ООО «ИЦ Консультант»
г.Краснодар, ул. Гимназическая, дом 49/1, этаж 4
телефон / факс: (861) 2-555-111

20 февраля 2025 года

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ. ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Дополнен перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований, используемых для осуществления федерального государственного пробирного надзора

Такими индикаторами являются в числе прочего:

выявление в течение календарного месяца 2 и более фактов расхождения (несоответствия) уникального идентификационного номера, нанесенного на материальный носитель, сопровождающий ювелирное изделие из драгоценных металлов (далее - ДМ) и драгоценных камней (далее - ДК), и двухмерного штрихового кода, нанесенного непосредственно на такое ювелирное изделие из ДМ и ДК и (или) сопровождающий его материальный носитель, за исключением ювелирных изделий из ДМ и ДК, заявленных в качестве остатков;

фиксация в ГИИС ДМДК в течение календарного года сведений о количестве полученных контролируемым лицом на территории РФ уникальных идентификационных номеров ювелирных изделий, не введенных в оборот на территории РФ, в объеме, превышающем 10% от объема ювелирных изделий, произведенных на территории РФ, ввезенных из государств, не входящих в ЕАЭС, или введенных в оборот на территории РФ указанным лицом.

Внесены изменения в положение о составе сведений о результатах деятельности аккредитованных лиц, порядке и сроках представления аккредитованными лицами таких сведений в Росаккредитацию

В частности, корректируются перечень представляемых сведений и сроки их представления, устанавливается перечень сведений, представляемых дополнительно аккредитованными в национальной системе аккредитации органами по валидации и верификации парниковых газов.

Настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2025 г.

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

В случае когда запрос о предоставлении сведений из ЕГРН считается неполученным и не рассматривается, внесенная по этому запросу плата подлежит возврату

По мнению ведомства, возврат запроса и прилагаемых к нему документов (когда такой запрос считается неполученным и не рассматривается) равнозначен неподанному запросу, поскольку в данном случае нет результата, которым оканчивается предоставление государственной услуги.

ТРУД И ЗАНЯТОСТЬ

Обновлен Стандарт деятельности по осуществлению полномочия в сфере занятости населения по содействию началу осуществления безработными гражданами предпринимательской и иной приносящей доход деятельности

Признан утратившим силу аналогичный Приказ Минтруда России от 28.04.2022 N 275н.

АНО НАРК утверждены наименования квалификаций и требования к квалификациям в строительстве

Соответствующие сведения размещены на сайте https://nark.ru/.

Настоящий приказ вступает в силу с даты его подписания и действует до 1 марта 2029 г.

АНО НАРК актуализированы наименования квалификаций и требования к квалификациям в строительстве

Соответствующие сведения размещены на сайте https://nark.ru/.

Настоящий приказ вступает в силу с даты его подписания и действует до 1 марта 2028 г.

НАЛОГИ, СБОРЫ И ДРУГИЕ ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ПЛАТЕЖИ

Уточнен перечень источников доходов, закрепляемых за территориальными налоговыми органами, осуществляющими полномочия главных администраторов (администраторов) доходов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов

В приложение N 3 к Приказу ФНС от 10.11.2023 N ЕА-7-8/841@ включены дополнительные КБК источников доходов бюджетов (в части НДФЛ, акциза, туристического налога и др.), отдельные коды классификации доходов исключены или изложены в новой редакции.

Дополнен состав сведений об автомототранспортных средствах и их владельцах, представляемых в налоговые органы

Форма сведений дополнена строкой "Признак наличия комбинированной энергоустановки последовательного типа".

Необходимые изменения внесены также в формат данной формы сведений.

Приказ вступает в силу с 1 сентября 2025 года.

Внесены изменения в перечень источников доходов, закрепляемых за территориальными налоговыми органами, осуществляющими полномочия главных администраторов (администраторов) доходов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов

В приложении N 3 к Приказу ФНС от 10.11.2023 N ЕА-7-8/841@ отдельные позиции перечня изложены в новой редакции (в части акциза на некоторые виды нефтепродуктов).

ФИНАНСЫ. БЮДЖЕТ

Решения о порядке предоставления субсидий на реализацию мероприятий, направленных, в частности, на создание (развитие) и эксплуатацию ряда IT-активов, подлежат одновременному согласованию с Минцифры России

Также внесены изменения, предусматривающие возможность принятия решений о порядке предоставления субсидий физическим лицам, не являющимся производителями товаров, работ, услуг.

Кроме того, продлен срок до 1 января 2026 года, в течение которого решения о порядке предоставления субсидий, предоставляемых в соответствии с пунктом 2.1 статьи 78 и пунктом 2.1 статьи 78.1 БК РФ, принимаются главными распорядителями средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета в форме правового акта.

Минфином даны разъяснения о составлении дополнительных форм отчетности по результатам контрольной деятельности органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля

Разъяснения касаются, в частности, осуществления органами контроля подсчета количества нарушений при заполнении показателей граф 6 - 8 сведений, а также указания причин возникновения отклонений в части превышения значений показателей графы 9 "всего сумма нарушений, тыс. руб." над значениями показателей графы 5 "всего сумма проверенных средств, тыс. руб." в рамках одной группы вида нарушений.

СТРОИТЕЛЬСТВО

Минстрой дополнительно сообщает о рекомендуемой величине индексов изменения сметной стоимости строительства на I квартал 2025 года

Приводятся в том числе индексы изменения сметной стоимости линейных объектов капитального строительства - воздушных линий электропередачи, прочих работ и затрат, оборудования.

Индексы для отдельных субъектов РФ будут сообщены дополнительно.

ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

Недействующими признаны некоторые положения Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке

Со дня вступления настоящего решения в законную силу признаны не действующими абзац тридцатый пункта 48, абзацы восьмой и двадцать первый пункта 52 названных методических указаний, утвержденных Приказом Федеральной службы по тарифам от 6 августа 2004 г. N 20-э/2, пункты 3.2.1, 3.2.2.1 строки 3, пункты 6.2.1.1, 6.2.2.1 строки 6, пункты 14.2.1.1, 14.2.2.1 строки 14, пункты 21.2.1.1, 21.2.2.1 строки 21, пункты 27.2.1.1, 27.2.2.1 строки 27, пункты 32.2.1.1, 32.2.2.1 строки 32 таблицы N П1.30 приложения 1 к данным методическим указаниям в той части, в которой при расчете ставки индивидуальных тарифов на оплату технологического расхода (потерь) электрической энергии и применении этих тарифов по котловой экономической модели взаиморасчетов, предусматривающей поступление платежей потребителей по заключенным договорам только в одну сетевую организацию, допускается использование значения сальдированного перетока.

Верховный Суд, в частности, отметил, что отсутствие в оспариваемом нормативном правовом акте указания относительно неприменимости положений, регламентирующих порядок определения сальдированного перетока на оплату технологического расхода (потерь) электрической энергии при поступлении платежей потребителей по заключенным договорам только в одну сетевую организацию, допускает толкование, предусматривающее применение этих положений к указанным правоотношениям.

Следовательно, оспариваемые положения методических указаний по своему содержанию вызывают неоднозначное толкование, допуская правовую неопределенность, что является основанием для признания их недействующими.

СТРАХОВАНИЕ

Актуализированы разъяснения Минтруда по вопросу оплаты дополнительных расходов на реабилитацию застрахованных лиц, получивших повреждение здоровья вследствие несчастных случаев на производстве и профзаболеваний

В связи с изданием новых нормативных актов Правительства РФ, регламентирующих вопросы, связанные с реабилитацией лиц, пострадавших на производстве, уточнены отсылочные нормы разъяснений и утратили силу некоторые положения.

ЗАКУПКИ ПО 44-ФЗ И 223-ФЗ

Минфином даны разъяснения о форме заключения контрактов в рамках законодательства о контрактной системе закупок (Закон N 44-ФЗ)

Сообщается в числе прочего следующее:

государственный (муниципальный) контракт не может быть заключен в устной форме, в том числе в предусмотренных частью 15 статьи 34 Закона N 44-ФЗ случаях закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя);

если контракт, указанный в части 15 статьи 34 Закона N 44-ФЗ, является договором розничной купли-продажи, такой договор считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи покупателю кассового или товарного чека, электронного или иного документа, подтверждающего оплату товара, если иное не предусмотрено таким договором, условиями формуляров или иных стандартных форм, к которым присоединяется покупатель;

приложенный к авансовому отчету документ, подтверждающий произведенные подотчетным лицом расходы на закупку товаров, работ, услуг, связанные с осуществлением деятельности заказчика, является в понимании части 15 статьи 34 Закона N 44-ФЗ контрактом, заключенным в простой письменной форме.

ОКРУЖАЮЩАЯ ПРИРОДНАЯ СРЕДА И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ

До 31 декабря 2025 г. включительно в отношении заявителей, являющихся пользователями недр, осуществившими в 2024 г. добычу нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной суммарным объемом не менее 10 миллионов тонн, не применяются некоторые положения приказов Минприроды России и Роснедр

Речь идет о приказах, регулирующих вопросы предоставления права пользования участками недр при установлении факта открытия месторождения полезных ископаемых, для геологического изучения, для геологического изучения и оценки пригодности участка недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений для захоронения радиоактивных отходов, отходов производства и потребления I - V классов опасности, для строительства и эксплуатации подземных сооружений для захоронения отходов производства и потребления III - V классов опасности и прочее.

До 31 декабря 2025 г. включительно продлено временное сокращение перечня представляемых некоторыми пользователями недр документов для получения права пользования участком недр для разведки и добычи подземных вод, используемых для целей питьевого или технического водоснабжения

Речь идет о предоставлении копии годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (с приложением всех обязательных форм) за последний отчетный период, предшествующий дате подачи заявки, с отметкой налогового органа о принятии в отношении заявителей, являющихся пользователями недр, осуществившими в 2024 г. добычу нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной суммарным объемом не менее 10 миллионов тонн.

ОБРАЗОВАНИЕ. НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. КУЛЬТУРА

На 2025 год установлена квота приема на целевое обучение по образовательным программам высшего образования за счет федерального бюджета

Распоряжением предусмотрены наименования специальностей, направлений подготовки, доли мест для приема на целевое обучение в общем объеме контрольных цифр приема на обучение по специальностям и направлениям подготовки, а также регионы, на территориях которых может быть трудоустроен гражданин в соответствии с договором о целевом обучении.

Минпросвещения напоминает о вступлении в силу с 1 марта 2025 года Федерального закона от 8 августа 2024 года N 328-ФЗ, направленного на снижение бюрократической нагрузки на педагогов

Также с 1 марта 2025 года вступает в силу Приказ Минпросвещения от 6 ноября 2024 г. N 779 "Об утверждении перечня документов, подготовка которых осуществляется педагогическими работниками при реализации основных общеобразовательных программ, образовательных программ среднего профессионального образования", изданный на основании Закона N 328-ФЗ.

Цель разработки приказа - снижение документационной нагрузки учителей, воспитателей дошкольных образовательных организаций, преподавателей организаций СПО и закрепление ограниченного перечня отчетности, заполнение которой необходимо при осуществлении ими педагогической деятельности. Так, уже в 2025/2026 учебном году планируется снизить документационную и бюрократическую нагрузку на педагогических работников и оптимизировать их рабочее время.

Кроме этого, закрепляется право образовательной организации не предоставлять организациям, государственным органам и органам местного самоуправления информацию о своей деятельности при отсутствии предусмотренных законодательством оснований.

УГОЛОВНОЕ ПРАВО. ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЙ

Часть первая статьи 226.1 УК РФ признана соответствующей Конституции РФ, поскольку она обеспечивает достаточную степень определенности, соразмерности и дифференциации ответственности за незаконное перемещение через границу стратегически важных товаров и ресурсов, выраженное в недостоверном декларировании таможенной стоимости и совершенное в крупном размере

Конституционный Суд РФ, в частности, отметил, что само по себе несоответствие задекларированной таможенной стоимости той таможенной стоимости, которая будет установлена таможенным органом в пределах его компетенции, не может служить объективным признаком совершения деяния, являющегося преступлением против общественной безопасности. Только умышленное искажение сведений о товарах может характеризовать недостоверное таможенное декларирование в качестве признака контрабанды.

Соответственно, квалификация недостоверного декларирования сведений о таможенной стоимости стратегически важных товаров и ресурсов по части первой статьи 226.1 УК РФ и привлечение лица к уголовной ответственности предполагаются лишь в случае наличия обстоятельств, свидетельствующих об умышленном введении таможенного органа в заблуждение относительно таможенной стоимости стратегически важного товара на основании предъявленных заявлений, документов и деклараций (в частности, путем представления подложных документов, призванных скрыть его реальную стоимость).

Таким образом, часть первая статьи 226.1 УК РФ не противоречит Конституции РФ, поскольку ее положения обеспечивают достаточную степень определенности признаков незаконного перемещения через таможенную границу ЕАЭС либо Государственную границу РФ с государствами - членами Союза стратегически важных товаров и ресурсов, устанавливают ответственность, соразмерную общественной опасности такого деяния, совершаемого в крупном размере, и не подразумевают повторного (двойного) привлечения к публично-правовой ответственности, а также предполагают привлечение к уголовной ответственности за недостоверное указание таможенной стоимости лишь в том случае, если оно было обусловлено умышленным введением таможенного органа в заблуждение по этому вопросу на основании предъявленных заявлений, документов и деклараций.