помощь не будет ограничена для определенных слоев населения - детей, пенсионеров, социально незащищенных граждан. Для большинства работающих россиян чиновники предлагают установить лимиты на ее оказание. Даже для индивидуальных предпринимателей, которые самостоятельно оплачивают взносы на обязательное медицинское страхование.
Так, вызывать «скорую помощь» на бесплатной основе можно будет не чаще четырех раз в год, а посещать терапевта не более восьми раз. Обслуживание врачами в нерабочие часы, а также лечение у высококвалифицированных специалистов будут доступны только на платной основе. Таким образом Минфин рассчитывает оптимизировать расходование бюджетных средств на медицинскую помощь и, при этом, сохранить ее качество. Именно такие тезисы прописаны в программе продвижения платных услуг в здравоохранении, представленной Министерством финансов общественности на конференции «Оценка технологий здравоохранения: пути развития в России».
Чиновники, как ни странно, помнят о том, что Конституция РФ гарантирует россиянам бесплатное оказание медицинской помощи. Однако средств в бюджете на всех не хватает. Поэтому те россияне, которые и так, фактически, финансируют медицинские услуги для пенсионеров и детей за счет взносов в ОМС, оплачиваемых работодателями, должны будут оплачивать собственное лечение из своего кармана.
Позиция Минфина выглядит немного странной, особенно на фоне информации, приведенной самими чиновниками, о том, что по данным ООН, российские граждане тратят на поддержание своего здоровья до 30% личного бюджета. Такие траты связаны не только с качеством и доступностью бесплатной медицинской помощи, но с отсутствием в России системы лекарственного страхования. Такая система существует в большинстве развитых стран. Она неразрывно связана с обязательным или добровольным медицинским страхованием, поскольку в стоимости лечения, как правило, большую часть занимает именно стоимость лекарств.
Мельникова Любовь, ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского финансового института Минфина РФ:
- Понятно, что из этой проблемы надо искать выход. И мы этот выход нашли – несколько лет назад в программе госгарантий у нас появились нормативы оказания медицинских услуг. Это уже определенный шаг вперед по конкретизации программы госгарантий. Но конкретизация программ – это несколько другой термин, чем нормирование медицинских услуг. Можно каким-то образом подумать о пересмотре практики бесплатного вызова врача на дом для населения. Тут возможны варианты. Можно начать с минимального, чисто символического платежа, перейдя потом к полной оплате. Кроме того, можно предложить введение оплаты за повторный вызов скорой помощи по тем же причинам. Если первоначально пациент отказался от предлагаемой госпитализации. Состояние серьезное, врач предлагает, но пациент отказывается, и если через час идет повторный вызов скорой, то это прямое указание на то, что здесь возможен платеж. Когда прорабатывали эту тему, мы все направления, которые предлагаем, просчитали финансово. Для расчетов мы использовали доступные статистические формы.
Так, по подсчетам финансистов, отказ от существующей практики бесплатных вызовов врачей на дом для большинства граждан позволит бюджету сэкономить от 2 до 7,9 млрд рублей ежегодно. Эти средства составляют 0,62% от стоимости базовой программы государственных гарантий медицинской помощи. Ограничение количество посещений терапевтов до восьми в год позволит сэкономить бюджету еще 49,72 млрд рублей в год, то есть 3,86% стоимости базовой программы.
На этом фоне уже логичным выглядит предложение Минфина о сокращении койко-мест в бюджетных стационарных лечебных учреждениях. Ведь это самая расходная статья в бюджете, а значит уменьшение количества койко-мест с 9,42 коек на 1 тысячу граждан России до 4,96 коек, позволит сэкономить до 220,46 млрд рублей в год, или 17.1% от государственного медицинского бюджета. При этом, количество койко-мест будет соответствовать уровню развитых стран.
Чиновники пока не определились с тем, каким образом граждане будут дополнительно оплачивать медицинские услуги. Учитывая, что фонд ОМС формируется как раз за счет тех средств, которые поступают от трудоспособного населения. А медицинскую помощь безработным гражданам, детям и пенсионерам как раз, оплачивает само государство. Если эта инициатива найдет поддержку, то работающие граждане будут стремиться спрятать свои доходы и договариваться с работодателями о зарплате "в конверте". Им будет выгоднее приобретать полисы добровольного медицинского страхования, возможно даже через работодателей, за счет сокращения официальной части зарплаты. Таким образом, по сложившейся в последние годы системе ОМС и финансированию государственных лечебных учреждений может быть нанесен серьезный удар.
Напомним, что в настоящее время, в силу Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" все юридические лица оплачивают взносы в Фонд обязательного медицинского страхования в размере 5,1% от фонда заработной плат и других выплат в пользу работников. Индивидуальные предприниматели платят взносы "за себя" в таком же размере.
Поэтому работодатели, предприниматели и сами граждане рассчитывают, что Правительство и депутаты не поддержат инициативу Минфина, в случае, если она обретет очертания реального законопроекта.
Источник: www.ppt.ru