ООО «ИЦ Консультант»
г.Краснодар, ул. Гимназическая, дом 49/1, этаж 4
телефон / факс: (861) 2-555-111

ФАС снизит штрафы для организаций, внедривших антимонопольный комплаенс

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) подготовила поправки в законодательство, которые вводят понятие антимонопольного комплаенса и связанные с ним скидки по штрафам.

Федеральная антимонопольная служба работает над поправками к Федеральному закону от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в соответствии с которыми будут снижены оборотные штрафы для компаний с антимонопольным комплаенсом. Так называется система мер и процедур по оценке и предупреждению рисков нарушения антимонопольного законодательства. Целью антимонопольного комплаенса является снижение вероятности правонарушений посредством уменьшения риска произвола исполнителя и, как следствие, риска антимонопольных санкций.

Как выяснили  журналисты, компаниям, которые внедрят этот механизм, ФАС обещает снизить оборотные штрафы на 12,5 %. Впоследствии скидка может быть увеличена. Ранее глава ФАС Игорь Артемьев отмечал, что наличие комплаенса может стать основанием для полного освобождения таких организаций от ответственности.

Внедрение внутренней системы профилактики нарушений антимонопольного законодательства неизбежно влечет за собой дополнительные расходы со стороны компании, поскольку подразумевает формирование специального подразделения, разработку соответствующих внутренних нормативных документов, механизмов и регламентов, запуск обучающих программ для сотрудников.

В связи с этим, представители ФАС неоднократно заявляли, что создание внутренних систем профилактики нарушений антимонопольного законодательства будет поощряться со стороны государства и может рассматриваться как смягчающее обстоятельство при определении размера ответственности и существенным образом влиять на размер антимонопольных штрафов. Также антимонопольный комплаенс может расцениваться как обстоятельство, свидетельствующее об отсутствии вины компании в выявленном нарушении, что служит основанием освобождения компании от ответственности.

Как разъяснял ранее заместитель руководителя ФАС Сергей Пузыревский, если компания внедрила комплаенс-программу, сама выявила и устранила нарушение, то она может быть освобождена от штрафа, а если только минимизировала его последствия, то штраф может быть снижен.

При этом, наличие комплаенса не должно влиять на ответственность, если компания неоднократно совершала нарушения или если нарушение совершил руководитель или собственник компании.

В российской практике уже существуют примеры разработки и внедрения системы антимонопольного комплаенса. В первую очередь, причиной стали предписания ФАС России, выданные в рамках антимонопольных разбирательств, либо в рамках согласования сделок экономической концентрации (в числе примеров такие компании как: Уралкалий, Роснефть, Газпром Нефть, РУСАЛ, Ново-Нордиск, ЕВРАЗГруп, Новоорловский ГОК, Кнауф Гипс и др.).

Некоторые компании самостоятельно пришли к осознанию необходимости ее внедрения в инициативном порядке - в 2015 году ПАО «МТС» сообщила о создании в компании системы антимонопольного комплаенса. Подобный подход к внутренней системе контроля не только ведет к снижению уровня антимонопольных рисков, но и способствует большей прозрачности деятельности компаний и, в конечном счете, приводит к уменьшению нагрузки на антимонопольный орган.

Источник: www.ppt.ru