ООО «ИЦ Консультант»
г.Краснодар, ул. Гимназическая, дом 49/1, этаж 4
телефон / факс: (861) 2-555-111

Компании смогут заранее согласовывать с налоговиками планируемые сделки

Госдума приняла в пятницу в третьем чтении закон, вносящий поправки к нормам Налогового кодекса, регулирующие взаимоотношения налогоплательщиков и налоговых органов. В частности, новации вводят в российскую практику налоговые рулинги — возможность компаниям заранее согласовывать с налоговиками планируемые сделки и в дальнейшем не опасаться претензий по ним.

Также среди изменений — расширение перечня оснований для приостановки операций по счетам и приостановление решений налоговых органов при предоставлении банковской гарантии в ходе досудебного урегулирования споров.

Закон "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса РФ" в первом чтении был принят еще в мае 2015 года, второе чтение состоялось 20 апреля текущего года, третье — в минувшую пятницу. Самая значимая для налогоплательщиков новация — появление возможности согласовывать планируемые сделки и операции с налоговыми органами. Реализуется она через развитие механизма получения так называемого мотивированного мнения налогового органа. "Теперь этот механизм стал аналогичен так называемым рулингам, используемым во многих странах", — пояснил партнер налогового отдела компании EY Иван Родионов.

Он отметил, что новую возможность получают только налогоплательщики, работающие с налоговиками в особом режиме взаимодействия — налогового мониторинга. Напомним, этот режим открывает налоговикам доступ к бухгалтерскому и налоговому учету, а также к первичным документам организаций. Пока такие соглашения с ФНС заключили шесть крупных компаний.

По словам главы думского комитета по бюджету и налогам Андрея Макарова, использование рулингов снимает риски налогоплательщиков. "Главное, что после таких разъяснений, если налогоплательщик действует в соответствии с ними, ответственности ни при каких условиях для него наступить не может", — говорит депутат. По мнению Ивана Родионова, появление нормы о рулингах будет стимулировать компании вступать на путь раскрытия перед ФНС и инвестировать в развитие систем внутреннего контроля и IT.

Другая важная норма в помощь бизнесу — введение института обеспечительных мер (приостановление решений налоговых органов при предоставлении банковской гарантии) в процедуру административного обжалования результатов налоговых проверок.
"Эти нормы направлены на расширение прав налогоплательщиков при использовании досудебных механизмов урегулирования споров и повышение привлекательности административного обжалования. Насколько часто налогоплательщики будут пользоваться правом предоставления банковской гарантии, покажет практика", — говорит партнер налогового отдела компании EY Алексей Нестеренко.

Налоговый консультант АКГ "МЭФ-Аудит" Александр Овеснов отмечает проблемный характер новой нормы о десятидневном сроке, который устанавливается для представления возражений на результаты дополнительных мероприятий налогового контроля. По его мнению, срок в десять рабочих дней (куда входит два дня на ознакомление с результатами) представляется в общем случае недостаточным. "На практике бывает так, что основные результаты выявляются налоговым органом не в ходе самой проверки, а на стадии дополнительных мероприятий", — отмечает эксперт.

Указывает он и на новое основание для блокировки счетов налогоплательщика в случае необеспечения получения от налогового органа документов в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. "Установленный для этого срок в десять рабочих дней соблюсти в реальной жизни будет затруднительно. К счастью, действующих налогоплательщиков, уже применяющих системы электронного документооборота, эта мера коснуться не должна", — говорит Александр Овеснов.

Позитивной новацией эксперт называет появление возможности рассмотрения жалоб вышестоящим налоговым органом с участием представителей налогоплательщика в случае выявления противоречий между документами последнего и материалами от нижестоящих налоговых органов. "В моей практике были подобные ситуации, когда инспекция, проводившая проверку, представляла в вышестоящий налоговый орган другие приложения к акту проверки, чем были представлены налогоплательщику, и этот факт выяснялся уже только при рассмотрении дела в суде", — отмечает Александр Овеснов.

Источник: "Коммерсантъ"