ООО «ИЦ Консультант»
г.Краснодар, ул. Гимназическая, дом 49/1, этаж 4
телефон / факс: (861) 2-555-111

Аналитические обзоры

Юристу от 24 мая 2025 года

24.05.2025

Нарушение ряда правил защиты информации: новые размеры штрафов с 23.05.2025 2025 года

За несоблюдение федеральных требований о защите информации (кроме гостайны) должностному лицу по общему правилу грозит штраф от 10 тыс. до 50 тыс. руб., а компании - от 50 тыс. до 100 тыс. руб.

Аналогичные санкции предусмотрели для тех, кто использует несертифицированные средства защиты данных (кроме гостайны), если сертификация обязательна.

Срок давности привлечения к ответственности по всей статье КоАП РФ о несоблюдении правил защиты информации теперь составляет 1 год с даты нарушения.

Есть и другие новшества. Закон вступил в силу 23.05.2025 2025 года.

Документ:

Федеральный закон от 23.05.2025 N 104-ФЗ

Полезная ссылка:

"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 23.05.2025)

 

24.05.2025

Практика коллегии по экономическим спорам ВС РФ: обзор за апрель

Взыскание судебных расходов представителем, очередность погашения долга, изменение договорной цены через суд - о выводах коллегии по этим и другим вопросам расскажем в обзоре.

Представитель может обратиться в суд за взысканием судебных расходов с проигравшего, если это право ему передали по договору цессии

Ситуация:

  • Истец, выигравший дело, передал своему представителю право взыскания судебных расходов в счет оплаты юруслуг.
  • Последний обратился в суд.

Что сказали суды трех инстанций:

  • Первая инстанция отказала. Истец не понес расходы. Уступить их можно только после присуждения.
  • Апелляция поддержала представителя.
  • Кассация вновь отказала. Процессуального правопреемства быть не может, так как уступать неприсужденное право нельзя.

Что сказал Верховный суд:

  • Судебные расходы можно уступить до их присуждения и взыскания.
  • Оплата в форме зачета - допустимая форма расчетов.

Документ: Определение ВС РФ от 08.04.2025 N 310-ЭС22-25261

Назначение платежа в платежном поручении не меняет очередность погашения требований

Ситуация:

  • Покупатель просрочил оплату поставленного товара.
  • Поставщик потребовал взыскать долг, расходы на госпошлину, проценты за коммерческий кредит и по ст. 395 ГК РФ.

Что сказали суды трех инстанций:

  • Первая инстанция приняла во внимание общий порядок погашения долга.
  • Апелляция учла назначение платежа, которое указал должник в платежном поручении. В связи с этим она зачла сумму оплаты в счет погашения основного долга, а не процентов по коммерческому кредиту.
  • Кассация поддержала апелляцию.

Что сказал Верховный суд:

  • Между сторонами не было соглашения о порядке уплаты долга.
  • Норма о том, что должник сам определяет обязательство, в счет которого перечисляет деньги, касается нескольких основных долгов.
  • Оплата же по конкретному обязательству распределяется так: издержки, проценты (в т.ч. коммерческий кредит), основной долг. Должник не может в одностороннем порядке изменить эту очередность.
  • Проценты за коммерческий кредит - не мера ответственности. Они погашаются раньше основного долга.

Документ: Определение ВС РФ от 15.04.2025 N 306-ЭС24-22953

Запрет на строительство действует, даже если застройщик получил ГПЗУ до его введения

Ситуация:

  • Застройщику выдали градостроительный план земельного участка (далее - ГПЗУ, план).
  • Через несколько лет он обратился с заявлением о выдаче разрешения на строительство.
  • Ему отказали, поскольку после выдачи плана жилищное строительство запретили из-за нехватки инфраструктуры.

Что сказали суды трех инстанций:

  • Суды поддержали застройщика.
  • Правоотношения начались с момента выдачи ГПЗУ.
  • Застройщик не должен учитывать нормы, принятые после этого момента.
  • Заявление подали в пределах срока действия ГПЗУ.

Что сказал Верховный суд:

  • Выводы судов ошибочны.
  • Выдача разрешения при отсутствии инфраструктуры нарушит публичные интересы.
  • Застройщик может взыскать убытки, если землю предоставили специально для строительства.

Документ: Определение ВС РФ от 17.04.2025 N 308-ЭС24-20719

Если в деле нет подлинника договора купли-продажи, это не означает, что цену договора нужно определять исходя из рыночной стоимости

Ситуация:

  • Покупатель не оплатил приобретенные акции.
  • По условиям договора их цена составляла 240 млн руб.
  • Продавец потребовал взыскать ее с покупателя.

Что сказали суды трех инстанций:

  • Первая инстанция поддержала продавца.
  • Апелляция установила, что договор купли-продажи сфальсифицирован, поэтому условие о цене не согласовано.
  • Рыночная стоимость акций - 1 руб. Ее взыскали в пользу продавца.
  • Кассация с этими выводами согласилась.

Что сказал Верховный суд:

  • Несмотря на отсутствие в деле подлинника договора, продавец подтвердил его цену другими доказательствами (регистрационный журнал, размер выплаты за услуги регистратора, преюдициальные факты).
  • Если стороны согласовали цену договора, суд не может определить ее исходя из рыночной стоимости имущества.

Документ: Определение ВС РФ от 22.04.2025 N 305-ЭС24-23156

"Антиотмывочные" ограничения на операции по счету должника не мешают взыскать долг по исполнительному документу

Ситуация:

  • Взыскатель отправил в банк исполнительный документ.
  • Несмотря на наличие средств на счете должника, банк не перевел их из-за отнесения должника к высокой степени риска.

Что сказали суды трех инстанций:

  • Первая инстанция поддержала банк.
  • Апелляция признала бездействие незаконным, но отказалась взыскивать проценты по ст. 395 ГК РФ.
  • Кассация поддержала апелляцию.

Что сказал Верховный суд:

  • Банк не может проверять законность судебных актов и исполнительных документов.
  • Банк не может задержать исполнение, кроме случаев проверки подлинности исполнительного документа и достоверности указанных взыскателем сведений.
  • Взыскатель может потребовать с банка проценты по ст. 395 ГК РФ, если на счете должника были средства.

Документы: Определения ВС РФ от 23.04.2025 N 305-ЭС24-24537, 24.04.2025 N 305-ЭС25-100

Приватизированные коммунальные объекты могут не вернуть муниципалитету, если добросовестный приобретатель существенно их улучшил

Ситуация:

  • Компания приватизировала муниципальное имущество (объекты ЖКХ) и затем продала его.
  • Прокуратура оспорила сделки и потребовала от покупателя вернуть объекты. Основания: нарушен порядок приватизации, имущество продано по заниженной цене и без согласия муниципалитета.

Что сказали суды трех инстанций: суды иск удовлетворили.

Что сказал Верховный суд:

  • Покупатель не мог знать о нарушениях, допущенных при приватизации. На момент сделок имущество было зарегистрировано на компанию-продавца.
  • Покупатель признан единой теплоснабжающей организацией и гарантирующим поставщиком в сфере холодного водоснабжения и водоотведения. Он понес затраты на восстановление объектов ЖКХ, поддерживал их работоспособность в период, когда муниципалитет не мог это сделать.
  • Объекты были значительно перестроены. Передать их в изначальном виде нельзя, поскольку по существу была создана новая вещь.
  • Исковую давность по данному делу нельзя исчислять с момента прокурорской проверки.

Документ: Определение ВС РФ от 25.04.2025 N 307-ЭС24-22235

Долг компании перед аффилированным лицом могут не учесть при определении действительной стоимости доли участника

Ситуация:

  • Участник вышел из состава ООО с долей 30%.
  • Ему выплатили 1 млн руб. по оценке бухгалтерского баланса.
  • Участник обратился в суд для взыскания недоплаченной части (около 21 млн руб.).

Что сказали суды трех инстанций:

  • Суды в иске отказали.
  • Эксперт оценил стоимость доли в 30 руб.
  • Заключение специалиста с иной суммой (около 16 млн руб.) - не основание для сомнений в выводах эксперта.

Что сказал Верховный суд:

  • На снижение чистых активов повлиял долг перед аффилированной компанией, которая не ведет деятельность и не имеет сотрудников.
  • У судов должны были появиться сомнения в реальности долга.
  • В условиях корпоративного конфликта и противоречивых данных о стоимости суды должны были проверить не только формальное соблюдение атрибутов бухгалтерского баланса.
  • Дело передали на новое рассмотрение.

Документ: Определение ВС РФ от 25.04.2025 N 305-ЭС24-23344

Сопоставление расчетной цены и фактической, проведенное без оценки рыночной конъюнктуры, не доказывает размер ущерба

Ситуация:

  • Общество после смены единственного участника потребовало взыскать с бывшего директора 50,3 млн руб. убытков, понесенных из-за реализации продукции по заниженным ценам. Основной контрагент по сделкам - подконтрольная директору организация.
  • Убытки были рассчитаны как разница между ценой по экспертному заключению и фактической ценой реализации.

Что сказали суды трех инстанций:

  • Первая инстанция удовлетворила иск.
  • Апелляция немного уменьшила взыскиваемую сумму, исключив сделки, совершенные до назначения ответчика директором.
  • Кассация оставила постановление апелляции без изменений.

Что сказал Верховный суд:

  • Оспариваемая ценовая политика существовала до прихода ответчика на пост директора и сохранилась после его ухода.
  • Суды вопреки доводам ответчика не установили, реально ли было продать продукцию по цене, рассчитанной экспертом.
  • Сопоставление расчетной цены и фактической, проведенное без оценки рыночной конъюнктуры, не доказывает размер ущерба
  • Само по себе совершение сделок с аффилированной компанией не подразумевает причинение убытков, если конфликт интересов был раскрыт и собственник бизнеса не возражал.
  • Долгая работа по одной и той же экономической модели и отсутствие претензий со стороны собственников бизнеса может говорить о молчаливом одобрении действий директора.

Документ: Определение ВС РФ от 25.04.2025 N 303-ЭС24-23691

Участник, под влиянием которого была заключена и исполнена явно нецелесообразная для общества сделка, обязан возместить убытки

Ситуация:

  • Общество и его миноритарный участник заключили договоры аренды, по которым последний получил около 26 млн руб.
  • Арендные платежи по бухгалтерии не проходили, после получения денег миноритарий вышел из состава участников.
  • Мажоритарный участник оспорил эти сделки как крупные, совершенные без согласия, и потребовал взыскать всю сумму.

Что сказали суды трех инстанций:

  • Первая инстанция полностью удовлетворила иск. При этом суд установил фактическую зависимость директора, подписывавшего договоры, от ответчика.
  • Апелляция подтвердила недействительность договоров, но отказала во взыскании денег. Сделки были исполнены, общество фактически использовало арендованное имущество.
  • Кассация поддержала апелляцию.

Что сказал Верховный суд:

  • Директор действовал в интересах миноритария, поэтому последний признается лицом, фактически определяющим действия общества при заключении спорных сделок.
  • Такое лицо обязано возместить обществу убытки, если действовало не в общих интересах.
  • Миноритарий извлек выгоду от сделок вопреки интересам общества. Объем арендуемого имущества в 5 раз превышал прежние потребности, а арендная плата в 30 млн руб. за 11 месяцев при годовой выручке общества в 6 млн руб. экономически нецелесообразна.
  • Ответчик не доказал равноценность встречного предоставления, а позиция апелляции и кассации противоречива - с одной стороны, они согласились с нецелесообразностью сделок, с другой стороны, оставили у ответчика все полученные деньги.

Документ: Определение ВС РФ от 25.04.2025 N 305-ЭС24-23572

Иные споры

О других спорах, которые коллегия рассмотрела в апреле, вы можете прочитать в наших новостях:

Предыдущий обзор практики читайте здесь.

Полезные ссылки:

"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 08.08.2024, с ...

Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ (ред. от 07.04.2025) "О противодействии легализации (отмыванию) ...

 

 

 

Нет КонсультантПлюс?

Оформите заявку на доставку полной версии документа
или самостоятельно подберите комплект, с учетом особенностей именно Вашей организации

Бухгалтеру от 24 мая 2025 года

24.05.2025

Льготы для организаций и граждан: Минфин подготовил изменения к НК РФ

Правительство одобрило поправки Минфина ко второму чтению Проекта N 835237-8. Документом в том числе предлагают:

  • освободить от НДФЛ и страховых взносов корпоративную матпомощь семьям с детьми до 1 млн руб. на каждого ребенка. Речь идет о поддержке, которую оказывают работодатели при рождении, усыновлении ребенка или при установлении опеки над ним. Сейчас лимит необлагаемых сумм - 50 тыс. руб. Работодатели смогут включать эти суммы во внереализационные расходы;
  • cнизить нагрузку по НДС и налогу на прибыль при безвозмездной передаче имущества (кроме денег), работ и услуг на нужды СВО. Так, например, получатель не станет учитывать их стоимость в доходах, а передающая сторона сможет уменьшить доходы на эти расходы (правило будет действовать и для УСН);
  • продлить действие ставки НДС 0% в гостиничном бизнесе до 2030 года. Сейчас мера действует до 30 июня 2027 года;
  • увеличить с 2 до 3 млрд руб. порог по размеру доходов предприятий общепита для освобождения от уплаты НДС.

Документ:

Информация Минфина России от 23.05.2025

Полезная ссылка:

"Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 28.12.2024, с ...

 

24.05.2025

Взносы на травматизм: правительство уточнило правила определения класса профриска

Поправки к правилам определения класса профриска заработают 1 сентября 2025 года (п. 3 постановления).

Основной вид деятельности станут определять (п. 1 изменений):

  • по ЕГРЮЛ. Это касается любых организаций. Изменения в Законе о страховании от несчастных случаев уже предусматривают, что с 1 сентября 2025 года подтверждать основной вид деятельности не нужно;
  • по заявлению о регистрации страхователя и ЕГРЮЛ, если речь идет о юрлице по месту нахождения подразделения. Минтруд установит порядок подтверждения основного вида деятельности подразделения. Порядок также коснется выделения подразделений в самостоятельные классификационные единицы.

Документ:

Постановление Правительства РФ от 23.05.2025 N 717

Полезные ссылки:

Постановление Правительства РФ от 01.12.2005 N 713 (ред. от 24.12.2022) "Об утверждении Правил отнесения ...

Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ (ред. от 29.05.2024) "Об обязательном социальном страховании ...

 

 

Нет КонсультантПлюс?

Оформите заявку на доставку полной версии документа
или самостоятельно подберите комплект, с учетом особенностей именно Вашей организации

Кадровику от 23 мая 2025 года

23.05.2025

Учет мигрантов через приложение и работа в двух регионах по одному патенту: закон опубликован

В Москве и Московской области проведут эксперимент, в котором иностранцы станут передавать данные для учета через специальное мобильное приложение. В ряде случаев мигрантам разрешат работать по патенту, полученному в соседнем регионе. Подробнее о новшествах расскажем в обзоре.

Новые механизмы учета мигрантов

С 1 сентября 2025 года по 1 сентября 2029 года в Москве и Московской области проведут эксперимент - внедрят новые механизмы учета иностранцев. В нем примут участие в том числе мигранты, которые приехали в страну для работы в безвизовом порядке.

На участников эксперимента в большинстве случаев не будут распространяться правила регистрации по месту жительства и постановки на учет по месту пребывания. Им нужно будет зарегистрироваться в мобильном приложении и с его помощью передавать информацию о своем местонахождении.

Направлять данные не придется, если мигрант находится, например, в гостинице, санатории или стационаре медорганизации.

С учета снимут, в частности если данные о геолокации не обновляются более 3 рабочих дней. Если к этому моменту у иностранцев не будет законных оснований пребывать в стране, их включат в реестр контролируемых лиц.

Иностранцы и лица без гражданства, которые на 1 сентября 2025 года состоят на учете по месту пребывания в Москве или Московской области, должны зарегистрироваться в системе в течение 30 дней по окончании такого учета. У тех, кто не состоит на учете, на регистрацию будет 90 дней с даты вступления в силу закона.

Работа в двух регионах по одному патенту

С 1 сентября 2025 года иностранцев разрешат привлекать к труду в субъекте РФ, если патент они получили в соседнем регионе. Речь идет о Москве с Московской областью, а также о Санкт-Петербурге с Ленинградской областью. Для этого между регионами должно быть подписано соглашение с условиями сотрудничества. В интернете опубликуют информацию о таком документе не позднее чем за 15 календарных дней до начала его действия.

О заключении договора с иностранцем, который станет трудиться в двух регионах, потребуется уведомить территориальный орган МВД каждого из них.

Сейчас нанять иностранца можно только в том субъекте РФ, в котором он получил патент. Исключение - ситуация, когда документ выдан в Москве для работы в Московской области.

Документ:

Федеральный закон от 23.05.2025 N 121-ФЗ

Полезная ссылка:

Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ (ред. от 28.12.2024) "О правовом положении иностранных граждан ...

 

23.05.2025

Трудовую книжку выдали через несколько месяцев после увольнения: ВС РФ заступился за работодателя

Сотрудник хотел забрать документы до дня увольнения, когда приказ еще не издали и сведения в трудовую книжку не внесли. После он уехал в другой город. Уведомление с просьбой забрать трудовую книжку или разрешить отправить ее почтой работнику выслали на адрес из договора. Он письмо не получил, пришел за книжкой через несколько месяцев. За это время специалисту отказали в трудоустройстве, так как документа у него не было. Он обратился в суд за выплатами из-за задержки выдачи книжки.

Три инстанции сочли, что компания должна заплатить компенсацию. Сотрудник указывал новое место жительства во время работы, уведомление направили на ненадлежащий адрес.

ВС РФ с решением не согласился. Сотрудник злоупотребил правом, он не был заинтересован в своевременном получении трудовой книжки. Уехал до дня увольнения, к работодателю долго не обращался, не направлял просьбу выслать документ почтой.

Дело направили на новое рассмотрение.

Отметим, добиться компенсации бывает непросто. Так, 3-й КСОЮ решил, что специалист мог предъявить на новом месте сведения о трудовой деятельности вместо бумажной книжки.

Документ:

Определение ВС РФ от 14.04.2025 N 18-КГ25-37-К4

Рекомендуем:

Какие документы и в какой срок нужно выдать работнику при увольнении

Какие документы и в какой срок нужно выдать работнику бюджетной организации при увольнении

Полезная ссылка:

"Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 07.04.2025)

 

 

 

Нет КонсультантПлюс?

Оформите заявку на доставку полной версии документа
или самостоятельно подберите комплект, с учетом особенностей именно Вашей организации

Специалисту по Госзакупкам от 23 мая 2025 года

23.05.2025

ВС РФ: общества, созданные региональными отделениями инвалидов, имеют преимущества в госзакупках

Контролеры решили, что общество - победитель закупки представило недостоверные сведения, когда продекларировало свою принадлежность к организациям инвалидов. Общество учредила не общероссийская общественная организация инвалидов, а региональная. У него не было права на преимущества.

ВС РФ поддержал первую и апелляционную инстанции, которые сочли, что победитель имел право на их получение:

  • региональное отделение входит в структуру общероссийской общественной организации. Оно действует на основании устава последней и подчиняется решениям ее высших органов, а также имеет право на преимущества в закупках;
  • кроме региональных отделений в структуру входят также хозобщества, которые созданы для трудоустройства людей с ограниченными возможностями. Одно из таких обществ - победитель закупки. Его учредило региональное отделение с долей участия в уставном капитале общества в размере 100%;
  • по штатному расписанию и справкам об инвалидности в обществе работают 7 человек, 6 из них - лица с ограниченными возможностями. Общество наряду с региональным отделением имеет право на преимущества. Оно отвечает критериям, которые дают право на их получение;
  • предоставление преимуществ только головным организациям общероссийских общественных организаций инвалидов ограничивает сферу применения нормы Закона N 44-ФЗ, которая регулирует их предоставление.

Документ:

Определение ВС РФ от 16.05.2025 N 305-ЭС25-2383

Полезная ссылка:

Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 26.12.2024) "О контрактной системе в сфере закупок товаров ...

 

 

Нет КонсультантПлюс?

Оформите заявку на доставку полной версии документа
или самостоятельно подберите комплект, с учетом особенностей именно Вашей организации

Бухгалтеру бюджетной организации от 23 мая 2025 года

23.05.2025

Утвержден новый порядок диспансеризации государственных и муниципальных служащих

1 сентября 2025 года вступит в силу новый порядок диспансеризации государственных и муниципальных служащих. Выделим ряд отличий от действующего.

Расширили объем диспансеризации. В него вошли, например, анализ кала на скрытую кровь (для лиц 45 лет и старше), определение относительного и абсолютного сердечно-сосудистого риска.

Изменили группы здоровья, которые определяют по итогам диспансеризации. Их будет 4 вместо 5.

Заключение о наличии (отсутствии) заболевания, препятствующего поступлению на службу или ее прохождению, действительно до следующей диспансеризации (при продолжении службы) либо в течение 1 года со дня выдачи (при увольнении). Перечень таких заболеваний не изменился.

Документ:

Приказ Минздрава России от 14.04.2025 N 201н

Полезная ссылка:

Приказ Минздравсоцразвития РФ от 14.12.2009 N 984н "Об утверждении Порядка прохождения диспансеризации ...

 

23.05.2025

Минфин назвал код КОСГУ для оплаты больничного по договору ГПХ

По мнению ведомства, расходы учреждения на выплату пособия за первые три дня временной нетрудоспособности физлицу, работающему по договору ГПХ, следует отражать по подстатье 262КОСГУ.

Документ:

Письмо Минфина России от 27.03.2025 N 02-01-06/30397

Полезная ссылка:

Приказ Минфина России от 29.11.2017 N 209н (ред. от 04.10.2024) "Об утверждении Порядка применения классификации ...

 

23.05.2025

Расходы на охрану труда: СФР сообщил, что документы на возмещение можно подать онлайн

Ведомство запустило на портале госуслуг электронный сервис для возмещения работодателями расходов на профилактику травматизма и профзаболеваний. Ранее страхователи подавали заявление на финансирование в фонд лично или отправляли почтой.

В электронном заявлении, которое работодатель подписывает УКЭП, он указывает данные о согласованном в СФР плане финансового обеспечения. К заявлению он прилагает информацию о фактических затратах. Документ фонд рассмотрит в течение 15 рабочих дней.

Кроме получения компенсации, через сервисы на госуслугах можно обратиться в СФР и по иным вопросам, например:

  • запросить подтверждение регистрации в системе персонифицированного учета;
  • получить приказы фонда о финансировании мер по снижению травматизма;
  • подтвердить вид экономической деятельности.

Ведомство напомнило, что ряд полезных сервисов есть и на портале СФР. С их помощью можно:

  • подготовить и подать отчетность;
  • направить сведения для электронных трудовых книжек;
  • запросить выписку из электронной книжки для последующей выдачи работнику;
  • проверить СНИЛС или оформить его новому сотруднику.

Документ:

Информация СФР от 22.05.2025

 

23.05.2025

Трудовую книжку выдали через несколько месяцев после увольнения: ВС РФ заступился за работодателя

Сотрудник хотел забрать документы до дня увольнения, когда приказ еще не издали и сведения в трудовую книжку не внесли. После он уехал в другой город. Уведомление с просьбой забрать трудовую книжку или разрешить отправить ее почтой работнику выслали на адрес из договора. Он письмо не получил, пришел за книжкой через несколько месяцев. За это время специалисту отказали в трудоустройстве, так как документа у него не было. Он обратился в суд за выплатами из-за задержки выдачи книжки.

Три инстанции сочли, что компания должна заплатить компенсацию. Сотрудник указывал новое место жительства во время работы, уведомление направили на ненадлежащий адрес.

ВС РФ с решением не согласился. Сотрудник злоупотребил правом, он не был заинтересован в своевременном получении трудовой книжки. Уехал до дня увольнения, к работодателю долго не обращался, не направлял просьбу выслать документ почтой.

Дело направили на новое рассмотрение.

Отметим, добиться компенсации бывает непросто. Так, 3-й КСОЮ решил, что специалист мог предъявить на новом месте сведения о трудовой деятельности вместо бумажной книжки.

Документ:

Определение ВС РФ от 14.04.2025 N 18-КГ25-37-К4

Рекомендуем:

Какие документы и в какой срок нужно выдать работнику при увольнении

Какие документы и в какой срок нужно выдать работнику бюджетной организации при увольнении

Полезная ссылка:

"Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 07.04.2025)

 

 

 

Нет КонсультантПлюс?

Оформите заявку на доставку полной версии документа
или самостоятельно подберите комплект, с учетом особенностей именно Вашей организации

Юристу от 23 мая 2025 года

23.05.2025

Закон о локализации легковых такси заработает с 1 марта 2026 года

В региональные реестры такси станут включать лишь те автомобили, которые будут отвечать одному из параметров локализации. Список подходящих моделей опубликует Минпромторг. По общему правилу ограничения не затронут ТС, которые отразили в реестре ранее 1 марта 2026 года.

Параметры локализации такие:

  • ТС сделаны по специальным инвестиционным контрактам, которые заключены, например, с 1 марта 2022 года по 1 марта 2025 года включительно;
  • ТС отвечают требованию правительства к госзакупкам продукции автопрома. Речь идет о сумме баллов за выполнение в РФ технологических операций при производстве.

Автовладельцев обяжут указывать в уведомлении о включении информации в региональный реестр год выпуска ТС и сумму баллов. Сведения о последних надо брать в спецреестре, в записи о подтверждении производства промпродукции в РФ.

Есть и другие новшества.

Полагаем, в список Минпромторга могут войти некоторые автомобили из перечня приоритетных для госслужащих: Lada Vesta, "Москвич 3", Haval F7 и др.

Напомним, перевозчики легковым такси обязаны использовать только те машины, которые среди прочего учтены в региональном реестре.

Документ:

Федеральный закон от 23.05.2025 N 116-ФЗ

Полезные ссылки:

Федеральный закон от 29.12.2022 N 580-ФЗ (ред. от 24.06.2023) "Об организации перевозок пассажиров и ...

Федеральный закон от 31.12.2014 N 488-ФЗ (ред. от 30.11.2024) "О промышленной политике в Российской Федерации" (с ...

Постановление Правительства РФ от 17.07.2015 N 719 (ред. от 27.03.2025) "О подтверждении производства ...

<Письмо> Минпромторга России от 04.04.2025 N КА-39089/20 <О направлении актуального перечня легковых ...

 

23.05.2025

Универсальный платежный QR-код и оборот цифровых рублей: новшества приняты в первом чтении

Планируется внедрить универсальный QR-код для удобной оплаты товаров, работ и услуг. Предлагается также определить сроки ввода цифровых рублей в широкий оборот. Речь идет в том числе о датах, с которых бизнес обяжут принимать эти деньги от потребителей. Рассмотрим основные изменения подробнее.

Внедрение универсального платежного кода

По проекту с 1 января 2026 года кредитные организации станут предоставлять клиентам реквизиты перевода или ссылку на них только через универсальный платежный код. Полагаем, речь идет о том, что банковские приложения настроят так, чтобы они позволяли плательщику сканировать для безналичных расчетов только данный QR-код.

Кредитные организации получателей средств (из числа тех, кто реализует товары, работы или услуги) обеспечат возможность отображать универсальный QR-код на кассах, в терминалах и т.п.

И тем и другим кредитным организациям нужно будет заранее (с 1 июля 2025 года) организовать взаимодействие с АО "Национальная система платежных карт". Эта компания станет оператором услуг по предоставлению универсального платежного кода. Правила их оказания компания разместит на своем сайте минимум за 30 календарных дней до их вступления в силу.

Напомним, ЦБ РФ поддерживает внедрение универсального QR-кода. Когда потребитель его отсканирует, то сможет выбрать удобный способ оплаты: через СБП, сервис банка или с помощью цифровых рублей. Технология выгодна и бизнесу: она исключит затраты на работу с разными системами платежных QR-кодов и пр.

Ввод цифровых рублей в широкий оборот

Кредитные организации дадут возможность клиентам совершать операции с цифровыми рублями. С 1 июля 2025 года ее обязаны предоставить системно значимые участники рынка, с 1 июля 2026 года - банки с универсальной лицензией, а еще через год - остальные кредитные организации.

Владельцы маркетплейсов, исполнители и продавцы будут принимать цифровые рубли, если потребитель захочет ими рассчитаться. Исключение - ситуации, когда в месте оплаты товаров, работ или услуг нет мобильной связи либо интернета. Требование нужно соблюдать:

По общему правилу физлица будут расплачиваться с компаниями и ИП цифровыми рублями по универсальному QR-коду. Это касается и переводов тем, кто занимается частной практикой (некоторым нотариусам, адвокатам, медиаторам и пр.), а также самозанятым.

Пока цифровые рубли используют в пилотном режиме.

Документ:

Проект Федерального закона N 811008-8

Полезные ссылки:

"Основные направления развития финансовых технологий на период 2025 - 2027 годов" (одобрены Советом директоров ...

"Основные направления развития национальной платежной системы на период 2025 - 2027 годов" (одобрены ...

 

 

 

Нет КонсультантПлюс?

Оформите заявку на доставку полной версии документа
или самостоятельно подберите комплект, с учетом особенностей именно Вашей организации

Бухгалтеру от 23 мая 2025 года

23.05.2025

Пособие по беременности и родам студенткам: правительство хочет увеличить его размер

По поручению президента правительство разработало поправки об увеличении пособия по беременности и родам для студенток.

Предлагают рассчитывать выплату по региональному прожиточному минимуму вместо стипендии, как сейчас. Сумма пособия за 140 дней декретного отпуска вырастет до 90 тыс. руб. в среднем по стране. Точный размер будет зависеть от субъекта РФ.

Поддержку предоставят из федерального бюджета. Ее получат будущие мамы - студентки очной формы обучения в вузах, колледжах, учреждениях доппрофобразования и научных организациях.

В правительстве отметили, что после внесения в Госдуму проект оперативно пройдет все процедуры и согласования. Он вступит в силу уже с нового учебного года.

Кабмин внес уже проект в Госдуму.

Документы:

Информация с сайта Правительства РФ от 22.05.2025

Проект Федерального закона N 924992-8

Полезная ссылка:

Федеральный закон от 19.05.1995 N 81-ФЗ (ред. от 29.10.2024) "О государственных пособиях гражданам, имеющим ...

 

23.05.2025

Универсальный платежный QR-код и оборот цифровых рублей: новшества приняты в первом чтении

Планируется внедрить универсальный QR-код для удобной оплаты товаров, работ и услуг. Предлагается также определить сроки ввода цифровых рублей в широкий оборот. Речь идет в том числе о датах, с которых бизнес обяжут принимать эти деньги от потребителей. Рассмотрим основные изменения подробнее.

Внедрение универсального платежного кода

По проекту с 1 января 2026 года кредитные организации станут предоставлять клиентам реквизиты перевода или ссылку на них только через универсальный платежный код. Полагаем, речь идет о том, что банковские приложения настроят так, чтобы они позволяли плательщику сканировать для безналичных расчетов только данный QR-код.

Кредитные организации получателей средств (из числа тех, кто реализует товары, работы или услуги) обеспечат возможность отображать универсальный QR-код на кассах, в терминалах и т.п.

И тем и другим кредитным организациям нужно будет заранее (с 1 июля 2025 года) организовать взаимодействие с АО "Национальная система платежных карт". Эта компания станет оператором услуг по предоставлению универсального платежного кода. Правила их оказания компания разместит на своем сайте минимум за 30 календарных дней до их вступления в силу.

Напомним, ЦБ РФ поддерживает внедрение универсального QR-кода. Когда потребитель его отсканирует, то сможет выбрать удобный способ оплаты: через СБП, сервис банка или с помощью цифровых рублей. Технология выгодна и бизнесу: она исключит затраты на работу с разными системами платежных QR-кодов и пр.

Ввод цифровых рублей в широкий оборот

Кредитные организации дадут возможность клиентам совершать операции с цифровыми рублями. С 1 июля 2025 года ее обязаны предоставить системно значимые участники рынка, с 1 июля 2026 года - банки с универсальной лицензией, а еще через год - остальные кредитные организации.

Владельцы маркетплейсов, исполнители и продавцы будут принимать цифровые рубли, если потребитель захочет ими рассчитаться. Исключение - ситуации, когда в месте оплаты товаров, работ или услуг нет мобильной связи либо интернета. Требование нужно соблюдать:

По общему правилу физлица будут расплачиваться с компаниями и ИП цифровыми рублями по универсальному QR-коду. Это касается и переводов тем, кто занимается частной практикой (некоторым нотариусам, адвокатам, медиаторам и пр.), а также самозанятым.

Пока цифровые рубли используют в пилотном режиме.

Документ:

Проект Федерального закона N 811008-8

Полезные ссылки:

"Основные направления развития финансовых технологий на период 2025 - 2027 годов" (одобрены Советом директоров ...

"Основные направления развития национальной платежной системы на период 2025 - 2027 годов" (одобрены ...

 

23.05.2025

Расходы на охрану труда: СФР сообщил, что документы на возмещение можно подать онлайн

Ведомство запустило на портале госуслуг электронный сервис для возмещения работодателями расходов на профилактику травматизма и профзаболеваний. Ранее страхователи подавали заявление на финансирование в фонд лично или отправляли почтой.

В электронном заявлении, которое работодатель подписывает УКЭП, он указывает данные о согласованном в СФР плане финансового обеспечения. К заявлению он прилагает информацию о фактических затратах. Документ фонд рассмотрит в течение 15 рабочих дней.

Кроме получения компенсации, через сервисы на госуслугах можно обратиться в СФР и по иным вопросам, например:

  • запросить подтверждение регистрации в системе персонифицированного учета;
  • получить приказы фонда о финансировании мер по снижению травматизма;
  • подтвердить вид экономической деятельности.

Ведомство напомнило, что ряд полезных сервисов есть и на портале СФР. С их помощью можно:

  • подготовить и подать отчетность;
  • направить сведения для электронных трудовых книжек;
  • запросить выписку из электронной книжки для последующей выдачи работнику;
  • проверить СНИЛС или оформить его новому сотруднику.

Документ:

Информация СФР от 22.05.2025

 

23.05.2025

Налоговый агент по НДС: Минфин уточнил нюанс при покупке услуг у иностранного лица через посредника

Российская организация покупает у иностранной компании услуги, местом реализации которых для целей расчета НДС признается РФ. Оплату в пользу иностранной организации совершает платежный посредник. В этом случае российская компания признается налоговым агентом независимо от того, как проведена оплата. Она исчисляет и уплачивает НДС.

Документ:

Письмо Минфина России от 05.05.2025 N 03-07-08/44734

 

23.05.2025

Трудовую книжку выдали через несколько месяцев после увольнения: ВС РФ заступился за работодателя

Сотрудник хотел забрать документы до дня увольнения, когда приказ еще не издали и сведения в трудовую книжку не внесли. После он уехал в другой город. Уведомление с просьбой забрать трудовую книжку или разрешить отправить ее почтой работнику выслали на адрес из договора. Он письмо не получил, пришел за книжкой через несколько месяцев. За это время специалисту отказали в трудоустройстве, так как документа у него не было. Он обратился в суд за выплатами из-за задержки выдачи книжки.

Три инстанции сочли, что компания должна заплатить компенсацию. Сотрудник указывал новое место жительства во время работы, уведомление направили на ненадлежащий адрес.

ВС РФ с решением не согласился. Сотрудник злоупотребил правом, он не был заинтересован в своевременном получении трудовой книжки. Уехал до дня увольнения, к работодателю долго не обращался, не направлял просьбу выслать документ почтой.

Дело направили на новое рассмотрение.

Отметим, добиться компенсации бывает непросто. Так, 3-й КСОЮ решил, что специалист мог предъявить на новом месте сведения о трудовой деятельности вместо бумажной книжки.

Документ:

Определение ВС РФ от 14.04.2025 N 18-КГ25-37-К4

Рекомендуем:

Какие документы и в какой срок нужно выдать работнику при увольнении

Какие документы и в какой срок нужно выдать работнику бюджетной организации при увольнении

Полезная ссылка:

"Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 07.04.2025)

 

 

 

Нет КонсультантПлюс?

Оформите заявку на доставку полной версии документа
или самостоятельно подберите комплект, с учетом особенностей именно Вашей организации

Специалисту по Госзакупкам от 22 мая 2025 года

22.05.2025

Практика ФАС по Закону N 223-ФЗ: на что контролеры обратили внимание в обзорах за март 2025 года

Заказчики не применяли защитную меру в виде ограничения, устанавливали неверный порядок оценки заявок, а также определяли лишние требования к ним при закупке среди СМСП. Подробнее в обзоре.

Неприменение ограничения закупок иностранных товаров

Контролеры не поддержали заказчика, который в закупке на поставку продукции из перечня N 2 не установил защитную меру в виде ограничения.

Из закупочных документов следовало, что заказчик воспользовался правом не применять ограничение, поскольку закупает продукцию определенного товарного знака для обеспечения взаимодействия с товарами, которые уже использует. Однако он не представил контролерам доказательств несовместимости закупаемой продукции с другими товарными знаками. Значит, ограничение следовало установить.

Неверный порядок оценки заявок

Для оценки опыта участникам следовало представить договоры стоимостью минимум 100 млн руб. каждый. Предел - 5 договоров. Если участник представит 5 сделок и более, то он получит максимальные 5 баллов.

Контролеры не согласились с тем, что заказчик не учитывает договоры с меньшей ценой. Также они посчитали, что порядок оценки не позволяет выявить участника, который лучше всех исполнит договор. Так, за 1 сделку на сумму 500 млн руб. участнику присвоят 1 балл, а за 5 сделок по 100 млн руб. каждая - 5 баллов.

Суд поддержал контролеров.

Лишние требования к заявке при закупке среди СМСП

По условиям конкурса требовалось, чтобы участники имели статус "аккредитован" согласно положению заказчика об аккредитации. Так, если статуса не было, участники направляли заявку на его получение по форме из документации, если сведения о статусе на момент подачи заявки не были известны - декларацию о подаче оферты.

Контролеры отметили, что наличие спорного требования нарушает Закон N 223-ФЗ: перечень сведений и документов, которые можно требовать представить в заявке при закупке среди СМСП, закрытый. Условие ограничивает конкуренцию, поскольку в случае непрохождения аккредитации заявку отклоняли.

Документы:

Обзор практики рассмотрения жалоб по Закону N 223-ФЗ (март 2025 года)

Обзор судебной практики в сфере закупок по Закону N 223-ФЗ (март 2025 года)

Обзор административной практики в сфере закупок по Закону N 223-ФЗ (март 2025 года)

Полезная ссылка:

Постановление Правительства РФ от 23.12.2024 N 1875 (ред. от 18.02.2025) "О мерах по предоставлению национального ...

 

 

Нет КонсультантПлюс?

Оформите заявку на доставку полной версии документа
или самостоятельно подберите комплект, с учетом особенностей именно Вашей организации

Бухгалтеру бюджетной организации от 22 мая 2025 года

22.05.2025

Наниматель предложил все должности и сократил служащего на 3 дня раньше срока - суд его восстановил

Госслужащего уведомили о сокращении. От всех предложенных должностей он отказался, поскольку те не соответствовали категории и группе должности и имели меньшее денежное содержание. Наниматель расторг контракт в последний рабочий день действия прежнего штатного расписания. Однако суд восстановил служащего в должности.

Выяснилось, что увольнение произошло за 3 дня до окончания двухмесячного срока с даты уведомления о сокращении. Поскольку процедуру нарушили, приказ о расторжении контракта суд признал незаконным.

Суд посчитал: права служащего были ущемлены. По закону срок между уведомлением о сокращении и увольнением нельзя уменьшить, даже если больше нет вакансий и заканчивается действие старого штатного расписания.

Документ:

Определение 6-го КСОЮ от 27.03.2025 N 88-5883/2025

 

22.05.2025

Новый закон о местном самоуправлении: основные изменения

С 19 июня 2025 года вступят в силу большинство норм нового закона о местном самоуправлении. Расскажем об основных изменениях, которые затрагивают территориальную организацию муниципалитетов, их полномочия и статус муниципальных должностных лиц.

Одноуровневая система местного самоуправления

Новый закон предусматривает всего 3 вида муниципальных образований:

Субъекты РФ могут своим законом установить новую систему организации местного самоуправления во всем регионе или в отдельно взятых муниципальных районах.

Если субъект РФ воспользуется новым правом, то со дня вступления в силу регионального закона:

  • новые выборы глав и депутатов в поселениях и муниципальных районах не проводят (есть исключения);
  • представительные органы поселений и районов работают до конца срока полномочий.

Допускается сохранение двухуровневой системы (район - поселение) в силу специфики региона. Установлены особенности организации такой системы, их можно дополнить региональными законами.

Территориальные органы местной администрации

Критерии формирования территориальных органов местной администрации устанавливаются региональным законом. Обязательный критерий - пешеходная доступность.

Если в рамках перехода к одноуровневой системе муниципальный или городской округ образован в границах нескольких поселений, в административных центрах таких поселений должны быть созданы территориальные органы местной администрации.

Должностные лица местного самоуправления

Закреплен единый срок полномочий для лиц, замещающих муниципальные должности, - 5 лет.

Кандидатов на должность главы муниципального образования представительному органу может предложить не только конкурсная комиссия, но и глава региона. Именно в таком порядке избирается глава городского округа - административного центра региона.

По старому ФЗ глава муниципального образования становился либо главой местной администрации, либо председателем представительного органа муниципалитета.

По новому ФЗ:

  • глава не может одновременно быть председателем представительного органа;
  • глава, выбранный депутатами из своего состава, перестает быть депутатом;
  • глава может совмещать свою должность с должностью главы местной администрации, если это предусматривает региональный закон и устав муниципалитета.

Первые два ограничения не применяются до истечения срока полномочий представительных органов, избранных до 1 января 2027 года.

Для внутригородских муниципальных образований Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя установлены отдельные правила. Например, устав муниципалитета может предусматривать совмещение полномочий главы и председателя представительного органа.

Полномочия органов местного самоуправления

До 1 января 2027 года решение вопросов местного значения продолжает регулироваться старым ФЗ.

С 1 января 2027 года вступят в силу нормы нового закона, которые предусматривают:

  • исключительные полномочия муниципалитета, которые нельзя передать субъекту РФ. К ним относятся издание правовых актов, утверждение бюджета, установление налогов и т.д.;
  • полномочия, которые регион может забрать себе. Они касаются, например, организации ЖКХ, образования, жилищного и земельного контроля;
  • полномочия, которые регион может передать муниципалитету. В их число включили, в частности, дорожную деятельность и безопасность дорожного движения, организацию сбора отходов, гражданскую оборону. Перераспределение не является наделением муниципалитета отдельными госполномочиями (это отдельнаяпроцедура).

Закреплены детальные требования к региональным законам о перераспределении полномочий (эти требования также вступают в силу с 1 января 2027 года).

Участие граждан в местном самоуправлении

В новый закон не вошли некоторые формы участия, в частности голосование по отзыву депутата и правотворческая инициатива.

Есть ряд процедурных изменений: повышение возрастного ценза с 16 до 18 лет для членов инициативной группы, уточнение правовых актов, которыми должны регулироваться те или иные формы участия, и др.

Обновление региональных и муниципальных НПА

Не позднее 1 января 2027 года субъекты РФ и муниципалитеты должны обновить нормативную базу, чтобы она соответствовала новому закону. До этого времени она применяется в части, не противоречащей закону.

Документ:

Федеральный закон от 20.03.2025 N 33-ФЗ

Полезная ссылка:

Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 13.12.2024) "Об общих принципах организации местного ...

 

 

Нет КонсультантПлюс?

Оформите заявку на доставку полной версии документа
или самостоятельно подберите комплект, с учетом особенностей именно Вашей организации

Юристу от 22 мая 2025 года

22.05.2025

Операции с цифровым рублем подпадут под "антиотмывочный" закон - поправки прошли третье чтение

С 1 июля 2025 года юрлиц и других пользователей платформы цифрового рубля обяжут по запросам ее участников (в их числе ряд банков) и ЦБ РФ предоставлять сведения и документы. Речь идет о материалах, которые нужны адресатам для соблюдения Закона о борьбе с легализацией преступных доходов (с. 47 и 64 проекта).

По общему правилу участник сможет отказать в операции с цифровым рублем, если заподозрит, что ее цель - отмывание преступных доходов или финансирование терроризма. В этом случае пользователь будет вправе передать участнику документы либо информацию об отсутствии оснований для отказа. Адресат сообщит итоги рассмотрения не позже 7 рабочих дней с даты обращения. Если решение не изменится, то пользователь сможет его оспорить через спецкомиссию при ЦБ РФ (с. 15 - 17, 47 и 48 проекта).

Участник приостановит прием распоряжений пользователя, если не обновит сведения о последнем в течение 7 рабочих дней. Срок начнут исчислять сразу после даты, когда возникнут сомнения в достоверности и точности данных идентификации. Участник возобновит прием, когда направит в ЦБ РФ актуальную информацию (с. 42 проекта).

Также участник не даст применять платформу для открытия счета цифрового рубля ряду клиентов. Среди них (с. 40 и 41 проекта):

  • компании, которых ЦБ РФ или участник включил в группу высокой степени риска совершения подозрительных операций;
  • те, чье имущество надо заблокировать;
  • те, кто ведут бизнес без лицензии, если она нужна.

Есть и другие поправки.

Сейчас в "антиотмывочном" законе нет спецправил об операциях с цифровым рублем. Однако ЦБ РФ уже установил: чтобы получить доступ к платформе, надо пройти идентификацию по этому закону.

Документ:

Проект Федерального закона N 576830-8

Полезная ссылка:

Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ (ред. от 07.04.2025) "О противодействии легализации (отмыванию) ...

 

22.05.2025

Единые штрафы за продажу энергетиков несовершеннолетним приняты в финальном чтении

За розничную продажу ребенку безалкогольного тонизирующего напитка (в т.ч. энергетического) планируют наказывать по КоАП РФ. Должностное лицо заплатит от 100 тыс. до 200 тыс. руб., а компания - от 300 тыс. до 500 тыс. руб. (п. 2 ст. 1 проекта).

Рассматривать дела будут региональные органы исполнительной власти по контролю (надзору) за реализацией таких товаров либо полиция. Последняя займется этим, если признаки нарушения непосредственно обнаружило ее должностное лицо (пп. "а" п. 3 и абз. 3 п. 4 ст. 1 проекта).

Новшества вступят в силу со дня опубликования закона (ст. 2 проекта).

Пока ответственность за продажу энергетиков несовершеннолетним установлена только в ряде регионов, например в Санкт-Петербурге. Однако штрафы там значительно ниже.

Напомним, общероссийский запрет на реализацию детям упомянутых товаров действует с 1 марта 2025 года. Он не касается чая, кофе и напитков на их основе.

Документ:

Проект Федерального закона N 791244-8

Полезная ссылка:

Федеральный закон от 08.08.2024 N 304-ФЗ "О запрете продажи безалкогольных тонизирующих напитков (в том ...

 

22.05.2025

Маркировка необработанной осетровой и лососевой икры отменена

Правила маркировки икры осетровых и лососевых (красной икры) больше не распространяются на продукцию, которую не подвергли переработке (обработке). Изменения вступили в силу 20 мая 2025 года.

Переработка (обработка) - это термическая обработка (кроме заморозки и охлаждения), копчение, консервирование, созревание, посол, сушка, маринование, концентрирование, экстракция, экструзия либо сочетание этих процессов. Если икру просто заморозили или охладили, наносить на нее средства идентификации и передавать сведения в систему"Честный знак" не нужно.

Документ:

Постановление Правительства РФ от 20.05.2025 N 684

Полезная ссылка:

Постановление Правительства РФ от 29.11.2023 N 2028 (ред. от 20.05.2025) "Об утверждении Правил маркировки ...

 

22.05.2025

Новый закон о местном самоуправлении: основные изменения

С 19 июня 2025 года вступят в силу большинство норм нового закона о местном самоуправлении. Расскажем об основных изменениях, которые затрагивают территориальную организацию муниципалитетов, их полномочия и статус муниципальных должностных лиц.

Одноуровневая система местного самоуправления

Новый закон предусматривает всего 3 вида муниципальных образований:

Субъекты РФ могут своим законом установить новую систему организации местного самоуправления во всем регионе или в отдельно взятых муниципальных районах.

Если субъект РФ воспользуется новым правом, то со дня вступления в силу регионального закона:

  • новые выборы глав и депутатов в поселениях и муниципальных районах не проводят (есть исключения);
  • представительные органы поселений и районов работают до конца срока полномочий.

Допускается сохранение двухуровневой системы (район - поселение) в силу специфики региона. Установлены особенности организации такой системы, их можно дополнить региональными законами.

Территориальные органы местной администрации

Критерии формирования территориальных органов местной администрации устанавливаются региональным законом. Обязательный критерий - пешеходная доступность.

Если в рамках перехода к одноуровневой системе муниципальный или городской округ образован в границах нескольких поселений, в административных центрах таких поселений должны быть созданы территориальные органы местной администрации.

Должностные лица местного самоуправления

Закреплен единый срок полномочий для лиц, замещающих муниципальные должности, - 5 лет.

Кандидатов на должность главы муниципального образования представительному органу может предложить не только конкурсная комиссия, но и глава региона. Именно в таком порядке избирается глава городского округа - административного центра региона.

По старому ФЗ глава муниципального образования становился либо главой местной администрации, либо председателем представительного органа муниципалитета.

По новому ФЗ:

  • глава не может одновременно быть председателем представительного органа;
  • глава, выбранный депутатами из своего состава, перестает быть депутатом;
  • глава может совмещать свою должность с должностью главы местной администрации, если это предусматривает региональный закон и устав муниципалитета.

Первые два ограничения не применяются до истечения срока полномочий представительных органов, избранных до 1 января 2027 года.

Для внутригородских муниципальных образований Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя установлены отдельные правила. Например, устав муниципалитета может предусматривать совмещение полномочий главы и председателя представительного органа.

Полномочия органов местного самоуправления

До 1 января 2027 года решение вопросов местного значения продолжает регулироваться старым ФЗ.

С 1 января 2027 года вступят в силу нормы нового закона, которые предусматривают:

  • исключительные полномочия муниципалитета, которые нельзя передать субъекту РФ. К ним относятся издание правовых актов, утверждение бюджета, установление налогов и т.д.;
  • полномочия, которые регион может забрать себе. Они касаются, например, организации ЖКХ, образования, жилищного и земельного контроля;
  • полномочия, которые регион может передать муниципалитету. В их число включили, в частности, дорожную деятельность и безопасность дорожного движения, организацию сбора отходов, гражданскую оборону. Перераспределение не является наделением муниципалитета отдельными госполномочиями (это отдельнаяпроцедура).

Закреплены детальные требования к региональным законам о перераспределении полномочий (эти требования также вступают в силу с 1 января 2027 года).

Участие граждан в местном самоуправлении

В новый закон не вошли некоторые формы участия, в частности голосование по отзыву депутата и правотворческая инициатива.

Есть ряд процедурных изменений: повышение возрастного ценза с 16 до 18 лет для членов инициативной группы, уточнение правовых актов, которыми должны регулироваться те или иные формы участия, и др.

Обновление региональных и муниципальных НПА

Не позднее 1 января 2027 года субъекты РФ и муниципалитеты должны обновить нормативную базу, чтобы она соответствовала новому закону. До этого времени она применяется в части, не противоречащей закону.

Документ:

Федеральный закон от 20.03.2025 N 33-ФЗ

Полезная ссылка:

Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 13.12.2024) "Об общих принципах организации местного ...

 

 

Нет КонсультантПлюс?

Оформите заявку на доставку полной версии документа
или самостоятельно подберите комплект, с учетом особенностей именно Вашей организации