ООО «ИЦ Консультант»
г.Краснодар, ул. Гимназическая, дом 49/1, этаж 4
телефон / факс: (861) 2-555-111

Регионам меняют правила оказания федеральной помощи

До 1 февраля минфин и минэкономразвития должны представить предложения по изменению бюджетного законодательства, которые определят новые правила предоставления федеральных субсидий регионам, сказано в поручении правительства.

"Позиция минэкономразвития прорабатывается", - рассказали "Российской газете" в ведомстве и добавили, что сейчас правительство работает над "минимизацией распределения целевых трансфертов на конкурсной основе". Эта формулировка может означать, что больше денег (в виде грантов) будут получать регионы с наиболее высокими показателями развития экономики и социальной сферы. Это первый новый момент.

Второе важное новшество касается сроков распределения субсидий, на это обратили внимание в минфине. По словам министра финансов Антона Силуанова, все субсидии должны распределяться до 1 февраля. После этого в течение месяца надо заключить соглашения с регионами. "Если министерства не распределят субсидии до 1 февраля и не заключат соглашения до 1 марта, деньги заберем и будем перераспределять эти ресурсы", - отмечал Силуанов.

"У нас действительно беда со сроками. Затягиваются процедуры согласований, подписаний соглашений с регионами, - рассказал в беседе директор Центра исследований региональных реформ Института прикладных экономических исследований РАНХиГС Александр Дерюгин. - И в итоге регионы получают деньги в конце года, не успевая их потратить. Соответственно в начале следующего года их надо возвращать. Сейчас сроки хотят сделать более жесткими, чтобы деньги успевали не просто доходить до людей, а чтобы это еще и было эффективным".

Кроме того, глава Минфина уточнял, что в 2017 году единые меры по предельному уровню софинансирования субсидий меняться не будут. "Сделаем более справедливый механизм (в зависимости от уровня финансовой обеспеченности региональных бюджетов - прим. Ред.) с 2018 года, чтобы такие регионы, как республика Татарстан не потеряли в финансовой поддержке расходных полномочий, относящихся к субъектам", - пояснял Антон Силуанов.

Что касается того, что больше денег должны получать регионы с наилучшими показателями, это логичный тренд, отмечают эксперты. "В условиях дефицита мы должны сместить акценты - от контроля за использованием субсидий, который сейчас очень жесткий, в сторону получения реальных результатов. Если федерация дает субсидии на развитие сельского хозяйства, надо смотреть не на направления использования средств, а на то, что регион получает на выходе: сколько мяса, молока, риса, пшеницы", - говорит Александр Дерюгин. Хороший результат по итогам прошлого года должен быть основанием увеличения господдержки в следующие годы. Кроме того, нужно учитывать специфику региона. Например, есть смысл увеличить субсидии на то же сельское хозяйство на Кубани и бессмысленно делать это в северных регионах, там лучше сосредоточиться на развитии социальной сферы.

Субсидии, напоминают эксперты, - это деньги, которые выделяются из федерального бюджета на условиях софинансирования со стороны региона на конкретные проекты в экономике и социальной сферы. Например, на строительство агрокомплексов, больниц, школ, дорог. К зарплатам субсидии отношения не имеют, но некоторые субсидии могут идти на поддерживающие выплаты льготным категориям граждан. В последние годы наметилась тенденция как на объединение разных видов субсидий, так и на сокращение их общего объема. Сейчас доля федеральных субсидий составляет примерно 300-400 миллиардов рублей в общем консолидированном бюджете всех регионов в 9-10 триллионов рублей.

Как вам это?

Вениамин Кондратьев, губернатор Краснодарского края:

- Если сравнивать со средними показателями по России и ЮФО, экономика Кубани выглядит вполне успешно. В прошлом году собственные налоговые и неналоговые доходы выросли больше, чем на 14 процентов. Мы не допустили рецессии, ВРП составил чуть меньше 1 процента. При этом в 2017 году мы рассчитываем на рост до 2 процентов.

Но при всем при этом нужно понимать, что и на Кубани есть проблемы - и их немало - которые регион самостоятельно, без помощи федерального центра решить не сможет. Так, без этой поддержки невозможно было бы в 2015 году закрыть очереди в детские сады для детей от 3 до 7 лет, сейчас невозможно будет решить вопрос о строительстве новых школ, чтобы все школьники могли учиться только в одну смену. Очень много вопросов сельских жителей мы смогли решить в последние годы именно с помощью федеральных субсидий.

Федерация пересматривает подход к предоставлению субсидий: сегодня у регионов появилось больше прав определять целевые и приоритетные направления, субсидии стали выделятся гораздо раньше по времени. Все это способствует тому, чтобы поддержка была максимально эффективной.

Но если говорить о принципах распределения субсидий, на мой взгляд, не совсем корректно делить, что лучше, а что хуже. Если мы говорим об обеспечении базовых стандартных социальных потребностей жителей, здесь нельзя руководствоваться принципом "деньги к деньгам". Все дети должны получать образование, у каждого должна быть возможность получить медицинскую помощь и так далее. Независимо от уровня софинансирования, потому что это - сама жизнь. Другой вопрос - если мы говорим о развитии территорий. В этом случае, вполне уместно, мне кажется, средства направлять тем регионам, у которых есть возможность "добавлять" и вкладываться, тем, кто демонстрирует и готов подтверждать рост.


Александр Карлин, губернатор Алтайского края:

- Мы готовы и поддерживаем переход к новому алгоритму работы. И считаем правильным ужесточение условий получения федеральных субсидий. Это касается и строго целевого расходования средств в оговоренные сроки, и достижения предусмотренных индикативных показателей в результате их использования.

Мы также предложили, чтобы уплата налога с прибыли происходила в тех регионах, где реально ведется хозяйственная деятельность. Сейчас это предложение рассматривается в правительстве. Думаю, что предстоящий год будет годом выстраивания более справедливых, более гармоничных межбюджетных отношений. В нынешних экономических условиях регионы должны получать больше доходов в собственные бюджеты и желательно, чтобы они были ими заработаны. Но при этом доходы должны быть справедливо распределены между субъектами и федеральным центром, - отметил глава региона.

По данным алтайского минфина, доля собственных доходов в консолидированном бюджете Алтайского края в 2017 году составит 71 процент. С 2005 года поступления из федерального бюджета в регион выросли в 2,5 раза,а собственные доходы в 4,5 раза. Поэтому доля собственных доходов в региональной казне увеличилась с 47 процентов до 71 процента.

Виктор Толоконский, губернатор Красноярского края:

- Это дискуссия, которая вряд ли может сразу трансформироваться в политику, управленческие решения. Считаю, что мы не можем развиваться тогда, когда нам что-то дадут. Мы должны сами зарабатывать, укреплять свой экономический потенциал. За счет этого наращивать доходы бюджета, реализовывать социальные программы, повышать качество жизни.

Я говорил о более эффективных межбюджетных отношениях, чтобы федеральные субсидии не дробились по десяткам, сотням направлений и требовали нашего софинансирования в самых разных, не всегда принципиально значимых, приоритетных сферах. У нас должно быть больше свободы и маневров в использовании этих средств.

Мы говорили о важности сделать так, чтобы можно было больше мотивировать субъекты Федерации, такие регионы, как Красноярский край, в развитии экономики. Может быть, в чем-то произведя размен с федеральным бюджетом - налога на прибыль на налог на добавленную стоимость. В каких-то небольших пропорциях. Чтобы у субъекта федерации был и налог на прибыль, и налог на добавленную стоимость. И чтобы это не нарушало тех пропорций, которые сейчас сложились между региональным и федеральным бюджетом.

Юнус-Бек Евкуров, глава Республики Ингушетия:

- На мой взгляд, необходимо выстроить общую методику для экономического роста регионов. И выровнять их стартовые условия. В таких субъектах как Ингушетия, к примеру, экономика еще с советских времен отсталая. Нам надо дать равные возможности с другими.

Кроме того, регионы-доноры могут участвовать в госпрограммах и получать дополнительную финансовую помощь из федерального бюджета, так как в состоянии софинансировать проекты. А дотационные субъекты такой возможности не имеют. Так не должно быть. И при распределении грантов и субсидий необходимо, прежде всего, брать во внимание темпы экономического роста и сбора налоговых платежей в территориях, а не их "донорство" или дотационность.

Еще один момент - природные богатства. Считаю, что те субъекты, где их добывают, должны перечислять доходы от добычи ресурсов в бюджет страны, и уже потом эти деньги надо распределять по регионам. 

Василий Голубев, губернатор Ростовской области:

- Для Ростовской области это позитивные решения. Единый, прозрачный механизм распределения целевой федеральной поддержки регионов позволит сконцентрировать средства на решение наиболее важных направлений социально-экономического развития Ростовской области.

Источник: "Российская газета"