Интернет-интервью с А.Л. Кевешем, статс-секретарем - заместителем руководителя Федеральной службы государственной статистики РФ: "Перспективы российской статистики в условиях вступления России в ВТО и ОЭСР"
- 25.12.2012
КонсультантПлюс: Александр Львович, какие изменения ждут российские стандарты статистических наблюдений в связи с вступлением России в ВТО и ОЭСР?
Александр Львович Кевеш: Что собой представляют статистические стандарты ВТО и ОЭСР? По большинству направлений эти организации используют имеющиеся в системе ООН рекомендации и методологические справочники. Статистика ВТО полностью основана на данных, предоставляемых организациями ООН, и, соответственно, Росстат достойно представлен в этих базах данных.
Статистические требования ОЭСР в основном базируются на основополагающих принципах официальной статистики и международной статистической методологии, принятых Статистической комиссией ООН. Приверженность российской официальной статистики этим принципам закреплена Федеральным законом от 29.11.2007 N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики".
В рамках процесса вступления в ОЭСР в течение последних четырех лет проводилась комплексная оценка российской статистики. Параллельно Росстат проводил внутреннюю оценку своего потенциала по заполнению вопросников ОЭСР, результаты которой во многом совпали с выводами комплексной оценки.
На основе проведенного анализа можно сделать вывод, что в целом российская статистика уже сейчас удовлетворяет минимальным требованиям ОЭСР, однако отдельные положения нормативно-правовой базы отличаются от принятых в странах ОЭСР. Это негативно сказывается на расчете отдельных значимых для ОЭСР показателей. В частности, это касается отсутствия необходимого набора данных для оценки "демографии" предприятий, обязательности участия населения в переписи, применения новых классификаторов. В обзоре также содержатся замечания по межведомственной координации, а также по отдельным направлениям статистики в части охвата и своевременности предоставляемых данных.
Решение большинства из них непосредственно связано с совершенствованием нормативно-правовой базы и межведомственного взаимодействия и заложено в текущие и среднесрочные планы Росстата, а также в наши предложения по совершенствованию нормативно-правовой базы.
КонсультантПлюс: Полностью ли соответствует российская практика ведения статистических наблюдений международным требованиям?
Александр Львович: Одной из ключевых задач развития российской статистической системы в последние два десятилетия является приведение отечественной методологии статистики и практики организации статистического наблюдения в соответствие с международными стандартами. Успешная реализация федеральных программ по переходу Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики (1992 - 1996 гг.) и по реформированию системы государственной статистики (1997 - 2000 и 1999 - 2006 гг.) позволила достичь значительного прогресса в этом направлении. В Российской Федерации удалось в основном сформировать важнейшие элементы новой статистики, адекватной социально-экономическому состоянию общества на современном этапе и соответствующей основным принципам официальной статистики ООН.
Статистические данные по Российской Федерации официально используются статистическими службами международных организаций, что является признанием их соответствия основным международным статистическим стандартам, подтверждением их полноты и объективности, свидетельством выполнения Российской Федерацией взятых обязательств по международному информационному обмену. Таким образом, в целом можно говорить о соответствии российской статистики международным стандартам, о чем свидетельствует, в частности, присоединение России в январе 2005 года к ССРД МВФ, а также результаты оценочных миссий ОЭСР, МВФ, Всемирного банка и Евростата.
Вместе с тем необходимо признать, что по целому ряду направлений еще предстоит провести значительную работу по полному приведению российской статистической методологии в соответствие с международной практикой и передовыми подходами, применяемыми ведущими статистическими державами. В частности, это касается развития национальных счетов, экономических и социальных классификаций, социальной статистики. Совершенствование национальной статистики - затратоемкий процесс, требующий адекватного кадрового и административного потенциала, постоянной модернизации технологической базы, а также развития системы обследований, регистров и классификаций. Непрерывность этого процесса обуславливается развитием статистики как прикладной науки, реагирующей на развитие общества, возникновение новых экономических и социальных явлений. Международное статистическое сообщество нацелено на непрерывный пересмотр рекомендаций и стандартов в области статистики.
КонсультантПлюс: Каковы тенденции сотрудничества отечественной статистической службы с международными организациями, такими как ООН, Евростат и другие?
Александр Львович: В 1990 годах был запущен процесс пересмотра и реформирования системы статистики в России. При поддержке экспертов из международных организаций была проделана огромная работа по адаптации официальной статистики России к современным международным требованиям. Продолжительная совместная работа с МВФ, Евростатом, организациями системы ООН позволила приблизить российскую статистику к международным стандартам.
Соответствие российской статистики международным требованиям позволит Росстату вести профессиональный диалог наравне с международными организациями, обладающими передовым опытом и знаниями. Таким образом, постепенно меняется качество нашего взаимодействия с международными организациями. За годы реформирования российской статистики наши эксперты сами стали носителями передовых знаний в области статистики. Теперь представители Росстата широко привлекаются к участию в международных проектах, направленных на развитие статистического потенциала национальных статистических служб ряда стран.
В дальнейшем, когда российская статистическая методология будет гармонизирована с международными стандартами, Росстат сможет предоставлять в международные организации больший объем официальной статистической информации.
В настоящее время проводятся подготовительные работы по внедрению процесса автоматизированного обмена данными с международными организациями в формате стандарта SDMX.
КонсультантПлюс: Какую официальную статистическую информацию Россия как член ВТО и ОЭСР обязана предоставлять в международные организации?
Александр Львович: Пока официальных запросов в Росстат о предоставлении официальной статистической информации от ВТО не поступало.
В рамках присоединения России к ОЭСР разработана "дорожная карта" переговоров с Российской Федерацией. Данный документ содержит общее описание индивидуального плана вступления России, перечень обязательств и нормативных актов ОЭСР.
В соответствии с "дорожной картой" одно из основных условий присоединения к Конвенции об учреждении ОЭСР гласит, что государства-члены обязуются "предоставлять организации информацию, необходимую для достижения её целей". К этой информации относится предоставление краткосрочной, структурной и другой аналитической статистики и относящейся к ней методологической информации, которая необходима организации для проведения надлежащего анализа и мониторинга осуществления политики.
В настоящее время Росстат предоставляет ОЭСР официальную статистическую информацию по национальным счетам, по статистике населения, по статистике предприятий, по финансовой статистике, по ценам и статистике международной торговли в сфере товаров и услуг, по статистике труда, индексам производства и потребления, деловой активности, окружающей среды и др.
Оценка российской статистической системы осуществляется посредством тематических миссий, совместных семинаров, заполнения вопросников.
В Росстат в период с июня 2008 года в рамках оценки российской статистической системы поступило около 20 вопросников из различных директоратов ОЭСР, значительная часть которых была заполнена специалистами Росстата и своевременно направлена адресатам.
Кроме того, начиная с 2001 года (после подписания меморандума о взаимопонимании о направлениях совместной деятельности между Госкомстатом России и директоратом статистики ОЭСР) Росстат заполняет вопросники ОЭСР на регулярной основе.
КонсультантПлюс: Как будет меняться в ближайшее время отечественная система сбора, обработки и предоставления информации? Например, возрастет ли объем информации, передаваемый в Росстат от субъектов крупного, среднего и малого предпринимательства?
Александр Львович: В настоящее время отечественная система сбора первичных статистических данных нацелена на работу по рационализации источников формирования официальной статистической информации, совершенствованию методологии и технологии её получения и обработки.
Последовательно расширяется применение для статистических целей административных данных, получаемых государственными органами и организациями в связи с осуществлением возложенных на них регистрационных, разрешительных, контрольно-надзорных и других административных функций без предоставления данных хозяйствующими субъектами по формам федерального статистического наблюдения.
В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года
N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства" применяется упрощенный порядок предоставления первичных статистических данных субъектами малого и среднего предпринимательства субъектам официального статистического учета. Статистическое наблюдение за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется на выборочной основе. В частности, микропредприятия освобождены от предоставления всей текущей отчетности в составе малых предприятий и обследуются в годовом режиме по новой унифицированной форме и специализированным приложениям к ней по отдельным направлениям статистического учета (услуги, торговля и пр.).
Что касается увеличения объема информации, передаваемой в Росстат по формам федерального статистического наблюдения, то состав информационных статистических ресурсов Росстата относительно стабилен. В среднем ежегодно утверждается 5-6 новых форм отчетности. Утверждение новых форм сопровождается отменой форм, потерявших свою актуальность. Выборочные статистические наблюдения за деятельностью хозяйствующих субъектов осуществляются путем сочетания обследований основных экономических показателей их деятельности по унифицированным формам федерального статистического наблюдения и обследований отраслевых особенностей деятельности по специализированным формам федерального статистического наблюдения, а также с учетом типологического деления хозяйствующих субъектов.
КонсультантПлюс: Увеличится ли количество исследований, проводимых Федеральной службы государственной статистики по вопросам экономической активности?
Александр Львович: Росстатом с целью оперативного получения информации о состоянии и динамике опережающих индикаторов быстрого реагирования на изменение конъюнктуры и деловой климат в различных секторах экономики проводятся выборочные обследования деловой активности организаций.
Обследования признаны действенным источником альтернативной информации о поведении экономической системы на краткосрочных временных интервалах. В целом преимущество по сравнению с возможностями традиционной статистики заключается в более оперативном выявлении изменений деловых тенденций на основании анализа суждений и ожиданий хозяйствующих субъектов относительно различных аспектов их деятельности, в том числе не являющихся объектами статистического наблюдения.
Выборочное наблюдение за деловой активностью организаций проводится Росстатом ежеквартально начиная с 1999 г.
По результатам обследования рассчитывается наиболее распространенный в международной практике композиционный индикатор - индекс предпринимательской уверенности, характеризующий обобщенное состояние предпринимательского климата в том или ином секторе экономики.
Индекс предпринимательской уверенности - качественный показатель, позволяющий по ответам руководителей о прогнозе выпуска продукции, остатках и спросе на нее охарактеризовать экономическую деятельность малых предприятий (без микропредприятий) с видами деятельности "добыча полезных ископаемых", "обрабатывающие производства", "производство и распределение электроэнергии, газа и воды" и дать упреждающую информацию об изменениях экономических переменных.
КонсультантПлюс: Многие отечественные предприниматели высказывают свои опасения по поводу роста цен на российскую продукцию из-за притока дешевых иностранных товаров. Проводит ли Росстат в связи с этим ценовые наблюдения и каков прогноз динамики национальных цен на 2013 год?
Александр Львович: Росстат осуществляет наблюдение за уровнем потребительских цен на 503 вида товаров и услуг, в том числе на 125 видов продовольственных товаров и 262 вида непродовольственных.
В соответствии с действующей методологией регистрация цен на одноименные товары отечественного и импортного производства не предусмотрена в связи с трудностями по определению производителя товара. Один и тот же товар зарубежной торговой марки может быть произведен в разных странах, в том числе и в России.
Вопросы прогнозирования динамики национальных цен на 2013 г. в полномочия Росстата не входят.
КонсультантПлюс: Александр Львович, насколько активно внедряются в деятельность органов государственной статистики новые информационные технологии? Влияют ли они на качество статистических наблюдений?
Александр Львович: Российская статистика всегда использовала и использует новейшие передовые достижения в области информационных технологий.
В 2011 году была завершена федеральная целевая программа (ФЦП) "Развитие государственной статистики России в 2007 - 2011 годах", целью которой было обеспечение пользователей достоверными статистическими данными, отвечающими международным статистическим стандартам, путем формирования единой межведомственной информационно-статистической системы, направленной на повышение эффективности принятия управленческих решений с помощью внедрения современных информационных технологий.
Одним из важнейших направлений ФЦП стало развитие системы электронного сбора статистической информации через интернет-портал Росстата с использованием системы web-сбора.
При предоставлении первичных статистических данных по формам федерального статистического наблюдения в электронном виде в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации респондент больше не предоставляет их на бумажном носителе. Используя при заполнении форм федеральных статистических наблюдений электронную версию формы, содержащую контроли, установленные Росстатом, респондент гарантирует себя от штрафных санкций за предоставление недостоверной информации.
Переход на предоставление статистической информации в электронном виде, во-первых, снижается объем рутинной работы в территориальных органах государственной статистики по вводу информации с бумажных форм федерального статистического наблюдения. Во-вторых, уменьшается число отчетов, содержащих недостоверные данные, по которым территориальные органы государственной статистики обязаны проводить дополнительную работу, включая применение административных штрафов, и тем самым повышается качество статистической информации. И в-третьих, при полномасштабном внедрении сбора статистической информации в электронном виде создаются условия для сокращения сроков сбора информации.
Также важнейшим средством обеспечения потребителей официальной статистической информацией является официальный интернет-портал Росстата. На интернет-портале Росстата в оперативном режиме публикуется статистическая информация, реализован доступ к базам показателей и базам готовых документов (БГД). Статистические данные на сайте размещены как в текстовом, табличном, так и в графическом виде. Для визуализации информации используются мультимедийные средства и ГИС-технологии.
КонсультантПлюс: Давайте перейдем к вопросам от посетителей сайта. Владимир из Новосибирска спрашивает: "Надо признать, что в официальном статистическом учете по-прежнему существуют серьезные пробелы, особенно это касается сферы экономики. Специалистам зачастую приходится обращаться в коммерческие структуры для заказа тех или иных исследований по различным сегментам рынка. Планирует ли Росстат расширить свою деятельность по системному анализу состояния и динамики развития отечественной экономики?"
Александр Львович: Согласно Положению о Федеральной службе государственной статистики, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2008 года N 420, Росстат наделен функциями по предоставлению пользователям официальной статистической информации, т.е. сводной агрегированной документированной информации о количественной стороне социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессов в Российской Федерации, формируемой в соответствии с федеральным планом статистических работ, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
Росстатом формируется представительный массив показателей по статистике предприятий, который служит основой для информационного обеспечения моделирования тенденций в действующем сегменте экономики. Предоставляемая официальная статистическая информация позволяет провести анализ емкости выбранной ниши и оценить прогнозируемую ситуацию.
Вместе с тем в целях решения проблемных вопросов в области государственной статистики в Росстате созданы постоянно действующие рабочие группы по вопросам совершенствования системы государственной статистики.
Так, рабочая группа N 3 "Методология статистики реального сектора экономики (промышленность, сельское хозяйство и окружающая среда, транспорт и связь, энергетика)", в состав которой вошли представители Минэкономразвития России, подведомственных организаций Минэнерго России, Минприроды России, Высшей школы экономики, Института экономики РАН и других организаций, а также независимые эксперты, рассматривала вопросы совершенствования методологии построения индексов промышленного производства и сезонной корректировки их временных рядов, идентификации производимой продукции по ОКПД и стоимостных объемов отгруженной продукции по видам экономической деятельности согласно ОКВЭД и другие.
С целью совершенствования государственной политики в области развития малого и среднего бизнеса в экономике страны по распоряжению Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 N 201-р Федеральной службой государственной статистики в 2011 году было проведено сплошное статистическое обследование деятельности субъектов малого и среднего бизнеса в 2010 году. Росстат первый раз получил полную картину с точки зрения детализированной отраслевой структуры экономики, связанной с малым и средним бизнесом. В рамках сплошного наблюдения впервые было осуществлено обследование индивидуальных предпринимателей.
В настоящее время на официальных сайтах Росстата и его территориальных органов размещены окончательные итоги данного обследования с соблюдением обеспечения конфиденциальности первичных данных. Пользователи, и не только государственные органы управления, но и сами представители малого и среднего бизнеса, имеют возможность получить полезную информацию о состоянии экономики, о его региональном размещении, в том числе на муниципальном уровне, экономических сферах его интересов.
В настоящее время Росстатом создана система государственного учета производства нанотехнологической продукции в Российской Федерации. По результатам апробации системы показателей в рамках пилотного статистического наблюдения проводится ежеквартальное статистическое наблюдение в области производства и отгрузки продукции, связанной с наноиндустрией.
Необходимость формирования официальной статистической информации по показателям, связанным с нанотехнологиями, вызвана актуальностью данной проблемы, повышенным вниманием к вопросам развития наноиндустрии как со стороны Президента и Правительства России, так и мирового сообщества.
Новые области системного статистического описания российской экономики, которые Росстат вводит и предполагает вводить в течение следующих 5 лет:
Построение полного набора национальных счетов, включая финансовый счет и баланс активов и пассивов.
Построение годовых национальных счетов по государственному сектору экономики.
Построение национальных счетов по институциональным секторам экономики с квартальной периодичностью.
Учет ранее не оценивавшихся компонентов ВВП, в частности вмененного дохода от проживания в собственном жилище.
Оценка запасов природных ресурсов (активов) в стоимостной форме и построение счетов их движения.
Формирование комплекса статистических показателей по использованию информационных и коммуникационных технологий в экономике и населением.
Проведение системы федеральных статистических наблюдений по социально-демографическим проблемам (рациона питания населения; качества и доступности услуг в сферах образования, здравоохранения и социального обслуживания, содействия занятости населения; поведенческих факторов, влияющих на состояние здоровья населения, мониторинга экономических потерь от смертности, заболеваемости и инвалидизации населения).
Формирование официальной статистической информации о деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций.
Переход на проведение годовых вместо 1 раза в 3 года международных сопоставлений ВВП ОЭСР.
Хотел бы обратить Ваше внимание на существенные недостатки публикуемых Росстатом данных. До сих пор для меня остается загадкой, почему Росстат не может привести в соответствие годовые и месячные темпы прироста многих показателей (к примеру, для индекса цен производителей и большинства других показателей). Чем может объясняться столь существенное расхождение дефлятора оборота розничной торговли и соответствующих компонент ИПЦ, которые потом устраняются через полгода? Неужели нельзя усилить ответственность сотрудников статистического ведомства за такие существенные и очевидные ошибки? - Владимир (Москва)
Александр Львович: В соответствии с Федеральным планом статистических работ, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. N 671-р, предоставление пользователям информации об индексе потребительских цен (ИПЦ) осуществляется ежемесячно на 6-й рабочий день после отчетного периода.
Вся информация о средних потребительских ценах и индексах цен как по России, так и по субъектам Российской Федерации размещается на интернет-сайте Росстата и доступна для всех пользователей.
Пересчеты данного показателя как по России, так и по субъектам Российской Федерации не осуществляются.
Расхождение в публикуемой в течение года ежемесячной информации об индексах цен производителей и итоговых годовых данных объясняется тем, что при первом опубликовании ежемесячные данные являются предварительными и могут подлежать пересмотру.
Изменение ранее опубликованной информации связано с уточнением респондентами ранее предоставленной информации, с внесением изменений в нормативные акты федеральных и региональных органов власти, касающиеся информации, опубликованной за предыдущие периоды.
Уточнение данных о средних ценах и индексах цен производителей может быть осуществлено в течение отчетного года.
Пересмотренные данные отражаются в публикациях и информации, размещаемой на сайте Росстата www.gks.ru.
Для расчета индекса-дефлятора в качестве весов при агрегировании индексов на отдельные товары используется структура оборота розничной торговли, а для расчета индекса потребительских цен - структура расходов домашних хозяйств на аналогичные товары.
Как правило, по таким товарным позициям, как мясо животных и домашней птицы, продукты из мяса, рыба и морепродукты, цельномолочная продукция, свежие фрукты, картофель, косметические и парфюмерные товары, мебель, легковые автомобили, компьютеры, доли в структуре расходов населения, рассчитанные по данным обследования бюджетов домашних хозяйств, больше, чем доли аналогичных товаров в обороте розничной торговли. Например, в расходах населения учитываются покупки населением товаров вне розничной торговой сети (продуктов питания - у частных лиц вне розничных рынков и ярмарок; непродовольственных товаров - по объявлениям в публикациях и сети Интернет).
Хотелось бы получить справку об уровне инфляции в РФ и Альметьевском районе РТ. - Булатов Фаиль Агзамович (Республика Татарстан, Альметьевск)
Александр Львович: В качестве одного из основных показателей, характеризующих уровень инфляции в Российской Федерации, используется индекс потребительских цен на товары и услуги (ИПЦ). Расчеты ИПЦ по городам и районам не предусмотрены.
Для получения справки об индексе потребительских цен по России и по субъекту Российской Федерации необходимо сделать официальный запрос в адрес Росстата, который может быть направлен как по почте России, так и на электронный адрес Росстата.
Кроме того, информация по субъекту Российской Федерации может быть получена в территориальном органе государственной статистики данного субъекта России.
Какие показатели в статотчетности промпредприятий появятся в связи с вступлением России в ВТО и как можно будет отслеживать тенденции изменений в регионах по статистическим данным именно данной проблематики? - Абляева Рашида (Волгоград)
Александр Львович: Действующая система статистического наблюдения за промышленным производством строится на принципах гармонизации с международными требованиями и стандартами в данной области с учетом специфики процессов, проходящих в Российской Федерации.
Так, методология определения индекса роста объемов производства гармонизирована с рекомендациями Статистического отдела ООН и Европейской экономической комиссии в области индексных расчетов.
С точки зрения динамики производства по конкретным товарным группам, наблюдение строится в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД), гармонизированным с международными аналогами классификаторов продукции и услуг и внешнеэкономической деятельности. Официальная статистическая информация по производству отдельных видов промышленной продукции формируется по перечню, согласованному с Минэкономразвития и другими министерствами и ведомствами, и может быть расширена в случае необходимости. Переход на ОКПД расширяет возможности проведения сопоставлений с зарубежными странами.
В настоящее время потребность в дополнительных показателях, отражающих развитие промышленного производства, отсутствует. При необходимости система показателей может быть расширена.
Ни для кого не секрет, что руководители органов власти на местах (региональные, муниципальные и др.) часто искажают реальную статистику в лучшую сторону (экономика, образование, здравоохранение). Как осуществляется контроль такой "отчетности" Федеральной службой государственной статистики? Какая ответственность предусмотрена для руководителей за искажение статотчетности? Не пора ли ужесточить наказание за такие виды преступлений, иначе не назовешь, ведь это подрывает экономику государства в целом! - Александр (Курганская область)
Александр Львович: В настоящее время органы государственной статистики законодательно не наделены полномочиями по проверке достоверности предоставленных первичных статистических данных. За достоверность отвечает должностное лицо, ответственное за предоставление статистической отчетности, чья подпись имеется в конце каждой формы отчетности.
Контроль осуществляется исключительно за соблюдением респондентами установленного Росстатом порядка предоставления данных по формам отчетности.
Для осуществления этих функций органы государственной статистики располагают комплексами электронной обработки первичных данных, предусматривающими на вводе первичной информации применение методов контроля.
Реализация контрольных полномочий за нарушением порядка предоставления данных органам государственной статистики осуществляется на основе Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (ст. 13.19), содержащего прямые нормы по применению административных санкций к нарушителям. Так, статьей 13.19 КоАП установлено, что нарушение должностным лицом, ответственным за представление статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений, порядка ее представления, а равно представление недостоверной статистической информации - влечет наложение административного штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.
В 2011 году территориальными органами Росстата было возбуждено порядка 5 тысяч дел о нарушении порядка предоставления статистической информации.
Когда будут опубликованы результаты подготовки базовых таблиц "затраты - выпуск"? Как можно будет получить доступ к полученным цифрам? - Василий (г. Санкт-Петербург)
Александр Львович: Разработка базовых таблиц "затраты - выпуск" за 2011 год будет завершена к IV кварталу 2015 года. Результаты будут опубликованы на официальном сайте Росстата и выпущены в виде сборника.
Прочитала, что Росстат впервые планирует провести масштабное исследование по потреблению продуктов питания в нашей стране. Как именно будет проводиться это исследование? Смогут ли ознакомиться с полученными результатами все желающие? - Надежда (Москва)
Александр Львович: Действительно, в 2013 году Росстатом должно быть проведено выборочное наблюдение рациона питания населения с охватом 45 тысяч домохозяйств. Сбор информации в ходе наблюдения будет производиться методом опроса респондентов о количестве фактически потребленных пищевых продуктов и блюд за сутки, предшествующие опросу, с указанием определенных характеристик потребленных блюд. Опросы будут проводиться в несколько этапов в течение года, с тем чтобы отразить сезонные характеристики в рационе питания. Данный метод сбора информации о питании населения в целом соответствует международным рекомендациям в этой области.
По результатам наблюдения будет получена информация об уровне индивидуального потребления населением пищевых продуктов, их энергетической и питательной ценности, социальных, экономических и поведенческих факторах, влияющих на обеспечение полноценного и здорового питания в различных группах населения.
Со статистическими таблицами, полученными по результатам данного наблюдения, а также с базой микроданных наблюдения все желающие смогут ознакомиться на интернет-сайте Росстата, также как и с итогами других выборочных наблюдений по социально-демографическим проблемам.
Насколько сократилось поголовье крупного рогатого скота за 10 и 20 последних лет? Насколько сократились посевные площади за этот же период? - Виктор (Новодвинск)
Александр Львович: За последние 20 лет поголовье сельскохозяйственных животных (крупный рогатый скот, свиньи, овцы и козы) в хозяйствах всех категорий сельскохозяйственных производителей (сельскохозяйственные организации, хозяйства населения, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели) значительно сократилось - в 2,1 - 2,8 раза. За тот же период посевная площадь сельскохозяйственных культур уменьшилась на треть, в основном за счет уменьшения площадей зерновых и кормовых культур.
В то же время за период 2002 - 2011 гг. в хозяйствах всех категорий отмечался рост поголовья свиней на 6,4%, овец и коз - почти наполовину, при уменьшении поголовья крупного рогатого скота более чем на четверть. Посевная площадь сельскохозяйственных культур сократилась на 8,5%, при этом посевы кормовых культур уменьшились более чем на треть. Вся указанная информация размещена на интернет-сайте Росстата.
ФАО публикует данные по производству сельскохозяйственной продукции по бывшим республикам СССР только с года их независимости, 1992, а до этого только по Союзу в целом. Это затрудняет сопоставление результатов развития сельского хозяйства в этих республиках за два десятилетия после развала Союза. Ведь в Прибалтике, например, уже в 1992 - 1993 гг. произошёл резкий обвал производства животноводческой продукции, в России и других республиках падение было медленнее; в части республик Средней Азии и Закавказья уже вскоре, в Белоруссии и России попозже наметился рост производства. Поэтому сравнение 2010 г. с 1992 г. по данным ФАО очень искажает картину. Есть ли возможность согласовать со статистиками ФАО публикацию на их на сайте по единой методологии данных хотя бы по основным продуктам (зерно, овощи, мясо, молоко и т.д.) по всем республикам СССР за 1960-е - 1980-е годы? Ведь все данные Госстата СССР сохранились, и это не составило бы очень большого труда, а такая информация очень помогла бы исследователям и журналистам. - Владимир Моисеенко (Киев, Украина)
Александр Львович: Официальная статистическая информация о производстве основных продуктов сельского хозяйства в Российской Федерации в ретроспективной динамике (с 1970 г.) публикуется Росстатом в статистическом сборнике "Российский статистический ежегодник". Кроме того, в статистическом сборнике "Сельское хозяйство, охота и охотничье хозяйство, лесоводство в России" в более длительной динамике приводятся данные о производстве зерна, скота и птицы на убой и молока. Электронные версии указанных изданий размещены на интернет-сайте Росстата.
Кроме того, несомненно, что это политический вопрос. Страны СНГ, Прибалтики и Грузия - самостоятельные государства. Россия не имеет права выходить с инициативой пересчета данных по указанным странам. Такой пересчет при желании могут сделать сами страны.
Станет ли участие во Всероссийской переписи обязательным? Планирует ли Росстат внедрять новые технологии подсчета населения? Та же интернет-перепись для крупных городов будет гораздо более эффективна, чем обход домов в рабочее время! - Борис Иванович (Москва)
Александр Львович: Всероссийская перепись населения 2010 года показала потребность совершенствования методов и технологии проведения переписи населения, без которых уже невозможно достичь главной ее цели - получения полной и достоверной картины современного общества.
Первый урок заключается в том, что перепись населения в России должна быть обязательной. Практически добровольное участие в переписи не позволяет получить полные и достоверные итоги. Так, например, в 2010 году более чем у 4 млн человек в переписных листах отсутствуют ответы о гражданстве и месте рождения, у 5,6 млн человек - о продолжительности проживания в месте постоянного жительства (данные, используемые для оценки миграционных потоков при переписи и выявления недооценки данных текущей статистики миграции), и никакими математическими методами невозможно восстановить эту информацию.
Росстат поддержала рабочая группа по официальному опубликованию итогов Всероссийской переписи населения 2010 года, а также Общественный совет при Федеральной службе государственной статистики по вопросу о необходимости законодательного установления принципа обязанности населения участвовать в переписи населения путем представления о себе сведений.
Введение обязанности населения представлять о себе сведения при проведении Всероссийской переписи населения необходимо и для того, чтобы обеспечить возможность использования такого инструмента, как интернет-перепись.
Второй урок - перепись должна применять современные методы сбора сведений о населении и снижать нагрузку на население. Это связано с развитием информационных технологий, широким использованием Интернета в повседневной жизни, высказанным уже в 2010 году желанием жителей страны заполнить переписные листы самостоятельно в удобное для них время, большими сложностями в привлечении временных переписных работников, особенно в крупных городах.
Итоги Всероссийской переписи населения 2010 года показали наличие доступа в сеть Интернет у трети населения частных домохозяйств. При этом 88% таких домохозяйств проживают в городских населенных пунктах. Ежегодное увеличение пользователей Интернета наряду с ростом компьютерной грамотности населения делает заполнение переписных листов в сети Интернет весьма перспективным методом опроса населения. Во многих странах мира (например, в США, Канаде, Австралии, Эстонии, Болгарии, Великобритании и др.) при проведении переписи населения и других обследований для сбора первичной информации успешно используется Интернет. Эти страны охватили интернет-переписью от 25 до 67% респондентов.
При очередной Всероссийской переписи населения предполагается использовать переписные электронные и бумажные вопросники (полностью идентичные по составу вопросов) и 3 способа сбора сведений о населении. Во-первых, самостоятельное заполнение респондентами электронных вопросников в сети Интернет. Во-вторых, опрос и заполнение переписчиком электронных вопросников на планшетных компьютерах. И в-третьих, опрос и заполнение переписчиком бумажных вопросников (традиционный способ).
Переход на новые методы сбора информации о населении основан не только на стремлении идти в ногу с быстроразвивающимся миром информационно-коммуникационных технологий. Росстат считает, что внедрение каждого из новых методов принесет значительные результаты, такие как: снижение трудозатрат переписных работников; повышение лояльности респондентов; сокращение средней продолжительности обработки одной переписной анкеты; минимизация влияния человеческого фактора на качество данных переписи; повышение уровня достоверности данных переписи; отсутствие необходимости транспортировки, распространения, хранения и уничтожения больших объемов бумаги.
Почему так резко снижается население Курганской области? Какова численность населения, оставшегося в области? - Андрей (Курган)
Александр Львович: Действительно, устойчивое сокращение числа жителей Курганской области наблюдается с 1993 года. За последние 10 лет численность населения области уменьшилась на 134 тыс. человек, или на 13%, и составила к началу 2012 года 896 тыс. человек.
Заметное сокращение численности населения связано как с превышением числа умерших над числом родившихся (естественная убыль населения), так с превышением числа выбывших из Курганской области над числом прибывших на ее территорию (миграционная убыль населения).
Следует отметить, что в большей степени численность населения области уменьшается за счет миграции. В среднем за 10 лет миграционная убыль в 1,6 раза была больше естественной убыли населения.
И последний вопрос от Анны Николаевны из Ярославля: "Имею экономическое образование, работала на промышленном предприятии. Хотела устроиться на работу в местное статистическое ведомство по конкурсу.
Объявления о конкурсах на вакансии довольно часто появляются в прессе и в Интернете, но крайне удивляет размер заработной платы. Неужели она настолько мала при той нагрузке и тех обязанностях, о которых мне говорили в кадровой службе? Судя по сайту статистики, работа интересная. Может быть, в перспективе планируется рост заработной платы? Сейчас же особенно для начинающего статистика - это просто нищенский уровень".
Александр Львович: В соответствии с частью 3 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) размеры должностных окладов и окладов за классный чин федеральных государственных гражданских служащих устанавливаются указом Президента Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.
На основании части 11 статьи 50 Федерального закона размеры окладов денежного содержания по должностям федеральной гражданской службы ежегодно увеличиваются (индексируются) в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год с учетом уровня инфляции (потребительских цен). Решение об увеличении (индексации) размеров окладов денежного содержания по должностям федеральной гражданской службы принимается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации. Действие части 11 статьи 50 приостановлено с 1 января 2010 до 1 января 2014 года Федеральным законом от 13.12.2010 N 358-ФЗ.
Последнее увеличение должностных окладов федеральных государственных гражданских служащих в 1,06 раза производилось с 1 октября 2012 года на основании Указа Президента Российской Федерации от 3 мая 2012 г. N 572.
КонсультантПлюс: Мы благодарим Вас за интервью.
Интервью подготовлено корреспондентом компании "КонсультантПлюс" А. Епифановой.