Банки могут не спрашивать паспорт у клиентов при пополнении счета
- 11.11.2015
Центробанк поддержал предложения банкиров, которые упрощают процесс идентификации кредитными организациями клиентов при пополнении ранее открытых ими вкладов (счетов).
Об этом говорится в письме директора финансового мониторинга и валютного контроля Банка России Юрия Полупанова, направленном в Национальный совет финансового рынка. В документе указывается, что паспорт могут не представлять при пополнении счета ранее идентифицированные граждане и в отношении которых не возникает подозрения в отмывании преступных доходов. Клиентам, впервые открывающим счет в кредитной организации, поблажек не будет.
— Фактически ЦБ поддержал предложение банковского сообщества, необходимость внедрения которого обсуждалась давно, — отметил председатель НСФР Андрей Емелин.
Письмо с просьбой упростить процесс идентификации граждан НСФР направлял ЦБ летом этого года. Согласно антикризисным мерам, если сумма пополнения не превышает 10 тыс. рублей, гражданам достаточно будет назвать банку реквизиты счета. При внесении на счет суммы более 10 тыс. рублей клиент может называть ФИО, реквизиты для пополнения, а также любой идентификатор, который будет зафиксирован в его договоре с банком. Это может быть СНИЛС, ИНН, проверочное слово, код. Идентификатором может остаться и паспорт, но по мнению НСФР его наличие не должно быть обязательным при пополнении счета.
Согласно действующей редакции закона, граждане могут открыть счет только при полной личной идентификации в офисе банка, а при открытии счета с них в обязательном порядке потребуют паспорт. Паспорт предъявляется и при пополнении счета.
Как указывал председатель НСФР Андрей Емелин в пояснительной записке к поправкам, банки по требованию ЦБ должны проверять на подлинность паспорт при идентификации клиентов в рамках любых операций, включая открытие вклада, выдачу кредита, обмен валюты и денежные переводы (по двум последним операциям — на сумму свыше 15 тыс. рублей).
— За неисполнение требований регулятора предусмотрены штрафы: сотрудники банков могут быть оштрафованы на 10–30 тыс. рублей, а сам банк — на 50–100 тыс. рублей, — говорит Емелин. — Суммы санкций могут быть значительными, учитывая возможную массовость штрафов. Крайняя мера (за неоднократное нарушение указания) — приостановление операций, поэтому банки стараются все-таки проверять паспорта. Исполняя требования ЦБ, банки столкнулись с рядом проблем — неполнотой базы ФМС и нестабильностью работы сайта службы. Тогда регулятор разрешил банкам отказывать в обслуживании гражданам, чьи паспортные данные на сайте ФМС сверить не получается.
Банкиры подсчитали, что один из 10 банковских клиентов, которые приходят в банк совершить операцию на сумму свыше 15 тыс. рублей, получает отказ в обслуживании. На время кризиса ЦБ ослабил контроль за этим направлением, но замена паспорта другим идентификатором была бы удобна как банкам, так и клиентам.
Как ранее отмечал ЦБ в своем письме № 12-1-5/2112, положениями 115-ФЗ не предусмотрено проведение упрощенной идентификации при совершении операций по пополнению счетов, открытых в кредитной организации.
Сейчас же в письме Полупанов сообщает, что норма № 115-ФЗ не содержит каких-либо специальных требований, относящихся к способам ранее проведенной идентификации клиента.
— Таким образом, полагаем, что полномочия, определенные в № 115-ФЗ, могут быть реализованы кредитной организацией в случае, когда клиент — физическое лицо — был ранее идентифицирован банком в том числе с привлечением третьих лиц, за исключением случаев, когда ранее такой клиент был идентифицирован в упрощенном порядке, а также когда у банка в отношении физического лица либо в отношении операции с денежными средствами этого лица возникают подозрения в том, что они связаны с легализацией доходов, полученных преступным путем, — пишет Полупанов.
По мнению управляющего партнера аудиторской компании «2К» Тамары Касьяновой, повторная проверка клиента, уже прошедшего полную идентификацию в банке при открытии счета, является излишней.
— Уровень безопасности при неполной идентификации практически не изменяется, — уверена Касьянова. — С этой точки зрения ЦБ снимает один бюрократический барьер взаимодействия банков и клиентов. А сейчас, когда банковская система находится в сложном положении, крайне важна каждая мелочь в выстраивании отношений с клиентами. Повышение лояльности клиентов в период роста недоверия к банковской системе — важный элемент выживания финансовых организаций.
По словам экспертов, антикризисные меры ЦБ пойти навстречу банкам позволит им сократить время на обслуживание клиентов.
— Упрощение идентификации при пополнении вкладов и счетов — позитивная мера, которая позволит банкам пусть и не кардинально (на 1–2 минуты), но сократить время обслуживания клиентов при таких операциях, — комментирует директор департамента разработки розничных продуктов Бинбанка Антон Маслий. — Если в Москве люди, как правило, носят с собой паспорт, то в регионах картина иная, а пополнение через дистанционные каналы обслуживания (интернет-банк, терминал) в российской глубинке пока не так развито, как в столице. На региональном уровне лимита в 10 тыс. рублей, при котором клиент сможет внести деньги без какой-либо повторной проверки личности, в большинстве случаев вполне достаточно. Что касается более крупных сумм, при внесении которых придется сообщать дополнительный идентификатор, то здесь, пожалуй, клиенту все-таки проще будет предъявить паспорт, чем запоминать очередной пароль или вспоминать свой ИНН.
Источник: «Известия»